В разное время собор стал усыпальницей шести устюжских владык: Геласия, Александра, Боголепа, Сергия, Варлаама и Иоанна, так же в соборе был погребен (1436 год) один из воевод Устюга — Глеб Иванович Оболенский, но место его погребения неизвестно. В ризнице собора было много церковной утвари, например, Евангелие печати 1689 года, кроме того, ризница являлась целым музеем, где было собрано большое количество деревянных скульптур, преимущественно статуи Спасителя. Выносная икона. Богоматерь Одигитрия Смоленская. Первая половина XVI века. Происходит из Успенского собора Великого Устюга. Реставрация: ВЦНИЛКР - 1966, реставраторы Г.З.Быкова, О.В.Лелекова. Великоустюгский краеведческий музей. Икона почиталась в Великом Устюге как чудотворная. По местному преданию, она была доставлена в Устюг из Ростова Великого в связи с постройкой и освящением великоустюжского Успенского собора в 1290. При раскрытии оригинала в 1966 выяснилось, что икона XIII века, видимо, сгорела в одном из пожаров, а данное произведение относится к первой половине XVI века. На полях стороны с изображением Богоматери написаны святые митрополиты московские Петр и Алексий, а также святители Николай и Леонтий Ростовский (Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков. - М.: «Галарт». 1995.). Устюжское Благовещение. 30-40 годы XII века. Происходит из Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского Кремля. Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, согласно которой перед иконой «Благовещения» Прокопий Устюжский молился в 1290 году об отражении от города " тучи каменной " . В течение XVII века история происхождения иконы была забыта, и в XVIII веке ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития Прокопия Устюжского (по списку XVII века). Безуспешные розыски в XVIII веке в Великом Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного. По благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с иконы в 1747 году была сделана копия, которую торжественно перенесли в Великий Устюг (Образ Благовещения написан в Москве в 1747 году иконописцем Федором Иконниковым). Архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни Прокопия. В 1783 году в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архимандрит Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью Прокопия Устюжского. В настоящее время икона находится в Государственной Третьяковской галерее (Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890).

http://sobory.ru/article/?object=00246

В Трехсвятском храме (нижний этаж): за правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас с образами: Спас Нерукотворный - со старинными венцами и ризой;Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки. В северной части трапезы придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ святого великомученика Федора Стратилата. На северной стороне паперти в пристройке - придел во имя святой великомученицы Варвары. В нем находились два замечательные образа: Живоначальной Троицы с житием праотца Авраама и Благовещения Божией Матери с житием написанные в конце в XVI – начале XVII века. 16 августа 1922 года прекратилась служба в Иоанно-Предтеченском монастыре. Храм не сохранился. Велико-Устюжский Иоанно-Предтеческий, 3 класса, основанный в 1262 году, в городе Великом Устюге, на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборища податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764 году, по перенесении в него Велико-Устюжского Преображенского женского монастыря, основанного около 1626 года, стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695 году. Ежегодно 24 июня бывает крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с чудотворною иконой Божией Матери Одигитрии. При монастыре помещается епархиальное женское училище и имеется богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Иоанно-Предтечев монастырь находится на северо-восточной окраине г. Устюга, на называемой ныне Ивановской, а прежде Сокольей горе. Монастырь сей основан в XIII столетии, обратившимся в христианскую веру монгольским баскаком Бугой, во святом крещении нареченным Иоанном, поставившим по сказанию церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. На место деревянной церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная же церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Сия деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную двухэтажную церковь. Мужеский Иоанно-Предтечев монастырь существовал до 1764 года, а в 1764 обращен в женский.

http://sobory.ru/article/?object=12554

Владимирская чудотворная икона Богоматери служила некогда свидетельницею при избрании первосвятителей на Всероссийскую кафедру, которое совершалось в Успенском соборе посредством жребия. Когда представляемы были лица достойные избрания на святительскую кафедру, то жребии их клали в особенный ковчежец и полагали его пред сею иконою Богоматери. После молебствия эти жребии приносили для распечатания самому государю. Распечатавши один из них, царь объявлял избранного первосвятителя. Пред сею же иконою, некоторые святители возносили молитву Божией Матери о своей пастве, при свержении их со святительского престола. Так, когда патриарх Иов, сверженный самозванцем, выводим был из Успенского собора, то, пред сею иконою, снял с себя святительские облачения и панагию, положил их пред образом Богоматери и сказал: «доселе я хранил целость веры, теперь вижу торжество ереси и обмана. Матерь Божия, спаси православие»! Эту чудотворную икону Богоматери всегда чтили с особенным усердием все великие князья и цари и весь народ и благодатную помощь от неё всегда считали своим высочайшим утешением 4 ; в) Далее, на левой же стороне царских врат – Смоленская икона Божией Матери. Она взята была великим князем Василием Иоанновичем из покорённого им Смоленска в 1514 году; но граждане онаго испросили обратно свою отечественную икону, а в Успенском соборе поставили точный с неё список; г) На той же стороне икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле. Эта икона принесена была из Владимира в Москву, при великом князе Василии Иоанновиче, в 1518 году; д) На правой стороне иконостаса – икона Успения Божией Матери, написанная, по преданию, святым Петром митрополитом; е) Икона, именуемая «Предста Царица», или «Царь Царей», писанная, по преданию в XII веке преподобным Алипием первым русским иконописцем; ж) Икона Благовещения Божией Матери, именуемая Устюжскою, принесённая в Москву из Устюга Великого, при царе Иоанне Васильевиче IV и митрополите Филиппе II. Пред сею иконою молился святой Прокопий Устюжский о спасении града Устюга от погибели в 1290 году;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Второй ярус: образ Распятия Господня; образ Иоанна Предтечи; образ Святого Великомученика Пантелеймона; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев;- образ Святого Александра Невского; образ Преподобного Феодосия Тотемского; образ Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В трапезе на потолке написан Покров Пресвятой Богородицы, а над входными дверьми написан образ Знамения Божией Матери. Холодный храм во имя Святой Живоначальной Троицы каменными простенками разделен на три части: алтарь, сама церковь и трапеза. Своды и стены церкви и алтаря оштукатурены и местами украшены живописью. Предалтарный иконостас в два яруса посеребренный, клейма и раковины в нем резные золоченые. Царские врата резные золоченые с пятью клеймами – Благовещения и четырех Евангелистов. С правой стороны от царских врат: образ Триипостасного Божества с посеребренными венцами; образ Сошествия Святого Духа на Апостолов; образ Живоначальной Троицы украшенный серебром позолоченным с надписью: «7201 (1693) году, Мая 29 дня, поновлена сия икона Святыя Троицы». С левой стороны от царских врат: образ Божией Матери с Превечным Младенцем и двумя серебряными венцами; образ Священномучеников Антипы и Артемона с двумя серебряными венцами; образ Святой Великомученицы Варвары с чудесами, венцы и поля серебряные позолоченные. На дьяческих дверях - образ Святого архидьякона Стефана; на пономарских – архидьякона Лаврентия. Над местными иконами в два ряда 12 клейм с изображением двунадесятых праздников. Второй ярус: по центру Господь Вседержатель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей, по сторонам на шести деках изображение десяти Апостолов. Верх иконостаса увенчан Распятием, окруженным золоченой резьбой на подобии гирлянды. Все иконы, кроме двух, написаны в 1782 году устюжским иконописцем Козьмой Волковым. Иконы великомученицы Варвары и Пресвятой Троицы принадлежать более позднему периоду и упоминаются в числе спасенных во время пожара 1679 года. Трапеза. Иконостас посеребренный с золочеными колоннами и резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=44944

До назначения духовных Штатов, при Екатерин II, за монастырем состояло 18,681 душа крестьян. Таково было состояние монастыря в экономическом отношении! Монастырь сей соответственно большим своим доходам имел значительные расходы. Из расходной его книги 1643 года видно, что казною своей он дополнял недостатки государственной казны, на свое иждивение покупал самопалы, пистоли и сабли, давая пособие тюремным сидельцам; в 1645 году Царь Михаил Феодорович взял из монастырской казны 2000 р. на жалованье в Устюжскую четверть 623 . В 1723 году указано употребление доходов его на содержание госпиталей и сирот, а в 1775 году приписан к нему Перервинский монастырь, где учреждено училище для бедных. От истории монастыря перейдем к его внешности. Самое здание в два яруса, конца XVII века, составляет ограду монастыря. Прежде оно соединялось через Никольскую улицу с Цареборисовым двором деревянными переходами, кои были до конца XVIII века между Архиерейскими покоями и церковью Благовещенскою. Строение сие, вмещая в себе две церкви с трапезою и келлиями, выступает с южной и западной стороны на Кремлевскую площадь, а с восточной примыкает к Вознесенскому монастырю. При двух входах в монастырь сооружен Архитектором М. Козаковым портик с башенками в Готическом стиле. Внутри этой ограды, в северо-восточной части двора, находится: 1 . Церкви. 1) Св. Архангела Михаила, которая первоначально сооружена Святителем Алексием в 1365 году, деревянная, а потом каменная с приделом в честь Благовещения Богородицы, где Иерарх сей, по примеру Святителя Петра, и гроб себе заложил своими руками 624 . Спустя 60 лет после кончины Святителя, верх ее обрушился, но алтарь остался неприкосновенным и совершавшие в нем литургию священнослужители невредимыми 625 . Этот храм был обширный, единокровен и с помостом на земле. Вместо обветшалой, построена в одно лето каменная, меньше прежней, «с трекровными восходами выспрь». При копании рвов для ее фундамента обретены были нетленные мощи св. храмоздателя, ознаменовавшие святыню свою чудесами, о коих повествуют нам летописи. Новую церковь сию освятил 1504 года, в день храмового ее праздника, Всероссийский Митрополит Симон с Новгородским Архиепископом Геннадием и с Епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Евангелистом Лукою, принесенная из Царьграда Князю Андрею Боголюбскому. Под сению позлащенного кивота, нельзя различить ее высокого письма, но я часто утешаюсь оным во время крестных ходов, особенно если солнце озаряет священный лик. Когда Тамерлан двинулся на Россию и уже дошел до Ельца, и, сын Донского, Великий Князь Василий готовился к защите, – тогда Митрополит Киприян послал во Владимир за иконою Владычицы и со всею столицею прибегнул к ее покрову. На том месте, где ее встретили, воздвигнут монастырь Сретенский, и в день ее прихода обратился вспять Тамерлан: с тех пор Церковь празднует крестным ходом 26 августа.» «26 августа! повторил быстро Великий Князь, это день Бородинского сражения какое стечение воспоминаний!» Я заметил Его Высочеству, что в тот же самый день и Тохтамыш разорил Москву, после Мамаева побоища, и что вообще месяцы август и сентябрь особенно памятны подобными событиями для столицы: – Поляки 1610 года и Французы 1812 взошли в нее в сентябре. С благоговением приложился Цесаревич к чудотворной иконе и пожелал знать, как спасена она от нашествия Французов? «В том же Владимирском соборе, отколе некогда пришла спасти Москву, нашла она опять себе пристанище, отвечал Митрополит. Когда увозили из Кремля священную утварь соборов и Патриаршую ризницу, здесь нельзя было ни до чего коснуться, ибо народ беспрестанно толпился около сих священных залогов: ночью, за несколько часов только до вступления неприятеля, Преосвященный Августин послал тайно взять иконы Иверскую и Владимирскую, и с ними выехал из столицы; прочие же все иконы утратили свои богатые оклады и украшены вновь усердием граждан.» Тогда Митрополит указал по правую сторону царских дверей местный образ Спасителя, присланный из Царьграда Императором Мануилом в Новгород и взятый Иоанном Грозным из Софийского собора, на память совершенного покорения сей древней независимой области. Подле икона Успения Божией Матери, писанная святым Петром Митрополитом, и другая Благовещения, взятая также Иоанном из великого Устюга, где славилась чудесами: к ней прибегая, преподобный Прокопий Устюжский отклонил от своего города страшную тучу, и не остыло доселе усердие Устюжан к древней своей иконе; после 1812 года они обложили ее опять богатою ризою.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Из приложенной от Слопцова табели видно, что в состав Иркутской Епархии вошли: В городе Иркутске 9 церквей, именно: Соборные Спасская и Богоявленская, обе камонные; и 5 приходских деревянных: Одигитриевская (ныне Тихвинско-Воскресенская), Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев, Троицкая Духовская, Богородская Владимирская и Троицкая Сергиева (ныне Крестовоздвиженская), да два монастыря мужеский Вознесенский и женский Знаменский. В Иркутском дистрикте церкви: Идинская Троицкая, Балаганская Спасская, Бельская Сретенская, Кудинская Троицкая, Оецкая Афонасия и Кирилла, Бадайская Николаевская, Олонская Благовещенская, Усольская и Уриковская обе во имя Нерукотворенного Образа, Китойская Христорождественская, Вверх-Иркутская Введенская, Верхоленская Воскресенская, Бирюльская Покровская, Манзурская Введенская и Ангинская Ильинская. За Байкалом: Монастырь Посольский Преображенский; Церкви: Баргузинская Преображенская, Селенгинская Покровская, Селенгинская Спасская, Удинская Спасская, Удинская Владимирская, Ильинская Богоявленская, Кабанская Рождественская, Итанцинская Спасская, Хилокская Владимирская, Колесниковская Казанская, Тресковская Михаила Архангела, Кударинская Богородская и Чикойская Петропавловская. В Нерчинском заказе: в городе: Троицко-Воскресенская. В уезде: Городищенская Введенская, Ундинская Николаевская, Урульгинская Николаевская, Читинская Архангельская, в Аргунском Остроге Вознесенская, и в Нижнем Остроге Сретенская. Следовательно в управление Первосвятителя Иркутского отошло от Тобольской митрополии 43 церкви, из них Иркутские Спасская да Богоявленская, и в Нерчинске Троицко-Воскресенская именовались Соборными, – и 3 монастыря: Вознесенский, Знаменский и Посольский Преображенский. Однакож, как надзиратель Слопцов с представлением своим к Преосвященному Иннокентию об отчислении церквей и монастырей отнесся от 8 Сентября того 1727 года, а Преосвященный ранее 12 днями, именно от 27 Августа, на основании Высочайшего, полученного Им указа, Сделал уже распоряжение о причислении в среде прочих и Селенгинского Троицкого монастыря в свою зависимость, то, и после получения списка от Слопцова, Святитель не признал нужным изменить своего первого распоряжения, то есть, изъять от своей зависимости Селенгинский монастырь, и имел на это важные причины, которые увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконы во Св. алтаре: образ Пресвятой Богородицы запрестольный/какого названия в описи не сказано/. Крест с изображением распятия Господня деревянный. Иконостас в два яруса, Царские врата деревянные, простые без резьбы, с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и Евангелистов; местные образа по правую сторону царских врат: образ Господа Вседержателя, Икона Божией Матери Владимирской, венец и гривна на ней басмяные золоченые, по полям оклад серебряный золоченый, образ Василия Великого, венец и гривна басмяные, образ Николая Чудотворца, Тихона Епископа Амафунтского; по левую сторону царских врат: образ Божией Матери Одигитрия; на пономарских вратах образ Архидиакона Стефана, образ Воскресения Христова, с двунадесятыми праздниками по краям. Во втором ярусе иконостаса иконы Св.Апостолов. Хоругвь одна, с изображением нерукотворного образа Христа Спасителя. Лампады пред местными иконами из белого железа. В трапезной: образ Спасителя нерукотворный; в притворе церковном образ Божией Матери Владимирской; кадило и укропник медные; венцы для брачующихся деревянные; чаща для освящения воды и купель для крещения младенцев деревянная; из одежд священнических были только следующие: одна риза и один подризник бумажные, одна риза крашенинная и один подризник полотняной. Колоколов на колокольне было только два; один весу 1 пуд 10 фунт., второй 30 фунт. На покупку первого колокола в архиве найдена запись, из которой видно, что он куплен в 1695 году приходским крестьянином Фролком Степановым Шишкиным за семь рублей. Первая церковь в Палаузе существовала с лишком 100 лет и сломана за ветхостию в 1762 году уже тогда, когда взамен ее построена была новая деревянная же церковь с таковою же в особом корпусе колокольнею. Сия церковь существует и поныне, хотя в оной уже не отправляется никакой службы; она построена в 1762 году об одном престоле и освящена по благословению Феодосия Епископа Велико-Устюжского и Тотемского в том же году 29 сентября того же года заказчиком поповским/Благочинным/Пыелдинской Николаевской церкви Священником Митрофаном, во имя Рождества Пресвятой Богородицы на новом антиминсе, печатанном на иностранном полотне.

http://sobory.ru/article/?object=13125

На погост Ярокурского стана Устюжского уезда к церкви св. Николая Чудотворца, что на Приводине на Двине, трижды в году в храмовые праздники: на Благовещение и на оба Николина дня, зимний и вешний, происходило большое стечение богомольцев, так как икона св. Николая Приводинского славилась как чудотворная. В эти дни на погосте открывалась ярмарка, на которую съезжалось много торговых людей. На те же праздники, как жаловались в 1628 г. в челобитной государю Никольские церковные старосты и прихожане, приезжают на Приводино с Устюга и из Алексинского кабака таможенные и кабацкие целовальники с царским кабацким питьем, с пивом и с вином и располагаются возле церкви, силою захватывая под временный кабак находящиеся здесь бобыльские дворцы. Вокруг кабака начинается шумное веселье и пьяный разгул, непрерываемые и во время богослужения. «И как, государь», – продолжает челобитная, – «почнут священницы вечерню и обедню, и заутреню, и молебны соборные служити и за тебя государя царя... Бога молити и в тоя ж, государь, поры на кабаке бездельный крик и молва великая, и почнут играть в бубны, и в сурны, и песни сатанинския пети, и медведи пляшут, и зернью, и карты играют, и всякое, государь, неподобное дело пустошно делается поблизку чудотворца Николы храму. И многие, государь, пьяные люди с кабака в Николин храм во время божественного пения входят и святого пения в церкви не слушают» 11 . Челобитная прихожан имела успех. Из Москвы пришел указ к устюжским таможенным и кабацким головам о том, чтобы на Приводино на благовещенскую и на никольскую вешнюю ярмарки целовальников с кабацким питьем не посылать. Приходский мир принимал живое участие в делах своего храма. Инициатива постройки новой церкви и образования нового прихода исходила от самого населения. Волостной мир, не имевший своей церкви, или группа деревень, пожелавшая выделиться в особый приход, посылали о том челобитье к епархиальному архиерею. Иногда это соглашение деревень облекалось в письменную форму обычного для севера товарищеского складнического договора «полюбовной складной записи», какие заключались при разного рода хозяйственных предприятиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Но, несмотря на то, что ни одно из этих древних деревянных зданий не сохранилось до наших дней, роль их в общей структуре Соборного дворища была очень велика, так как, предопределив положение более поздних каменных построек, они тем самым закрепили древнюю топографию этого ансамбля и обусловили его дальнейшее планировочное развитие. Коренная перестройка соборного комплекса началась в 1619 г., когда на месте последнего, седьмого, здания деревянного Успенского собора был заложен первый в городе одноименный каменный храм, освященный в 1622 г. Однако просуществовал этот храм очень недолго и уже через девять лет сгорел. Возведение нового здания продолжалось с 1639 по 1658 г., а в строительных работах совместно с устюжанами в разное время участвовали ростовские и ярославские мастера. Остатки первого каменного собора были разобраны полностью, включая фундаменты, и на его месте среди живописной группы старых деревянных сооружений вырос новый каменный собор, в нижней части своих стен сохранившийся до наших дней. От древней пятишатровой деревянной церкви этот собор унаследовал обусловленную местом и значением статичность и центрированность общей композиции, которые были выражены теперь в спокойных и монументальных формах кубического пятиглавого сооружения, издревле ставшего каноническим для храмов этого типа. Следующее каменное здание этого комплекса - церковь Происхождения креста (позднее Иоанновская) - была освящена через пять лет после Успенского собора (1663 г.), а в 1668 г. замечательный устюжский мастер Котельников закончил строительство каменной Прокопьевской церкви. Таким образом, соборный ансамбль обогатился двумя новыми каменными храмами, которые в 1683 г. были превращены в соборы. Вслед за этими основными сооружениями в последней четверти XVII в. постепенно переводятся в кирпич и зимние церкви этого ансамбля: Алексеевская (1672 г.), Власьевская (1689 г.), а также и Козьмодемьянская (1680 г.), которая примкнула к южной стене нового здания Успенского собора и была переименована в церковь Симеона и Анны, а затем - в Благовещенскую.

http://sobory.ru/article/?object=06410

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010