1)  ЦЕРКОВЬ соборная во имя Богоявления Господня с приделами Пр. Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев; 2) Во имя св. Великомученицы Екатерины; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) КЕЛЬИ; 5) ОГРАДА кругом всего здания. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 1.657 душ крестьян и настоятельство Строительское, Игуменское и Архимандричье по рассмотрению Преосвященных. По Штатам 1764 года о духовных имениях положен в 3 классе с настоятельством Игуменским степенью 34, но в 1785 году упразднён и вместо оного учреждён вновь по удобности при селе Абалацком под именем Знаменский. См. Абалацкий Знаменский. Негренская Богородицкая пустынь Мужская, упразднённая при Штатах 1764 года. Находилась в Устюжской, а нынешней Вологодской, Епархии в Устюжском уезде близ устья речки Сученги, впадающей с левой стороны в реку Сухону, от города Устюг расстоянием на 90 вёрст к юго-западу. Когда и кем построена была – неизвестно. До Штатов 1764 года было в ней две церкви и в них два престола; а настоятельство Строительское. Дворов половничьих за сей пустынью, по переписным книгам 7186/1678 года было только два, а всех работников 36. Земли 27 четвертей, сенокоса на 591 пудов. Нежинский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Нежинский. Нежинский Введенский монастырь 2 класса, девичий Черниговской Епархии. Состоит в городе Нежине. Здания примечательнейшие в нём находятся: 1)  ЦЕРКОВЬ каменная во имя Введения во храм Божьей Матери, построенная около 1770 года вместо сгоревшей деревянной; 2)  ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Св. Пророка Илии. См. Введенский Нежинский. Нежинский Ветхорождественский См. Ветхорождественский Нежинский. Неморовский Николаевский монастырь Подольской Епархии второклассный девичий, находящийся в Брацлавском уезде, в двух вёрстах от местечка Неморова, от которого и наименование своё получил, в лесу. Построен иждивением Графа Винцентия Потоцкого, а по какому случаю и чьему дозволению, неизвестно. Был мужским, но в 1783 году учреждён девичьим. Здания в нём все деревянные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ соборная во имя Святителя Николая;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI века был построен одноименный каменный. Возведенный по образцу главного храма Руси — Успенского собора Московского Кремля, он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере. Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Огромное здание храма, основная часть которого выдержана в строгих монументальных формах, свойственных XVI столетию, выглядит подчеркнуто величественным. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине XIX века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце XVII — XVIII веке высокая соборная колокольня, представляющая собой сложное сооружение, состоящее из двух объединенных объемов. С 1682 по 1788 год собор выполнял функции кафедрального в Великоустюжской и Тотемской епархии. Он также служил местом упокоения епископов, изображения некоторых епископов сохранились на стенах собора. Действующим этот храм был, вероятно, до 1923 года. Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в последней четверти ХХ века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма. Пока возможен только внешний осмотр памятника. В летнее время для посетителей открыт доступ на соборную колокольню, откуда открывается красивый вид на Великий Устюг. Успенский собор с церковью Благовещения передан в собственность Великоустюжской епархии в ноябре 2016 года. В Благовещенской церкви Успенского собора на сегодняшний день располагается МБУК «Великоустюгская централизованная библиотечная система». Согласно договору с Великоустюжской епархией, библиотека безвозмездно может использовать здание до 2021 года. В подклете собора расположена библиотека «Великоустюгского музея-заповедника», с которым также заключен договор безвозмездного пользования.

http://patriarchia.ru/db/text/5253337.ht...

На иконе из Успенского собора Георгий выступает в образе храброго и стойкого воина, покровителя ратных людей. Особенно выразительно его лицо, сочетающее в себе свежесть юности с мужественной силой. Правильный овал лица обрамлен густой шапкой коричневых волос. Большие, пристально глядящие на зрителя глаза, темные, красиво изогнутые брови, прямой нос, сочные губы – все эти черты так трактованы художником, что придают лицу чисто архитектурную построенность. Кожа имеет очень светлый беловатый оттенок, переходящий на щеках в нежный румянец. От соседства с густыми зеленовато-оливковыми тенями и энергичной красной описью носа беловатый оттенок кожи приобретает особую прозрачность, придавая лицу сияющий характер. При взгляде на Георгия невольно вспоминаются те замечательные слова из «Сказания о Борисе и Глебе», которыми составитель этого сказания обрисовал внешность Бориса: «телмь бяше красьн высок. лицьм круглеме, плечи велице... очима добраама, весел лицьм... светяся цесарьскы, кренк телм. всячьскы украшен, акы цвьт цвьтый в уности своей...» Как и в древнерусской повести, так и на иконе воплощен поэтический идеал прекрасного юноши, находящегося в полном расцвете сил. Вход в Иерусалим. Икона (без полей). Сер. – 3-я четв. XV в.Новгород. 44х34 см. ГРМ Деисусный чин и молящиеся новгородцы. Икона. 1467г. 112х83,8 см. НМЗ Апостол Петр. Икона. 2-я пол. XV в. Новгород. 89х44 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия Особую стилистическую группу составляют три близкие по манере письма иконы, две из которых происходят из Новгорода. Первая из них – так называемое «Устюжское Благовещение». Согласно свидетельству столь авторитетного источника, как «Розыск дьяка Висковатого», икона была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного из Юрьева монастыря в Новгороде. Точное время написания иконы остается спорным, т.к. она могла быть написана и вскоре после завершения постройки собора (1130г. или 1140г.), и некоторое время спустя. На иконе Благовещение дано в редчайшем иконографическом изводе – со входящим в лоно Богоматери Младенцем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Нерехтский район. Нерехта. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Судиславский район. Замошье, урочище. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Курганская область Шадринский район и г. Шадринск. Красномыльское. Вознесения Господня (старая), церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Шадринский район и г. Шадринск. Ячменёво. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских (старая), церковь Шадринский район и г. Шадринск. Ячменёво. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских (новая), церковь Притобольный район. Чернавское. Прокопия и Иоанна Устюжских, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Курская область Рыльский район. Рыльск. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, церковь Липецкая область Измалковский район. Афанасьево. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Московская область Воскресенский городской округ. Виноградово (Алешино). Космы и Дамиана, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Лотошинский городской округ. Афанасово. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, церковь Мытищинский городской округ и гг. Долгопрудный, Лобня. Троицкое. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Сергиево-Посадский городской округ. Константиново. Сретения Господня, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино. Серпухов. Воскресения Христова, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Ступинский городской округ. Починки. Михаила Архангела, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Ненецкий автономный округ Заполярный район. Пустозерск, урочище. Спаса Преображения, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Новгородская область Новгородский район. Кириллов монастырь, урочище. Кириллов монастырь. Собор Кирилла и Афанасия Александрийских

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=45

устюжскаго чюдотворца Никита Григорьев сын Строганов». Порядок клейм: 1. Пришествие св. Прокопия в Устюг; 2. Моление св. Прокопия пред иконой Одигитрии; 3. Св. Прокопий призывает устюжан к покаянию; 4. Устюжане не внемлют словам св. Прокопия; 5. Появление огненной тучи над Устюгом; 6. Моление устюжан в Успенском соборе; 7. От иконы Благовещение исходит миро; 8. Выпадение каменного дождя за городом; 9. Миро от иконы Благовещение подает исцеление; 10. Молитва св. Прокопия у стены Михайло-Архангельского монастыря перед кончиной; 11. Преставление св. Прокопия; 12. Отпевание св. Прокопия; 13. Ратные люди возводят малую церковь над гробом св. Прокопия; 14. Исцеление расслабленного у гроба св. Прокопия; 15. Исцеление бесноватого; 16. Погребение нечестивого слуги наместника; 17. Возведение гробницы на могиле слуги нечестивого; 18. Разрушение гробницы слуги нечестивого; 19. Удаление гроба слуги нечестивого от гроба св. Прокопия; 20. Моление наместника у гроба св. Прокопия; 21. Исцеление расслабленного отрока Пантелеймона; 22. Исцеление от глазной болезни отрока Феодора; 23. Соломония у гроба св. Прокопия; 24. Чудо о расслабленном иерее Доментияне (Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков. - М.: «Галарт». 1995.). Каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа, вставленный в икону XVII века. Шильниковская В.П. Великий Устюг. Развитие архитектуры города до середины XIX века. – М.: Стройиздат. 1987. Стр. 246 Прокопиевский собор построен над местом погребения св. Прокопия. Первое здание собора построено было после 1471 года по обету ратными людьми, ходившими в Нижний Новгород. Церковь первоначально носила название во имя князей Бориса и Глеба: Прокопий в то время не был еще прославлен и причислен церковью к лику святых. Этот храм сгорел от молнии в 1420 году. Была построена новая церковь в 1495 году во имя праведного Прокопия. Храм был деревянный. скромный по размерам и внутреннему украшению. В следующем 1496 году эта церковь сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=03462

Археологические исследования Георгиевского собора Юрьева монастыря, проводившиеся в 1933–1935 гг. под руководством М. К. Каргера 445 , не затронули пространство, где могли быть обнаружены следы алтарной преграды, поэтому достоверные свидетельства характера ее конструкций отсутствуют, однако в северо-западной башне сохранился изобразительный материал, содержащий важную информацию по данной теме. В куполе башни находятся фрески, датируемые около 1130 г., которые по распределению сюжетов точно повторяют систему росписи крестовокупольного храма. Зенит купола, где. вероятно, находилось изображение Иисуса Христа, утратился, но на его склонах находятся четыре медальона с евангелистами, повторяющие композицию парусов, а на востоке изображена Богоматерь Оранта в арочном обрамлении, представляющая собой традиционный образ алтарной апсиды. Ниже, в простенках окон, расположены фигу ры различных святых, в том числе патрона собора Св. Георгия, а по сторонам от восточного окна написаны две фрески иконного типа со Спасителем и Богоматерью Одигитрией 446 . Иконный характер этих изображений явно акцентирован: они выделены масштабно и подняты значительно выше уровня древнего пола, а также имеют иконный формат, подчеркнутый нижними горизонтальными отгранками. Росписи очень сильно пострадали и утратились, но в верхних углах левого простенка, по сторонам от Богоматери, можно едва различить контуры двух нарисованных капителей, поддерживающих, как архитрав, верхнюю отгранку композиции и как будто имитирующих колонки преграды или обрамление настолпных икон. Вне сомнения, изображения Спасителя и Богоматери повторяли декорацию алтарной преграды, образцом для чего, казалось бы могла послужить конкретная преграда, уже существовавшая в основном объеме Георгиевского собора к моменту его освящения в 1130 г. Тем не менее, даже в форме предположения подобная версия порождает некоторые недоумения в связи с двумя древнейшими новгородскими иконами раннего XII в., происходящими из этого собора, – «Св. Георгием» и «Устюжским Благовещением». В. Н. Лазарев и Н. Е. Мнева высказывали предположение, что обе иконы были настолпными 447 , однако нельзя без доказательств исключить и вариант их предназначения для алтарной преграды, чему, казалось бы, соответствует, с одной стороны, наблюдение Н. Е. Мневой об идентичности древних размеров обеих икон, искаженных позднейшими поновлениями 448 , а с другой стороны, тот факт, что их параметры заметно превышают первоначальную ширину лопаток столбов собора, что, соответственно, исключает возможность их размещения в соборе в качестве настолпных образов 449 . Зная возможные параметры преграды и сопоставляя их с размерами икон, попробуем восстановить ее облик в варианте закрытого типа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В 1746 г. мощи Л. находились в Благовещенском соборе мон-ря под спудом, над ними стояла гробница, покрытая атласным покровом с вышитым образом святого; на гробнице хранилась икона Животворящего Креста Господня, принадлежавшая Л. (РГИА. Ф. 796. Оп. 25 (1746 г.). Д. 723 (а). Л. 28 об.). 18 марта 1872 г. по случаю разборки ветхой Благовещенской ц. раку с мощами Л. перенесли в теплую Спасскую ц. и поставили близ сев. стены, за левым клиросом. В нач. XX в. новая, бронзовая посеребренная рака, покрытая пеленой с шитым во весь рост изображением Л., была устроена в новом Благовещенском храме близ иконостаса, в углублении сев. стены. На гробнице лежала древняя икона Животворящего Креста Господня, около раки в особом футляре хранились холщовая фелонь и власяница преподобного. У сев. входа в храм располагалась каменная пристройка, в к-рой была устроена гробница еп. Александра Вятского (Православные рус. обители. 1909. С. 83-84). Местная канонизация святого состоялась 25 февр. 1821 г., когда по указу имп. Александра I Вологодский и Устюжский еп. Онисифор (1814-1827) благословил вместо панихид совершать молебны святому, а гробницу над мощами Л. украсить золоченой резьбой и балдахином с «сенью» (НМРК. 4117. Л. 208 об.; Рыжова. 2005. С. 218-219). В 1903 г. имя прп. Лонгина было внесено в «Верный месяцеслов» под 10 февр. В 1907 г. был построен каменный храм во имя прп. Лонгина Коряжемского; над колодцем, по преданию выкопанным Л., была устроена каменная часовня (Православные рус. обители. 1909. С. 83-84). В 1927 г. мон-рь был закрыт. На его территории устроили детский дом, к-рый позже сменило управление треста «Котласбумстрой». В годы Великой Отечественной войны здесь находился штаб Котласского аэросанного училища. В 1988 г. церковный комплекс бывшего мон-ря был передан Коряжемской правосл. общине. Его отреставрировали и обнесли новой оградой. В 2000-х гг. на территории мон-ря обнаружили древний колодец; ныне здесь служат молебны. Ист.: Верный месяцеслов. 1903. С. 9; Описание о российских святых.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

В 1810 году храм перешел от батальонного управления в епархиальное ведомство. Тем не менее большинство прихожан составляли военные. В храме хранились четыре полковых знамени петровского времени и проводились военные церемонии Архангельского гарнизона. В советские годы церковь была разграблена, верхняя часть купола и колокольни сбиты, а в здании последовательно располагались школа шоферов, рабочее общежитие, мыловаренный и камнерезный заводы. В 1992 году храм был передан Архангельской епархии, а в 1995 году проведено первое богослужение. При храме активно действует социально-благотворительная служба, продолжается реставрация здания. Троицкая и Богоявленская церкви изначально располагались в Новодвинской крепости на острове Бровенник в устье Северной Двины. В 1716 году охранявшие крепость стрелецкий и гайдуцкий полки были переведены на берег Кузнечихи. Деревянные церкви были разобраны и перенесены на новое место. Последний настоятель храма протоиерей Николай Данилович Родимов был расстрелян в 1938 году, а в 2006-м — канонизирован в чине новомучеников и исповедников Российских. Троицкий храм находится на правом берегу реки Кузнечихи, или, как её ещё иногда называют, Кузнечевского рукава Северной Двины. Строился храм на средства офицеров и нижних чинов некогда расквартированного здесь Устюжского полка. По названию реки сама местность стала именоваться Кухнечихой, а храм - Кузнечевским. Появление каменной Троицкой Кузнечевской церкви до некоторой степени является следствием деятельности Петра Великого. Со временем царя-реформатора Архангельск становится главным городом губернии, зодчество которого и городские архитектурные доминанты должны были соответствовать облику одного из новых административных центров Российской империи. Ландшафтная среда Архангельска в XVIII - начале ХХ века обогатилась многими каменными храмами, помимо Троицкого: Архангельской, Рождественской, Воскресенской, Успенской, Благовещенской церквями, Троицким кафедральным собором, лютеранской кирхой и другими. Хотя ныне существующий Троицкий храм появился в середине XVIII века, историю его прихода следует вести с самых первых лет " галантного " столетия. Начало Северной войны со Швецией обусловило необходимость укрепления как самого Архангельска, важнейшего морского порта России, так и стратегически значимого устья Северной Двины. Весной 1701 года на острове к северу от Архангельска началось строительство крепости, которая впоследствии получит название Новодвинской. Чуть позже для обеспечения крепости личным составом из Холмогор был переведён гарнизон. Солдаты поставили на новом месте службы деревянные полковые церкви в честь Богоявления и Святой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=08850

В 1854 году вокруг церковного здания построенная каменная с деревянными решетками ограда. В 1924 году прекратилась служба в Петропавловской церкви, в ней разместилось архивное бюро. В 1927 году была разрушена колокольня. В марте 1929 года4 (у Бестужевой Ю.А.) (20 июля 1928 года у Чебыкиной Г.Н.) решением Горсовета приступили к разборке Петропавловской церкви. В настоящее время церковь Петра и Павла не существует, находилась на берегу реки Сухоны, близь современного хлебозавода.Что утрачено? Далее в описание храма использована статья А. Попова опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1893 Храм во имя святых Апостолов Петра и Павла.Каменный в два этажа, с двумя куполами, увенчанными золочеными крестами, и колокольней. Верхний этаж - холодная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла с приделом во имя Преподобного Алексия Человека Божия (с северной стороны храма), трапезой и ризничной палаткой. Каменными простенками храм разделен на три части: алтарь, трапезную и церковь. Своды и стены алтаря и церкви расписаны устюжскими мастерами в 1776 году, о чем свидетельствовала надпись на западной стороне храма. Царские врата решетчатые с клеймом, изображающим Благовещение Пресвятой Богородицы, и четырьмя резными Евангелистами. Резьба местами посеребренная, местами позолоченная. Над царскими вратами резной балдахин. Предалтарный иконостас резной золоченый в шесть ярусов. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Господа Вседержателя окруженного Херувимами с серебряным венцом и золоченым сиянием; образ святых апостолов Петра и Павла с Господом Вседержателем в облаках с серебряными венцами и просечным сиянием; образ Первомученика Стефана с изображением Его побития камнями; икона с изображением двенадцати Апостолов. Слева от царских врат: образ Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской с предстоящими Святыми Угодниками и Великими ученицами древний, украшенный серебром, жемчугом, камнями, среди которых был бриллиант и два алмаза. Считался чудотворным и, по преданию, был найден неповрежденным в земле после пожара 1715 года.

http://sobory.ru/article/?object=44947

В описи 1597 года «Списке к сотне письма и меры кн. Дмитрия Григорьевича Бельскаго с товарищи Устюжны Железопольские, а взяты с списка у Устюжскаго челобитчика, у Ефремка у Белянинова» он уже не упоминается. Церковь названа соборной: «на посаде соборная церковь Рождества Пречистые на каменное дело (на каменном фундаменте) древяна». Деревянная церковь имела пять престолов. К прежним прибавился придел свв. Зосимы и Савватия «на полятех». Тот же документ свидетельствует, что при ней находились еще 25 келий, в которых жили монахини. Окончательно монастырь прекратил свое существование около 1609 года. В 1622 году сгоревший храм вновь отстроили из дерева на прежнем месте. К этому времени церковь стала приходской и получила еще два придела: Сретения и Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и Благовещения. В 1677 году и этот храм сгорел. На его месте в 1685-1691 годы возвели каменный пятиглавый собор с тем же названием. С западной стороны к нему примыкает трапезная. Немного позже рядом с собором появилась шатровая колокольня редкой красоты. Примерно в то же время к церкви пристроили четыре придела. Исследователи полагают, для строительства пригласили ярославских мастеров. На эти работы израсходовали 930 рублей, из которых 200 собрали сами горожане, такую же сумму пожертвовали государи Петр и Иван Алексеевичи, остальная часть является несолькими вкладами протопопа Благовещенского собора Московского Кремля и духовника двух молодых царей Меркурия Гаврилова. Уроженец Устюжны, он и в дальнейшем не оставлял собор своими благодеяниями. Благодетельствовала церкви и царская семья. Среди вкладов в ризнице хранились шитые пелены и иконы, выполненные царицами Натальей Кирилловной Нарышкиной и Параскевой Феодоровной, царевнами Софьей Алексеевной и Татьяной Михайловной. Над внутренним убранством собора, его росписями и иконостасом трудились изографы государевой Оружейной палаты. Самый известный из мастеров – Кирилл Уланов. Иконы его работы «Спас Вседержитель», «Богоматерь Боголюбская с предстоящими» и «Троица Ветхозаветная» из уничтоженной церкви Петра и Павла в Устюжне хранятся в храме и поныне. В создании иконостаса также принимали участие Тихон Филатьев и Карп Золотарев. Остался в соборе и деисусный чин из прежнего, деревянного собора, выполненный в 1627 году Назарием Истоминым с артелью.

http://sobory.ru/article/?object=00238

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010