XV–XVII вв. «Хожение гостя Василия». Один из русских купцов, современник знаменитого тверитянина Афанасия Никитина, автора «Хожения за три моря», также оставил нам путевые записки 1465–1466 гг., известные под названием «Хожение гостя Василия», которое сохранилось в двух списках .Василий-гость подробно описал Каир, Антиохию, Дамаск, Иерусалим, другие города Ближнего Востока и Малой Азии, приведя сведения об их укреплениях, водоснабжении, торговле, составе населения Сухопутные дороги из Малой Азии в Палестину проходили через Сирию. На территории Восточной Европы зафиксировано свыше 100 целых и фрагментированных находок сирийских поливных сосудов XI–XV вв. Возможно, из Сирии поступила часть толстостенных сфероконических сосудов, предназначенных для перевозки и хранения ртути, лекарственных препаратов, прочих высокоценных жидкостей, производившихся на Востоке. Еще в конце XIX в. в Благовещенском соборе Московского Кремля обнаружили клад из 13 восточных поливных сосудов, в том числе полусферической чаши с орнаментальным мотивом в виде пересекающихся кругов, характерным для средневековой Сирии. В. Ю. Коваль предположил, что в восточнославянские земли «сирийские импортные изделия могли доставляться не столько купцами, сколько паломниками в Святую Землю, активно курсировавшими между Русью и Восточным Средиземноморьем в XII – половине XIII в. и лично посещавшими Исследователь не исключает и возможности их приобретения на крупных международных рынках других стран Востока. Хотя Василий-гость не раз в своем «Хожении» использует глагол «приехать», но нигде не указывает транспортные средства, которые использовал.Довольно странный маршрут путешествия гостя Василия заставил исследователей задуматься о подлинной его цели. Вот какое суждение о госте Василии сделал, в частности, Л. Н. Майков: «При всей своей набожности, при всем внимании к предметам священным, в нем виден мирянин, и именно человек торговый» . По мнению Майкова, «цель его путешествия была не единственно паломническая, но также и торговая», на что указывают описание в «Хожении гостя Василия» не только христианских святынь, но и городских укреплений, мостов, мельниц, бань, караван-сараев, торгов, а также необычный (во всяком случае для паломника) маршрут поездки .

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

Какое счастье – счастье предвкушать! Однако, В. Брюсов – математик поэзии – рисует картины, выверенные технически и насыщенные метафизически, словно тщась вывести корень квадратный события: Ты была единая от нас, Днем Твоей мечтой владела пряжа, Но к Тебе, святой, в вечерний час Приступила ангельская стража. О царица всех мирских цариц, Дева, предреченная пророком. Гавриил, войдя, склонился ниц Пред Тобой в смирении глубоком. Строгость и стройность стиха завораживают – до цветовых оттенков речи. Видение Блока необыкновенно нежно, и – окрашено в космические, проступающие сквозь земными тона: С детских лет — видения и грезы, Умбрии ласкающая мгла. На оградах вспыхивают розы, Тонкие поют колокола. Слишком резвы милые подруги, Слишком дерзок их открытый взор. Лишь она одна в предвечном круге Ткет и ткет свой шелковый узор. Плавное великолепие пышного стиха, и психологический рисунок Девы, завораживающий вполне. А вот – Владимир Бенедиктов, несправедливо забытый поэт, рисует картины, используя классицизм, его приподнятость: картины столь же яркие, сколь же, мнится, и бытовые: Кто сей юный? В ризе света Он небесно возблистал И, сияющий, предстал Кроткой Деве Назарета: Дышит радостью чело, Веют благовестью речи, Кудри сыплются на плечи, За плечом дрожит крыло. У Цветаевой – праздник освобождения: неистовый звук, и такие же ритмы сердца, и будто оно, настежь распахнутое, даёт необычные, трепещущие красками картины: В день Благовещенья Руки раскрещены, Цветок полит чахнущий, Окна настежь распахнуты, — Благовещенье, праздник мой! В день Благовещенья Подтверждаю торжественно: Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят! — Летите, куда глаза глядят В Благовещенье, праздник мой! …не столь уж многие прикасались пером сердца к таинственному празднику: но прикосновения эти превращались в праздник слова, доказуя неисчерпаемость богатства русской лиры… Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/06/...

И сегодня в России нужен целый слой управленцев - не западно-менеджерской закваски, а людей готовых к самопожертвованию ради своего Отечества, воспринимающих власть как тяжелейший Крест... Но такие люди вряд ли появятся путем механического подбора, в результате выдвижений по партийной линии или за счет какого-то лоббирования. Вероятно, само грозное время, которое, видимо, уже не за горами, выдвинет таких людей. Беседу вела Елена Евдокимова Игорь Анатольевич Романов - советник директора РИСИ, доктор социологических наук. Родился в 1971 году в Благовещенске Амурской области, окончил истфак УГПИ, РАГС при Президенте РФ, Академию управления МВД России. Занимаемая должность перед приходом в РИСИ - начальник департамента по внутренней политике аппарата полпреда Президента РФ в ДФО. Автор ряда монографий и статей, в том числе книги «Стратегия восточных территорий». Руководил Северо-Кавказским центром РИСИ. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

По сути дела, это новое единство в значительной степени предваряет систему декорации Мирожского собора и более поздних монументальных циклов Новгорода. Прежде существовало устойчивое мнение об архаизме антониевских фресок, на первый взгляд подтверждаемое внешним тяготением к нормам искусства за пределами эпохи Дук. На самом деле, как это показывают последние изыскания, 295 генезис такой живописи более сложен и не связан с архаикой. Специфику существования фресок в интерьере подтверждает сложный характер росписи. Крупный масштаб, нарочитый отказ от ритмичности, массивная архитектоника, обилие фронтальных фигур, лаконичность композиций созвучны мощи интерьера, акцентируют доминирующие ритмы архитектуры собора. Даже в сценических изображениях («Благовещение», фрагментарно уцелевшие сцены боковых алтарей) главенствуют вертикали. Фигуры впечатляют своими крупными, распластанными на поверхности торсами, массивными силуэтами. Однако эта несущая отголоски прежней неподвижности формы «блочность» постоянно нарушается введением ракурсов, совмещением фронтального расположения с «вывернутыми» относительно торса руками: повсюду обнаруживается тенденция к более динамичным, чем прежде, решениям. Особенно заметен новый подход в интерпретации фигуры сидящей Богоматери из «Благовещения " » или в S-oбpaзho изогнутой фигуре юноши из сцены «Брак в Кане Галилейской». Показательно сравнение фигуры Богоматери в новгородском цикле с идентичной фигурой фрески Киевского Михайловского монастыря. В киевской композиции, датированной 1112 г., фигура, помещенная почти внутрь округлой экседры, несмотря на её явную подвижность, сохраняет таким образом свои статуарные качества. На фреске в Новгороде основной ритм задан вертикалями, последовательно расположенными друг за другом (трон, фигура Девы, узкая высокая палата). При этом все формы вытянуты в высоту, что ориентирует движение не из глубины наружу, а вдоль стенной поверхности. Эти же мотивы движения усилены заостренным линейным ритмом уплощенных одежд, буквально испещренных отвесными или ломаными узорами складок. К тому же мотивы уплощения объема фигур и второстепенных элементов существуют не сами по себе, а как способ подчеркнуть округлость и материальную весомость ликов. Сходные приемы дифференцированного подхода к фигуре (распластанной, насыщенной игрой подвижных драпировок) и к личному (чрезвычайно плотному, ощутимо трехмерному) являются характерным признаком комниновского искусства второго этапа 296 (второй четверти XII в.). Если михайловские мозаики стали своеобразным водоразделом русского искусства македонского и нового (комниновского) периодов, то фрески Антониева собора демонстрируют очевидность художественного мышления в формах зрелого комниновского стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце весны 1945-го он вновь начинает служить, на этот раз в Благовещенском соборе города Мурома. Народ любил патриарха Пимена за его благочестие. Митрополит Питирим (Нечаев) вспоминал: " Святейший Патриарх Пимен прежде всего заботится о нуждах паствы. Молитва - главная сила Церкви, Святейший Патриарх Пимен в своих проповедях, в отдельных высказываниях, всем своим служением Церкви говорит об этой основной черте церковной жизни " . Проповедническое служение Патриарх считал одним из самых главных в служении пастыря. Многие не понимали его, упрекали в " слабости " перед властью. Но это не так. Самые яркие слова, на наш взгляд, произнес Патриарх-Католикос всей Грузии Илия II после отпевания Святейшего патриарха Пимена: " Когда мы со стороны смотрим на жизнь Святейшего Патриарха Пимена, то видим только величие и славу, вспоминаем торжественные богослужения, но не видим тяжелых испытаний, которые он перенес, бессонных молитвенных ночей, слез и страданий, того тяжелого креста, который он нес... " Эти краткие примеры раскрывают только одну из сторон духовного служения Святейших патриархов ХХ века - любовь к своей пастве и стране, выразившуюся в их церковно-патриотической деятельности, одной из важнейших в те трудные годы. Ольга Юрьевна Васильева - доктор исторических наук, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы http://www.tserkov.info/numbers/history/?ID=1469 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Второй художественный опыт дает наш барельеф, представляя «Поклонение волхвов» в особенно торжественной обстановке. Божия Матерь с Младенцем сидят здесь на почетном престоле, поставленном на подножии, которое утверждено на ряде небольших колонок. Мария сидит на мягкой подушке трона, обратившись к волхвам и держа Младенца Иисуса перед собою на коленях; Младенец держит в левой руке свиток, правую же, вероятно, протягивал к волхвам. Позади этой группы стоят две фигуры в апостольских одеждах, обе подняв правую руку, в знак поклонения или торжественного приветствия группе волхвов. В двух фигурах ранее думали видеть пророков Исаию и Михея, свидетельствовавших о Рождестве Спасителя, но для данной эпохи такое толкование неуместно; несравненно более отвечает эпохе видеть в этих фигурах образы двух архангелов за троном, обычных спутников Спасителя и Марии, начиная с IV столетия. Перед троном ангел, выступая вперед, приглашает волхвов подойти к трону. В прочей части барельеф не сохранился, и только на левом углу видно заканчивавшее всю картину дерево. Большинство историков искусства, восхищаясь тонкою резьбой драпировок, относило этот фрагмент по стилю к четвертому веку, иные – к концу четвертого столетия. Действительно, даже неправильности в рисунке, здесь наблюдаемые, указывают на относительно раннюю эпоху барельефа, а по общему стилю он примыкает еще к типу Александрийского рельефа, известного своим живописным направлением. Ряд рельефов заканчивается характерным в иконографическом отношении изображением «Поклонения волхвов» на известной резной двери базилики св. Сабины (рис. 27): здесь изображение дано на фоне городской стены (Вифлеема), и Мария с Младенцем представлены сидящими наверху некоторой платформы в виде уступчатой террасы. Такая реалистическая подробность в иконографии этой темы более не встречается и показывает, что замечательная иконография двери является оригинальной переработкою излюбленных древнехристианским искусством тем, но еще в иных памятниках нам пока неизветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Особое место в жизни прихода занимает работа с детьми и подростками – ведь вопросы воспитания, образования и духовного развитии детей никогда не были из категории простых. Не всегда легко убедить подростков оставаться в Церкви: из храма порой уходят даже те, кто воспитывался в воцерковлённых семьях и посещал богослужения почти с самого рождения. Поэтому в Благовещенском соборе основные принципы веры, доброделания, соблюдения заповедей детям объясняют, помогая им расти духовно. Воскресная школа при храме работает давно, для всех возрастов: от самых маленьких (4–5 лет) до подростков 16–17 лет. Руководит школой Галина Ивановская; ей помогают Марина Соболева (преподаватель) и Людмила Сухоницкая (музыкальная часть). С директором воскресной школы мне удалось поговорить в тот день, когда я был на службе в каунасской церкви. – Мы традиционно начинаем занятия с сентября (на новолетие), изучаем праздники, – говорит Галина. – Но я вижу, что детям это всё быстро надоедает, особенно если они прошли младший и средний уровни. Поэтому включаю им иногда современные социальные ролики (для старших), а потом мы обсуждаем эти темы, пропускаем через себя. Такой подход тоже неплохо работает, наряду с более традиционным. По словам Галины Ивановской, материалы для занятий она ищет постоянно в разных источниках, и, как правило, в субботу, накануне учёбы, собирает фрагменты в единое целое. Для каждой возрастной группы есть свои темы. Подходы и методы работы тоже отличаются, так как интересы и способности 5-летнего ребёнка нельзя, конечно, сравнить с 15-летним. Каждый урок зависит даже от настроения детей (состав может меняться по разным причинам, ведь воскресная школа – это свободное посещение). – На самом деле, с самыми младшими ребятами работать проще всего, – утверждает Галина. – Конечно, они быстро устают, но мы с ними рисуем, разукрашиваем, стараемся многое узнавать в игровой форме. Вот, увидел ребёнок книгу с крестом на обложке: «А я книгу нашла про Боженьку». Это Библия была. Мы всё это проговариваем – например, у нас была тема «Мы – христиане», говорили о Христе, о радости, о том, что у верующего человека всегда есть повод порадоваться – и этим нужно делиться, особенно с теми, кому грустно. К этой теме я включала мультфильм «Просто так». Замечательный мультик, где радостный мальчик вручает букет цветов грустному ослику – ни за что, «просто так». И доброе настроение передаётся всем, кто затем получает этот букет. Мир как бы преображается, становится из чёрно-белого цветным. Хорошие мультфильмы – это база добра; они позволяют говорить о добре не прямо, но через какие-то сюжетные линии, примеры.

http://pravoslavie.ru/151081.html

Зато академик Алексей Шахматов всю жизнь вспоминал свою гимназию с благодарностью. Дело в том, что будущего исследователя русских летописей сначала отдали в частную гимназию Креймана на Петровке. Гимназия Креймана имела репутацию строгого учебного заведения, где умели добиваться поставленной цели – воспитать высоконравственных граждан, полезных для общества и приученных к труду. Туда принимали между прочим и исключенных из других гимназий – «на исправление». К Крейману отнюдь не мечтали попасть: Илью Эренбурга, например, отец пугал тем, что с таким «дурным балльником», как у него, ему придется идти только в гимназию Креймана. Алеше Шахматову, гениальному мальчику, который серьезно занимался наукой, изучал древние языки и мечтал стать историком, было у Креймана невыносимо. Его характер там начал портиться: в знак протеста мальчик стал драться. Дядя забрал его с собой за границу, и двенадцатилетний Алеша Шахматов занимался в университетских библиотеках Лейпцига и Мюнхена, читая в оригинале древние иностранные источники, содержавшие сведения о начальной русской истории – те самые, которые цитировали Карамзин и Соловьев. Но так случилось, что ему пришлось вернуться в Россию и вновь оказаться в ненавистной гимназии Креймана. Судьба сжалилась над гением. После экзамена в гимназию на Покровке он был сразу принят в пятый класс. Преисполненный счастья, он писал родным, что их гимназия имеет преимущества не только перед частной гимназией Креймана, но и перед всеми другими, так как у них лучшее здание, лучшее содержание и, главное, лучшие учителя. Шахматов сам был «лучшим», удивительным гимназистом. Его называли «мальчиком-легендой». Еще юным он вошел в круг известных ученых, таких как Ф.Е. Корш, Ф.Ф. Фортунатов, В.Ф. Миллер. Переписывался с А.И. Соболевским, который сначала не подозревал о его возрасте и величал милостивым государем. За год до окончания гимназии Шахматов выступил оппонентом на защите магистерской диссертации А.И. Соболевского. Алексей Александрович Шахматов окончил гимназию в 1883 году с серебряной медалью, поступил в Московский университет и уже через десять лет получил степень доктора и звание академика. Его метод сравнительно-исторического анализа произвел революцию в исследовании русских летописей. Он изучал древние летописные своды, выявляя их источники, разновременные фрагменты и датируя их. Так был исследован состав летописи «Повесть временных лет».

http://pravoslavie.ru/4131.html

19-я гомилия, «О Вочеловечении» (De inhumanatione; CPG, N 5708). Несторий развивает здесь рассуждения, содержащиеся в предшествующей проповеди. 20-я гомилия, «О Рождестве» (De Nativitate; CPG, N 5709), посвящена толкованию слов, сказанных Богом Еве после грехопадения: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей...» (Быт 3. 16). Эти слова фактически были отменены Божиим благословением, к-рое было дано Пресв. Деве Марии во время Благовещения. Несмотря на то что гомилия носит преимущественно экзегетический характер, в ней кратко затронуты христологические вопросы. Так, Несторий объясняет слова арх. Гавриила, сказанные им Марии (Лк 1. 28, 35), следующим образом: приветствие «Господь с Тобою (tecum)» указывает на пришествие в Воплощении божества, а фраза «Рождаемое от Тебя (ex te) Святое наречется Сыном Божиим» - на образ человечества, воспринятого от Марии. В 21-й гомилии, «О вере», или «Изложение веры» (De fide seu expositio fidei; CPG, N 5710), отстаивается формула «в двух природах», а также подвергается резкой критике communicatio idiomatum, к-рое якобы противоречит учению о сохранении свойств каждой из соединившихся во Христе природ. Оппоненты Нестория обвиняются в теопасхизме и аполлинарианстве. В небольшом сохранившемся фрагменте 22-й гомилии, «О вероучении» (De doctrina; CPG, N 5711), Несторий проводит традиционное для своей христологии четкое различие между человеческой (храм, созданный Святым Духом) и божественной (Бог, освящающий храм) природами. 24-я гомилия (CPG, N 5713) направлена против александрийской христологии, к-рая всецело отождествляется с теопасхизмом. Несторий рассуждает о Страстях и воскресении Христа, подчеркивая, что крестные страдания следует относить лишь к человеческой природе Христа, а не к Его бесстрастному божеству. Сохранившиеся фрагменты 25-й гомилии (CPG, N 5714) содержат рассуждения о Субъекте рождения от Девы, Которым, согласно непреклонному мнению Нестория, является «человек, соединенный с Богом». При этом все предикаты божества и человечества, включая плотское рождение, в силу Воплощения переносятся на «Сына», Который объединяет в Себе тварную и нетварную природы. Содержанию терминов «Сын», «Христос», обозначающих единство двух природ, и их отличию от именования «Бог Слово» посвящены фрагменты 26-й гомилии, на Ин 12. 49 (CPG, N 5715).

http://pravenc.ru/text/2565152.html

Фото: Freepik Мифы о Библии Современные издательства то и дело выпускают книги, так или иначе затрагивающие Библию. Часто участники таких проектов делают вид, что ни о каком священном статусе Писания современным людям говорить повода нет. Может ли Библия быть литературной игрой? 12 марта, 2010 Современные издательства то и дело выпускают книги, так или иначе затрагивающие Библию. Часто участники таких проектов делают вид, что ни о каком священном статусе Писания современным людям говорить повода нет. Может ли Библия быть литературной игрой? Фото: Freepik Современные издательства то и дело выпускают книги, так или иначе затрагивающие Библию. Часто участники таких проектов делают вид, что ни о каком священном статусе Писания разумным современным людям говорить повода нет. Мол, памятник это, конечно, поразительный — до ужаса, до сумасшествия, но и только. Может ли Библия быть литературной игрой? Река книг Двадцать четыре года назад на троллейбусной остановке в Таллине ко мне подошла незнакомая бабушка и пригласила прийти — куда и когда я сейчас точно не помню. «Там собираются такие, как ты», — с этими словами она вручила мне маленькую книжицу. Это было изданное самым простым способом — в бумажном переплете, без каких-либо картинок и комментариев — Евангелие от Иоанна. К тому времени я проглотил гималаи книг, но Библию не держал в руках. И читал из нее только те фрагменты, что были опубликованы в одном из томов БВЛ — из «Песни Песней» и «Экклезиаста». Но когда я открыл подаренную книжицу, я с удивлением обнаружил, что хорошо ее знаю. Цитаты из нее были разбросаны по всем книгам, которые я до этого читал, и по всей моей жизни. Только теперь я обрел первоисточник — вместе с его собственным грандиозным смыслом и сетью корешков, проросших в самые далекие друг от друга куски жизни. Уже через много лет после этого я стал вспоминать, как много было людей, которые могли бы пересказывать мне истории Библии. Например, на казахстанском току, где я после седьмого класса ковырялся в рассыпающихся механизмах в качестве помощника механика, работал необычный дядька, который нам — четырнадцатилетним мальчикам на подхвате — во время перерывов в работе рассказывал о Христе. В красноярском университете преподавательница «мирового искусства» каждое занятие гасила свет и с помощью слайд-проектора воссоздавала перед нами, советскими дичками, Благовещение и другие сцены Евангелия.

http://pravmir.ru/mify-o-biblii/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010