На новую стезю идти, широкую и гладкую, Стезю покоя Церкви. Зовешь ты нас на пажить тучную, Где вместе (будто бы) пасутся И атеист, и Церкви сын, Где в дружеском объятии слились бы Христа противник и христианин, Где в высшем надхристианском безразличии Объединились бы чудесно и Небо, и земля, и ад. Зовешь на жизнь привольную в почете, уважении Для пастырей, но для Христа ли? Услышь же ты наш голос из подполья, Наш голос слабый, но правдивый... В этом огромном русском подполье, столь чуждом душою связанной с большевиками официальной Церкви, находятся свыше двухсот иерархов, во главе с Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром, – терпящие гонения от врагов Христовых, и множество иноков, иереев, мирян, Господу Богу отдавших свои упования. И твердо уповаем, что, по вере этих лучших людей, Спаситель смилостивится над нашей несчастной Россией и, как бывало не раз за тысячелетнюю ее историю, – выведет снова ее из погибели и мрака. И воскреснет вновь стародавняя Святая Русь, в страданиях излечившаяся от всех своих хворостей, и станет вновь великой и могучей. Да будет на сие воля Божия! Святые благоверные российские князья и княгини Великий Князь Александр (в схиме Алексий) Ярославович Невский, † 1263 23 ноября и 30 августа; Великая Княгиня Анна (в иночестве София) Кашинская, дочь Князя Димитрия Борисовича Ростовского, жена Святого Великого Князя Михаила Тверского. † 1337 12 июня; 21 Великий Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. † 1175 (убит) 4 июля; Князь Андрей Смоленский (Жил в царствование Uoahha III . Обретение мощей в 1540 г.) 27 октября; Князь Андрей (в иночестве Иоасаф) Вологодский, сын князя Димитрия Васильевича Заозерского (из князей Ярославских). † 1453 10 сентября; Князь Борис (во крещении Роман) Владимирович Ростовский. † 1015 (убит) 24 июня и 2 мая; Князь Борис Юрьевич Белгородский, сын Великого Князя Юрия Владимировича Долгорукого. † 1159; Княгиня Васса (в иночестве Феодора) Новгородская, игумения Зачатьевского на Волге монастыря, дочь боярина Ивана Киясавского, супруга князя Андрея Константиновича Суздальского и Нижегородского. † 1378 16 апреля;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Тверь не сохранила имена исторических лиц, создавших сюжеты уникальных изображений и тексты надписей на клеймах саркофага, однако неоспоримо, что эти мастера очень хорошо знали «Житие Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского» и были прекрасно образованы. Также неоспоримо и то, что эта рака имеет огромную историческую ценность, т.к. является уникальным произведением русского церковно-ювелирного искусства. III . Святые благоверные великие князья Александр Невский и Михаил Тверской В 2021 году, который был объявлен годом Александра Невского, православная Русь и Российская Федерация торжественно отметили церковно-государственный праздник — 800-летие со дня рождения славного сына и непобедимого полководца Земли Русской. Великий князь Киевский и Владимирский Александр Ярославич родился 13 мая 1221 г. в Переславле-Залесском. Он был вторым сыном переславского князя Ярослава Всеволодовича и внуком князя Всеволода Большое Гнездо. С Тверской землёй его связало само её выделение в 1243 г. Ярославом Всеволодовичем из Владимиро-Суздальских и Переславских земель. Затем — передача её уделом младшему брату Александра Ярославу Ярославовичу. Более того, д.и.н.. профессор В.А.Кучкин доказывает, что до того был в истории Тверского княжества период, когда им управлял, вместе с Новгородской землёй, сам победитель немцев на Чудском озере. Александр Невский ушёл из жизни 4 ноября 1263 г., возвращаясь из Орды, и не застал полководческих побед и великого духовного подвига своего родного племянника князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского. Но несомненно, что тот чтил своего знаменитого дядю и, в той или иной степени, продолжил его внутреннюю и внешнюю политику. Однако, надо подчеркнуть, что Тверской княжеский дом Рюриковичей выработал свою оригинальную политическую культуру и свой нравственный кодекс. Об этом можно прочесть в статье одного из авторов этого очерка «Тверская земля и Россия под покровом святого благоверного великого князя Михаила Ярославича. Есть и другие, прошлые и настоящие, связи Тверской земли с Александром Невским, с его именем: мощами, церквами и приходами, научной, краеведческой и художественной литературой. Нам же удалось найти параллели восприятия князей Александра и Михаила, связанные с ритуалом погребения, поклонения и исцеления у мощей этих общерусских святых.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Православие в Америке 109 Слова вечной Жизни Святейшего Патриарха Пимена. (К 25-летию архиерейской хиротонии) 165 ОПИСАНИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ Паломничество в места священных воспоминаний 180 Поездка в Узбекистан 232 РАЗНОЕ СТАТЬИ Κ. Е. СКУРАТА, ПОМЕЩЕННЫЕ В «ДОМАШНЕМ СЕМЕЙНОМ ЖУРНАЛЕ ОСТАПОВЫХ» ЗА 1955–1971 гг. Радость (Стихотворение). – Пасха 1955 года. Святейшему Патриарху Алексию (Стихотворение). – Сбор- ник, посвященный студентами VII выпуска МДА Св. П. Алексию. года. Вступительные экзамены в Московскую Духовную Академию. Размышления в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа. – Рождество 1956 года. Цель явлений воскресшего Господа Своим Ученикам. – Пасха года. Интервью нашего журнала с ответами. Пасха 1956 года. Отношение митрополита Платона (Левшина) к Троице-Сергиевой Лавре. – Рождество Христово 1957 года. Служение Святейшего Патриарха Алексия в храме святителя Ни- колая, что в Кузнецах. – Пасха 1957 года. Наш Святейший Владыка (Стихотворение). – Рождество 1958 года. Святейший Патриарх Алексий как проповедник. – Рождество года. О Святейшем Патриархе. – Рождество 1958 года. К 40-летию восстановления патриаршества в Русской Право- славной Церкви. – Пасха 1958 года. Святой благоверный великий князь Михаил Ярославович Твер- ской. – Пасха 1958 года. Торжество по случаю 40-летнего юбилея восстановленного патри- аршества Русской Православной Церкви. – Рождество 1959 года. Монастырь преподобного Пафнутия Боровского. – Рождество года. Совершение Акафиста преподобного Серафима. – Пасха 1959 года. Рождественские приветствия. – Рождество 1960 года. Совершение Богослужения Святейшим Патриархом Алексием. – Рождество 1960 года. Монастырь «Новый Иерусалим». – Рождество 1960 года. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. – Пасха 1960 года. День памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского, год. – Пасха 1960 года. Богослужение Святейшего Патриарха в селе Богородском. – Пас- ха 1960 года. Письмо к Редактору. – Пасха I960 года. Проводы Масленицы в Московских Духовных школах. – Пасха 1960 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Первые храмы после крещения Руси. Святыни. Праздники. Богослужебные книги и пение «Православный храм», пишет архиеп. Филарет, «есть дом Бога благодати и училище веры. Проникнутый этою мыслию о храме, благоверный Владимир, вслед за крещением народа, стал воздвигать храмы новой веры». На месте крещения народа им построен был храм во имя Ап. Петра, твердого проповедника веры. На месте низвергнутого Перуна – храм Св. Василия Великого – ангела Владимирова. На месте кончины первых мучеников киевских – храм Богородицы – Десятинный, с особенною любовью построенный и обогащенный. В Василеве, любимом загородном имении князя, – храм Спасителя. Сын равноапостольного отца, Ярослав, продолжал это дело. Софийский во славу Премудрости Божией собор – снимок с цареградского Софийского в меньшем размере, но украшенный щедрою рукою Ярослава «золотом, серебром, драгоценными камнями, дорогими сосудами и мозаикою, так что церковь сия заслужила удивление окружных народов». Храм был памятником веры и благодарности за окончательную победу, одержанную над печенегами. «Посем», говорит летопись, «заложи Ярослав церковь на Златых воротех св. Богородицы Благовещение, по сем св. Георгия монастырь и святые Ирины». Сын его, Св. Владимир, воздвиг Софийский собор в Новгороде. Брат Ярославов, Мстислав Владимирович, воздвиг в Чернигове храм Спасо – Преображенский. Владимир Мономах построил соборы в Ростове и Смоленске. Храмостроителем в Новгороде был его старший сын, Св. Мстислав. Младший сын, Георгий – Юрий Долгорукий, построил собор в Суздале, внук, Св. Андрей Юрьевич, – богатейший собор Успения Божией Матери во Владимире и монастырь Боголюбов. Владимирский храм был украшен Андреем Боголюбским с изумительною щедростью. Пять куполов были вызолочены, трое дверей церковных украшены золотом, паникадила серебрянные вызолоченные, ризы на иконах кованные из золота и осыпанные жемчугом, три сени для хранения Даров из чистого золота и с дорогими камнями, священнические ризы, шитые золотом. Брат его Всеволод III воздвиг во Владимире Дмитриев собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Дядя их, Великий Князь Ярослав, первый собиратель земли Русской, после страшного ее разорения, собрал и останки своих присных в родовую усыпальницу, а сам вынужден был идти в Орду, просить себе разрешения ханского, чтобы властвовать над развалинами. Но благодетельны были для России его твердость и великодушие, не оскудевшие посреди всеобщего бедствия; не усомнился он в будущих судьбах страждущей тогда земли, и вера сия, которая, по словам Апостола, есть осуществление ожидаемого ( Евр. 11:1 ), спасла Россию. Гроб Ярослава стоит в том же алтаре, напротив гроба несчастных его племянников, но с ним нет его потомства под сенью храма, который как будто хотел принять в себя только два поколения великокняжеские, Боголюбского и великого Всеволода, с их братьями и сынами. Сыновья Ярославовы, Андрей, Ярослав и Василий, скончались в своих уделах в Суздале, Твери и Костроме, и там погребены. Лучший из них, близкий сердцу всея Руси, которой заступником был во дни жизни и после блаженной кончины, в ликах святых, витязь Невский Александр, восприял в час смертный схиму, на обратном пути из Орды, и положен был, как инок, уже не в родовой усыпальнице, но в Рождественской обители своей столицы. Там отдыхал он более ста лет, под спудом, доколе знакомый ему клич ратный не воздвиг его опять ко спасению обуреваемой земли Русской. Уже полчища Мамая грозились на Дону и Преподобный Сергий послал своих схимников биться с его богатырями, обещая горнюю помощь Великому Князю Димитрию, и вот, в самую ночь Куликовской битвы, как гласит местное предание, сами собою зажглись свечи в монастырской церкви, где покоилось тело блаженного схимника Алексия, некогда мощного Князя Александра. Два старца в мантиях вышли тихо из алтаря и, приблизившись к каменному гробу, сказали вслух усопшему: «Княже Александре! востани и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемого иноплеменниками». Встал схимник Алексий, как бы по зову схимников Осляби и Пересвета, витязь Невский подвигся на помощь витязю Донскому, и победою увенчалось оружие Христианское. Созерцавший это чудное видение, церковный служитель, поведал о том властям духовным и обретены были нетленные мощи Благоверного Князя; но ему суждено было, после четырехсотлетнего покоя в обители Владимирской, придти опять на место своего земного подвига, на берега Невы, чтобы там освятить своим присутствием новую столицу прославленной Державы Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Страшно и сказать, какие ужасы производили татары в завоеванных ими городах Русских! «Если захочу изобразить их жестокости, ужасаюсь; душа моя трепещет, сердце болезнует и язык не движется, когда вспоминаю толикия беды». 1 Самое легкое зло была смерть. Они убивали всех без различия, не щадя ни пола, ни возраста, ни состояния. Но, по зверскому характеру своему, присоединяли к смерти страшные мучения, изобретая роды смертей самые мучительные; распинали и рассекали пленников, или, связав им руки, стреляли в них, как в цель, предавали позору дев и монахинь, священнических и знатных жен; жгли священников в самих храмах и обагряли кровью их святые алтари. Варвары предавали разрушению и пламени покоренные города и Божии храмы, грабили и расхищали сокровища князей и имущество граждан. Нашествием их многие города с их храмами и окрестными монастырями обращены в груду пепла и жалких развалин. Счастливыми могли быть почитаемы те, которые погибли в этом бедствии; живые могли позавидовать умершим. Какая смертельная скорбь и жалость должна была обнимать их сердца, когда видели они, вместо цветущих городов, груды развалин и пепла, загроможденные трупами погибших своих собратий, отцов, матерей, детей своих, и единокровных, которые валялись и гнили без погребения, оставленные воронам и псам, и смрадом заражали воздух! Некому было похоронить их; не было священников, чтобы отправлять божественные службы, не стало храмов, куда бы можно было прибегнуть за утешением, и облегчить лютую скорбь слезами молитвенными; остановились божественные священнодействия; не слышно священных песней, облегчающих тяжелую сердечную скорбь, замолкли утешительные беседы пастырей. Всякий ежедневно и ежечасно трепетал за свою жизнь, за свою участь, за все милое и дорогое сердцу. Матери остались бесчадными, и рыданиями наполняли воздух, видя, как тела детей их были попираемы конскими ногами, или рассекаемы мечами варваров. Благородные жены, не привыкшие ни к какому делу, и повелевавшие толпами слуг и прислужниц, должны были исполнять самые низкие работы у своих поработителей, всегда трепеща за свою жизнь и честь; они прислуживали женам злодеев, которые заставляли их и молоть в жерновах, и носить воду, и готовить их поганую пищу и приметать храмину. Привыкшие к дорогим нарядам, украшавшиеся золотом, серебром и жемчугом, ходили в рубищах босые и голодные. Вопли в городах, рыдания на улицах, плач и сетование в домах; повсюду смятение и стоны, повсюду страх и ужас. Подлинно и здесь можно применить слова Пророка: «глас в Руси слышан, плач и рыдание и вопль; она – святая Русь плачет о чадах своих, и не хочет утешиться, потому что их нет. 2 Как предки наши смотрели на общее бедствие

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Желая свободного и единодушного сочувствия ко благу общему, они не стесняли прав других князей, не прибегали к насилию, чтобы подчинить их своей воле и власти; употребляли силу только для того, чтобы противодействовать их вредным замыслам. Но они всегда готовы были уступить свои права, как скоро отстаивание этих прав навлекало беды на Отечество, как скоро это было причиной кровопролития. Особенно эта политика высказалась в княжение св. Благоверного Великого Князя Михаила Ярославича Тверского. Твердый, мужественный и непоколебимый в усмирении мятежников, смелый и решительный, когда дело шло о защите собственных прав или чести своего народа, или когда нужно расправиться со своими недругами, вообще, когда дело касалось суда и правды; св. Михаил не скоро решался поднимать руку и на врагов своих, как скоро дело можно было уладить мирным путем, или когда невинным гражданам его угрожало кровопролитие или опустошение. В основании всех его действий, всей политики, лежал закон Евангельский, и с ним-то соображал свои действия В. Князь. Он не унижался перед ханами с раболепным подобострастием, но, во имя этого же закона, признавал власть их над собой, и не отказывался от повиновения тирану. Во имя того же закона, повелевающего «положить душу свою за други своя», он отправился на верную смерть, когда, оклеветанный сродником своим, позван был на суд хана. Политика князей Московских Благоразумна и предусмотрительна, хотя и не всегда верна закону Евангельскому, была политика князей Московских. Стараясь о расширении собственных прав и своих владений, они не разбирали средств к достижению цели. Желая приобрести достоинство великокняжеское, и упрочить его за своим родом, они не рассуждали о справедливости и законности средств, чтобы осуществить его; употребляли все средства, возможные в тогдашнее несчастное время. Наконец, когда усилилось Московское княжение, они могли построить в уме своем мудрый план – соединить все силы России под одну власть, чтобы, впоследствии, приготовить для России свержение тяжелого и ненавистного рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

свящ. Александр Соколов Святой Михаил – Великий Князь Владимирский Св. Михаил – законный наследник великокняжеского престола Властолюбивый Великий Князь Андрей Александрович окончил, в 1304 г. июня 22, многомятежную жизнь свою, приняв перед смертью пострижение в иночество и схиму. Прямым и законным наследником великокняжеского престола был Тверской Князь Михаил Ярославич. Он был старший из Князей потомков Ярослава Всеволодовича, положившего душу свою за люди 38 . Никто не почитал себя вправе спорить с ним о престолонаследии. А потому Князья Русские избрали его В. Князем и возвели на престол Владимирский; бояре Андреевы, отдав последний долг почившему своему Князю, прибыли в Тверь, и, поздравив Князя Михаила, как Главу Князей Русских, перешли на службу к сему новому повелителю. Новгородцы, еще прежде заключившие с Тверским Князем договор мира и взаимной помощи, должны были признать свою зависимость от сего Князя; и уже наместники Михаиловы отправлены были в Новгород. Оставалось только получить утверждение в великокняжеском достоинстве от Татарского хана, но и в этом никто не сомневался; все были уверены за Князя Тверского. Соперник В. Князя Георгий Московский К несчастью, в бедственное время для Отечества, и самое неоспорпмое право можно было предвосхитить силой, если не собственной, то Татарской, и опыт показал, что не всегда можно надеяться на правосудие ханов, которые часто пренебрегали правами законных наследников, отдавая первенство тому, кому захотят, по своему произволу. Известны были и способы, какими можно было задобрить хана, чтобы иметь его на своей стороне. Следовательно, нужно было иметь столько хитрости, чтобы уверить прочих Князей в неблагонамеренных покушениях В. Князя и его стремлении стеснить права прочих Князей, – столько силы, чтобы можно противоставить ее могуществу соперника, так чтобы прочим Князьям безопасно было держать сторону искателя; столько гордости и властолюбия, чтобы не стесняться законностью и незаконностью средств к достижению цели; – и столько умения угождать врагам – поработителям России, чтобы иметь в них друзей и родственников: и тогда можно было смело вступать в спор с законным наследником всликокняжеского престола, с полной надеждой на успех. Таков именно был Князь Московский Георгий Даниловпч, внук Александра Невского и родной племянник Михаила Ярославича Твсрского. Происходя также из рода Ярославова, имея удел усиленный и преумноженный, как мы видели, при содействии Князя Тверского, он почитал себя довольно сильным, чтобы вступить в спор за великокняжеское достоинство с Михаилом. Личные его свойства, при самовластии и продажности ханов, обеспечивали эти искания властолюбия. Свойства Князя Георгия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Князя с усиленным войском; – их могла беспокоить и судьба князей и Новгородцев, бывших заложниками в Твери, а потому они в следующем 1317 г. отправили к В. Князю своего Архиепископа Давида, с мольбой о мире и об отпуске на окуп заложников Новгородских. И не послушал Князь мольбы Архиепископа и не отпустил князей Афанасия и Феодора и Новгородцев, бывших заложниками в Твери. Он знал, что столько раз изменявшие ему Новгородцы, в союзе с князем Московским, и теперь не останутся ему верны, и без всякого стеснения и опасения будут ему вредить, если он выпустит из своих рук Афанасия и Феодора, содержание которых в Твери могло удерживать своеволие одних и враждебные действия другого. Притом же такой мир мог казаться и постыдным и бесчестным для В. Князя, а главное непрочным, потому что Новгородцы, только уступая необходимости, предлагали его, не преставая питать в себе враждебные к нему расположения. Ему хотелось не принять условия мира, какие ему предложат, но самому предложить, какие он найдет соответствующими княжескому достоинству, а главное необходимыми для пользы и спокойствия государства. Усиление Московского княжения обширной областью Новгородской, обольщенной князем Юрием, и возбужденной против Тверского Князя, грозило опасностыо и даже гибелью не только В. Князю и его отчине, но и прочим князьям. Вот почему В. Князь с такой настойчивостью и такими строгими мерами, хотел смирить увлеченных Георгием Новгородцев. Вот почему он не иначе согласился на мир с ними, как взявши с них клятву, что они, ни в каком случае, не будут вмешиваться в их распрю с Георгием. И действительно, Новгородцы, сколько ни благоприятствовали князю Юрию, но, поскольку не знали, где он, принуждены были принять условия мира, предложенные В. Князем Михаилом, «чтобы им не вступаться ни за которого из них» и на этом заключили мир. Увидим, как оправдалась предусмотрительность мудрого Михаила. Князь Московский Георгий восхищает достоинство В. Князя «Сыны века сего», говорит Спаситель, «мудрее сынов света в роде своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем более, что князь Московский не скрывал от В. Князя, что договор мира не удержит его от своих и бсззаконных средств к достижению своей цели. Возобновлять договор мира значило бы показать свою робость, ободрить его в замыслах, или вызывать на новое вероломство. Для предупреждения зла, грозившего со стороны Георгия, Михаил в 1308 г. снова явился с войском под стенами Москвы, с целью смирить Георгия; но и эта попытка была безуспешна. Бедствия в Московской области, всегдашние спутники неприятельских нападений, не смирили, а ожесточили душу Георгия; с сего времени он сделался непримиримым врагом своего дяди В. Князя Тверского, и можно было ожидать, что Георгий не устоит ни пред какими средствами, и всем воспользуется, чтобы не только низвергнуть, но сжить со света опасного для его властолюбия соперника. Усмирение Новгорода Новгородцы сначала покорились В. Князю Тверскому, и безпрекословно принялп его, как скоро он объявил ярлык ханский, и когда В. Князь приезжал поклониться Св. Софии, Новгородцы охотно признали его Великим Князем, требуя от него подтверждения прав свободного города. Михаил, со всеми почестями, занял престол Новгородский. Но, привыкшие к вольности, всегда трепетавшие за свои права, и тщательно оберегавшие свои привилегии, могли ли спокойно ужиться с В. Князем Михаилом? Всегда враждовавшие и с предшественниками Михаила, они пользовались всяким маловажным случаем, чтобы объявить свое неудовольствие Князю. A у В. Князя был соперник – Московский князь, который легко мог преувеличивать опасения Новгородцев за свои права и вольности. Тяжел был для них Александр Невский; 41 Ярославом были они также недовольны. Благородный, твердый и мужественный Михаил мог быть представлен для Новгорода опаснее своих предшественников. И Новгород не устоял в верности В. Князю. Повод к неудовольствию на В. Князя скоро представился. Сначала Новгородцы стали жаловаться на Михаиловых наместников, которых обвиняли они в равнодушии к интересам Новгорода, и бездействии во время нападений на пределы их врагов внешних (Ливонских рыцарей 1307 г.), а также в их несправедливости и утеснении народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010