Апостол ко Ефесеем, зачало 233. Евангелие от Матфея, зачало 98-99 ( сборное) . Рече Господь Своим учеником: услышати имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти, но не тогда есть кончина. Востанет бо язык на язык и царство на царство, и будут глади и пагубы, и тр у си по м е стом. Вся же сия начало болезнем. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть. Избранных же ради прекратятся дние оны. По Евангелии ектения: Рцем вси: По Еще молимся о богохранимей стране нашей: присоединяем прошения особая: — Еще молимся, о еже прияти Господу Спасителю нашему исповедание и благодарение нас, недостойных рабов Своих, яко не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но и в годину искушения, пришедшаго на Отечество наше и на всю вселенную, избавил ны есть, и внегда, обышедше, обыдоша нас врази наши, явил есть нам спасение Свое. — Еще молимся о вождех и воинех наших, на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся, яко да даст им Царь славы в день праведнаго Своего воздаяния жизнь вечную и венцы нетления, нас же всех в вере и единомыслии утвердит. — Еще молимся Тебе Господу, Богу нашему, о еже призрети на, скорби, бед ы , страдания, слезы и стенания людей Своих, и Милостиву быти и отвратити весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и помиловати ны. Возглас: Услыши ны, Боже, Спасителю наш: Хор: Аминь. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Иерей же со всею церковию со всяким вниманием и умилением глаголет молитву сию велегласно: Боже Великий и Непостижимый, спасаяй погибающия, животворяй мертвыя,/вся творяй по воли Твоей, и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая!/Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих,/сердцем и усты возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия.

http://pravmir.ru/molitva-patriarxa-blag...

Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творити волю Твою во спасение души моея окаянныя и во славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Благодарственная молитва великомученику и целителю ПАНТЕЛЕИМОНУ Святый великомучениче, целителю и чудотворче Пантелеимоне, всеизрядный угодниче Божий и молитвенниче присный христиан православных! Достойно наречен еси Пантелеимоном, еже есть всемилостивый, яко, прияв от Бога благодать молитися за ны и болезни целити, ты богатно подаеши всем, к тебе притекающим, различныя исцеления и вся к жизни временней и к спасению потребная; сего ради и мы, недостойнии, сподобившеся твоея милости, паки пред святою твоею иконою прибегаем к тебе, и прославляюще тя, яко искренняго угодника Божия, нашего же вернаго молитвенника и исцелителя, усердне благодарим тя и подателя всех благ Господа Бога нашего о великих благодеяниих, от Него тобою нам бывших. Приими убо милостивно малое сие молитвенное благодарение наше, зане не имамы ино что по достоянию воздати тебе, и прочее время живота нашего не лиши нас, немощных и грешных, твоея помощи и молитвеннаго ходатайства у Господа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, благодарение и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы о детях Молитва супругов о даровании детей Услыши, Боже Милосердый и Всемогущий, моления наша, буди милостив нам и ниспосли нам благодать Твою. Яко Давый закон умножения рода человеческаго, буди и нам милостивным Покровителем, да помощию Твоею исполнится и на нас Тобою установленное. Ты властию Твоею из несущаго вся сотворил еси положил еси начало всему, в мире сущему – сотворил еси человека по образу Своему и тайною высокою освятил еси союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковию Своею. Призри, Милосерде, на рабов Твоих сих, союзом брака соединенных и о помощи Тя умоляющих, да будет на них милость Твоя, да будут яко лозы плодовиты и да увидят сыны сынов своих даже до третияго и четвертаго рода, и, старости достигше, войдут в царство небесное, милостию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Святым Духом вовеки.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Отца, едине исцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси, грешнаго, и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развитися и умертвити мене по грехом моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творити волю Твою во спасение души моея окаянныя и во славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Благодарственная молитва великомученику и целителю ПАНТЕЛЕИМОНУ Святый великомучениче, целителю и чудотворче Пантелеимоне, всеизрядный угодниче Божий и молитвенниче присный христиан православных! Достойно наречен еси Пантелеимоном, еже есть всемилостивый, яко, прияв от Бога благодать молитися за ны и болезни целити, ты богатно подаеши всем, к тебе притекающим, различныя исцеления и вся к жизни временней и к спасению потребная; сего ради и мы, недостойнии, сподобившеся твоея милости, паки пред святою твоею иконою прибегаем к тебе, и прославляюще тя, яко искренняго угодника Божия, нашего же вернаго молитвенника и исцелителя, усердне благодарим тя и подателя всех благ Господа Бога нашего о великих благодеяниих, от Него тобою нам бывших. Приими убо милостивно малое сие молитвенное благодарение наше, зане не имамы ино что по достоянию воздати тебе, и прочее время живота нашего не лиши нас, немощных и грешных, твоея помощи и молитвеннаго ходатайства у Господа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, благодарение и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы о детях Молитва супругов о даровании детей Услыши, Боже Милосердый и Всемогущий, моления наша, буди милостив нам и ниспосли нам благодать Твою. Яко Давый закон умножения рода человеческаго, буди и нам милостивным Покровителем, да помощию Твоею исполнится и на нас Тобою установленное. Ты властию Твоею из несущаго вся сотворил еси положил еси начало всему, в мире сущему – сотворил еси человека по образу Своему и тайною высокою освятил еси союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковию Своею.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

1 утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. Елкана, как муж Анны (см. ком. к 1,11), призывает Бога помочь Анне исполнить принятый ею обет. 1 три тельца... и одну ефу муки и мех вина. По-древнееврейски «трехлетнего тельца...». В соответствии с Чис. 15,8–10 , исполнение того или иного обета должно было сопровождаться специальным приношением Господу, состоящим из молодого тельца, тонкой муки и вина. Анна делает приношение даже большее, чем предписывается законом. 1 чего я просила у Него. См. ком. к 1,20. Глава 2 2:1–10 Молитва Анны о даровании ей сына была услышана Господом, и она, исполнив данный ею обет, возносит Ему ликующую песнь благодарения. Воспевая в ней всемогущество Божие и Его милость к смиренным духом, Анна открывает основные темы книг Царств. Темы всемогущества Божиего, Его милости и спасительной помощи Своему народу снова звучат в конце Второй книги Царств (гл. 22) в благодарственной песне Давида. Эти две песни, таким образом, представляют собой своего рода поэтическое обрамление первых двух книг Царств. Однако тематическая преемственность не ограничивается пределами этих книг и даже пределами ВЗ новозаветная благодарственная песнь Марии («Величит душа Моя Господа», Лк. 1,46–55 ) продолжает хвалу, воспетую Анной: обе песни начинаются ликующими словами о Боге Спасителе (ст. 1; Л к. 1,46–48), в обеих превозносятся единство и святость Божий (ст. 2; Лк. 1,49.50 ), порицается надменная гордыня (ст. 3; Лк. 1,51 ), отмечается переменчивость человеческих судеб, объясняемая их зависимостью от всесильного Божественного вмешательства в их ход (ст. 4–8; Лк. 1,52.53 ), а также постоянная забота Господа о тех, кто хранит Ему верность (ст. 9; Лк. 1,54.55 ). В последнем стихе своей песни Анна говорит о том, что, хотя человек и бессилен перед Богом, Сам Бог укрепит и придаст силы Своему царю, Своему помазаннику (ст. 9 и 10). Подобно большинству древнееврейских псалмов, благодарственная песнь Анны составлена таким образом, что абстрактные выражения в ней явно преобладают над конкретными деталями, благодаря этому, как и псалмы, она не привязана жестко к одному какому-то случаю, но могла исполняться в самых разных ситуациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

д. благодарить, а Того, от Кого мы все эти дары получаем. Впрочем, церковная традиция многое предусматривает нам в помощь. Изобретать велосипед нет необходимости. Внимательное чтение утренних и вечерних молитв — уже неплохо. Среди этих молитв многие — благодарственные. Хорошо будет, если мы, окончив вечернее молитвенное правило, окинем мысленным взором прошедший день и вспомним, за что конкретно можем сегодня поблагодарить Господа. Уверен, что, как бы неудачно ни сложился этот день, вглядевшись, мы сумеем немало найти в нем такого, за что нужно благодарить. Так будем же вглядываться и находить! Находить и благодарить! Это очень хороший способ бороться с духом уныния. Некоторые духовники советуют вести дневник и неукоснительно записывать в него все укоры совести. А есть другое аналогичное духовное упражнение, которое я иногда советую людям, склонным к унынию или переживающим трудные обстоятельства: каждый вечер садиться и записывать, допустим, десять пунктов, по которым я сегодня могу поблагодарить Господа. Сначала это бывает нелегко, но уже через несколько дней «глаза души» привыкают к «темноте» и обретают способность разглядеть куда больше, чем десять причин быть в этот день благодарным. Внешнее приложение к внутреннему чувству Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень многое доброе получаем мы через людей, которых Господь часто делает участниками Своих благодеяний. Благодарить людей можно по-разному. Кому-то достаточно от всего сердца сказать «спасибо!». А кто-то считает, что «лучше маленький рубль, чем большое спасибо». Что ж, иногда нужно и рубль дать, если от нас ждут именно такой благодарности. Открытки… цветы… различные подарки… Все это неплохо, если это — внешнее приложение переживаемому в сердце чувству искренней признательности. Отблагодарить человека надо соответственно тому, какая форма благодарности будет приятна ему. А какая благодарность приятна Богу? Конечно же, главное — это Евхаристия! Благодарственные молитвы, добрые дела, совершаемые во славу Божию, пожертвования, милостыни — все это прекрасно, но все же самое важное — участие в Божественной литургии, на которой совершается Таинство Евхаристии.

http://pravmir.ru/blagodarnost-2/

“Стол, где не бывает никакого помина о Боге, ничем не отличается от стойла животных.” б) Неверие говорит: “Человек сам себе приобретает хлеб, своим усердием и трудами своих рук.” Но вера говорит: “Конечно Бог не дает никакого хлеба без труда, без надлежащего приготовления полей и проч. Но Бог дает понятливость и силу к труду . Человек только может сеять и поливать, но Бог дает успех. Поэтому следует молиться, просить и благодарить.” в) Неверие говорит: “доброта пищи, насыщение и подкрепление зависит от надлежащего выбора, приготовления и состава пищи, от предварительного труда и своевременного употребления пищи.” Но вера говорит: “доброта пищи приходит от Бога .” Многие люди не подкрепляются самой лучшей и здоровой пищей. Если бы от людей зависела польза пищи, то не говорили бы так часто: “никакая пища мне не впрок!” — Поэтому вера совершает застольную молитву ! 2. Её свойство и составные части. Молитва застольная состоит собственно из прошения перед и благодарения после принятия пищи, сопровождаемого крестным знамением. а) Молитва просительная заключается в словах: “очи всех на Тебя уповают” и проч. или: “хлеб наш насущный даждь нам днесь.” Благодарственная : “благодарим Тебя, Христе Боже наш и т. д.” Но следует действительно просить и благодарить! Та и другая молитва, по древнему обычаю Церкви, должна сопровождаться крестным знамением. б) Относительно необходимого свойства застольной молитвы заметим, что она должна совершаться не в доме только, но и вне дома; не одними только нами, но и со всем семейством. 3. Её влияние на жизнь. Жалуются на столь многое и не знают, как помочь. Истинно христианская застольная молитва прекратит многие жалобы. а) Жалуются, что слуги и дети часто так грубы , бесчувственны, неблагодарны. Кто киноват? Совершайте надлежащим образом застольную молитву, благодарите, как следует Бога , научите других благодарить Его, и вам также будут благодарны! б) Жалуются, что бедные принимают подаяния как бы по праву , и не хотят ни о чем более просить . Не делаем ли и мы точно также в отношении к Богу?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Молитва есть краткое моление; молебное пение или молебен есть сокращение всенощного бдения; лития есть молебпое пение с исхождением 825 . 1 . Освящение основания и обновление градов есть древнее священное обыкновение. По ясному свидетельству Писания утверждение града особенно зависит от благословения Божия, которое почиет на исполняющих волю Божию ( Втор.28:16 ). Благословение на град призываемо было в ветхом Завете ( Неем.12:37 ). В IV веке при Константине Великом совершено было обновление Константинополя 826 . Освящение основания нового града состоит в окроплении освященною водою основания; в молитве ко Господу, дабы Он милостиво споспешествовал благому начинанию, призрел на град, насадил его и ограждение его утвердил, как некогда Господь насадил ветхого Израиля, которого как виноград перенес из Египта, всех же во граде вселитися и жить хотящих утвердил в Прав. вере, даровал им здравие и долгоденствие, домы их исполнил всякого блага, да богатно приносят Господу от даров Его, нищих же и странных милуют и все дела милосердия исполняют; в крестообразном положении основных камней. Равно призывается благословение Божие и на новосооруженный град молитвою ко Господу о благословении хотящих жить в сем граде; о даровании им благ видимых и премирных, о избавлении граждан от глада, губительства, труса, потопа, огня, нашествия иноплеменников и междоусобной брани: явить град непреоборимым, для врагов неприступным, паче же грозным и страшным. После молитвы новосооруженный город постановлено окроплять освященною водою. Примеч. Прав. христиане, освящая основание и совершение города, имеют обычай иногда с благодарением Богу – торжествовать столетие града. Так в 1803 году совершено было священное благодарственное празднование столетия С.–Петербурга, продолжавшееся три дня – с 15 мая, со дня, в который первоначально положено было основание С.–Петербурга. Торжество состояло из праздничного Богослужения, по чиноположению. После литургии принесено было Господу благодарственное моление. По отпуске провозглашена была вечная память основателю столицы Петру I и многолетие царствовавшему потомку его Александру I 827 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мне подумалось — вот образец соединения духовной и телесной пищи, от Бога подаваемой, с молитвой и благодареним принимаемой, усвояемой умом, душою и телом и благотворно питающей всё человеческое существо, принося ему максимально возможную пользу. И как же искажается весь смысл получения сего Божественного дара в некогда столь любимых мною развесёлых застольях, с реками спиртного, изощрёнными яствами, шумом, смехом, подчас похабными блудными шутками и речами… Чем насыщается душа в подобных «трапезах», какую пользу получает созданное храмом Духа Божьего человеческое тело? Сияющий широкой добросердечной улыбкой, словно желающий охватить своей любовью всех здесь присутствующих, трапезарь отец Е-й, слегка наклонившись ко мне, спросил: «Вам налить ещё какао?» Я благодарно кивнул. А молитва не прекращалась. Трапеза завершилась, прогремело под гулкими сводами многоголосое благодарственное моление, мы вышли на залитый утренним солнышком двор, и я остановился у молчащего фонтана. Молитва не прекращалась. Ко мне подошли Флавиан с Игорем и отцом К-ой, мы говорили о сегодняшнем маршруте, звонили послушнику Сергию, ходили в архондарик за необходимыми вещами, что-то решали, что-то обсуждали, и я активно участвовал во всем этом. А молитва не прекращалась. Молитва перестала быть для меня работой, требующей напряжённых усилий ума и воли, она пошла сама, как дыхание, как ток крови, как естественное состояние души, пребывающей в общении со своим Творцом. Я не удивлялся этому, не пытался анализировать своё состояние и делать какие-либо рассудочные выводы, я просто принимал это ощущение вместившегося в меня Небесного Царства как дар, как данность, пришедшую просто потому, что — так надо! Так угодно Христу, Он знает, для чего мне дано это Небесное счастье пребывания в благодатном единении с Богом. Я просто был счастлив как никогда в жизни и… слава Богу за всё! Мы ездили по афонским дорогам, на ходу пропевая молебны, мы слушали рассказы послушника Сергия о проезжаемых нами святых местах, мы пили воду из святых источников и кофе на балконах архондариков, мы прикладывались к святыням, очереди к которым, когда их привозили в Москву, измерялись километрами и сутками. Мы карабкались по горной тропинке к пещере преподобного Антония Киево-Печерского, возвышающейся на склоне горы над мятежным зилотским монастырём «Есфигмен».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1588

Эта молитва всемогуща, потому что Тот, Кого мы призываем, Христос, всемогущ, и молитва становится энергией, которая идет от всемогущего Бога и входит в нас. Когда мы призываем Христа постоянно и крепко держимся за Христово имя, тогда эта молитва таинственным и непостижимым образом вторгается в нашу жизнь, разбивает каменное сердце, проникает в глубину человеческого бытия и так дает нам возможность иметь общение со Святым Духом. Поэтому молитва является необходимым условием. «Непрестанно молитесь», – говорит апостол. И еще: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» . Вот так. Невозможно, если ты призвал Христа, чтобы Христос не нашел способа спасти тебя. Невозможно. Бог всемогущ, невозможно, чтобы диавол – как бы коварен он ни был, сколько бы аргументов против нас у него ни было – победил Божию силу, когда человек призывает Христа. Мы говорим: «Не знаю, как избавиться от этой страсти!» Мы пленники, мы все пленники. Кто здесь может гордиться свободой? Ни я, ни другой кто-нибудь. К сожалению, мы все рабы греха, пленники – одни меньших, другие б о льших страстей, потому что мы немощные люди. Однако когда мы с болью в сердце призываем Христа и понимаем, что нуждаемся в Его приходе, тогда мы предоставляем Богу действовать, а Он знает, как спасти нас. Достаточно лишь смиренно предать себя в Божии руки, а у Бога имеется много способов. Как врач, когда он должен вылечить человека, не жалеет его, а режет его, зашивает, отрезает у него плоть, делает уколы, истязает его, так сказать, безжалостно, потому что если он будет жалеть его, тот не вылечится, – так и в наших глазах дело выглядит так, будто благий Врач Бог не жалеет нас. И некоторые люди стонут: «Боже, неужели Тебе не жаль меня? Сколько же мне еще мучиться?» Тут мы походим на детей, которые не понимают целительного вмешательства Бога. Хотя, как люди, мы и не можем в здешней жизни понять этого как следует, но когда наступит пора покинуть мир сей, тогда у нас откроются очи души, и думаю, что первым благодарением, первым благодарственным воплем к Богу будет благодарение за все скорби, которые мы пережили в этом мире.

http://pravoslavie.ru/48548.html

от себя, очень интересные и характеристичные строки. Вот они: «О приношении елея. Кто приносит елей во время евхаристии, (то) произносить над ним благодарение так же, как над хлебом и вином». Известно, что между позволительными предметами церковных приношений считался и елей; он употреблялся на приготовление мира и для других богослужебных нужд, и над ним, как видно, произносилась особенная молитва, и при том, судя по смыслу приведенных слов, произносилась эта молитва во время евхаристии и, по-видимому, самими же приносителями (факт, из которого очень осязательно открывается великое участие общины в совершении богослужения). Еще важнее другое дополнение; говорится: «а кто не станет употреблять этих слов (т.е. указанной формулы освящения даров) может благодарить по своей силе, употребляя другие выражения». Замечательный факт в подтверждение первоначальной свободы в изложении молитвы евхаристии – свободы, имевшей, без сомнения, более широкое приложение к другим молитвам. После слов освящения и призывания Св. Духа священник произносил краткую молитву «о неосужденном принятии св. тайн». Диакон возглашал: молитесь. Священник произносил другую молитву подобного предыдущей содержания. Затем, после возгласа диакона: преклоните главы ваши, предстоящие! Следует новая молитва над преклонившими главы. Диакон: будем внимательны (respiciamus), или: поднимем глаза ad orienteni. Священник: святая святым; народ: един свят Отец, един свят Сын, един есть свят Дух Святый. Затем происходит само приобщение, во время которого поют гимн хвалы (attolilnt hymnum laudis), – не известно, какого содержания. Как совершалось приобщение, не говорится, а все дело ограничивается кратким замечанием: «и приступает народ, принимая врачевство, которым отпускаются грехи души его». За причащением следуют две краткие молитвы: одна благодарственная, другая отпустительная. В заключение священник говорит: Господь со всеми вами. Народ отвечает: и се духом твоим. Священник: отыдите с миром. Тем евхаристия кончается. – Такова формула литургии, сохраненная в одной из древнейших ее редакций, относимой Бунзеном к половине 2-го века. Если сравним ее содержание

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010