2. Климент Римский говорит о литургийном чине (ταξις), но в современном Клименту памятнике – Διδαχ τν δδεκα ποστλων этот чин, сравнительно с первым посланием к Коринфянам, имеет лишнего только: евхаристийную молитву над св. хлебом и св. чашею и потом благодарственную молитву по причащении, в которой воссылается краткое прошение о благосостоянии всей церкви, причем однако же пророкам предоставляется благодарить «как они хотят». 372 3. Уже гораздо сложнее чин литургии, описанный Иустином. Кроме установления таинства, евхаристийной молитвы и благодарения, он говорит о лобзании мира пред началом литургии, о приношениях верующих, об избрании из них и предварительном уготовлении евхаристийного вещества дьяконами, и о приношении сими последними предуготованных даров к престолу. Но само последование литургии еще предоставляется усмотрению и силам предстоятеля, что открывается из неопределенных выражений: «сколько можем», «очень долго». 4. Первичное, и притом кратчайшие и простейшее, изложение литургии в форме установившегося чина или канона, дают нам эфиопские Апостольские Постановления. Как первый и простейший, изложим его весь для удобства сравнения с позднейшими редакциями литургийного чина, при чем элементы, впоследствии образовавшие проскомидийный чин, помечаем курсивом. Он имеет такой вид: лобзание мира, приношения верующих, избрание и уготовление из них дьяконом евхаристийного вещества, принесение дьяконом предуготованных даров к жертвеннику, возложение на дары рук епископа и пресвитеров, преподание мира, горе сердца, благодарим..., достойно, весьма краткая евхаристическая молитва , установление таинства, пресуществление даров с призыванием Св. Духа, краткая предуготовительная молитва пред причащением, святая святым, един свят, преломление, причащение, краткая благодарственная молитва и краткий отпуст. 5. Затем следуют Апостольские Постановления греческие, имеющие целое чинопоследование литургии (διταξις Ιακβου) и кроме того две редакции одной только начинательной части, из коих одна древнее диатаксиса Иакова, другая позднейшего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

До недавнего времени «Благодарность» входила в число богоборческих стихотворений Лермонтова. Современный исследователь Владимир Захаров вносит существенные коррективы: «Это стихотворение, по мнению советского литературоведа Б. Бухштаба, было поэтическим ответом Лермонтова на стихотворение Красова «Молитва» и Белинскому, с которым поэт встречался в Ордонанс-Гаузе 16 апреля. Тема спора Белинского и Лермонтова стала анализом исследования Б. Бухштаба, написанного в традиционной, идеологически определенной советским литературоведением манере, когда Лермонтову приписывались антирелигиозные взгляды. В своей статье Б. Бухштаб писал: «Вполне вероятно, что и в этом споре, как в своих статьях, Белинский мог привлечь стихи Красова и Клюшникова для демонстрации преодоления дисгармонии искусством. Естественно думать, что Лермонтова раздражало сопоставление его творчества с творчеством этих поэтов и что в стихотворении «Благодарность »… он сознательно размежевался с Красовым, противопоставив его религиозно-сентиментальному оптимизму свое революционное отрицание»… По нашему мнению, в этом стихотворении Лермонтов четко выразил православное видение сути земной жизни. Он благодарит Бога за то, что поэту дано понять суть человеческого бытия, но в то же время выражает свою усталость от необходимости продолжать жизнь, постоянно получая со всех сторон удары». К этому стоит добавить, что все они – Лермонтов, Белинский, Василий Красов и Клюшников – знали друг друга со студенческой скамьи и вновь встретились, уже став знаменитостями. В 1839–1840 годах их имена на страницах «Отечественных Записок» постоянно оказывались рядом. Молитва Василия Красова «Хвала Тебе, Творец, хвала, благодаренье!» появилась в двенадцатой книжке «Отечественных Записок» за 1839 год и действительно вызвала споры, но размежевала она не Лермонтова с Красовым, а Белинского со всеми, кто не принимал его атеизма. Лермонтов в этом споре, продолжавшемся со студенческих лет, тоже оказался не с Белинским, а с Красовым, написав свою благодарственную молитву. 30 августа 1840 года датирована еще одна молитва «Благодарю!» – Евдокии Ростопчиной, являющуюся, вне всякого сомнения, откликом на молитвы Красова и Лермонтова. 

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

О великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый, Пантелеимоне! Умилосердися надо мною грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви небеснаго, верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго. Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением. Не возгнушайся греховных язв моих, помажи тыя елеем милости твоея и исцели мя: да здрав сый душею и телом, остаток дней моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего. Ей, угодниче Божий! умоли Христа Бога, да предстательством твоим дарует здравие телу моему и спасение души моей. Аминь. Молитва 5, благодарственная, по исцелении от болезни Святый великомучениче и, целителю и чудотворче Пантелеимоне, всеизрядный угодниче Божий и молитвенниче присный христиан православных! Достойно наречен еси Пантелеимон, сиречь всемилостивый, яко приемый от Бога благодать молитися за ны, болезни же целити, и всем, к тебе притекающым, к жизни временней и ко спасению потребная подавати. Сего ради и мы недостойнии, твоея милости сподобившеся, паки пред святою твоею иконою к тебе припадаем, и тя, яко искренняго угодника Божия, нашего же вернаго молитвенника и исцелителя, усердно благодарим, и Подателя всех благ Господа Бога нашего о великих благодеяниих, от Него тобою нам бывших, славим. Приими убо милостивно малое сие молитвенное благодарение наше, зане не имамы ино что по достоянию воздати тебе: и прочее время жития нашего не лиши нас, немощных и грешных, твоея помощи и молитвеннаго ходатайства у Господа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, благодарение и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 3 Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли Милостиваго Бога, да прегрешении оставление подаст душам нашым. Величание Величаем тя, страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, чтем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси. Иулиа 27. Молитва блаженному Николаю Кочанову, Христа ради юродивому, Новгородскому чудотворцу

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Чтец: Аминь. Посем молитва Великаго Василия: Молитва св. Василия Великого Боже и Господи сил и всея твари Содетелю, Иже за милосердие безприкладныя милости Твоея Единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, низпославый на спасение рода нашего, и честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый, и победивый тем начала и власти тьмы. Сам, Владыко Человеколюбче, приими и нас, грешных, благодарственныя сия и молебныя молитвы и избави нас от всякаго всегубительнаго и мрачнаго прегрешения и всех озлобити нас ищущих видимых и невидимых враг. Пригвозди страху Твоему плоти наша и не уклони сердец наших в словеса или помышления лукавствия, но любовию Твоею уязви души наша, да, к Тебе всегда взирающе и еже от Тебе светом наставляеми, Тебе, неприступнаго и присносущнаго зряще Света, непрестанное Тебе исповедание и благодарение возсылаем, Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Боже и Господи Сил и всего творения Создатель, по милосердию беспримерной милости Твоей, Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа ниспославший для спасения рода нашего и священным Его Крестом рукописание грехов наших разорвавший и им же восторжествовавший над начальствами и властителями тьмы! Сам, человеколюбивый Владыка, прими эти благодарственные и молебные прошения и от нас грешных, и избавь нас от всякого гибельного и мрачного согрешения и от всех стремящихся причинить нам зло видимых и невидимых врагов. Пригвозди страхом пред Тобою плоть нашу и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но любовью к Тебе уязви души наши, чтобы мы, к Тебе всегда взирающие и исходящим от Тебя светом направляемые, созерцая Тебя, неприступный и вечный Свет, непрестанное славословие и благодарение Тебе воссылали, безначальному Отцу с Единородным Твоим Сыном и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. РОЖДЕСТВО ПО ПЛОТИ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Молитвами святых отец наших: Господу помолимся. Господи помилуй. Молитва Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучино! К Твоему величествию припадающе со страхом и трепетом, благодарение Твоему благосердию о Твоих благодеяниях на нас, рабах Твоих, бывших ныне смиренно приносяще, Тя, яко Господа, Владыку и Благодетеля нашего хвалим, поем и величаем, и припадающе паки благодарим Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже до ныне во все дни жизни нашей и в мимошедший день милостями Твоими нас ущедрял еси, тако и на будущее время Твои благодеяния нам и всем верным всегда подавай; братий наших на судилищах, в темницах, узах, заточении, изгнании и горьких работах сущих (чад наших духовных) и всех вне храмов воздыхающих, всех любящих, милующих, питающих, благодеющих и служащих нам, заповедавших и о них же заповедано молиться, и всех сродников их и наших от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие всем даруй. И Тебе, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Единосущным Твоим Духом во Едином существе славимому Богу всегда благодарение приносити и преблагая глаголати и воспети сподоби: Слава Тебе Богу, Благодетелю нашему во веки веков. Аминь. И песнь святаго Амвросия: Тебе Бога хвалим: и обычное окончание вечерних молитв: Достойно есть: Владыко Человеколюбче: и прочее. Мирянин после благодарственных тропаря, кондака и Богородична читает одно благодарственное прошение: Благодаряще со страхом и трепетом: и непосредственно за ним произносит: Господу помолимся. Господи помилуй. Затем читает молитву с опущением слов, заключенных в скобки, и поет или читает песнь святаго Амвросия, после которой продолжает вечерния молитвы. Последование благодарственного молебного пения по получении милостыни Возглашает предстоятель: Слава Святей Единосущной и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое. Отче наш: Господи помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся: (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время служб выступал один, который священнодействовал, а все остальные были по отношению к нему «идиоты» или частные люди. Между последними, в свою очередь, были такие, которые занимали должности судей, начальников, учителей, т.е. в собственном смысле не были частными людьми. Когда совершалось богослужение, то именно они и «занимали место идиотов», т.е. не были в собственном смысле «идиотами», а только наполнили их место 493 . Но, по словам Эдвардса, подразумевать под «идиотами» в Н. З. только мирян, в противоположность служащим лицам, невозможно 494 . Судя по тону речи апостола, он просто хотел смягчить слово «идиот» более мягким выражением, – и в этом смысле понимать рассматриваемое выражение всего вероятнее. В церкви, где не было ни рабов, ни свободных, на мужеского пола, ни женского и проч., не могло быть и «идиотов», в отличие от мудрых. Но некоторые приходили в христианские собрания и не могли вполне или отчасти понимать того, что там происходило. Их апостол и называет «как бы идиотами», «занимающими место идиотов». Под εχαριστα ст. 16-го нет никаких оснований подразумевать таинство Св. Причащения. Этим словом просто обозначается здесь благодарение или благодарственная молитва . Синоним ελογα и отличается от последнего тем же, чем благодарение и признательность от хвалебной песни. В ст. 17 λλ´ сильнее выражает противоположность, чем δ. τερος вм. λλος, может быть, означает лицо совершенно иного характера. Но вероятнее означает просто: всякий другой. В ст. 18 Баур принимает речь апостола за гипотетическую и объясняет дело так: «без всякого основания некоторые ссылались на 14:6–18 в доказательство того, что апостол был высокого мнения о глоссолалии. Мне представляется очень сомнительным, следует ли понимать оба эти стиха в положительном смысле, какой им обыкновенно придают толкователи; гораздо более – словоупотребление и связь речи позволяют принимать их только в гипотетическом смысле. «Если я желаю, чтобы вы говорили языками, то должен еще более желать, чтобы вы пророчествовали».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Само собой разумеется, что человек не может благодарить Бога за страдания, если они привели ко греху или удалили от Бога, но он обязан это сделать за страдание, из которого он смог извлечь духовую пользу, которое явилось для него источником внутреннего прогресса, которое позволило ему приблизиться к Богу и стать более тесно связанным с Ним. Это означает, что он благодарит Бога не за страдание само по себе, но за духовные блага, которые он получил от Бога по этому поводу. Следовательно, только если это страдание было действительно поводом к извлечению духовной пользы, он может за него благодарить Бога. Второе подтверждение, которое можно дать этому, заключается в том, что с того времени, как человек благодарит Бога, когда он страдает, он показывает, что он не находится под гнетом страдания, отрицательно властвующим над ним, и что оно не удалило его от Бога, но что оно, напротив, было использовано, чтобы соединиться с Ним в молитве. Он открыто показывает, что он не уступил искушениям, связанным со страданием, и не позволил втянуть себя в потерю своей веры в Бога, что не разуверился в Нем или не взбунтовался против Него, но возвысился до противоположного поведения – бесстрастности в страдании, смирении и любви к Богу. Можно отметить, что благодарение Богу означает некую форму освобождения от страдания и создает большее единение с Богом, чем просительная молитва , так как оно не подчиняется более какому-то состоянию или заинтересованности, но является полностью благодарственным и незаинтересованным. Верный может дойти до благодарения Бога за страдание в соответствии с тем, когда он получил от него возможность возрастать духовно, таким же образом, как он благодарил бы Его за другую причину, которая помогла бы ему достигнуть того же прогресса (надо помнить, что человек призван благодарить Бога в здоровье так же, как и в болезни, в радости так же, как и в печали, в удовольствии так же, как и в скорби, как это советует апостол Павел: За все благодарите ( 1Фес. 5:18 )). Таким образом, благодарение в страдании свидетельствует о совершенном безразличии по отношению к страданию и о полной приверженности Богу 403 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Именем Господним благослови, отче. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. [Если Великий пост: Молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон.) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон.) Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего; яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Земной поклон.) 12 поясных поклонов с молитвой: Боже, очисти мя грешнаго. И повторяется вся молитва полностью: Господи и Владыко... Дух же целомудрия... Ей Господи, Царю... (И поклон один земной.)] Молитва св. Василия Великого Боже и Господи сил, и всея твари Содетелю, иже за милосердие безприкладныя милости Твоея Единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, низпославый на спасение рода нашего, и честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый, и победивый тем начала и власти тьмы; Сам, Владыко Человеколюбче, приими и нас грешных благодарственная сия и молебныя молитвы, и избави нас от всякаго всегубительнаго и мрачнаго прегрешения, и всех озлобити нас ищущих, видимых и невидимых враг. Пригвозди страху Твоему плоти наша, и не уклони сердец наших в словеса или помышления лукавствия; но любовию Твоею уязви души наша, да к Тебе всегда взирающе, и еже от Тебе светом наставляеми, Тебе неприступнаго и присносущнаго зряще света, непрестанное Тебе исповедание и благодарение возсылаем, Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. ДЕВЯТЫЙ ЧАС Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 83 Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни; сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе Живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя; олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя. Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе, восхождения в сердцы своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ; изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих, ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1730...

Евангельский сотник (Мф. 8) - образ совершенного человека - " который имея у себя в подчинении воина, одному говорит - уйди (злым помыслам) - и уходит, другому - прииди (добру в себе) - и приходит, и слуге своему (телу) - сделай то - и делает " . Обратная картина у обычного среднего человека - рассеянность, дисгармония, неподчиненность чувств и воли; и надо заметить, что единственно приход к вере и Церкви - снова упорядочивает эту растрепанность души, приобщает ее своей гармонии. Всякое принуждение, даже к добру, вызывает всегда только отпор и раздражение. Единственный путь привести человека к чему-либо - это действовать собственным примером и этим привести его к желанию стать на тот же путь. Тогда только, как самостоятельный, свободный акт. поворот этот будет прочен и плодотворен. Послушание не убивает, а усиливает духовную волю человека. Добродетель благодарности, как и все другие наши добродетели, как подвиги поста, молитвы, - нужна прежде всего нам самим. Само наличие в нас чувства благодарности свидетельствует о том, что в нас действительно живет несомневающаяся вера и любовь к Богу. Благодарность наша - удостоверение о правильно установленной религиозной душе. Все мы умеем просить; даже неверующие в крайние моменты прибегают к Богу, но благодарить мы не умеем. Благодарственная молитва - знак высоко поднявшейся души. Хорошо вспомнить Бога внесчастьи; но не забыть Его в радости - знак души, утвердившейся в Боге. Молитва просительная может уживаться в сердце с нашим эгоизмом, гордостью, злобой; молитва благодарения не совместима с такими чувствами. Будем же прибегать к Богу в наших бедах и обстояниях, но постараемся взойти и на более высокую ступень - благодарственной молитвы. Типичные претыкания 1. " Все люди эгоисты, все поступки, даже будь то добрые, самоотверженные - эгоистичны, т.к. всякий, делая доброе дело, получает от него удовлетворение, удовольствие " . Если я получаю удовлетворение от доброго дела, как его результат непредвиденный и неожиданный, то это не значит, что я делаю доброе дело для получения этого удовлетворения. Существует множество порывов, проступков, совершенно чуждых всякого эгоизма, т.е. совершаемых без всякого расчета получить за это награду, и вряд ли такой человек откажется совершить доброе дело, зная наперед, что оно ничего ему не принесет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/204/...

Более определенно выражено нравственное содержание молитв покаянных и благодарственно-хвалитных по самому их смыслу. Именно поэтому они не нуждаются в специальном рассмотрении, ибо являются формой покаянного или благодарственного внутреннего делания, которое и рассматривается особо. О молитве же в собственном ее значении и смысле так пишет Филарет, митрополит Московский (Дроздов): «Моления (покаянные) сетуют пред Богом и утешаются; прошения дерзают и смиряются пред Ним; благодарения веселятся и торжествуют; молитва благоговеет пред Ним и горит в любви, как жертва всегда живая и всесожигаемая... Молитва в собственном и высшем ее знаменовании забывает некоторым образом и зло и собственное благо, и устремляется к созерцанию верховного и всеобщего блага в Боге». Таким образом, молитва тогда лишь имеет точный нравственный характер и содержание, когда она направлена к безусловно благой цели. Такой целью не может быть просто удовлетворение собственных желаний, какими бы обоснованными и даже «духовными» они ни казались. Иными словами, для понимания нравственного строя молитвы, имея в виду ее личностное осуществление, один из самых существенных вопросов – вопрос о цели. Ясно, что если целью является удовлетворение грубого или тонкого сластолюбия, включая и психологическое сластолюбие от факта переживания своих молитвенных состояний, или тонкое духовное тщеславие, или желание получить земные блага ради их приятности – нравственная оценка такого молитвенного «подвига», несомненно, будет отрицательной, независимо от того, догадывается ли об этом сам «молитвенник» и окружающие его или нет. Известны и еще некоторые характеристики, если не относящиеся к существу молитвы, то, по крайней мере, к нравственно-психологическому ее ведению. Это касается, прежде всего, внимания ума и сочувствия сердца. На поверхностный взгляд, внимание или невнимание ума при молитве не относится к нравственному строю. На самом деле это не так. Не пребывающий во внимании на молитве тем самым выявляет, что его воля к Богу как центру его духовного сердца, повреждена и центрами оказываеются те объекты внимания, которые заменяют его молитвенное содержание, и духовные интенции тем самым искажены грехом. Это тем более понятно, когда речь идет о сочувствии сердца. Ум при определенных упражнениях может привыкнуть быть внимательным, но в сердце могут вполне находиться иные «сокровища», и подобное фарисейство или нравственная шизофрения – явление, к сожалению, хорошо известное в христианском мире.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010