Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Л. стал игуменом созданной им обители; был погребен около лестницы, ведущей на паперть Никольского храма (ВОКМ. 2151. Л. 27). В 1566 г., после чудесного явления святого больному устюжскому воеводе, к-рого «Сказание...» называет кн. Владимиром, состоялось обретение мощей Л. Прибыв в Коряжемский мон-рь, воевода приказал поместить мощи близ сев. стены Никольской ц. Над мощами устроили «палатку» (часовню). В связи с этими событиями был составлен тропарь Л. и установлен день его памяти (10 февр.) для служения панихид у гробницы святого. О том, что у гроба Л. пели только панихиды, неоднократно упоминается в тексте «Сказания...» (Чудо 1, 2, 6). Служба Л. появилась не позднее 70-х гг. XVII в. (ВОКМ. 2151. Л. 1-20; здесь же помещен текст молитвы святому, он дописан почерком XIX в.); ее создание связывают с именем еп. Александра ( Верюжский. Вологодские святые. С. 486; Власов. 2011. С. 15-16; изд.: Там же. 2011. С. 675-680). Чудо 1618 г. фиксирует формирование иконографии святого: в день памяти Л. во время панихиды святой явился старцу Иродиону: «...видел… мужа седа, а браду имея среднюю круглу, в риза стояша святолепна и ризы на нем многоценны… дороги и светлы, а сам образом светообразен, постным лицем…» (ВОКМ. 2151. Л. 33 об.- 35 об.). В 1658 г. М. И. Строганова и ее сын Ф. П. Строганов пожертвовали покров с изображением Л. на гробницу святого; на полях гладью были вышиты тропарь, кондак, летопись о святом и перенесении его мощей (Искусство строгановских мастеров: Кат. выставки. М., 1991. С. 148. 95; пелена хранится в Сольвычегодском историко-художественном музее, 600-п). По благословению и на средства еп. Александра 9 мая 1665 г. была заложена каменная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя свт. Николая, храм освящен накануне дня памяти Л.- 9 февр. 1671 г. (В каноне святому, составленном еп. Александром, сказано, что Л. посвятил свой храм празднику Благовещения). Место погребения Л. оказалось внутри новой церкви, у сев. стены, над ним была устроена гробница, украшенная позолоченной резьбой и покровом, подаренным Строгановыми (НМРК. 4117. Л. 208 об.).

http://pravenc.ru/text/2110689.html

Постройка нижнего этажа была окончена в 1768 году: он покрыт был тесом, поставлен деревянный крест и 16 Февраля того-же года был освящен главный престол во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Преосвященным Иоасафом, а придел с северной стороны в честь Св. Великомученика Димитрия 28 Октября 1775 года Преосвященным Вениамином. В таком виде церковь оставалась до 1802 года, когда старанием и иждивением Архангельскаго купца Алексея Ивановича Попова и сыновей его с помощию Великоустюжских купцов надстроен был верхний каменный этаж с колокольнею над папертью, а на южной стороне нижняго этажа устроен придел в честь трех святителей Петра, Алексия и Ионы; престол в верхнем храме в честь Святых Праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 8 Июля 1802 года, а святительский придел в нижнем храме 20 Мая того же года Преосвященным Евлампием. Долго еще церковь сия не могла придти в то состояние, в каком она находится ныне. Но вот наступает для нея счастливый период времени с 1829 года по 1837 г., когда весьма много было сделано как относительно внутренняго, так и внешняго благоустройства ея. Это было время льгот и привиллегий, дарованных Архангельскому купечеству Александром Благословенным, по случаю посещения Им гор. Архангельска 28 Июля 1819 года: купечество на 20 лет было освобождено от взноса гильдейских повинностей и по набережной Двины дозволено было строить деревянные дома, тогда как прежде допускалась постройка только каменных. В 1826 году, в первый год своего девятилетняго служения церковным старостою при Благовещенской церкви, Архангельский купец Афанасий Иванович Амосов испросил у Преосвященнаго Аарона разрешение для сбора пожертвований на устройство новаго иконостаса в главном Благовещенском храме и причтоваго дома. Преосвященный в начале сборной книги положил такую резолюцию: " Весьма радостно видеть достопочтенных граждан усердие к церкви Божией. Бог вышний да благословит желание и совершение онаго вожделенным успехом и благоволением своим " . Действительно, сбор был настолько успешен, что оказалось возможным устроить не только иконостас в 1500 руб.

http://sobory.ru/article/?object=34247

Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 4 Буря гнева Божия найде на град Устюг, гром и молния, и огненный дождь с небесе посланы быша во истребление граду, грехи своими Господа прогневавшему: но ты, святе Прокопие, явился еси умилостивитель гнева Божия, подвизая ближния твоя к покаянию, слезам и молитве, да сими преклонят на милость прогневаннаго Владыку небесе и земли, Емуже в молитвах усердне взывал еси: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше гром с небесе и видевше молнию и облаки огневидныя, дождь огнен на град их извести хотящыя, жители града, в страсе велием, притекоша в соборный храм Богоматере и тамо обретоша тя, святе Прокопие, со слезами молящяся пред иконою честнаго Ея Благовещения о спасении града матерними Ея ко Господу молитвами. Темже о спасенных предстательством твоим достоит звати тебе: Радуйся, благоприятный ко Господу молитвенниче. Радуйся, слезами молитвенными огнь гнева Божия угасивый. Радуйся, прогневаннаго Создателя всяческих на милость к людем согрешившым преклонивый. Радуйся, руки твоя святыя ко Господу на умоление со упованием простиравый. Радуйся, Пресвятую Владычицу Богородицу в помощницу молитвам твоим призвавый. Радуйся, матерним Ея предстательством ко Христу Богу, тучи гнева Небеснаго отвративый. Радуйся, град согрешивший к покаянию призвавый. Радуйся, от гибели огненныя дивно его избавивый. Радуйся, праведниче, егоже ради помилова Господь многия грешники. Радуйся, посредниче между Богом и согрешившими человеки. Радуйся, покаяния проповедниче немолчный. Радуйся, благочестия наставниче нелицеприятный. Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 5 Боготочный источник мира благоуханна источися от святыя иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы, пред неюже со слезами молился еси, блаженне Прокопие, в соборнем храме со всеми людьми: и се абие тучи огненныя от града Устюга уклонишася в пустынная места, и тамо камение огненное одождиша, не вредивше никогоже от людей. Поминающе убо велие сие милосердия Божия чудо, со благоговением зовем чудес Творцу Богу: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

2532. Щенникова Л. А. Благовещение «Устюжское»: Его происхождение и иконография//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 168–174. 2533. Щенникова Л. А. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская Иоасафовская» из Архангельского собора Московского Кремля//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 69–74. См. также 2509. ...святых 2534. Горматюк А. Г. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 131–138. 2535. Звездина Ю. Н. Тема времени и образы апостолов в культуре XVII в.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 285–294. 2536. Красилин М. М. Две псковские иконы из Даугав-пилса: [Свт. Николай и св. Иоанн Предтеча]//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 88–95. 2537. Меняйло В. А. Агиология вмц. Екатерины на Руси в XI-XVII вв.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 92–107. 2538. Попова О. С. Образ Исаака Сирина в византийском искусстве XIV в.//ЦиВр. 2000. 4(13). С. 293–314. 2539. Садовская Ю. Н. «Очищение уст пророка Исайи» как ветхозаветный прообраз Евхаристии в храмовых росписях христианского Востока//АиО. 2000. 2(24). С. 321– 329. 2540. Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды)//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5–19. …Софии – Премудрости Божией и ангелов См. также: Софиология 1510–1514). 2541. Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее литературные параллели//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 49–56. Гимнографическая основа сюжета. …Креста Господня 2542. Постернак О. П. «Крест живой» в западноевропейской и русской традиции//АиО. 1999. 1(19). 284–297. Анализ композиции «Плоды страданий Христовых». 2543. Филатов В. В. Поклонные кресты во фресках собора Успения-на-Городке в Звенигороде (попытка богословского истолкования росписей)//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 129–137. …Святой Земли 2544. Грибов Ю. А. Образ Святой Земли в лицевом рукописном «Хождении Трифона Коробейникова»//БТ. 1999. Сб. 35. С. 136–144. 2545. Данилова О. Е. Концепция «Москва – осуществленный Иерусалим» в программе монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля: (К постановке проблемы)//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 58–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9) Георгиевский: одна деревянная церковь во имя св. Велик. Георгия; при ней колокольня рубленая с шатром о 8-ми колоколах. 10) Петропавловский: а) холодная деревянная, рубленая клетцки, во имя Св. Ап. Петра и Павла; б) теплая деревянная, рубленая клетцки, во имя Благовещения Пресв. Богородицы; при них колокольня „древяна, рубленая, о восьми углах " , — на ней 9-ть колоколов. 11) Симеоновский: а) холодная деревянная о пяти главах во имя Симеона Столпника с тремя приделами; б) теплая деревянная о двух главах во имя Св. Василия Великого; при них колокольня деревянная на столбах верх шатровый с 9-ю колоколами. 12) Пятницкий: а) холодная деревянная о семи верхах во имя св. Парасковии Пятницы; б) теплая, рубленая, с шатром об одном верху с двумя престолами во имя св. Пр. Илии и арх. Стефана; при них колокольня рубленая с шатром о 9-ти колоколах. 13) Дымковский: а) холодная деревянная во имя св. Димитрия Солунского; б) теплая деревянная с двумя престолами во имя Пр. Сергия Радонежского и св. Николая; при них колокольня рубленая шатровая о 7-ми колоколах. ... Того же установившегося уже прочно типа и Петропавловский храм, но с большим осуществлением идеи построения храма " кораблем " ; строен он с 1739 по 1749 год („Вологодский календарь " — 1738 г.); при нем высокая, состоящая из четырех частей, но с одним ярусом звонов, колокольня, увенчанная шпилем с летящим ангелом, что также является характерным признаком устюжских церквей этого столетия Источник: Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915. Когда была построена первоначальная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, точно не известно. В «Сотной с писцовых книг» 1630 года есть упоминание о теплой церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, но по неясной причине нет упоминания о холодном храме во имя Апостолов Петра и Павла (упоминается только площадь Петра и Павла). Теплая Благовещенская церковь описана следующим образом: «Въ Петровской же улице теплая церковь Благовещение Преч.

http://sobory.ru/article/?object=44947

Будучи «из неученых», он отрицательно относился к развитию образования. Все, что было до него заведено в целях развития духовного просвещения, он велел уничтожить, «хотя бы и великой суммы стоило». Немедленно по приезде в Казань он разогнал младшее отделение духовной семинарии, а через год его деятельности в семинарии из 117 учеников осталось только 35. Об этих действиях стало известно Святейшему Синоду. Синод указал на его неправильные действия. Архиепископ Гавриил пытался оправдаться, ссылаясь на отсутствие средств, но эти оправдания не имели силы. Он получил от Синода указ за указом, наносившие тяжкие удары его самолюбию и авторитету епархиального архиерея. 9 марта 1738 года он был с явным понижением переведен в Великий Устюг. Здесь Гавриил показал себя «великим любителем благолепия церковного». Он украсил жемчужной ризой образ Одигитрии в соборной церкви, отлил колокол в 300 пудов, перестроил теплую церковь , снял копию с увезенного в Москву Иваном Грозным Устюжского образа Благовещения. Преосвященный пытался вести борьбу с сильно распространенным в епархии расколом, но безуспешно. Тогда он предложил применить в борьбе с раскольниками военную силу. Наученный горьким опытом в Казанской епархии, архиепископ Гавриил ставил перед Синодом вопрос о высылке в епархию учителей, но бывший в Устюге учитель Баранович видел от Гавриила «немилость», неоднократно «от него бранен был» и выражал опасение, как бы преосвященный его «когда не изувечил». Из-за отсутствия учителей существовавшая в Устюге духовная семинария продолжала находиться в заброшенном состоянии. 28 февраля 1748 года архиепископ Гавриил, по болезни, был уволен на покой в Московский Знаменский монастырь, а 12 марта 1751 года переведен «на обещание» в Покровский Дан- ковский монастырь Рязанской епархии. В Знаменском монастыре на свои средства он устроил при своих кельях церковь во имя апостола Иакова Заве- деева; в Покровском монастыре построил церковь и перестроил все здания заново. Одновременно начал строить каменный Архангельский храм в с. Ярославах, который был достроен после его смерти на оставшиеся от него деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1290 году во время воскресной службы Прокопий неожиданно обратился к народу: «Приближается гнев Божий. Покайтесь, братия, во грехах ваших. Умилостивляйте Бога постом и молитвой. Иначе город погибнет от града огненного». Три дня блаженный обращался к жителям города с призывом покаяться, но люди не обращали внимания на предостережение Прокопия, а некоторые даже открыто издевались над ним. В полдень следующего воскресенья к городу стало приближаться огромное черное облако, засверкали молнии. Воздух сотрясали страшные раскаты грома. Вспомнив пророчество Прокопия, горожане бросились в храмы. Прокопий горячо молился перед иконой Благовещения Богородицы о спасении от гнева Божия. Наконец от иконы Богородицы потекло благоуханное миро. Туча исчезла, утихли молнии, не стало слышно громовых раскатов. Стало известно, что в двадцати верстах от Устюга вместе с градом с неба сыпались раскаленные камни. Как позднее стало известно, это было падение метеоритов. Ни один человек в Устюге и окрестностях не пострадал. Истекшее же от иконы миро давало исцеление от многих болезней. Это событие описывается в летописи «Житие праведного Прокопия Устюжского». С тех пор жители города поверили в то, что Прокопий действительно обладает даром предвидения, стали прислушиваться к его словам. Иногда приходилось разгадывать смысл его поступков. Так, например, люди заметили, что если он держал свои кочерги головами кверху, то год был урожайным, а если кочерги были обращены головами книзу, то людей ждал неурожай. Умер Прокопий 8 июля 1303 года. В день его смерти с неба посыпался снег, который скоро растаял. Похоронили Прокопия Устюжского на берегу речки Сухоны. На том месте, где любил молиться Святой. На могилу положили камень, на котором он часто сидел. От его гроба происходили многие чудеса и исцеления. В 1547 году Московский Собор причислил Праведного Прокопия к лику Святых. Память ему совершается 8 (21) июля. Молитва Прокопию Устюжскому Тропарь, глас 4-й Просветився божественною благодатию, богомудре, и весь разум и сердце от суетного мира сего к Зиждителю неуклонно возложив целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение добре скончал еси и веру соблюл еси непорочну. Темже и по смерти явися светлость жития твоего: источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый верою притекающим ко святому твоему гробу, Прокопие всеблаженне, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас4-й

http://pravmir.ru/prokopij-ustyuzhskij/

В 1578 году Агапит и присоединившиеся к нему иноки срубили две церкви и перенесли Великорецкую икону святителя Николая Мирликийского из часовни в холодную однопрестольную Николаевскую церковь. Придел теплой Благовещенской церкви посвятили праведному Прокопию Устюжскому Христа ради юродивому. В этом же году от царя Иоанна Грозного получено разрешение на владение необжитыми землями вблизи пустыни и на строительство мельницы в 40 верстах западнее обители на реке Лохта в густонаселенном месте. Благосостояние пустыни быстро крепло. Местные жители завидовали хозяйской хватке строителя Агапита и боялись, что монастырь заберёт все их земли. 21 мая 1584 года, во время поездки на мельницу в Лохту, Агапит Маркушевский был убит крестьянами деревни Каликино и тело его сброшено в реку Уфтюга. Убийцы были найдены и казнены. Похоронили старца Агапита между церквями в его пустыни, поставили над могилой часовню. Преподобномученик Агапит Маркушевский - местночтимый святой, празднуется соборная память. В 1587 году строитель Иерон с братией получили грамоту об отводе земель для Агапитовой пустыни. Теперь монастырских владений прибавилось.С запада земли Агапитовой пустыни ограничивала речка Коржа, Коржа впадала в Тарногу, далее западная граница проходила в низовьях Лондушки. На севере земли простирались до Семчужного озера в диком лесу. На востоке граница земель Агапитовой пустыни отмечена верховьями речек Семчуга, Лондушка и далее шла по Токушке до реки Тарнога. Река Тарнога ограничивала земли пустыни с юга и доходила до верховья Коржи. В 1599 году строитель Боголеп и братия получили жалованную грамоту на деревни Федоровскую и Исаковскую в Ромашевской волости и Тимошинскую в Заборской волости. В этом же году построена новая Николаевская церковь вместо первой, обветшавшей. В 1615 году пустыня разорена поляко-литовцами. К 1620 году монастырь восстановился. На территории стояли 2 церкви: теплая Благовещенская с приделом праведного Прокопия Устюжского и холодная Николаевская. В 12 кельях жили 15 старцев, кроме этого имелась гостиная келья. На Лохте и Тарноге находились мельницы. На вновь освоенных монастырских землях возникли починки: Нестеровский, Андреевский, Баклановский, Слободка - на реке Тарнога; на берегу Лондушки – левом притоке Тарноги располагались починки Милогорский, Криулинский, Кузнецовский, Черепановский, Черняковский. В 1687 году был пожар в монастыре, сгорели 6 келий, церкви не пострадали. В 16-17 веках Агапитовой пустыней управляли строители.

http://sobory.ru/article/?object=35378

В 18 веке, начиная с Ионы Угрюмова, обителью управляют игумены. Иона Угрюмов был настоятелем Маркушевского монастыря с 1708 по 1720 год. При нем в 1717 году построена новая Благовещенская церковь. В 1754 году убит крестьянами игумен Кесарий, управлявший Маркушевской обителью с 1751 года. При его настоятельстве в 1752 году был большой пожар в монастыре: Николаевская и Благовещенские монастырские церкви сгорели до основания. В 1754 году построена теплая Благовещенская церковь с трапезной, через 4 года построена холодная Николаевская церковь с приделом праведного Прокопия Устюжского. К монастырю в 18 веке были приписаны три пустыни: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская и Бабозерская Николаевская. К середине 18 века за Маркушевским монастырем числилось 290 душ крестьян. Перед упразднением монастыря на его территории стояли две деревянные церкви и колокольня 1758 года постройки в отдельном здании; монастырь окружала высокая ограда с двумя воротами. В 1764 году Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь вместе с приписными пустынями упразднен. Маркушевский приходИз монастырских деревень образовался Маркушевский приход с Благовещенской церковью.Каменная одноэтажная с колокольней в одной связи церковь построена прихожанами в 1844 году на месте деревянной Благовещенской церкви. Престолы Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме на южной стороне и престол праведных Прокопия и Иоанна Устюжских на северной стороне освящены в 1858 году. Престол святителя Николая Мирликийского в холодном храме освящен в 1874 году, мощи преподобномученика Агапита покоились под спудом у южной стены холодного храма каменной церкви. В этом же храме хранилась чудотворная явленная икона - копия с иконы святителя Николая Мирликийского «Великорецкая». Деревянная холодная Николаевская церковь разобрана в 1899 году. На правом берегу Тарноги стояли деревянные часовни в деревнях Андреевская, Баклановская и Нестериха. Две часовни находились на кладбище: древняя, построенная преподобным Агапитом, и вторая, построенная прихожанами в 1864 году над мощами игумена Кесария. При церкви проводились торговые ярмарки: Никольская зимняя и Прокопиевская летняя.С 1891 года служил священник Макарьин Александр Асинкритович 1866 года рождения, выпускник ВДС 1889 года. Обязанности псаломщика выполнял Александр Михайлович Куваев 1890 года рождения. Приходские деревни относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Тарноги. В 1916 году в приходе православных – 1631, в том числе из духовного сословия – 19, мещан – 2 и крестьян - 1610 человек.

http://sobory.ru/article/?object=35378

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010