Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери. Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».

http://pravoslavie.ru/484.html

Пресвятая Дева Мария представлена сидящей на престоле с подножием и благоговейно читающей книгу (пророка Исаии: иногда в книге даже видны слова пророчества: Се, Дева во чреве приимет , Ис.7:14 ). Пресвятая Дева изображается также с веретеном и пряжей в руках, что является отражением апокрифических повествований о том, что Богоматерь по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Изображения на различных иконах отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, позами и жестами Богоматери и Архангела; жесты Девы Марии передают различные оттенки Ее душевного состояния: Ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, а могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В русских иконах Благовещения XV–XVI веков часто изображаются служанки, сидящие у ног прядущей Богоматери. Другой иконографический сюжет того же праздника также восходит к апокрифам, где рассказывается о двух явлениях Архангела Гавриила, который сначала явился Деве у колодца (источника) и лишь затем в доме Иосифа. Здесь Божия Матерь изображается с сосудом в руках у колодца черпающей воду; сзади или перед Ней — благовествующий Архангел. Стремление наглядно проиллюстрировать догмат воплощения наиболее ярко выразилось в русской иконе «Благовещение Устюжское», на которой изображен воплощающийся Богомладенец непосредственно в момент архангельского благовестия. По преданию, перед этой иконой молился в 1290 году блаженный Прокопий Устюжский об избавлении города Устюг от гнева Божия — побиения «каменным градом». Архитектурный фон икон Благовещения не только обозначает место действия события — дом праведного Иосифа, со временем он получил символическое истолкование и стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. По церковной традиции иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, помещаются в верхней части царских врат иконостаса православного храма — ведь врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток заключенных дверях, которыми входит Господь ( Иез.44:1-2 ); царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в презентации каталога «Древнерусская живопись XII-XIII веков» в Третьяковской галерее в Москве 21 мая 2021 г. 15:18 20 мая 2021 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве состоялась презентация академического каталога, посвященного домонгольскому искусству XII-XIII веков, наиболее древней и ценной части коллекции Третьяковской галереи. Каталог «Древнерусская живопись XII-XIII веков» включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок, происходящих из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери «Свенской-Печерской». В презентации принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В своем выступлении владыка выразил благодарность коллективу Государственной Третьяковской галереи за «многолетний подвижнический труд по сохранению древних икон», особо подчеркнув, что все эти иконы «составляют бесценное достояние и нашей Церкви, и нашего Отечества». Митрополит Иларион также отметил: «В каталоге, который мы сегодня представляем, собраны иконы домонгольского периода, среди которых я хотел бы особо выделить образы Пресвятой Богородицы. Это и икона " Устюжское Благовещение " , это и новгородская икона " Облачное Успение " , и Свенская икона Божией Матери. И, конечно, царица всех богородичных икон — Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которая находится в Третьяковской галерее в храме святителя Николая и служит одновременно и музейным экспонатом, и объектом поклонения для многочисленных верующих. Удивительно, что тайна Богородицы раскрывалась в Церкви постепенно, не сразу. Когда мы обращаемся к истории раннехристианской Церкви, в литературных памятниках того времени мы почти не видим упоминания о Деве Марии, хотя Ее изображения уже встречаются в римских катакомбах. Наступает V век, когда еретик Несторий решает, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как Она родила не Бога, а человека Христа. Но слово " Богородица " уже тогда употреблялось в богослужении, оно полюбилось церковному народу, и когда Несторий начал проповедовать свое учение, церковный народ восстал, богословы сплотились для того, чтобы защитить почитание Пресвятой Девы как Божией Матери. Святые отцы Церкви говорили: да, действительно Она родила Иисуса Христа по человечеству, но Иисус Христос — это Воплотившийся Бог, а потому Она справедливо именуется Богородицей.

http://patriarchia.ru/db/text/5812111.ht...

В тойже день воспоминание знамения, явльшагося от иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго ея Благовещения, во граде велицем Устюзе: И святаго Прокопиа, Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца. Тропарь, глас 4: Просветився Божественною благодатию Богомудре, и весь разум и сердце, от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив, целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение добре скончал еси, и веру соблюл еси непорочну. темже и по смерти явися светлость жития твоего: источаеши бо чудес источник неисчерпаемый, верою притекающим ко святому твоему гробу, Прокопие всеблаженне, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас 4: Христа ради юродством воздушная мытарства, на руках ангельских неприкосновенно прешед, царскаго достигл еси престола, и от царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений: многими во чудесы твоими и знамением страшным удивил еси град твой великий Устюг. людем твоим милость испросив, миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси, и недужным подал еси цельбы. темже молим тя чудоносче Прокопие, моли Христа Бога непрестанно, подати грехов наших прощение. В сий день явление образа пресвятыя Богородицы во граде Казани. Аще хощет настоятель, да поет службу ея с мучеником, якоже Знамения Богородицы с мучеником Иаковом во всем подобно. Тропарь, глас 4: Заступнице усердная, мати Господа вышняго, за всех молиши Сына твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный твой покров прибегающим. всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся тебе умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пред пречистым твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево: ты бо еси божественный покров рабом твоим. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Притецем людие к тихому сему и доброму пристанищу, скорой помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица, предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Около 1567 года, при царе Иоанне Васильевиче Грозном и митрополите Филиппе II чудотворная икона Благовещения Богородицы, пред которою молился св. Прокопий, принесена была в Москву и поставлена в Успенском соборе. На месте же этой иконы в Устюге поставлена в 1747 году новонаписанная с неё. В 1812 г. неприятели, бывшие в Москве, лишили Устюжскую икону богатого оклада, но устюжане, благоговеющие и поныне пред чудотворною иконою своей Заступницы, заменили его новым в 1817 году. На сей иконе Благовещения Предвечный Младенец изображён на персях Приснодевы, воплотившимся в минуту благовествования. 9.07. Колочская Колочская Колочская икона Пресвятой Богородицы явилась в 1413 году в области князя Василия Дмитриевича, в пределах Можайска, верстах в 15 от города, на берегах р. Колочи в Смоленской губернии. Икона явилась колочскому крестьянину Луке, который, усердно помолившись пред нею, принёс её в дом свой. В доме его был больной, лежавший много лет в расслаблении. Услышав о явлении иконы, он с верою приложился к ней и получил исцеление. Многие страждущие устремились к явленной иконе на поклонение Заступнице Небесной и получили благодатную помощь. Лука принес икону в Можайск, где встретил ее князь Василий Дмитриевич с многочисленным народом, и тут же многие больные получили исцеление. Из Можайска икона перенесена в Москву. На месте явления иконы построена во имя Богородицы церковь и при ней устроен мужской монастырь, именуемый Колочский или Можайский. 9.07. Коложская Коложская Коложская чудотворная икона представляет собою не совсем верную копию с иконы Одигитрии, привезённой из Москвы в 1495 году в Вильну дочерью великого князя Uoahha III , Еленою, при вступлении её в супружество с Александром, князем литовским. Название Коложской икона получила потому, что первоначально находилась в Коложской церкви во имя Бориса и Глеба, построенной в половине XII века на предместье Гродны, именуемом Коложею. В 1855 году Коложская церковь обрушилась наполовину в р. Неман, но и теперь сохранились на высоком берегу Немана величественные развалины этого древнего памятника православия в Западном крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Из 150 икон, представленных в монографии М. В. Алпатова, нет ни одной с размерами 104 на 69 см или 68 на 44 см и только у 11 пропорции равны 3 : 2, то есть 1,5 : 1. Это 7 % от всего спектра пропорций, у которых абсолютный пик приходится на 4 : 3, то есть 1,333... : 1 (54 доски, или 36%). Одна из досок с пропорцией 3 : 2 – новгородская икона Покрова начала XV в. (по Алпатову, 30; 74 на 50 см). Можно предположить, что она происходит из Покровского Зверина монастыря, первое упоминание о котором в связи с пожаром церкви Богородицы относится к 1148 г. Считается, однако, что это «покровское» название может относиться к более позднему времени, поскольку в летописи церковь также названа просто церковью Богородицы. Даже порознь иконные размеры 104, 69–68 и 44 см встречаются не часто. И нет ни одного случая, чтобы пропорция 3 : 2 и размеры или иконы Владимирской Богоматери, или Покровской иконы из Суздаля совпали одновременно и с пропорцией, и хотя бы с одним из размеров какой-либо иконы из антологии М. В. Алпатова. Двойное совпадение (самой пропорции и одного из размеров), на наш взгляд, говорит о том, что: 1) доски для Владимирского образа и для первоначальной Покровской иконы сделаны в одной мастерской и в одно время специально для посылки в Киев; 2) хотя икона Покрова – второй список с присланной из Константинополя, ее размер и пропорция показывают, с какой тщательностью на Руси дважды (в XII и XIV вв.) обмерялись и мастерились доски для ее копий. Если так, то это свидетельствует об исключительном статусе данной иконы и говорит о том, сколь тщательно выполнялись оба списка (почему М. В. Алпатов и отмечает «глубокую архаичность» Покровского образа «по типу и по исполнению», хотя сам образ относится к XIV в.). Обычно народное прозвище прибавляется к каноническому имени иконы: «Спас Ярое Око», «Ангел Златые власа», «Благовещение Устюжское». Богородичных икон, не относящихся напрямую к двунадесятым праздникам, три: Богоматерь «Умиление» (к этому типу относится и Владимирская икона), Богоматерь Одигитрия (Путеводительница), Богоматерь Оранта (Молящаяся). В данном случае мы имеем дело с другим, праздничным (то есть сюжетным) типом Богородичной иконы. Богоматерь Пиргиотисса, то есть Богоматерь Башенная (Защитница), в начале XII в. была вписана Киевской митрополией в традиционный праздничный ряд: Благовещение (25 марта), Успение (15 августа), Рождество (8 сентября), Введение во храм (21 ноября). Под именем «Покрова Пресвятой Богородицы» она заняла место между двумя последними праздниками. (Покров отмечается 1 октября по старому стилю.)

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

В Александрии Прокопий не только не стал преследовать христиан, но сам, оставив «тьму идольскую», сокрушил идолов. Его мать – язычница донесла о том Диоклетиану, и Прокопий был взят в темницу. Крещенный в темнице, он «многообразный от враг язвы приемля», своей твердостью в перенесении истязаний обратил ко Христу 2 отряда воинов с их начальниками, 20 женщин и свою мать (см. ниже, Последов. венчания). Все они были обезглавлены в 303 г., в Кесарии Палестинской. Кондак, гл. 2. Ревностью ко Христу Божественною распаляем, и креста крепостью ограждаем, врагов шатание и дерзость низложил еси, Прокопие, и честную церковь возвысил еси, верою преуспевая, и просвещая нас. Воспоминание явльшегося от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, честного и славного Ее Благовещения во граде Велицем Устюге, в 1290 г. Невидимым заступлением Богоматери, по молитвам св. Прокопия (см. ниже), Устюг был спасен от каменной тучи. Когда испуганный ее появлением и страшными ударами грома народ собрался в соборном храме, где уже пламенно молился пред иконой Благовещения о спасении города пр. Прокопий, то, в знамение небесного милосердия, от иконы Пресвятая Богородицы истекло целебное миро, от помазания которым недужные получили исцеление. – Ныне эта св. икона находится (с 1567 г.) в Московском Успенском соборе (по правую сторону царских врат), украшенная массивной сребро-позлащенной ризой, пожертвованная в 1818 г. Устюжанами. Св. Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Он был иностранный купец (по некоторым, родом немец) и занимался торговлей в Новгороде. Пленившись благолепием и красотой храмов Божьих, доброзвучностью церковных колоколов, набожностью русского народа, стройностью пения ликов, благоговением и торжественности православного богослужения и «божественными учении» св. православной веры, он принял православие, роздал «богатство требующим», презрел суету мира и, «благочестием сияя», вступил иноком в обитель пр. Варлаама Хутынского (см. 6 нояб.). Избегая известности, он удалился потом в город Устюг, избрал здесь «буйственное и юродственное, еже по апостолу, жительство» и был первым мирским юродивым на Руси (ибо раннее его живший и воспоминаемый 14 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1854 году вокруг церковного здания построенная каменная с деревянными решетками ограда. В 1924 году прекратилась служба в Петропавловской церкви, в ней разместилось архивное бюро. В 1927 году была разрушена колокольня. В марте 1929 года4 (у Бестужевой Ю.А.) (20 июля 1928 года у Чебыкиной Г.Н.) решением Горсовета приступили к разборке Петропавловской церкви. В настоящее время церковь Петра и Павла не существует, находилась на берегу реки Сухоны, близь современного хлебозавода.Что утрачено? Далее в описание храма использована статья А. Попова опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1893 Храм во имя святых Апостолов Петра и Павла.Каменный в два этажа, с двумя куполами, увенчанными золочеными крестами, и колокольней. Верхний этаж - холодная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла с приделом во имя Преподобного Алексия Человека Божия (с северной стороны храма), трапезой и ризничной палаткой. Каменными простенками храм разделен на три части: алтарь, трапезную и церковь. Своды и стены алтаря и церкви расписаны устюжскими мастерами в 1776 году, о чем свидетельствовала надпись на западной стороне храма. Царские врата решетчатые с клеймом, изображающим Благовещение Пресвятой Богородицы, и четырьмя резными Евангелистами. Резьба местами посеребренная, местами позолоченная. Над царскими вратами резной балдахин. Предалтарный иконостас резной золоченый в шесть ярусов. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Господа Вседержателя окруженного Херувимами с серебряным венцом и золоченым сиянием; образ святых апостолов Петра и Павла с Господом Вседержателем в облаках с серебряными венцами и просечным сиянием; образ Первомученика Стефана с изображением Его побития камнями; икона с изображением двенадцати Апостолов. Слева от царских врат: образ Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской с предстоящими Святыми Угодниками и Великими ученицами древний, украшенный серебром, жемчугом, камнями, среди которых был бриллиант и два алмаза. Считался чудотворным и, по преданию, был найден неповрежденным в земле после пожара 1715 года.

http://sobory.ru/article/?object=44947

Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 4 Буря гнева Божия найде на град Устюг, гром и молния, и огненный дождь с небесе посланы быша во истребление граду, грехи своими Господа прогневавшему: но ты, святе Прокопие, явился еси умилостивитель гнева Божия, подвизая ближния твоя к покаянию, слезам и молитве, да сими преклонят на милость прогневаннаго Владыку небесе и земли, Емуже в молитвах усердне взывал еси: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше гром с небесе и видевше молнию и облаки огневидныя, дождь огнен на град их извести хотящыя, жители града, в страсе велием, притекоша в соборный храм Богоматере и тамо обретоша тя, святе Прокопие, со слезами молящяся пред иконою честнаго Ея Благовещения о спасении града матерними Ея ко Господу молитвами. Темже о спасенных предстательством твоим достоит звати тебе: Радуйся, благоприятный ко Господу молитвенниче. Радуйся, слезами молитвенными огнь гнева Божия угасивый. Радуйся, прогневаннаго Создателя всяческих на милость к людем согрешившым преклонивый. Радуйся, руки твоя святыя ко Господу на умоление со упованием простиравый. Радуйся, Пресвятую Владычицу Богородицу в помощницу молитвам твоим призвавый. Радуйся, матерним Ея предстательством ко Христу Богу, тучи гнева Небеснаго отвративый. Радуйся, град согрешивший к покаянию призвавый. Радуйся, от гибели огненныя дивно его избавивый. Радуйся, праведниче, егоже ради помилова Господь многия грешники. Радуйся, посредниче между Богом и согрешившими человеки. Радуйся, покаяния проповедниче немолчный. Радуйся, благочестия наставниче нелицеприятный. Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 5 Боготочный источник мира благоуханна источися от святыя иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы, пред неюже со слезами молился еси, блаженне Прокопие, в соборнем храме со всеми людьми: и се абие тучи огненныя от града Устюга уклонишася в пустынная места, и тамо камение огненное одождиша, не вредивше никогоже от людей. Поминающе убо велие сие милосердия Божия чудо, со благоговением зовем чудес Творцу Богу: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Иконы во Св. алтаре: образ Пресвятой Богородицы запрестольный/какого названия в описи не сказано/. Крест с изображением распятия Господня деревянный. Иконостас в два яруса, Царские врата деревянные, простые без резьбы, с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и Евангелистов; местные образа по правую сторону царских врат: образ Господа Вседержателя, Икона Божией Матери Владимирской, венец и гривна на ней басмяные золоченые, по полям оклад серебряный золоченый, образ Василия Великого, венец и гривна басмяные, образ Николая Чудотворца, Тихона Епископа Амафунтского; по левую сторону царских врат: образ Божией Матери Одигитрия; на пономарских вратах образ Архидиакона Стефана, образ Воскресения Христова, с двунадесятыми праздниками по краям. Во втором ярусе иконостаса иконы Св.Апостолов. Хоругвь одна, с изображением нерукотворного образа Христа Спасителя. Лампады пред местными иконами из белого железа. В трапезной: образ Спасителя нерукотворный; в притворе церковном образ Божией Матери Владимирской; кадило и укропник медные; венцы для брачующихся деревянные; чаща для освящения воды и купель для крещения младенцев деревянная; из одежд священнических были только следующие: одна риза и один подризник бумажные, одна риза крашенинная и один подризник полотняной. Колоколов на колокольне было только два; один весу 1 пуд 10 фунт., второй 30 фунт. На покупку первого колокола в архиве найдена запись, из которой видно, что он куплен в 1695 году приходским крестьянином Фролком Степановым Шишкиным за семь рублей. Первая церковь в Палаузе существовала с лишком 100 лет и сломана за ветхостию в 1762 году уже тогда, когда взамен ее построена была новая деревянная же церковь с таковою же в особом корпусе колокольнею. Сия церковь существует и поныне, хотя в оной уже не отправляется никакой службы; она построена в 1762 году об одном престоле и освящена по благословению Феодосия Епископа Велико-Устюжского и Тотемского в том же году 29 сентября того же года заказчиком поповским/Благочинным/Пыелдинской Николаевской церкви Священником Митрофаном, во имя Рождества Пресвятой Богородицы на новом антиминсе, печатанном на иностранном полотне.

http://sobory.ru/article/?object=13125

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010