Несчастья нашего Отечества особенно были тяжки в то время, когда Михаил Ярославич был удельным князем Тверским. Престол великокняжеский был, в то время, предметом споров и кровопролитных распрей между двумя сыновьями Александра Невского – старшим Дмитрием и младшим Андреем. Властолюбивый Андрей употреблял все меры к тому, чтобы отнять у старшего брата великокняжеский престол. Для этого он ездил в Орду, одарил ханов, и клеветой и разными происками приобретал их благосклонность. Враги России всегда были рады питать свое корыстолюбие и алчность, грабежом и опустошением городов Русских. Полчища Татар сопровождали властолюбивого князя, грабя и опустошая, с бссчеловечной жестокостью, города Русские, чтобы возвесть его, по воле хана, на престол великокняжеский. Со своей стороны, и Димитрий, опираясь на свое право старейшинства, не мог оставить в покое похитителя своего достояния, и искал защиты своих прав у тех же врагов жестоких, жадных и корыстолюбивых, усугубляя беды отечества; таким образом престол великокняжеский несколько раз переходил то к тому, то к другому князю. До какого ожесточения доходили Князья-братья, и какие страшные бедствия причиняли они России – это можно видеть из следующего рассказа. «Андрей лестью и дарами задобрив хана, получил от него грамоту и войско, подступил к Мурому, и велел всем удельным князьям явиться к нему в стан с дружинами. Никто не смел ослушаться; князья волей-неволей соединились с честолюбивым Андреем; только Тверской Князь имел мужество не быть в союзе с врагами Огечества. Изумленный этой внезапной грозой, В. Князь Димитрий в бегстве искал спасения, а Татары, пользуясь случаем, напомнили России время Батыево. Муром, окрестности Владимира, Суздаля, Юрьева, Ростова, Твери, до самого Торжка, были разорены ими: они жгли и грабили дома, монастыри, церкви, не оставляя ни икон, ни сосудов, ни книг, гнали людей толпами в плен или убивали. Юные монахини, жены Священников были жертвами гнусного насилия. Спасая жизнь и вольность, земледельцы гибли в степях от жестоких морозов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богоявленского монастыря в Касимове уже нет, но сохранилась Георгиевская церковь, входившая в монастырский комплекс, а значит, если версия кончины Александра Невского в Городце Мещерском верна, в ней бывал святой князь. Именно у этой церкви и благословил владыка Василий установить бюст. Будет ли поставлена точка в спорах о месте кончины святого благоверного князя Александра Невского, непонятно. Но как бы то ни было, место это заслуживает быть отмеченным на карте России. Тем более, есть сведения, что Александр Невский бывал в Городце Мещерском и при жизни. А для небольшого нынче рязанского городка Касимов бюст князя Александра Невского может стать важной туристической точкой, которая будет привлекать путешественников и любителей русской истории. Тем более, Касимов является знаковым местом истории Отечества, ведь именно касимовский царевич Симеон Бекбулатович по воле царя Иоанна Грозного был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. И эта загадочная страница русской истории тоже связана с Касимовым. На постаменте бюста выгравированы знаменательные слова. Спереди: «Проект Аллея Российской славы. Святой Благоверный князь Александр Ярославович НЕВСКИЙ. 1221-1263. Великий русский полководец и государственный деятель. Бюст преподнесён в дар от автора проекта М.Л. Сердюкова». С тыльной стороны и по бокам: «Сей бюст установлен в память пребывания Александра Невского в Городце Мещерском. По преданию, возвращаясь из Орды, Великий князь заболел и, приняв в Богоявленском монастыре схиму с именем Алексий, почил о Господе 14 ноября 1263 г.» и «Бюст установлен к 800-летию св. блгв. Великого князя Александра Невского по инициативе атамана В.В. Камшилова, казака-добровольца и жителей города Касимова». «Не в силе Бог, а в правде». И слова самого святого Великого князя: « Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости... Но если кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/23/by...

А потом ведь амбиции у Запада не кончаются, а нефть, такая притягательная, не только у арабов... Итак, какие же получаются метаданные из текущего момента? Самое важное заключается в том, что Россия вышла на поле битвы с очень сильным и коварным врагом, и битва эта неизбежна. Враг очень силён технически и финансово. Но враг слаб своей ограниченностью мышления, которая заключается только в меркантильном коммерческом расчёте. Также важно, что враг не сплочён, и чьи-нибудь ракеты снова не пожелают бороздить недружественные просторы. Но как бы там не было, скорее всего, ракетно-бомбовая атака будет. Одновременно поднимутся бармалейские пехотные подразделения и части на всех фронтах. Но, скорее всего, эффективность произведённой атаки вновь не позволит приостановить неизбежный процесс освобождения Сирийского государства. Победа-таки будет за нами. Кроме того России важно учесть, что враг силён своей многоликостью и способностью вести сетевую, гибридную и террористическую войну. Это позволяет чуть ли не каждому аналитику сегодня сказать, что противостоять военно-технической мощи США и НАТО никому просто немыслимо - мы даже разрушительной продукцией Минкульта своего не в состоянии управлять... Но ведь и враги заметно боятся. Чего? Потери лица или невозможности отбить расходы? Неприемлемых потерь или скорого тотального поражения? К правильному ответу на этот вопрос можно приблизиться, если учесть возможности и планы всех участников рассматриваемого противостояния. Эти возможности, планы и прогнозы у каждого свои. Накладывать их друг на друга не получится ни у одного суперкомпютера, - слава Богу, человечество ещё не создало такого предсказательного электронного монстра. Однако в нашей культуре есть мощный духовный и интеллектуальный маяк, который никогда не давал ложного прогноза, никогда не обманывал. 12 сентября Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия. Святому Александру Ярославовичу Невскому приписывают авторство извечной русской истины «Не в силе Бог, но в правде». Сила в длинном списке авианосцев, многомиллиардном военном бюджете, безмерном аппетите и коварстве. А что такое правда?..

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Помнили верные Тверитяне и благодеяния В. Князя, передавалась из рода в род память о той любви его, крепкой как смерть, по которой он положил жизнь свою за людей своих; не забывалось и чудесное возвращение его мощей в родную землю, и народ с особенным усердием стекался в соборный храм, где положены были честные мощи св. мученика, воздавали ему благоговейное поклонение и молили его, как защитника и предстателя во всякой беде и нужде. И молитва веры доставляла утешение в скорби и облегчение бедсгвий. Многие получали исцеления от различных болезней, по молитвам Святого. Когда же, по Божию попущению, были нападения Литовские на русскую землю, неоднократно, в таинственных видениях, являлся св. Князь-защитник отечества, исходящий на белом коне из города, с обнаженным мечом в руках, устрашая и прогоняя врагов. Об этом рассказывали сами враги Тверскому Архиепископу Феоктисту. Когда изменой и предательством наших начальнков, варвары (1608 г.) овладели городом Тверью, и пришли в архиерейский дом, то, увидевши здесь на стене икону св. Князя Михаила, все признали его и сказали: «велик этот человек у Бога». Так память о Св. Михаиле передавалась из рода в род, и благоговейно чтилась Тверитянами, доколе Господу Богу угодно было торжественно прославить Своего угодника. Открытие мощей Прошло более 300 лет от убиения св. В. Князя Михаила. Благочестивый царь Михаил Феодорович рассылал богатые милостыни во многие церкви, на поминовение своего родителя Филарета Никитича, Патриарха Всероссийского, умершего в 1633 году. Таким щедролюбивым расположением царя воспользовался бывший в то время Архиепископ Тверской Евфимий II. Он представил царю о нужде перестроить Тверской Кафедральный собор, построенный В. Князем Михаилом, и уже обветшавший. Боголюбивый царь Михаил Феодорович, прислал, на этот предмет, значительную сумму денег. При помощп этой суммы, святитель Евфимий построил новый великолепный собор тоже во имя Преображения Господня, и освятил его в 1635 г. Когда же Святитель хотел приступить к освящению придельното храма в новосозданном соборе, Бог вложил в сердце его благое желание найти гроб святочтимого в Твери В.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По совершении молебствия, Святитель повелел приподнять верхнюю доску с гроба, а сам держал покров, чтобы тотчас же покрыть им святые мощи. Когда наклонился он ко гробу, и коснулся св. мощей, необыкновенное благоухание разлилось по всему храму. С притрепетной радостью покрыл он приготовленным покровом св. мощи, и с благоговением облобызав их, опять повелел покрыть гроб доской, до устроения нового гроба. На другой день многие из городских жителей, приходя к соборной церкви, рассказывали, что они видели необыкновенный свет над церковью; над гробом Святого повторились те самые явления, какие видели по убиении его. После сего Святитель поспешил освятить придел, в котором почивали св. мощи, во имя св. В. Кн. Михаила, и установил совершать молебствия св. Князю, составил божественную службу в честь его. С этого времени, народ с большим усердием притекал к св. Князю, и с сердечной верой молился ему о помощи и заступлении. И многие, одержимые различными болезнями, получали исцеление, многие бедствующие находили успокоение и отраду у св. гроба, молитвами Угодника Божия. Переложение св. мощей в новый гроб В 1665 году, в патриаршество Никона, при Тверском Архиепископе Лаврентии, в городе Твери свирепствовала ужасная моровая язва. Люди умирали впезапно; падали точно листья с дерев в глубокую осень; в живых осталось такое малое число, что некому было погребать умерших. Тогда благочестивый Святитель обратился к испрошению помощи и заступления Тверских Угодников. Чтобы утешить и успокоить оставшихся в живых, он перевез из Москвы, по благословению Патриарха Никона , гроб святителя Филиппа, замученного в Твери и переложил в него мощи Святителя Арсения, установив, в тоже время, торжественный крестный ход из Кафедрального собора в Желтиков Монастырь, в первое воскресенье после праздника Верховных Апостолов Петра и Павла. Такую же мощи несены были Священниками, а народ, со всех сторон окружающий раку своего заступника и молитвенника Св. Князя, благоговейно взывал: Господи помилуй! По окончании крестного хода, в Соборе совершена Божественная Литургия, и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

678 Constantini de cerem. Lib. 2. с. 15. Полный перевод пространного описания к с объяснениями у Беляева: Русь в первые сто – лет, стр. 146–153. 680 В Синаксаре по сербскому сп. 13 в. (Опис. муз. 453) и по белградскому сп. 1340 г. (зап. акад. наук 6:113). «Сподобися свят. крещения от патриарха и приемша от него крест. Прииде в свою землю, иже и ныне стоит в Киеве, в св. Софии в олтаря десные страны, имея письменне: обновися в рушистея земи крест от Ольги, благоверные книгини, матере Святославля». Тоже в печ. прологе и ч. минее июл. 11. М. Иларион также говорит в похвале Владимиру: «ты же и бабка твоя Ольга, принесшая крест из нового Иерусалима, из Константинополя и поставившая его в земле своей, вы утвердили веру». По польскому известью (киевлянин на 1850 г. стр. 148–150) крест сей похищен из Киева римским бискупом Андреем, который хотел отвезти его в Краков, но вынужден был чудесною силою оставить его в Люблине, где и сам умер в 1434 г. 681 Permz 5, 870. О пожаре 1017 г. говорит и Нестор «Ярослав иде в Киев и погореша церкви». Собр. л. 1, 62. В святцах синод. апостола 1307 г. под 11 мая: «священие святые София в Киеве в л. 6460 (952)». Без сомнения здесь, разумеется, освящение софийского храма в 957 г. Освящение Ярославова софийского храма поставлено здесь под 4 ноября. 682 В сербском прологе 13 в. «в тыжде день светою мученику, рушкою царю Борыса и Хлеба». (Экзар. 91 прим. 10). Племянник в. к. Ольги, по словам имп. Константина, был с нею в Константинополе. Стриттера изв. визант. 3, 53. 683 Иаков мних в похвале св. Владимиру пишет: «взыска спасение и прия от бабы своей Олзе, како прияла св. крещение... То все слышав от бабы своей Олзе... тоя и житие подража... то слышав и разгарашется св. Духом сердце его хотя св. крещения». Степ. кн. 1, 87. Владимир скончался в глубокой старости (decrepitae statis. Дитмар 7:52), а от смерти Ольги (962 г.) до кончины Владимира (1015 г.) прошло только 46 лет. Четь-минея июл. 11. И Нестор пишет, что в 968 г. во время приступа печенегов к Киеву «затворися Волга в граде со унуки своими, Ярополком и Ольгом и Владимиром, в граде Киеве». Собр. л. 1, 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Великом Новгороде отреставрирован купол Софийского собора 19 марта 2007 г. 12:36 В Новгородском кремле реставраторы сняли строительные леса с обновленного купола Софийского кафедрального собора. Реставрационные работы на куполах собора начались осенью 2005 года и проводились на средства, предусмотренные в федеральной программе «Культура России», а также на средства Русской Православной Церкви. Необходимость проведения восстановительных работ в первую очередь была связана с аварийным состоянием золотого покрытия на главном куполе собора, которое требовало полной замены. Кроме этого, специалисты решили заменить не подлежащий реставрации крест на главном куполе храма и обновить золотое покрытие крестов на малых куполах. Работы по золочению главного купола Софийского собора завершились осенью минувшего года. К тому времени известный новгородский мастер Виктор Корнилов выковал из меди для храма новый главный крест. Крест украсила отлитая из бронзы и посеребренная фигура голубя, которая традиционно венчает главный крест собора в течение многих столетий. 24 января текущего года позолоченный главный крест был установлен на храме. Согласно летописным источникам, каменный Софийский собор был заложен в Новгородском кремле в 1045 году св. благоверным князем Владимиром Ярославовичем, сыном великого князя Ярослава Мудрого, и епископом Новгородским Лукой Жидятой. Собор является древнейшим православным храмом на территории современной России. Храм был освящен 14 сентября 1052 года. В годы Советской власти собор входил в структуру Новгородского музея-заповедника. В 1991 году по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм был возвращен Новгородской епархии . 16 августа 1991 года Святейший Патриарх лично освятил собор. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/215092.htm...

В летописном некрологе о Г. В. сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них (татар.- А. Л.), избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 76). Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского мон-ря, в кон. XVI в. в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Г. В. почитался в городе ( Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX в. на память святых Бориса и Глеба по Г. В. совершалась панихида в Васильевской часовне. О Г. В. писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Г. В. под 13 дек. (день кончины) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 г., при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, Г. В. был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472-477; Вып. 2. Стб. 520-521, 523-525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631-632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173-174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137-139, 141-143, 147, 150, 152-158; Т. 15. С. 33-34 (1-я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2-я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69-77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163-165, 168-169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90-91; Т. 24. С. 93, 101-102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74-75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57-58, 61, 211, 216-217, 220; Т. 30. С. 87, 90-93, 95-96; Т. 33. С. 67, 71-72, 74-75; Т. 34. С. 87, 97, 99-100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120; «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре»//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239; Летописец русский//Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293-296; Макаров Н. А. , Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201-202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204-205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Святые подвижники и обители Рус. Севера/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске//Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].

http://pravenc.ru/text/165103.html

В тот же год ходили войною половцы на поляков с Васильком Ростиславичем. В тот же год умер Рюрик, сын Ростислава. В те же времена многие люди умирали от различных недугов, так что говорили продающие гробы, что «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста семь тысяч». Это случилось за грехи наши, так как умножились грехи наши и неправды. Это навел на нас Бог, веля нам покаяться и воздерживаться от греха, и от зависти, и от прочих злых дел дьявольских. В год 6601 (1093), индикта в 1-й год, преставился великий князь Всеволод, сын Ярославов, внук Владимира, месяца апреля в 13-й день, а погребен был в 14-й день; неделя была тогда Страстная, и день тогда был четверг великий, когда он положен был в гробу в великой церкви святой Софии. Этот благоверный князь Всеволод с младых лет любил правду, оделял убогих, воздавал честь епископам и пресвитерам, особенно же любил черноризцев и давал им все, что они просили. Он и сам воздерживался от пьянства и похоти, за то и любим был отцом своим, поэтому говорил ему отец его: «Сын мой! Благо тебе, что слышу о твоей кротости, и радуюсь, что ты покоишь старость мою. Если Бог даст тебе получить стол мой после братьев своих по праву, а не насильем, то когда Бог пошлет тебе смерть, то тут ляжешь, где я лягу, у гроба моего, потому что люблю тебя больше братьев твоих». И сбылось слово отца его, сказанное ему. Получил он после всех своих братьев стол отца своего, по смерти брата своего сел княжить в Киеве. И было у него огорчений больше, чем тогда, когда он сидел в Переяславле. Когда княжил в Киеве, печаль была ему о племянниках его, ибо начали они ему досаждать, один желая одной волости, а тот другой; он же, чтобы замирить их, раздавал им волости. В этих огорчениях начались и недуги, а за ними приспела и старость. И стал он любить образ мыслей младших, советуясь с ними; они же стали наущать его, чтобы он отверг дружину свою старшую, и люди не могли добиться правды княжой, начали тивуны его грабить и продавать людей, а князь о том не знал из-за болезней своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВЫСТАВКА В ПУШКИНСКОМ ДОМЕ января 2003 30 апреля в Институте русской литературы РАН (Пушкинском Доме) в рамках XXI Пасхального фестиваля проходит выставка. 30 апреля в Институте русской литературы РАН (Пушкинском Доме) в рамках XXI Пасхального фестиваля проходит выставка. Выставка прослеживает родословкую Александра Сергеевича Пушкина до его предка - святого благоверного князя Александра Невского. Исследователи в ХХ веке установили происхождение Александра Сергеевича Пушкина из рода князя Александра Ярославовича. Кроме того, предками Пушкина были еще 12 святых. Такие данные приводит в своей книге " Тысячелетнее дерево " московский автор А. Черкашин. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010