Александр Невский - сам святой, был братом и отцом святых. Новгородский князь Феодор Ярославович, уже упоминавшийся старший брат Александра, неожиданно скончался в юном возрасте накануне своей свадьбы. Господь прославил его нетленными мощами, от которых творились чудеса. А сын Александра - св.блгв. князь Даниил, первый собиратель Москвы , унаследовавший от отца редкостное смиренномудрие. (Можно было бы порассуждать о невидимой земному оку, но имеющей место быть духовной связи двух русских столиц, в основании которых - мощи святых князей - отца и сына). ...Вот что хочется сказать, подытоживая разговор о святости благоверного князя Александра. Факты его суровости, даже жестокости известны, не имеет смысла их замалчивать. Но его прославлением Господь показывает нам, что не отступления от праведности или впадение в те или иные грехи важнее всего в жизни человека. Вседержитель мира оценивает главное устремление жизни человека: к Свету ли оно, и это решает его участь в вечности. Святой не значит безгрешный, без греха един лишь Господь. + + + Святой благоверный князь Александр Невский - небесный покровитель Санкт-Петербурга. (Заметим в скобках, что перенесением его святых мощей из Владимира занимался император Петр I, которого вряд ли кто-нибудь назовет глубоко набожным человеком, и факт этот интересен сам по себе). До революции 12 сентября - день перенесения святых мощей св.Александра Невского - было общегородским праздником и неприсутственным днем, отмечалось многотысячным крестным ходом. В наши дни эта традиция возрождается, в нынешнем году крестный ход проводился в десятый раз. Через святого князя наш молодой и склонный к западничеству город невидимым образом соединяется с древлерусским благочестием и историей. Звено в этом преемстве традиций было явлено в дореволюционном Санкт-Петербурге явно. Великолепный Феодоровский собор у Московского вокзала Санкт-Петербурга, посвященный 300-летию Дома Романовых, восстановленный в наше время, задумывался как " священное хранилище заветных святынь царствующего дома и всего русского народа " . Совсем не случайно нижний храм собора посвящен св.блгв.князю Александру Невскому. Князь был глубоко почитаем императорской фамилией, имел с ней и кровные связи. А почил Александр Невский в Городце Волжском под сенью Феодоровской иконы Божией Матери, древней святыни, которой через столетия суждено было стать покровительницей царствующего рода.

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/12/...

2. Родословие Здесь начинаются принципиальные различия первого и второго варианта Утвержденной Грамоты 1598 года. В первом варианте самостоятельный раздел «Родословие» отсутствует, в грамоте как бы подразумевается отсылка на «Степенную Книгу Царского Родословия», но исторический наследственно-генеалогический материал не рассматривается, а обозначены только три представителя Династии: ее основатель Великий Князь Рюрик, его Правнук Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир и последний представитель Династии Рюриковичей Царь Феодор Иоаннович: «Отъ Него же npieмшe земля наша Руская своими Государи величатися, и властвоватися, имже начало и корень бысть Рюрикъ глаголемый отъ колена Августа Кесаря Римскаго, первый Beлukiй Князь въ Pyciu въ великомъ Новеграде. От его же рода благоверный Beлukiй Князь Владимеръ Kiebckiй, крестивый землю нашу Рускаю святымъ крещениемъ, въ четвертомъ степени произыде. Отъ него же, Владимера глаголю, beлukiu Xpucmiahcmiu поборницы, блarobephiu Цари и Beлukie Князи Pycmiu, по Царскимъ степенемъ произшедше изыдоша даже и до сего времени, въ нем же Государь нашъ, благоверный и христолюбивый Царь и Beлukiй Князь едоръ Ивановичь всеа Pyciu Самодержецъ; nocлeдhiй осьмынадесять Цapckiй степень отъ Великаго Князя Владимера обретеся, самодержавствова ckuempoцapcmbiя великаго Pociйckaro государства 14 летъ»(43). И далее происходит переход к краткому описанию смерти Царя Феодора Иоанновича и возникших в связи с нею драматических для Российского государства обстоятельств. Во втором, более позднем варианте Грамоты представлен полноценный самостоятельный раздел «Родословие», который несет в документе огромную смысловую, идеологическую нагрузку. Объем раздела составляет около 8 тысяч знаков, и в нем последовательно названы все поколения Рода Рюриковичей в той ветви, которая вела к Святому Благоверному Великому Князю Александру Ярославовичу Невскому и через Его Сына Великого Князя Даниила Александровича к Великим Князьям Московским вплоть до Царей Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича - всего 21 поколение(44).

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

За Рязанским княжеством были сожжены Коломна, Москва, Суздаль. Батый подступил к Владимиру. Город можно было спасти ценой рабства, которое предлагал хан, но жители предпочли смерть. В последние часы перед взятием Владимира оставшиеся жители затворились в Успенском соборном храме вместе с владимирским епископом Митрофаном. Монголы, ворвавшись в город, подожгли храм, где совершалось последнее богослужение. Перед лицом страшной трагедии, разыгравшейся на Русской земле, все были уравнены. И князья, которые не жалели отчизны в кровавых междоусобиях, заботясь только о личной выгоде, и простые горожане – все сделались рабами ханов. Исчезла русская государственность, начатки просвещения, промышленности, торговли. Разрушены города, храмы, иноческие обители. Русь лежала в руинах. Погибло все земное, все временное, все дела рук человеческих. Уцелело только то, что вечно и неизменно, – вера православная, Церковь Христова. Именно она и стала опорой русского народа в постигшем его бедствии. Мученичество русских князей «Пало иго монгольское на землю Русскую, и покорилась ему Русь», – восклицает летописец. Тяжелые дни наступили для тех, кто уцелел. И в это страшное время проявляется вся любовь русского народа к Богу, верность Его Церкви. Все прекрасное, что было раньше затоптано проявлением взаимной вражды, теперь явилось в чудном свете верности Богу и любви к людям, не только у простого народа, но и у его князей. Монгольское иго создало условия для настоящего мученичества за Христа. Непобедимые ханы Золотой Орды убедились в невозможности заставить русских людей отречься от православной веры. И первый пример такого мученичества явили святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор. Князь был вызван в ставку хана. Прежде чем предстать перед его лицом, монгольские жрецы потребовали от князя и боярина подчиниться языческому обычаю. Они должны были поклониться изображениям умерших ханов, солнцу и войлочным идолам. Михаил ответил: – Христианин должен поклоняться Творцу, а не творению. Такова христианская вера!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Георгий отправил к ним, вместо себя, своего родственника, бывшего на службе у него в Москве Феодора Ржевского. Феодор начал с того, что перехватал наместников В. Князя и заключил их под стражу. Потом собрал войско из мятежных граждан, устремился к берегам Волги с намерением опустошить область Тверскую, которая казалась беззащитной в отсутствие В.Князя. Но навсгречу полкам Новгородским выступил с Тверской дружиной сын В. Князя 14-летний воевода Димитрий, прозванный за свою храбрость и пылкий характер, «Грозные очи». Войска сошлись на противоположных берегах Волги, но не могли вступить в битву, по причине осенних непогод и морозов, покрывших Волгу тонким льдом. Новгородцы снова заключили мир с верными Князю Тверитянами, но опять с вероломным намерением принять более благонадежные меры к свержению власти В. К. Тверского; и тут же послали в Москву за князем Юрием, а сами возвратились в Новгород. Юрий очень рад был предложению Новгородцев, согласился на все условия, ими предложенные, и в эту же зиму прибыл в Новгород с братом своим Афанасием. Подписавши договор, на всей воли Новгородской, он занял княжеский престол к великой радости вероломных граждан. «И ради быша Новгородцы своему хотению». Возвращение В. Князя. Ηаказание Новгородцев Только радость эта не была продолжительна. В. Князь Михаил, сведав о беззаконных действиях Георгия и об измене Новгородцев, и, справедливо опасаясь от такого союза, бедствий не только для своего дома и отчины и престола великокняжеского, но и для всей России (потому что Князь, так изменнически поправший права Михаила, в союзе с народом, тоже не уважавшим законов долга и чести, не мог остановиться в своих властолюбивых замыслах), принес справедливую жалобу хану, надеясь, силой и властью его, восстановить порядок и спокойсгвие в отечестве. Вследствие этой жалобы Георгий позван был в Орду, дать ответ против обвинений В. Князя; а Михаил снабжен был вспомогательным войском для усмирения опасных мятежников. Георгий отправился в Орду, запасшись богатыми дарами, как лучшим средством оправдания пред беззаконными судьями, а Новгород поручил управлению брата своего Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибывши в архиерейский дом, он чувствовал себя бодрым, и высказывал удивление случившемуся с ним, говорил с Ключарем, пришедшим к нему после крестного хода, и обещался на другой день сам служить в Соборе, 25 Июня, по случаю царского дня. В самую уже полночь он почувствовал припадки жесточайшей холеры, которая после перешла в нервную горячку. На 8 день болезнп 1 Июля Святитель скончался. Крестный ход с мощами св. Благоверного В. Князя Михаила, с тех пор, совершается ежегодно 24 Июня, в память избавления города Твери от смертоносного поветрия, только не вокруг города, а вокруг Кафедрального собора. Стечение народа в этот день бывает необыкновенное. Более 30,000 богомольцев стекается к Собору из разных мест всякого чина и звания, чтобы помолиться Угоднику Божию, и подойти под честную раку его, во время обнесения. Нет места вблизи Собора, которое не было бы занято усердными богомольцами, если только на нем, хотя как-нибудь, можно держаться; вся площадь кругом собора бывает занята народом; народ теснится и в окнах домов, из которых можно видеть торжественную процессию и гроб Угодника, как бы плывущий поверх волнующегося и устремляющегося к нему народа; влезают и на ближайшие деревья, и на тумбы и на всякое возвышение; им занята и соборная колокольня. Такова вера и усердие к Угоднику Божию! Св. церковь , в день памяти Св. Благоверного Князя, 22 Ноября, прославляет его высокие христианские добродетели, в чистоте воспитанное и целомудренное житие и неповинное страдание; и, приглашая всех мучениколюбцев к духовному и празднственному торжеству, так воспевает: «Приидите днесь Российстии собори и видите, яко суд без вины приемлет мученик Михаил, яко агнец беззлобив заколен бысть от окаяннаго Кавгадыя, и повержено бысть тело его на земли, и никим же вреждено бысть; и сей убо венчася, тойже без памяти погибе, и сей в мире славим есть, он же в геенне мучится, сей же Христа Бога молит о душах наших» 67 . 61 Можно было опасаться, что вид замученного и окровавленного Князя возбудит в Россиянах сильное негодование против Князя Московского, и чувство болезненной жалости к убиенному превратится в ненависть и желание мести убийцам. 62 Бездеж Карамзин полагает в нынешней Астраханской губернии, ниже Энотаевска, на рукаве р. Волги. Ясы и Алане жители сего города. Между ними были и христиане. 65 Если это пожар, – бывший при Епископе Акакии в 1537 г. то, приняв во внимание, что иерей Феодор служил при гробе Святого, надобно положить, что ему было далеко за 100 лет. В то время сгорели в соборе и чудные иконы от древних лет, украшенные серебром и златом, и камением драгим, и священные многоценные сосуды и святые книги. Церкви Божии по посаду деревянные сгорели все со множеством людей (Сов. Врем. стр.399).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Авва Паисий сказал: солнце не видело меня ядушим. А меня гневающимся, сказал на это Иоанн (Колов). Иоанн Колов спросил у братии: кто продал Иосифа? Один из монахов ответил: братия его. Старец возразил не братия, а смирение. Он мог бы объявить, что он брат их и воспротивиться продаже. Но он умолчал и продало его смирение, потом оно же сделало его обладателем Египта. Отечник. И преблаженному Тимофею, сколько ни был он духовен; святой Апостол повелевает внимать чтению (Т. 1:13), из сего можно дознать, что и нам надлежит привнести от себя труд, для углажения пути к приятию Святого Духа. Благовестник. 4-го марта «Дивен Бог во святых Своих» и многообразно прославляет Он любящих Его. «От благочестиваго корене» святого благоверного великого князя Владимира Мономаха произошло не мало великих деятелей и святых князей всецело восприявших душою Поучение, оставленное им их великим родоначальником. Между потомками Владимира были Мстислав Храбрый, Мстислав Удалой, великий князь Михаил Черниговский, великая княгиня Феодосия, в постриге Евфросинья, все почивающие нетленными мощами и источающие чудеса: у великой княгини Феодосии были святые сыновья: Феодор Ярославович, скончавшийся в молодых летах, будучи женихом, 1233 г. 5 июня, мощи его находятся в Новгороде, Александр Невский родной брат Феодора. К сродникам же их относятся и ранее убитые святые страстотерпцы Борис и Глеб звероломно погибшие от руки брата Святополка. Большою святостью, мудростью и любовью к ближним отличался и меньшой сын Александра, великий князь московский Даниил. Несмотря на то, что великокняжеский престол достался ему, когда ему было всего два года, он не только не умалил достояния предков, но ещё и многое приобрел, поднимая оружие лишь в защиту обиженных и слагая его тотчас, когда враждующие стороны приходили к соглашению. Мощи его лежат нетленными в основанном им в Москве Даниловом монастыре. Скончался в 1303 году 4 марта и перед смертью , подобно отцу своему, пожелал принять схиму. 4 же марта празднуется память преподобного Герасима, которого не только люди, но и звери дикие любили за его незлобие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Князя Михаила. «Не прилично, рассуждал Святитель, светильнику быть под спудом; он должен быть поставлен на свещнике, и светить в храмине православной церкви». Благочестивая мысль до того утвердилась в нем, что не давала покоя Божию Архиерею; но недоумевал он, как привести ее в исполнение; потому что не знал места, где положены честныя мощи. К тому же носился слух, что они сгорели во время большого пожара. Наконец нашелся один старец Священник собора именем Феодор, который когда-то давно служил при гробе Святого. Маститый старец рассказал Святителю, что он, с самых юных лет помнил и своими очами видел, что святые мощи стояли наверху зсмли, что были от них многие чудеса и исцеления; не помнит только и не знает, когда были они обретены; что, когда был в Твери большой пожар 65 , и пламя обхватило соборный храм, тогда честныя мощи, частью из опасения, чтобы не были завалены стенами, могущими распасться от сильного огня, частью из боязни, чтобы они не сгорели, вложены были в деревянную гробницу, (которую, для большей безопасности поставили в большой каменный гроб), и сокрыты в земле у церковной стены. С великой радостью слушал Святитель рассказ старца Иерея, и призвал искусного мастера Иоанна, чтобы разобрать церковный пол на том месте, которое указывал сей старец. Иоанн, взяв благословение у Святителя, начал разбирать пол, потом расчищать землю; прокопавши землю на глубину одного локтя, увидел каменный гроб. В это врсмя Святитель со священниками стояли и молились, чтобы Господь явил к ним милость свою. Когда же показался гроб, все чрезвычайно обрадовались, и, облачившись в священные одежды, Святитель со священниками совершили соборне молебное пение Спасителю и Пречистой Его Матери и святому Михаилу. Святитель окропил св. водой всю церковь и гробницу Святого и всех предстоящих и собрание разошлось, благодаря Бога, не презревшего молитвы рабов своих. Обрадованный Божиим благопоспешением благому своему делу, Святитель возымел новое святое желание устроить раку для св. мощей, сочинить службу святому Благоверному Князю Михаилу и новоустроенный придел освятить во имя новоявленного чудотворца св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уже вскоре после «крещения Руси» при князе Владимире Русь стала являть Богу и миру почитаемых праведников (как то: святые князья Борис и Глеб; святой Феодор, епископ Ростовский; святители Иоаким, Лука и Герман, Новгородские чудотворцы; преподобный Моисей Угрин; святая благоверная великая княгиня Анна; святой князь Владимир Ярославович; преподобный Ефрем Новоторжский…). Впоследствии Русь просияла такими великими светильниками как Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Иоанн Кронштадтский и пр. М.В. Нестеров. Святая Русь . Можно ли говорить о «русском Православии» как об особенной ветви вселенского Православия? Православие едино, как едина Вселенская Православная Церковь , един её Глава Господь Иисус Христос , едино учение веры, едины Церковные Таинства, едины величайшие святыни, едина общая цель и надежда. Относительно национальностей, все перед Богом равны. На этот счёт Церковь учит определенно: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином» ( Рим.10:12 ), «Нет уже Иудея, ни язычника» ( Гал.3:28 ). Человек прославляется или осуждается Богом не по национальному признаку, а по духовно-нравственному состоянию, желанию и готовности следовать за Христом. Номинальная принадлежность верующего к государству, обозначаемого как Святая Русь, не делает его автоматически святым — скорее накладывает дополнительные религиозно-нравственные обязательства, усугубляет ответственность. Разумеется, этим доводом отнюдь не отрицается особая роль Русской Православной Церкви, как одной из Поместных Церквей, в деле хранения, укрепления и распространения веры на земле. Христианское использование этого наименования подразумевает не превозношение над другими народами, а личную ответственность христианина, чтущего подвиг предков, посвятивших себя Христу, и стремящегося соответствовать их духовному уровню. Как следует относиться к заявлением о превосходстве российского народа над всеми остальными? В Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ). «Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» (Основы социальной концепции РПЦ. II.4). Достаточно остро высказывался по этому поводу священник Даниил Сысоев : «Отождествления себя с членами своей нации для христианина вообще странно. Он – член новой нации Христа, которая включает в себя представителей всех народов». Имея верное мировоззрение, православный христианин не станет даже думать о превосходстве одного народа над другими в этническом отношении. При этом сам он отождествляет себя с народом Божьим (с Земной Церковью). Цитаты о святой Руси

http://azbyka.ru/svyataya-rus

Филиппа, митрополита московского; в средине их и пред последним приделом простирается паперть. В теплом приделе 4 окна, из коих одно в алтаре; длиною он с алтарем 6 саж. ¾ арш., а в ширину 3 саж. 1½ арш. В Филипповском приделе два окна, из коих одно в алтаре, а другое в церкви; длиною он с алтарем 3 саж. 1½ арш., а шириною 1 саж. 1 аршин. В главной церкви обращает на себя особенное внимание стенная иконопись, коею росписаны как своды, так и стены самой церкви и алтаря. Иконопись сия не Фресковая, а клеевая, впрочем, отличается древним пошибом и может относиться к XIV веку, когда устроен храм. Она по местам обветшала, а внизу совсем забелена. Вверху в куполе изображен Спаситель с благословляющею десницею, а по стенам праздники, святители, князья, воины и проч. Для примера иконописи укажем на изображения двоих св. русских князей, на хорах, над западным столбом, по правую сторону. Изображения князей хотя не имеют над собою надписи; впрочем, должно полагать, что это изображен св. благоверный Феодор, князь смоленский и ярославский с детьми своими Давидом и Константином. Сняты только отец и один сын по левую сторону; а изображение другого сына по правую сторону от времени обветшало и местами забелено. На изображениях отец и сын в венцах, оба с крестами в руках и в княжеских одеждах, т. е. в княжеских шапках, однорядках и мантиях по верху. Различие только в том, что у отца одежда белая, а у сына празелень; у отца в левой руке под мантиею книга, а у сына меч; отец стоит на кругу или на ковре, а сын без ковра; у отца волоса подстрижены в кружок, а у сына длинные распущены. 16. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торговой стороне. Местоположение Успенской церкви и первоначальное основание ее. Дальнейшая судьба сей церкви. Придельная церковь Алексея человека Божия и судьба ее со времени основания до присоединения к Успенской церкви. Устройство Успенской церкви в настоящее время совне и внутри. Церковь Успения пресвятой Богородицы находится в Новгороде на Торговой стороне в Словенском конце у самого Ярославова Дворища, в Торгу, на Козьи Бородке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Но возвращение Александра встревожило Князя Московского; между ними опять завязалась борьба не на жизнь, а на смерть. Мужественный Александр не мог быть равнодушным зрителем самовластия Князя Московского. Иоанн спешил скорее освободиться от совместника, могущего препятствовать замыслам самовластия. В 1339 г. он отправился в Орду и представил хану двух сыновей своих, как будущих покорных слуг ханских, и наклеветал на Князя Тверского, который вскоре позван был туда же. Александр опять отправил Феодора, и за ним уже отправился сам. И здесь, через месяц, решилась его участь. 29 Октября он с особенным усердием молился Богу, простился с сыном и боярами, сделал распоряжение насчет княжества, потом исповедался и приобщился Св. Таин; тоже самое сделали и бояре и сын его Феодор, и спокойно ждали своей участи. Вскоре за сим вбежали отроки и с плачем объявили о приближении убийц. Александр вышел к ним на встречу и подвергся страшной и мучительной смерти вместе со своим сыном Феодором; они розняты были по составам. Истерзанные останки несчастных Князей были привезены в Россию, отпеты во Владимире Митрополитом Феогностом, который сам встречал их, по пути из орды во Владимир, и похоронены в Тверском Кафедральном соборе подле Св. Михаила и Димитрия 72 . После Александра занял престол Тверского княжения опять брат его Константин Михайлович. При нем Тверь, опустошенная Монголами, возникла из своего пепла, опять собрались рассеянные жители и Божии церкви засияли в прежнем великолепии. Он называется собирателем и восстановителем Тверской волости, после Татарского опустошения. Но ни он, ни брат его Василий уже не думали спорить с Князем Московским, сильным милостью и покровительством хана. Покорность свою Князю Московскому они показали уже и тем, что позволплп снять от Св. Спаса большой колокол, которым славилась Тверь, и привезти в Москву: (такая нсвольная уступка была бы очень чувствительна и ныне; как же болезненно она должна отозваться в сердце князей и народа, при тогдашних понятиях о колоколе вообще и о колоколе главной церкви)! Константин мирно скончался в 1346 г., а брат его Василий, ведший постоянную и гибельную для народа распрю с Всеволодом Александровичем, преставился в 1368 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010