От руки изображенного в полукружии «Ветхого Денми» идет прямой луч к лону Девы Марии. Тем самым художник показал с предельной для его времени наглядностью, что непорочное зачатие произошло по воле Всевышнего. В монументальных фигурах архангела Гавриила и Марии чувствуется основательное знание автором иконы современных ему образцов византийской живописи. Хотя фигуры несколько грузны, чем они отличаются от изображений на чисто греческих иконах, им свойственна строгая пропорциональность. Убедительно выявлен мотив движения архангела, изящными складками ложится его плащ, не менее изящны складки хитона. С таким же тонким пониманием структуры драпировки обработан мафорий Богоматери. Моделировка лиц отличается особой мягкостью. Темная зеленовато-оливковая основа положена только в тенях. Дальнейшая лепка рельефа достигается путем постепенного наложения темно-желтой охры с прибавлением в каждом следующем слое все большего количества белил, но с последовательностью столь выдержанной, что переходы от слоя к слою остаются почти незаметными. Самый верхний слой, покрывающий наиболее освещенные места, не переходит в чистую белизну, сохраняя желтоватый оттенок. Поверх охры положены красные румяна, мягко оттеняющие щеки, лоб, шею и линию носа. Колорит «Устюжского Благовещения» отличается в целом известной сумрачностью, что вообще типично для икон домонгольского времени. Наиболее ярки краски верхнего изображения, где мы видим восседающего на херувимах и восславляемого серафимами «Ветхого Денми». Здесь киноварные краски смело сочетаются с синими, голубыми, зелеными и белыми. Это изображение, сопровождаемое славянскими надписями, несколько выпадает резкостью своих красок из общего цветового строя иконы. Тут уже дает о себе знать индивидуальный вкус новгородского художника, добивающегося особой звонкости цвета. По-видимому, он не был связан в этой части иконы каноническим образцом, почему и прибег не только к более цветистой гамме, но и к более свободной манере письма. Такое параллельное сосуществование двух различных живописных приемов в одной и той же иконе встретится и в других памятниках новгородской станковой живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Богоматерь держит в руках пурпурную пряжу. По преданию, в тот момент, когда произошло Благовещение, Богоматерь, как Дева, посвященная храму, плела завесу Ветхозаветного храма. Ту самую завесу, которая разделяла Святое и Святое Святых и разорвалась надвое в момент Распятия. Пурпурный цвет – один из четырех цветов этой завесы, и выбор цвета весьма красноречив, поскольку пряжа символизирует тело Христа, а храмовая завеса – это образ Христа, Его зримая икона. И это не наши домыслы или новая интерпретация: именно эти смыслы мы находим у отцов Церкви, когда пряжа в руках Богородицы однозначно понималась как символический прообраз Плоти Христовой, которая созидается в момент Благовещения и приносится в жертву в Распятии.  Христос в образе Старца Вверху огромной иконы – сегмент с изображением Иисуса Христа – Ветхого деньми. Так этот образ обозначен в надписи – «ICXC трьсвяты [в]ьтъхы д[ъ]неми». Это изображение Христа в виде Старца, сидящего на огненном троне в окружении ореола-мандорлы на фоне звездного неба. У трона огненные херувимы, выше серафимы с рипидами в руках, указывающими на длящееся небесное богослужение с участием ангельских сил. От благословляющей руки Старца в сторону Богомладенца идет золотой луч. Образ Ветхого деньми восходит к пророчеству Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан. 7:9). Поскольку Христос – это Второе Лицо Троицы, то Он существовал вечно и воплотился в образе земного Младенца Христа, но до этого являлся пророкам. Именно эти изображения являющегося пророкам Второго Лица Троицы и получили именование «Иисус Христос Ветхий деньми», сохранившаяся рядом с образом надпись «Трехсвятой» указывает именно на эту нерасторжимую связь Христа в образе Старца и Святой Троицы, вечно пребывающих на Небесах.  Образ Ветхого деньми. Фрагмент иконы «Устюжское Благовещение» На иконе «Устюжское Благовещение» – одно из самых ранних изображений Ветхого деньми не только в древнерусской, но и в целом византийской традиции. Хотя изображение Христа в виде Старца известно еще с ранневизантийских времен, например, на синайской иконе VII века. Но название «Ветхий деньми» этот образ получает только в середине XI века, и самый ранний пример такого именования мы находим в константинопольской рукописи середины XI века (сейчас она в Парижской национальной библиотеке).

http://pravmir.ru/zolotoe-svechenie-purp...

Дионисий. «Св. Иоанн Креститель». 1502 год. Ферапонтово Не станем вмешиваться в спор, возникший после этого среди искусствоведов. Мы хотим сказать только одно: фигуру св. Иоанна Предтечи Андрей Рублев писать не мог - в его время такого приема, о котором идет речь, еще не существовало, ибо не было новгородско-московской ереси, не с кем было полемизировать. Ересь стригольников же, во-первых, имела меньший размах по сравнению с " жидовствующими " , во-вторых, теряла свою актуальность, в-третьих, имела новгородско-псковскую прописку, но не московскую. А вот Дионисий и его современники такой прием применяли с совершенной аналогичностью и многократно. Рублев - единолично и единственный раз? Неправдоподобно. В качестве отправной точки при рождении на берегах Волхова этого приема могла служить икона XII века " Устюжское Благовещение " из Георгиевского собора Юрьева монастыря (вот дополнительное указание на генезис приема). В конце XV столетия она находилась еще на своем месте (в 1561 г. по приказанию Ивана Грозного будет вывезена в Москву). Здесь гиматий на ноге Архангела Гавриила и на боковых своих плоскостях высветлен из живописно-пространственных соображений, но не концептуально. Тем не менее, вдохновиться данным образом иконописцы очень даже могли. Л. А. Успенский явно поспешил с выводом: " Как и ересь стригольников, ересь жидовствующих не имела прямого отражения в искусстве. Она вызвала в качестве противодействия лишь распространение той или иной тематики, утверждавшей православное вероучение " [ 4 ] . Почему же не имела? Благовещение Устюжское. XII век А смена цитат на развернутом Евангелии в руке Пантократора! А утверждение Церкви и изгнание Ангелом Синагоги в иконе Дионисия " Распятие " ! [ 5 ] А появление в арсенале выразительных средств у самых ортодоксальных изографов обсуждаемого нами приема! КАК ересь не могла иметь реакции со стороны иконописцев, когда, повторяем, " и в домех, и на путех, и на торжищех вси о вере пытали " ? Возникал подчас даже перехлест, признаваемый и глубокопочитаемым Леонидом Александровичем: потеря в полемическом задоре трезвения при изображении неизобразимого, результатом чего являлось возникновение икон, подобных " Отечеству " . Это были " кривые " , но отражения же! Ограничение противодействия лишь одним подбором тем, пусть даже самых необходимых, означало бы определенное окостенение церковного организма, неспособность ответить на вызовы еретиков. Церковь, однако, всегда отвечала: на ересь Ария - появлением у образа Иисуса Христа нимба, сопровожденного соответственно с одной и другой стороны  альфа и омега; на ересь Нестория - появлением нимба у образа Божией Матери, надписи  и извода типа Кипрской...

http://pravoslavie.ru/211.html

Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери. Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».

http://pravoslavie.ru/484.html

21 — Ситхинская-Казанская 21 — Умиление в Новгороде 21 — Оковицкая (1539) 21 — УстюжскаяБлаговещение (1290) 22 — Колочская (1413) 22 — Коложская (1495) 22 — Кипрская (392) 22 — Ястребская 22 — Полыньковая 22 — Ножевая 22 — Чистительная 23 — Коневская (1393) 24 — Ржевская (1539) 24 — Шуйская-Смоленская (1654) 24 — Борколабовская 25 — Троеручица 25 — Троеручица в Белобережской пустыни 25 — Троеручица в Воронеже 25 — Троеручица в Сухотинском монастыре 26 — Достойно есть 29 — Чирская (Псковская) (1420) 30 — Святогорская Одигитрия (1563) АВГУСТ 2 — Абалацкая — Знамение (1636) 3 — Галичская (Чухломская) (1350) 5 — Почаевкая 5 — Всех скорбящих Радость 10 — Смоленская Одигитрия (Путеводительница) (1046) Ю — Гребневская (1380) 10 — Супрасльская (1500) 10 — Игрицкая-Песоченская (1624) 10 — Югская (1616) 10 — Шуйская Одигитрия (1654) 10 — Выдропусская (15 век) 10 — Одигитрия Воронина (1524) 10 — Одигитрия Христофорова (16 век) 10 — Смоленская-Сергиевская (1771) 10 — Смоленская-Костромская (1672) 10 — Смоленская-Кирилло-Белоезерская (15 век) 10 — Устюженская-Смоленская (17 век) 10 — Устьнедумская-Смоленская (1603) 10 — Святогорская-Смоленская (1569) 10 — Соловецкая-Смоленская (17 век) 10 — Одигитрия Мглинская 10 — Одигитрия во Пскове 10 — Смоленская-Полонская 10 — Смоленская-Иоасафовская 10 — Одигитрия в Вознесенском монастыре 10 — Одигитрия Сумельская 10 — Смоленская в Никитовке 10 — Смоленская в Свеаборге 10 — Смоленская-Белгородская 10 — Смоленская в Воронеже 12 — Оконская 12 — Воргольская 13 — Предвозвестительница (13 век) 14 — Силуанская (1158) 15 — Хиленская (1902) 21 — Толгская (1314) 21 — Толгская в Спасском 24 — Киккская 26 — Страстная (1641) 26 — Черногорская 26 — Страстная в Липецке 26 — Страстная в Зачатиевской церкви 26 — Страстная в селе Енкаеве 26 — И Тебе Самой душу пройдет оружие 26 — Семистрельная 26 — Минская (10 век) 26 — Явление Богоматери святому Тихону Задонскому 27 — Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию (1383) 27 — Беседная (1383) 27 — Нарвская (1558)

http://pravicon.com/text-34

Именно в то время утверждается важная для всего византийского искусства идея полиморфизма Христа, суть которой в том, что Он является в истории спасения и в литургии в самых разных образах. Три из которых самые известные – это образ Христа Эммануила, или Христа Младенца, Христа Ветхого деньми, или Христа Старца с седой бородой, и самый известный нам всем образ Христа Вседержителя, или Пантократора, Средовека (средних лет) с длинными волосами и окладистой бородой. В середине XI века эти разные образы получают большое распространение в византийской храмовой иконографии и устойчивые наименования, которых до этого времени не было.  В «Устюжском Благовещении» в композиции иконы мы видим сопряжение двух образов Христа – образа Ветхого деньми и образа Христа Эммануила на груди Богородицы. Эта связь подчеркивалась несохранившимся образом Святого Духа в виде голубя, который отправлялся от Ветхого деньми к Младенцу на лоне Марии, зримо представляя мистический процесс Боговоплощения. Вместе они должны были ярко воплотить важную для литургии и современного иконе храмового пространства идею полиморфизма, или многообразия Христа. Вспомним слова литургической молитвы: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш». Тот, Кто посылает Христа, Сам воплотившийся в Младенца, принявший земные крестные страдания, и Тот, кто приносит Сам Себя в жертву при небесном жертвеннике – это одно и то же Лицо, один и тот же Христос. В этой парадоксальной литургической диалектике заключены очень важные религиозно-символические смыслы, которые волновали умы византийских богословов XI-XII веков. Идея многоликости Христа была акцентирована в культуре второй половины XI века и в XII веке, то есть тогда, когда было создано «Устюжское Благовещение», уникальная иконография которого отразила богословские искания и новые литургические смыслы своей эпохи. Кто автор? Мы не знаем, кем был мастер, написавший эту икону. Но мы можем быть уверены в том, что он знал абсолютно все, что происходит в то время в византийском искусстве. Кем он был – русским мастером или византийским художником, которых было немало на Руси и в самом Древнем Новгороде. Это общая проблема для большинства икон, дошедших до нас от домонгольской эпохи. Мы смело можем их рассматривать как неотъемлемую часть русского национального наследия и в то же время яркое проявление византийского искусства, единого на огромной территории, находившейся под духовным и художественным покровом Константинополя. Золотое свечение

http://pravmir.ru/zolotoe-svechenie-purp...

Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от к-рого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Существующий ныне иконостас изготовлен царскими резчиками в 1679-1680 гг., к этому же времени относится и большинство икон. Наиболее древним следует считать храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», к-рый датируется рубежом XIV-XV вв. Также в местном ряду находится список 2-й пол. XVI в. чудотворной иконы Благовещение «Устюжское» , привезенной Иоанном IV из Новгорода. Иконы верхних ярусов иконостаса мало исследованы, нек-рые написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 г. и старше. Своеобразным памятником Большого Собора 1666-1667 гг. , разрешившего резное изображение «Страстей Господних», является Распятие Господне, с предстоящими, венчающее верхний ряд иконостаса (расписано Ф. Зубовым и М. Милютиным). Во время Отечественной войны 1812 г . иконы первых 2 ярусов иконостаса были выломаны и использовались франц. солдатами как скамейки и кровати, оклады и украшения с икон были украдены. После освобождения Москвы, в кон. 1812 - нач. 1813 г., убранство собора было обновлено, во всем нижнем ярусе иконостаса и в средней части др. ярусов гладкие колонны заменены на резные, изготовлены резные царские врата. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. В летописях и документах XVI-XVII вв. в А. с. упоминаются приделы во имя прп. Симеона Столпника, свт. Андрея Критского, прп. Иоанна Лествичника, ап. Акилы, блж. Иоанна Милостивого, в честь Обновления храма Воскресения, Обретения главы Иоанна Предтечи, Покрова Богородицы. Престолы Воскресения и ап. Акилы перенесены из собора 1333 г., когда появились др. престолы, достоверно неизвестно. То обстоятельство, что прп. Симеон Столпник и свт. Андрей Критский были небесными покровителями сыновей Иоанна Калиты, вел. кн. Симеона и Андрея, позволяет предположить, что престолы в честь названных святых были устроены еще в XIV в. Придел во имя прп. Симеона Столпника упоминается уже в 1507 г., и о его местоположении внутри собора есть точные указания: он размещался в юж. апсиде. Неизвестно, какие именно приделы находились в др. предалтариях и на хорах, в вост. стене к-рых сохранились апсиды для 4 престолов.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Однако актовый материал по Тотемскому уезду начала XVII века и архивные материалы фонда 496 (Вологодская консистория ГАВО) позволяют отнести возникновение храма ко времени на позднее начала XVI века. В РГАДА в фонде 137 «Боярские и городовые книги» сохранился комплекс указных грамот по Тотьме за 1613 – 1626 в составе которого есть шесть жалованных грамот начала XVI – первой четверти XVII вв. трем толшемским храмам: церкви Иоанна Предтечи, церкви Благовещение Богородицы, в том числе и храму Николая Толшемской Николаевской церкви адресовано две жалованные грамоты: 1. От 19 марта 1528 года Жалованная льготная «на 10 лет» и несудимая грамота великого князя Василия III Ивановича игумену Иеву с братией на владения церкви Николая Чудотворца Толшемской волости Устюжского уезда; 2. От 10 октября 1623 года Жалованная обельная, несудимая «трехсрочная» и заповедная грамота царя Михаила Федоровича попу Самсону с братиею на владения церкви Николая Чудотворца Толшемской волости Устюжского уезда. Первая жалованная грамота была дана «игумену Иеву з братиею, что служит у святого Ниуколы Чудотворца в Устюжском уезде на Тошлме» великим князем всея Руси Иваном III, то есть не позднее 1505 года и подтверждена в 1528 году его сыном Василием Видимо Иев был основателем этого храма, потому что «они поставили собе церковь Николу Чюдотворца на реке на Толшме на Кочевеском на рубеже на диком лесу, а на том де лесу изстари церков и дворы и пашня не бывала. И нам бы того игумена Иева з братьею пожаловати, велети ему у тое церкви служити и на том лесу дворы ставити, и пашня розпахивати». Кроме того они освобождались от суда наместников и на 10 лет от всех государственных податей и В последствие эти привилегии были подтверждены в 1540 году в грамоте Ивана и в 1623 году – царем Михаилом Федоровичем и патриархом Из текста первой грамоты видно, что церковь строилась на диком лесу, где рядом не было поселений и, видимо, игумен Иев и братия собирались основать монастырь. Нам известны имена некоторых настотелей Никольского храма, которые упоминаются в этих грамотах. Кроме игумена Иева (не позднее 1505 г., 1528 г.) – это «поп Иван игумнов сын Иевлев» (1540 г.), поп Иосиф (убитый литовцами в Смутное время), его сын поп Самсон (1618 - 1623 г.) и никольский дьячок Афонка Богданов, которой «положил блаженные памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии жаловалные грамоты государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии жаловалные

http://sobory.ru/article/?object=20670

Файл 16890.jpg:   Размер: 1030x1500, 1.55 MPix, 583 Kb. Дата: 2012-04-07, участник [ Mary ]. Рейтинг изображения: 3 (240) , (7) . Описание: Благовещение Устюжское. Конец XVI века. Дерево, левкас, темпера, серебро, камни, золочение, чеканка. 146 х 98 см. Место создания: г. Москва. Государственный исторический музей, Москва. Файл 33635.jpg:   Размер: 500x750, 0.38 MPix, 151 Kb. Дата: 2019-05-15, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (96) , (1) . Описание: Список Устюжского чудотворного образа в Святогорской пустыни (Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область). Источник: Святогорский листок. 1888 г. В описании Святогорской пустыни конца XIX века, в перечне образов и святых мощей находим упоминание о списке этой иконы: «Икона Благовещения Божией Матери есть точная копия с чудотворного образа, находящегося в Успенском соборе Московского кремля. На сей иконе предвечный Младенец изображён в персях Приснодевы, воплотившимся в м[...] Файл 34052.jpg:   Размер: 864x1024, 0.88 MPix, 369 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (68) , (1) . Описание: Список чудотворной Устюжской иконы Благовещения. Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область. " В 2001 году в обители начались первые работы над иконостасом центрального придела Успенского собора Святогорской Лавры, иконы для которого были написаны в г. Елец Липецкой области преподавателями и выпускниками иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. Одна из этих икон образ Благовещения Божией Матери, именуемый «Устюжским», выполненная мастером-иконописцем Зданович Анн[...] Файл 34053.jpg:   Размер: 657x800, 0.53 MPix, 207 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (112) , (1) . Описание: Икона «Благовещение (Устюжское)». Начало XII в. ГТГ. Просмотр с увеличением на сервисе проекта Google Arts & Culture (по поиску «Благовещение Устюжское»: The State Tretyakov Gallery. Ustyug Annunciation. 30th-40-th of the 12 century. Фактические размеры: w168 x h238 cm), а также на сервисе Яндекс.Карты (по поиску " Третьяковская галерея " зайти в Панорамы, а оттуда в музей и спуститься на 1-й этаж в залы " Древнерусское искусство " )

http://pravicon.com/icon-29

В 1855 году строительство часовни (за исключением иконостаса) было приведено «к совершенному окончанию». Скорее всего именно в тот год были построены верхние ярусы часовни и сделана пристройка в виде алтаря. Часовня была каменной, трехъярусной: «нижний ярус квадратный в 4 сажени, на восточной стороне квадрата сделана пристройка, с уступом против квадрата, где предположено быть алтарю; над квадратом круглый ярус с 8 окнами, а на нем еще меньший круглый с 8 окнами, сквозной фонарь, увенчанный небольшой главой и невысоким железным крестом». Часовня имела «трои входные двери: с севера, запада и юга, с трехступенными крыльцами под навесами на каменных колоннах». Иконостас же, после очередного сбора средств «от граждан г. Устюга», был построен в 1855-1856 годах, «по рисунку, рассмотренному и утвержденному Преосвященным Феогностом». «Иконостас в часовне столярный: на месте царских дверей – икона Святой Троицы, по правую сторону образа – а) Вседержителя, б) Св. Прав. Прокопия в молении перед образом Благовещения Божией Матери, в) Св. Стефана Епископа Пермского и препод. Сергия Радонежского: по левую сторону – а) Благовещения Божией Матери, б) Св. Прав. Иона с препод. Феодосием Тотемским чудотворцем. Над местом для царских врат образ Божией Матери». По окончании всех работ 11 сентября 1856 года часовня была освящена. «В 6 саженях на запад» от каменной часовни стояла шестигранная деревянная, «по преданию будто бы построенная на том камне, на который прав. Прокопий после тучи приходил молиться». По свидетельству протоиерей Арсения Попова, рассказавшего о котовальской часовне на страницах «Вологодских епархиальных ведомостей», в 1879 году камня этого уже не существовало, а о его судьбе сохранились лишь устные предания: «говорят, что из камня того сделано несколько мельничных жерновов для мельниц, которых в окрестностях на реке Стриге до семи, а осколки камня будто бы разнесены в продолжении столетий разными благочестивыми посетителями сего исторического места». Источники: Попов Арс. Котовальская часовня, приписная к Великоустюжскому Успенскому собору//Вологодские епархиальные ведомости. — 1879. — 12. — C. 262–270. Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. Летописная книга. XII – нач. XXI века. Великий Устюг: Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2007. С. 85.

http://sobory.ru/article/?object=21743

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010