Приложение 2 Покров Пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1240–1448) 2989 Ок. 1249 Принесение в Ярославль свв. блгвв. кнн. Василием (1 1249, память 8 февраля, 3 июля, 8 июня) и Константином († 1257, память 3 июля, 8 июня) иконы Пресвятой Богородицы Ярославской (8 июня). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Феодоровскую икону за Кострому при нападении татар (16 августа). Прославление (наказание святотатцев) Холмской иконы Пресвятой Богородицы во время разграбления г. Холма войсками Бурундая (8 сентября). 1264–1301 Из Константинополя в Галич (или Белз) в правление вел. кн. Льва Даниловича галицкого принесена икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», прославившаяся позднее под именем Ченстоховской (6 марта). Явление Соболевской иконы Пресвятой Богородицы под Киевом (20 ноября). Ок. 1283 г. Св. Петр, игумен Ратский, впоследствии митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями (Петровскую), и поднес ее в дар митр. Киевскому и всея Руси Максиму (24 августа). Ок. 1285 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Устюжскую икону Благовещения по молитвам прав. Прокопия († 1303, память 8 июля) за г. Устюг при падении каменного града (8 июля). Прославление Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы (прозрение черниговского кн. Романа), перенесение иконы из Киево-Печерского монастыря в брянский Свенский Успенский монастырь (3 мая). Написание списка со Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы «Печерская с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием» в Киево-Печерском монастыре (3 мая). Ростовские кнн. Димитрий и Константин Борисовичи прислали в дар Великому Устюгу икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Устюжскую) для освящения деревянного собора в честь Успения Божией Матери (28 июля). Прославление Муромской-Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (защита от клеветы свт. Василия Рязанского, 1295, память 3 июля) (12 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Благовещение Устюжское. Русский Север. Каргополь (?). Конец XVI в. В XVII веке с Запада на Русь приходит традиция  изображения коленопреклоненной Божией Матери перед аналоем, читающей книгу пророка Исайи (с пророчеством о рождении Спасителя от Девы), и архангела Гавриила с лилией в руке. Такие изображения встречаются на иконах из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля. В подобных сюжетах можно заметить то влияние западного христианства, которое подчас, не искажая сильно принятую традицию, вносило в нее новые художественные особенности. «Благовещение» Филиппо Липпи Все работы на тему Благовещения Филиппо Липпи объединяет поэтичность, мягкость красок. Лицо Девы Марии — всегда прекрасно, спокойно и одухотворено, вне зависимости от Ее позы, которая может быть или покорной, или слегка испуганной, когда Мария чуть наклоняется к Посланнику, словно пытаясь остановить его. Читать далее Боттичелли — рыцарь Богоматери Он оживил миф, показав «Рождение Венеры» из пены морской. Он расписал Сикстинскую капеллу, был приближен к дому Медичи, дружил с Леонардо да Винчи. Он создал десятки портретов флорентийской элиты. Но еще больше написал икон, в которых воспел Пресвятую Богородицу. Читать далее «Благовещение» Донателло Донателло запечатлел видение им сцены Благовещения в рельефе для церкви Санта Кроче, Флоренция (около 1428–33 годов). Читать далее «Благовещение» Яна ван Эйка Нидерландский живописец Ян ван Эйк поместил сцену Благовещенияна створки Гентского алтаря (1432) в соборе святого Бавона. Читать далее «Благовещение» Карло Кривелли Святой Эмид показывает Архангелу макет города, который находится под его покровительством. Архангел и слушает святого, и передает Деве, перед окном которой он находится, Благую Весть. Читать далее «Благовещение» Лоренцо Лотто Самой значительной работой венецианского живописца Лоренцо Лото считается алтарный образ «Благовещение» в церкви Санта Мария сопра Мерканти в Реканати (ок. 1527-29). Читать далее Благовещение и фрески Джотто

http://foma.ru/blagoveshhenie-v-hristian...

Щёкино. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурные стили: Тотемское барокко , Классицизм Год постройки:Между 1794 и 1807. Адрес: Вологодская обл., Великоустюжский р-н, д. Щёкино Координаты: 60.650627, 46.211417 Проезд:Трасса Великий Устюг-Кичменгский Городок черз 15км поворот на дер.Щекино Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Преображения Господня на Щекине упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Щекинская Спасо-Преображенская церковь построена в 1794-1807 г.г. вместо двух ветхих деревянных церквей. Каменная, двухэтажная. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, Благовещения Пресвятой Богородицы. Местоположение: на 1755 год - на Щекине, в Южской трети Устюжского уезда; на 1859 год - село казённое Щекино, в 1-м стане Устюжского уезда, при Спасском ключе; сейчас - д. Щекино, Трегубовское с/п. В 1788 г. при церкви числилось 956 человек, в 1868 г. - 1824. Источник: В «Книге церковной дани», датированной 1625 годом, имеется припись: «144 году генваря в 20 день, митрополичь сын боярьской Максим Горяинов да поповской староста, вознесенской поп Иван, и десяцкие обложили вново храм Устюга Великого соборныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы в домовой вотчине деревни Щекина, церковь благолепнаго Преображения оброком 5 алтын». Спасская церковь и в 80-е годы XVII века находилась в разряде «оброчных» церквей (кроме нее оброчной являлась еще Косковская Георгиевская), тогда как остальные платили «белочный оклад», куда больший, чем щекинская. До 1764 года Щекино принадлежало Успенскому собору, было его «домовой вотчиной». Именно благодаря клиру главного устюжского храма и возникла первая церковь на щекинском погосте. Соборяне снабжали храм утварью и книгами, хотя и не всегда бескорыстно – так, за 1644-63 годы в приходной книге собора помечено: «Того же году продана старая книга печатная месяц август Минея на Щекино, взято рубль 17 алтын 2 денги». Старост довольно длительное время назначали по указу. К примеру, в 1677 году половнику из д. Шустово Гавриле Михееву Старковскому – Плескуньину велели быть в церковных старостах «для всякого присмотру» за церковью. Он исполнял обязанности до 1693 года, затем «Щекинского погоста Спасо-Преображенской церкви прихоцкие люди … и все того приходу крестьяне» выбрали в старосты «Ванку Петрова Пермитиновых» и «Куземку Аврамова Токмаковых», о чем и поставили в известность соборные власти.

http://sobory.ru/article/?object=10269

Опись церковному имуществу есть, сделана в 1802 году, скреплена Устюжского Духовного правления присутствующим Прокопьевского Собора протоиереем Василием Аленевым и утверждена печатью означенного правления. 1853 года имеются. Приходная книга о суммах обычной и церковной за шнуровкой и печатью Устюжского Духовного правления дана в 1828 году, а расходная о таковых же суммах дана в 1815 году. Ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с исторических книг от 1780 года хранятся в целости. В обыскной книге, выданной за шнуровкой и печатью устюжского Духовного правления в 1827 году и скрепленной присутствующим онаго Правления Успенским Протоиереем Иоанном Жаворонковым писаных листов 27, неписаных остается 25». Имеется в архиве «Приходная книга Шасской Васильевской церкви», начата в 1828 год, окончена в 1843 год на 94 листах. 1831 год, в деревне Обрадово черносошного ведомства крестьян (дворов - 15, муж. - 41, женс. - 54) - находится близ церкви, препятствий нет. 1843 год, в деревне Обрадово черносошного ведомства крестьян (дворов 16, муж. - 44, женс. - 60) , близ церкви. 1843 год, в деревне Томашево экономического ведомства крестьян (дворов 8, муж. - 18, женс. - 25), в четырех верстах от церкви. Итого по деревням 262 дворов, м. 865, ж. 990. Раскольников и иноверцев нет. Расположение икон в церкви. На горним месте икона Божией Матери, по правую сторону онаго икона Воскресения Христова и икона Рождества Христова. По левую: икона Соборъ Архангела Михаила. За жертвенником икона Божией Матери. Весь вышеуказанный ряд икон писан красками. Иконостас столярной работы, выкрашенный голубой краской, приличные места и резьба вызолочены в нем. Царские врата золоченые, резные, в них на небольших вставленьях написаны красками иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы и Четыре Евангелиста. Над царскими вратами «Гладком позолоченным изображен в виде Голубя – Дух Святой, резной, посеребряный». Местные иконы. По правую сторону царских врат икона Господа Вседержителя (венец серебряный, золоченый), икона святителя Николая Чудотворца (с чудесами, венец серебряный, золоченый, за стеклом).

http://sobory.ru/article/?object=12656

Существовала ещё кладбищенская церковь во имя св. вмц. Параскевы, нареченной Пятницы. Каменная, теплая, с колокольней в одной связи, отстоящая от приходской церкви в 1 версте. Эта церковь была построена усердием прихожан и освящена 5 июня 1846 г. В 1897 г. отремонтирована, алтарь перестроен и освящен 6 ноября 1898 г. Здесь хранилась чтимая икона вмц. Параскевы. Возможно, она была привезена новгородцами Муравьевыми, создателями ранее существовавших на этом месте храмов. Существовало также предание о том, что икона явилась на " дереве ель " одному крестьянину, на месте явления была построена часовня. Икона была написана в рост великомученицы, сверху, снизу и с боков помещены жития и страдания. Высота иконы составляла 6 четвертей и ширина - 5 четвертей. Риза на ней была серебряная, 84 пробы, весом 8 фунтов. Крестный ход совершался ежегодно с 29 июня по 10 июля вокруг всего селения с местными иконами. По обычаю, в приход для поклонения приносили икону свт. Стефана Пермского из Вотчинской Богородской церкви (В клировой ведомости за 1900 г. написано: " в нынешний 1900 год принесена не была по упорству причта дать ее сюда для молитвословий " ). Приписная церковь: во имя вмц. Параскевы Пятницы в Чулибе, построена в 1846 г.Молитвенные дома в деревнях: в Каргорте, сначала во имя Покрова Пресвятой Богородицы, затем во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи; в Жидаче, во имя Преображения Господня; в Вад-Керосе, во имя Воскресения Христова. Деревянные часовни: 1) в д. Березнике, во имя свт. Николая Чудотворца, построена на основании указа Велико-Устюжского духовного правления от 15 мая 1732 г. за 2) в д. Ем, во имя Александра Невского в память коронования Императора Александра 3-го и супруги Его Марии Феодоровны; 3) в д. Подгорье, во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, в память восшествия на престол императора Александра 3-го и супруги его Марии Феодоровны, построена на основании указа Велико-Устюжского духовного правления от 12 июня 1889 года за 4) в Мыргаибе, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; 5) на горе Кубримыльк, построенная в память 500-летия со дня блаженной кончины свт. Стефана, просветителя зырян. По преданию, свт. Стефан Пермский с этой горы начал свою проповедь зырянам. Часовня строилась по указу Велико-Устюжского духовного правления от 4 апреля 1896 года за 15 сентября 1928 г. обновленческим архиепископом Усть-Сысольским и Усть-Вымским Александром был освящён деревянный храм в честь свт. Стефана Пермского, перестроенный из часовни.

http://sobory.ru/article/?object=10480

Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста . Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящий (прямо или коленопреклоненный) перед Святой Девой; в левой руке Архангела – райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила – трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу (пророка Исайи); в книге иногда видны слова: Се Дева во чреве приимет ( Ис. 7:14 ). Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения, на которых Божия Матерь изображена стоящей у колодца и черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Архангел. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения. 44 О рождестве Пресвятой Богородицы (8 сентября) и о Введении во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) помещены соответсвующие статьи в Минеях сентябрьской и ноябрьской. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея март. - 2002./Ч. 1. – 424; Ч. 2. - 400 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Большинство икон так же имело богатое украшение из серебра, позолоты, жемчуга и разных камней. Кроме этого на паперти холодного Вознесенского храма (с западной стороны) находилась гробница Иоанна и Марии Устюжских с иконой Иоанна и Марии Устюжских со Спасом в облаках написанной на листовом золоте. Придел Пречистой Богородицы Одигитрии. В алтаре: крест благословящий серебряный чеканный резной обшитый жемчугом; крест благословящий серебряный резной золоченый; крест благословящий серебряный с образом Николая Чудотворца. Три напрестольных Евангелия обложенных серебром. Царские врата обложены серебром и вызолочены. Напрестольная икона Богоматерь Владимирская двухсторонняя, на обороте Спас Нерукотворенный. Запрестольная икона Богоматерь Владимирская двухсторонняя, на обороте Богоявление Господне. В самом приделе в отдельном киоте Пречистая Богородица Одигитрия с двумя покровами. На одном серебром и золотом вышит образ Спаса с молящимися святыми, а на другом образ Богородицы. Также в отдельном киоте Пречистая Богородица Казанская вверху киота изображена Троица. Также в приделе имелись: образ Пречистой Богородицы Одигитрии; образ Пречистой Богородицы Владимирской; образ Пречистой Богородицы Толгской; образ Пречистой Богородицы Знамение; образ Пречистой Богородицы со святыми в молении; образ Пречистой Богородицы на престоле со святыми; образ Пречистой Богородицы «О тебе радуется»; образ Покрова Пресвятой Богородицы; образ Благовещения Пресвятой Богородицы; образ Рождества Пресвятой Богородицы; образ Введение во храм Пресвятой Богородицы; образ Успение Пресвятой Богородицы; образ Святых Богоотцов Иоакима и Анны. Все иконы так же имели богатое украшение из серебра, позолоты, жемчуга и камней. Теплая церковь Богоявления Господня. В алтаре запрестольный образ Пречистой Богородицы двухсторонний, на обороте Богоявление Господне. В церкви имелись: образа Рождества Христова и образ Собора Богородицы на одной доске; образ Воскресения Господня; образ Воздвижения Честного Креста Господня и образ Святителя Макария на одной доске; образ Пречистой Богородицы Одигитрии межвратный; образ Пречистой Богородицы и образ Николая Чудотворца на одной доске;

http://sobory.ru/article/?object=00248

В настоящее время причт жалованья ни откуда не получает и содержится „доходами за требоисправление " , которых в год получается до 800 рублей, процентами с церковно-причтоваго капитала в 2745 р. и 8855 рублей. Население прихода сей церкви состоит большею частию из мещан, отставных солдат и крестьян; по духовным росписям сего года в числе 125 дворов значится только шесть купеческих. При церкви существует церковно-приходская школа, до 1889 года именовавшаяся школою грамоты, открытой 16 Августа 1886 года; помещается в причтовом доме; в ней в 1898 г. обучалось 9 мальчиков и 18 девочек. Учительницею со времени открытия школы состоит кончившая курс в епарх. женском учил. девица Е. Макарова, получающая 84 р. в год из средств Епарх. Училища. Совета и от 50 к. до 1 р. в месяц от родителей учащихся. Церковноприходское попечительство открыто в 1884 году, которое хотя и не располагает постоянными денежными средствами, но, по мере надобности, наприм., на ремонт и за страховку дома, собирает посильную жертву с каждаго своего члена. pastar.ru Севернее того места, где располагалась Благовещенская церковь, недалеко от Архангельского монастыря, в XVII в. находилась часовня распятия Господня. Часовня в XVII - нач. XVIII в.в. находилась в ведении причта Рождественской церкви. Близ этой часовни по прошению холмогорца Димитрия Матфеева на его пожертвования и пожертвования жителей Архангельска, по благословляющей грамоте Преосвященного Варнавы, архиепископа Холмогорского, от 3 февраля 1715 г., была построена первая деревянная теплая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом вмч. Димитрия Солунского. Главный престол был освящен тем же архиепископом 7 июля 1716 г., придел - 19 декабря 1717 г. По южную сторону церкви вскоре строится деревянная холодная церковь в честь правв. Прокопия и Иоанна Устюжских. Ее основателями были жители г. Устюга Иван Петров, Борис Никитин, Иван Костямин, Иван Колмогоров, Димитрий Белых и др. " да Архангельскаго города Кормовщик Петр Салтанов " , которые вместе со священником Благовещенской церкви Иоанном Селецким, пономарем Авраамием и старостой Антоном Едемским в 1721 г. просили разрешения у Преосвященного Варнавы на строительство. Церковь была освящена 20 сентября 1724 г. Тогда же в эту церковь устюжанами была перенесена написанная ими икона правв. Прокопия и иоанна Устюжских из соборной церкви Всемилостивого Спаса Преображения Господня, где она находилась с 1696 г. на временном хранении.

http://sobory.ru/article/?object=34247

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить — указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы  Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона). Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке. Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва В конце XIII — начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери. Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки — это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

http://pravmir.ru/ikonografiya-blagovesh...

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 968 (1125x1500, 2603 Kb) Добавлено на опознание: 2014-01-26 11:52:38 Владелец: uots76 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Попытки опознаний [ 2014-01-26 17:15:10 ] marinakova : Ик. Благовещение Пресвятой Богородицы. С книгой. Бывает " Прядущая " , " У колодца " , С книгой и разные. [ 2014-01-26 17:43:46 ] tol : Благовещением это можно назвать очень условно (только для тех, кто знает, что это за икона, и как выглядит полностью). Ведь архангел Гавриил там полноценное действующее лицо, а здесь его вырезали. Кстати, есть и самостоятельная икона подобной иконографии, называется Калужская, с той разницей, что там Богородица держит книгу сама, а здесь книга лежит на аналое. [ 2014-01-26 21:23:08 ] marinakova : Нет, это не однозначно не Калужская и это большая разница. Это Благовещение. А на Царских вратах на одной двери образ Богородицы, а на другой архангела Гавриила, так что не всегда на одной иконе. [ 2014-01-26 21:57:47 ] marinakova : Образ Богородицы Благовещение с книгой - Московская; Прядущая - Киевская; в рост с младенцем во чреве - Устюжская. [ 2014-01-27 09:33:33 ] tol : Не Калужская, я ее просто для информации упомянул. Но и Благовещение это неполноценное, правильнее сказать тогда, что это фрагмент сюжета. [ 2014-01-29 12:38:19 ] marinakova : Ваш образ перемещен на страничку Благовещение - Се раба Господня - это когда Богородица приняла благую весть от ахр. Гавриила и изображается без него. [ 2014-02-01 11:52:23 ] uots76 : Спасибо большое Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-968

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010