свящ. Александр Соколов Заключение Суд Божий над убийцами Св. Михаила Суд Божий постиг беззаконных убийц Св. Благоверного В. Князя. Кавгадый, вскоре по убиении Св. Михаила, подвергся гневу ханскому. Злодеи обыкновенно бывают сколько наглы и самоуверенны при благоприятствующих обстоятельствах, столько робки и малодушны в несчастии. Гнев и немилость хана так подействовали на мелкую душу коварного злодея, что он, переходя от уныния к бешенству, умер с тоски и досады. «Смерть грешников люта, замечает летописец 68 ; еже бысть беззаконному и проклятому Кавгадыю, и не пробыв ни единого лета, и зле изверже окаянный животъ свой». Не купил себе счастья кровью невинного своего родича и Георгий Московский. Получив вскоре ярлык на великокняжение, он не видел мира и покоя, который думал найти, освободившись от совместника. Нечистый совестью, он, по справедливости, опасался мщения со стороны детей убиенного им Князя Михаила, и чтобы обезопасить себя, решился идти войной на Тверскую область. Сын Михаила Димитрий не боялся войны; но благоразумие требовало освободить прежде бывших заложниками во Владимире, привезенных Георгием из Орды – Князя Константина Михаиловича и бояр Тверских, на которых Георгий мог выместить свои неудачи в войне с Димитрием. Поэтому Князь Тверской 1321 г. послал Епископа Варсонофия в Переславль, для заключения мира с Георгием. Мир был заключен; Димитрий заплатил Георгию 2000 рублей, для подати ханской, и дал слово не спорить о великокняжении; но не имел духа искренно помириться с убийцей своего отца. Вскоре Димитрий отправился в Орду, и откровенно высказал пред ханом все низкие поступки Георгия, относительно убиения Михаила; и воспользовался случаем доказать хану, что обвинявший его отца в недоставлении дани ханской, сам удерживает эту дань, в том числе 2000 р. взятых с самого Димитрия, в пользу хана. Разгневанный Узбек отнял у Георгия великокняжение, и, дав ярлык Димитрию, прислал своего вельможу Севенчь-Буга возвести его на престол Владимирский (1322 г.). Георгий, мучимый бсспокойством и страхом, не знал, на что решиться. Наконец он отправился к хану (в 1324 г.), чтобы снискать его милость, и, низвергнув Димитрия, вновь утвердить за собой великокняжение. В следующем году отправился и Димитрий – «грозные очи». Там соперники встретились друг с другом, и пылкий Димитрий не мог удержать гнева, при виде убийцы своего отца и вонзил в него меч. Георгий испустил дух. Тело Георгия привезли в Москву, и здесь погребли его, в церкви Архангела Михаила, Митрополит Петр с четырьмя Епископами, в числе которых был и Варсонофий Тверской, свидетель несчастного спора между Князьями. Судьба семейства Св. Благоверного Князя Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

свящ. Александр Соколов Молитва Святому Благоверному Князю Михаилу Тверскому Чудотворцу Дивный во страдальцех Святый Благоверный Великий Княже Михаиле! Велия подвиги и труды Твоя, яже за правоверие, за церковь Божию и за отечество Твое град Тферь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестивого и прещению зломышленного его воеводы. Ты, прием неправеднос суждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики Ангел и со всеми Святыми Его. Сего ради притекающе к раце мощей Твоих, лобызаем оныя сердечными устнами, и умильно к Тебе взываем: О тезоимените Небесному Воеводе вышних Сил, Великий Княже Михаиле! молися непрестанно Христу Богу за град Твой, за люди и за все православныя христианы: буди споборник крепок на врагов православия Благочестивейшему, Самодержавнейшему, Великому Государю Нашему ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ всея России, и Супруге ЕГО, Благочестивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ, Наследнику ЕГО, Благоверному Государю Цесаревичу и Великому Князю НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, и всему ЦАРСТВУЮЩЕМУ ДОМУ; испроси ИМ предстательством Твоим мир, здравие, долгоденствие и во всем благопоспешество; буди и нам помощник улучити вся к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства Твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение, и сподобитися небесного селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь. Читать далее Источник: Издание Священника Тверского Кафедрального Собора, Александра Соколова. Тверь. Печатано в Типографии А. Новикова. 1864 г. От С. Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Марта 18-го дня 1864 года. Цензор Архимандрит Макарий. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. Князю еще оставалось средство ко спасению и свободе; оно и предложено было изуверными мусульманами. Средство это не раз предлагаемо было и прежде князьям оклеветанным (напр. Михаилу Всеволодовичу Черниговскому, Васильку Константиновичу-Князю Ростовскому, Роману Ольговичу Рязанскому) – отречься от веры во Христа. Благоверный Михаил явился здесь мужественным поборником истинной веры и добрым исповедником Христа. Знал он слова Господа: обретый душу свою погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия той спасет ю 50 ; и не хотел сохранением временной жнзни потерять жизнь блаженную в вечности, не хотел их за тленной славы лишиться нетленных венцов, но показал полную готовность предать себя на позор, мучения и смерть ради Возлюбившого нас до крестной смерти Господа Иисуса. В ту же ночь (на Воскресенье) мучители прогнали от исповедника Христова всех бояр его и всю прислугу с бесчеловечной жестокостью и побоями; не пощадили и отца его духовного, Игумена Александра, неистово осыпав его жестокими ударами; разделили между собой и одежду великокняжескую. И остался благоверный Князь один в их руках, как агнец незлобивый, утешая себя боговдохновенными словами царя Пророка; «удалили от меня дружину мою и знаемых от страстей 51 ». Друзья мои и искреннии мои далече стали от меня 52 ». Поутру, лишь только рассвело, приказано было беззаконными судьями, возложить на выю святого страдальца большую колодку, сделанную из тяжелого дерева, которая должна была отягчать благородные рамена Князя-мученика, и это было началом и предзнаменованием дальнейших его мучений; это значило, что участь его решена окончательно, в совете нечестивых и беззаконных судей. 40 Акинф, по смерти В. Князя Андрея, состоял на службе князя Московского и пользовался особенным почетом. Но когда туда же поступил знаменитый Киевский боярин Родион Несторович с сыном и своими придворными, коих было 1700 человек, и князья Московские дали ему первое место между своимп боярами, Акинф обиделся, и с досады перешел на службу к Михаилу Тверскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот древнейший город Кашин (уже под 1237 годом упоминаемый в Никоновой летописи), издавна в ряду 11 городов Тверской губернии отличающийся обилием храмов Божиих (коих в нем при осьмитысячном населении 31, при чем три монастыря древних), снова сделался местом притечения верующих всей обширной России для достодолжного поклонения честным мощам преподобной Анны. Паломничеству к новопрославленной преподобной много благоприятствует удобное ныне сообщение по Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, от которой со станции Сонково имеется ветвь (в 53 версты) к городу Кашину 13 . a. Некоторые свои статьи И.В. Баженов предварял кратким изложением их содержания. b. Здесь и далее княжеские отчества, указываемые автором различно – Ярославич и Ярославович – приведены к единому написанию: Ярославич. c. Здесь и далее написание отчества Михаилович, используемое автором, заменено на традиционное Михайлович. d. Исправлена опечатка – 1469. e. Подразумевается, что одежды также не истлели. f. В тексте – отпусках. g. Полное название – «Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских». h. Возможно, имеется в виду книга: Вельтман А.Ф. Московская Оружейная палата. М., 1844. i. Видимо, подразумевается книга: Повседневных дворцовых времени государей царей и великих князей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича записок часть вторая, М., 1769. j. Видимо, подразумевается издание: Сводный иконописный подлинник XVIII в./По списку Г. Филимонова . М., 1874. k. Так в тексте. 1 Автору настоящего эскиза, уже 18 лет назад напечатавшему очерки о благоверной княгине Анне Кашинской в журнале «Русский паломник» (1890 года 39 и 40) и затем подробное исследование в журнале «Странник» (1900 года 6 и 7) на основании впервые исследованных им в архиве Святейшего Синода дел под 80 от 1855–1860 годов и под 458 от 1859–1862 годов, достаточно известна вся русская литература о трактуемом предмете. Таковы (кроме многих рукописей в Императорской Публичной библиотеке и у кашинских именитых старожилов) книги и статьи: священника А. Соколова «Святой благоверный князь Михаил Ярославич», 1864 год, Тверь; Прудникова «Исторические сведения о благоверной княгине Анне Кашинской», 1859 год, Петербург; В. Васильева «История канонизации русских святых», 1893 год; Е. Голубинского «История канонизации святых Русской Церкви», издание 2[-е], 1903 [год], Москва; В. Колосова «Благоверная великая княгиня Анна Кашинская», в «Трудах Тверского областного археологического съезда», 1906 год, Тверь; архиепископа Димитрия «Тверской патерик», 1907 год, Казань; Вл. Кисловского «Святая благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская», 1908 год, Ярославль; священника С. Архангелова «Памяти благоверной великой княгини Анны Кашинской», в «Церковных ведомостях» за 1908 год 40–43 и 46–47, и другие пособия, как статьи А. Иноземцева в «Чтениях Общества истории и древностей России» , 1871 года книга 4 и 1873 года книга 4; «Выпись из лицевого летописца», издание В. Успенского и Л. Целепи 1904 года, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла, с монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает первая редакция его жития. Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Икона святого благоверного князя Александра Невского. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской/icon-art.ru Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра. Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

http://pravoslavie.ru/39091.html

свящ. Александр Соколов 2) Снимок с древней иконы св. Благоверного Князя Михаила и преподобной матери его Ксении, в инокинях Марии. 3) Предсмертная исповедь св. Благоверного Князя Михаила. 4) Убиение св. Благоверного Князя Михаила. 5) Рака, в которой почивают мощи св. Бл. Князя Михаила. Объяснение рисунков 1. Ныне существующий Тверской Кафедральный Собор построен между 1689–1696 годами, при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах, Тверским Архиепископом Сергием, на собственное его иждивение. План для Собора взят с большого Московского Успенского Собора. Весь он сложен из белого камня. Длина его, внутри стен, с алтарем 13 ½ саж., ширина 10 1/3 саж., вышина до свода 10 саж. Внутреннее украшение его было, с самого построения, изящно и величественно. Иконостас его поставлен на 10 саж. вышины, и состоит из 5 ярусов. Нижние местные иконы украшены серебряными отлично вызолоченными ризами, с такими же венцами; – лампады перед ними серебряные. Во всех прочих ярусах все иконы обложены, по оплечьям и краям, золочёным серебром, с такими же венцами. Освящен 18 Мая 1696 г. тем же Архиепископом Сергием. Архиепископ Митрофан, (памятный, и своей строгой благочестивой жизнью, трудолюбивой мудростью, по управлению паствою, и устроению Собора, еще более незабвенный по своей просвещенной деятельности к усилению и возвышению духовного образования), исправил повреждения Собора от пожара 1736 г., выбрал простенки в алтаре и, вместо низких и узких дверей в отделениях алтаря, сделал красивые и высокие арки; стены украсил живописью и лепными фигурами. В 1853 г. Собор сей был обновлен; оклады икон и ризы перезолочены и промыты; стены вновь расписаны превосходным образом, с изящной уборкою художником Мягковым. Нижние фигуры картин (с правой стороны I. Христос насыщающий 5 тысяч 5-ю хлебами, с левой – Ап. Павел в Ареопаге), до того живы и естественны, что издали сливаются в одну группу с близ стоящим народом. Пилястры и откосы окон отделаны под мрамор. В 1863 г. вся живопись на всех стенах была снова промыта, а также и иконостас, откосы трех выходных врат – западных, северных и южных сделаны под мрамор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

свящ. Александр Соколов Состояние Церкви и Государства Русского в то время, в которое жил Благоверный В. Князь Михаил Тверской Иго монгольское В продолжение 200 лет от крещения Руси, при св. равноапостольном В. Князе Владимире, она испытывала многие и тяжкие бедствия, то от врагов внешних, то от междусобий внутренних – от властолюбия и споров князей, то от Божеских посещений. Но Господь, в это время, хранил свободу и независимость народа русского, и благосостояние святой Своей Церкви. Когда же, с умножением родов княжеских, между князьями усилилась зависть, гордость, и недоброжелательство одного к другому; когда они, вместо того, чтобы заботиться о благе народа, о благосостоянии св. Церкви, вместо того, чтобы подданным своим подавать пример взаимной любви и христианского благочестия, вооружались один на другого, отнимали друг у друга вотчины и уделы, проливали много крови христианской из за того только, чтобы усилить свою власть над другими князьями; когда вооружался нередко сын на отца, отец на сына, брат на брата, вообще самые близкие родственники не щадили один другого, презирая клятву и крестное целование на взаимный мир и любовь; когда и между народом оскудело благочестие, иссякла взаимная любовь и верность, усилилась взаимная неприязнь друг к другу, так, что и они, водимые своими князьями, бестрепетно поднимали руки на своих собратий, производили страшные насилия и грабежи, оскверняли храмы в тех городах, которые удавалось им завоевывать у своих же соотчичей единокровных и единоверных; кратко сказать, когда, по замечанию древнего благочестивого летописца, умножилась на Руси и усилилась «треплетенная злоба: гордость, зависть и неправда», над ней разразился гнев Божий, – Бог предал Русь тяжкому бедствию; она подпала владычеству Татар или Монголов. Бедствие это известно в истории под именем Ига Татарского или Монгольского. Бедствия России Страшные враги и поработители нашего отечества, без особенно-усильного труда, брали один за другим города Русские; потому что, и при этой грозе, не было мира и любви между князьями, не было согласия и тогда, когда вторглись в пределы Руси неистовые враги. Вместо того, чтобы им всем собраться заодно, выбрать из среды себя одного опытного и достойного предводителя или военачальника, и общими силами отразить врага, они думали только каждый сам о себе, спорили между собой о первенстве, и не хотели один другому подать помощи. И хотя многие из князей, с безпримерным мужеством и геройским самоотвержением, восставали против неприятелей, и бились, не щадя своей крови и жизни, но не могли одолеть многочисленных, дружных и стремительных в нападении врагов, и пали в кровавой битве, заслужив имя храбрых и память христолюбивых и мужественных защитников отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец они стали обвинять и самого В. Князя, и жаловались на то, что Михаил, занятый внутренним устройством в. княжения, не содействовал Новгородцам в их набегах на пограничные области. Окончив в 1311 и 1312 г. благополучно один разбойнический набег на шведские владения (где истребили все, чего не могли унести с собой, у бедных жителей не оставили ни одной рогатой скотины), надменные успехом Новгородцы почувствовали себя довольно сильными, чтобы управляться – без Великого Князя 42 . А потому они гласно стали роптать на В. Князя и укорять его в несоблюдении договора. Справедливо оскорбленный подобной дерзостью, Михаил в 1312 г. вывел своих наместников из Новгорода, занял войском Торжок, Бежецк и другие волости и остановил подвоз съестных припасов. Угрожаемый голодом Новгород смирился, и отправил своего Епископа Давида ходатайствовать о мире в Тверь. Благоверный Князь Михаил не желал зла Новгородцам, а потому, довольный их покорностью, немедленно заключил с ними мир. Он взял с Новгородцев 1500 гривен серебра, и снова послал к ним своих наместников. Новое путешествие В. К. Михаила в Орду и вероломство Новгородцев В это время В. Князю Михаилу нужно было отправиться в Орду. Хан Тохта умер, вместо него воцарился сын его Узбек. Михаилу нужно было представиться новому повелителю, чтобы получить от него подтверждение своего права на великокняжение. Пребывания князей в Орде бывали иногда довольно продолжительны. Занятый и собственными забавами и делами, и разбирательсгвом споров княжеских, хан не спешил решением дел; не редко, подстрекаемый подозрением, он хотел прежде познакомиться с прибывшими Князьями, узнать их покорность, выведать их расположения. Кроме того, пребывание Князей Русских придавало величие Ордынским царям, льстило их гордости, а главное доставляло богатую поживу от их щедрости, как ему, так и вельможам. Ha этот раз В. Князь Михаил должен был пробыть в Орде два года. Отсутствием Князя воспользовался беспокойный соперник его Георгий Московский. Легкомысленные Новгородцы послали в Москву к Георгию, и, признав его своим князем, объявили войну Князю Тверскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Слышите братия, сказал Христолюбец, что Господь говорит в Евангелии: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя 47 ; а нам не за одного друга, не за двух должно сложить свои головы, а за многое множество народа, избитого и томящагося в плену, за поругание святыни, за осквернение жен и дочерей от неверных. Пусть же будет слово Господне во спасение». Наутро, Святитель Варсонофий молитвой и благословением напутствовал В. Князя с его дружиной в поход против неприятелей. К бранному оружию благоверный Князь присоединил оружие, необоримое для верных, животворящий крест Господень, золотое изображение которого он возложил на перси свои. С сим святым победоносным знамением выступил он на подвиг веры и любви, во имя Господа. Войска, встретились в 40 верстах от Твери, при селе Бортневе. Рать Тверская казалась горстью перед несметными силами нсприятелей; но В. Князь Михаил воодушевил и подкрепил свою дружину надеждой на помощь и силу Бога, поборающего правде. «И чего бояться смерти, говорил Михаил воинам, не славнее ли и не отраднее умереть в честном бою, чем возвратиться со стыдом и бесславием, видеть разорение отечества, испытать позор плена?» Сказав это, мужественный воевода устремился на полки неприятельские; «и соступилися полки и была сеча великая и гибельная». С невыразимым мужеством, подобно львам, бились воины Тверского Князя, с быстротой и стремительностью орлов бросаясь на неприятеля. И падали враги, как снопы, под ногами воинов, и устлали трупами своими бранное поле. Пленники, томившиеся в неволе, забранные Георгием, разрывали узы свои, и с молитвой о победе и здравии Михаила, устремлялись на погибель нечестивых. Михаил бестрепетно носился навстречу смерти, предшествуя воинам в самых опасных стычках с неприятелями, и подкрепляя утомленных. Воинский доспех В. Князя был иссечен мечами неприятельскими, но ни одна язва не коснулась тела Богохранимого Михаила. И напал страх на врагов, и они устремились в бегство, давя друг друга в стремительном отступлении от грозной рати Михаиловой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этой-то небесной мудрости, в основании которой лежал страх Божий, и старалась научить сына своего боголюбивая Ксения. Природные качества его ума светлого и прозорливого, сердца доброго и любвеобильного, воли твердой и решительной образовались, возвысились и утвердились от наставлений и воспитания, какое получил благоверный Князь от своей благочестивой матери. Само собой, пример ее благочестивой жизни был лучшим руководством к благочестию и страху Божию. Свойства Великого Князя При внимательном чтении летописей этого времени, из немногих заметок, нередко бегло высказанных современниками, не можем не видеть прекрасных свойств души В. Князя Михаила. Искреннее благочестие и набожность 17 , глубокое смирение и кротость, любовь к своим подданным и всем соотечественникам, а вместе с тем твердость и решительность, храбрость и мужество были основными чертами, и, так сказать, существенными свойствами его характера. Любя Бога болыпе всего, он умом и сердцем устремлялся к небесному и божественному, почерпая просвещение и вразумление в Слове Божием. Пение псалмов Давидовых доставляло ему отраду и успокоение в жизни, и было его любимым занятием. Как истинный сын Православной Церкви, он был строгим хранителем ее святых уставов; не изнеживал, не утучнял он плоть свою, но строгий пост и продолжительные бдения, в соединении с молитвой, окрыляли дух его, истончали и одухотворяли самое тело. Любил он благолепие дому Божия и место селения славы Господней – и создал великолепный храм Христу Спасителю. Чтение деяний и житий святых и страданий мучеников возбудило в нем святую ревность подражать их небесной жизни и блаженной кончине. Любовь его ко Христу возгревала в нем желание умереть в страданиях за Христа смертью мученика. Короче сказать, он был Христианин не по имени только, но по истине. Какая светлая Христианская душа высказывается напр. в этих словах его к собору светских и духовных лиц: «Если я чем виноват пред Георгием, скажите мне, я готов исправить свою вину. Не хотел ли я остановить пролитие крови христианской? Не отрекся ли от великого княжения, только бы жить в мире? Скажите, есть ли на мне какая вина, и должен ли вступиться за народ мой, или один сложить голову за всех? Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя 18 . «Постоянной заботой моей было, говорил он после, помочь христианам. Мое желание – умереть за Христа». Михаил – удельный Князь Тверской

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010