«В современных условиях жесткого прагматизма очень важно сохранить духовную нить, дающую возможность человеку остаться нравственной личностью. Именно сейчас так важно задуматься о том, какое огромное влияние на человечество оказало христианство, — говорится в приветственном слове В. Гусакова. — В Древней Руси оно оказало влияние на различные стороны как государственно-правового, так и социального строя. Перестроило языческую семью на начала христианской нравственности, оказало определяющее влияние на культуру, просвещение и формирование мировоззрения населения. Многие исторические личности того времени оставили выдающийся след в истории христианства и судьбе славянских народов. Одним из них является святой благоверный князь Александр Невский». «Князь Александр Ярославович принадлежит к числу тех великих людей в истории, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход истории на многие столетия вперед», — отметил В. Гусаков. Модератором круглого стола выступила заведующая кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин кандидат исторических наук доцент Валентина Теплова. В круглом столе приняли участие представители Минской духовной семинарии и Минской духовной академии, Института истории НАН РБ, Института социологии НАН РБ, Минского государственного лингвистического университета, Республиканского института высшей школы, Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, Брестского технического государственного университета, Российского государственного социального университета в Минске, Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова, Российской академии наук, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Ростовского государственного медицинского университета, клирики Белорусского экзархата. В ходе заседания прозвучали доклады «Родственные, культурные и политические связи Полоцких и Владимиро-Суздальских князей», «Первый православный храм Минска по данным археологии», «Митрополит Кирилл и его усилия по возрождению церковной жизни на Руси после монголо-татарского нашествия», «Александр Невский: элиты Руси в период кризиса», «Святой благоверный князь Александр Невский и возрождение русской государственности» и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5860779.ht...

Василько князь Ростовский, попал в плен. Князь этот был красив лицом, имел светлый и грозный взор, был чрезвычайно храбр, но с добрым сердцем и боголюбив, отец сирых и нищих, приятен и ласков в обращении с подчиненными до того, что слуги его не могли уже переходить на службу к другому князю. Татары, удивляясь его красоте и дородству, его мужеству и неустрашимости, хотели привлечь его на свою сторону, предлагали ему и почести и удовольствия жизни, если он переменит веру и будет с ними заодно. Боголюбивый князь, с великой твердостью, отверг гнусное предложение, проклиная своих злодеев и предрекая им гнев Божий и конечную погибель. Проклятые Татары заскрежетали на него зубами; томили его разными муками и голодом, и с великой свирепостью умертвили его 4-го Марта в четверток четвертой недели Великого поста. С исповеданием имени Христа Спасителя, и молитвою, св. мученик предал дух свой Богу. Подобно сему, пострадал и Роман Олегович, князь Рязанский. Когда он был в Орде, злоумышленники оклеветали его перед ханом Менгу-Темиром, будто он хулит царя и ругается над суеверием Татарским. Хан предал оклеветанного в волю клеветников, чтобы они истязали его самыми жестокими муками. Татары принуждали его отречься от веры во Христа, и принять веру Татарскую. Роман начал исповедовать и славить Христа, и на самом деле, поносить идолослужение и суеверие безбожников, называя его гнусным и богомерзким; Татары воспламенились яростью. Они схватили исповедника и начали бить его без милосердия. Чтобы не слышать от него исповедания веры Христовой, вырезали у него язык, рот его заткнули платком, и начали мучить самым свирепейшим образом. Злодеи начали резать по суставам тело мученика: сначала отрезали персты рук, потомъ-ног, и прочие члены тела его раздробляли и бросали в разные стороны;– оставался один труп. Кровопийцы содрали кожу с головы мученика и воткнули ее на копье; потом уже отрубили святую главу его. Так пострадал многотерпеливый мученик Христов, страданиями уподобившись Иакову Персиянину, 19 июня 1270 года. Взгляд на политику князей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новая измена Новгородцев . Мир, заключенный Новгородцами с В. Князем, поскольку не был искренним, то не был и продолжителен. Смирившиеся на время граждане, скоро забыли клятву и крестное целование, и отправили от себя послов в Орду с жалобой на В. Князя. Михаил воспрепятствовал их злому умыслу. Послы были перехвачены Тверитянами с дороги, и отправлены в Тверь. В. Князю не оставалось ничего делать, как принять меры строгие и решительные. Он вывел своих наместников из Новгорода, и чтобы снова привести к покорности мятежных граждан, отправился против них с войском; но не хотел вступать в бой, остановившись в 50 верстах от города. Он ожидал, что Новгородцы одумаются и раскаются в своем легкомыслии, тем более, что и между ними были люди благонамеренные, верные долгу и преданные В. Князю. Не таково было большинство Новгородцев. По одному только подозрению в каком-либо доброжелательстве Михаилу, или переписки с ним, они мучили и убивали, или свергали с моста в Волхов, и тем заставили совершенно умолкнуть партию благонамеренных и верных В. Князю граждан. А между тем, собрав всю волость Новгородскую, жителей Пскова, Ладоги, Русы, Корелов, Ижерцев, Вожан, они укрепили Новгород, и приготовились к битве отчаянной, чтобы отстоять свою вольность. Михаил с глубокой скорбью сведал о таком ожесточении граждан, и рассудил, что в такой решительной и отчаянной войне много должно пасть голов Россиян, и много пролиться крови Христианской, как с той, так и с другой стороны; а потому, щадя своих и чужих, он решился отступить, оставив мятежный город раскаянию и тревожным опасениям, и боязни гнева и мщения В. Князя. К несчастью отступление Тверитян было весьма гибельно для них; желая пройти путем ближайшим, они «заблудились в озерах и болотах, многие умирали с голоду, а другие принуждены были есть конину и утолять свой голод даже кожей, которую сдирали со щитов; оружие все пожгли или побросали и возвратились домой пешком». Это было в 1316 году. Новгородцы действитсльно образумились. Они могли опасаться и нового похода со стороны В.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Андрей с жаром начал преследовать бегущих, далеко опередил свою дружину и не заметил в увлечении, как очутился один и был немедленно окружен неприятельской толпой. Со стен городских на него посыпался град камней и стрел, конь его уже был ранен двумя ударами копья, а какой-то немчин едва не пронзил его самого рогатиной. Тут только опомнился Андрей и, видя свою неминуемую гибель, подумал: «Вот ожидает меня смерть Ярополка», – но вспомнив, что в этот день празднуется память священномученика Феодора Стратилата, мысленно обратился с горячею молитвою к Святому, затем, выхватив меч и оборонился от удара рогатины. Все это произошло в одно мгновение. Один из детских князя, поспешивших к нему, был убит на его глазах. Но «Бог, – замечает летописец по этому поводу, – подвергая опасности любящих Его, Сам же избавляет их от нее». Андрей остался цел и невредим: он как-то ловко успел поворотить коня, и тот, весь истекая кровью, вынес его из толпы врагов; домчав до стана, верный конь пал мертвый на землю. Отец Андрея Юрий и дядя Вячеслав и братья, бывшие с ним и видевшие всю эту битву, были вне себя от радости. Юрий со слезами на глазах обнимал своего любимого сына, так чудесно спасенного от явной гибели, а дружина и «мужи отчи» громко прославляли Андрея за его подвиг «зане мужески сотвори паче всех бывших ту», говорит летописец. Андрей не забыл и верного коня своего: он торжественно похоронил его на берегу р. Стыря и насыпал над ним высокий могильный холм 23 . Поражая всех своей беззаветной храбростью, Андрей вместе с тем удивлял всех и своим великодушием и миролюбием. Так, когда Изяслав, противник Юрия, после шестинедельной осады Луцка начал просить мира, Андрей первый и больше всех старался примирить его с отцом, несмотря на то, что его брат Ростислав, лично оскорбленный Изяславом, и особенно Юрий Ярославович всячески побуждали Юрия к войне: «Отче, господине, – говорил Андрей отцу своему, – милостивый на свой род и на вся христианы, помяни слова Писания: «Се коль добро и красно, еже жити братии вкупе».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Закрыть itemscope itemtype="" > По всей Матушке России – от Калининграда до Чукотки – казаки почтили память Александра Невского! А в Касимове святой благоверный князь живёт в бронзе Валерий Камшилов   Олег Романов   10:00 26.11.2023 2818 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено авторами 760 лет назад, 14 (ныне 27-го) ноября 1263 года, в городе Городец Мещерский (теперь это город Касимов), в древнем Богоявленском монастыре преставился ко Господу Великий князь Александр Ярославович Невский. Возвращаясь из Орды, приняв перед кончиной схиму с именем Алексий. О его смерти народу возвестил по наитию в тогдашней столице городе Владимире митрополит Кирилл: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли!». На что народ откликнулся словами: «Уже погибаем!»… На 9-й день тело почившего Великого князя было доставлено во Владимир, где благоверный князь был погребён в Богородице-Рождественском монастыре (в этот день, 6 декабря нового стиля, мы и празднуем день памяти благоверного князя). В 1724 году по повелению императора Петра Великого мощи благоверного князя Александра были торжественно перенесены в новую столицу Санкт-Петербург, в специально построенный в его честь монастырь – Александро-Невскую лавру, где и ныне почивают. А день переноса мощей стал новым праздником, который мы торжественно отмечаем 12 сентября – в день, когда был подписан мирный договор со Швецией, окончивший великую Северную войну. Долгое время считалось, что Александр Ярославович почил в Городце Волжском. Но недавно на запрос касимовских музейщиков директор архива РГАДА Владимир Анатольевич Аракчеев подтвердил сведения, которые и ранее были известны среди касимовских историков и архивистов: «На пути великого князя из Москвы в Нижний Новгород, который был частью его пути в Орду, лежал Городец Мещерский, находившийся на Оке. Городец на Волге был расположен значительно северо-восточнее этого пути. В связи с этим представляется, что в данном летописном известии даны сведения о Городце Мещерском…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/27/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Многая и благая лета!» В Северной столице отметили 51-ю годовщину архиерейской хиротонии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 03.01.2014 772 Время на чтение 4 минуты В предпоследний день минувшего года, 30 декабря, отмечалась 51-я годовщина архиерейской хиротонии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Владыка был рукоположен в сан епископа 30 декабря 1962 года (монашеское имя дано в честь Благоверного князя Новгородского Владимира Ярославовича). Биографическая справка: Тридцать третий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (в миру Владимир Саввович Котляров) родился в семье диакона в городе Актюбинске Казахской ССР 27 мая 1929 года. Он был шестым и последним ребёнком в семье. Два брата умерли ещё в младенческом возрасте. На сегодняшний день у него есть брат и две сестры, все они уже на пенсии. Будущий митрополит закончил бухгалтерское отделение Джамбульского статистического техникума Госплана СССР , а затем Московскую духовную семинарию и Ленинг радскую духовную академию. По окончании академии он был сначала оставлен профессорским стипендиатом,а потом преподавателем в Духовной семинарии и Духовной академии, преподавал Церковный устав, а затем Священное писание Ветхого Завета в семинарии и академии. Начал свое служение будущий митрополит псаломщиком в Никольском кафедральном соборе г. Алма-Аты в 1952 году по окончании семинарии. В 1953 году, 22 мая там же он был рукоположен в сан диакона, а 24 мая -- в сан священника архиепископом, а в последствии митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским Николаем (Могилевским). В 1962 году священник Владимир был пострижен в монашество и решением Священного Синода назначен заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Через полгода его возвели в сан архимандрита и командировали наблюдателем на первую сессию Второго Ватиканского собора. 30 декабря 1962 года архимандрит Владимир (монашеское имя дано в честь Благоверного князя Новгородского Владимира Ярославовича) был рукоположен в сан епископа Звенигородского и назначен представителем Московского Патриарха при Всемирном Совете Церквей в Женеве. В 1964 году он назначен епископом Воронежским и Липецким, в 1965 -- представителем Святейшего Патриарха Московского при Блаженнейшем Патриархе Антиохийском и всего Востока.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/03/mn...

Юбилейные торжества в честь 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского 30.11.2021 16:58:49 МОСКВА 6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужебные песнопения за Патриаршим богослужением исполнят хоры-лауреаты I Патриаршего международного фестиваля русской духовной музыки «Свет Христов», который по благословению Его Святейшества проходил в 2021 году. Учредителем и организатором фестиваля является Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Основная цель фестиваля — активизация музыкальной деятельности и творческого потенциала хоровых коллективов, исполняющих русскую духовную музыку по всему миру. В течение всего 2021 года в России и ряде других стран проходили торжества, посвященные 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского. Важным этапом юбилейных мероприятий стали прошедшие в мае с.г.  XXIX Международные образовательные чтения и IX Парламенсткие встречи, посвященные теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».  11 сентября на берегу Чудского озера у деревни Самолва в Псковской области состоялась церемония открытия мемориального комплекса «Князь Александр Невский с дружиной», на которой присутствовали Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл. Основные церковные торжества юбилейного года, которые возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви, состоялись в Санкт-Петербурге 12 сентября, в праздник перенесения мощей князя Александра Ярославовича в Северную столицу. Богослужением 6 декабря, в день памяти святого благоверного князя, завершается основная часть юбилейных торжеств, посвященных 800-летию со дня рождения Александра Невского. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/11/30/yubileynye...

Юбилейные торжества в честь 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского завершатся Патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя в Москве 30 ноября 2021 г. 12:15 6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.  Богослужебные песнопения за Патриаршим богослужением исполнят хоры-лауреаты I Патриаршего международного фестиваля русской духовной музыки «Свет Христов» , который по благословению Его Святейшества проходил в 2021 году. Учредителем и организатором фестиваля является Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Основная цель фестиваля — активизация музыкальной деятельности и творческого потенциала хоровых коллективов, исполняющих русскую духовную музыку по всему миру. В течение всего 2021 года в России и ряде других стран проходили торжества, посвященные 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского.  Важным этапом юбилейных мероприятий стали прошедшие в мае с.г.   XXIX  Международные образовательные чтения и IX Парламенсткие встречи , посвященные теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».   11 сентября на берегу Чудского озера у деревни Самолва в Псковской области  состоялась  церемония открытия мемориального комплекса «Князь Александр Невский с дружиной», на которой присутствовали Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл.  Основные церковные торжества юбилейного года, которые возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви,  состоялись  в Санкт-Петербурге 12 сентября, в праздник перенесения мощей князя Александра Ярославовича в Северную столицу.  Богослужением 6 декабря, в день памяти святого благоверного князя, завершается основная часть юбилейных торжеств, посвященных 800-летию со дня рождения Александра Невского.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5867964.ht...

В 1119 году был возобновлен великим князем Мстиславом Владимировичем, нареченным в св. крещении Георгием (Юрием), а в 1140 году распространен и возобновлен великим князем Всеволодом Мстиславовичем. В новейшее же время Юрьевская обитель великолепно возобновлена и украшена беспримерною щедростью графини Анны Алексеевны Орловой, дочери Чесменского героя, которою употреблены на это дело громадной суммы при архимандрите Фотии, в течение 26 лет. Так как не только описание, но даже перечисление редких по богатству и изяществу предметов и вещей, находящихся в св. храмах Юрьевской обители, заняло бы очень много места: то мы и не считаем удобным браться за то и другое, а помещаем здесь только описание замечательных гробниц, которые суть следующие: 1 Древняя каменная, прикрытая плитою белого мрамора, – что в Георгиевском соборе, рядом с правым клиросом, – гробница великой княгини Феодосии Мстиславовны, – в инокинях Евфросинии, дочери князя Мстислава Мстиславовича храброго, супруги князя Ярослава II Всеволодовича, матери св. князей Феодора и Александра Невского и других семи (7-ми) сыновей. Летописи не сохранили до нас памяти о делах её, но самое лучшее свидетельство о её добродетелях составляют те краткие отзывы, какие делают о ней летописи, единогласно называя её святою. Она окончила жизнь свою в 1244 году мая 4 дня и погребена была подле сына своего св. благоверного князя Феодора, мощи коего в 1614 г., при нашествии шведов, перенесены в Софийский собор. 2 . В 1196 году погребены в Юрьеве монастыре два князя; Ростислав Ярославович Новгородский и Изяслав Ярославович Псковский. 3 . В 1453 г. погребен великий князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Места могил как его, так и упомянутых князей, неизвестно. 4 . У западной стены Георгиевского собора погребены строители его – игумены Кириак и Исаия (XII века). 5 . Под притвором на южной стороне того же собора погребены: Макарий митрополит Новгородский (1663) и два викарные епископа Новгородские: Иоасаф Хотунцевский (1758) и Маркелл Радышевский (1744 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

         XIII век. [Историческая справка. Сто лет – с 1130-х до 1230-х годов – Русь проходила полосу тяжелых междоусобных войн… Князь Александр     Ярославович, прозванный Невским, стал надеждой Руси в ту трагическую эпоху]. Ил.: Ледовое побоище. Виктор Маторин. 1998//Фома. –    Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.20-21. – (раздел « Герои »). Дмитрий Володихин , доктор исторических наук. Князь Александр Невский. Святой воин . Ил.: Александр Невский. П. Д. Корин. 1942. Фоторепродукция РИА Новости; Новгородский торг. Аполлинарий Васнецов. 1909; Великий князь Александр Ярославович. Рисунок XIX в.; Невская битва. Павел Рыженко. Часть триптиха «Солнце земли Русской». 2008-2009; Карта Ледового побоища; Немецкие воины-крестоносцы, XIII в.; Сартак. Павел Рыженко. Часть триптиха «Солнце земли Русской». 2008-2009; Хан Батый; Татаро-монгольское нашествие. Миниатюры Лицевого летописного свода. XVI в.; Кончина благоверного князя Александра Невского. М. В. Нестеров. 1899-1900; Святой благоверный князь Александр Невский. Икона; Памятник Александру Невскому во Пскове. Фото www.lori.ru// Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.22-29. – (раздел « Герои » , статья «Князь Александр Невский »).          XIV век . [Историческая справка, характеризующая начавшийся в XIV      столетии один из самых главных и ярких в судьбе России процессов –   монастырскую колонизацию северных и восточных окраин страны…           Невеликая по размерам область вокруг Москвы неожиданно сделалась         средоточием православного иночества всеевропейского значения… И всего            этого не произошло бы без святого Сергия Радонежского]. Ил.: Троице-   Сергиева Лавра. Э. Лисснер. 1907//Фома. – Спецвыпуск. 2015/       Герои. – С.30-31. – (раздел « Герои »). Дмитрий Володихин , доктор исторических наук. Преподобный Сергий Радонежский. Как монах изменил Россию. Ил.: Видение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров. 1889-1890; Преподобный Сергий участвует в строительстве монастыря. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. XVI в.; Явление Богородицы Сергию Радонежскому. Резная икона первой трети XVI в.; Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. XVI в.; Куликовская битва. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. XVI в.; Икона преподобного Сергия Радонежского с житием. Первая треть XVI в.//Фома. – Спецвыпуск. 2015/Герои. – С.32-37. – (раздел « Герои » , рубрика « XIV век », статья «Преподобный Сергий Радонежский »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010