В описи 1597 года «Списке к сотне письма и меры кн. Дмитрия Григорьевича Бельскаго с товарищи Устюжны Железопольские, а взяты с списка у Устюжскаго челобитчика, у Ефремка у Белянинова» он уже не упоминается. Церковь названа соборной: «на посаде соборная церковь Рождества Пречистые на каменное дело (на каменном фундаменте) древяна». Деревянная церковь имела пять престолов. К прежним прибавился придел свв. Зосимы и Савватия «на полятех». Тот же документ свидетельствует, что при ней находились еще 25 келий, в которых жили монахини. Окончательно монастырь прекратил свое существование около 1609 года. В 1622 году сгоревший храм вновь отстроили из дерева на прежнем месте. К этому времени церковь стала приходской и получила еще два придела: Сретения и Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и Благовещения. В 1677 году и этот храм сгорел. На его месте в 1685-1691 годы возвели каменный пятиглавый собор с тем же названием. С западной стороны к нему примыкает трапезная. Немного позже рядом с собором появилась шатровая колокольня редкой красоты. Примерно в то же время к церкви пристроили четыре придела. Исследователи полагают, для строительства пригласили ярославских мастеров. На эти работы израсходовали 930 рублей, из которых 200 собрали сами горожане, такую же сумму пожертвовали государи Петр и Иван Алексеевичи, остальная часть является несолькими вкладами протопопа Благовещенского собора Московского Кремля и духовника двух молодых царей Меркурия Гаврилова. Уроженец Устюжны, он и в дальнейшем не оставлял собор своими благодеяниями. Благодетельствовала церкви и царская семья. Среди вкладов в ризнице хранились шитые пелены и иконы, выполненные царицами Натальей Кирилловной Нарышкиной и Параскевой Феодоровной, царевнами Софьей Алексеевной и Татьяной Михайловной. Над внутренним убранством собора, его росписями и иконостасом трудились изографы государевой Оружейной палаты. Самый известный из мастеров – Кирилл Уланов. Иконы его работы «Спас Вседержитель», «Богоматерь Боголюбская с предстоящими» и «Троица Ветхозаветная» из уничтоженной церкви Петра и Павла в Устюжне хранятся в храме и поныне. В создании иконостаса также принимали участие Тихон Филатьев и Карп Золотарев. Остался в соборе и деисусный чин из прежнего, деревянного собора, выполненный в 1627 году Назарием Истоминым с артелью.

http://sobory.ru/article/?object=00238

Великий Устюг. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище. Успенский собор Карта и ближайшие объекты История Успенского собора насчитывает более семи веков. Шесть деревянных церквей на этом месте погибло от пожара, в том числе и большая церковь постройки 1502 года, сгоревшая «перед вечернею от удара молнии». Горел и был разобран в 1652 году и первый каменный собор, возведенный по указу царя Михаила Федоровича в 1554-1558 годах по образу Успенского собора в Москве. Это был первый каменный храм не только в Устюге, но на всем Русском Севере. Вообще Успенская церковь на этом месте упоминается еще до 1290 года «ибо в этом году Ростовский епископ Тарасий, посланный от Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича, августа в 15 день освятил деревянный Успенский собор, - но не первоначальный». Нынешний собор освящен в 1658 году. Он сильно пострадал от позднейших перестроек. Так, в 1728 году «два передних столпа, находившиеся перед иконостасом, выбраны, а над стеною алтаря и двумя задними столпами устроен огромный осмерик с восьмью окнами в две сажени в вышину, и четырьмя на углах не менее осмериками же: алтарь распространен сделанными к нему в длину пристройками». Строительные работы продолжались вплоть до ХХ века, в итоге первоначальное сооружение исчезло под поздними наслоениями. Строгий монументальный прямоугольный объем здания отягчен массивными формами пристроенной к нему в середине 19 века церкви Благовещения, служившей зимним храмом. Пристройка закрыла весь южный фасад. С трех сторон появились крыльца с главками. Вместо древних закомар по верху вьются барочные украшения. С востока к собору примыкает двухчастная колокольня: одна квадратная в плане с «кубовым» завершением, другая сложной формы со шпилем. Колокольня была пристроена в 18 веке. На одной из них находился раньше колокол «Варлаам», весом в 1054 пуда, отлитый в Устюге. Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине 18 века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, иконостас поражает уникальной резьбой. Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов, дворовой человек Г. Чертков и другие. Святые образа для иконостаса писал протоиерей собора Василий Афанасьевич Аленев.

http://sobory.ru/article/?object=00246

Указатель 1 к полному месяцеслову русской церкви (к I отделу дня). Объяснения имен сделаны на основании лексиконов Папе, греко-французского Александра, греко-русского Коссовича и еврейского Драха и других. Праздники Господни Рождество Христово, 25 дек. Обрезание Господне, 1 января. Сретение Господне, 2 февраля. Преображение Господне, 6 августа. Воскресение Лазаря, в субботу Лазареву (17 марта). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, в неделю ваий. Воскресение Иисуса Христа, неделя пасхи (25 марта в прологе). Вознесение Господне, в четверток шестой седмицы по пасхе. Сошествие св. Духа и праздник Живоначальной Троицы, неделя пятдесятницы. Обретение св. креста и гвоздей Еленою, 6 марта. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, 14 сент. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году 13 сент. Знамение креста, явльшееся на небеси в Иерусалиме 351 г. 7 мая. Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня, 1 авг. Празднество Всемилостивому Спасу и пресвятой его Матери, 1 августа с 1164 г. Принесение нерукотворенного Образа из Едеса в Царьград в 944 г. 16 авг. Принесение честной ризы Господней из Персиды в Москву в 1625 году, 10 июля. Принесение из Мальты в Гатчину части животворящего креста Господня в 1799 году, 12 окт. Праздники Пресвятой Богородицы Зачатие пресв. Богородицы, 9 дек. Рождество ее, 8 сент. Вход во храм, 21 нояб. Благовещение, 25 марта. Успение, 15 августа. Собор ее, 26 декабря. Положение ризы ее во влахернском храме, 2 июля. Положение пояса ее в Халкопратиях, 31 авг. и 12 апр. Акафист (10 марта) в субботу 5 недели В. поста. Арматийской иконы Богоматери, 17 авг. Ахтырской, 2 июля. Боголюбской, 18 июня. Владимирской, 26 авг., 23 июня и 21 мая. Всех скорбящих радости, 24 окт. Гребневской, 28 июля. Грузинской, 22 авг. Донской, 19 авг. Живоносного Источника, в пяток Светлой седмицы. Знамения новгородской 27 ноября, устюжской 8 июля, чирской 16 июля. Иверской, 12 февр. 31 мар. и во вторник светлые недели. Иерусалимской, 12 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. мученицы Кириакии. Страдала в Никомидии от Максимиана. Пролог. (Act SS. aug. IV. р. 403. В греч. Мученичестве св. Кириакии, находящемся в 121 и 223 codd. coisl. сказано, что родители ее после истязаний в Никомидии, сосланы были Диоклетианом в Мелитину на Евфрате, а сама она, после мук от Илариана и Дукиферна осуждена на посечение, и после предсмертной молитвы на месте казни, мирно предала дух свой Господу). Март. Р. 19 мая. Свв. мучч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа . Италийцы. Уклоняясь от гонителей, удалились в Диррахий, были свидетелями мученичества св. Астия (4 июля) и ублажили его. Открыв через это свою веру, запечатлели смертью исповедание оной. По приговору Агриколая, их утопили в море, при Траяне (98– 117). Пролог. Март. Р. Мес. В. Преставление преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, B ел . Княгини Московской. Супруга В. Кн Дмитрия Иоанновича Донского. Скончалась в 1407 г. Месяц всех свв. Ист. Г. Р. т. V. 8 Св. великомученика Прокопия. Иерусалимлянин, живший в Скифополе, обезглавленный в Кесарии Палестинской в 303 году, в первый год гонения Диоклетиана. Чет. Минея от Метафраста и от Вел. Чет. Минеи сокращенно. (Act SS. iul. II. p. 556 sqq. Assem. Kal. un. eccl. VI. 466. Morcelli Kal. CPlit. II. p. 156. Acta mart. occ. II. p. 163). Христ. Чтение 1830. 38. Мес. В. Март. P. Есть служба. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. В 1579 году, при царе Иоанне Васильевиче, и архиепископе Казанском Иеремии. Пролог. Служба та же, что 22 окт. Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Варяг. Пленясь благолепием греко-российского служения, он оставил торговлю, принял крещение от преп. Варлаама Хутынского, и постригся в монахи. Избегая известности, удалился в Устюг и принял юродство. Скончался при вратах Архангельской обители в 1303 году. Празднование ему в Устюге уставлено Моск. собором 1517 г. Чет. Минея. Есть служба. Воспоминание Знамения, явившегося от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, честного и славного Ее Благовещения, во граде велицем Устюге.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

(а что он видит? Все, что угодно, но только не истину) и будто бы «довольно показахом, яко двуперстное сложение есть древнее предание церкви». Мы действительно довольно показахом автору ответов, что двоеперстия не могло быть раньше VI b. и что до этого времени не встречается никаких следов двуперстия, ни самомалейших указаний на него; что и в VI и последующих веках двуперстие не было единственной и всеобщей формой перстосложения в православной Церкви: что оно существовало совместно с троеперстием, которое существует в православной Церкви от дней апостольских и есть истинно апостольское и самое древнее церковное предание. А потому совершенно понятно, что выше наименованные святые, мощи коих нетленно почивают в киевских пещерах, будучи, по справедливому выражению автора ответов, послушницы, а не противницы св. Церкви, могли изображать и на самом деле изображали на себе крестное знамение троеперстно. Не менее странно и дальнейшее уверение автора ответов, якобы на всех чудотворных иконах и на иконе пресвятой Богородицы, написанной св. Петром Митрополитом, зрится двоеперстное сложение. Что не на всех чудотворных иконах двуперстное сложение, для доказательства сего достаточно указать на икону Спасителя. которую брал с собой в поход св. Андрей Боголюбский и от которой совершилось чудесное знамение. На сей иконе десница Спасителя имеет ясное именословное перстосложение. Икона сия, находящаяся ныне в иконостасе Успенского собора, древнего греческого письма, ибо в евангелии у Спасителя греческий текст. В том же иконостасе Успенского собора есть икона Благовещения пресвятой Богородицы, тоже чудотворная; пред сей иконой молился св. Прокопий Устюжский, и на этой иконе у архангела Гавриила явственное именословное перстосложение. Не упоминаем о других чудотворных иконах ради краткости. Изволяй да чтет статью о. архим. Павла: «Замечания на книгу Поморских ответов» в Братском Слове 1888 г. и 15-й. Такова-то старообрядческая правда! На иконе Богоматери, писанной св. Петром митрополитом, у Спасителя явственно именословное перстосложение, а посему все восхваления сея иконы должны быть отнесены не к двуперстию, а к именословному и троеперстному перстосложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Предалтарный иконостас столярный, золоченый, в три яруса построен одновременно с иконостасом церкви Рождества Иоанна Предтечи. Царские врата гладкие, золоченые с изображением Благовещения Божией Матери и четырех Евангелистов. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Вседержателя; образ Льва епископа Катанского. Слева от царских врат: образ Похвалы Пресвятой Богородицы. Второй ярус: над царскими вратами в полукружии Тайная вечерня, а по сторонам на четырех деках пять двунадесятых праздников – Богоявление Господне, Сретение Господне, Рождество Христово, Благовещение Божией Матери и Введение во храм Пресвятой Богородицы. Третий ярус по центру образ Вседержателя с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечи и двумя Ангелами, а по сторонам на четырех деках Апостолы. Верх иконостаса увенчан Распятием Господним. Все образа устюжской работы современны постройке придела, впоследствии поновляемы. В конце XIX века придел для богослужения не использовался, в нем располагались ризница и библиотека. Каменная паперть пристроена с западной стороны храма Рождества Иоанна Предтечи. На втором этаже паперти находились: образ Господа Саваофа в виде величественного старца сидящего на престоле древнего письма, по преданию, этот образ стоял в убогом доме близь монастыря, а после его закрытия образ был перенесен в монастырь (для справки: убогие дома до последней четверти XVIII века находились с северной стороны монастыря и состояли в заведовании монастыря); образ Спаса Нерукотворенного с чудесами древнего письма. Остальные образа написаны на холсте в рамах, написанные в первой половине XVIII века. В нижнем этаже паперти два пролета для входа в нижний храм во имя трех Вселенских Святителей, один справа от лестницы, а второй слева под лестницей. Перед входом на лестницу крыльцо на двух столпах, во фронтоне находился образ Божией Матери Знамение. Справа от входа находились образа Преображения Господня и Архангела Гавриила, а на северной стене в раме написанная на холсте картина, изображающая пять дев мудрых и пять юродивых.

http://sobory.ru/article/?object=44943

21 — Ситхинская-Казанская 21 — Умиление в Новгороде 21 — Оковицкая (1539) 21 — УстюжскаяБлаговещение (1290) 22 — Колочская (1413) 22 — Коложская (1495) 22 — Кипрская (392) 22 — Ястребская 22 — Полыньковая 22 — Ножевая 22 — Чистительная 23 — Коневская (1393) 24 — Ржевская (1539) 24 — Шуйская-Смоленская (1654) 24 — Борколабовская 25 — Троеручица 25 — Троеручица в Белобережской пустыни 25 — Троеручица в Воронеже 25 — Троеручица в Сухотинском монастыре 26 — Достойно есть 29 — Чирская (Псковская) (1420) 30 — Святогорская Одигитрия (1563) АВГУСТ 2 — Абалацкая — Знамение (1636) 3 — Галичская (Чухломская) (1350) 5 — Почаевкая 5 — Всех скорбящих Радость 10 — Смоленская Одигитрия (Путеводительница) (1046) Ю — Гребневская (1380) 10 — Супрасльская (1500) 10 — Игрицкая-Песоченская (1624) 10 — Югская (1616) 10 — Шуйская Одигитрия (1654) 10 — Выдропусская (15 век) 10 — Одигитрия Воронина (1524) 10 — Одигитрия Христофорова (16 век) 10 — Смоленская-Сергиевская (1771) 10 — Смоленская-Костромская (1672) 10 — Смоленская-Кирилло-Белоезерская (15 век) 10 — Устюженская-Смоленская (17 век) 10 — Устьнедумская-Смоленская (1603) 10 — Святогорская-Смоленская (1569) 10 — Соловецкая-Смоленская (17 век) 10 — Одигитрия Мглинская 10 — Одигитрия во Пскове 10 — Смоленская-Полонская 10 — Смоленская-Иоасафовская 10 — Одигитрия в Вознесенском монастыре 10 — Одигитрия Сумельская 10 — Смоленская в Никитовке 10 — Смоленская в Свеаборге 10 — Смоленская-Белгородская 10 — Смоленская в Воронеже 12 — Оконская 12 — Воргольская 13 — Предвозвестительница (13 век) 14 — Силуанская (1158) 15 — Хиленская (1902) 21 — Толгская (1314) 21 — Толгская в Спасском 24 — Киккская 26 — Страстная (1641) 26 — Черногорская 26 — Страстная в Липецке 26 — Страстная в Зачатиевской церкви 26 — Страстная в селе Енкаеве 26 — И Тебе Самой душу пройдет оружие 26 — Семистрельная 26 — Минская (10 век) 26 — Явление Богоматери святому Тихону Задонскому 27 — Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию (1383) 27 — Беседная (1383) 27 — Нарвская (1558)

http://pravicon.com/text-34

Тропарь преподобному Никону Радонежскому, глас 1 Послушания добрый рачитель быв,/преподобне Никоне приснопамятне,/Церковь бо прекрасну Святыя Троицы/в похвалу отцу твоему воздвигл еси./Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8 В постницех приобщившеся Великому Антонию/и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех,/яко ангели, на земли явистеся,/просвещающе, преподобнии, верных сердца/Божественными знамении и чудесы повсегда,/сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам:/радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне,/постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Сергие и Никоне,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь мученице Кириакии (Неделе), глас 3 Одолением чудесным/победила еси вражия силы до конца,/Недело преславная,/идоложрения бо тьму/далече Креста Честнаго светлостию прогнала еси./Мученице всехвальная,/Христу Богу молися/даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Храм твой всечестный,/яко цельбу душевную обретше... (общий мученице). Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Недело,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. 8/21 Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Великомученика Прокопия (303). Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Праведного Прокопия Устьянского (XVII). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721), Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812), Пензенская (1717), Карповская Курская (1725), Павловская Звенигородская, Иркутская, Каргопольская, Шлиссельбургская (1702), Вознесенская (1701), Симоновская (1701), Калужская, Высоко-Петровская (1849), Христорождественская; Введенская, Каташинская Черниговская (до 1622), Песчанская.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А кто от братии станет бесчинное житие, иметь и ему Строителю таких бесчинников смирять по монастырскому чину; также и слуг и крестьян, которые явятся в каком бесчинстве и в непослушании, смирять же и наказывать по монастырскому чину. И итого ради даётся ему Наша, Преосвященного Митрополита, грамота за Нашим рукописанием и печатью в Богоспасаемом Великом Новгороде в доме Премудрости Божьей в лето от сотворения мира от Рождества по плоти Слова Бога ахчд Индикта месяца Августа в… день». Ныне на сем месте приходская церковь деревянная во имя Живоначальной Троицы и при ней священник и Диакон с причётниками. Устьвымская Архангельская пустынь Мужская, упразднённая при сочинении духовных Штатов 1764 года, находилась в бывшей Устюжской, а нынешней Вологодской Епархии в Яренском уезде между Зырянами, на устье реки Выми, впадающей с правой стороны в реку Вычегду, от города Яренска вверх по Вычегде в 80 вёрстах. Название своё получила она от устья реки Выми и от церкви Архистратига Михаила, в нём находящейся. А основана в последней половине XIV века Св. Стефаном, первым Епископом Пермским, который был пострижеником Ростовского Григория–Богословского монастыря, а родом из Великого Устюга, где он с детства ещё обучился и Зырянскому языку, а будучи уже монахом, возымел благочестивую ревность обратить ко Христу Зырян, тогда ещё в идолопоклонстве находившихся и селениями своими от реки Печоры простиравшихся почти до северной Двины. Сперва пришёл он в Котласовское их селение, при стечении Двины с Вычегдой лежащее, и начал проповедовать Евангелие, построив для тамошних жителей и церковь ; а потом мало по малу проходя вверх по Вычегде мимо Сольвычегодска и Яренска, достиг до Устья Выми реки, которую можно полагать почти средоточием собственно Зырянской земли, и там основал своё местопребывание. Он построил на месте оного первую деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в память пришествия своего туда в день сего праздника Христианской церкви; после того ещё другую деревянную же церковь во имя Святителя Николая, а, наконец, близ их, на другом холме, и третью во имя Архангела Михаила и около этой последней соградил обитель для сотрудников своих, подвизавшихся в обращении идолопоклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Праздники приписаны – 1) Рождество Иисуса Христа; 2) Сретение; 3) Богоявление; 4) Воскрешение Лазаря; 5) Вход в Иерусалим; 6) Преображение; 7) Сняттие со креста; 8) Фомино уверение; 9) Жены мироносицы; 10) Вознесение; 11) Сошествие Святого Духа; 12) Успение Пресвятой Богородицы (с Авфонием). Образ происходит из собрания И. Л. Силина и описан в печатном каталоге этой коллекции, стр. 17, 45. Есть неособенно значительная правка, главным образом в надписях и золоте. Описание 35 Воскресение Христово (35x30 сант.), на тонкой липовой доске с двумя выемками, поля неширокие. (Происходит из собрания И. Л. Силина, каталога стр. 16, 41. Заплачено П. М. Третьяковым 9000 р.!!). На обороте доски полустерта надпись «Образ Воскресение Христово, писано Максиму Яковлевичу Строганову.... » (более чем сомнительная относительно подлинности.) В новом серебряном окладе, хорошей Московской работы 1830 года. Композиция из наиболее сложных. Кроме обычного изображения Триипостасного Божества, Рая и Ада, в ней находятся – Распятие, Снятие со креста, Положение во гроб, шествие Иоанна Предтечи в ад, Появление Христа у дверей ада («встретоша Господа вси пророци и праведницы»), Жены мироносицы, Разбойник у дверей рая ко вратом стаго ра и возбрани ем пламенное ржие нже показа ем крестъ и в раи»). Вохрение лиц бледно-желтое в белизну (все зажелчено олифой) пробелка красочная, свет золотой. В Распятии фигуры предстоящих (что особенно интересно; заимствованы с западного образца. Московское письмо первой половины XVII столетия. Икона прекрасной сохранности, но все же есть выпадки(см. Распятие около фигуры Адама), искусно заделанные вновь. Описание 36 «О Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь» в очень сложной композиции, окруженная изображениями «Недели» – именно: «Воскресения», «Собора Архистратига Михаила», «Собора Иоанна Предтечи», «Благовещения», «Тайной вечери и умовения ног», и «Расиятие, в обыкновенных простых переводах (икона на липовой доске, размьр 373/4хЗ11/2 сант., золотой фон, но красочные поля; оклад серебряный черневой, вероятно Устюжской работы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010