История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI века был построен одноименный каменный. Возведенный по образцу главного храма Руси — Успенского собора Московского Кремля, он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере. Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Огромное здание храма, основная часть которого выдержана в строгих монументальных формах, свойственных XVI столетию, выглядит подчеркнуто величественным. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине XIX века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце XVII — XVIII веке высокая соборная колокольня, представляющая собой сложное сооружение, состоящее из двух объединенных объемов. С 1682 по 1788 год собор выполнял функции кафедрального в Великоустюжской и Тотемской епархии. Он также служил местом упокоения епископов, изображения некоторых епископов сохранились на стенах собора. Действующим этот храм был, вероятно, до 1923 года. Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в последней четверти ХХ века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма. Пока возможен только внешний осмотр памятника. В летнее время для посетителей открыт доступ на соборную колокольню, откуда открывается красивый вид на Великий Устюг. Успенский собор с церковью Благовещения передан в собственность Великоустюжской епархии в ноябре 2016 года. В Благовещенской церкви Успенского собора на сегодняшний день располагается МБУК «Великоустюгская централизованная библиотечная система». Согласно договору с Великоустюжской епархией, библиотека безвозмездно может использовать здание до 2021 года. В подклете собора расположена библиотека «Великоустюгского музея-заповедника», с которым также заключен договор безвозмездного пользования.

http://patriarchia.ru/db/text/5253337.ht...

На пропитание архиепископу с церковными всякаго чина людьми сел, деревень и пашни ни единой чети не указано. В 191 году дано ему из принадлежавших ростовскому митрополиту Устюжского уезда в селе Благовещенском с деревнями в 14 волостях 126 оброчных дворов. Но этого слишком недостаточно, чтобы устроить дом Пресвятой Богородицы. Пашенных земель и сенных покосов завесть негде, никаких угодий и рыбных ловель нет. Ростовскому митрополиту вместо отошеднаго села Благовещенского дано из дворцовых сел богатое рыбное поречье, так что у его дома вотчин не убыло». Не сравняли Устюжскую епархию и с другими недавно открытыми кафедрами – Смоленской, Белгородской, и Нижегородской. Им даны вотчины из старых епархий с припиской соседних монастырей с угожих, хлебородных и рыбных местах. Только владыка Геласий по словам челобитчиков, остался не при чем. В самом с. Благовещенском всего четыре двора, остальные в дальнем расстоянии – верст по 100 и больше от Устюга. Земцы, ссылаясь на бедность великоустюжской кафедры, расчитывали на вотчины вологодского архиепископа, имевшего земли в Усольском уезде по р. р. Вычегде и Виледе, да Ибскую волость с приселками и деревнями в Яренском уезде на Усть-Выми Вятской епархии. Всему этому, по мнению челобитчиков, пристойнее быть во владении архиепископа устюжского, тем более что вотчины эти подошли близко к Устюжской епархии. Попытка земцев не удалась. Вологодской архиепископ Симон против челобитья устюжских земцев подал свое челобитье, где доказывал, что его епархия оскужена. Доводы были прежние – недавно от него отошли к Вятской епархии великопермские города: Чердынь и Солькамская, замененные бедным Белоозерьем с Чарондой. От такой замены в окладах не дошло 41 р. 30 алт.; 28 церквей в Пошехонском уезде с окладом в 40 руб. 10 алт. 4 ден. отошли к Ростовской епархии без всякой замены; помимо их, в самое последнее время к вновь учрежденной Холмогорской епархии в Пустозерском остроге взято 5 церквей. На этом не остановилось оскудение вологодской кафедры: из архиерейского дома еще при Алексие Михайловиче взята домовая подгородняя вотчина село Смятьево с деревнями и пустошами и роздано вологодским помещикам, на Вологде на посаде взята домовая вотчина Николаевская слободка с 120 дворами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   Таже седален фомы, глас 4. Другий акакиа, глас тойже. По 6-й песни.    Кондак фомы, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Велию победу мужески показал еси, отонудуже божественною любовию разгоревся, царя тленнаго и вся красная преобидел еси: на горе малейстей вселение совершив, от неяже в небесная возшел еси к царю царей фомо, моли непрестанно о всех нас.     8. (:. святаго великомученка прокопиа.    На Господи воззвах, стихиры на 6: глас 4, подобен: яко добля: Ины стихиры, глас тойже, подобен: Дал еси знамение: Слава, глас 6: Просия днесь славная память: На стиховне октоиха. Слава, глас 8: Тайными сиянии: Тропарь, глас 4: мученк твой Господи прокопий: септемвриа во 2-й день: На Утрени, обычныя кафисмы, и седальны октоиха, и чтение. Оба канона октоиха без мученичнов: и святаго, на 6, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 1. По 6-й песни,    Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ищя: Ревностию ко христу божественною распалаемь, и креста крепостию ограждаемь, врагов шатание и дерзость низложил еси прокопие, и честную церковь возвысил еси, верою преуспевая, и просвещая нас.    И икос. По 9-й песни, светилен октоиха. Слава, святаго. На хвалитех стихиры, на 4, глас 2. Слава, глас 4: Червленицею кровей: На стиховне октоиха. таже глаголем припев: Дивен Бог во святых своих: и поем стихиру самогласну, глас 6: Приидите вси: Слава, глас 8: якоже павел звание: На Литургии, блаженна октоиха, и от канона святаго, песнь 3. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых своих: Стих: В церквах благословите бога: Апостол к тимофею, зачало 292: Возмогай о благодати: Аллилуиа, глас 4: праведник яко финикс процветет: евангелие матфеа, зачало 39: Иже любит отца, или матерь паче мене: Причастный: В память вечную: В тойже день воспоминание знамения, явльшагося от иконы пресвятыя владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго ея благовещения, во граде велицем устюзе: И святаго прокопиа, Христа ради юродиваго, устюжскаго чудотворца.    Тропарь, глас 4: Просветився божественною благодатию Богомудре, и весь разум и сердце, от суетнаго мира сего к зиждителю неуклонно возложив, целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение добре скончал еси, и веру соблюл еси непорочну. темже и по смерти явися светлость жития твоего: источаеши бо чудес источник неисчерпаемый, верою притекающим ко святому твоему гробу, прокопие всеблаженне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преподобнаго Евфимия, Суздальскаго чудотворца (обретение мощей, 1507). Мучеников Феодота и Феодотии (108). Священномученика Феодора, епископа Киринейскаго (310). Иконы Божия Матери Галатския. 5. Преподобнаго Афанасия Афонскаго (1000). Преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго (обретение мощей, 1422). Мучениц Анны и Кириллы (304). Преподобнаго Лампада Иринопольскаго (X). Иконы Божия Матери, именуемыя «Экономисса». 6. Собор Радонежских святых. Преподобнаго Сисоя Великаго (429). Преподобнаго Сисоя, схимника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Праведныя девы Иулиании, княжны Ольшанския (обретение мощей в Киево-Печерстей Лавре, XVI). Мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мучеников Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия , Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мученика Коинта Фригийскаго (ок. 283). Мученицы Лукии девы и с нею мучеников Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301). 7. Преподобнаго Фомы, иже в Малеи (X). Преподобнаго Акакия, о немже повествуется в Лествице (VI). Преподобныя Евфросинии, в миру Евдокии, княгини Московския (1407). Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мученика Евангела (III–IV). Мученицы Кириакии (IV). Иконы Божия Матери Влахернския (принесена в Россию в 1654 году). 8. Явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии во граде Казани (1579). Святаго великомученика Прокопия. Праведнаго Прокопия, Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца (1303). Праведнаго Прокопия Устьянскаго (XVII). Знамение от иконы Божия Матери Благовещения, иже во граде Устюге (1290). Чтимые списки с иконы Божия Матери Казанския: в Москве (1612), Казани (1579) и в Ленинграде, Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Успенский собор в Москве До XV века церкви строились холодные. Новгородский архиепископ Евфимий, сколько известно, первый стал строить тёплые церкви. Количество каменных церквей в городах увеличилось в сравнении с деревянными. В городах деревянными церквами были обетные, которые строились по обету во время каких-либо общественных бедствий. Обетные церкви строились в один день и поэтому назывались обыденными. Впоследствии на местах обыденных церквей строились каменные во имя тех же святых, как бы по завету от предков и назывались заветными. Архангельский собор в Москве Главным украшением и вместе святыней храмов были иконы. Иконы в каменных храмах и священные изображения по стенам писались греческими и русскими иконописцами, которые обыкновенно соединялись в дружины или товарищества, имевшие своих старост. Лучшими иконописцами в конце XIV и первой половине XV века были Феофан-грек и иноки Андрониковской обители Даниил-иконник и Андрей Рублёв. Особенно произведения Андрея Рублёва высоко ценились современниками. Отцы Стоглавого собора указывали на произведения Рублёва, как на образцы для русских иконописцев. Искусство иконописания было значительно распространено между духовными лицами. Некоторые митрополиты (свв. Пётр, Макарий, Афанасий), епископы, настоятели монастырей, иноки и другие духовные лица занимались иконописанием. При написании икон иконописцы следовали византийским образцам, но некоторые, неискусные, допускали отступления от этих образцов и свои самоизмышления. Стоглавый собор постановил, чтобы иконописцы писали иконы с древних образцов, а не по своим догадкам, запретил заниматься иконописанием людям неискусным и худой нравственности и повелел архиереям чрез особых мастеров наблюдать за всеми иконописцами. Некоторые из древних икон прославились чудотворениями, а некоторые были явленными. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы Устюжская прославлена чудом во время жизни св. Прокопия Устюжского. Когда св. Прокопий молился пред иконой Богоматери об избавлении Устюга от гнева Божия, от неё истекло благоуханное миро, и город был спасён от гибели 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

167 Там же. С. 62. Текст Повести по списку XIX в. (ИРЛИ, Северодвинское собр., 495) опубликован: Власов А. И., Рыжова Е.А. Повесть о Житии Прокопия Устюжского в поздней северно-русской книжной традиции//Устные и письменные источники в духовной культуре Севера: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1989. С. 167−173. См. также Власов А.Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб. 2010. С. 466−469. 168 См. Отчёт о поездке с этнографическими целями в Вологодскую и Архангельскую губернии члена-сотрудника М.Б. Едемского в июне и июле 1908 г.//Живая старина. 1909. 4. С. 530. 169 Непеин С.А. Котовалово, место падения «каменной тучи» в 1290 г. близ Великого Устюга//Вологодские епархиальные ведомости. 1899. 13. Ч. неоф. С. 307. 170 «1861. 25 июня. Начали отправлять праздничную службу Благовещению Пресвятой Богородицы и праведному Прокопию. С вечера отправляется в Соборе и по всем градским церквам всенощное бдение; в 6 часов утра подаётся на Соборной колокольне сигнал с ранним обедням, в 7 часов делается перебор в крестное хождение в Котовальскую часовню, с 7½ часов благовест, а в 8 часов отправляется крестный ход в часовню, на место, где выпала в этот день страшная туча, грозившая истреблению города Устюга за грехи людей, но молитвами святого и праведного Прокопия отведённая на пустое место в дебрь Котовальскую» (цит. по Добренький С.И. Церковно-приходские летописи Великоустюгского уезда Вологодской губернии второй половины XIX, начала XX века//Глагол времени: Исслед. и материалы. С. 130). Летопись хранится в Великоустюгском филиале Государственного архива Вологодской обл. (ф. 584, оп. 21, д. 155). 172 Цит. по Савваитов П.И. Дорожные заметки от Вологды до Устюга (извлечения)//Глагол времени: Исслед. и материалы. С. 95. См. также публикацию данного труда: Савваитов П.И. Дорожные заметки от Вологды до Устюга//Москвитянин. 1842. Ч. 4, 12. С. 331−336. 173 Савваитов П.И. Дорожные заметки от Вологды до Устюга (извлечения). С. 98. П.И. Савваитов привёл также случай, рассказанный ему местным старожилом: «Вот Якушка Шильниковской (...) стал варить пиво да набрал эдаких камней. Да и положил в чан-та; смотрит, а пива в нём как не бывало. Он и в другой раз тоже; а пиво ушло, как ушло из чана; а чан-ти целёхонек. Вишь, надо беречь Божью милость...» (Там же. С. 98).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобного Алексия, человека Божия. Благовещение Пресвятой Богородицы. В АПРЕЛЕ: 4. Препод. Иосифа Песнопевца и творца канонов; св. мученицы Фервуфы; препод. Зосимы Палестинского и Георгия в Малеи. – Этот день, для нас замечательный, в прежнее время не отличался никаким особенным церковным праздником; но он считался важным потому, что им начиналось время приготовления к посеву. На рунических хозяйственных жезлах этот день обозначался бороною. Св. великомученика Победоносца Георгия (Юрьев день) – В древности утром этого дня случали лошадей; поэтому и обозначался он лошадью. Но на нынешних календарях тому же изображение дается церковное значение. Св. Стефана, епископа Пермского. Этот день включен в число праздничных, без сомнения, по смерти св. Стефана, по той причине, что память Великого пермского просветителя особенно чтится потомками пресвященных им Пермян. В МАЕ: 2. Св. Афанасия Великого и свв. благоверных князей Бориса и Глеба, – Изображение флага и флюгера означает время открытия судоходства. Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; перенесение мощей св. Николая Чудотворца; св. апостола Симона и др., и св. Симона, первого епископа Владимирского и Суждальского. Преп. Мефодия и Константина, наречённого Кирилла. – Достойно замечания, что этот день не переставал у Зырян считаться церковным праздником. В ИЮНЕ: 12–23. Поворот солнца на зиму. Дни меженые. Умаление дней. Рождество Иоанна Предтечи. – Изображение палочки, оканчивающемся в кругообразном разводе, напоминает жезл, обвитым цветами, что на рунических календарях означало празднование весны. Известно, что Финны до сих порт, празднуют, этот день, или точнее – ночь на этот день, с особенным торжеством. На христианском календаре означенное изображение можно принять за монограмму имени Ионных. Свв. апостолов Петра и Павла. В ИЮЛЕ: 8. Св. праведного Прокопия Устюжского. Св. пророка Илии. Препод. Евдокима и муч. Улиты. – Этот день, может быть считался началом жатвы. В АВГУСТЕ: 1. Происхождение древ честного Креста (так называемый первый Спас).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Умиление (третья), явилась юродивому Тимофею 1563г., Июня 17, в Псковской епархии, где и основан был в 1569г. Святогорский мужской монастырь; в церкви Любитовского погоста, Псковской епархии; в Полтаве, в Сретенской церкви; в Дивеевском женском монастыре, Нижегородской епархии, пред этой последней иконой на коленях скончался преподобный Серафим Саровский чудотворец (1833г.). Умиление, что на Чёрных горах (в Красногорском монастыре?). Умягчение злых сердец. Богоматерь стоит на облаке, с семью воткнутыми в сердце мечами. Иногда изображается с Христом (умершим) на коленях. Празднование в неделю Всех Святых. Усвятская, см. Цезарская. Услышательница, на Афоне, в Зографе, в алтаре; от неё был глас святому Косьме о пути ко спасению; празднование 22 Сентября. Успение, см. Владимирская-Ростовская, Гербовецкая, Далматская, Киево-Печерская, Овиновская, Псково-Печерская, Пюхтицкая, Седмигородная, Тупичевская, Яхромская. Успение, в Москве, в Успенском соборе две; в Аносиной Глебовской пустыни, Звенигородского уезда, Московской епархии; во Флорищевой пустыни, Владимирской, епархии в г., Шуе, 1567г.; в Михайловском погосте, Великолуцкого уезда, Псковской епархии. Устьнедумская, 1603г. 28 Июля, в Сольвычегодского уезда, Вологодской епархии. Устюженская-Смоленская, в Устюжине, Новгородской епархии. Устюжская (Благовещение), 1290г., Июль 8, источала миро; празднование 25 Марта; в 1567г. перенесена в Москву, в Успенский собор; список в Устюге, Вологодской епархии (Кормчий. 1896г., Утоление печали, семейная икона графа Самойлова, прославлена чудотворениями в его доме в Москве, в конце XVIII в., пожертвована им в Одрин монастырь, Орловской епархии, где находится и ныне. Утоли моя печали, 1640 годов; Январь 25; в Шклове, Могилёвской епархии; в Москве; в церкви Чудотворца Николая на Пупышах, в приделе её имени; в церкви святого Тихона Амафунского, у Арбатских ворот; в церкви Петра и Павла, в Ново-Басманной; в церкви великомученика Никиты в Толмачах; в церкви Успения на Полянке; в скиту святого Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни (Церковные Ведомости 1893, В руках Спасителя свиток с надписью: «суд праведен судите, и милости и щедроты творите кийждо искреннему своему». Слева тропарь Богородице: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея»... (Русский Паломник 1891, с 561; Кормчий 1896,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Примечания: 1 Со временем – после разделения единой Церкви на западную и восточную – эта функция иконы приобретает и еще один оттенок: икона становится свидетельницей Православия, аккумулирует в себе особенности православного вероучения и православного церковного искусства, начинает выступать как наглядный символ православного вероисповедания. 2 Перед иконой Спасителя молился в ночь накануне убийства в своем шатре св. князь Борис с отроком Георгием Угрином. Перед походной иконой изображается Борис и на миниатюрах. Новгород-Северский князь Игорь, как сообщает Лаврентьевская летопись, в ночь перед побегом из половецкого плена также молился перед иконой и крестом и взял их с собой в дорогу. 3 Описание труда иконописцев содержится во многих работах. 4 Конечно, возникли они гораздо раньше XVI века. 5 Мы имеем в виду жаргон офеней, который дал название воровскому жаргону – «феня», «по фене ботать». 6 Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы (описано в Киево-Печерском патерике), Елецкая-Черниговская, Царевококшайская, Жировицкая, Ахтырская. 7 Елеоточивая и многие другие. 8 Писидийская (об этой иконе говорится в материалах VII Вселенского собора), Устюжское Благовещение, Толгская. 9 Знамение (Новгородская), Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Каплуновская, Плачущая (Сокольская-Румынская), Страстная-Плачущая (Нью-Йоркская). 10 Иверская, Закланная, Ченстоховская, Кипрская, Нечаянная Радость и др. 11 Касперовская, Серафимо-Понетаевская и около трехсот икон, обновившихся в 20х годах ХХ века. 12 Лиддская-Римская, Иверская, Тихвинская и др. 13 Владимирская, Казанская, Курская-Коренная, Елецкая и др. 14 Скоропослушница, Югская, Смоленская-Соловецкая, Нечаянная Радость и др. 15 Иногда, правда, в таких работах заметно стремление вытеснить православное богословие с иконы (назвав его идеологией) с помощью якобы незаинтересованного научного подхода; на деле же получается вольная или невольная попытка вытеснить богословие методами марксистской идеологии или научного атеизма.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Св. Кир занимал патриарший престол в Константинополе с 705 г. по 711 г.; ум. в 714 г. в изгнании. Филипп Бардин, византийский император (711–713 гг.). Константин Копроним правил с 741 по 775 гг. Лев Исавр правил с 716 по 741 гг. Копроним от греческого «копрос» — навоз, кал. Диппином в Царьграде называлось народное место, где обыкновенно устраивались различные зрелища. Св. Герман умер в 740 г., 96-ти лет, погребен в монастыре Хоре, на северной стороне Царьграда. Св. Герман известен как церковный писатель: «писания его славятся по всей вселенной», свидетельствует о нем 7 вс. соб., внесший его в диптихи святых. Сочинение св. Германа разнообразны по своему составу. После него остались: объяснение наиболее трудных мест св. Писания, сочинение о праведном воздаянии за гробом; на 7 вс. соб. читались его три послания о почитании икон, осталось от него и «довольно много, — как говорит древний жизнеописатель св. Германа, — назидательных слов для благочестивых», — слова на Введение во храм Богоматери, на Ее Успение, на Благовещение, на Обновление храма и положение пояса Пресвятой Богородицы. Важно по богатству исторических сведений сочинение о ересях со времени Апостолов и о церковных соборах по царствовании Льва Иконоборца. Много оставил св. Герман произведений, относящихся к Богослужению; из них особенно важно изъяснение на литургию; другие сочинения этого рода представляют собою гимны, составленные патриархом на похвалу святым и прославление чудесных дел благодати. Анастасий занимал патриарший престол с 730 по 753 гг. Память святого юродивого Иоанна, устюжского чудотворца Великий Устюг, ныне уездный город вологодской губернии, находится на левом берегу реки Сухоны при впадении в нее реки Юга. Город Орлец находился в 40 верстах от Устюга на притоке Сухоны Юге. Юродивый собственно значит глупый, безумный. Так называются христианские подвижники, представлявшиеся глупыми или странными из смирения и ради вечного своего спасения. Это был устюжский наместник, князь Феодор Красный. Жители города Устюга обращались с молитвою к блаженному Иоанну во время бедствий междуцарствия и ему предписывали победу царского войска над Сапегою в 1610 году, а в 1613 году молитвами устюжских чудотворцев (Прокопия и Иоанна) не только защитили свой город от поляков, но и разбили их. В Устюге построена церковь во имя блаженного Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010