В Высочинском Казанском монастыре Этот монастырь находится в 36 вёрстах от Харькова и в 3-х от города Змиева. Икона явилась в начале XVIII столетия в сосновом бору на болотистой кочке пушкарю, т. е. сторожу этого казённого бора, который тогда стоял здесь, где впоследствии устроилось село Высочино, так названное по фамилии его устроителя, сотника Высочина, который получил от Петра Великого это место в награду за заслугу во время Полтавской битвы, и затем основался монастырь. По имени местности как икона, так и монастырь получили название Высочинских. Икону пушкарь взял к себе в дом и поставил вместе со своими иконами. Через некоторое время от иконы произошло большое сияние, и ходивший на костылях отец пушкаря получил исцеление. Икону перенесли было сначала в церковь ближайшего села Артюховки, потом в собор города Змиева, но она чудесным образом всё возвращалась в дом пушкаря, и много здесь совершалось от неё чудес. На место избы пушкаря воеводой Высочиным перенесена была из села Артюховки церковь , где и поставлена была чудотворная икона, а в 1886 году уже устроен здесь монастырь. Оковицкая (Ржевская, Оковецкая) икона Икона сия явилась 8 июля в 1539 году в лесу, в Оковицах, отчего так и названа. Называется она и Ржевской, которой празднуется 11 июля (см. о ней там). Икона Устюжская-Благовещения Празднество этой чудотворной иконе установлено в воспоминание чуда, бывшего в Устюге через посредство иконы Благовещения Пресвятой Богородицы в 1290 году. Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды всенародно своим согражданам, что Бог за грехи хочет наказать их и что город ужасным образом погибнет, и умолял их прибегнуть к покаянию и просить у Бога помилования. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи сам Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на церковной паперти, чтобы молиться непрестанно за народ. Через неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье, в полдень явилось на небосклоне небольшое чёрное облако; приближаясь к городу, оно росло, и наконец, легло над ним большой чёрной тучей. Тьма сделалась необычайная, так что люди не узнавали друг друга; раздавались страшные удары грома, блистала беспрерывная молния, прорезывая густую тьму, и приводила всех в ужас и оцепенение; земля колебалась от ударов, воздух сделался удушлив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Преподобный Прокопий Устьянский почивает мощами своими в приходской Устьянской церкви, в Вельском уезде. Вологодской губернии. Ни о происхождении, ни о жизни его не известно ничего. Мощи его явились в XVII столетии близ Устьянской церкви, в очень ветхом гробе, который был сплетен из ивовых прутьев. Мощи были совершенно целы, как бы погребенные в этот самый день, издавали от себя благоухание и совершали чудеса. Окрестные жители, обрадованные явлением св. мощей, построили часовню над ними. Вскоре после того святой сам явился одному из земледельцев и велел сделать себе новый гроб. «Кто же ты?» – спросил тот святого. Святой отвечал: «Прокопий, тело которого недавно явилось при церкви». В последствии времени мощи перенесены были в церковь . При мощах св. Прокопия до сих пор совершаются исцеления больных. Устюжская икона Богородицы «Благовещения» – та самая, перед которой в 1290 г. особенно усердно молился св. Прокопий о спасевии Устюга, и от которой истекло в то время благовонное целебное миро. В 1567 г. принесена она в Москву и находится в Успенском соборе. На сей иконе изображен предвечный Богомладенец в персях Богородицы, как воплотившийся в минуту благовестия. Оковицкая икона Пресвятой Богородицы иначе называется Ржевской. Явилась в 1539 г. Ей празднуется и 11 июля. Читать там. 9-е число Священномученик Панкратий, епископ Товроменийский происходил из Антиохии и жил во времена Господа Иисуса Христа. Отец его, слыша о чудесах Христовых, пришел из Антиохии в Иерусалим, чтобы видеть Самого Христа, уверовал в Него и после вознесения Его крестился. Ап. Петр поставил Панкратия епископом в Сицилийском городе Товромении. Здесь он сотворил много чудес и многих крестил, за что язычники убили его. Мощи св. Панкратия хранятся в Риме, в загородной церкви его имени. Священномученик Кирилл 50 лет был епископом в г. Гортине, на острове Крите. Жил в III веке. Язычники принуждали его принести жертву идолам; но когда он отказался, начальник приказал сжечь его. Огонь не коснулся святого. Тогда начальник отпустил его, но, когда узнал, что он не перестает обращать ко Христу язычников, велел убить. Св. Кириллу было в это время 84 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Исходя из факта существования копии иконы Успенского собора, Г. В. Попов попытался обосновать устное предание о привозе этого памятника из Новгорода во времена Ивана Грозного и тем самым доказать свои заключения о стиле иконы, относимом им к новгородской школе. Однако документально подтвердить эти легендарные сведения ни Г. В. Попову, ни другим исследователям не удалось: напротив, в материалах «Дела дьяка Висковатого», то есть в историческом источнике, современном пополнению кремлевских соборов иконами, привезенными из Новгорода, Пскова и других русских городов, после пожара 1547 г., опустошившего Кремль в начале царствования Ивана Грозного, нам удалось обнаружить упоминание об иконе «Похвала Богоматери с Акафистом», которое говорит о значительно более раннем появлении ее в Москве в Успенском соборе. На церковном соборе 1553–54 гг. обсуждалось «Дело дьяка Ивана Михайлова Висковатаго», в ответ на сомнения которого в правильности некоторых новых изображений митрополит Макарий приводит примеры древних образцов иконного письма, представляющих неизвестные Висковатому иконографические типы. Рассуждая об изображении Саваофа, Макарий ссылается на икону «Похвала Богоматери с Акафистом»: «Мы приях церковь Божию по церковному древнему преданию святых апостол и святых отец с теми святыми образы, яко есть писано в великом царствующем граде Москве, в соборной церкви пресвятые Богородицы честного и славного ея Успения, на иконе пресвятые похвалы написан образ Господа Саваофа у Христова образа над главою (имеется в виду клеймо третьего ряда, строфа о, XV. – Е. Г.), а та Икона письмо греческое от древних лет». Сразу же вслед за этим указанием без перерыва следует ссылка на другой образец – икону «Устюжское Благовещение», где также изображен Саваоф, но по поводу этой иконы митрополит оговаривается: «взял царь и великий князь в великом Новеграде в Юрьевом монастыре, а письмо корсунское, а как принесена из Корсуни, тому лет с пятьсот и боле». 70 Поскольку нет сведений о других иконах с изображением Похвалы Богоматери греческого письма, когда-либо ранее хранившихся в Успенском соборе, кроме интересующего нас образа, то с большой долей уверенности можно предположить, что речь идет именно о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Второй ярус: образ Распятия Господня; образ Иоанна Предтечи; образ Святого Великомученика Пантелеймона; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев;- образ Святого Александра Невского; образ Преподобного Феодосия Тотемского; образ Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В трапезе на потолке написан Покров Пресвятой Богородицы, а над входными дверьми написан образ Знамения Божией Матери. Холодный храм во имя Святой Живоначальной Троицы каменными простенками разделен на три части: алтарь, сама церковь и трапеза. Своды и стены церкви и алтаря оштукатурены и местами украшены живописью. Предалтарный иконостас в два яруса посеребренный, клейма и раковины в нем резные золоченые. Царские врата резные золоченые с пятью клеймами – Благовещения и четырех Евангелистов. С правой стороны от царских врат: образ Триипостасного Божества с посеребренными венцами; образ Сошествия Святого Духа на Апостолов; образ Живоначальной Троицы украшенный серебром позолоченным с надписью: «7201 (1693) году, Мая 29 дня, поновлена сия икона Святыя Троицы». С левой стороны от царских врат: образ Божией Матери с Превечным Младенцем и двумя серебряными венцами; образ Священномучеников Антипы и Артемона с двумя серебряными венцами; образ Святой Великомученицы Варвары с чудесами, венцы и поля серебряные позолоченные. На дьяческих дверях - образ Святого архидьякона Стефана; на пономарских – архидьякона Лаврентия. Над местными иконами в два ряда 12 клейм с изображением двунадесятых праздников. Второй ярус: по центру Господь Вседержатель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей, по сторонам на шести деках изображение десяти Апостолов. Верх иконостаса увенчан Распятием, окруженным золоченой резьбой на подобии гирлянды. Все иконы, кроме двух, написаны в 1782 году устюжским иконописцем Козьмой Волковым. Иконы великомученицы Варвары и Пресвятой Троицы принадлежать более позднему периоду и упоминаются в числе спасенных во время пожара 1679 года. Трапеза. Иконостас посеребренный с золочеными колоннами и резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=44944

Заметим, что иконографическое выделение среднего ангела появляется уже в мозаике Санта Мария Маджоре, где его окружает мандорла в изображении теофании в Мамре. С наибольшей полнотой догматическое обоснование подобной иерархии раскрыто в мозаике VII века на своде вимы церкви Успения Богородицы в Никее, в центре которой помещено изображение Этимасии (Престола уготованного) – сим­вола Пресвятой Троицы, при этом исходящий от нее средний луч направлен к рас­положенной в вершине конхи божественной деснице, и далее он соприкасается с го­ловой Богоматери, представленной с входящим в Ее лоно Христом . В Октоихе, по преданию созданном преподобным Иоанном Дамаскиным († 754), содержится объ­яснение столь усложненной символике: «…не описуйте Божества, не лжите, слепии, просто бо, невидимо, незрительно есть. Плоти же образ вообразуя, поклоняюся и ве­рую и славлю родшую Господа Деву»/глас 1, понедельник, канон на повечерии, песнь 8/. Вот почему на створках артосных панагий изображению «филоксении Авраама», с которым связано обращение в чине о панагии к Пресвятой Троице (как нам приходилось отмечать выше), часто сопутствует образ «Богоматери Великой Панагии», которая «родила нам хлеб небесный». Эта в высшей степени символическая композиция позднее получила свое разви­тие в иконографии «Устюжского Благовещения», правда, вместо Этимасии в небес­ном сегменте уже представлен сидящий на престоле «Ветхий Денми», имя Которого ветхозаветная традиция связывает с первым Лицом Святой Троицы (Дан. 7, 9). Об этом же свидетельствуют надписи, фланкирующие Его изображение: IC ХС, «Трисвятой», «Ветхий Денми» (см. икону XII века из собрания ГТГ, 25539). Таким образом, центральное место в изображениях Святой Троицы до Боговоплощения по праву принадлежит исключительно Богу Отцу, что особенно характерно для компо­зиции «филоксении», где тем самым обозначена дистанция между Богом Отцом и предстоящими Авраамом и Саррой, которые либо отделены плоскостью стола при их расположении внизу композиции, либо приближены лишь к боковому ангелу, «седяща одесную Отца».

http://bogoslov.ru/article/2602946

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило из нанесенной образу раны – для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление”-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение”-Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными святителем Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 г. епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества». Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро 2 . Еще в древности, в VI веке, на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. В XIII веке после усердной молитвы блаженного Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения («Устюжского») потекло миро – знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Толгской иконе. В 1592 году образ «Похвалы Пресвятой Богородицы» был похищен с Афона разбойниками. Но, когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 года в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 году, в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился и другими чудотворениями.

http://azbyka.ru/znameniya-ot-ikon-v-kon...

Над иконой Знамения был помещен образ Господа Саваофа. Его же изображение находилось и в клейме в куполе восьмерика. За левым клиросом в большом резном и сплошь золоченом под стиль иконостаса киоте помещалась икона Божией Матери Всех скорбящих Радость. Рядом на северной стене находился образ святителя Николая. Риза и поля этой иконы были «резаны по дереву травами и вызолочены». 10 декабря 1918 года археологическая комиссия признала икону святителя Николая памятником старины, подлежащим охране. Зимний теплый храм был с двумя приделами. Правый придел, расположенный с южной стороны, освящен во имя Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радость. В алтаре придельного храма, по описи, имелось шесть икон: на жертвеннике икона Рождество Богородицы, за престолом справа в простенке — образ Божией Матери Казанской, слева — Божия Матерь с предстоящими Прокопием и Иоанном Устюжскими чудотворцами, на правой стене — Божия Матерь Одигитрия, на левой — Божия Матерь Владимирская, в киоте над царскими вратами — икона Спасителя. Иконостас в храме был о двух ставах, столярной работы, гладкий, крашеный белилами, с витыми золочеными колонками и золоченой резьбой. На царских вратах изображен был крест, повитый резными золочеными виноградными гроздьями и листьями, в середине креста располагался живописный образ Благовещения Божией Матери. Размещение икон в иконостасе было следующим: в нижнем ставе справа от царских врат — образ Господа Вседержителя и образ святителя Стефана Пермского, слева — икона Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радость в золоченой ризе с изображениями вокруг нее по полю святого Иакова Исповедника, святого Иоанна Новгородского, святой праведной Анны, святого Александра Невского и над ними — коронование Божией Матери. На пономарской двери в алтарь имелось живописное изображение святого апостола архидиакона Стефана. В верхнем ряду над царскими вратами находилось изображение Тайной вечери, а справа и слева от него в киотах стояли иконы Спасителя и Божией Матери. В этом же храме по левой стене в трех киотах под стиль иконостаса были помещены иконы с изображением Воскресения Христова и страстей его. В притворе, в небольшом иконостасе того же стиля размещались: справа от арки — образ Нерукотворенного Спаса и икона Спасителя в терновом венце, слева от арки — живописная икона Божией Матери с изображениями на полях ее святителей Петра, Алексия и Ионы Московских чудотворцев и святителя Николая. Над аркой располагались малые иконы: в центре — Знамение Божией Матери, справа от нее — Димитрий митрополит Ростовский, слева — Божия Матерь Казанская.

http://sobory.ru/article/?object=10238

Сия икона, писанная в Новгороде, прежде на золоте, потом при поновлении поля ее записаны вохрою. Липовая доска иконы, вновь склеенная, со шпонами, скреплена сзади железными скобами. В строгом рисунке и в темной раскраске, видно влияние Византийского пошиба. Риза на этой иконе серебряная золоченная, чеканная; венец осыпан аквамаринами и стразами. Самая дска образа длиною 2 арш. и 5 верш., шириною 1½, арш. К этому образу принадлежит хранящаяся в ризнице: 1) серебряная золоченая цата, или гривна с лалом, топазом и изумрудом, между коими бурмицкие зерна в золотых гнездах и 2) жемчужное ожерелье с тремя золотыми запонами, в коих вставлены мелкие алмазы, яхонты и изумруды. 2) Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, писанный в греческом пошибе, тот самый, какой упомянут в описи 1680 года и, как полагать надобно, вывезен Царем Иоанном Васильевичем из Новгорода; потому что из 2 Новгородской летописи видно, что в 7069 (1561) Марта 9 он взял себе на Москву из церкви Новгородской Софии премудрости Божией три образа: Спас, да другой Петр и Павел, да третий Благовещение Пресв. Богородицы. Сочинением и пошибом образ сей сходен с подобным ему (известным под названием Устюжского) в Московском Успенском соборе. Замечательно, что волосы у Архангела написаны золотые. На задней дске сего образа (длиною 2 арш. и 2 верш., шириною 1 арш. 12½ верш.) видны еще следы огня не коснувшегося до ликов. Оклад на самой иконе теперь серебряный вызолоченный; венцы украшены разноцветными стразами; ее окружает написанный в лицах Акафист Богоматери и ветхозаветные Пророки, предвозвестившие вочеловечение Сына Божия от Приснодевы Марии. К этому образу принадлежит находящаяся в ризнице старинная цата, или гривна и ожерелье; первая – золотая с накладною финифьтью , с двумя крупными изумрудами и синим яхонтом, а второе низано жемчугом, на коем посажены два крупные изумруда, граненые в россыпь и неграненый лал. С цатою соединен подвес из малинового бархата, на коем нашиты семь запон из жемчугу и драгоценных камней в золотых гнездах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Икона Одигитрия Устьнедумская Одному поселянину Пошехонского уезда, Шекинской веси (села), пятидесятилетнему старцу Леониду, было во сне откровение, которым повелевалось ему немедленно идти в Моржегородскую Николаевскую пустынь, находившуюся на реке Северной Двине, взять оттуда икону Пресв. Богородицы Одигитрии, перенести ее в Сольвычегодский уезд, на реку Лузу, к Туриной горе, и здесь, выстроив храм во имя этой иконы, остаться жить. Старец, считая это видение за простой сон, не обратил на него серьезного внимания. Он пошел не в то место, которое было указано ему в откровении, а в Новгородский Кожеезерский монастырь Неопалимой Купины и, постригшись здесь в 1603 году, прожил в этом монастыре целый год. Отсюда он перешел в Соловецкую обитель, в которой пробыл три года. Зесь прежнее видение повторилось ему снова. Тогда, признав в нем волю Божию, он отправился в указанную ему Николаевскую Моржегородскую пустынь и после годового подвига в этом монастыре открыл игумену свое видение. Получив от него икону Божией Матери Одигитрии, он отправился в назначенное место к реке Лузе и поселился там близ Туриной горы, при реке Якутице, устроив себе хижину из хвороста. Притесняемый тамошними жителями, он отошел оттуда далее и построил себе келью и часовню. Получив затем от Ростовского митрополита антиминс и посвящение в сан иеромонаха, он выстроил здесь деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1608 году и поставил там икону Богоматери Одигитрии. Но низкое положение места, выбранного им, заставило его перенести монастырь отсюда на один мыс над Черным озером, при реке Недуме. От этого обитель, основанная Леонидом, стала называться Устьнедумскою. Такое же наименование получила и находящаяся в ней икона Богоматери. Один из преемников Леонида, игумен Дионисий, выстроил холодную церковь в честь иконы Одигитрии, освященную 31 мая 1678 г. Устьнедумский монастырь находится в Устюжском уезде Вологодской епархии. Икона Одигитрия Супрасльская В Гродненской епархии, в 16 верстах от города Белостока, находится древнейший памятник православия в Западно-русском крае — Супрасльский Благовещенский монастырь, основанный на берегу реки Супрасли в 1500 году епископом Смоленским Иосифом Солтаном.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

В боковой пристройке к средине северной стороны Знаменского храма издавна существовал небольшой придел во имя святых бессребренников Космы и Дамиана и святого Прокопия Устюжского. С 1802 года он помещается уже в массивной главе этой церкви, куда проникнуть возможно не иначе, как вновь устроенным снаружи в южной стене входом на колокольню, и отсюда пройдя из ее полуяруса с западной стороны открытым деревянным с перилами переходом над коньком крыши Знаменского храма. Придел здесь очень небольшой, поместительный лишь для 20–25 человек, но светлый при девяти окнах. Предалтарный иконостас столярный, полукруглый против престола, в один ярус с двумя рядами икон, украшен шестью вызолоченными колоннами, резьбой и карнизом. Церковь уже по своему положению круглая и холодная; пол деревянный. В ней богослужение совершается лишь летом в храмовые праздники. В приделе привлекают к себе взоры археологов обе старинного письма храмовые иконы святых с изображением их деяний и чудес; также многие находящиеся на простенках в церкви и алтаре древние иконы письма от половины XVII по XVIII век, перенесенные сюда из Воскресенского храма, и еще в алтаре, над горним местом, заимствованная в период XVI–XVII веков из западных источников икона «Коронование Божией Матери» с надписью: «Изображение от Бога Отца благословения Единородным Его Сыном Иисусом Христом коронования и Духом Святым осенения Чистыя Девы Марии Богородицы», а под ней внизу надпись: «Аще бо и Три Сия Едино начальствует Божество». Наконец, нельзя не сказать несколько слов и о каменной колокольне, устроенной в связи с Знаменским храмом в 1802 году взамен древней звонницы, которая находилась вблизи святых врат с правой стороны при вступлении в Воскресенский храм. Колокольня эта довольно величественная и красивая фасадом, в четыре яруса; ныне имеет бледно-розовую окраску. В нижнем ярусе с трех сторон по сторонам входов имеется по 4 пилястры, а во втором и третьем ярусах по 4 колонны, причем между первым и вторым ярусами полуярус с четырьмя на все стороны полукруглыми арками; в четвертом ярусе 6 продолговатых окон, а по сторонам их по 4 пилястры. В третьем ярусе колокольни помещается одиннадцать колоколов, из коих по древности своей заслуживают особого упоминания: 1) колокол весом 8 пуд 12 гривенок, очень благозвучный, имеющий в верхней своей части вылитые: а) на первой строке большими буквами слова: «В Дублинский стан в село Никольское к Благовещению Пресвятыя Богородицы великому чудотворце Николе», и б) во второй строке мелкими косыми буквами: «Лета 7121 (то есть 1613 года) маия 8 день к Воскресенью Христову на Дебрю поставил Василей с братиею Афанасьевы, дети Белогубовы по своих родителей и за свое здравие», и 2) вседневный колокол, без означения веса, с вылитыми словами: «Лит на Костроме к церкви Воскресенья Христова на Дебре лета 7181» (то есть 1673 года); в средине этого колокола на двух сторонах вылит двуглавый орел, чем дается некоторое основание считать колокол даром царя Алексия Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010