Однако Троицкий собор решен в более удачных пропорциях, большую законченность имеет и гледенская колокольня. Композиция собора Гледенского монастыря, в отличие от Михайло-Архангельского, симметрична. Обращают на себя особое внимание отдельные части Троицкого собора, в частности его апсиды — мягких, плавных очертаний с очень изящным наличником центрального окна. В декоративной обработке применены типичные для вологодско-устюжской архитектуры изразцы. Большую художественную ценность представляет пятиярусный барочный иконостас собора, относящийся к XVIII в. Он поражает своей великолепной тонкой резьбой. И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. - Ленинград-Москва, «Искусство», 1968. Троице-Гледенский мужской монастырь был основан в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Великого Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья. Ростово-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо в 1178 году решил заложить на холме Гледен, находящийся на левом берегу реки Юг близ слияния её с Сухоной город Гледен, на месте финно-угорского поселения. Вскоре сложился посад города, который доходил до реки Сухоны, а на территории крепости находился монастырь, который до середины XVII века был деревянным. Крепость была уничтожена в 1438 году в результате междоусобной войны великого московского князя Василия Тёмного и его двоюродных братьев — удельных князей Василия Косого и Дмитрия Шемяки. Более того, северную часть города долгое время подмывала Сухона, а по весне часто её затапливало. Это стало причиной переселения части жителей Гледена на Чёрный Прилук, где на левом возвышенном берегу Сухоны был основан город Великий Устюг. В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на месте ветхой деревянной церкви построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный пятиглавый Троицкий собор. Освящён он был не ранее 1705-1710 годов. Пятиярусный иконостас в стиле барокко строился с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан. Возводили его устюжские, тотемские и вологодские резчики и иконописцы на европейский манер: тотемские мастера в конце XVIII века подражали питерским мастерам, а те, в свою очередь, перенимали европейскую моду. Отсюда — вычурные формы, большие деревянные композиции, много деревянных скульптур, колонки, пилястры, много золота, множество фигур ангелов, херувимов, виноградные гроздья, завитки и даже первоначально стояли зеркала! Главное украшение иконостаса — царские врата с деревянными скульптурами четырех евангелистов, которые держат медальон с образом Благовещения Богородицы. Фоном для них тотьмичи, вдохновленные, возможно, убранством санкт-петербургских дворцов, выбрали зеркальные пластины. Ну конечно, долго они в иконостасе не продержались — слишком уж светский декор получался.

http://sobory.ru/article/?object=01861

Последними в этой группе следует упомянуть храмы, выявленные при исследовании икон и подрядных записей. Это холодная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы на Бестужевском Введенском погосте, что на реке Устья на юге Архангельской области (1696 год, разобрана в 1762 году) и неизвестный храм в Сухановской волости второй половины XVII века (возможно, имеется ввиду Сухановский стан Благовещенского погоста Устюжского уезда). Мы располагаем подробным его описанием в договоре с плотником: «…на верху учинить розвал и на том розвале верх срубить бочки с четырех стран крестообразно и на тех бочках зделать четыре главы, а на средине учинить шатрик маленькой и на том шатрике поставить болшая средняя глава…» . Таким образом, полный перечень должен включать не восемь храмов, а пятнадцать, из которых до нашего времени в разной степени сохранности дошли только три. В литературе высказывалось предположение, что значительную часть храмов этой группы возводила одна строительная артель под руководством плотника Иева Прокофьева. Документально оно подтверждено только в случае Одигитриевой церкви в Кимже. Более того, указано, что мастер «в жизни своей в Холмогорской и Устюжской епархиях страивал... всего церквей с пять» . Очевидно, что авторство данной артели не могло распространяться на все перечисленные храмы. Очевидно, что авторство данной артели не могло распространяться на все перечисленные храмы. Тем более, она не могла одновременно работать в Кимже и на Северной Двине. Поэтому вопрос о мастерах, создавших большую часть упомянутых церквей, в том числе и Георгиевскую в селе Пиринемь, остается открытым. Однако некоторая преемственность в конструкции церквей, даже разделенных значительным временным промежутком, прослеживается довольно отчетливо. Если сравнить интересующий нас храм, Ильинскую церковь с приделом во имя апостолов Петра и Павла Юромско-Великодворского погоста и Троицкую церковь в Лампожне с приделом вмч. Георгия (соответственно: 1717, 1743 и 1781 годы), можно отметить такие черты, как единый объем придела и основного четверика, двухчастную структуру алтарных прирубов, каждый из которых увенчан бочкой, и в двух случаях из трех (кроме Лампожни, где придел не выделен шатром), отсутствие малых главок на выступающих концах бочки. В последнем случае стоит подчеркнуть, что Лампожня является родиной выявленного мастера. У поздних церквей алтарные выступы разделены, а у Георгиевской Пиринемской церкви они представляют собой единое целое, хотя из-за обшивки трудно об это судить точно. Все это наводит на мысль, что временные лакуны, по всей вероятности, могли бы быть заполнены какими-то, еще не известными нам храмами, и список данной группы должен быть существенно больше.

http://sobory.ru/article/?object=44593

При царе Феодоре Иоанновиче, в 1589 году, было положено в Духов монастырь, считавшийся в числе четырех больших новгородских монастырей 374 , игумену, дьякону и пономарю понахидных и кормовых денег по окладу 9 рублей 18 алтын с деньгою 375 . По древнему уставу Соф. собора, на Духов день ездил в монастырь святитель и служил там молебен Св. Духу, затем водоосвящение и литургию. Во время литургии приготовляли вощаники со св. водою и заздравные просфоры для отправления к Государю в Москву. После литургии, в монастыре был стол святителю, властям и всему Софийскому собору. За столом хлеб Богородицын и потом чаши о государском здравии. Настоятельство в монастыре было с начало игуменское, а с 1644 года до конца упоминаются архимандриты, из коих один Геласий в 1682 году хиротонисан во епископа устюжского. Монастырь имел в своем владении 776 душ в разных погостах и пятинах. К нему были приписаны монастыри: Богоявленский с 1588 года, Перетенский близ города Борович, Крутецкий, Чернозерский, Менюжский и Благовещенский новгородский. По штатам, в 1764 году приписные монастыри обращены в приходские церкви, а вотчины отписаны, и Духов монастырь положен в третьем классе с настоятельством игуменским. Но как более и более в упадок, то указом 1786 года 5 марта упразднен, и штат его переведен в находящийся на острову Ладожского озера монастырь Валаам. В это же время Духов монастырь, доселе бывший мужским, обращен в женский. Таким образом. Духов женский монастырь начался с 1786 года. Именным указом Императрицы Екатерииы II, данным святейшему Синоду 1786 года марта 5 дня, повелено: «Отстоящие в Новгороде два женских монастыря – Евфимиин и Молотков 376 , в рассуждении невыгодного их положения, повелеваем перевести в находящийся на выезде из помянутого города третьекласный Духов монастырь, оставляя в пользу сего монастыря сумму по штату на оба до сего бывшие женские положенную, так как и землю Духова монастыря; и как в Духове женском монастыре будет уже одна игуменья, то жалованье другой употреблять на содержание престарелых вдов, сверх штата там состоящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

С. 1360-1367), о св. блгв. кн. Александре Невском (1897. 11. С. 657-660). Множество статей посвящены святыням Новгородской епархии, прежде всего древним монастырям: «Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком у. Новгородской епархии» Н. Поройкова (1895. 3. С. 164-172; 6. С. 345-352; 7. С. 425-433); «Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 г.» (1894. 15, 20; 1895. 23; 1896. 3, 4, 6); «Древности Кирилло-Белозерского монастыря» (1898. 4. С. 234-246; 1899. 9. С. 630-639; 12/13. С. 841-849; 18. С. 1154-1163) и «Ферапонтов Белозерский Рождества Пречистыя Богородицы монастырь» (1898. 11. С. 656-674) Н. П. Успенского; «Краткие сведения о Синеезерской пуст. Устюжского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском» свящ. Г. Яковцевского (1894. 18. С. 873-886; 19. С. 933-940); «Тихвинский Богородицкий Большой монастырь и строящееся при нем ДУ» прот. А. Вихрова (1898. 16. С. 1039-1047); «Успенский женский монастырь Валдайского уезда» (1899. 21. С. 1371-1375) и «Успенский Волотовский упраздненный мужской монастырь Новгородского уезда» (1903. 6. С. 373-379; 7. С. 415-426) П. М. Силина; «Несколько страниц из истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря» (1904. 3. С. 159-168) и «Несколько страниц из истории Тихвинского Богородицкого мужского монастыря» (1904. 16. С. 1070-1077) свящ. Михаила Смелкова; «Краткая записка о времени основания новгородского 2-кл. Антония Римлянина монастыря» архим. Сергия (Титова) (1906. 27/28. С. 805-816); «О новгородском кафедральном Софийском соборе» архим. Димитрия (Сперовского; впосл. епископ Рязанский) (1898. 8/9. С. 501-519). Ряд публикаций посвящен церковным деятелям Новгородского края, в т. ч. архим. Фотию (Спасскому): «Автобиография Юрьевского архим. Фотия» (1894. 10. С. 415-428; 12. С. 521-532; 16. С. 761-775; 1895. 13. С. 755-772), «Юрьевский архим. Фотий» Е. Шиянова (1898. 16. С. 1051-1062; 17. С. 1142-1152; 19. С. 1257-1267; 20. С. 1344-1352; 21. С. 1428-1440). В нек-рых статьях сообщались сведения о жизни в Новгородской епархии лиц, широко известных за ее пределами. Напр., в статье П. К. Т. «Памяти свт. Феофана [Говорова]» (1894. 3. С. 106-111; 4. С. 152-162), составленной по документам семинарского архива, описывается «направление и характер деятельности о. Феофана как инспектора и учителя в Новгородской семинарии». Кроме того, история др. областей России часто связывалась с новгородским краеведением, напр. в ст. «Галицкая Русь в ее прошлом вообще и в отношениях к Вел. Новгороду» Е. Е. Лебедева (1915. 4. С. 134-143).

http://pravenc.ru/text/2577777.html

Сильвестр , 1699. Мелетий Чайковский , прежде 1715. Серафим Кочепа , до 1751. Иакинф Пелкинский , 1752–56. Созонт , 1775–80. Иосиф , 1793–98, 1802–6; архим. 1806–17; † 19 дек. Архимандриты Анатолий , 1818–20. Иоасаф в февр. 1821 перев. из Клопового; † 29 июля. Иероним Сретенский перев. из Деревяницкого, 1820–31. Павел Чичкевич , 1832–61. Анатолий, 1861–66. Полиевкт Пясковский в 1866 перев. из Спасо-Прилуцкого и ныне (1869). Буйницкого Могилевского [III, 461] Игумены Феодосий , 1651–63; 1 июля 1669 перев. в Иверский. Иоасаф Дранник , 1693–98, перев. в Бизюков. Викентий Барановский , 1739. Иларион Летяга , 1752. Евфимий , 1775 и 76. Савва , 1777–79. Ефрем , 1779 и 80. Геронтий , 1795. Иосиф , с 1795. Кутеенского Оршанского (IV, 883]: Игумены Иоиль Труцевич , 1647; † 1655. ( Гедеон Климович , 1649?) Геннадий Горелка , 1687. Иов , 1693–96. Мелетий Чайковский , 1718. Михаил Кобержиц , 1743. Феофан Романовский , 1803–5; архим. с 9 авг. 1805, а 19 дек. 1807 перев. в Острожский. Архимандриты Иустин , 1808–12, перев. в Устюжский Архангельский. Венедикт Григорович 25 апр. 1815 произведён, а в окт. 1821 перев. в Боровский Пафнутиев. Мелетий Леонтович , 1821–23, перев. в Спасо-Елиазаров. Аркадий Федоров в июне 1823 перев. из Боголюбова, а в июне 1824 – в Грозовский. Амвросий Лебедев , 1828–32, 14 дек. перев. в Вологодский Каменный Духов. Феофил 14 дек. 1832 перев. из Каменного Дурова; до 1836 отставлен. Геннадий , в янв. 1839. Фавст , игум., 1840–46. Никодим , 1847–49. Иоасаф , 1850–52. Флавиан , игум., 1853. Арсений , 1854–59. Евфимий , 1860–65. Агапит , 1866–69. Язинского (Язенского) Невельского (Великолуцкого?) 140 : Игум. Иродион , 1584, 92, июля 16. Строит. Вениамин , 1606. – Иоасаф определён 31 окт. 1659. – Кирилл , в мае 1672. Троицкого Невельского [IV, 139] Игум. Исаак Аронов , 1674. Благовещенского Невельского 141 Игум. Макарий , 142 1696–98. Борисоглебского, в Полоцке [V, 590; VI, 1038]: Архим. Филарет ,1396? (Рум. Муз., 117). – Игнатий Иевлевич 19 дек. 1659 перев. из Богоявленского, 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Три придела собора напоминают о древних церквах, существовавших в Кремле до постройки собора. В обном из них, во имя св. Дмитрия Солунского, погребён князь Юрий Данилович (ум. 1325) Московский, брат Ивана Калиты. Второй придел посвящён апостолам Петру и Павлу, третий, во имя Похвалы Богоматери, устроен св. Ионой (1390-е-1461), митрополитом Московским (1448-1461), ради избавления Москвы от татар. Внутри собор поражал своей строгостью и великолепием. Его украшает " велелепная " роспись, над которой на протяжении столетий трудились лучшие мастера страны. После освящения собор ещё два года стоял не расписанным, пока в 1481 году к работе над восточной, алтарной частью не приступил великий русский иконописец 15 века Дионисий (ок. 1440-1502) с учениками - Тимофеем, Ярцем и Коней. Росписи Дионисия в алтаре Успенского собора частично сохранились до наших дней. Его кисти принадлежат также несколько икон: храмовая " Успение Богоматери " , иконы " О тебе радуется " , " Пётр митрополит с житием " , " Алексей митрополит с житием " . К росписи северной, западной и южных стен собора приступили только в 1513 году. Как выглядела эта роспись - неизвестно, так как в пожар 1626 года огонь сильно повредил её, и в 1642 году было решено расписать собор заново. Более ста живописцев приехали по царскому указу в Москву. Два года трудились мастера. Новая роспись была пышнее и богаче старой - только на позолоту было израсходовано более двух тысяч тонких листов золота. А через восемь лет после окончания росписи собора мастера Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий ныне иконостас. По мере присоединения к Москве новых земель в Успенский собор переносились особо почитаемые местные иконы - тем самым идея единения Руси получала сокральный смысл. Так в Успенском соборе оказались иконы новгородского письма 12 века - " Устюжское Благовещенье " и " Деисус " , икона 12 века " Спас Нерукотворный " из Владимира, " Деисус " работы владимиро-суздальских иконописцев конца 12 века, иконы самого раннего периода московской государственности: " Спас Золотые Власы " и " Михаил Архангел " , относящиеся к рубежу 12-13 веков, иконы времён Ивана Калиты - " Спас Ярое Око " и " Борис и Глеб на конях " , принадлежащие кисти московских мастеров !4 века.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Тропарь: Правило веры и образ кротости, воздержания учителя. Яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче, святителю Андрее, моли Христа Бога спастися душам нашим. Святой Прокопий Христа ради юродивый 21 июля (8 июля по церк.кал.) Святой Прокопий был немцем католического вероисповедания, иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись красотой Православного богослужения, он принял Православие, раздал богатство нуждающимся и вступил иноком в обитель преподобного Варлаама Хутынского под Новгородом. Через какое-то время, избегая известности, он удалился в город Устюг. Здесь он избрал трудный подвиг юродства Христа ради, т.е. притворился безумным, чтобы приобрести совершенное смирение. Так он стал первым юродивым на Руси. Много скорбей пришлось вынести ему при выполнении своего трудного подвига. С 3-мя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле.Принимая милостыню от сострадательных, он никогда ничего не брал от богачей, нажившихся неправдой, хотя был голоден и по нескольку дней оставался без всякой пищи. Однажды во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, блаженный искал приюта. В домах его не принимали. Даже собаки, около которых он хотел погреться, убегали от него. Прокопий замерзал. Внезапно повеяло неземной теплотой, и ангел коснулся его лица. От этого блаженный согрелся и окреп. Об этом чуде блаженный поведал клирику соборного храма Симеону и просил не разглашать о том до его кончины. За свои подвиги блаженный удостоился дара прозорливости. Однажды он поклонился трехлетней девочке и сказал ее родителям: “Вот мать великого святого”. Она стала матерью святителя Стефана Пермского. В 1290-ом году блаженный в течение недели ходил по городу, призывая жителей каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры ( Быт. 19 -я гл.). Ему никто не верил. Вдруг на небе появилось зловещее облако. Оно все росло и росло, так что день превратился в ночь. Молнии сверкали, гром перекатывался, сотрясая стены зданий, так что не слышно было человеческих голосов. Настало предчувствие гибели. Жители бросились в соборный храм, где блаженный уже молился перед иконой Благовещения Богородицы. На глазах у всех совершилось чудо: по иконе потекло миро, в знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. Благоухание наполнило храм. Мира от чудотворной иконы натекло столько, что им наполнили церковные сосуды. Помазавшиеся им получали исцеления от разных болезней. После этого посвежел удушливый воздух и выглянуло солнце. В 20-ти верстах от Устюга, в урочище Котовальском, тучи разразились градом и молниями. Град поломал вековой лес, не принеся, впрочем, вреда ни людям, ни скоту. В память избавления города от гибели было установлено празднование Устюжской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

У города Архангельска Архангелогородской В Устюге Устюжской В Вологде Вологодской В Галиче Костромской В Твери Тверской В Нижнем-Новгороде Нижегородской В Алатыре В Арзамасе Владимирской В Пензе Тамбовской В Симбирске Казанской В Вятке Вятской В Тамбове Тамбовской В Шацке Рязанской В Свияжске Казанской В Воронеже Воронежской В Белгороде Белгородской В Севске Севской Белогородской Всем девичьим монастырям III класса 17 652 руб. Сверх того, во вновь учрежденном Санкт-Петербургском Воскресенском (Смольном) монастыре по знатности перед другими с отличностью положено – 4 752 руб. Кроме названных мужских монастырей в штаты, по положению 1764 года, включены безвотчинные и состоящие на своем содержании по архиерейскому выбору в каждой епархии, а для всех епархий I-ro класса – 20, II класса – 56 и III класса – 77, да у викарных – 8, а всего – 161 мужской монастырь. Всех мужских монастырей с определенными окладами по штатам 1764 года положено – 163, на них, кроме архиерейских кафедральных, ассигновано штатных сумм – 193 650 руб. 40 коп. На своем содержании оставлено мужских монастырей – 161. Девичьих монастырей по штатам 1764 г. оставлено – 68, на них положено – 41 702 руб. Малороссийские монастыри в 1764 году Название монастыря В какой епархии Мужские: Киево-Печерская Лавра Ставропигиальная Киево-Межигорский Ставропигиальный Епаршеские: Кафедральный Софийский Киевской Пустынно-Николаевский Златоверхо-Михайловский Братский Училищный Богоявленский Выдубецкий Михайловский Кирилловский Михайловский Петропавловский Подольский Греческий Подольский Козельский Георгиевский Нежинский Благовещенский Максаковский Преображенский Батуринский Николаевский Гамалиевский Харлампиевский Глуховский Петропавловский Мгарский Лубенский Густынский Троицкий Сорочинский Михайловский Нефоращанский Успенский Полтавский Крестовоздвиженский Пустынномелекский Преображенский Красногорский Годяцкий Кафедральный Борисоглебский Черниговской Успенский Елецкий Троицкий Ильинский Спасский Новгород Северский Рождественский Даленицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Феодосий (Суморин) , прп. Тотемский († 1568), будучи в 1554 г. в Москве, получил царское разрешение на строительство обители и освобождение от суда тотемского наместника, по распоряжению свт. Макария Н. выдал прп. Феодосию грамоту на построение храма и снабдил его всем необходимым для его освящения. Основание Введенского мон-ря в Сольвычегодске также связано с Н. 29 февр. 1554 г. он послал в Вел. Устюг грамоту соборному протопопу Феодосию о постройке там Успенского собора; грамота сохранилась в подлиннике с черновосковой печатью Н. В авг. 1558 г. Н. отправил настоятелю мон-ря грамоту с благословением освятить новопостроенный собор (РИБ. Т. 12. Ч. 1. Стб. 125-127, 128-129; Макарий (Веретенников). 2006. С. 272-273, 273-274; Он же. 2007. С. 276-277, 277-278; см. также: Тарасов. 2014). Астраханский еп. Феодосий (1602-1606), в будущем активный противник Лжедмитрия I , был рукоположен им во пресвитера и поставлен толгским игуменом ( Дмитриевский А. К. К трехсотлетнему юбилею Астраханской епархии: Житие и подвиги первого архиеп. Астраханского Феодосия//ТКДА. 1903. 5-8. С. 167; СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 393-394). Сохранившийся актовый материал характеризует Н. как деятельного архипастыря. В грамоте от 7 мая 1561 г. он выразил беспокойство нарушениями жителями Вел. Устюга канонических правил, касавшихся духовного родства, а 15 апр. 1564 г. Н. предписал устюжскому протопопу послать соборных священников в Сольвычегодск для назидания небрежно служащего духовенства (РИБ. Т. 12. Ч. 1. Стб. 132-134, 135-136; Макарий (Веретенников). 2006. С. 275-276; Он же. 2007. С. 279-280). Еще ранее, в 1558 г., Ростовский владыка послал Анике Строганову икону Благовещения в благословение на построение соборного Благовещенского храма. Данный «начальный образ» нашел затем отражение в шитье и в соборной росписи ( Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 42). Известны благословенные (на продолжение священнического служение иеромонахам) и ставленные грамоты Н., а также подтверждавшие прежние ставленные грамоты (РИБ. Т. 32. Ч. 1. Стб. 240, 315-316, 429; Кат. древнерус. грамот, хранящихся в ОР ГПБ в Ленинграде. СПб., 1992. Вып. 1-2. С. 63. 148; Полознев Д. Ф. Благословенные и ставленные грамоты Ростовской и Вологодской епархий XVI-XVIII вв. из фондов ОПИ ГИМ//СРМ. 1995. Вып. 8. С. 52). Известно имя владычного дьяка Ф. М. Плишкина, скрепившего «сотную» грамоту, в к-рой перечислены владения архиерейской кафедры в Вел. Устюге ( Васильев Ю. С. 1556-1557 г. Сотная с устюжских писцовых книг Ю. И. Александрова Самсонова на вотчину архиеп. Ростовского в Устюжском у.//Великий Устюг: Краевед. альм. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 378). При Н. в Ростове находился в заточении уроженец г. Каменца-Подольского инок Исаия ( Абрамович Д. И. К лит. деятельности мниха камянчанина Исаии. СПб., 1913. (ПДПИ; 181)).

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Западную стену занимает огромная картина Страшного суда. Ее относят предположительно к XVI веку. В южном входе вместили врата, снятые Грозным в 1570 году из южного придела Софийского собора в Новгороде. Эти врата, по справедливому замечанию первого их описателя Н. М. Мурзакевича, особенно ценны в художественном отношении. Сходные с южными вратами Успенского собора и северными — Благовещенского в Московском Кремле, они превосходят их в исполнении. Шестьсот с лишним лет протекло со времени их создания, а изображения и теперь свежи и ясны. Ранние исследователи полагали, что они изготовлены устюжским мастером по заказу новгородского архиепископа Василия Калики. На дверях вверху над изображением Вседержителя и ниже имеется славянская надпись: «В лето 6844... индикт... д... исписаны двери сии повелением боголюбивого архиепископа новгородьского Василия, при благоверном князе Иване Даниловиче при посадничестве Федорове Даниловиче, при тысяцком Авраме». Первая новгородская летопись подтверждает, что «В лето 6844 (1335) боголюбивый архиепископ Василий у святыя Софьи двери медяны золочены устрой». Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотыми рисунками на библейские сюжеты. Техника исполнения ранее определялась как «дамасковая работа», когда в резное по меди изображение закатываются «заподлицо» тонкие полоски золота. В наше время Ф. Я. Мишуков доказал, что примененная в них техника не имеет ничего общего с «дамасковой работой», а представляет огневое золочение, при котором медную пластину сначала покрывали слоем лака, затем выскабливали рисунок, после чего пластину подогревали до почернения меди и очищали растворителями от окиси металла. На чистую поверхность пластины наносилась золотая амальгама. Ртуть, соединяясь с чистой поверхностью медной пластины, равномерно покрывала все процарапанные линии рисунка серебристым слоем. При вторичном нагреве пластины ртуть испарялась, а золото восстанавливалось и выступало ярким желтым цветом на черном фоне лака, накрепко соединяясь при этом с медью.

http://sobory.ru/article/?object=02082

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010