Ротонда Св. Георгия, Фессалоника. 2 пол. V в. – Православное, церковное искусство мрачное и темное, нерадостное, – такую мысль, в разных вариациях, можно услышать, увы, и сегодня. И ладно бы от совсем неискушенного обывателя, а вот когда такое говорят глубокие, образованные люди, то становится совсем грустно. Ведь вроде не XIX век на дворе, а, наоборот, XXI. Это в XIX веке церковное искусство было спрятано под почерневшей олифой, многовековой копотью, и потому именно таким и воспринималось. Но сейчас, когда раскрыты шедевры, когда в той же Третьяковской галерее нам сияют красками иконы Звенигородского чина, когда есть возможность увидеть собственными глазами или хотя бы на качественных фотографиях мозаики и фрески, начиная с раннехристианских времен, подобное звучит очень странно. Ведь еще в начале прошлого века, когда стали раскрывать эти самые слои олифы, поздних записей, Россия и весь мир сказали восторженное «Ах!», увидев прекрасную, яркую, гармоничную живопись древнерусской иконы. Ротонда Св. Георгия, Фессалоника. 2 пол. V в. Я решила написать эту статью даже не как специалист, искусствовед, а просто как восторженный зритель, которому церковное искусство помогает глубже понять его веру. Потому позволю себе произвольно переходить из эпохи в эпоху, произвольно выбирая наиболее яркие примеры. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Шествие мучеников Христианство – это вообще про радость, неслучайно апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18). А как не радоваться, если мы знаем о главном Событии в истории человечества – Воскресении Христовом. Этим знанием, этой радостью проникнуто все церковное искусство практически с самого его возникновения. Как пример можно привести мозаики ротонды Св. Георгия в Фессалонике второй половины V в. Даже по тем фрагментам, что показаны на фотографии, можно представить, насколько они живописны, многоцветны и прекрасны. Устюжское Благовещение А знаменитые мозаики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне начала VI века, например, шествие мучеников и мучениц? Сияющий золотой фон, говорящий нам о свете Горнего мира, величественные фигуры мучеников и мучениц в бело-золотых одеждах, атрибуты Райского сада вокруг них – все это производит на зрителя невероятное впечатление. Здесь считывается не наша земная радость, то есть эмоция, которая может легко измениться от чего-нибудь внешнего, – здесь радость Вечности, радость пребывания со Христом. Но даже если смотреть безо всякого осмысления, не считывая смыслов, просто на сочетание цветов, – здесь нет и намека на мрачность.

http://pravoslavie.ru/148100.html

Конечное Трисвятое бывает, во-первых, только после 16-ти поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина, во-вторых, только в окончании заключительного богослужения той или иной группы служб (другими словами, только на той службе, «которой оканчивается богослужебное собрание»). Вот важнейшие случаи чтения «конечного Трисвятого»: 1) на 1м часе; 2) в конце одной из служб дневной группы (на практике совершаемых в первой половине дня): а) на изобразительных в тех только случаях, когда они совершаются с отпустом и далее следует литургия Преждеосвященных Даров; если же после изобразительных следует только вечерня, то конечное Трисвятое не читается; б) на вечерне, совершаемой в седмичные дни без соединения с литургией; 3) на великом повечерии (в 3й части) или на малом повечерии в Неделю вечером. Таким образом, на практике «конечное Трисвятое» читается три раза в сутки: на 1м часе, на изобразительных или вечерне (только на одном из этих богослужений), и на повечерии. Кроме этого, Устав предусматривает чтение «конечного Трисвятого» в том случае, если в конце 6го часа творится отпуст и затем бывает пауза в богослужении, так что 9й час с вечерней совершаются в другое время (после полудня). Правда, в приходской практике подобный вариант не встречается. Важно помнить, что «конечное Трисвятое» не читается во всех тех случаях, когда количество поклонов сокращается до трех (на Благовещение или в полиелейные праздники) или поклоны отменяются вовсе (на повечерии в пятницу вечером). Что можно вкратце сказать об особенностях великого повечерия? Великое повечерие состоит из 3х частей, каждая часть начинается «Приидите, поклонимся…». В 1й части примечательные следующие песнопения: Материалы по теме Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/velikiy-post

Формы декора, традиционные для 17 в., весьма разнообразны. Прямоугольные окна верхнего света четверика обрамлены нарышкинскими наличниками. В нижнем ярусе на северном фасаде были помещены окно с треугольным фронтончиком и портал с килевидным архивольтом (оба проема заложены, пробит новый); на южном фасаде наличник имеет килевидное подвышение, а к востоку от окна расположена прямоугольная ширинка-киот. Широкие угловые лопатки образуют раскреповки карниза. Еще две такие же раскреповки делят карниз на три равные части. Выше расположен ярус из трех кокошников, имеющих приплюснутую пружинистую форму. Проемы апсиды завершены фронтончиками, в местах сопряжений полукружий стоят трехчетвертные колонки. Окна на фасадах трапезной и придела также украшены колонками и фронтончиками. Новый (реконструированный) наличник южного окна придельной апсиды украшают цветные изразцы со жгутом по периметру проема, в завершении проема - композиция из шести изразцов с изображением льва и единорога по сторонам вазона с цветами. Наиболее эффектно убранство восточного фасада нижнего яруса колокольни: это перспективный портал из многих рядов наборного кирпича, вмонтированный в основание колокольни между двух контрфорсов, и тройное окно над ним (боковые части ложные) - также с перспективными деталями, особенно живописными в завершении, где многократно повторяются трехлопастные арочки в тимпане килевидных кокошников. В интерьере четверик перекрыт сомкнутым сводом, в апсиде — поперечный лотковый свод с распалубками над проемами, переходящий в конхи на восточной стене. Пространство трапезной с двумя квадратными столбами по оси север—юг перекрыто коробовыми сводами с распалубками. В придельной апсиде и в западном притворе своды коробовые. Сохранились полы из метлахской плитки и печи из белого кафеля с карнизом из листьев. На западной стене притвора помещен фрагмент изразцового фриза с Благовещенской церкви. Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111—116; Юрьевецкий краеведческий музей, 902 (материалы по фиксации разбираемых памятников архитектуры). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 737-739

http://sobory.ru/article/?object=03133

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Сирийские солдаты обнаружили 10 античных артефактов в Восточной Гуте 15.03.2019 10:21 Версия для печати Фomo: m.mvzvezda Поселок Замалка, Восточная Гута/Сирия/, 15 марта. 10 античных артефактов, датируемых II веком нашей эры и относящихся к эпохе расцвета Римской империи, обнаружены сирийскими военнослужащими при расчистке оставленных боевиками тоннелей в городе Замалка в Восточной Гуте. Все эти каменные предметы - фрагменты скульптур, изображающих римских богов, и капители колонн - были спрятаны в тайной комнате, оборудованной под жилым домом, передает ТАСС . «После освобождения Восточной Гуты мы продолжаем зачистку тоннелей и катакомб, оставленных террористами. В этом населенном пункте мы наткнулись на тайный схрон, где обнаружили 10 предметов. Руководство вышло на Департамент древностей и музеев провинции Дамаск, и нам сказали, что это очень ценные артефакты», - рассказал журналистам офицер сирийской армии Мухаммед Ванус. «Мы пришли в этот подвал и увидели, что вход в одно из помещений замурован. Проломили кладку и нашли тайник», - добавил военнослужащий Эйса Хаддур, обнаруживший этот клад.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости СМИ: боевики ИГ продают награбленные в Ираке и Сирии ценности и святыни коллекционерам на Западе 17.12.2014 12:58 Версия для печати Лондон, 17 декабря. Боевики " Исламского государства " (ИГ) продают награбленные в Ираке и Сирии ценности стоимостью в десятки миллионов долларов напрямую коллекционерам на Западе, в том числе в Великобритании. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на газету Times. " Чтобы войти в контакт с конечными покупателями, боевики ИГ используют свои собственные каналы " , - цитирует издание бывшего заместителя директора Европола, главу Бельгийского федерального совета полиции Вилли Брюгмана. По его словам, группировкой и их пособниками разграблены более тысячи исторических мест, храмов, и лишь один процент из похищенного перехвачен органами правопорядка, в частности, в США и Германии. Награбленное вывозится по тем же тайным маршрутам, по которым осуществляется контрабанда нефти и оружия. Наиболее популярными у западных коллекционеров артефактов стали фрески, фрагменты каменной кладки, выломанные порой с помощью бульдозеров и другой техники. По данным иракских спецслужб, только в результате ограбления нескольких христианских святынь близ древнего сирийского города Эн-Набак боевики получили почти млн.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Страстная Пятница: Христос умер на кресте В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира 25 апреля, 2019 В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира Страстная пятница — особый день у православных верующих, когда мы заново переживаем страдания со Христом. Пятница Страстной Седмицы, Страстная пятница, Великая Пятница — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Христовых . В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира. О Страстях Христовых в Страстную пятницу подробно рассказывают все евангелисты, поэтому богослужения этого дня насыщены соответствующими чтениям. Богослужебные особенности Страстной пятницы Утреня Великой Пятницы с чтением 12 фрагментов Евангелий, посвященных Страстям Христовым , обычно совершается накануне вечером (по уставу должна совершаться в ночь с четверга на Страстную пятницу). Между Евангелиями читаются и поются стихиры и антифоны, основными мотивами которых являются предательство и сребролюбие Иуды, отпадение иудеев, величие Страстей Христовых. По обычаю, на службе «Двенадцать Евангелий» люди стоят с зажженными свечами В Страстную пятницу никогда (кроме совпадения с этим днем праздника Благовещения ) не совершается Литургия. Вместо нее утром совершаются Царские Часы со чтением паремии (фрагмент из Ветхого Завета), Апостола и Евангелия. В середине дня Страстной пятницы совершается вечерня с выносом плащаницы . Этой службой, посвященной положению тела Господа Иисуса Христа во гроб, заканчивается цикл богослужений Великой Пятницы. Читайте также — Страстная пятница и псалмы невинного страдальца Вынос Плащаницы Тексты богослужений Страстной пятницы — шедевры византийской духовной поэзии, сопровождаются проникновенными мелодиями. Страстная пятница. Антифон 5: Ученик Учителя соглашаше цену,/и на тридесятих сребреницех продаде Господа,/лобзанием льстивным предая Его/беззаконником на смерть. Ученик договаривается о цене Учителя/и за тридцать сребреников продал Господа,/коварным поцелуем предав Его/беззаконникам на смерть. Страстная пятница. Антифон 15:

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-h...

Ю.Л. Книгу «42-й до востребования» делает уникальным произведением искусства еще и ее оформление. Кроме фотографий и документов из семейного архива в ней есть русские иконы, живопись мастеров Возрождения, картины Шишкина, Сурикова, Врубеля, Левитана… Почему они были выбраны для иллюстрации романа о детстве и семье? М.Т. Идея принадлежит художнику Ивану Евгеньевичу Лукьянову. Включение в книгу работ Брейгеля, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело очень не понравилось моей маме – она считала, что европейская живопись будет в данном случае некстати. У издателя, Аркадия Елфимова , тоже были сомнения по этому поводу. Но я сказал, что художнику нельзя бить по рукам; если он так видит – давайте ему доверимся. Кроме того, эти картины перекликаются с кинематографическим миром Андрея Тарковского и «цитируются» в разных его фильмах. Иван к тому же считает, что живопись Возрождения сравнима по своему духовному взлету с русской иконописью. Я не вполне согласен, но ладно. Словом, идея целиком его. Я как-нибудь привезу его сюда, пусть расскажет. Начнем с обложки. Левая ее часть символизирует шинельное сукно. Справа – фрагмент «Благовещения» Леонардо да Винчи. Открываем – здесь бабушка в фильме «Зеркало», зеркало же и протирает. Этот треугольник на первом развороте – ее письмо деду на фронт. Настоящее. В книге есть копии и других подлинных писем и документов, которые прежде никогда не публиковались. А завершают книгу иконы. Если помните, фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» - весь черно-белый, и лишь в финале «проявляется» цвет и следуют иконы Рублева. Художник Иван Лукьянов использовал в оформлении книги такой же прием. Мы много спорили с Аркадием Елфимовым. Он считал, что нужно делать предисловие или послесловие к книге, чтобы там разъяснялись ее композиция и оформление. Тем более что уже были написаны работы замечательных литературных критиков – Вячеслава Лютого и Валентины Ивановой. Но мы с Иваном категорически отказались. Мы хотели, чтобы было как в кино: ты приходишь в зал, гаснет свет, никто никому ничего не объясняет – ты просто смотришь и погружаешься в увиденное.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/26/...

— Вернете, когда сможете! — Спасибо, «зеленая серия» хранится у меня в домашней библиотеке, и я её уже прочла! — удивляю свою собеседницу. И замечаю, как между нами исчезают все преграды в общении, какие возникают при встрече двух совершенно незнакомых людей — словно «зеленая серия» стала тем секретным паролем, после произнесения которого человек решил, что перед ним свой и ему можно доверить и сокрытые сокровища. — Идемте, — уверенно приглашает меня женщина с собой и ведет в сельскую библиотеку. Преданья старины Как выяснилось, сельская читальня Озёла отметила в прошлом году свое 110-летие. А книжный фонд ее хранит книги, которым более 100 лет. Эти сокровища были обнаружены в доме покойного жителя Озёла Вячеслава Сорвачёва. Выяснилось, что предки и сам Вячеслав Михайлович собирали книги, которые читали на протяжении двух веков. Так, в коллекции библиотеки оказались собрание сочинений Мамина-Сибиряка 1917-го года выпуска, «Исторические летописи 4», датированные 1915-м годом. Выпуск содержит путевые заметки духовного лица И. Валентина «По Сербии», историко-бытовой очерк А. А. Коринфского «Светло-Христово-Воскресение», страничку из священно-церковной географии. В рубрике «Прошлое и настоящее» можно прочесть заметку К. Максимова «Благовещенский храм на Васильевском острове». В рубрике «Из архиерейской жизни» представлены фрагменты переписки епископа Игнатия (Брянчанинова). Собрание сочинений Мамина-Сибиряка 1917 года выпуска      А в «Смесь» вошли статьи «Баптизм в России», «Великий четверг у крещеных черемис» и другие. Самая старинная книга озёльской библиотеки 1898 года издания — «Робинзон Крузо» — пересказ удивительных приключений английского моряка. Охотно читали прабабушки и прадедушки Сорвачёвы сочинения Майн Рида, которые в 1908 году выходили как бесплатное приложение к журналу «Природа и люди». Сегодня эти бесценные сокровища книжной мудрости служат свидетельством того, что никогда не прервется связь с ушедшими поколениями сельчан, а через эту память будет жить всегда.

http://pravoslavie.ru/98428.html

Киот у южного клироса относится ко времени ремонта храма в нач. 20 в. Киот у южной стены (с витыми колоннами, килевидным навершием и с ангелами по сторонам навершия) исполнен в сер. 19 в. в стиле псевдобарокко. В прорезной орнаментике навершия присутствуют и рокайльные мотивы (рисунок картуша, трельяжная решетка). Южный придельный иконостас трапезной сохранил столярную основу и часть декоративного убранства 3-й четв. 19 в. Несмотря на витые колонны, членящие прясла, в стилистике резного декора преобладает эклектика. Иконостас одноярусный, на три прясла по фасаду, с заворотом в одно прясло на прилегающую стену и с четырьмя пряслами на завороте вдоль прохода из трапезной в храм. Колонны иконостаса установлены на постаментах, венчающий антаблемент раскрепован над колоннами. Над царскими вратами антаблемент прерван, карниз очерчивает сень арочной формы. Иконостас окрашен голубой краской, резной декор и колонны позолочены. В храме хранятся фрагменты скульптурного иконостасного убранства 18 в.: два ангела с чашами и коленопреклоненный ангел. Во всех помещениях церкви полы выложены квадратными чугунными плитами с мотивами розеток и сияния в рельефном рисунке. Ограда представляет собой невысокую глухую стенку с двускатным верхом, разделенную с внешней стороны лопатками на равные прясла, украшенные фигурными филенками. По ширине лопаток над стенкой поднимаются квадратные столбы со ступенчатым завершением. На северо-восточном углу участка сохранилась круглая глухая башенка ограды. У юго-восточного угла ограду прерывает калитка с решетчатой дверцей. Ворота имеют довольно необычную сильно вытянутую в линии ограды композицию с тремя арочными проемами, увенчанными луковичными главками на кубических постаментах. Более широкий и высокий средний проем отделен от боковых калиток пилонами с парами тосканских полуколонн и крутыми щипцами в завершении. Проемы калиток фланкированы сдвоенными колоннами. В воротах сохранилась двустворчатая решетка с вертикальными прутьями, дополненными орнаментальными поясами из колец и завитков.

http://sobory.ru/article/?object=16946

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Ватикан опроверг слухи о том, что Папа Франциск собирается сняться в голливудском фильме 03.02.2016 05:26 Версия для печати Ватикан, 3 февраля, I.MEDIA/CNA/EWTN News/Благовест-инфо. Пресс-служба Ватикана опровергла 2 февраля слухи о том, что Папа Франциск якобы собирается сняться в собственной роли в голливудском фильме. Ранее американская компания AMBI Pictures заявила, что понтифик готов сыграть самого себя в полнометражном приключенческом фильме для семейного просмотра. Недавно представители AMBI Pictures заявили, что Папа Бергольо якобы сам предложил им создать фильм, который помог бы детям лучше понять евангельские сюжеты и притчи. Продюсеры также сообщили, что все сборы от показа фильма пойдут на благотворительные нужды в Аргентине. Допустив, что в новый фильм, озаглавленный «Beyond the Sun» («Выше солнца») могут войти кадры с фрагментами катехизических бесед Папы, заместитель директора пресс-службы Святого Престола Грег Берк предостерег от недобросовестных рекламных кампаний, цель которых – привлечь внимание публики любой ценой.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010