Файл 16890.jpg:   Размер: 1030x1500, 1.55 MPix, 583 Kb. Дата: 2012-04-07, участник [ Mary ]. Рейтинг изображения: 3 (240) , (7) . Описание: Благовещение Устюжское. Конец XVI века. Дерево, левкас, темпера, серебро, камни, золочение, чеканка. 146 х 98 см. Место создания: г. Москва. Государственный исторический музей, Москва. Файл 33635.jpg:   Размер: 500x750, 0.38 MPix, 151 Kb. Дата: 2019-05-15, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (96) , (1) . Описание: Список Устюжского чудотворного образа в Святогорской пустыни (Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область). Источник: Святогорский листок. 1888 г. В описании Святогорской пустыни конца XIX века, в перечне образов и святых мощей находим упоминание о списке этой иконы: «Икона Благовещения Божией Матери есть точная копия с чудотворного образа, находящегося в Успенском соборе Московского кремля. На сей иконе предвечный Младенец изображён в персях Приснодевы, воплотившимся в м[...] Файл 34052.jpg:   Размер: 864x1024, 0.88 MPix, 369 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (68) , (1) . Описание: Список чудотворной Устюжской иконы Благовещения. Свято-Успенская Святогорская Лавра, г. Святогорск, Донецкая область. " В 2001 году в обители начались первые работы над иконостасом центрального придела Успенского собора Святогорской Лавры, иконы для которого были написаны в г. Елец Липецкой области преподавателями и выпускниками иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. Одна из этих икон образ Благовещения Божией Матери, именуемый «Устюжским», выполненная мастером-иконописцем Зданович Анн[...] Файл 34053.jpg:   Размер: 657x800, 0.53 MPix, 207 Kb. Дата: 2019-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (112) , (1) . Описание: Икона «Благовещение (Устюжское)». Начало XII в. ГТГ. Просмотр с увеличением на сервисе проекта Google Arts & Culture (по поиску «Благовещение Устюжское»: The State Tretyakov Gallery. Ustyug Annunciation. 30th-40-th of the 12 century. Фактические размеры: w168 x h238 cm), а также на сервисе Яндекс.Карты (по поиску " Третьяковская галерея " зайти в Панорамы, а оттуда в музей и спуститься на 1-й этаж в залы " Древнерусское искусство " )

http://pravicon.com/icon-29

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой БогородицыУстюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Постройка нижнего этажа была окончена в 1768 году: он покрыт был тесом, поставлен деревянный крест и 16 Февраля того-же года был освящен главный престол во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Преосвященным Иоасафом, а придел с северной стороны в честь Св. Великомученика Димитрия 28 Октября 1775 года Преосвященным Вениамином. В таком виде церковь оставалась до 1802 года, когда старанием и иждивением Архангельскаго купца Алексея Ивановича Попова и сыновей его с помощию Великоустюжских купцов надстроен был верхний каменный этаж с колокольнею над папертью, а на южной стороне нижняго этажа устроен придел в честь трех святителей Петра, Алексия и Ионы; престол в верхнем храме в честь Святых Праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 8 Июля 1802 года, а святительский придел в нижнем храме 20 Мая того же года Преосвященным Евлампием. Долго еще церковь сия не могла придти в то состояние, в каком она находится ныне. Но вот наступает для нея счастливый период времени с 1829 года по 1837 г., когда весьма много было сделано как относительно внутренняго, так и внешняго благоустройства ея. Это было время льгот и привиллегий, дарованных Архангельскому купечеству Александром Благословенным, по случаю посещения Им гор. Архангельска 28 Июля 1819 года: купечество на 20 лет было освобождено от взноса гильдейских повинностей и по набережной Двины дозволено было строить деревянные дома, тогда как прежде допускалась постройка только каменных. В 1826 году, в первый год своего девятилетняго служения церковным старостою при Благовещенской церкви, Архангельский купец Афанасий Иванович Амосов испросил у Преосвященнаго Аарона разрешение для сбора пожертвований на устройство новаго иконостаса в главном Благовещенском храме и причтоваго дома. Преосвященный в начале сборной книги положил такую резолюцию: " Весьма радостно видеть достопочтенных граждан усердие к церкви Божией. Бог вышний да благословит желание и совершение онаго вожделенным успехом и благоволением своим " . Действительно, сбор был настолько успешен, что оказалось возможным устроить не только иконостас в 1500 руб.

http://sobory.ru/article/?object=34247

Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 4 Буря гнева Божия найде на град Устюг, гром и молния, и огненный дождь с небесе посланы быша во истребление граду, грехи своими Господа прогневавшему: но ты, святе Прокопие, явился еси умилостивитель гнева Божия, подвизая ближния твоя к покаянию, слезам и молитве, да сими преклонят на милость прогневаннаго Владыку небесе и земли, Емуже в молитвах усердне взывал еси: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше гром с небесе и видевше молнию и облаки огневидныя, дождь огнен на град их извести хотящыя, жители града, в страсе велием, притекоша в соборный храм Богоматере и тамо обретоша тя, святе Прокопие, со слезами молящяся пред иконою честнаго Ея Благовещения о спасении града матерними Ея ко Господу молитвами. Темже о спасенных предстательством твоим достоит звати тебе: Радуйся, благоприятный ко Господу молитвенниче. Радуйся, слезами молитвенными огнь гнева Божия угасивый. Радуйся, прогневаннаго Создателя всяческих на милость к людем согрешившым преклонивый. Радуйся, руки твоя святыя ко Господу на умоление со упованием простиравый. Радуйся, Пресвятую Владычицу Богородицу в помощницу молитвам твоим призвавый. Радуйся, матерним Ея предстательством ко Христу Богу, тучи гнева Небеснаго отвративый. Радуйся, град согрешивший к покаянию призвавый. Радуйся, от гибели огненныя дивно его избавивый. Радуйся, праведниче, егоже ради помилова Господь многия грешники. Радуйся, посредниче между Богом и согрешившими человеки. Радуйся, покаяния проповедниче немолчный. Радуйся, благочестия наставниче нелицеприятный. Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 5 Боготочный источник мира благоуханна источися от святыя иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы, пред неюже со слезами молился еси, блаженне Прокопие, в соборнем храме со всеми людьми: и се абие тучи огненныя от града Устюга уклонишася в пустынная места, и тамо камение огненное одождиша, не вредивше никогоже от людей. Поминающе убо велие сие милосердия Божия чудо, со благоговением зовем чудес Творцу Богу: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Исходя из факта существования копии иконы Успенского собора, Г. В. Попов попытался обосновать устное предание о привозе этого памятника из Новгорода во времена Ивана Грозного и тем самым доказать свои заключения о стиле иконы, относимом им к новгородской школе. Однако документально подтвердить эти легендарные сведения ни Г. В. Попову, ни другим исследователям не удалось: напротив, в материалах «Дела дьяка Висковатого», то есть в историческом источнике, современном пополнению кремлевских соборов иконами, привезенными из Новгорода, Пскова и других русских городов, после пожара 1547 г., опустошившего Кремль в начале царствования Ивана Грозного, нам удалось обнаружить упоминание об иконе «Похвала Богоматери с Акафистом», которое говорит о значительно более раннем появлении ее в Москве в Успенском соборе. На церковном соборе 1553–54 гг. обсуждалось «Дело дьяка Ивана Михайлова Висковатаго», в ответ на сомнения которого в правильности некоторых новых изображений митрополит Макарий приводит примеры древних образцов иконного письма, представляющих неизвестные Висковатому иконографические типы. Рассуждая об изображении Саваофа, Макарий ссылается на икону «Похвала Богоматери с Акафистом»: «Мы приях церковь Божию по церковному древнему преданию святых апостол и святых отец с теми святыми образы, яко есть писано в великом царствующем граде Москве, в соборной церкви пресвятые Богородицы честного и славного ея Успения, на иконе пресвятые похвалы написан образ Господа Саваофа у Христова образа над главою (имеется в виду клеймо третьего ряда, строфа о, XV. – Е. Г.), а та Икона письмо греческое от древних лет». Сразу же вслед за этим указанием без перерыва следует ссылка на другой образец – икону «Устюжское Благовещение», где также изображен Саваоф, но по поводу этой иконы митрополит оговаривается: «взял царь и великий князь в великом Новеграде в Юрьевом монастыре, а письмо корсунское, а как принесена из Корсуни, тому лет с пятьсот и боле». 70 Поскольку нет сведений о других иконах с изображением Похвалы Богоматери греческого письма, когда-либо ранее хранившихся в Успенском соборе, кроме интересующего нас образа, то с большой долей уверенности можно предположить, что речь идет именно о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Нередко в сцене Благовещения изображается луч, нисходящий с небес на Пресвятую Деву, что символизирует зачатие от Святого Духа и как бы наглядную связь неба и земли. В некоторых образах в этом луче прямо изображается голубь — символ Святого Духа. Для православной иконы не характерна акцентировка внимания на эмоциях, тем не менее различные оттенки чувств находят свое отражение в иконографии. Из евангельского повествования мы знаем, что, услышав Благую весть, ­Мария испытала целый спектр эмоций: от испуга и удивления (Как будет это, когда Я мужа не знаю? — Лк. 1, 34) до смирения и полной отдачи Богу (Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. — Лк. 1, 38). И мы видим, как в разных иконах через жесты Марии передаются различные нюансы Ее душевного состояния: руки Богоматери могут быть смиренно сложены в знак согласия, но могут выражать и сомнение; тогда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В некоторых иконах Богородица как бы отстраняется от неожиданной вести или, наклонив голову, словно прислушивается к тому, что происходит в глубине Ее сердца. Фигура Архангела чаще всего показана в движении, с развевающимся плащом, поднятыми крыльями, — словно в полете, который чуть замедляется при приближении к Марии. Правая рука Архангела или вытянута, или чуть согнута, но всегда направлена на Богоматерь, благословляя Ее. «Се Раба Господня...» Наряду с рассмотренным иконографическим типом Благовещения встречается также тип со стоящей Богородицей, как бы вставшей со своего седалища навстречу Архангелу. Такой извод мы видим в известной древнерусской иконе «Устюжское Благовещение», датируемой XII веком. В этой иконе есть также примечательная деталь: Богородица одной рукой держит моток красной пряжи, другой же прикрывает проступающий на Ее груди образ Христа-младенца: словно таинство Боговоплощения происходит на наших глазах. В верхней части иконы, на облаках, мы видим изображение Господа Ветхого денми. Это не Бог Отец, как может показаться, в то время на Руси этого изображения не знали, но это образ, восходящий к Книге пророка Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь (Дан. 7, 9). Этот образ святые отцы соотносили со Христом. И в иконографию он вошел как Христос Ветхий денми. Таким образом, в «Устюжском Благовещении» показан Христос дважды: вверху — в Своем предвечном бытии и на груди Богородицы — как входящий в человеческую историю через рождение от Девы. От фигуры Ветхого денми исходит луч света, символизирующий Святого Духа, прямо устремленный к Богоматери.

http://e-vestnik.ru/culture/sovet_prevec...

9) Георгиевский: одна деревянная церковь во имя св. Велик. Георгия; при ней колокольня рубленая с шатром о 8-ми колоколах. 10) Петропавловский: а) холодная деревянная, рубленая клетцки, во имя Св. Ап. Петра и Павла; б) теплая деревянная, рубленая клетцки, во имя Благовещения Пресв. Богородицы; при них колокольня „древяна, рубленая, о восьми углах " , — на ней 9-ть колоколов. 11) Симеоновский: а) холодная деревянная о пяти главах во имя Симеона Столпника с тремя приделами; б) теплая деревянная о двух главах во имя Св. Василия Великого; при них колокольня деревянная на столбах верх шатровый с 9-ю колоколами. 12) Пятницкий: а) холодная деревянная о семи верхах во имя св. Парасковии Пятницы; б) теплая, рубленая, с шатром об одном верху с двумя престолами во имя св. Пр. Илии и арх. Стефана; при них колокольня рубленая с шатром о 9-ти колоколах. 13) Дымковский: а) холодная деревянная во имя св. Димитрия Солунского; б) теплая деревянная с двумя престолами во имя Пр. Сергия Радонежского и св. Николая; при них колокольня рубленая шатровая о 7-ми колоколах. ... Того же установившегося уже прочно типа и Петропавловский храм, но с большим осуществлением идеи построения храма " кораблем " ; строен он с 1739 по 1749 год („Вологодский календарь " — 1738 г.); при нем высокая, состоящая из четырех частей, но с одним ярусом звонов, колокольня, увенчанная шпилем с летящим ангелом, что также является характерным признаком устюжских церквей этого столетия Источник: Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915. Когда была построена первоначальная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, точно не известно. В «Сотной с писцовых книг» 1630 года есть упоминание о теплой церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, но по неясной причине нет упоминания о холодном храме во имя Апостолов Петра и Павла (упоминается только площадь Петра и Павла). Теплая Благовещенская церковь описана следующим образом: «Въ Петровской же улице теплая церковь Благовещение Преч.

http://sobory.ru/article/?object=44947

В 18 веке, начиная с Ионы Угрюмова, обителью управляют игумены. Иона Угрюмов был настоятелем Маркушевского монастыря с 1708 по 1720 год. При нем в 1717 году построена новая Благовещенская церковь. В 1754 году убит крестьянами игумен Кесарий, управлявший Маркушевской обителью с 1751 года. При его настоятельстве в 1752 году был большой пожар в монастыре: Николаевская и Благовещенские монастырские церкви сгорели до основания. В 1754 году построена теплая Благовещенская церковь с трапезной, через 4 года построена холодная Николаевская церковь с приделом праведного Прокопия Устюжского. К монастырю в 18 веке были приписаны три пустыни: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская и Бабозерская Николаевская. К середине 18 века за Маркушевским монастырем числилось 290 душ крестьян. Перед упразднением монастыря на его территории стояли две деревянные церкви и колокольня 1758 года постройки в отдельном здании; монастырь окружала высокая ограда с двумя воротами. В 1764 году Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь вместе с приписными пустынями упразднен. Маркушевский приходИз монастырских деревень образовался Маркушевский приход с Благовещенской церковью.Каменная одноэтажная с колокольней в одной связи церковь построена прихожанами в 1844 году на месте деревянной Благовещенской церкви. Престолы Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме на южной стороне и престол праведных Прокопия и Иоанна Устюжских на северной стороне освящены в 1858 году. Престол святителя Николая Мирликийского в холодном храме освящен в 1874 году, мощи преподобномученика Агапита покоились под спудом у южной стены холодного храма каменной церкви. В этом же храме хранилась чудотворная явленная икона - копия с иконы святителя Николая Мирликийского «Великорецкая». Деревянная холодная Николаевская церковь разобрана в 1899 году. На правом берегу Тарноги стояли деревянные часовни в деревнях Андреевская, Баклановская и Нестериха. Две часовни находились на кладбище: древняя, построенная преподобным Агапитом, и вторая, построенная прихожанами в 1864 году над мощами игумена Кесария. При церкви проводились торговые ярмарки: Никольская зимняя и Прокопиевская летняя.С 1891 года служил священник Макарьин Александр Асинкритович 1866 года рождения, выпускник ВДС 1889 года. Обязанности псаломщика выполнял Александр Михайлович Куваев 1890 года рождения. Приходские деревни относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Тарноги. В 1916 году в приходе православных – 1631, в том числе из духовного сословия – 19, мещан – 2 и крестьян - 1610 человек.

http://sobory.ru/article/?object=35378

Глухо и пустынно было тогда место, указанное для жительства Агапиту, непроходимые леса и болота отделяли его от селений, не было ни дорог, ни мостов и переходов чрез речки и ручьи, и не смотря на то, недолго труженику привелось жить в уединении. Лишь только узнали окрестные жители о пришествии и поселении его в их пустыне, как начали толпами приходить к нему, одни из любопытства, другие для поклонения принесенной им иконе святителя, иные для того, чтобы получить благословение старца-пустынника и посоветоваться с ним о спасении души. «И начаша мнози в пустыню сию приходить, приводяще недужные своя, и быша многа исцеления, о чесом преподобный радовашася духом». Явились и желающие с ним сожительствовать и разделять труды пустынные, и доброхотные датели на сооружение церкви и обители, и при содействии их, преподобный Агапит, того же лета 20 июля, заложил холодную деревянную церковь во имя святителя Николая, а потом и другую теплую в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с приделом во имя праведного Прокопия Устюжского и с келарской, и трапезой. В 1578 г. обе церкви были уже достроены и приготовлены к освящению, и преподобный Агапит отправился в Москву, чтобы получить от митрополита Антония 5 благословение на их освящение, и выпросить от царя Иоанна Васильевича землю на содержание обители, и дозволение выстроить на реке Лохте мельницу. Получив просимое и от царя, и от митрополита, преподобный Агапит поспешил возвратиться в свою обитель, и 7 сентября 1579 года освятил холодную Никольскую церковь , и перенес в нее из часовни чудотворную икону святителя, к великому утешению братии, плакавшей от радости. Вскоре, затем освящена была и теплая Благовещенская церковь , и приготовлены все службы, необходимые для общежития и для лучшего обеспечения братии в содержании, за сорок верст от монастыря, на реке Лохте устроена мельница. Таким образом, Агапитова пустынь, среди дремучих лесов, возникшая из ничего, неусыпными трудами и распорядительностью своего строителя в течение трех лет устроилась так, как бы существовала целое столетие. Но не возгордился таким успехом, не предался покою и не уменьшил своей деятельности блаженный труженик и после сего, и обеспечив обитель свою со стороны материальной, тем с большим удобством и рвением принялся за насаждение, и водворение в ней духа истинного пустынножительства, и подвигов духовных, каждодневно поучая братию словом и сам служа ей к тому живым примером. «Бе бо житием благ, всевременному прилежай воздержанию, бдению, посту и молитве, и толикому вдаде плоти умерщвлению, яко выну венцами железными рамена и чресла своя связав хождаше даже до кончины своея». Блаженный Агапит, живя на земле, старался жить по ангельски.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Преподобного Алексия, человека Божия. Благовещение Пресвятой Богородицы. В АПРЕЛЕ: 4. Препод. Иосифа Песнопевца и творца канонов; св. мученицы Фервуфы; препод. Зосимы Палестинского и Георгия в Малеи. – Этот день, для нас замечательный, в прежнее время не отличался никаким особенным церковным праздником; но он считался важным потому, что им начиналось время приготовления к посеву. На рунических хозяйственных жезлах этот день обозначался бороною. Св. великомученика Победоносца Георгия (Юрьев день) – В древности утром этого дня случали лошадей; поэтому и обозначался он лошадью. Но на нынешних календарях тому же изображение дается церковное значение. Св. Стефана, епископа Пермского. Этот день включен в число праздничных, без сомнения, по смерти св. Стефана, по той причине, что память Великого пермского просветителя особенно чтится потомками пресвященных им Пермян. В МАЕ: 2. Св. Афанасия Великого и свв. благоверных князей Бориса и Глеба, – Изображение флага и флюгера означает время открытия судоходства. Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; перенесение мощей св. Николая Чудотворца; св. апостола Симона и др., и св. Симона, первого епископа Владимирского и Суждальского. Преп. Мефодия и Константина, наречённого Кирилла. – Достойно замечания, что этот день не переставал у Зырян считаться церковным праздником. В ИЮНЕ: 12–23. Поворот солнца на зиму. Дни меженые. Умаление дней. Рождество Иоанна Предтечи. – Изображение палочки, оканчивающемся в кругообразном разводе, напоминает жезл, обвитым цветами, что на рунических календарях означало празднование весны. Известно, что Финны до сих порт, празднуют, этот день, или точнее – ночь на этот день, с особенным торжеством. На христианском календаре означенное изображение можно принять за монограмму имени Ионных. Свв. апостолов Петра и Павла. В ИЮЛЕ: 8. Св. праведного Прокопия Устюжского. Св. пророка Илии. Препод. Евдокима и муч. Улиты. – Этот день, может быть считался началом жатвы. В АВГУСТЕ: 1. Происхождение древ честного Креста (так называемый первый Спас).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010