В той же день повесть о явлении чудотворной иконы Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже в Казане, списано смиренным Гермогеном, Митрополитом Казанским и Астраханским, лета 7102, л. 239–264 об. Нач. «Бысть же сице в лето 7087-е при державе благочестивого Царя, благоверного Государя нашего и Великого Князя Ивана Васильевича.» Чудеса от (чудотворной) иконы Казанской Божией Матери (16-ть чуд. ), л. 247. Чудо дивное, душеполезное, бывшее во граде Устюге от иконы Благовещения Пресв. Богородицы, л. 265–274. Нач. «Во граде Устюге бысть некий муж, уродивый Христа ради, именем Евтропий.» В той же день житие и подвизи и отчасти чудеса святого великого Прокопия праведного, уродивого Христа ради, Устюжского чудотворца, и о создании церкви святого Прокопия на месте, юже [sic] на камени седел, л. 275–288 об. Нач. «По неколицех летех, по преставлении блаженного Прокопия, христоименитии гражане пресловутого града Устюга.» Чудеса св. Прокопия Устюжского (10-ть чуд. ), л. 275 об. На л. 290 об. упоминается: а)      о Свв. мучч. 45-ти, иже в Никополи. б)      о положении ризы Господа нашего I. Христа, еже есть хитон, в царствующем граде Москве. в)      о явлении иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Коневской. г)      о Преп. Антонине Печерском, иже в Киеве. д)      о Моисее Угрине того же Печерского монастыря. е)      и Патерик Печерский Преподобных Антония и Феодосия Печерских и иже с ними. В 9-й день. Житие и жизнь св. Феодора, возсявшего в постницах в великой лавре святого Саввы, по семь же бывшего Архиепископа во граде Едете, и достопомнимая исправивша дела списана от Василия Епископа Амасийского, л. 291–461 об. Нач. «Муж некий немного лет пред сими имый от Едеса сый, имя ему Симеон». Того же дня и Ноября в 10-й день мучение св. Ореста, л. 462–467 об. Нач. «Царствующу Диоклитиану, бысть гонение велико на христианы; пусти бо на все покоренное ему царство Князя». В той же день житие свв. муч. Патермуфия, Коприя и Александра, л. 468–487 об. Нач. «Иулиан царь верова во Христа и ходя в заповеди Его, послежде пременися злобою диаволею».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В 1780 году императрицей Екатериной II на окончательное устроение и украшение собора пожаловано было 15873 рубля. Алтарь собора разделен на три части. Стены храма и столбы, поддерживающие своды, обнесены особыми иконостасами. Первоначальный иконостас был закончен к концу 1670-х годов, в его исполнении участвовали на ряду с устюжскими иконописцами и резчиками и иконописцы московской Оружейной палаты. При перестройке храма в 1731-1732 годах был создан новый иконостас куда вошли древние иконы. Чудотворный образ Божией Матери Одигитрии, принесенный в дар Устюгу ростовскими князьями и привезенный в 1290 году епископом Тарасием сгорел вместе с церковью в 1496 году, его заменил образ Успения Божией Матери, датированный 1496 годом — присланный Суздальским князем Семеном Борисовичем. В 1693 году на образ этот обратил свое внимание Петр Великий при посещении им Устюга и повелел убрать рукояти и поставить его по левую сторону царских врат (образ был выносной и имел специальные ручки для переноски). Образ Богоматери был обложен с обеих сторон серебряною ризою, чеканной работы. Вес серебра 23 фунта и 12 золотников. Венцы были украшены алмазами, яхонтами, топазами и другими драгоценными камнями, а так же крупным жемчугом и бурмитскими зернами. Бриллиантов и алмазов в ризе было 923 штуки. Данное украшение было сделано в 1805 году. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, стоящий по левую сторону пономарских дверей в иконостасе, копия чудотворного образа под названием «Устюжское Благовещение». Также в иконостасе находились иконы 1674-1676 годов написанные известным живописцем Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем. Размещенные ярусами иконы были заключены в пышные резные рамы. Царские врата были украшены скульптурами евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (находятся в Государственном Русском музее) выполненные устюжскими мастерами. Дошедший до нашего времени иконостас относится к 1780 году. От предыдущих иконостасов он отличается тем, что практически двухъярусный, так как иконы праздничного и деисусного чина не составляют самостоятельных рядов, это своего рода украшенная алтарная стена с обильной резьбой. Своеобразные боковые части иконостаса, далеко заходящие на южную и северную часть, скорей всего относятся к 1790-м годам. В нишах в строгих рамах помещены своего рода портреты архиереев.

http://sobory.ru/article/?object=00246

Архангельск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Димитрия Солунского Год постройки:Между 1761 и 1763. Год утраты:приблизительно 1932 (разобрана) Адрес: Россия, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Розы Люксембург (быв. Благовещенская), сквер. Координаты: 64.529342, 40.543046 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благовещенский храм был выстроен в 1763 г., одновременно вокруг церкви была поставлена ограда на каменном цоколе. На двухэтажном четверике восьмигранным куполом; на купол был поставлен световой барабан, на который опирался купол с маленькой луковкой и крестом. С запада у храма была поставлена трехъярусная колокольня. По северную сторону того места, где ныне стоит Благовещенская церковь, в XVII веке была часовня распятия Господня, находящаяся „в верхнем конце города по край городских слобод“, недалеко от Архангельскаго монастыря, в означенном столетии и начале XVIII состоявшая в ведении причта Рождественской церкви. Близ этой то часовни, на месте нынешней каменной церкви по прошению Холмогорца, Димитрия Матееева, на его и „христолюбцев города Архангельска подаяние и иных разных чинов людей“, и по благословенной грамоте Преосвященнаго Варнавы Архиепископа Холмогорскаго от 8 Февраля 1715 года, и была построена первая деревянная теплая церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом Св. Великомученику Димитрию Солунскому, которая и освящена была тем-же Преосвященным 7 Июля 1716 года, а придел — 19 Декабря 1717 года. По южную сторону сей церкви вскоре воздвигается и другая деревянная-же, холодная, в честь св. Правед. Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев. Основателями ея были " города Устюга жители Иван Петров, Борис Никитин, Иван Костямин, Иван Колмогоров, Димитрий Белых " и др. " да Архангельскаго города Кормовщик Петр Салтанов " , которые вместе с священником Благовещенской церкви Иоанном (Селецким), пономарем Авраамием и старостой Антоном Едемским в 1721 году просили Преосвященнаго Варнаву построить сию церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34247

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Московская Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха. Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет». На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви – не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней. Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле. Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе. Он не решался, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная вторично явилась ему и обещала Свою помощь. Воевода повиновался. Посланные от царя люди, подойдя к тюрьме, были поражены, увидев на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутренней южной стеной церкви. Образ этот, изображенный на штукатурке, был украшен великолепным киотом. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы Московская " .

http://pravicon.com/info-15

К с. 28. В лето 1668 апреля 23 дня на Устюге Великом близ соборной церкви около гроба святого и праведного Прокопия обложена каменная церковь , тщанием и радением гостя Афанасия, Федотова сына, Гуселникова, по приказу и обещанию брата его, гостя Василья Федотова, по названию Скорая-запись; а всякие потребности и наймы работным людям были употребляемы из собственного их имения, кроме чудотворцовы казны и подаяния градских жителей; а освящена в лето 1669 сентября в 18 день, в пяток; освящали: Архангельского монастыря Архимандрит Арсений, при нем три игумена, соборной церкви протопоп с братией и прочие священники и диаконы. К стр. 29 В лето 1700 марта в 3 день, в третью неделю поста великого, из Владимира Златовратского монастыря Игумен Иосиф произведен во Архиепископа чрез Святейшего Адриана, Патриарха Московского, в Устюг Великий. Сей Преосвященный, по степени третий, прибыл в Устюг Великий того же года октября в 11 день, в пяток; пас церковь Божию 19 лет; преставися же 1720 года января в 4 день; тело его погребено в Архангельском монастыре, в паперти под полом, на нижнем своде палатном, против церковных южных дверей; а при кончине своей, за болезнью, принял схимонашество. Родом был града Владимира. К стр. 30 В лето 1738 августа 7 дня Преосвященный Гавриил Архиепископ прибыл в Устюг Великий… Сей Преосвященный – усмотрел, что святого того чудотворного образа Благовещения Пресвятой Богородицы, из которого текло миро во дни святого и праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, в той церкви соборной не имеется, понеже взят он был в Москву в прежние прешедшие лета: то потщася точную меру снять и точно изобразить подобие с того святого чудотворного образа и поставить на своем месте в Устюжском соборе, еже и бысть его старательством; привезеся бо той святой новопреписанный образ в Устюг Великий в 1747 году июля 3 числа Велико-Устюжского Архангельского монастыря Архимандритом Боголепов и поставися на своем месте, на котором и доныне видится; а по прибытии из Москвы, тому святому образу в Устюге церемониальная была встреча.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

О памятниках древнерусского зодчества как произведениях искусства, кроме перечисленных работ, см. также: Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М., 1976. Возможно, это икона Благовещения со св. мч. Феодором Тироном 2-й пол. XIV в. в собрании Новгородского музея-заповедника (Византия, Балканы, Русь: Иконы конца XIII — первой половины XV в./Каталог выставки. М., 1991. С. 240–241. 69). Кроме того, вероятно в 1381 г. митр. Пименом была привезена из Константинополя икона Пресвятой Богородицы Пименовская, находившаяся первоначально в Успенском, а со 2-й пол. XVI в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (ныне в ГТГ) — Византия, Балканы, Русь. С. 226–227. 43. Икона XII в. Благовещение (Устюжская) из Успенского собора Московского Кремля, относится к числу икон, привезенных в XVI в. из Новгорода при царе Иване IV Грозном (Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1969. С. 9). Икона Пресвятой Богородицы Владимирская из владимирского Успенского собора датируется нач. XV в. (ок. 1408 г.). Создание ее связывают с переносом в Москву древнего чудотворного образа после нашествия Темир-Аксака в 1395 г. (Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII вв. Л., 1988. С. 25, 279. 96, 98). Подлинная Петровская икона Пресвятой Богородицы до настоящего времени не сохранилась. Известны многочисленные списки с нее начиная с XIV–XV вв. (старший список, вероятно,— в собрании ГТГ, см. воспроизведение его на с. 151 наст. изд.). Об истории Донской иконы Пресвятой Богородицы см.: Щенникова Л. А. История иконы «Богоматерь Донская» по данным письменных источников XV–XVII вв./Советское искусствознание. М., 1984. Т. 82. Вып. 2. С. 321–328. См. цветную илл. XVII наст. изд. Образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия» из Кирилло-Белозерского монастыря, датируемый ок. 1397 г., ныне в ГТГ (Византия, Балканы, Русь. С. 233. 57, см. цветную илл. XVIII наст. изд.). Начальная история сказания о Курской-Коренной иконе Пресвятой Богородицы содержит противоречивые сведения, заставляющие усомниться в надежности древнейших свидетельств этого памятника, относящегося к сер.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Иконостас Покровской церкви столярный крашеный с четырьмя колонами выкрашенными под мрамор. Царские врата столярные с золоченой резьбой, с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. Местные образа: справа – Богоявление Господне, Покров Пресвятой Богородицы, Иоанн Предтеча. Слева – Умиление Пресвятой Богородицы, Рождество Божией Матери, Все Святые. Над царскими вратами образ Вседержателя, над ним Тайная вечерня, а по сторонам четыре места куда поочередно ставились образа с двунадесятыми праздниками. В этом иконостасе заслуживали внимания образа: Покрова Пресвятой Богородицы – он поступил в Покровскую церковь от создателя еще деревянного храма Ивана Афанасьевича Заболотского и имел надпись: «Лета 7195 (1687) года писана сия святая икона на Устюге великомъ, а совершися того же года июня во 2 лень в церковь Покрову Пресвятыя Богородицы на новое место на Красную гору. А деньги за сию икону поатилъ мастеру владыченъ христианинъ Иванъ Афанасьевъ отъ своихъ пожитковъ» ; Всех Святых написанный в 1701 году еще в деревянную Всесвятскую церковь по обещанию Устюжского посадского человека Ильи Плотниковка и имел надпись: «Лета 7209 году, а отъ Рождества Христова 1701, месяца июня въ 1 день, по благословению преосвященного архиепископа Иосифа великоустюжскаго и тотемскаго, написана сия святая икона въ новую начальную церковь на Красную гору; да съ сей же иконою написано семъ икон: Воскресение Христа Бога нашего, Соборъ архангела Михаила, Благовещения Богородицы, Умовение ногъ святыхъ апостолъ, Распятие Господа нашего Иисуса Христа, Илии Пророка и мученика Еоргия, а по обещанию и радению приложилъ те образы устюжанинъ посадской торговый человекъ Илья Борисовъ сынъ Плотниковъ, онъ же и Сусоровъ, а попъ Петръ Ивановъ былъ и повостъ сталъ строиться въ лето 7195 года марта 25 дня, при архиепископе Александре». Трапезный иконостас столярный крашеный с полуколоннами в нем образа: Вседержателя с предстоящими, Спас Нерукотворенный, Божией Матери Всех Скорбящих, Благовещение Богородицы. Над этими образами по центру Распятие Господне, по сторонам на 6 деках Страсти Христовы. Придел во имя Святых мучеников Флора и Лавра. Вход в придел через трапезную Покровской церкви. Предалтарный иконостас столярный. Царские врата резные золоченые. Местные образа: справа - Вседержатель, мученики Флор и Лавр, Божия Матерь Владимирская; слева – Божией Матери Нечаянная Радость, архидьякона Стефана. Над местными образами по центру Вседержатель с предстоящими, по сторонам Апостолы Павел с Андреем, Апостол Петр с Иоанном Богословом, и в двух треугольниках Зосим и Савватий Соловецкие.

http://sobory.ru/article/?object=10493

Устюжна. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На правом берегу Ворожи располагается одна из красивейших церквей города - Благовещенская. До постройки каменного храма на этом месте сменилось несколько церквей. Первый деревянный храм, выстроенный на средства прихожан посада, появился здесь еще во время царствования Иоанна IV. В сотной выписи 1567 года упоминается за речкою Ворожею " монастырь Благовещенский общий " . В нем была церковь Благовещения, теплая, с трапезою и приделом в честь Входа Господня в Иерусалим. Среди прочих сооружении: колокольня, " на столбех " , с четырьмя колоколами, хлебня, четыре братских кельи. Число монашествующих было невелико. Затем обитель по неизвестным причинам стала женскою, а к концу XVI века её вовсе не стало.  По описи 1597 года вновь упоминается деревянная церковь Благовещения на всполье, в конце города. Мимо нее шел вал, укрепления посада, а на церковь выходили благовещенские ворота. После разорения Шалочского Успенского монастыря поляками в 1612 году его игумен Вассиан просил место в городе Устюжне, куда можно было бы перевести обитель. Данная воеводы Ивана Урусова 1614 года сообщает: " ...дали Пречистые Богородицы Успения Шалоцкого монастыря игумену Вастьяну с братьею, на Устюжне Железопольской, место, где игумену Вастьяну с братьею поставить храм Благовещение Святей Богородицы и монастырь, кельи и ограда поставити, из Устюжских посадских людей огородных мест, по речке по Вороже... " . К новому монастырю приписали землю на посаде, " что была изстари церковная пашня Благовещения Святей Богородицы приходские церкви... " Место, где стояла Благовещенская церковь, в то время было пустым, поскольку в 1609 году, во время осады Устюжны поляками, храм был разобран, так как находился слишком близко к крепостной стене и мог загореться. Все его имущество было передано на хранение выборным посадским людям. Воевода Иван Урусов разрешает взять его игумену Вассиану с братией " ...в новой монастырь к Благовещенью Святей Богородицы, для их великие церковные скудости, чтоб царское богомолие впусте не было... " . Когда шалочские монахи вернулись обратно на Шалочь, неизвестно. Во всяком случае новая каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была выстроена в 1694 году уже " тщанием прихожан и доброхотных дателей " . Кроме главного престола во имя Благовещения в холодном храме, имелись ещё два в теплом: во имя Архистратига Михаила и Святителя Димитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=07958

Чудотворная мироточивая большая икона Благовещения, висящая на стене пещеры над самым источником, – также русской работы. Она относится к иконографии типа Устюжского Благовещения – с изображением Младенца в лоне Божьей Матери, в точном соответствии со словами икоса службы Благовещения: Ангел предстатель с небесе послан бысть Рещи Богородице: радуйся! И со бесплотным гласом Воплощаема Тя зря, Господи, Ужасашеся... То есть сам Архангел Гавриил «ужасашеся», видя, как, по его слову, воплощается Слово в лоне Пресвятой Девы. Учебные заведения Палестинского Общества Императорское Православное Палестинское Общество осуществляло в Назарете, как и в других местах Палестины, обширную благотворительную и просветительную программу. Один из корпусов Русского подворья, заложенного после торжественного молебна, совершенного митрополитом Назаретским в сослужении всего духовенства 6 июня 1901 г., и освященного три года спустя, был отведен под амбулаторию, в другом размещалась школа для арабских девочек, в третьем – квартиры начальницы школы и русских учительниц. Весь северный корпус (подворье представляло собой каре двухэтажных корпусов) был отведен для мастерской ручного труда воспитанников Мужской учительской семинарии, открытой в сентябре 1896 г. В семинарии обучались сорок человек, ежегодно лучший из выпускников направлялся как стипендиат Палестинского Общества для продолжения образования в Россию. Возглавлял заведение Александр Гаврилович Кезма, сам уроженец Дамаска, получивший образование в Московской Духовной Академии. Кроме того, в составе учебных заведений ИППО в Назарете действовала Мужская образцовая школа, заведующим которой был (с 1900 г.) один из воспитанников Назаретской семинарии (1-го выпуска) Константин Каназе, окончивший затем Глуховский учительский институт. Обучение было бесплатным. Помимо изучения арабского языка, остальные предметы соответствовали программе русских двухклассных церковно-приходских школ. Три раза в неделю устраивалась вечерняя школа для взрослых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Даруй нам, Госпожа, доброе здравие и полный покой. Дай нам Свое благословение и благодать и помолись Сыну Своему, Христу Богу нашему, чтобы избавил нас от Своего чудодейственного наказания!» И преподобный Прокопий с народом припадал ниц пред честным Ее образом и слезно молился Господу и Пречистой Богоматери за город Устюг и живущих в нем людей такими словами: «Спаси, Господи, и помилуй Своих грешных людей и посети, Владыко, это место и отврати Свой праведный гнев. Владыко, молю Тебя, Господи, пресвятой Царь Небесный, пощади и помилуй, ибо ради меня, странного пришельца на эту землю, был этот Твой праведный гнев на город и на этих людей. О Владыке, за что таким гневом явил людям Свое назидание!» И потом блаженный Прокопий начал молиться образу Пресвятой Богородицы Одигитрии 260 и Благовещения Ее. И когда кончил блаженный Прокопий свои молитвы Господу Богу и Пречистой Его Матери, в тот же час произошло великое и преславное чудо от иконы Пресвятой Богородицы, честного и славного ее Благовещения: весь народ, стоящий тут и молящийся ее образу, увидел, как брызнул от образа благовонный источник мирра и потек по земле и полил многих стоящих тут людей, а многие люди взяли сосуды и наполнили их тем мирром. В то же время в воздухе все переменилось, и наступила полная тишина; не было ни молний, ни грома, и разошлись огненные облака во все стороны. И пошли к пустынному месту, и там, в пустыни, повалило много леса и бесчисленным градом камней побило лес и засыпало ущелье; некоторые деревья вырвало с корнем, а другие наполовину пригнуло. (Отстоит от Великого Устюга эта пустынь за двадцать поприщ и называется Котовальская весь, на землю ее из той тучи нападало множество камней; поваленный же лес и поныне видят многие в уверение и устрашение будущему поколению.) И при этом страшном потрясении никого не убило ни из людей, ни из скота, а мирром, истекшим от образа Пресвятой Богородицы, знаменовались многие больные люди и стали, здоровы: хромые начали ходить, слепым даровалось прозрение, бесноватым и всяким другим недужным – здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010