Св. Благоверный Князь Михаил был внук, прославившегося благодеяниями и самоотверженной любовью к бедствующему Отечеству, Великого Князя Ярослава II Всеволодовича. Отец Михаила Великий Князь Ярослав III Ярославич рано лишился первой супруги, – она была убита Татарами в Переславле в 1252 году 12 . Вторая супруга В. Князя Ярослава III была Ксения Юрьевна, о которой и сказания летписцев и предания народные говорят, как о жене, прекрасной лицом, отличавшейся светлым умом, и особенно сиявшей христианскими добродетелями: – кротостью, смирением, любовью к отечеству, милосердием к бедным. Есть сказание, что она была, особенным промыслом Божиим, из простого и самого бедного состояния возведена в достоинство великой княгини; будто бы она была дочь бедного причетника села Эдимонова (в 40 верст. от Твери), и уже обручена была отроку великокняжескому Григорию (или Георгию), но, по особому указанию перста Божия, невеста, уже приготовлявшаяся к венчанию, красотой и мудростью своей, привлекла взоры В. Князя, (который с соколиной охоты зашел в село посмотреть невесту своего любимого отрока). Григорий волею-неволею, с болезнью в сердце и со слезами, должен был уступить свою невесту своему державцу. И Ксения, провидя о себе избрание и изволение Божие, не усомнилась согласиться на брак с новым высокородным женихом. В тот же день они обвенчаны были, в том же селе, в церкви св. Великомученика Димитрия Солунского (1264 г.); а отрок Григорий нашел себе пристанище в лесу невдалеке от дворца великокняжеского, по другую сторону Волги, при впадении в нее реки Тверцы, и, приняв иноческий образ, сделался основателем обители, названной по нем – Отрочем 13 . Не можем ручаться за достоверность этого сказания; потому что в летописях она называется дочерью некоего Новгородца (или прямо дочерью посадника Новгородского) Юрия Михайловича 14 ; но то несомненно, что в этой повести народ выразил свое благоговение к матери св. Михаила, как жене удостоившейся особенного избрания Божия, и веру в это избрание; и, кажется, хотел сблизить ее в своем представлении с богомудрой Ольгой, которая также была избрана, за красоту и разум, в супруги В. Князем Игорем из простых поселянок Пскова или Плескова 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прекрасной и добродетельной Ксении промысл послал искушение, какое допущено было некогда тоже прекрасной жене Патриарха Иакова – Рахили; она долгое время была неплодна. Люди благочестивые, обыкновенно все случаи и обстоятельства жизни, счастливые и несчастные, приписывают Богу и от Него просят утешения в скорбях: точно также и В. Князь с богомудрой супругой в твердой вере в Бога и усердной молитве к Подателю всех благ искали утешения. Они обходили церкви и монастыри, просили предстательства и молптв св. угодников Божиих, делали пожертвования, помогали бедным, чтобы Господь даровал им наследника великому княжению. И молитва веры была услышана. Бог даровал благоверной чете просимое. Первым плодом молитв их была дочь, которая впрочем, недолго утешала своих родителей, и преставилась ко Господу. Вскоре благоверная Княгиня Ксения опять сделалась беременна; но В. Князю Ярославу не суждено было видеть плод веры и молитв. По нуждам Отечества В. Князь отправился в Орду с братом своим Василием и племянником Димитрием Александровичем. Бывши в Орде, он сделался болен, и поспешил возвратиться к оставленному им семейству; но на пути, почуяв приближение смерти, принял схиму, и скончался 16 Сент. 1271 года с именем Афанасия, (в ознаменование веры в бессмертие) 16 . Тело его было привезено в Тверь, где, оплаканный неутешной супругой и преданным ему народом, погребен был в церкви св. бессребренников Косьмы и Дамиана, (на месте которой построен Спасо-Преображенский Собор). Через шесть недель после смерти своего супруга, благоверная Ксения разрешилась от бремени сыном, которого во св. крещении наименовали Михаилом, в честь св. Михаила Архистратига бесплотных сил, предстательству и заступлению которого скорбная мать вверила новорожденного. Летописцы не передают нам подробностей воспитания В. Князя Михаила; впрочем, и, на основании немногих замечаний, мы можем составить некоторое понятие о сем воспитании. Предки наши не знали никаких наук, кроме учения веры и жизни христианской, которое почерпали из слова Божия, книг отеческих и церковных. В этих книгах находили они подкрепление своей вере и упованию, в них искали отрады и успокоения от угнетавших их бедствий. Действительно, светлый христианский взгляд на происшествия мира, на счастье и несчастье жизни, утверждая веру в Бога всепромыслительного и всеуправляющего, тем самым облегчал бедствия и несчастья жизни, и, вселяя страх Божий – начало и источник всякой премудрости, указывал человеку истинный путь жизни чистой, святой. А потому чтение книг церковных, отеческих и Священного Писания составляло весь круг предметов духовного развития и образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Житие и жизнь святого благоверного великого князя Довмонта, названного в святом крещении Тимофеем, псковского нового чудотворца 92 Троице прославляемого Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа предвечное царство, не имеющее ни начала дней, ни конца жизни, всеми хвалится и воспевается за воплощение Его на земле от Девы. Проповеданием божественных Его учеников и апостолов воссияла во вселенной православная вера, истинная для многих мудрых и кажущаяся неистинной для порабощенных соблазнами. И все, кто подчинился преходящей и суетной славе этого мира, обманом и тенью считали промыслительное таинство, спасительная проповедь вочеловечения Христа и царства Его стали для иудеев соблазном, для эллинов же безумием. Из-за этого безумия, то есть неверия, многие страны были окутаны тьмою идолопоклонства и осквернены хождением в беззаконных делах. Об одной из таких стран, находящейся на западе, – Литве, много лет подчинявшейся соблазнам и искажавшей в человеке славу Божию в образ скверны, предлагается воспоминание в этой повести. Во дни благочестивого великого князя Александра Ярославовича Невского повелевал страной той великий князь Миндовг 93 . Был он велик славой и богатством и не пренебрегал никакими желаниями плотскими, но хвалился всеми быстро увядающими доблестями мирскими, душевною нищетою целиком был объят и подчинен соблазну богомерзких идолов. Литовский вождь всегда пребывал в этом соблазне и злом прельщении, и было у него два сына: имя старшему – Войшелк, а младшему – Довмонт, о котором и будет рассказ. Эти княжичи сперва по традиции отцов были языческой веры, потом же благочестия лучами, точно светила, воссияли. Сперва же старший брат удостоился принять свыше некое божественное откровение и понял нечестие идольского соблазна, жизни бунтующей. Простился он с суетной, увлекающей в пропасть славой и пищей, оставил отечество свое, ушел на гору Синайскую 94 и к неложной вере присоединился. Руки святителей приняли его, крещением он присоединился ко Христу и назван был Давидом. Он возрастал в вышней славе, преуспевал в непорочной вере и прилежно учился божественным писаниям. Потом пришел на Святую гору 95 и принял монашеский образ, став пришельцем в пустынях. Постами, бодрствованием и прилежным учением божественным словам он окончательно очистил и чувства и освободил душу от всяких посторонних привязанностей, бесстрастия светом ее просветив.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Александр Невский: только факты 3 мин., 05.12.2018 Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. Александр Невский и Сартак в Орде. Москвитин Филипп . Александр Невский побратался с сыном хана Сартаком, который принял христианство Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Ледовое побоище. Миниатюра из «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод. " Лицевой " - в названии означает " нарисованный в лицах " . Свод был создан для библиотеки Иоанна Грозного в середине XVI века в единственном экземпляре, в нем изображены события мировой и русской истории.  Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью. Александр Невский. Мозаика Собора Воскресения Христова (Спас-на-Крови, Санкт-Петербург) набрана по оригиналу Михаила Нестерова. Это одна из двух сохранившихся до нашего времени икон. Вторая икона - Воскресения Христова. Остальные были изъяты в 1920 году и судьба их неизвестна. spas.spb.ru Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

http://foma.ru/aleksandr-nevskij-tolko-f...

Определив из своей казны достаточное содержание иереям, он умножил их число во всех городах и предписал им учить новых христиан. Слышав о расположенности к христианской вере своих дядей, Ярополка и Олега, умерших в язычестве, вырыл кости их, крестил их и положил в киевской церкви Св. Богородицы. В его царствование на Русь приехали греческие певцы и научили русских согласному «Демественному пению». Двор Ярославов служил убежищем для государей и князей, гонимых несчастием. Этот Великий Князь, заслуживший имя государя мудрого, не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное в бедствиях междоусобий. Он был женат на дочери шведского короля Эрика, сестре Св. Олофа Ингегерде, а в св. крещении Ирине, сочетался с нею браком (в 1019 г.), от которого родились (как показано в родословной росписи) сыновья: Илия, Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь и дочери – Елизавета, бывшая в замужестве за норвежским королем Гаральдом, который, в оставленном потомству стихотворении, воспевая свои бранные подвиги, жаловался, что русская красавица холодна к нему, и Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I, а сыновья Вячеслав и Святослав были женаты на немецких княжнах. При Ярославе чеканилась серебряная монета, известная под названием «Ярославля сребра». Монета представляет на лицевой стороне погрудный лик Великомученика Георгия (в правой руке копье, а в левой щит), с вертикально по сторонам его расположенной греческой надписью: Св. Георгий; на оборотной стороне надпись гласит: «Ярославле серебро», а вокруг ободка четыре буквы «Амин», составляющие слово аминь. (История Госуд. Российского Карамзина, т. II, стр. 8–44, изд. 1892 г. Русская История Костомарова, стр. 17–20) Св. Великий князь Георгий Благоверный Георгий благоверный, сын Всеволода III, родился в 1189 г., сочетался браком 1211 г., апреля 11, с дочерью князя Черниговского Всеволода Чермного, Агафиею, а в 1212 г. был назначен преемником великого князя, минуя старшего брата Константина, ибо сим последним был недоволен отец их Всеволод.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимир Ярославич ( 1020 - 1052 ), благоверный князь Новгородский, чудотворец Память 4 октября в день кончины и в Соборе Новгородских святых Старший сын благоверного великого князя Ярослава Мудрого и благоверной княгини Ирины , родился в 1020 году. В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде . В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята . В Новгородском Синодике упоминаете его супруга, княгиня Александра. Возмужав, князь стал благочестивым христианином и отважным защитником страны. О воинских делах благоверного князя летописи повествуют, что он ходил в 1042 году с новгородцами на ямь и победил их, но воины его потеряли от мора всех коней. В 1043 году Владимир Ярославич, по повелению отца, возглавил последнее враждебное столкновение Руси с греками . Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими после чего, не получая удовлетворения за обиду, Ярослав, поручив войско полководцу Вышате, велел Владимиру идти с ним в Царьград - наказать греков за убийство. Послы Константина Мономаха встретили Владимира и дали слово, именем императора, наказать убийц. Юный князь отпустил греческих послов и пошел далее. Тогда Константин Мономах приказал взять под стражу всех русских, бывших в Царьграде, и выехал сам на царской яхте против неприятеля, за ним следовал флот, а берегом - конница. Русские стояли в боевом порядке близ Фара. Император вторично предложил им мир. " Соглашусь " , - сказал князь Новгородский, - " ежели вы, богатые греки, дадите по три фунта золота на каждого человека в моем войске " . Тогда три галеры греческие врезались в средину Владимирова флота и зажгли " греческим огнем " несколько судов. Русские снялись с якорей, чтобы спастись от пламени, но поднявшаяся буря, гибельная для малых русских лодок, разметала их и многие потопила. Корабль Владимиров пошел на дно, но некто Творимирич спас князя и воевод Ярославовых, взяв их к себе в лодку. На берегу собралось шесть тысяч русских, которые, не имея судов, решились возвратиться в отечество сухим путем под предводительством главного воеводы Ярославова, Вышаты. Другие под началом князя отправились морем. Император послал за ними флот и два легиона. 24 галеры обогнали Владимира и стали в заливе. Князь пошел на них, окружил их своими лодками и разбил наголову. Предводитель греков был убит, и Владимир пришел в Киев со множеством пленных. Однако, Вышата был окружен и взят в плен при Варне , после чего борьба продлилась до 1046 года.

http://drevo-info.ru/articles/11102.html

Однако же, когда известился, как бесчеловечно Георгий поступил с послом его, и с каким враждебным расположением духа поспешил отправиться в Орду, Михаил уже мог приметить опасность для себя и своего отечества со стороны Кавгадыя и Георгия; а потому и сам решился отправиться в Орду, и предупредить грозящие беды; и защититься, в случае клеветы, со сторогы врагов. Предположение это было совершенно справедливо; в Орде очень усердно и решительно действовали враги Михаиловы. Кавгадый, опасаясь, что Михаил личным присутствием своим утолит гнев Ханский и опровергнет клеветы, сначала послал толпу Татар, чтобы перехватить В. Князя на дороге и убить, но это не удалось; тогда хотел остановить приезд Михаила другим способом: он настаивал, чтобы Узбек послал на Михаила сильное Татарское войско, представляя хану, что ему нечего дожидаться Михаила в Орду, что Михаил, и в этом случае, не будет покорен ханской власти. Новым вторжением в Россию, Кавгадый хотел снова удовлетворить своим кровожадным наклонностям и корыстолюбию, а главное отмстить Михаилу за свое позорное поражение и свой плен. Разгневанный хан хотел было обратить месть свою на невинного отрока сына Михаилова, приказав заключить его в оковы и уморить голодом; но ему представили, что, так дейсгвуя, он может устрашить самого Михаила идти в Орду, и Князь Тверской будет искать средств избегнуть Ханского суда и мщения. И хан оставил Константина на свободе; а вместо того отправил посла звать В. Князя к себе на суд, и отрядил уже войско, чтобы, в случае его неповиновения, разгромить и опустошить область Тверскую. Благоверный Князь Михаил отправился в Орду в августе 1318 г., предчувствуя ожидающую его участь. Трогательно было его прощание с семейством и с родной ему Тверью. Приняв благословение от Епископа Варсонофия и от всего священного Собора, Боголюбивый Михаил обходил храмы города, прощаясь со святыней города и своими верными Тверитянами, и воссылая молитвы о мире и благоденствии бедствующего отечества. Тяжелая скорбь обнимала сердце его, при мысли, что ему не увидеть уже своей любимой отчины и милых сердцу супруги и детей, и твердость мужественного, в других случаях, Князя уступила этой столь естественной скорби; он не мог удержаться от слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Близ г. Костромы бестрепетно встретил он Георгия, но не хотел проливать крови христиан в междусобной брани, и послал к Георгию послов с предложением мира. «Если царь дал тебе великое княжение, говорил он через послов, поздравляю тебя; потому что и ты мне брат; но умоляю, не вступайся в мою отчину, которую я получил от своих прародителей, и которая составляет достояние детей моих. Вспомни, что ты христианин, и опасайся проливать напрасно кровь христианскую». Георгий уступил на этот раз миролюбивому предложению В. Князя уже и потому, что за Михаила стояла большая часть Князей Русских, а кроме того известна была и личная храбрость и неустрашимость сего Князя, с которым, при таких обстоятельствах дела, вступать в бой было бы небезопасно. Георгий согласился на мир, обещаясь прекратить враждебные действия; и Благоверный Князь Михаил благополучно отправился в свою отчину – Тверь и распустил войска (по другим известиям, он стал укреплять свою столицу-Тверь). Нападение Георгия на Тверские волости Георгий, подстрекаемый своими друзьями и Татарами, не мог оставить в покое Тверского Князя. Доставшееся хитростью и коварством для гордых властолюбцев кажется непрочным; и они силятся утвердить его новыми злодеяниями. Уступчивый Михаил не мог все-таки не быть опасным соперником в глазах властолюбивого Георгия, который хотел иметь его в совершенной своей власти или лишить жизни так же, как и несчастного Константина Романовича Рязанского. Георгий недолго ждал случая, чтобы с большей надеждой на успех напасть на великодушного соперника. Он привлек на свою сторону князей Суздальского и Городецкого, бывших союзников Князя Тверского. Подкрепленный войсками сих князей, и совокупив снова свои силы, Георгий прямо направился к Твери 45 и начал опустошать Тверские волости и города, со всемп ужасами и свирепством, к каким способны вожди Татарские 46 . Злодействуя, войска подступали уже к самой Волге, и уже готовились перебраться на другой берег, производя те же свирепства и опустошения. В то же время один из послов ханских Телебуга отправлен был в Новгород звать и Новгородцев присоединиться к союзным войскам Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Князя или от самого хана 33 . Казалось, все клонилось к тому, чтобы возвысить и возвеличить княжение Тверское, и поставить его на степень княжения независимого, и сильного не только противостоять притязаниям и силе В. Князя и удельных князей, но и готового отразить вторжения врагов отечества Татар, отряды которых так бесчеловечно предавали огню и мечу города Русские. Св. Благоверный Князь Михаил, при своем уме, храбрости и добродетели, мог спокойно княжить в своей любимой отчине – Твери ко благу и счастью своих подданных. Любимый и глубоко почитаемый верными своими Тверитянами, пользуясь уважением прочих Князей, он и делал и мог еще много сделать добра своей отчине и своему бедствующему отечеству. По крайней мере, к этому стремилась чистая и благородная душа Михаила. Но при благородстве и прямоте своего характера, при тех Христианских чувствах, какие воспитаны были в нем его матерью-богомудрой Ксенией, он мог быть душой Князей Русских, но не самовластным их повелителем; мог вступать с ними в союзы и заключать договоры ко благу общему, но не подчинять собственному деспотизму, не стеснять их самостоятельности в собственных уделах; мог, наконец, бесстрашно встретитъ врагов своей отчины и своего отечества, с открытой силой, на ратном поле, но не действовать против них замыслами, хитростью и обманом. Он не искал приобретений, и не заботился об увеличении своей отчины, но защищал свое достояние; не хотел поддерживать интриги между князьями, но наблюдал справедливость, и не хотел потворствоватъ самовластию, уничтожающему права других владетелей. Короче сказать, в нем, был дух витязя Невского Александра; но не было той хитрой политики, какой следовали Московские Князья Георгий и Иоанн Калита, которые своим политическим благоразумием и хитростью, не разбирая законности средств для своих целей, утвердили и упрочили власть свою над князьями и приготовили свержение ига Монгольского. Нужно заметитъ, что благородный Князь Тверской Михаил может назваться первым и главным споспешником к возвышению Князей Московских; он, главным образом, положил, или точнее, помог положить краеугольный камень их величию и могуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С небольшой дружиной Благоверный князь поспешил навстречу неприятелю. Накануне битвы, под Владимиров день (пятнадцатого июля), начальник приморской его стражи, благочестивый Пелгусий, удостоился чудного видения. На восходе солнца стоял он на берегу Финского залива и зорко смотрел вдаль. Вдруг слышит он шум от плывущей лодки, – смотрит: гребцов в тумане не видно, а на лодке стоят, братски обнявшись, два светозарные витязя... «Брат Глеб! – говорит один из них: – Прикажи грести скорее: надобно помочь сроднику нашему Александру!» – Пелгусий понял, что это были святые мученики князья Борис и Глеб, и поспешил рассказать виденное и слышанное князю Александру. – Битва была жаркая и упорная, и шведы, разбитые на голову, бежали на своих кораблях восвояси. Вот за эту-то победу благодарное потомство и усвоило Александру Ярославовичу прозвание Невского. – Другую победу одержал Александр спустя два года на весеннем льду Чудского озера, над немецкими рыцарями Ливонского ордена: пятьсот рыцарей пало тогда, да около пятидесяти попалось в плен. Эта битва известна под именем Ледового Побоища. – Славные победы над шведами и немцами избавили надолго русскую землю от дерзких покушений римского папы и его слуг совратить русских людей в веру латинскую посредством оружия. В 1251 году папа присылал к великому князю Александру во Владимир уже мирное посольство, в надежде склонить его на свою сторону льстивыми обещаниями; но великий князь, изложив в своем ответном послании папе православное учение веры, сказал послам: «Мы и без вас хорошо знаем свою веру, – к чему же нам новые проповедники?» И папские послы возвратились ни с чем. – Победоносно воевал благоверный князь и с литовцами, усмирял и финские племена емь и чудь; не раз смирял он и гордых, упрямых новгородцев. Но всего труднее было ему ладить с татарами. Довольно сказать, что пять раз на своем недолгом веку побывал он в Золотой Орде, путешествуя иногда по целому году: а нельзя и представить себе, скольких трудов стоили тогда эти путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010