Особенностью церковной организации древнерусского севера была ее близость к организации земской. Церковный строй был тесно здесь связан с земскою жизнью и отражал на себе многие черты этой жизни. Указание на эту особенность составляет задачу предлагаемой статьи 1 . Близость и связь земского и церковного строя видны, прежде всего, в совпадении церковной общины, прихода, с земскою областною единицею, волостью. Таким образом, земская волость в XVII веке – не только самоуправляющийся хозяйственный союз, которому государство предоставило некоторые политические функции, но также и церковная община. Не были отдельными самостоятельными приходами и не имели церквей лишь мелкие незначительные волостки, примыкавшие в церковных делах к соседним волостям, а также «окологородные» станы, т. е. подгородные поселки, входившие в состав городских приходов. Но обыкновенно волость на севере – в то же время и приход. Так в Мезенском уезде по писцовой книге 1620-х годов каждая из его волостей оказывается в то же время и церковным приходом. В Каргопольском уезде по переписи 1648 г. из его 31 волости только 2 не имеют церквей и не составляют приходов; остальные все совпадают с приходами. В Турчасовском стану по той же переписи в 16 мелких волостках не было церквей, но 29 волостей были в то же время и приходами. Таким же преобладанием волостей-приходов отличаются уезды: Двинский, Кеврольский, Яренский, Кайгородский, Чердынский, Соликамский, Устюжский, Тотемский, Важский и Устьянские волости 2 . И в перечисленных уездах встречаются волости, дробившиеся на два и более прихода, но это были редкие исключения. Наоборот, были уезды, волости которых обыкновенно делились на несколько приходов. Сюда принадлежат Заонежские погосты, уезды Вятской земли, и к этой же группе может быть отнесен Сольвычегодский уезд. В Заонежье погост, крупная областная единица, состояла из нескольких приходов, образовавшихся путем выделения «выставок» из основного первоначального прихода. Но некогда и здесь погост совпадал с приходом, что видно из самых названий этих заонежских погостов по приходским церквам: Рождественский, Ильинский, Никольский и т. п. В Сольвычегодском уезде по переписи 1620-х годов станы Окологородный и Пачеозерский не имели церквей; волости: Утманова, Учецкая и Андреевская были в то же время приходами. Земскую самоуправляющуюся единицу представлял из себя Благовещенский приход, отделившийся от Андреевской волости. Остальные деления Сольвычегодского уезда: стан Алексинский, волости: Лальская, Лузская Пермца и Вилегодская делились на 3, 5 и 7 приходов 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Щёкино. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Преображения Господня на Щекине упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Щекинская Спасо-Преображенская церковь построена в 1794-1807 г.г. вместо двух ветхих деревянных церквей. Каменная, двухэтажная. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, Благовещения Пресвятой Богородицы. Местоположение: на 1755 год - на Щекине, в Южской трети Устюжского уезда; на 1859 год - село казённое Щекино, в 1-м стане Устюжского уезда, при Спасском ключе; сейчас - д. Щекино, Трегубовское с/п. В 1788 г. при церкви числилось 956 человек, в 1868 г. - 1824. Источник: В «Книге церковной дани», датированной 1625 годом, имеется припись: «144 году генваря в 20 день, митрополичь сын боярьской Максим Горяинов да поповской староста, вознесенской поп Иван, и десяцкие обложили вново храм Устюга Великого соборныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы в домовой вотчине деревни Щекина, церковь благолепнаго Преображения оброком 5 алтын». Спасская церковь и в 80-е годы XVII века находилась в разряде «оброчных» церквей (кроме нее оброчной являлась еще Косковская Георгиевская), тогда как остальные платили «белочный оклад», куда больший, чем щекинская. До 1764 года Щекино принадлежало Успенскому собору, было его «домовой вотчиной». Именно благодаря клиру главного устюжского храма и возникла первая церковь на щекинском погосте. Соборяне снабжали храм утварью и книгами, хотя и не всегда бескорыстно – так, за 1644-63 годы в приходной книге собора помечено: «Того же году продана старая книга печатная месяц август Минея на Щекино, взято рубль 17 алтын 2 денги». Старост довольно длительное время назначали по указу. К примеру, в 1677 году половнику из д. Шустово Гавриле Михееву Старковскому – Плескуньину велели быть в церковных старостах «для всякого присмотру» за церковью. Он исполнял обязанности до 1693 года, затем «Щекинского погоста Спасо-Преображенской церкви прихоцкие люди … и все того приходу крестьяне» выбрали в старосты «Ванку Петрова Пермитиновых» и «Куземку Аврамова Токмаковых», о чем и поставили в известность соборные власти.

http://sobory.ru/article/?object=10269

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (комментарий в аспекте культуры) Благовещение Устюжское, древнерусская икона XII-XIII вв. Иконография праздника Благовещения Квливидзе Н.В. По материалам статьи " Благовещение Пресвятой Богородицы " ( " Православная энциклопедия " . Т.5. М., 2002. С.254-268) Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб (Присциллы, 2-я пол. II в.— 1-я пол. III в., Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV в., Новое кладбище на Виа Латина, сер. IV в.). Как Благовещение интерпретируется сцена, где юноша, рука к-рого протянута вперед, стоя перед сидящей в кресле женщиной, обращается к ней с речью. Сюжетный контекст позволяет видеть в этой сцене Благовещение, поскольку сходные изображения бескрылых ангелов известны во фресках катакомб по композициям «Явление ангела Товии», «Явление ангела Валааму», «Явление Троицы Аврааму». Следующей по времени является композиция Благовещения на рельефе саркофага из ц. Сан-Франческо в Равенне, после 400 г., где ангел представлен с большими крыльями, с посохом в левой руке, а сидящая Богоматерь — с веретеном и пряжей, опускающейся в корзину у Ее ног. В мозаиках триумфальной арки (в верхнем регистре левой стороны) базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–445 гг., программа росписи к-рой разрабатывалась в соответствии с определениями III Вселенского Собора, догматически закрепившего именование «Богородица» за Пресвятой Девой Марией, сцена Благовещения отличается особой торжественностью. Богоматерь в пышном платье с драгоценными украшениями царственно восседает на престоле с подножием, Ее прическа убрана жемчугом, в руках пурпурного цвета пряжа, конец к-рой опускается в высокую корзину. Над Нею слетающие с небес ангел и голубь (символическое изображение Св. Духа). Вокруг престола Богоматери ангелы представлены еще 5 раз беседующими с Ней и с прав. Иосифом. Слева от Богоматери — высокое здание с закрытой дверью, возможно, символически указывающее на пророчество Иезекииля (44. 1–4). Ангелы в этой росписи и во всех последующих изображениях представлены с крыльями.

http://sedmitza.ru/text/414020.html

Приложение 2 Покров Пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1240–1448) 2989 Ок. 1249 Принесение в Ярославль свв. блгвв. кнн. Василием (1 1249, память 8 февраля, 3 июля, 8 июня) и Константином († 1257, память 3 июля, 8 июня) иконы Пресвятой Богородицы Ярославской (8 июня). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Феодоровскую икону за Кострому при нападении татар (16 августа). Прославление (наказание святотатцев) Холмской иконы Пресвятой Богородицы во время разграбления г. Холма войсками Бурундая (8 сентября). 1264–1301 Из Константинополя в Галич (или Белз) в правление вел. кн. Льва Даниловича галицкого принесена икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», прославившаяся позднее под именем Ченстоховской (6 марта). Явление Соболевской иконы Пресвятой Богородицы под Киевом (20 ноября). Ок. 1283 г. Св. Петр, игумен Ратский, впоследствии митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями (Петровскую), и поднес ее в дар митр. Киевскому и всея Руси Максиму (24 августа). Ок. 1285 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Устюжскую икону Благовещения по молитвам прав. Прокопия († 1303, память 8 июля) за г. Устюг при падении каменного града (8 июля). Прославление Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы (прозрение черниговского кн. Романа), перенесение иконы из Киево-Печерского монастыря в брянский Свенский Успенский монастырь (3 мая). Написание списка со Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы «Печерская с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием» в Киево-Печерском монастыре (3 мая). Ростовские кнн. Димитрий и Константин Борисовичи прислали в дар Великому Устюгу икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Устюжскую) для освящения деревянного собора в честь Успения Божией Матери (28 июля). Прославление Муромской-Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (защита от клеветы свт. Василия Рязанского, 1295, память 3 июля) (12 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Библия, изложенная для семейного чтения. Благовещение. Рождество Иоанна Предтечи Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва Новый Завет (Евангелие, Благая весть) состоит в тесной связи с ветхозаветным откровением, продолжает и заканчивает собой историю вечного общения Бога с человеком. Перед тем временем, когда в стране Иудейской от Пресвятой Девы Марии воплотился Сам Бог, на земле кроме иудеев не было других народов, которым было бы открыто постижение Единого Бога. В мире царило или идолопоклонство, или безверие, соединенное с суеверием. Но уже пробуждалось стремление познать Истину, познать Всевышнего. И вот на разные лады появляются толкования мудрецов и философов, пытающихся постичь Творца, разъяснить тайну смысла и целей Его творения. Некоторые из них доходят до смутного понимания или, вернее, предчувствия истины, но, блуждая во мраке, не могут достигнуть того, что недоступно уму человеческому — самому по себе, не озаренному откровением свыше… Лучами этого откровения Богу угодно было осенить лишь избранный народ Свой — иудеев, ради великих душ, бывших в нем, могущих и достойных вместить то, что было невместимо для человеческого ума, искавшего разгадки истины посредством собственных ограниченных человеческих измышлений. И вел Господь Свой избранный народ тяжким путем; путем испытаний и наказаний напоминал Он им о Себе, поддерживая в нем сознание зависимости от Него, необходимости подчиняться Ему и пребывать в единении с Ним, а вместе с тем укрепляя и утешая его Божественными обетованиями. Наконец достигнуты цели тяжкого, но исправительного и подготовительного пути; наступила «полнота времен», блеснул небесный луч и озарил Восток, откуда и полился свет на весь мир и на вечные времена. Предшественником же ему явился тот, о котором позже Сам Христос сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11), так как Иоанн, величайший из людей, проповедовал очистительное покаяние, которым приготовил мир восприять Высший Свет, недоступный для неочистившейся души, и был, таким образом, Иоанн Креститель венцом откровений Ветхого Завета и началом новозаветных откровений.

http://pravoslavie.ru/3008.html

Алфавитный указатель икон Божией Матери, упоминаемых в месяцеслове Акафистная (12/25 января) Албазинская «Слово плоть бысть» – см. «Слово плоть бысть» Албазинская («Знамение») Александрийская (1/14 сентября) Андрониковская (22 октября/4 ноября; 1/14 мая) Арапетская (Аравийская) (6/19 сентября) Ахтырская (2/15 июля) Ацкурская (15/28 августа) Балыкинская (30 июня/13 июля) Барловская («Блаженное Чрево») (26 декабря/8 января) Барская (1/14 октября) Бахчисарайская (15/28 августа) Белыничская (12/25 апреля) «Беседная» (14/27 августа) Благовещение (Киевская и Московская) (25 марта/7 апреля) Благовещение (Устюжская) (8/21 июля) «Благодатное Небо» (6/19 марта) Боголюбская (18 июня/1 июля) Боголюбская (Зимаровская) (18 июня/1 июля; 31 марта/13 апреля) Боголюбская (Московская) (18 июня/1 июля) Богородско-Уфимская (6/19 июля) Борколабовская (11/24 июля) Браиловская (1/14 октября) «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября/2 декабря) «Взыграние» (7/20 ноября) «Взыскание погибших» (5/18 февраля) Виленская (15/28 февраля; 14/27 апреля) Виленская-Остробрамская (26 декабря/8 января) Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября) Владимирская (Заоникиевская) (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля) Владимирская (Красногорская, Черногорская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Оранская) (21 мая/3 июня) Владимирская («Умиление») (Псково-Печерская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Ростовская) (15/28 августа) Влахернская (7/20 июля) Влахернская (Грузинская) (15/28 августа) Волоколамская (3/16 марта) Воронинская – см. «Одигитрия» Воронинская «Воспитание» (5/18 марта) «Всеблаженная» (в Казани) (1/14 сентября) «Всех скорбящих Радость» (24 октября/6 ноября) «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (23 июля/5 августа) Выдропусская – см. «Одигитрия» Выдропусская Высочиновская – см. Казанская (Высочиновская) Вышенская – см. Казанская (Вышенская) Вязниковская – см. Казанская (Вязниковская) Гаенатская (15/28 августа) Галатская (4/17 июля) Галичская (Чухломская) (28 мая/10 июня; 20 июля/2 августа; 15/28 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отношение к смерти. Телепрограмма 12.04.08, текст передачи   Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы хотели бы поговорить о том, что касается каждого из нас. Хотя обсуждать эту тему в обществе не принято. Мы любим поговорить о том, как сохранить здоровье и молодость, а разговоров о том, что жизнь скоротечна, и смерть неизбежна – мы избегаем. И когда человек сталкивается со смертью близких, или же узнает о неизлечимой болезни, он впадает в отчаяние и ужас, оказываясь бессильным перед лицом смерти. А ведь, если задуматься, именно день нашей смерти наверно, самый важный день нашей жизни. И к нему надо быть готовым. Не зря же святые отцы говорили – помни о смерти, и во веки не согрешишь. О смысле и значении, и о христианском понимании смерти мы будем говорить с вами в ближайшие полчаса в прямом эфире нашей программы. Звоните, задавайте вопросы, делитесь своими переживаниями. А я постараюсь на Ваши вопросы ответить. Телефон прямого эфира 789-30-30. А пока Вы готовитесь к беседе, новости православной жизни.   Благовещение Устюжское, древнерусская икона XII-XIII вв. Сюжет: Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Алексий совершил вечерню, Божественную литургию и молебен в Благовещенском соборе Московского Кремля. Этот праздник напоминает о самой первой евангельской вести, которую архангел Гавриил возвестил Деве Марии.   Фото - Ю. Клиценко. Седмица.Ru Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – В этот день в Москве традиционно выпускали на волю птиц, как символ того, что Господь Своим пришествием на землю даровал нам свободу от греха, свободу веры и следования за Господом и Спасителем, свободу духовного совершенствования и возрастания о Господе.

http://sedmitza.ru/text/414167.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (комментарий в свете веры) 7 апреля Русская Православная Церковь отмечает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, первый из великих двунадесятых праздников, приходящихся на весеннее время года. 7 апреля, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил вечерню, Божественную литургию и молебен в Благовещенском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили епископы Дмитровский Александр, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Уссурийский Сергий. Фото - Ю. Клиценко. Седмица.Ru За Божественной литургией Святейший Патриарх Алексий молился об упокоении души одного из старейших клириков Русской Православной Церкви - протопресвитера Виталия Борового, скончавшегося 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился образу «Устюжское Благовещение» - храмовой иконе Благовщенского собора, находящейся в местном ряду иконостаса. Фото - Ю. Клиценко. Седмица.Ru Его Святейшество обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Затем Святейший Патриарх, следуя давней традиции, с крыльца Благовещенского собора выпустил на волю голубей. В церемонии отпускания голубей участвовали дети-воспитанники православных гимназий и воскресных школ столицы. Фото - Ю. Клиценко. Седмица.Ru Слово Святейшего Патриарха в Благовещенском соборе Кремля в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Собратья архипастыри, спасибо вам за совместное служение Божественной литургии. Сегодня здесь присутствовали архипастыри от края и до края России: и Сахалинский, и Уссурийский, и Курильских островов, и Владивостокский и Приморский владыки молились за богослужением. Я благодарю пастырей и священнослужителей, разделивших сегодня с нами светлый великий и торжественный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Как верно сказал сегодня проповедник, в этот день священнические облачения Великого поста с фиолетовых и черных сменяются богородичными.

http://sedmitza.ru/text/414014.html

Архангельск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Благовещенский храм был выстроен в 1763 г., одновременно вокруг церкви была поставлена ограда на каменном цоколе. На двухэтажном четверике восьмигранным куполом; на купол был поставлен световой барабан, на который опирался купол с маленькой луковкой и крестом. С запада у храма была поставлена трехъярусная колокольня. По северную сторону того места, где ныне стоит Благовещенская церковь, в XVII веке была часовня распятия Господня, находящаяся „в верхнем конце города по край городских слобод“, недалеко от Архангельскаго монастыря, в означенном столетии и начале XVIII состоявшая в ведении причта Рождественской церкви. Близ этой то часовни, на месте нынешней каменной церкви по прошению Холмогорца, Димитрия Матееева, на его и „христолюбцев города Архангельска подаяние и иных разных чинов людей“, и по благословенной грамоте Преосвященнаго Варнавы Архиепископа Холмогорскаго от 8 Февраля 1715 года, и была построена первая деревянная теплая церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом Св. Великомученику Димитрию Солунскому, которая и освящена была тем-же Преосвященным 7 Июля 1716 года, а придел — 19 Декабря 1717 года. По южную сторону сей церкви вскоре воздвигается и другая деревянная-же, холодная, в честь св. Правед. Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев. Основателями ея были " города Устюга жители Иван Петров, Борис Никитин, Иван Костямин, Иван Колмогоров, Димитрий Белых " и др. " да Архангельскаго города Кормовщик Петр Салтанов " , которые вместе с священником Благовещенской церкви Иоанном (Селецким), пономарем Авраамием и старостой Антоном Едемским в 1721 году просили Преосвященнаго Варнаву построить сию церковь. Освящева была эта церковь 20 Сентября 1724 года. Тогдаже в эту церковь перенесена была устюжанами написанная ими икона свят. Правед. Прокопия и Иоанна из соборной церкви Всемилостиваго Спаса Преображения Господня, где она стояла с 1696 года лишь до времени. Церковь сия существовала до 1776 года. Так как обе деревянныя церкви приходили в ветхость и требовали частых ремонтировок, то прихожане с приезжавшими в Архангельск по торговым делам устюжанами в 1769 году обратились к Епархиальному начальству с просьбою вместо деревянных построить одну каменную двухэтажную церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, на что и последовало им разрешение в следующем году. По соображению о месте заложения новой церкви, решено было „деревянную Благовещенскую церковь разобрать, кроме трапезы " , которая оставлена была, для отправления в ней треб и совершения утренних и вечерних богослужений, „пока каменная церковь строением в совершение приидет " так что нынешняя каменная церковь построена на том самом месте, где была деревянная Благовещенекая церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34247

Великий Устюг. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище. Успенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты История Успенского собора насчитывает более семи веков. Шесть деревянных церквей на этом месте погибло от пожара, в том числе и большая церковь постройки 1502 года, сгоревшая «перед вечернею от удара молнии». Горел и был разобран в 1652 году и первый каменный собор, возведенный по указу царя Михаила Федоровича в 1554-1558 годах по образу Успенского собора в Москве. Это был первый каменный храм не только в Устюге, но на всем Русском Севере. Вообще Успенская церковь на этом месте упоминается еще до 1290 года «ибо в этом году Ростовский епископ Тарасий, посланный от Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича, августа в 15 день освятил деревянный Успенский собор, - но не первоначальный». Нынешний собор освящен в 1658 году. Он сильно пострадал от позднейших перестроек. Так, в 1728 году «два передних столпа, находившиеся перед иконостасом, выбраны, а над стеною алтаря и двумя задними столпами устроен огромный осмерик с восьмью окнами в две сажени в вышину, и четырьмя на углах не менее осмериками же: алтарь распространен сделанными к нему в длину пристройками». Строительные работы продолжались вплоть до ХХ века, в итоге первоначальное сооружение исчезло под поздними наслоениями. Строгий монументальный прямоугольный объем здания отягчен массивными формами пристроенной к нему в середине 19 века церкви Благовещения, служившей зимним храмом. Пристройка закрыла весь южный фасад. С трех сторон появились крыльца с главками. Вместо древних закомар по верху вьются барочные украшения. С востока к собору примыкает двухчастная колокольня: одна квадратная в плане с «кубовым» завершением, другая сложной формы со шпилем. Колокольня была пристроена в 18 веке. На одной из них находился раньше колокол «Варлаам», весом в 1054 пуда, отлитый в Устюге. Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине 18 века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, иконостас поражает уникальной резьбой. Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов, дворовой человек Г. Чертков и другие. Святые образа для иконостаса писал протоиерей собора Василий Афанасьевич Аленев.

http://sobory.ru/article/?object=00246

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010