Уже вскоре после «крещения Руси» при князе Владимире Русь стала являть Богу и миру почитаемых праведников (как то: святые князья Борис и Глеб; святой Феодор, епископ Ростовский; святители Иоаким, Лука и Герман, Новгородские чудотворцы; преподобный Моисей Угрин; святая благоверная великая княгиня Анна; святой князь Владимир Ярославович; преподобный Ефрем Новоторжский…). Впоследствии Русь просияла такими великими светильниками как Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Иоанн Кронштадтский и пр. М.В. Нестеров. Святая Русь . Можно ли говорить о «русском Православии» как об особенной ветви вселенского Православия? Православие едино, как едина Вселенская Православная Церковь , един её Глава Господь Иисус Христос , едино учение веры, едины Церковные Таинства, едины величайшие святыни, едина общая цель и надежда. Относительно национальностей, все перед Богом равны. На этот счёт Церковь учит определенно: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином» ( Рим.10:12 ), «Нет уже Иудея, ни язычника» ( Гал.3:28 ). Человек прославляется или осуждается Богом не по национальному признаку, а по духовно-нравственному состоянию, желанию и готовности следовать за Христом. Номинальная принадлежность верующего к государству, обозначаемого как Святая Русь, не делает его автоматически святым — скорее накладывает дополнительные религиозно-нравственные обязательства, усугубляет ответственность. Разумеется, этим доводом отнюдь не отрицается особая роль Русской Православной Церкви, как одной из Поместных Церквей, в деле хранения, укрепления и распространения веры на земле. Христианское использование этого наименования подразумевает не превозношение над другими народами, а личную ответственность христианина, чтущего подвиг предков, посвятивших себя Христу, и стремящегося соответствовать их духовному уровню. Как следует относиться к заявлением о превосходстве российского народа над всеми остальными? В Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ). «Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» (Основы социальной концепции РПЦ. II.4). Достаточно остро высказывался по этому поводу священник Даниил Сысоев : «Отождествления себя с членами своей нации для христианина вообще странно. Он – член новой нации Христа, которая включает в себя представителей всех народов». Имея верное мировоззрение, православный христианин не станет даже думать о превосходстве одного народа над другими в этническом отношении. При этом сам он отождествляет себя с народом Божьим (с Земной Церковью). Цитаты о святой Руси

http://azbyka.ru/svyataya-rus

Но возвращение Александра встревожило Князя Московского; между ними опять завязалась борьба не на жизнь, а на смерть. Мужественный Александр не мог быть равнодушным зрителем самовластия Князя Московского. Иоанн спешил скорее освободиться от совместника, могущего препятствовать замыслам самовластия. В 1339 г. он отправился в Орду и представил хану двух сыновей своих, как будущих покорных слуг ханских, и наклеветал на Князя Тверского, который вскоре позван был туда же. Александр опять отправил Феодора, и за ним уже отправился сам. И здесь, через месяц, решилась его участь. 29 Октября он с особенным усердием молился Богу, простился с сыном и боярами, сделал распоряжение насчет княжества, потом исповедался и приобщился Св. Таин; тоже самое сделали и бояре и сын его Феодор, и спокойно ждали своей участи. Вскоре за сим вбежали отроки и с плачем объявили о приближении убийц. Александр вышел к ним на встречу и подвергся страшной и мучительной смерти вместе со своим сыном Феодором; они розняты были по составам. Истерзанные останки несчастных Князей были привезены в Россию, отпеты во Владимире Митрополитом Феогностом, который сам встречал их, по пути из орды во Владимир, и похоронены в Тверском Кафедральном соборе подле Св. Михаила и Димитрия 72 . После Александра занял престол Тверского княжения опять брат его Константин Михайлович. При нем Тверь, опустошенная Монголами, возникла из своего пепла, опять собрались рассеянные жители и Божии церкви засияли в прежнем великолепии. Он называется собирателем и восстановителем Тверской волости, после Татарского опустошения. Но ни он, ни брат его Василий уже не думали спорить с Князем Московским, сильным милостью и покровительством хана. Покорность свою Князю Московскому они показали уже и тем, что позволплп снять от Св. Спаса большой колокол, которым славилась Тверь, и привезти в Москву: (такая нсвольная уступка была бы очень чувствительна и ныне; как же болезненно она должна отозваться в сердце князей и народа, при тогдашних понятиях о колоколе вообще и о колоколе главной церкви)! Константин мирно скончался в 1346 г., а брат его Василий, ведший постоянную и гибельную для народа распрю с Всеволодом Александровичем, преставился в 1368 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тотчас по отъезде князя в Новгороде начались беспорядки. В 1228 году в новгородской земле стояла необыкновенно дождливая осень. С самого Успеньева дня начали лить дожди и продолжались непрерывно до Николина дня. «За все это время мы не видали ни одного светлого дня, – замечает летописец. – Нельзя было ни сенокоса окончить, ни убрать с полей хлеба» 55 . Очевидно, Бог прогневался на новгородцев. Нужно было найти виноватых. В то время владыкой в Новгороде был инок Арсений, избранный в архиепископы приверженцами Ярослава Всеволодовича. Враги последнего воспользовались народным возбуждением по случаю небывалого ненастья. Собралось бурное вече. Раздались крики: «Владыка Арсений во всем виноват. Из-за него стоит ненастье. Зачем он неправильно сел на владычнем столе, заплативши мзду князю!» Толпа бросилась на владычен двор. Кроткий Арсений едва успел укрыться в храме св. Софии, но его оттуда вытащили, «акы злодея пьхающе за ворот». Владыка едва спасся от смерти. Тогда толпа принялась за истребление других приверженцев Ярослава. Весь город поднялся на ноги. Никогда не бывало столь бурного веча. Ярославовы сторонники решились защищаться до последней крайности. Готовилось ужасное кровопролитие, но, к счастью, под самый Николин день, на 6 декабря, произошло страшное наводнение, сломало Волховский мост и таким образом разделило противников, собравшихся с оружием в руках на противолежащих сторонах. Восторжествовавшая партия послала сказать князю, что он может приехать в Новгород, но должен отказаться от всех затеянных им новин, должен уважать новгородскую старину и вольности. В противном случае, замечали послы, «ты себе, а мы себе». Но Ярослав вовсе не был такой князь, который бы легко отказывался от своих стремлений. Среди зимы, в ночь на вторник в сыропустную неделю новгородцы узнали, что юные княжичи, Феодор и Александр, по приказанию отца, покинули Новгород. Это внезапное исчезновение было ответом Ярослава на новгородские требования. Новгородцы поняли, что Ярослав сильно разгневался на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Александр Невский - сам святой, был братом и отцом святых. Новгородский князь Феодор Ярославович, уже упоминавшийся старший брат Александра, неожиданно скончался в юном возрасте накануне своей свадьбы. Господь прославил его нетленными мощами, от которых творились чудеса. А сын Александра - св.блгв. князь Даниил, первый собиратель Москвы , унаследовавший от отца редкостное смиренномудрие. (Можно было бы порассуждать о невидимой земному оку, но имеющей место быть духовной связи двух русских столиц, в основании которых - мощи святых князей - отца и сына). ...Вот что хочется сказать, подытоживая разговор о святости благоверного князя Александра. Факты его суровости, даже жестокости известны, не имеет смысла их замалчивать. Но его прославлением Господь показывает нам, что не отступления от праведности или впадение в те или иные грехи важнее всего в жизни человека. Вседержитель мира оценивает главное устремление жизни человека: к Свету ли оно, и это решает его участь в вечности. Святой не значит безгрешный, без греха един лишь Господь. «Священномучениче Петре, моли Христа Бога спастися душам нашим» + + + Святой благоверный князь Александр Невский - небесный покровитель Санкт-Петербурга. (Заметим в скобках, что перенесением его святых мощей из Владимира занимался император Петр I, которого вряд ли кто-нибудь назовет глубоко набожным человеком, и факт этот интересен сам по себе). До революции 12 сентября - день перенесения святых мощей св.Александра Невского - было общегородским праздником и неприсутственным днем, отмечалось многотысячным крестным ходом. В наши дни эта традиция возрождается, в нынешнем году крестный ход проводился в десятый раз. Через святого князя наш молодой и склонный к западничеству город невидимым образом соединяется с древлерусским благочестием и историей. Звено в этом преемстве традиций было явлено в дореволюционном Санкт-Петербурге явно. Великолепный Феодоровский собор у Московского вокзала Санкт-Петербурга, посвященный 300-летию Дома Романовых, восстановленный в наше время, задумывался как " священное хранилище заветных святынь царствующего дома и всего русского народа " . Совсем не случайно нижний храм собора посвящен св.блгв.князю Александру Невскому. Князь был глубоко почитаем императорской фамилией, имел с ней и кровные связи. А почил Александр Невский в Городце Волжском под сенью Феодоровской иконы Божией Матери, древней святыни, которой через столетия суждено было стать покровительницей царствующего рода.

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/12/...

Князя Михаила. «Не прилично, рассуждал Святитель, светильнику быть под спудом; он должен быть поставлен на свещнике, и светить в храмине православной церкви». Благочестивая мысль до того утвердилась в нем, что не давала покоя Божию Архиерею; но недоумевал он, как привести ее в исполнение; потому что не знал места, где положены честныя мощи. К тому же носился слух, что они сгорели во время большого пожара. Наконец нашелся один старец Священник собора именем Феодор, который когда-то давно служил при гробе Святого. Маститый старец рассказал Святителю, что он, с самых юных лет помнил и своими очами видел, что святые мощи стояли наверху зсмли, что были от них многие чудеса и исцеления; не помнит только и не знает, когда были они обретены; что, когда был в Твери большой пожар 65 , и пламя обхватило соборный храм, тогда честныя мощи, частью из опасения, чтобы не были завалены стенами, могущими распасться от сильного огня, частью из боязни, чтобы они не сгорели, вложены были в деревянную гробницу, (которую, для большей безопасности поставили в большой каменный гроб), и сокрыты в земле у церковной стены. С великой радостью слушал Святитель рассказ старца Иерея, и призвал искусного мастера Иоанна, чтобы разобрать церковный пол на том месте, которое указывал сей старец. Иоанн, взяв благословение у Святителя, начал разбирать пол, потом расчищать землю; прокопавши землю на глубину одного локтя, увидел каменный гроб. В это врсмя Святитель со священниками стояли и молились, чтобы Господь явил к ним милость свою. Когда же показался гроб, все чрезвычайно обрадовались, и, облачившись в священные одежды, Святитель со священниками совершили соборне молебное пение Спасителю и Пречистой Его Матери и святому Михаилу. Святитель окропил св. водой всю церковь и гробницу Святого и всех предстоящих и собрание разошлось, благодаря Бога, не презревшего молитвы рабов своих. Обрадованный Божиим благопоспешением благому своему делу, Святитель возымел новое святое желание устроить раку для св. мощей, сочинить службу святому Благоверному Князю Михаилу и новоустроенный придел освятить во имя новоявленного чудотворца св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Долгоруков Князья Шуйские Знаменитая в русской истории фамилия князей Шуйских, происходящая от князей Суздальских, угасла в России в 1638 году, но продолжала существовать в Литве (нынешних западных губерниях). Эта литовская ветвь князей Шуйских происходит от князя Ивана Дмитриевича Шуйского, по прозвищу Губка выехавшего из России в Литву при Царе Иоанне IV. Потомство князя Губки разделилось на две отрасли, из коих одна поселилась в Литве, другая на Волыни; сия последняя отрасль угасла в начале девятнадцатого века 84 , а литовская существует и поныне. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО X: Великий Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, рождение 1190 † 1246 (см. статью о князьях Щепиных-Ростовских) КОЛЕНО XI: Святый благоверный Великий Князь Александр Ярославович Невский (во иноках Алексий), рождение 1220 † 1263; женат на княжне Полоцкой Александр-Вассе Брячиславовне 85 КОЛЕНО XII: Князь Василий Александрович † 1271 Князь Дмитрий Александрович † 1294 Андрей Александрович, Великий Князь Российский † 1304; женат на княжне Василисе Дмитриевне Ростовской Князь Даниил Александрович Московский † 1303; родоначальник Великих Князей Московских Княжна Евдокия Александровна КОЛЕНО XIII: Князь Александр Дмитриевич † 1292 Князь Иоанн Дмитриевич Переяславский † 1302 Княжна Мария Дмитриевна, за Довмонтом, князем Псковским Князь Юрий Андреевич † 1279 Князь Борис Андреевич † 1303 Князь Михайло Андреевич Суздальский КОЛЕНО XIV: Князь Василий Михайлович Суздальский † 1309 КОЛЕНО XV: Князь Константин Васильевич Суздальский † 1355; женат 1. на Анне Васильевне; 2. на Елене NN КОЛЕНО XVI: Князь Андрей Константинович Суздальский и Нижегородский † 1365; женат на Василисе NN (во инокинях Феодоре) † 1377 Князь Дмитрий-Фома Константинович Нижегородский и Суздальский, и в продолжение некоторого времени Великий Князь Владимирский † 1383 Князь Борис Константинович Городецкий, потом князь Нижегородский и Суздальский † 1394; женат на княжне Марие Ольгердовне Литовской Князь Дмитрий Константинович Ноготь, угасших князей Ногтевых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Феодоровская икона Богоматери – покровительница св.блгв. кн. Александра Невского К 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского 12.02.2021 2610 Время на чтение 25 минут Лицевой летописный свод (том 6 стр. 8) изображение Александра Ярославовича; подпись под ним: «Аще бо и честию земнаго царствиа почтенъ бысть от Бога, и сопруга име и чада прижи, но смиренную мудрость стяжа паче всех человек, бе же возрастом великъ зело, красота же лица его видети яко Иосифа Прекраснаго , сила же его бе яко часть от силы Самсоновы , гласъ же его слышати яко труба въ народе» Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого благоверного князя Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой благоверный князь Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон , епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От старца-иерарха получил святой благоверный князь Александр первое благословение на ратное служение на защиту Руси. Спасо-Преображенский собор ( XII век) и памятник святому благоверному князю Александру Невскому (середина XX века). Название Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого благоверного князя Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Икона святого благоверного князя Александра Невского 17 век

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Скачать epub pdf Июнь 5 Феодор Ярославович, князь Новгородский (брат святого благоверного князя Александра Невского), святой благоверный Благоверный князь Феодор Новгородский, старший брат святого Александра Невского, родился в 1218 (1219) году. Княжеское служение его родной земле началось в очень раннем возрасте. По летописям, в 1228 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти. Но вольные новгородцы постановили на вече призвать на княжение св. Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября/3 октября). И не прошло и года, как в феврале 1229 года юным княжичам пришлось покинуть Новгород. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. 30 декабря 1238 г. он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль Залесский. В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей. В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в брак с дочерью святого Михаила Черниговского Феодулией. Когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. Это было 5 июня 1233 года. Святой Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; 25 сентября» 8 октября). В 1614 году шведы, ругавшиеся над всеми святыми, при своем нападении на монастырь, «ищущи поклажи, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и, яко жива, поставили у церковной стены». Новгородский митрополит Исидор, услышав о том, испросил дозволение перенести св. мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Долгое время нетленные мощи девственного князя, источавшие исцеления, почивали в соборе открыто. Служба благоверному князю составлена в 1787 году митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым († 1801 г.). Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Разделы портала «Азбука веры» Православное видео Каталог православного видео (6+) Вход Пожертвовать Святой благоверный князь Александр Невский Зарегистрируйтесь, чтобы добавить в Избранное ( 12  голосов:  4.6 из  5) Предыдущий Следующий СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), “князь кроткий, милостивый и человеколюбивый”, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия ВсеволодовичаЖитие.. Святой благоверный князь Георгий Всеволодович.Икона. Святой благоверный князь Георгий Всеволодович (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь ФеодорЖитие.. Благоверный князь Феодор Новгородский.Икона. Благоверный князь Феодор ЯрославовичМолитвыЦерковь св. блгв. кн. Феодора Новгородского и свт. Николая Чудотворца. (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель СимонЖитие.. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский.Молитвы, епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли… Издательство “Глас” См. также раздел СВЯТЫЕ И СВЯТОСТЬ на портале “Азбука веры”. Рекомендуемые видео TG-kahaлы VB-kahaлы ещё Самое популярное Метки Аборты Алексей Леонов Алкоголизм Афон Библия Бог Богослужения Великий Пост Вера Грехи Дети Документальные фильмы Иконы Ислам История История Церкви Катехизация Крещение Литургия Любовь Медицина Молитвы Монашество Музыка Мультфильм Наука Оккультизм Паломничество Пасха Пост Праздники Проповедь Рождество Христово Святые Священники Секты Семья Старцы Страстная Суеверия Таинства Христианство Художественное кино Церковь Чудо Сейчас в разделе 199  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 Пожертвовать поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/video/svyatoj-blagovern...

Князь Константин Святославович Муромский, отец святых князей Михаила и Феодора. † 1129 21 мая; Князь Константин Всеволодович Ярославский, брат святого князя Василия. † 1257 3 июля; Князь Константин Ярославский, живший в начале XIV в., сын святого князя Феодора 19 сентября и 5 марта; Князь Михаил Всеволодович Черниговский. † 1246 (замучен татарами) 20 сентября и 14 февраля; Князь Михаил Муромский, сын святого князя Константина. † 1129 21 мая; Великий Князь Михаил (в схиме Матфей) Ярославович Тверской. † 1318 (замучен татарами) 22 ноября; Великий Князь Мстислав (во крещении Феодор) Киевский, сын Великого Князя Владимира Мономаха . † 1132 15 апреля; Князь Мстислав (во крещении Георгий) Ростиславович Новгородский Храбрый. † 1180 14 июня; Князь Никола Святоша Давидович Черниговский, первый инок из князей. † 1143 14 октября; Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, во крещении Елена. † 957 11 июля; Князь Олег (в иночестве Леонтий) Романович Брянский, внук святого Великого Князя Михаила Черниговского. † 1280 20 сентября; Князь Петр (в иночестве Давид) Муромский. † 1228 25 июня; Князь Петр, Царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. † 1290 30 июня; Княжна Предислава (в иночестве Евфросиния) Полоцкая. † 1173 23 мая; Князь Роман Глебович Рязанский. † 1207; Князь Роман Олегович Рязанский. † 1270 (замучен татарами) 19 июля; Князь Роман Владимирович Угличский. † 1285 3 февраля; Великий Князь Ростислав (во крещении Михаил) Мстиславович Киевский Набожный (Блаженный). † 1168 14 марта; Великая Княгиня Соломонида (в иночестве схимонахиня София), разведенная супруга Василия III. † 1542 16 декабря; Княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская. † 1228 25 июня; Князь Ярополк (во крещении Петр) Изяславович Владимиро-Волынский. † 1086 22 ноября и 25 мая; Князь Феодор Фоминский Красивый, из Князей Березуйских (Смоленских). † 1381; Князь Феодор Муромский, живший в XII в., сын святого князя Константина. 21 мая; Князь Феодор Ярославович Новгородский Чермный, брат святого Великого Князя Александра Невского. † 1233 5 июня;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010