Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская Почитание чудотворной Устюжской иконы Божией Матери тесно связано с именем преподобного Прокопия, Христа ради юродивого, подвизавшегося в Великом Устюге. Блаженный Прокопий все свое время проводил в коленопреклоненных слезных молитвах на паперти местной соборной церкви. Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти. Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение. Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их греховности, навлекшая Божий гнев, и осознали необходимость покаяния. Все стеклись в храмы и со слезами молили Господа о помиловании и отвращении несчастья. Блаженный Прокопий вместе со всем народом, падши перед иконой Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших. И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Пресвятой Богородицы было всенародно явлено чудное знамение – из иконы в изобилии источилось благоухающее миро, которым были наполнены все церковные сосуды. По милосердному заступлению Божией Матери Господь избавил устюжан от верной погибели – грозная туча прошла мимо города и в отдалении на пустынном месте разразилась с ужасающей силой. Дождь из раскаленных камней полностью выжег лес в двадцати верстах от Устюга. В воспоминание этого чудесного избавления, произошедшего в 1290 году, и установлено ежегодное празднование чудотворное иконе Божией Матери.

http://pravicon.com/info-16

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Благовещение Пресвятой Богородицы " Существуют различные варианты иконы Благовещения. Ниже перечислены наиболее известные: Киевская (http://pravicon.com/icon-27) На оригинальной мозайке в Киево-Софийском соборе в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей и отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия, хотя в более поздних вариациях сюжет нередко богато дополнен деталями. Московская (http://pravicon.com/icon-28) В московском варианте (на иконе в Успенском соборе) не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней. Устюжская (http://pravicon.com/icon-29) Пречистая Дева с мотком красной пряжи в руке изображена на иконе стоящей на подножии у престола. Напротив Нее – Архангел Гавриил, простирающий благословляющую десницу. Особенностью иконографического извода Устюжского образа Благовещения Пресвятой Богородицы является изображенный поверх складок Ее мафория образ воплощенного Божественного Младенца Иисуса Христа. Только Богородица (http://pravicon.com/icon-4022) - акцент сделан на Богородице, то есть архангел Гавриил подразумевается, но не изображен на самой иконе. Другие варианты, они опубликованы в этом разделе. Например, часто встречаются иконы Благовещения, на которых Богородица читает книгу или просто стоит со сложенными на груди руками. Более редкий вариант - Благовещение у колодца. Описания иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Источник: PRAVICON.COM На иконе изображены Дева Мария и Архангел Гавриил, посвящена икона двунадесятому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово «благовещение» означает: добрая, благая весть. Повествование о событии, изображённом на иконе, изложено в 1-й главе Евангелия от Луки (стихи 26-38): «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не з[...]

http://pravicon.com/icon-750

Ярославль. Церковь Варвары великомученицы Варваринского прихода. Церковь Иконы Божией Матери Знамение Варваринского прихода /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:1668. Год утраты:1932 (разобрана) Архитектор:Шустов А. Е.(1741-1742 интерьеры, внутреннее убранство). Сопляков А. И.(1742-1743 интерьеры) Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, улица Советская, 6/10 Координаты: 57.629903, 39.892412 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь, образец ярославского зодчества XVII в. Построена в 1668 на средства купца С. В. Добрынина. Крупный четырёхстолпный пятиглавый храм на подклете с боковыми папертями и столпообразной шатровой колокольней у северо-западного угла. Главный престол Знаменский, второй престол в алтаре Варваринский, южный придел Симеона Персидского, северный - Прокопия Устюжского. Закрыта в 1920-х, разобрана в 1931-1932. На её месте жилой дом. Находилась на углу ул.Пробойной (ныне Советская) и Варваринской (ныне Кедрова). Каменный пятиглавый холодный храм на подклете с галереями был построен в 1668 на месте древней деревянной церкви выходцем из Новгорода Симеоном Васильевичем Добрыниным, впоследствии оставившем мир с иноческим именем Сергий. Престолов в храме было четыре: главный в честь Знамения Божией Матери, в алтаре во имя Великомученицы Варвары, с южной стороны Симеона Персидского и с северной - Прокопия Устюжского. Стенная живопись Варваринской церкви была выполнена в период с 18 мая 1742 по 24 сентября 1743 артелью ярославских художников под руководством Алексея Иванова Соплякова. К северо-западу от главного храма на средства прихожан в 1715 была построена теплая церковь во имя Великомученицы Екатерины с приделом в алтаре в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1811-1812 Варваринская церковь была придворной по случаю пребывания в Ярославле Великой Княгини Екатерины Павловны (дочери императора Павла I) с супругом генерал-губернатором Новгородским, Тверским и Ярославским принцем Георгием Петровичем Ольденбургским.

http://sobory.ru/article/?object=35011

Се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется. Лк. 1, 31-32. Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил наконец, что в мире, под солнцем, нет ничего нового – ничтоже ново под солнцем (Еккл. 1, 10). Но Бог сотворил теперь дело совершенно новое, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие; это – дело, совершившееся в Благовещении благодатной Марии, Деве и Матери, но Матери Божией. Чудо сугубое, величайшее действие Божия всемогущества, возвышеннейшая тайна нашей православной веры. Дева и Матерь! Что же более невероятное природа может увидеть в творении? Дева – Матерь Божия! Что более чудесное может совершить Божественная благодать? Одно превышает пределы природы, и еще не было подобного ему; другое восходит на вершины Божественной благодати, и подобного ему быть не может. То – великое чудо, а это – выше чуда; оба непостижимы, и оба вполне божественны. Се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется; и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его (Лк. 1, 31-32). Об этом новом чуде или лучше об этих двух чудесах, одном – о Деве и Матери, другом – о Деве и Матери Божией, я хочу сегодня возвестить, слушатели мои. Вот как по Евангельской истории они совершились. I Когда настало исполнение времени, в которое Бог Отец определил ниспослать на землю Единородного Сына и Слово, чтобы Он воплотился и вочеловечился, Гавриил, предстатель ангелов, был послан в Галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами Радуйся, благодатная (Лк. 1, 28), и сказал Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Матерью Его Сына и родить Избавителя мира. Архангел принес весть: се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк. 1, 31). В начале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого чудесного события: како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк. 1, 34). Но когда Ей было сообщено, что это произойдет совершенно сверхъестественным образом, именно силой всемогущей благодати Святого Духа, Она склонилась сердцем и приняла повеление с глубоким смирением: се, раба Господня; буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38). И тотчас сошел на Нее Святой Дух, боголепно приуготовил Боговместимое обиталище. Божественное Слово воплотилось в Ее чистой утробе, и осенила Ее сила Всевышнего, «укрепив Ее, – учит Афанасий Великий (в слове на Благовещение), – чтобы, запечатленная с этого времени, Она могла созерцать, насколько это возможно, чревоносимого в Ней невидимого Бога и образовала зачинаемого Младенца». Вот то новое чудо, которое явилось под солнцем: Дева и Матерь, но Матерь Божия; это и есть предмет нынешнего празднества.

http://pravoslavie.ru/4132.html

Эта река ведет к храму: почему стоит побывать на берегах Сухоны Если плыть через Великий Устюг по Сухоне, оба ее берега производят невероятное впечатление: храмы разных веков создают красивейший архитектурный ансамбль, гармонирующий со всеми временами года. Наш рассказ — о нескольких великолепных устюжских храмовых комплексах и ансамблях на берегах Сухоны, которые стоит увидеть своими глазами. 1 Комплекс Соборное дворище Центральное храмовое ядро города — Соборное дворище, расположенное на месте древнего детинца на левом берегу Сухоны. В его комплекс входят: О каждом храме можно долго и много рассказывать. Соборное дворище зимои. Фото И. Н. Хорошавинои Например, Успенский собор, история которого насчитывает более семи столетий, успел семь раз сгореть, еще будучи деревянным. И всякий раз его вновь отстраивали, и вновь он сгорал, пока в XVII веке не появился, наконец, каменный собор по образцу главного храма Московской Руси — Успенского собора Московского Кремля. Освятили главный устюжский храм в 1658 году. А позже и его опять много раз перестраивали. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине XIX века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце XVII — XVIII веке высокая соборная колокольня. Резной барочный иконостас собора относится к 1780 году. Прокопьевский собор (собор Прокопия Праведного) с папертью и колокольней возведен в 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над могилой святого праведного Прокопия — блаженного чудотворца и небесного покровителя Великого Устюга. Известно имя мастера, создавшего собор: устюжанин Петр Дмитриев Котельников. Собор известен мироточащей иконой Благовещения и великолепным резным золоченым пятиярусным иконостасом первой половины XVIII века. Иконостас этот называют собранием устюжской живописи XVII–XVIII веков. Небольшой, но монументальный собор Иоанна Праведного (соборный храм во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста) тоже возведен над гробом месточтимого святого Иоанна Праведного. Каменный собор построен на месте деревянного на средства одного из богатейших устюжских купцов Н. Ф. Ревякина в 1656–1663 годах.

http://sever.foma.ru/jeta-reka-vedet-k-h...

Великий Устюг. Церковь Богоявления Господня на Соборном дворище. Власьевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Теплым зимним храмом для Иоанновского собора служила церковь во имя святого Власия Севастийского. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра выданной 18 июня 1689 года, построена каменная одноглавая церковь во имя святого Власия. После пожара 1772 года, восстановлена и освящена во имя Богоявления Господня. Из бывших икон Богоявленского храма можно отметить: образ святого священномученика Власия епископа Севастийского с чудесами; образ праведного Иоанна устюжского чудотворца. В числе бывшей церковной утвари стоит упомянуть серебряный напрестольный крест золоченый чеканный, с надписью: «Сей крест построен на Устюг Велики к церкви Св. и Праведнаго Иоанна Устюжскаго чудотворца па казенные деньга 1740 году». Церковь во имя Богоявления Господня Теплым зимним храмом для Иоанновского собора служила церковь во имя святого Власия Севастийского . Точных данных о появлении теплой церкви во имя Власия епископа Севастийского нет, но скорей всего, она была построена одновременно с холодной церковью Происхождения Креста. Первое письменное упоминание находим в «Сотной книге» 1630 года: « Церковь св. Власия, служатъ зимнимъ времянемъ, образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные къ зиме носятъ отъ Иванна Христа ради юродивого». В 1649 году теплый храм Власия Севастийского сгорел. На его месте, по грамоте митрополита Ростовского и Ярославского от 5 сентября 1650 года, была построена новая теплая церковь во имя Священномученика Власия епископа Севастийского с приделом во имя Кирилла Белозерского чудотворца. В «Писцовых книгах» 1683 года дается более подробное описание церкви Власия Севастийского: «Того жъ приходу церковь древяная теплая о дву верхахъ во имя св. свящ.-муч. Власия епископа Севастийского…» В алтаре церкви Власия Севастийского на престоле Евангелие с медными Евангелистами; крест благословящий обложенный медью. За престолом образ Пречистой Богородицы Одигитрии. В самом храме царские врата деревянные, над ними деисус на семи деках ветхий написанный красками; образ Власия Севастийского с житием украшенный серебром; образ Благовещения Пресвятой Богородицы в молении со святыми.

http://sobory.ru/article/?object=06412

Главная 7 поразительных святых устюжской земли: от прежнего купца-католика до бывшего посланца хана Батыя 7 поразительных святых устюжской земли: от прежнего купца-католика до бывшего посланца хана Батыя Один из них был когда-то купцом с Запада, более того — католиком! Другой — сборщиком податей у хана Батыя! Еще один — богатым землевладельцем! Как же случилось, что теперь мы знаем их как православных русских святых? В нашем материале — семь удивительных историй о святых, связанных с устюжской землей. 1 Праведный Прокопий Устюжский Святой покровитель Великого Устюга, возможно, первый юродивый на Руси в молодости был… ганзейским купцом! Жил он в городе Любеке, воспитан был в католической вере, рос в роскоши и богатстве, в 1243 году после смерти отца прибыл в Великий Новгород и настолько впечатлился красотой наших церквей и монастырей, что крестился в Православие у святого Варлаама Хутынского, все свое имущество раздал бедным и стал юродивым. Скоро слух о его святости разошелся по городу и окрестностям, и тогда блаженный от людской славы и внимания ушел в Великий Устюг. Там Прокопий терпел голод и холод, ходил в рубище, едва прикрывавшем тело, спал в любую погоду в некрытом сарае, на голой земле, на камне, на куче навоза… Он ходил по городу, размахивая тремя кочергами, вел себя как безумный, над ним насмехались, его ругали, а он молился за обидчиков, по ночам обходил все храмы города и на коленях, со слезами молился на папертях. По преданию, праведный Прокопий в 1290 году избавил Устюг от каменно-огненной тучи. За неделю до сильной бури с грозой и смерчем Прокопий стал призывать устюжан покаяться в грехах, чтобы избежать гибели от огня и воды. Никто не поверил ему. И лишь когда страшная туча накрыла город и началось землетрясение, устюжане сбежались в Успенский собор. Там Прокопий молился перед иконой Благовещения Богородицы. Его молитвы отвели беду от города — каменный град выпал в двадцати километрах от Устюга. Во многих православных соборах России долго хранились камни из той тучи. Один из них сохранился и до наших дней. Он находится у собора Прокопия Устюжского слева от южных врат и считается святым и целебным.

http://sever.foma.ru/sem-porazitelnyh-sv...

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в презентации каталога «Древнерусская живопись XII-XIII веков» в Третьяковской галерее в Москве 21 мая 2021 г. 15:18 20 мая 2021 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве состоялась презентация академического каталога, посвященного домонгольскому искусству XII-XIII веков, наиболее древней и ценной части коллекции Третьяковской галереи. Каталог «Древнерусская живопись XII-XIII веков» включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери «Свенской-Печерской». В презентации принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В своем выступлении владыка выразил благодарность коллективу Государственной Третьяковской галереи за «многолетний подвижнический труд по сохранению древних икон», особо подчеркнув, что все эти иконы «составляют бесценное достояние и нашей Церкви, и нашего Отечества». Митрополит Иларион также отметил: «В каталоге, который мы сегодня представляем, собраны иконы домонгольского периода, среди которых я хотел бы особо выделить образы Пресвятой Богородицы. Это и икона " Устюжское Благовещение " , это и новгородская икона " Облачное Успение " , и Свенская икона Божией Матери. И, конечно, царица всех богородичных икон — Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которая находится в Третьяковской галерее в храме святителя Николая и служит одновременно и музейным экспонатом, и объектом поклонения для многочисленных верующих. Удивительно, что тайна Богородицы раскрывалась в Церкви постепенно, не сразу. Когда мы обращаемся к истории раннехристианской Церкви, в литературных памятниках того времени мы почти не видим упоминания о Деве Марии, хотя Ее изображения уже встречаются в римских катакомбах. Наступает V век, когда еретик Несторий решает, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила не Бога, а человека Христа. Но слово " Богородица " уже тогда употреблялось в богослужении, оно полюбилось церковному народу, и когда Несторий начал проповедовать свое учение, церковный народ восстал, богословы сплотились для того, чтобы защитить почитание Пресвятой Девы как Божией Матери. Святые отцы Церкви говорили: да, действительно Она родила Иисуса Христа по человечеству, но Иисус Христос — это Воплотившийся Бог, а потому Она справедливо именуется Богородицей.

http://patriarchia.ru/db/text/5812111.ht...

Ротонда Св. Георгия, Фессалоника. 2 пол. V в. – Православное, церковное искусство мрачное и темное, нерадостное, – такую мысль, в разных вариациях, можно услышать, увы, и сегодня. И ладно бы от совсем неискушенного обывателя, а вот когда такое говорят глубокие, образованные люди, то становится совсем грустно. Ведь вроде не XIX век на дворе, а, наоборот, XXI. Это в XIX веке церковное искусство было спрятано под почерневшей олифой, многовековой копотью, и потому именно таким и воспринималось. Но сейчас, когда раскрыты шедевры, когда в той же Третьяковской галерее нам сияют красками иконы Звенигородского чина, когда есть возможность увидеть собственными глазами или хотя бы на качественных фотографиях мозаики и фрески, начиная с раннехристианских времен, подобное звучит очень странно. Ведь еще в начале прошлого века, когда стали раскрывать эти самые слои олифы, поздних записей, Россия и весь мир сказали восторженное «Ах!», увидев прекрасную, яркую, гармоничную живопись древнерусской иконы. Ротонда Св. Георгия, Фессалоника. 2 пол. V в. Я решила написать эту статью даже не как специалист, искусствовед, а просто как восторженный зритель, которому церковное искусство помогает глубже понять его веру. Потому позволю себе произвольно переходить из эпохи в эпоху, произвольно выбирая наиболее яркие примеры. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Шествие мучеников Христианство – это вообще про радость, неслучайно апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18). А как не радоваться, если мы знаем о главном Событии в истории человечества – Воскресении Христовом. Этим знанием, этой радостью проникнуто все церковное искусство практически с самого его возникновения. Как пример можно привести мозаики ротонды Св. Георгия в Фессалонике второй половины V в. Даже по тем фрагментам, что показаны на фотографии, можно представить, насколько они живописны, многоцветны и прекрасны. Устюжское Благовещение А знаменитые мозаики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне начала VI века, например, шествие мучеников и мучениц? Сияющий золотой фон, говорящий нам о свете Горнего мира, величественные фигуры мучеников и мучениц в бело-золотых одеждах, атрибуты Райского сада вокруг них – все это производит на зрителя невероятное впечатление. Здесь считывается не наша земная радость, то есть эмоция, которая может легко измениться от чего-нибудь внешнего, – здесь радость Вечности, радость пребывания со Христом. Но даже если смотреть безо всякого осмысления, не считывая смыслов, просто на сочетание цветов, – здесь нет и намека на мрачность.

http://pravoslavie.ru/148100.html

Устюжна. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На правом берегу Ворожи располагается одна из красивейших церквей города - Благовещенская. До постройки каменного храма на этом месте сменилось несколько церквей. Первый деревянный храм, выстроенный на средства прихожан посада, появился здесь еще во время царствования Иоанна IV. В сотной выписи 1567 года упоминается за речкою Ворожею " монастырь Благовещенский общий " . В нем была церковь Благовещения, теплая, с трапезою и приделом в честь Входа Господня в Иерусалим. Среди прочих сооружении: колокольня, " на столбех " , с четырьмя колоколами, хлебня, четыре братских кельи. Число монашествующих было невелико. Затем обитель по неизвестным причинам стала женскою, а к концу XVI века её вовсе не стало.  По описи 1597 года вновь упоминается деревянная церковь Благовещения на всполье, в конце города. Мимо нее шел вал, укрепления посада, а на церковь выходили благовещенские ворота. После разорения Шалочского Успенского монастыря поляками в 1612 году его игумен Вассиан просил место в городе Устюжне, куда можно было бы перевести обитель. Данная воеводы Ивана Урусова 1614 года сообщает: " ...дали Пречистые Богородицы Успения Шалоцкого монастыря игумену Вастьяну с братьею, на Устюжне Железопольской, место, где игумену Вастьяну с братьею поставить храм Благовещение Святей Богородицы и монастырь, кельи и ограда поставити, из Устюжских посадских людей огородных мест, по речке по Вороже... " . К новому монастырю приписали землю на посаде, " что была изстари церковная пашня Благовещения Святей Богородицы приходские церкви... " Место, где стояла Благовещенская церковь, в то время было пустым, поскольку в 1609 году, во время осады Устюжны поляками, храм был разобран, так как находился слишком близко к крепостной стене и мог загореться. Все его имущество было передано на хранение выборным посадским людям. Воевода Иван Урусов разрешает взять его игумену Вассиану с братией " ...в новой монастырь к Благовещенью Святей Богородицы, для их великие церковные скудости, чтоб царское богомолие впусте не было... " . Когда шалочские монахи вернулись обратно на Шалочь, неизвестно. Во всяком случае новая каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была выстроена в 1694 году уже " тщанием прихожан и доброхотных дателей " . Кроме главного престола во имя Благовещения в холодном храме, имелись ещё два в теплом: во имя Архистратига Михаила и Святителя Димитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=07958

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010