Великий Новгород. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах. Церковь Благовещения на Мячине Карта и ближайшие объекты Церковь Благовещения на Мячине (построена в 1179 г.) бывшего Благовещенского Монастыря. Сооружена архиепископом Ильёй и его братом Гавриилом за 70 дней на месте деревянной постройки 1170 г. В 1189 г. расписана фресками. Перестраивалась в 14 веке и особенно в 1682-1684 г.г. В интерьере сохранились фрагменты живописи 12 века. Пострадала в ВОВ. Реставрирована в 1959-1961 г.г. по проекту архитектора Красноречьева Л.Е. Церковь Благовещенья у деревни Аркажи представляет наиболее древний образец небольших четырехстолпных новгородских храмов 12 века. Это одноглавый трёхапсидный храм. Современная восьмискатная кровля появилась при перестройке рухнувших перекрытий в XVI в. К XVII в. относятся появившиеся после растёски древних оконных проёмов резные наличники. В алтарной части храма сохранились уникальные фрагменты фресок 1189 г., характеризующиеся многоцветьем красок, отчётливо прорисованными линиями. От первоначальной постройки уцелела лишь нижняя часть, поэтому фрески сохранились лишь частично.Их художественнее особенности свидетельствуют о возникновении в конце 12 века новгородской школы монументальной живописи. В древности поблизости от церкви Благовещенья находились два монастыря - Благовещенский и Аркажский, остатки фундаментов были обнаружены в 1961 году при земляных работах. Некоторое время в Аркажах существовал скит соседнего Юрьева монастыря, но он не сохранился. Существует легенда, что при строительстве храма не хватило денег на его завершение. Владыка Илья молился Пресвятой Богородице, чтобы явила она новгородцам свою милость. Утром перед недостроенной церковью явился конь, к седлу которого были приторочены перемётные сумы, наполненные золотом и серебром. А денег хватило не только на строительство, но и на роспись храма, а также на покупку богослужебных книг, икон и других необходимых вещей. Уже в наши дни возле Благовещенской церкви произошло ещё одно чудо. Явилась неведомая старушка и указала на чудом появившиеся у алтаря храма могилы Юрьевского архимандрита Фотия и графини Анны Орловой. Оказалось, что при разорении монастыря останки их тайком были перезахоронены у расположенного неподалёку Благовещенского храма. Церковь внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://sobory.ru/article/?object=00357

Коваши. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты 7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин освящения строящегося храма в честь этого праздника в деревне Коваши Ломоносовского района. Его Преосвященству сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Глазунов, благочинный Ломоносовского округа протоиерей Владимир Вафин, протоиерей Стефан Витько и настоятель храма иерей Николай Виноградов. За богослужением присутствовали глава Ломоносовского района Алексей Кондрашов, представители администрации губернатора Ленинградской области, члены попечительского совета по восстановлению храма, представители подрядной организации, осуществляющей строительство, местные жители. 9 октября 2022 года Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин освящения крестов и куполов строящегося храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Коваши Ломоносовского района. gatchina-eparhia.ru Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая была построена в 1788 году на средства князя Я.П. Долгорукова. Церковь изначально была возведена деревянной, холодной , двухпрестольной, с колокольней. Иконостасы деревянные, резные, с позолотой. В главном храме иконостас белый, в приделе зелёный, все иконы в позлащённых рамах. В 1875 году при храме открыто церковно-приходское попечительство. Церковь ремонтировалась в 1882, 1888, 1893 и 1903 годах. В 1903 году она была перестроена по проекту Сильвио Данини (Валентин Амвросиевич). Через 8 лет архитектор Косяков Василий Антонович представил в строительную комиссию проект новой каменной церкви с колокольней на 720 человек. Несмотря на положительное решение, проект не был реализован. Декретом СНК от 23 января 1918 года " Об отделении церкви от государства и школы от церкви " храм был лишён прав юридического лица, а имущество подлежало национализации. Церковь была закрыта в 1930-е годы, в дальнейшем здание использовалось в качестве психиатрической лечебницы. Со временем здание было разрушено, причины разрушения не установлены. Уцелел лишь колокол церкви, который в настоящее время хранится в Ораниенбаумском соборе Архангела Михаила. В период составления перечня объектов культурного наследия утраченных в Ленинградской области данный объект не был включён в реестр, при этом в научно-техническом отчёте исполнители ИИМК РАН признали факт, что церковь является объектом культурного наследия. Сохранился руинированный фрагмент фундамента, подземная часть фундамента, элементы благоустройства (булыжная мостовая, каменная ограда территории). Проект архитектора Василия Антоновича Косякова является объектом культурного наследия как ранее согласованный, но не реализованный. Принято решение о воссоздании каменной церкви по проекту В.А. Косякова.

http://sobory.ru/article/?object=59471

Витебск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенка Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1000 и 1200. восстановлена в 1993-1999 гг., арх. Геннадий Александрович Лаврецкий. Адрес: Беларусь, г. Витебск, ул. Замковая, д. 1 Координаты: 55.191791, 30.200732 Проезд:Проезд от вокзала: троллейбусами 1, 3, 4, 5, 6; автобусами 1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 22, остановка " Театр им. Я. Коласа " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (престольный праздник 7 апреля) построен в XI-XII веках на территории бывшего нижнего замка города Витебска. Считается, что строили его византийские зодчие, о чем свидетельствует кладка: чередование тесаных блоков известняка с прослойками плинфы (большой плоский кирпич). В плане это шестистолпный крестово-купольный храм, сильно вытянутый в продольном направлении. С востока он имеет одну полукруглую апсиду; боковые апсиды отсутствуют и вместо них в толще восточной стены размещены 2 полукруглые в плане ниши. Ширина храма 11,1 м., длина без апсиды 18,2 м., с апсидой - 21 м. Столбы крестчатые; западная их пара соединена стенками с южной и северной стенами храма, выделяя нартекс (притвор). Особенность этого храма – членение его по длине на почти равные отрезки, благодаря чему в среднем нефе образовался квадратный план. Толщина стен храма около 1,1 м., западной 1,5 м., поскольку в ней размещена лестница на хоры. Во время Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, но из-под позднейших наслоений открылись фрагменты древних фресок. Они были окончательно уничтожены в 1961 году, во время неудавшейся попытки коммунистов взорвать церковь. Уничтожены были только своды, а стены устояли. В 1993-1998 годах храм был восстановлен. С древности Благовещенская являлась главной и наиболее почитаемой церковью. Жители Витебска, покидавшие город, в этом храме брали благословение в дорогу, а возвращаясь, в нем благодарили Богородицу за помощь в путешествии.

http://sobory.ru/article/?object=05605

Улошпань. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Сельская приходская церковь, сочетавшая в своей архитектуре черты раннего и зрелого классицизма, соответствующие двум периодам её строительства. Стоит на западном краю ныне нежилого села, примерно в 200 м к западу от неё расположен пруд, а также сохранившийся плодовый сад, заложенный в послевоенные годы. Само село Улошпань с деревнями некогда принадлежало стольнику князю И.И.Троекурову - сыну И.Б.Троекурова, начальника Стрелецкого приказа, заточившего царевну Софью Алексеевну в Новодевичий монастырь. От Троекурова село по наследству перешло к князю Н.А.Энгалычеву. Каменная церковь в селе построена в 1795 г.помещиком Н.А.Хомутовым на месте старинной деревянной церкви; колокольня, возможно, на несколько лет позднее усилием прихожан. Трапезную с приделом Александра Свирского расширили, предположительно, во 2-й четв. 19 века, тогда же, вероятно, выстроили заново два верхних яруса колокольни. В советское время утрачены большая часть внутреннего убранства церкви, в том числе фрагментарно и настенная живопись. В настоящее время в храме частично сохранился чрезвычайно редкий для провинции лепной декор конца 18 в. в стиле классицизма и клеевая живопись в лепных клеймах. Так, на своде просматриваются сцены Страстей Христовых. На восточном лотке вверху написано Распятие с четырьмя предстоящими, внизу в линейно очерченных клеймах-врезках помещены сцены " Снятие со Креста " и " Жёны-мироносицы у гроба Господня " . В верхнем ярусе в центральном клейме читается образ Троицы Новозаветной, по сторонам от неё помещены два варианта Воскресения Христова-как " Восстание из гроба " и как " Сошествие во ад " . Лепнина подцвечена в три краски (жёлтая,красная и синяя). Фрагментарно сохранившиеся росписи прописаны маслом. В манере живописи просматривается робкое провинциальное подражание европейским прототипам иконографии и стиля. Сохранившиеся фрагменты позволяют датировать запись кон. 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=13235

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля, домовый храм рус. вел. князей и царей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) (в XVI в.- «что у великого государя в верху» или «на сенях», в XVII в.- «что у государя во дворце»). История собора Строительство в XIV - нач. XV в. Время возникновения первого престола в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Московском Кремле неизвестно. Принятая в старой лит-ре дата, 1291 г., основана на легендарных сведениях соч. «Книга о древностях Российского государства» Т. Каменевича-Рвовского (диак. Афанасьевского мон-ря на Мологе) кон. XVII в., подвергнутого еще Н. М. Карамзиным резкой критике. В. И. Фёдоровым и Н. С. Шеляпиной была сделана попытка отождествить с этой легендарной церковью фрагменты открытой ими в 60-х гг. XX в. бутовой фундаментной кладки. По их мнению, храм был деревянным на каменном основании. Однако Б. Л. Альтшуллером были высказаны справедливые сомнения в такой идентификации найденных кладок. Остается недоказанной и др. датировка основания первого деревянного храма - 1383 г. С большей определенностью датируют возведение первой каменной ц. Благовещения Богородицы на дворе вел. князя. Полагают, что она возведена до 1394 г. Однако эта временная граница условна. Ее основанием явилось предположение, что домовый каменный храм вел. князя не мог быть построен после возведения каменной церкви на дворе вел. княгини, т. е. ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященной 1 февр. 1394 г. Др. распространенная датировка, 1397 г., связана с известием нек-рых летописей о принесении вел. кн. Василию Димитриевичу из Царьграда иконы «Спас в белорисцех». Но поскольку в тексте летописи не говорится о поставлении иконы в храме, то это сообщение не может рассматриваться как безусловное свидетельство существования самого собора в 1397 г. В наст. время строительство первого белокаменного храма датируют (М. Х. Алешковский, Альтшуллер) периодом между сер. 60-х гг. XIV в. (возведение стен московского Кремля при вел. кн. Димитрии Донском) и 1393 г. (начало строительства ц. Рождества Богородицы на Сенях).

http://pravenc.ru/text/149295.html

Борисоглеб. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Карта и ближайшие объекты Наиболее древнее сооружение в Муромском районе, не считая храмовых сооружений XVII в. в самом Муроме. Действующий храм. Вход один, с западной стороны маленькая дверца, в которую надо входить в глубоком поклоне. Борисоглебский монастырь, помимо холодной Христорождественской, включал и тёплую церковь к северно-западу от нее, но, к сожалению, сегодня бывший тёплый храм руинирован настолько, что поместить его в Каталог не представляется возможным, остались фрагменты лишь одной стены. Весьма интересными объектами на территории рядом с Христорождественской церковью являются белокаменные намогильные памятники с древними надписями церковно-славянской вязью. От ограды монастыря остались несущественные фрагменты. Первые летописные сведения о Борисоглебском монаствыре датируются 1345 годом. Летописи повествуют о смерти в конце зимы князя Василия Ярославича и о захоронении его в Муроме, " в церкви святую мученику Бориса и Глеба " . Никоновская летопись уточняет: " ...в монастыре на Ушне " . Это вполне допустимо, так как Муром тогда " лежал в пусте " , и только в 1351 году начинается его восстановление князем Юрием. Самый ранний исторический документ Борисоглебского монастыря относится к 1506 году. Монастырю принадлежали Татарово, Ожигово, Пенза, Благовещенское, Вариж, Петраково, Степаноково, Барановка, Глебовка, Борис-Глеб, Борисово и др. О богатстве и могуществе Борисоглебского монастыря свидетельствует наличие кафедры архимандрита. По писцовым книгам первой четверти 17 столетия можно представить, как выглядел Борисоглебский монастырь в период своего благополучия. В нём находились две деревянные церкви святых Бориса и Глеба и святых Флора и Лавра. Из хозяйственных построек были хлебня, поварня, погреб, ледник, сушило, семнадцать братских келий. В конце 1670-х годов во время правления архимандрита Авраамия было решено построить новый каменный соборный храм Вознесения. В 1680-е годы рядом с Вознесенским собором возводится вторая каменная церковь - Рождественская. Завершил архитектурный ансамбль Никольский храм, построенный в 1699 году Матвеем Дорофеевым, сыном Волыгиным " в вечное поминовение родителей своих " . До настоящего времени уцелела только двухэтажная пятиглавая Рождественская церковь. С западной стороны к ней примыкает шатровая колокольня. Ещё совсем недавно у Вознесенского храма лежали семь крупных могильных камней с надписью славянской вязью. Самый ранний - 1584 года, поздний - 1659 года. Это был некрополь старинного рода Борисовых, ктиторов монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=04295

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Магдебургские врата Главные, зап. двери Софии Святой собора в Новгороде Великом . Представляют собой деревянные 2-створчатые двери (360×240 см), покрытые бронзовым окладом с рельефными изображениями (всего 26 панелей). Каждая створка разделена на 13 прямоугольных филенок: одна (горизонтальная) наверху и 12 (по 6 в 2 ряда). Каждая филенка состоит из одной или нескольких пластин с литыми выполненными в высоком рельефе изображениями, большая часть изображений сопровождена надписями на лат. и рус. языках. Рама образована орнаментированными полуваликами, в нижней части правой створки и центральной части левой - со скульптурными изображениями. Концы полувалов вставлены друг в друга и закреплены накладками (умбонами) в виде крупных четырехлистников. Рама крепится к деревянной основе гвоздями со шляпками также в виде четырехлистников. Рукояти дверей литые, помещены в филенки, имеют вид масок львов с людьми в пасти; кольцо в виде 2-голового существа; штырь, крепящий кольцо, проходит через пасть льва. Нащельник состоит из 2 гладких полувалов. По своему типу М. в. относятся к романским храмовым вратам, созданным нем. мастерами, как и врата в ц. Санкт-Михаэль в Хильдесхайме, Германия (1115), в базилике Сан-Дзено в Вероне, Италия (1138), в Успенском соборе в Гнезно, Польша (1187) и др. Для таких врат характерно разнообразие иконографических программ и приемов исполнения рельефов ( Mende. 1983). Христос во славе с символами евангелистов. Фрагмент Магдебургских врат Христос во славе с символами евангелистов. Фрагмент Магдебургских врат На левой створке М. в. (сверху вниз и слева направо) помещены следующие изображения: «Христос на троне с предстоящими Богоматерью, апостолами и ангелами»; «Крещение Господне»; «Благовещение»; музыкант; «Рождество Христово»; неизвестный (возможно, праотец Сиф); «Поклонение волхвов»; «Рахиль и Вениамин»; «Сретение»; диакон; «Встреча Марии и Елисаветы»; «Бегство в Египет»; диакон; маска льва; «Александр, еп.

http://pravenc.ru/text/2561176.html

Однонефный храм монастыря (5,5 ´ 4,45 м) с полуцилиндрическим сводом был расписан в 1596, 1816, 1830 и 1849 гг. Фрагменты первоначальной росписи сохранились в алтаре и наосе. Считается, что их выполнил св. Пимен Зографский , на его авторство указывают как очевидное афонское влияние, так и идентичность декоративных элементов на фресках с теми, что украшают переписанные им Минеи и Октоихи ( Пандурски. 1975. С. 22-27). В алтаре сохранились росписи «Богородица «Знамение»», часть сцены «Причастие апостолов», ангел из композиции «Благовещение», Христос с потиром над жертвенником и на своде наоса - образы Христа Вседержителя, Христа Ветхого денми и сцена «Вознесение Господне». Стены наоса украшены 5 рядами росписей. На юж. стене в 1-м ряду 3 поясных образа пророков (читается: «Прор. Аввакум», рядом с ним: «Прор. Даниил»), во 2-м - фрагменты сцен «Воскресение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». Возле ростовых образов святых в 3-м ряду читаются имена святых Феодота, Феофилакта, Никифора, Епифания, Георгия, Василия, Антипы и Никиты. На сев. стене этот ряд продолжают образы святых Анфима и Евмения и святителей в облачениях с Евангелиями в руках (епископы Анкирский Феодор, Никомидийский Феофилакт, патриарх К-польский Никифор, свт. Епифаний Кипрский, епископы Митилинский Георгий Исповедник, Парийский Василий Исповедник, сщмч. Анфим Никомидийский и Гортинский Евмений). В 4-м ряду на юж. стене в медальонах с плетеным орнаментом видны образы св. Хрисанфа и нмч. Николая Нового Софийского. Левее, над 2-й нишей, изображены 3 Вавилонских отрока (Анания, Азария и Мисаил). Нижний ряд состоял из образов святых в человеческий рост: на юж. стене раскрыты фигуры святых Прокопия и Никиты (наиболее вероятно, что это Никита Ремесианский, V в.), на сев. стене - голова св. Трифона. На зап. стене в люнете сцены «Омовение ног» и «Тайная вечеря», в центре «Успение Пресв. Богородицы», обрамленное композициями «Преломление хлеба в Эммаусе» и «Избиение Вифлеемских младенцев». Ниже, с левой стороны от входа, представлены в рост св. Параскева (Петка), вмц. Екатерина и арх. Михаил, в нише - поясной образ свт. Николая Мирликийского. По сторонам от входа образы равноапостольных Константина и Елены и вмч. Пантелеимона, справа внизу, в медальоне,- Аарон из сцены «Древо Иессеево».

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Будимирово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Будимирово известно из Дмитровской Писцовой книги за 1627-1629 гг., где сказано следующее: " За дьяком за Иваном Болотниковым старинная вотчина село Будимер будилово тож а в селе церковь благовещение Пречистые Богородицы да предел Николы Чудотворца деревяны вверх а в церкви образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково " . В Дмитровской Переписной книге за 1646 г. есть запись: " село Будимерово а в нем церковь благовещение Пречистые Богородицы да в пределе чудотворца Николая да в селе ж двор вотчинников да крестьянских дворов " . Клировая ведомость за 1796 год сообщает следующее: " Церковь Благовещенская, деревянная, построена 1790 г. " . Известно также, что в 1813 году церковь деревянная сгорела, о чем есть рапорт на имя Архиепископа Тверского и Кашинского от священника храма Афанасия Петрова. В 1858 году владельцами с.Будимирово были князья Волконские Николай и Александр Михайловичи. Последнее сообщение о церкви в Будимирово: " Церковь Благовещения, построена 1872 году, каменная, престолов 3: Благовещения Пресвятой Богородицы, Успения Божьей Матери и святителя Николая " . В приходе села Будимирова было 298 дворов, в них проживало 1010 мужчин и 1139 женщин. Число прихожан 985-1093 чел. Клировые ведомости Калязинского уезда за 1805 год; ГАТО Фонд 160, опись 8, дело 476, 479 Кирпичная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с боковыми престолами Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1819-1827 гг. по проекту тверского архитектора Н.Н.Легранда. Она заняла место сгоревшей в 1813 г. одноименной деревянной (1790 г.). Уникальный образец русского классицизма. В интерьер центральной части крестообразного в плане храма вписана шестнадцатиколонная ротонда, прежде завершавшаяся куполом. С запада над притвором возведена трехъярусная колокольня. Храм закрыт в 1930-х гг.После пожаров, а также в результате бесхозности было утрачено большинство перекрытий. От убранствва интерьеров частично уцелело архитектурное убранство и фрагменты настенных росписей.

http://sobory.ru/article/?object=10701

Кострома. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Сильно искаженное поздними перестройками кирпичное оштукатуренное здание в сохранившейся части стилизовано в формах позднего классицизма. Церковь возведена в 1790-1804 г., на месте сгоревшего деревянного храма Николы Ратного. Строительством церкви руководил священник Федор Островский, дед великого русского драматурга. Храм был выстроен в стиле раннего классицизма с чертами барокко, которые главным образом ощущались в объемной композиции здания. Двусветный четверик с прямоугольным в плане алтарем завершался невысоким глухим восьмериком с колоколообразной кровлей, несущей главку на световом барабане. Главными элементами членения стен храма и примыкавшей к нему небольшой трапезной выступали прямоугольные ниши, объединявшие по вертикали прямоугольные нижние и квадратные верхние окна. В 1817-1818 гг. к храму по проекту арх. А.В. Красильникова пристроили колокольню. В 1904 г. трапезная церкви была расширена с устройством в ней двух приделов (один из них, в честь Николая Чудотворца, дал второе название храму), а вместо старой колокольни была возведена новая, более высокая, с шатровым завершением. От улицы участок был отгорожен решетчатой оградой с двумя воротами. К настоящему времени сохранилась лишь трапезная храма, четверик и верхние ярусы колокольни снесены, церковь обстроена поздними пристройками. У сохранившейся трапезной утрачены полуглавия на боковых фасадах, ее арочные окна превращены в прямоугольные, растесан и заложен целый ряд проемов у трапезной и колокольни. Церковь поставлена с небольшим отступом от красной линии улицы. Здание кирпичное, оштукатуренное, побеленное с фасадов. Трапезная часть церкви представляет собой квадратный в плане объем, завершенный современной двускатной кровлей. С запада по продольно оси к нему примыкает прямоугольный в плане нижний ярус колокольни с двумя пристройками для входов (северной и южной). Невысокий второй ярус колокольни в настоящее время скрыт конструкциями двускатной кровли, общей для сохранившихся ярусов колокольни и входных пристроек. Центральные части боковых фасадов трапезной выделены легкими ризалитами, углы объема зафиксированы широкими каннелированными пилястрами, в завершении фасадов помещены карнизы несложного профиля. Четыре высоких арочных окна на северном фасаде, два из которых расположены в ризалите, а два других – на флангах фасада, имеют профилированные тянутые наличники. У нижнего яруса колокольни и входных пристроек сохранились только профилированные карнизы в завершении стен и фрагмент колонны, фланкировавшей арочный проем южной пристройки. Арочные проемы пристроек в настоящее время заложены.

http://sobory.ru/article/?object=09446

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010