8. Явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марин во граде Казани . Воспоминание знамения, явльшагося от иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Благовещения, во граде Устюзе Великом. Святаго великомученика Прокопия. Святаго Прокопия. Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца. 9 . Святаго священномученика Панкратия, епископа Тавроменийскаго. 10. Положение честныя Ризы Господа нашего Иисуса Христа, яже есть хитон, во граде Москве . Празднование Пресвятей Богородице ради чудотворныя иконы Ея в Коневстей обители. Святых четыредесяти пяти мученик, иже в Никополе Арменстем. Преподобнаго Антония Печерскаго, Киевскаго. 11 . Святыя мученицы Евфимии всехвальныя. Преставление святыя равноапостольныя Ольги, великия княгини Российския, во святом крещении нареченыя Елены . 12 . Святых мученик Прокла и Илария. Преподобнаго Михаила Малеина. Святых мученик Феодора варяга и сына его Иоанна. Преподобнаго Симона Воломскаго. Преподобнаго Арсения Новгородскаго. 13. Собор святаго Архангела Гавриила . Преподобнаго Стефана Савваита. 14 . Святаго апостола Акилы. Преподобнаго Стефана Махрищскаго. 15 . Святых мученик Кирика и Иулитты, матере его. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, во святом крещении нареченнаго Василия . 16 . Святаго священномученика Афиногена и десяти ученик его. Памятъ святых отец шести Вселенских Соборов (празднование бывает в неделю). 17 . Святыя великомученицы Марины. 18 . Святаго мученика Иакинфа, иже во Амастриде. Святаго мученика Емилиана. Преподобнаго Иоанна, многотерпеливаго, затворника Печерскаго, иже в Киеве. 19 . Преподобныя Макрины, сестры Великаго Василия. Преподобнаго Дия. Обретение честных мощей преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца . 20. Святаго пророка Илии. 21 . Преподобных Симеона, Христа ради юродиваго, и Иоанна, спостника его. Святаго пророка Иезекииля. Преподобнаго Онуфрия молчаливаго, Печерскаго. 22. Святыя мироносицы равноапостольныя Марии Магдалины . Пренесение честных мощей святаго священномучсника Фоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобнаго Афанасия Афонскаго (†1000) Иконы Божия Матере, именуемыя «Домостроительница» («Экономисса», X) Приложение: Преподобномучениц: великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (†1918) 6 июля Преподобнаго Сисоя Великаго (†429) Собор Радонежских святых После 5 июля и 25 сентября: Общая служба преподобным Сергию и Никону Радонежским (на третий день празднования обретения мощей преподобнаго Сергия) Святыя праведныя девы Иулиании, княжны Ольшанския (обретение мощей, XVI) Святаго благовернаго князя Глеба Всеволодовича, иже в Киеве (XII) Преподобнаго Сисоя схимника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 7 июля Святыя благоверныя великия княгини Московския Евдокии, во иночестве преподобныя Евфросинии (†1407) Преподобнаго Фомы, иже в Малеи (X), и преподобнаго Акакия, иже в Лествице (VI) Святыя великомученицы Неделы (Кириакии, †289) 8 июля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради явления Ея чудотворныя иконы во граде Казани (1579) Святаго великомученика Прокопия (†303) Святаго блаженнаго Прокопия, Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца (†1303) Святаго праведнаго Прокопия Устьянскаго (XVII) Воспоминание Знамения от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы во граде Великом Устюге (1290) 9 июля Святаго священномученика Панкратия, епископа Тавроменийскаго (I) Святителя Феодора, епископа Едесскаго († ок. 842–857) Преподобнаго Иоанна пещерника, иже в странах Вавилонских (IX) Преподобнаго Феодосия, столпника Едесскаго, брата святаго Иоанна пещерника (IX) Святаго мученика Михаила, сновидца и ученика и сродника святаго Феодора Едесскаго (IX) Святаго мученика Иоанна, иже прежде Крещения бысть Моавий, царь Персидский, и с ним триех отроков мученик (IX) Святаго священномученика Кирилла, епископа Гортинскаго (III–IV) 10 июля Положение честныя ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625) Преподобнаго Антония Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго, начальника монахов в России († 7 мая 1073) Святых мученик сорока пяти, в Никополи Арменстей пострадавших: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менея, Вирилада и прочих († ок. 319)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Иконостас столярный, большей частью гладкий, по местам убран резьбой позолоченной, в три яруса. Царские врата резные, золоченые, на них в шести золоченых клеймах изображены: Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Спасителя в стоянии, венец и риза серебряные с золочением, чеканные, с надписью Ис. Хс. Вседержитель; образ Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащего в левой руке блюдо с главой (эмалевый Храмовый образ), на нем венец с сиянием и стразами, риза серебряная с золочением, чеканная. Вокруг образа изображено житие Иоанна Предтечи. На венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных (по преданию в храме хранились частицы мощей Иоанна Предтечи); на ленте, в сердце из лилового стекла, с серебряной золоченой оправой, часть мощей Святой Великомученицы Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом; образ Пророка Захария в стоянии; образ трех Вселенских Святителей с Львом епископом Катанским, священномучеником Антипой и мучеником Харлампием с надписью: «1740 года писалъ сей образъ живописсцъ Козьма Ивановъ сынъ Березинъ». Слева от царских врат: образ Божией Матери с Превечным младенцем в стоянии венцы и сияние, серебряные с золочением, риза серебряная чеканная; образ Божией Матери Одигитрии украшенный серебром чеканным с золочением и жемчугом, по письму и украшению принадлежит к XVII столетию; образ святой праведной Елисаветы; образ Прокопия и Иоанна Устюжских со святым Иоанном воином, Георгием, страстотерпцем Димитрием и Александром Невским с надписью: «1740 года писалъ сей образъ живописецъ Козьма Ивановъ сын Березинъ». Под местными образами в клеймах изображения из Ветхого и Нового Завета. Над царскими вратами в полукружии клеймо с Тайной вечерней. Над местными образами в восьми резных золоченых клеймах события из жизни Иоанна Предтечи и Захария с Елисаветой.

http://sobory.ru/article/?object=44943

С XVI века в Михайло-Архангельском монастыре вводится архимандритское управление. Первый документально известный архимандрит Герасим управлял монастырем с 1510 по 1536 год. Следующее упоминание монастыря находим у «Летописца Льва Вологдина» под 1517 годом: «В лето 7025, а от Рождества Христова 1517. …мая в 20 день на Устюге Великом в архангельском манастыре после святыя литоргии текло миро от образа Воскресения Христова, от снятия Христова со креста, от Положения во гроб, от вознесения Христова, от Благовещения пресвятыя Богородицы, от Рождества Христова, от Ведения Христа на страсть – от всех текло Более подробно монастырь описан в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ противъ Архангельскихъ воротъ м-рь Архангельской, а на м-ре церковь теплая съ трапезою и съ келарскою Введение Преч. Б-цы, древяна вверхъ на подклете… въ церкви жъ образы осталося после пожару холодного храму арх. Михаила… На монастыре колокольня рубленая древена Далее говорится о том, что в монастыре еще имелись: келья архимандрита; келья келаря; келья казначея; 20 келий братских; 3 кельи больничных. За монастырем: двор конюшенный; двор скотный; двор для служек; двор для церковных дьячков и мастеровых. Самое главное из «Сотной книги» следует, что в 1630 году в монастыре была одна теплая Введенская церковь, холодная Архангельская сгорела. До 1651 года все постройки монастыря были деревянными. Сильный пожар 1651 года уничтожил монастырь, и сразу же после этого начинается строительство новых, уже каменных сооружений - теплой церкви Введения с трапезной палатой и собора Архангела Михаила. В течение второй половины XVII века и первой половины XVIII века в монастыре почти непрерывно ведется строительство каменных зданий, которые в дальнейшем лишь перестраивались и изменялись, сохранившись до наших дней. По штатам от 26 февраля 1764 года Михайло-Архангельский монастырь причислен ко второму классу и в списке Российских монастырей занимает 38 место. В 1780 году в связи с образованием Устюжской области в монастыре разместились Присутственные места.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Новгороде. После 1918 г. икона оставалась в распоряжении общины Андреевской ц. В февр. 1928 г. община ликвидирована, ее имущество передано в Госфонд ( Галай. 2014. С. 270-271). К 2018 г. местонахождение иконы неизвестно. В обители почиталась икона свт. Алексия, митр. Московского, к-рую до нач. ХХ в. относили к памятникам «греческого письма» и датировали XV или XVI в. На иконе был изображен святитель с распростертой левой рукой, держащей небольшое Евангелие, в котором помещена частица его мощей. Икону украшала серебряная риза с финифтью. Первоначально этот образ обрамляла рама-киот со сценами из жития свт. Алексия; позднее рама хранилась отдельно в ризнице, а сама икона лежала на аналое у левого столпа Благовещенского собора. Анализ содержания житийных клейм и подписей к ним показал, что рама создана не ранее сер. XVII в. В правом приделе Алексиевской ц. находился образ Божией Матери «Скоропослушница» (Афон) с частицами мощей святителей Григория Богослова, Амвросия, еп. Медиоланского, Афанасия Александрийского, сщмч. Харалампия, мч. Меркурия, мч. Трифона, мц. Марины и частицы крови вмч. Димитрия Солунского. В Успенской ц., у сев. стороны, находилась «очень древняя» Смоленская икона Божией Матери, а в приделе - точная копия Толгской иконы Божией Матери и образ прп. Иоанна Лествичника (нач. XVII в.?), на котором имелась стихотворная надпись из 52 строк на тему «Лествицы». Благодаря вкладу нижегородского уроженца архиеп. Казанского и Свияжского Тихона († 1589), к-рый принял монашеский постриг в Н. Б. м., в обители хранился киот (сребропозлащенная доска под слюдяным покрытием) с частицами Ризы и Крови Господней, Древа Креста Господня, мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Иакова, брата Господня, Андрея Первозванного, Варфоломея, равноап. Марии Магдалины, первомч. Стефана, святителей Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, митрополитов Петра, Ионы, Алексия, Филиппа, Гурия, архиеп. Казанского, Иоанна, архиеп. Новгородского, вмч. Димитрия Солунского, мц. Татианы, преподобных Сергия Радонежского, Александра Свирского, Евфимия Суздальского и Антония Римлянина. В Н. Б. м. хранился большой напрестольный серебряный позолоченный крест, украшенный жемчугом, с изображениями на лицевой стороне: Господа Саваофа, ангелов и Распятия Господня; на обороте креста изображены святители Московские Петр, Иона, Алексий и Филипп, св. кн. Александр Невский и св. Прокопий Устюжский. Внизу креста - надпись: «лета 7187 (1679) марта 23 дня в сей животворящей крест вложена часть саккоса св. Алексия Митрополита и часть св. мощей благоверного царя Константина и других святых». Др. напрестольный сребропозлащенный крест был пожертвован обители в 1637 г., при архим. Вениамине.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

В 1765 году мастером Дмитрием Сучковым в алтаре храма сделана новая печь из зеленых изразцов. В 1774 году увеличены окна в алтаре и церкви. Разобрана лестница, ведущая в храм, вместо двери сделано окно. В 1782 году стены храма оштукатурены, сделаны карнизы и клейма. Поставлен новый гладкий иконостас со столбцами. Над иконостасом в 18 клеймах двунадесятые праздники и лики святых. Сделаны новые царские врата резные с сенью и балдахином. В иконостас вставлены новые местные образа, написанные устюжским иконописцем Косьмой Волковым. В 1842 году во всем храме сделаны полы из белых каменных плит, трое дверей ведущих из храма в трапезную заложены. В 1845 году сделана новая крыша, главка окрашена в зеленый цвет. В 1889 году из монастырской казны выделено более 2000 рублей на ремонт храма. Все стены с живописными клеймами и окна вымыты, отвалившаяся штукатурка и подпорченная живопись подновлена. Панели в алтаре отделаны заново. Подправлена резьба на иконостасе и киотах. Орнаменты в верхних четырех колоннах, ранее закрытые иконами, сделаны новые. Пол выровнен и покрашен желтой краской. Наружные стены выбелены и покрашены желтой краской, а железная крыша и главка – зеленой. В 1893 году сложены три новые печи, промыты стены и выкрашены полы. Далее в описании внутреннего убранства храма использована статья А. Голосова опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1900 Своды алтаря и церкви были расписаны. Иконостас столярный резной с шестью золочеными колоннами. В иконостасе: образ Господа Вседержателя сидящего на троне; Собор Архистратига Михаила; образ Николая Чудотворца старинного письма. Все образа в драгоценных ризах вышитых сестрами Иоанновского монастыря. За левым клиросом образ Божией Матери Знамение, за правым – образ Божией Матери Тихвинской украшены золотыми ризами вышитыми теми же сестрами Иоанновского монастыря. Из других предметов, бывших в Введенской церкви, можно отметить: напрестольный серебряный золоченый в три яруса складной ковчег для хранения святых даров. Внизу по углам четыре литых серебряных херувима, по сторонам четыре резных серебряных Евангелиста. На крышке нижней части ковчега черневое изображение Тайной Вечерни; на средней – Положение во гроб; на верхней – Благовещение Пресвятой Богородицы. В средней части ковчега два маленьких ковчежца для запасных даров. В верхней части – золоченый потир. Данный ковчег приобретен в 1749 году архимандритом Боголепом.

http://sobory.ru/article/?object=06296

— Преподобные отцы Антоний и Феодосий! Не дайте меня погубить сему грозному ангелу, но молитесь за меня Пресвятой Госпоже Богородице, да прогонит от меня многих бесов, которым я предан. И пусть возьмут серебро и золото, спрятанные в горнице моей. Этот неистовый вопль привел в ужас всех присутствовавших. С тех пор в церкви Печерской были запрещены клятвы пред иконой Божией Матери. В комнате Сергия нашли сосуд, в котором оказалось вдвое большее наследство: 2000 гривен серебра и 200 гривен золота. Захария не взял этого наследства, но передал его игумену Иоанну в полное распоряжение, а сам принял иночество в Киевском монастыре. На эти деньги в обители была потом построена церковь Иоанна Предтечи. 25 марта Древние и чудотворные иконы Благовещения Пресвятой Богородицы Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, изображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, мы находим стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держит свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, а на лице Ее ясно выражены удивление и страх. В нашей церкви теперь архангел Гавриил обычно изображается с крыльями, причем в руках его райская ветвь, как символ радостного приветствия, а Богоматерь — сидящей или стоящей в храмине и читающей книгу, на которой иногда видна надпись: «Се Дева во чреве приимет» и т. д. На древнерусских иконах, каковы, например, мозаическое изображение в Киево-Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В московском Успенском соборе или еще в Мироносицкой новгородской церкви — не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней. Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находящиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская», см. 8 июля) и в церкви Благовещения, что на Житном царском дворе, в Кремле под горой, между Тайницкой и угловой водовзводной башнями.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Царские врата украшены резьбой, изображающей виноградные лозы с листьями и гроздьями, на них в шести клеймах: Евангелисты и Благовещение Пресвятой Богородицы. Справа от царских врат: образ Богоявления Господня; образ Священномученика Власия епископа Севастийского с чудесами древний греческого письма, написанный на золоте, возможно из первого каменного храма; образ Святого Николая Чудотворца. Слева от царских врат: образ Благовещения Пресвятой Богородицы; образ Архистратига Михаила на пономарской двери; образ Праведного Прокопия Устюжского. Над царскими вратами в клеймах Тайная Вечерня, над ней Дух Святой в виде голубя в сиянии, выше звездное небо и резной Господь Саваоф. У северной стены церкви в отдельном киоте образ Праведного Иоанна Устюжского старинный с ризой и венцами, вышитыми серебром и золотом, венцы вышиты мелким немецким жемчугом. Трапезная отделена от церкви каменным простенком с тремя дверьми. В простенках между дверей: образ Вседержателя и образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости с надписью: «Истинное изображение съ чюдотворнаго образа всехъ скорбящих радосте, имеющагося въ царствующемъ граде Москве въ церкви Преподобнаго Варлаама Хутынскаго, что въ ордынской улице».  Над дверьми и образами на стене по штукатурке изображено Воскресение Христово, Сретение Господне и Рождество Христово. Литература: 1. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 9. 2. Писцовая книга 1676 – 83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 51.

http://sobory.ru/article/?object=06412

8-е число. Празднование чудотворной Устюжской иконы Пресв. Богородицы. На иконе сей изображено Благовещение, где Предвечный Богомладенец представлен в персях Богородицы, как воплотившийся в минуту благовещения. Эта икона, пред которой в 1290 г. молился блаженный Прокопий Устюжский об отвращении каменного града, угрожавшего за грехи жителям Устюга, и от которой в то время истекло благовонное целебное миро. В 1567 г. она была принесена в Москву и находится в Успенском соборе. Тропарь. Днесь спасения нашего главизна. Чит. 25-го марта. Молитва. Там же чит. и молитву. 10-е число. Празднование положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа. Оно установлено было в 1625 г. Нижняя риза Господня, хитон, досталась по жребию бывшему при распятии грузинскому воину. Воин принес ризу в Грузию. Здесь сохранялась она, будучи прославляема чудесами. Когда покорил Грузию персидский шах Аббас, то нашел ризу в ризнице митрополита, в кресте, и отправил ее с другими дарами, царю Михаилу Феодоровичу. Тогда посланы были из России в Грузию послы собрать сведения о ризе, но узнали только то, что ризу чествовали в Грузии и что шах достал ее оттуда. Патриарх Филарет, для открытия, действительно ли эта риза Господня, заповедал всей Москве пост и молитву и повелел носить ризу к больным. Риза исцеляла многих больных, и тогда положили ее в великолепном ковчеге в Успенском соборе и установили праздник в честь положения ее. Тропарь, глас 4-й. Днесь притецем 324 , вернии к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившаго сию плотию носити, и на крест святую Свою кровь излияти, еюже искупи 325 нас от работы вражия 326 . Тем 327 благодаряще вонем Ему: спаси православнаго Императора нашего Николая Александровича и святителей, град и вся люди честною Твоею ризою защити, и спаси души наша, яко Человеколюбец. Молитва. Благодарим Тя, Владыко человеколюбче, Царя веков и подателя благих, разрушившаго вражды средостение 328 , и мир подавшаго роду человеческому: даруй и нам рабом Твоим мир ризою Твоею честною: вкорени во всех страх Твой, и друг ко другу любовь утверди: угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны: яко Ты еси мир наш и Теб славу возсылаем со Отцем и Святым Духохом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Исторические сведения о чудотворной иконе отражены во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138). В середине XVI века при святом митрополите Филиппе святыня была принесена в Москву царём Иваном Грозным из новгородского Юрьева монастыря: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря». Есть сведения, что изначально икона Божией Матери была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в начале XVII века она была перенесена в Успенский собор, где ее поместили в местный ряд иконостаса. В описи собора за 1627 год икона упомянута как «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVI–XVII веков с чудотворной иконы были сделаны несколько списков: для местного ряда иконостаса Архангельского и Благовещенского соборов московского Кремля, Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Соловецкого монастыря. Списком чудотворного образа, написанного для Благовещенского собора Кремля (с клеймами акафиста Богородицы на полях) заменили первообраз, перенесённый в Успенский собор. В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с чудотворного образа был сделан список, с подобающими почестями перенесенный в Великий Устюг. Тот же архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах, совершившихся от иконы при жизни прп. Прокопия. Первообраз чудотворной иконы Божией Матери был украшен золотым окладом с крупными драгоценными камнями и отборным жемчугом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г. В 1818 году пожертвованиями устюжан для чтимого образа был устроен новый оклад, на нижнем поле которого была помещена не сохранившаяся до наших дней надпись «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году». После закрытия в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная икона Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.

http://pravicon.com/info-16

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010