Недолго пожил славный Невский герой: он умер во всей красе мужества, всего 43 лет от роду; но потому-то и коротка была жизнь его, что ее сократили труды непосильные. Вспомнить только, в какое многоскорбное время жил этот Боголюбивый князь: и шведы, и немцы, и литва и татары, и даже чудь и емь – безвестные племена – будто сговорились все разорвать на клочки бедную землю русскую; а тут еще, к стыду и горю великому, и свои князья не умели мирно жить: то и дело ссорились между собой, да вели междоусобные войны... Много надобно было иметь и ума и мужества, чтобы и своих мирить, и чужих отражать, и с татарами – тогда непобедимыми – не ссориться, чтоб от них новой беды-разоренья на родную Русь не навлечь. И сумел все это выполнить Благоверный великий князь Александр Ярославович; и любил его за то русский народ – так, как не любил никого из тогдашних князей; а Бог прославил Своего избранника славой небесной, и святая Церковь причислила сего Благоверного князя к лику угодников Божиих. Родился князь Александр в благочестивой семье: было у кого поучиться добру. И дед его князь Всеволод и бабка – княгиня Мария были люди благочестивые; отец его князь Ярослав Всеволодович пострадал от татар в орде, а мать – княгиня Феодосия скончалась инокиней и в летописях называется святой; дядя его Георгий и двоюродный брат Василько были мучениками за святую веру; были и другие святые угодники из этой святой княжеской семьи. Восьмилетним мальчиком отец оставил его княжить в Новгороде, а двадцатилетним юношей он уже одержал славную победу на берегах Невы. Не будем здесь рассказывать подробно о всех трудах и подвигах Благоверного князя на пользу родной земли; но об этой знаменитой битве нельзя не сказать. Дело было в 1240 году. Шведский король, по научению папы римского, послал большое войско под начальством своего зятя Биргера, чтобы покорить русских и крестить их в веру латинскую. Для этой цели при войске были и римские бискупы. Гордый Биргер высадился на берегах Невы и послал сказать князю Александру: «Защищайся, если можешь, а я уж на твоей земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

здесь возобновила свою деятельность Духовная академия. Троице-Сергиева лавра сегодня является крупнейшим православным мужским ставропигиальным монастырем РПЦ, куда стремятся тысячи паломников со всех концов нашего обширного Отечества, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Она по-прежнему сохраняет первенство одного из основных духовных центров в современной России. А уникальный архитектурный ансамбль лавры по праву входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Почетным статусом лавры в России обладает также Александро-Невский монастырь, ставший первой монашеской обителью в новой учрежденной столице Санкт-Петербурге. Из древнего Владимира сюда торжественно были перенесены, по указанию Петра Великого, святые мощи благоверного великого князя Александра Невского, особо почитаемого защитника Руси и отныне ставшего ангелом-покровителем новой империи. Один из старейших архитектурных ансамблей города был заложен Петром в 1710 г. на берегу Черной речки, где он указал «непременно быть монастырю». И было определено именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного Великого князя Александра Невского» и расположить по правую сторону речки каменные монастырские строения, а по левую – деревянные партикулярные. Монастырь задумывался «преобразователем» Петром как новый тип учреждения, под влиянием модных тогда социальных учений, стремящихся придать монашеству утилитарное предназначение. Поэтому монастырь должен был стать образовательным, лечебным, благотворительным и исправительным заведением. Здесь предполагалось обустроить приют для увечных воинов и инвалидов Северной войны, создать госпиталь, в котором должны были нести послушание иноки, а также учредить заведение для лечения пьяниц. К счастью, идея подобного монастырского общественного служения не была реализована, ибо оно противоречило бы самой сущности монашеского духовного подвижничества. Александре-Невская лавра. Гравюра начала XIX b. Монастырь основывался на предполагаемом месте сражения Александра Ярославовича со шведами в 1240 г.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

«Уж не в Киев ли собрался ты, княже, – причитали владимирцы, – через эти Золотые ворота, какие ты послал было делать вместе с церковью на большом Ярославовом дворе. «Хочу, – говорил ты, – создать церковь такую же златоглавую, как на Золотых воротах, в память всему моему отечеству 93 ». Князя Андрея схоронили в златоверхой церкви Успения, им созданной и украшенной. Так окончил жизнь свою св. Благов. Вел. князь Андрей Боголюбский, первый собиратель Руси, первый могущественный князь ее, провозгласивший идею сильной и мудрой власти краеугольным камнем, при созидании и укреплении Руси, и первый мученик этой идеи, запечатлевший ее своею кровью 94 . Древний летописец, изобразивший яркими красками страшные картины мученической кончины князя и его трогательное погребение, заканчивает свое сказание таким замечательным, поистине христианским размышлением о трудовой жизни Андрея и о его безвременной и ужасной кончине. «Св. Благоверный князь Андрей во всю жизнь свою не давал телу покоя и очам «дремания» до тех пор, пока не достиг дома истинного, прибежища всех христиан, Царицы небесных чинов, приводящей всякого человека – ко спасению многими путями. Как прекрасное солнце Бог не поставил на одном месте, чтобы оно оттуда освещало всю землю, но устроил ему восток, полдень и запад; так и угодника, своего, князя Андрея, Бог не даром привел к Себе, но дал ему так пожить, чтобы он мог не только жизнью своею душу спасти, но и кровью своею мученическою омыть свои прегрешения. И апостол учит: кого любит Господь, того и наказует. И св. отцы: где нет подвига, там нет венца, где нет страдания, там нет и воздаяния, ибо всякий держащийся добродетели не может обойтись без многих врагов. А потому-то заслуженно принял от Бога победный венок, ты, князь Андрей, самое имя которого значит «мужество», ты последовал разумным святым страстотерпцам, омывшись страдальческою кровью своею... Вместе с братьями своими Романом и Давидом (св. Борисом и Глебом) притек ты ко Христу Богу и, водворившись в райском неизреченном довольстве, сподобился видеть во веки блага...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Поражение врагов и великодушие победителя В. Князя Михаила Казалось, в этой глубокой и непроницаемой тьме бедствий и скорби, облегавшей доброе сердце Михаила, в новом свете и славе просияли святые свойства души и христианские добродетели Христолюбивого В. Князя. Невинный в своей совести, он хотел как бы перед целым светом, пред дальнейшим потомством показать чистоту своих помыслов и намерений. Не терпя озлобления людей своих, Благоверный Князь созывает совет духовных и светских лиц – Епископа Варсонофия, князей и бояр, и пред ними изливает скорбь свою, прося у них утешения и совета. «Вы знаете, братия, что отступился я от великого княжения, в пользу сродника моего Георгия, и подати заплатил я; а за всем тем, сколько бедствий причинили моей отчине. Я все терпел, не утолится ли злоба его, но теперь вижу, что они ищут головы моей. Рассудите вы меня с моим сродником; скажите в чем я виноват пред ним, и я заглажу свою вину; лучше мне единому пострадать, нежели допустить гибнуть народ мой». Речъ, исполненная глубокой скорби и христианского смирения, привела в слезы присутствующих, и они как бы едиными устами отвечали доброму Князю: «во всем ты прав, господин наш, как Ангел Божий, пред сродником своим. Сколь великое смирение явил ты, уступив ему в. княжение, и при всем том, какие бедствия и озлобления причиняют тебе пред нашими глазами!». Слезы и рыдания заглушпли речь советников В. Князя, тяжелая скорбь разрывала их сердце. Удерживая слезы, советники продолжали: «чего же нам теперь ждать от окаянных Татар? Ужели мы допустим, чтобы опустошили город, осквернили святыню? Ужели ждать нам того, что нас изрубят они, или живых возьмут в плен? Да не будет сего, друзья, лучше умрем со славой за святую веру, и за отечество наше. А ты, Великий господин наш, веди нас против врагов, мы готовы за тебя положить жизнь свою. Не много нас числом, но мы веруем, что не в силах благоволит Господь; Он поборет по нас; потому что мы за души наши и братий наших поднимаем меч на супротивных». Понравился такой совет Христолюбивому Князю; он согласен был с законом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С юных лет св. Михаил вступил в управление отчиною своей – княжением Тверским, и был истинным отцом своих подданных 19 . С такой снисходительностью и добротой он принимал всякого и знатного и убогого, как будто забывал высоту и превосходство своего сана. Да и что такое была слава и величие земное для того, кто устремлял ум свой к Богу и искал почестей вышняго звания? Он считал себя должником бедных и нищих, вдов и сирот, оказывая им всякое благодеяние и милость. Всякому открыт был вход в его великокняжеский дворец, всякого с любовью принимал В. Князь. Но, по искренней любви к Богу, он особенно любил служителей св. Алтаря; дом его был пристанищем для лиц священного сана. Назидательны указания и в летописях и в преданиях народа, по которым представляется, как будто Князь со своей благоверной матерью, Епископ и духовенство составляют одну семью, которая делит с княжеским семейством и народом и радость и горе, участвует в затруднительных обстоятельствах Князя, и во всех предприятиях и делах; доброе дело предпринимается и решается общим советом и согласием. Так, по сказанию летописи, 1285 г., т. е. когда Князю было еще 14 лет, «заложена бысть церковь каменна на Твери Благоверным Князем Михаилом, матерью его Оксиньей и преподобным Епископом Симеоном Кузму и Дамиану и преложиша имя Спас Преображения» 20 . Епископ – первое лицо в семейном совете Благоверной Ксении и Великого Князя, и по случаю избрания супруги Князю. Его совета, молитв и благословения просят они во всяком важном предприятии. С Епископом и духовенством В. Князь советуется о войне и мире. Епископ приглашается в советы князей и становится посредником мира между враждующимп князьями 21 . За то Князь отстаивает интересы своего Владыки. Дети княжеские сопутствуют Епископу Андрею на собор Владимирский, составившийся по доносу сего Епископа. Уважая своего Владыку, В. Князь чтит и первосвятителя Русской церкви Митрополита Киевского. Будучи В. Княземъ, св. Михаил сопровождал Святителя Петра, Московского Митрополита, в Орду, для испрошения льгот и привилегий духовенству и церкви. Брак Князя Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Михаил принял его с великой почестью, и с любовью христианина взял па себя обязанность примирить с ним беспокойного и властолюбивого брата, и сдержал слово 31 . В 1285 г. Литовцы напали на области Тверскую и Новгородскую и завоевали область, принадлежавшую Тверскому Владыке Симеону. Князь Тверской Михаил Ярославич пригласил с собой Москвичей, Волочан, Новоторжцев и житслей других городов, с соединенными силами, напал на хищников; и «поможе Бог хрестьяном», говорит летописец 32 . В. Князя Литовского убили, иных избили, а других взяли в плен, а некоторые из неприятелей разбежались, оставив все заграбленное в руках победителей. В 1301 г., когда Новгородцы, предводимые В. Князем Андреем восстали на Шведов, имея намерение разорить опасную для спокойствия России крепость (Ландскрону), недалеко от нынешнего С. Петербурга; Князь Тверской не остался праздным и безучастным к делу, от которого зависело благо и безопасность пределов Отечества. С войском отправился он к берегам Невы, на помощь Новгородцам, и только известие о победе Новгородцев над Шведами и об уничтожении крепости заставило его воротиться в свою отчину. Миролюбие В. Князя Михаила Во время междусобий властолюбивых Князей и страшных опустошений Татарских, не было ничего вожделеннее мира и согласия между самыми князьями. О сохранении и восстановлении этого мира преимущественно заботился наш благоверный Князь Михаил. Увидим, как, напутствуемый исповедью и св. тайнами, при отправлении в Орду, он ясно высказал светлые помыслы души своей: « желал я, и много думал о том, как бы помочь христианам; но многих ради грехов многая тягота сотворяется от наших раздоров и несогласия». Читая летопись этого времени, невольно замечаем, что, когда сходятся князья рассуждать об общем деле, или решают распри и споры частных владетелей, необходимым посредником между ними является Князь Тверской; даже в духе недружелюбия и вражды восстающие один на другого – князья, оставляют неприязненные действия, и, вместо кровопролития, заключают дело миром и дружбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Народ взывал к своему Князю, как бы живому, или воплями своими хотел воскресить его. Все теснились к раке Благоверного Князя, каждый хотел видеть эту драгоценную сокровищницу, и облобызать священные останки или прикоснуться к принесенной святыне. Знаменитые бояре и сановники с трудом могли подвигаться среди молящегося народа, но никак не могли внести в церковь раки Святого, и принуждены были поставить у врат церковных пред монастырем Архистратига Михаила, на берегу Волги 64 , для чествования и поклонения народа, доколе не утолился народный плач. После этого уже, хотя и с трудом, за множеством народа, внесли в церковь честную раку Угодника Божия. Когда открыли гроб, великой радостью и умилением преисполнились сердца безутешной супруги, семейства великокняжеского и всех присутствующих; они увидели, что тело мученика сохранилось цело и нетленно. Из столь далекой земли везено было тело Святого сперва иа телеге, а потом в санях; столь долгое время (около полугода), в летнее время, лежало в Москве, – и тление не коснулось его! Все прославили Бога, прославляющего святых своих; и уже более торжественным, чем скорбным и плачевным было погребение славного Христова мученика. Из церкви св. Архистратига св. мощи, с великолепным торжеством, перенесены были в Кафедральный собор – Преображения Господня, созданный самим В. Князем Михаилом; и здесь оставлены на несколько дней без погребения, чтобы народ мог утешиться, воздав поклонение Святому и прикоснувшись ко гробу с честными останками Страстотерпца. Между тем изготовлен был гроб каменный для переложения св. мощей. Тогда Епископ Варсонофий с духовенством благоговейно переложил св. мощи в новоустроенный гроб, и после надгробных песнопений, похоронили, с правой стороны Собора, подле Епископа Симеона, в 6 день Сентября, на память чуда Архистратига Михаила. Благоговение Тверитян к Св. Благоверному Князю Михаилу Сокрыты были под спудом мощи св. Благоверного Князя Михаила, но тем не менее народ чтил благоговейно память его и место его погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Матерь В. Князя Михаила, Блаженная Княгиня Ксения, во инокинях Мария, преставилась еще за шесть лет до убиения сына, в 1312 году, в Софийском монастыре, облекшись пред смертью в схиму, и погребена в Тверском Кафедральном Соборе. Благоверная княгиня Анна, разделявшая труды и все горести своего благоверного супруга-Князя, с покорностью всеблагому Промыслу, перенесла и последнюю тяжелую разлуку с ним; и, утешенная знамениями небесной славы Христова Мученика, вскоре уневестилась Христу, принявши иноческий образ, в том же Софийском монастыре, с именем Евфросинии. Здесь, впрочем, недолго пребывала она в подвигах поста и молитвы; сын ее Князь Василий Михайлович Кашинский слезным прошением умолил ее перейти к нему в Кашин, где основал монастырь близ Успенской церкви (ныне церковь при соборе), в котором и оставалась она до самой кончины, подавая собой другим пример жизни святой и богоугодной, и назидая их словом благочестия. Здесь приняла она схиму, с прежним именем Анны, а скончалась 19 лет спустя после убиения Михаила в 1338 г. и погребена в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В царствование Государя Алексея Михайловича обретены были нетленные мощи ее. Благочестивый Государь изволил путешествовать на поклонение честным мощам Благоверной Княгини, которые почивали открыто 69 . Имя Св. Анны записано было в месяцесловах под 2 числом Октября, во имя ее созидались и освящались храмы, с именем знаменовались новорожденные. Составлена была и служба Благоверной Анне 70 . Но при Патриархе Иоакиме, по причине, главным образом, возникшего недоразумения, точно ли в Кашине жила и почила Благоверная, мощи ее были закрыты, впредь до тщательнейшего рассмотрения и дознания дела 71 . Мощи В. Княгини Анны и до ныне остаются под спудом, и почивают в Кашинском Воскресенском соборе. При них для богомольцев отправляются панихиды, или молебные пения всем Святым. В. Князь Димитрий Михайлович не избег мести ханской за убиение Георгия. Друзья Георгия представили хану такое самоуправство Димитрия весьма опасным и оскорбительным для власти ханской, и возбудили в нем гнев против убийцы своего зятя. Через десять уже месяцев 15 Сентября 1325 г. хан приказал умертвить Димитрия. Так скончался этот смелый, пылкий и решительный Князь на 28 году своей жизни. Епископ Варсонофий и вся Тверь в 1326 г. оплакивали смерть Димитрия, в котором видели свою надежду на счастье и безопасность, как прежде оплакивали смерть отца его, и по тем же следам встречали тело его, и похоронили в том же Спасопреображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Уж не в Киев ли собрался ты, княже», причитали владимирцы, «через эти Золотые ворота, какие ты послал было делать вместе с церковью на большом Ярославовом дворе. «Хочу», говорил ты, «создать церковь такую же златоглавую, как на Золотых воротах, в память всему моему оте­честву». 95 Князя Андрея схоронили в златоверхой церкви Успения, им созданной и украшенной. Так окончил жизнь свою св. Благов. вел. князь Андрей Боголюбский, первый собиратель Руси, первый могущественный князь ее, провозгласивший идею сильной и мудрой власти краеугольным камнем, при созидании и укреплении Руси, и первый мученик этой идеи, запечатлевший ее своею кровию. 96 Древний летописец, изобразивший яркими красками страшные картины мученической кончины князя и его трогательное погребение, заканчиваем свое сказание таким замечательным, поистине христианским размышлением о трудовой жизни Андрея и о его безвремен­ной и ужасной кончине. «Св. Благоверный князь Андрей во всю жизнь свою не давал телу покоя и очам «дремания» до тех пор», пока не достиг дома истинного, прибежища всех христиан, Царицы небесных чинов, приводящей всякого человека ко спасению многими пу­тями. Как прекрасное солнце Бог не поставил на одном месте, чтобы оно оттуда освещало всю землю, но устроил ему восток, полдень и запад; так и угодни­ка своего, князя Андрея, Бог не даром привел к Себе, но дал ему так пожить, чтобы он мог не только жизнью своею душу спасти, но и кровью своею мучениче­скою омыть свои прегрешения. И апостол учит: кого любит Господь, того и наказует. И св. отцы: где нет подвига, там нет венца, где нет страдания, там нет и воздаяния, ибо всякий держащейся добродетели не может обойтись без многих врагов. А потому-то за­служено принял от Бога победный венок, ты, князь Андрей, самое имя которого значит «мужество», ты последовал разумным святым страстотерпцам, омыв­шись страдальческою кровью своею.... Вместе с братьями своими Романом и Давидом (св. Борисом и Глебом) притек ты ко Христу Богу и, водворившись в райском неизреченном довольстве, сподобился видеть во веки блага.... уготованные Богом всем любящим Его». 97 И это убеждение в святости невинного страдальца, великого князя Андрея, и вера древнего летописца в то, что Господь увенчает эту праведную кончину своего угодника мученическим венцом, подобно Борису и Глебу, оправдались всецело впоследствии. В 1702 году мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского были обретены нетленными и тогда же октября 15 дня положены на вскрытии в соборном храме Успения в приделе Благовещения пр. Богородицы, который затем в 1768 г. по случаю реставрации собора по высочайшему рескрипту императрицы Екатерины II переименован во имя св. благоверного великого князя Андрея, а мощи были тогда переставлены и помещены между двух столбов на левой стороне в средине храма, где устроен над ракой роскошный балдахин, и где они находятся до сего времени. 98

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вследствие того, рака благоверной княгини запечатана, иконы ее, служба и житие отобраны и спрятаны архиепископом Тверским, пение молебнов воспрещено, храм, созданный во имя ее в Кашине, освящен вновь во имя Всех Святых. Соборное деяние о блаженной княгине Анне находится в Московской Синодальной библиотеке (Сборник 684, л. 381–415). С того времени мощи почивают под спудом, а память благоверной княгини местно чтится 2 октября. 71 Княгиня Ксения, супруга князя Ярослава Ярославовича, была дочь какого-то новгородца Юрия Михайловича. А в житии святого Михаила Тверского помещен рассказ, что отец его Ярослав, ловя зверей на берегу Волги, близ села Едимонова, встретил красавицу Ксению, дочь причетника, и женился на ней, хотя она была уже невестой служившего при нем отрока Григория. Григорий после того удалился от света и основал близ Твери Отрочь монастырь (Карамзин. IV, прим. 118, История Российской Иерархии, V, стр. 419). Ксения скончалась в 1312 году, приняв пострижение, и погребена в Тверском соборном храме. В ризнице этого собора хранится древний образ великого князя Михаила и блаженной матери его Ксении, которые представлены держащими в руках город (Тверь). Снимок с этого образа приложен к книге священника А. Соколова: «Святой князь Михаил Тверской. Тверь. 1864». Местные жители почитают память княгини Ксении как молитвенницы за родину. 72 В 1327 году посол и родственник ханский Шевкал явился в Тверь с многочисленными толпами грабителей. Разнесся слух, вероятно, ложный, что он хочет умертвить князя Александра Михайловича с братьями и обратить тверитян в магометанство. Александр, вооружив народ, напал на татар, перебил значительную часть войска Шевкала и сжег его самого с остатком дружины во дворце, где заперлись татары; хан послал Иоанна Московского с другими князьями для усмирения Александра, который должен был бежать и укрыться в Пскове. 73 Гедимин, великий князь Литовский, в это время завоевал южные и юго-западные уделы России; Киев достался ему в 1321 году (История Карамзина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010