Тело его было погребено в Твери, в церкви святых Космы и Дамиана, ныне это Спасо-Преображенский собор. Обратимся теперь к супруге князя – Ксении. Княгиня Ксения Юрьевна Владимирская, Тверская, или, как ее именовали летописцы, княгиня Оксинья, пользовалась большим авторитетом среди современников, что давало ей право после смерти в 1271 г. мужа решать проблемы Тверского княжества, а после избрания в 1305 г. ее сына, князя Михаила, великим князем Владимирским входить в дела государственные. Ксения Юрьевна родилась в 1254 г., в совсем юном возрасте стала второй женой великого тверского князя Ярослава Ярославича. Согласно летописи, Ксения была дочерью знатного боярина-новгородца, посадника Юрия Михайловича. Современный автор Тверского патерика архиепископ Димитрий (Симбиакин) (Тверской патерик. Тверь, 1991 г.) говорит, что высокое достоинство княгини и после смерти мужа обеспечивались «необыкновенной красотой, твердым характером, искренним благочестием и отличными административными способностями», Другими словами, но о том же самом писали и летописцы, величая тверскую княгиню «премудрой, блаженной и преподобной». Судьба княгини Ксении была нелегкой: она долго не могла родить сына, наследника. До Михаила Ярославовича у нее родилось две дочери. Можно сказать, что Михаил был «вымоленным» у Бога чадом и родился уже после смерти своего отца, князя Ярослава – зимой 1271–1272 гг. (Напомним, что Ярослав Ярославович за несколько месяцев до этого скончался на обратном пути из Орды). Княгиня не случайно дала сыну имя Михаил (в переводе с греческого «равный богам»), хотя у князя Ярослава уже был сын Михаил-старший от первого брака. Это имя очень любил и почитал Ярослав. Покровителем тверского князя стал верховный Вождь Небесного воинства, по преданию, защитник Великого Новгорода – Архистратиг Михаил. Малолетний княжич остался на руках своей матери, которой тогда было не больше двадцати пяти лет. На плечи молодой княгини легла ответственность не только за отрока Михаила, но и за столь же молодое и не вполне обустроенное Тверское княжество. Но Ксения Юрьевна с помощью первого тверского епископа Симеона прекрасно справилась с обеими задачами: она воспитала достойнейшего сына и к моменту его совершеннолетия вручила ему власть над одним из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси. Не случайно на одной из древних икон князь Михаил Ярославович и княгиня Ксения Юрьевна изображены держащими в руках тверской кремль – в определенном смысле Тверь действительно была передана из заботливых материнских рук в почтительные руки сыновние.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

При Киево-Софийском Соборе в северо-западном углу верхней галереи помещена была особая библиотека, имеющая около 1000 на еврейском, греческом, латинском, польском, славянском, русском, немецком и других языках, большей частью редких ныне книг, печатных и рукописных. Она составилась по завещаниям от разных киевских митрополитов. Но по причине сырости места она в 1824 г. перенесена в верхний этаж южной стороны, в бывшую церковь св. Иоанна Богослова. В архиерейской ризнице сохраняются также многие подлинные грамоты царские, императорские, патриаршие и синодальные. Но ныне из них ни одной старше конца 17 века. Некоторые помещены в конце сей книги. Там же собраны и высочайшие рескрипты митрополитам Киевским. В Киево-Софийском Соборе погребены многие князья киевские, как то: Ярослав Владимирович, создатель сего храма, скончавшийся 1054 г. февраля 19, Изяслав Ярославич, убиенный 1078 г. октября 3 у Чернигова, Всеволод Ярославич скончав. 1093 г. апреля 13, Ростислав Всеволодович, утонувший в реке Стугне 1094 г. мая 26; Владимир Всеволодович Мономах, скончавш. 1125 г. мая 19, Вячеслав Владимирович Мономах, скончавш. 1155 г в начале февраля. Но места гробов их неизвестны, кроме Ярославова, и о нем Нестор сказал только, что положиша его в раце мраморяне в церкви святыя Софии. А Киево-Печерский архимандрит Захарий Копыстенский, писавший свою Палинодию в 1621 г, сказал, что Ярослав погребен в приделе выше дверей самой Великой Церкви, не упомянув о имени придела. Киевский же Синопсис говорит, что он погребен в притворе св. Григория. Ныне же его надгробие мраморное уцелевшее находится при южной стене алтаря, устроенного уже после в левом пристенке, во имя благоверного князя Владимира, отца его. Вероятно, все сии князья положены в погребе под упомянутым древним пристенком Ярославова храма, где ныне Блатовещенский придел, или под алтарем Трехсветительского придела, который, по Киевскому Синопсису, был во времена сочинителя сей книги, то есть в конце 17 века, может быть во имя св. Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

– При Киево-Софийском Соборе, в северо-западом углу верхней галереи, помещена была особая Библиотека, имеющая около 1000 на Еврейском, Греческом, Латинском, Польском, Славянском, Русском, Немецком и других языках, большей частью, редких ныне книг, печатных и рукописных. Она составилась по завещаниям от разных Киевских Митрополитов, но по причине сырости места, она, в 1824 г., перенесена в верхний этаж южной стороны, где была прежде церковь св. Иоанна Богослова. В Архиерейской ризнице сохраняются также многие подлинные грамоты Королевские, Царские, Императорские, Патриаршие и Синодальные. Но нет из них ни одной старее конца века. Там же собраны и высочайшие рескрипты Митрополитам Киевским. В Киево-Софийском Соборе погребены многие Князья Киевские, как то: Ярослав Владимирович, создатель сего храма, скончавшийся 1054 г. февраля 19; Изяслав Ярославич, убиенный 1078 г. октября 3 у Чернигова; Всеволод Ярославич, скончавшийся 1093 г. апреля 15; Ростислав Всеволодич, утонувший в реке Стугне 1094 г. мая 26; Владимир Всеволодич Мономах, скончавш. 1125 г. мая 19; Вячеслав Владимирович Мономах, скончавш. 1155 г. в начале февраля. Но места гробов их неизвестны, кроме Ярославова и о нем Нестор написал только, что положиша его в раце мраморной в церкви святой Софии, не означив места. А Киево-Печерский Архимандрит Захарий Копыстенский, писавший свою Палинодию в 1621 г., сказал, что Ярослав погребен в приделе выше дверей самой великой церкви, не упомянув о имени придела. Киевский же Синопсис говорит, что он погребен в притворе св. Григория. Ныне же его надгробие, мраморное уцелевшее, находится при южной стене алтаря, устроенного уже после в левом присенке, во имя Благоверного Князя Владимира, Отца его. Вероятно, все сии Князья положены в погребе или просто в глубине земли под упомянутым древним присенком Ярославова храма, где ныне Благовещенский придел или под алтарем Трехсвятительского нынешнего придела, который по Киевскому Синопсису, был во времена сочинителя сей книги, то есть в конце 17 века, может быть во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института Русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. Алфавитный указатель имен А Авраамий Смоленский, преподобный Авраамий Ростовский, преподобный Агафодор, священномученик, епископ Херсонесса Аганит, преподобный – безмездный врач Акиндин Печерский, архимадрит Алексей I Комнин, император Алексей II Комнин, император Алексий, патриарх Алипий, преподобный, иконописец Аль-Идриси Аль-Магреби Анастас Корсунянин Анастасий Синаит , преподобный Анна Иоанновна, императрица Анна Царевна, великая княгиня Киевская Анна, княжна, дочь Ярослава Андрей Боголюбский, князь Андрей, епископ Болгарский Андрей, апостол св. Андрей Кесарийский св. Антоний Печерский, преподобный Антоний, епископ Новгородский Антоний Римлянин, преподобный Антоний, епископ Черниговский Аркадий, епископ Новгородский Аскольд, князь Афанасий Александрийский , архиепископ, св. Б Байер А. Болеслав I, Храбрый, король Болеслав II, король Болдуин, император Болотов В. В. Борис, князь, св. Борис, царь Болгарский Бравалин, воевода Брайчевский Ю. Брячеслав, князь Булан-Бек В Варда Склир Варда Фока Варлаам, преподобный, (сын боярина Иоанна) Варлаам Хутынский, преподобный Василий I Македонянин, император Василий II Македонянин, император Василий Великий св. Василько Рогволдович, князь Василько Требовьский, князь Вернадский Г.В. Владимир, святой, равноапостольный, великий князь Владимир Володарович, князь Владимир Мономах , великий князь Владимир Всеславович, князь Владимир Ярославович, князь Вольсомон Всеволод Владимирович, князь Всеволод Мстиславович, князь Всеволод Ольгович, князь Всеволод Святославович Чермный, князь Всеволод Юрьевич “Большое Гнездо”, князь Всеволод Ярославович, князь Всеслав Полоцкий, князь Вышеслав Владимирович, князь Вышата, воевода Вячеслав Владимирович, князь Г Генрих I, король Генрих II, император Генрих IV, император Георгий Амартол Георгий Амастридский, св. Георгий, митрополит Георгий Угрин, преподобный Геродот Галакарнасский Глеб, князь, св. благоверный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Прежде, чем принять решения, Александр Невский брал благословение, молился, советовался с Церковью " 12.09.2005 3724 Время на чтение 5 минут 12 сентября (30 августа) Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Перенесение святыни - мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург было последним великим благодеянием Петра своему дорогому детищу - Петербургу. При Петре I Александр Невский становится ангелом - покровителем новой империи. Петр Первый на берегу Невы, где была одержана первая победа князя Александра Ярославовича над шведами и его, Петра Первого, последняя победа, задумал укрепить молодую новую столицу присутствием в ней нетленных честных мощей благоверного великого князя, защитника Русского государства и Православной веры. Для этого Император основал Александровский монастырь во Имя Светой Троицы и св. князя Александра Невского, который был построен к прибытию святых мощей из Владимира. И юная столица получила от своего основателя и благодетеля последнее благодеяние, прияв, по воле его, в свои объятья нетленные мощи св. благоверного великого князя Александра. Настоятель воинского храма св. Александра Невского в Пскове протоирей Олег Тэор о празднике: " Наш престольный праздник 12 сентября соответствует 30 августа по юлианскому календарю, когда император Петр Первый заключил вечный Ништадтский мир со шведами. После этого со шведами никогда не было ни одного столкновения до сегодняшнего дня. Император Петр Первый желал, чтобы в новой столице была православная святыня, чтобы ее чтили, тогда и решили взять мощи Александра Невского из Владимира, что было очень тяжело, но сделали это торжественно. Мощи несли пешком из Владимира через Москву , потом по реке Волхов, Новгород в Санкт-Петербург, но не успели до зимы. Тогда в крепости Орешек поставили раку с мощами до следующего 1724 года. Сначала мощи следовали на яхте, а потом их перенесли на галеру, управлял которой сам Император, а гребли высшие офицерские чины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В Богородице-Рождественском монастыре Владимира открылся музей благоверного князя Александра Невского Владимир, 15 мая 2021 г.      12 мая 2021 года во Владимирском государственном университете в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, посвященных 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского, состоялось пленарное заседание XIII Межрегиональной научной конференции с международным участием «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование», сообщает Патриархия.ru . В конференции приняли участие митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин, губернатор Владимирской области Владимир Сипягин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, председатель Законодательного собрания Владимирской области Владимир Киселев, сенатор Ольга Хохлова, ректор ВлГУ Анзор Саралидзе, главы органов местного самоуправления, ученые российских и зарубежных вузов, представители научного сообщества, религиозных и общественных организаций, работники культуры. Перед открытием форума в университетском храме равноапостольных Кирилла и Мефодия был совершен молебен. В ходе чтений с докладами выступили митрополит Тихон и Сергей Степашин. Состоялась презентация книги «Владимирское отделение Императорского православного палестинского общества: история и современность». Комплект изданий был передан в библиотеки владимирских вузов и всем участникам конференции. В тот же день митрополит Тихон, Сергей Степашин, Владимир Сипягин, Сергей Рябухин и Владимир Киселев в Богородице-Рождественском монастыре г. Владимира возглавили открытие нового музея, посвященного благоверному князю Александру Невскому. Почетные экскурсанты осмотрели в храме Рождества Пресвятой Богородицы место, где был захоронен великий князь Александр Ярославович. Об экспонатах музея рассказал иеромонах Варфоломей (Минин). Высокие гости посетили Успенский кафедральный собор, где приложились к честным мощам благоверного князя Александра Невского и других святых Владимирской земли; в Георгиевском приделе собора почтили память митрополита Евлогия (Смирнова) и возложили цветы к могиле архипастыря. По материалам сайта Владимирской епархии 15 мая 2021 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/139295.html

Измайловым. 2) Снимок с образа св. Благоверного Князя Михаила и матери его Ксении имеет достоинство замечательной древности. Благочестивой любознательности не безинтересно видеть здесь изображение древней крепости города Твери. На плане виден Собор, построенный В. Князем Михаилом; напротив Алтаря Соборного, как можно заключать, по описаниям, Афанасьевский Монастырь (где ныне гауптвахта). Там же виднеются бывшие палаты В. Княжеские с церковью св. Михаила, и двор Владычний с крестовой церковью; и другие храмы, бывшие в городской крепости. Благочестивому усердию чтителей священной памяти св. Благоверного Князя отрадно видеть и знать то благоговение, какое питали наши предки к памяти св. Князя и его преподобной матери Ксении, которую как будто не хотели они отделять от святого сына ее и изображали их вместе, как предстателей и молитвенников за родную им отчину град Тверь, о которой, с таким самоотвержением пеклись они при жизни своей. Подлинник 11 1/2 вершк. длины и 9 вер. ширины, хранится в соборной ризнице. 3) Предсмертная исповедь св. Благоверного В. Князя Михаила, и 4) Убиение св. Князя, сняты с картин, находящихся в Тверском Кафедральном Соборе. Писаны по заказу тверского купца Александра Ив. Сутугина, художником Орловым, и заслужили одобрение ценителей искусства на художественной выставке. 5) На правой (южной) стороне Собора, у самого Иконостаса на высеченном в стене месте стоит рака с мощами св. Благоверного В. Князя Михаила Тверского. Она обложена листовым чеканным вызолоченным серебром, длина раки 2 ар. 8 вер. По сторонам её положены шестнадцать клейм золочёных через огонь с изображениями и подписями. На клейме против главы изображен св. Бл. Князь Михаил молящимся, внизу его – город с храмами. Под изображением вырезана надпись: « св. Бл. Князь Михаил молится о спасении града Твери». На клейме посередине левой стороны надпись: « Сия рака построена, при державе Благочестивейшей ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ... Престолоправящу... Архиепископу Митрофану Тверскому и Кашинскому, подаянием доброхотных дателей от Р.Х. в 1748 году, весу серебра 1 п. 27 фунт. На прочих клеймах изображены тоже чеканной работой обстоятельства осуждения, страдания и убиения В. Князя, перенесения и открытия мощей его, чудес и исцелений, бывших от нетленных мощей Его. Рака стоит двумя ступенями выше пола, на месте, которое обито, листовой медью, обнесено литой бронзовой, вызолоченной через огонь решеткой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Даниловском монастыре есть надпись о перенесении из места его погребения в церковь Вселенских соборов следующая: «Лета 7160 (1652) августа в 30 день повелением государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси великого государя и святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси, перенесены сии мощи благоверного и великого князя инока схимника Данила Александровича Московского при игумене Иване, еже о Христе с братиею». И из сей надписи не видно о перенесении мощей св. благоверного князя Даниила из Архангельского собора в Даниловский монастырь. – У Карамзина эта надпись не вся приведена. – К сожалению и теперь очень многие из Московских жителей мало знают о существовании открытых мощей св. благоверного великого князя Даниила, первого князя Московского, в Даниловом монастыре. В прологах XIV, XV, 1594 г. Синод. библиотеки и Румянцевского музея, в Иосифовском печатном нет сказания о св. благоверном великом князе Данииле Александровиче, нет его и в больших Макарьевских четьи-минеях, а есть в прологе времен патриарха Никона и теперешних печатных. Но и здесь сказание о нем заимствовано из Степенной книги с незначительными изменениями в слоге. Сей блаженный великий князь Даниил, четвертый сын святого и приснопамятного великого князя Александра Ярославовича Невского, от великого же князя святого и равноапостольного Владимира бысть девятый степень, от Рюрика же вторый надесять степень, иже бысть последний из братии своей, и якоже и прадед его великий князь Всеволод Георгиевич, ихже уподоби Господь древнему царю, Богоотцу же и пророку Давиду, мал бо был и тот в братии своей: тако и сего блаженного великого князя Даниила храняй Господь от пелен матерних, двою бо лет от рождения его оставльшуся ему от святого своего родителя, сего блаженного Даниила избра Господь, и возрасти, и снабде нератуема ни от кого же, ему же и поручено бысть в наследие богоснабдимое державство преименитого града Москвы. Его же и праведное семя возлюби Бог и прослави наипаче, имже благоволи царствовати в роды и роды, аще же тогда царство Московское не толико бысть многовластно, якоже ныне Божиею благодатию всюду обладая, но обаче и тогда сий блаженный князь Даниил ни от кого же ратуем бываше, егдаже некогда и случашеся в братии его и в сродницах междуусобной брани близ державы его воздвигнутися (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

В Богородице-Рождественском монастыре Владимира открылся музей благоверного князя Александра Невского 14 мая 2021 г. 18:33 12 мая 2021 года во Владимирском государственном университете в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, посвященных 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского, состоялось пленарное заседание XIII Межрегиональной научной конференции с международным участием «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование». В конференции приняли участие митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин, губернатор Владимирской области Владимир Сипягин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, председатель Законодательного собрания Владимирской области Владимир Киселев, сенатор Ольга Хохлова, ректор ВлГУ Анзор Саралидзе, главы органов местного самоуправления, ученые российских и зарубежных вузов, представители научного сообщества, религиозных и общественных организаций, работники культуры. Перед открытием форума в университетском храме равноапостольных Кирилла и Мефодия был совершен молебен. В ходе чтений с докладами выступили митрополит Тихон и Сергей Степашин. Состоялась презентация книги «Владимирское отделение Императорского православного палестинского общества: история и современность». Комплект изданий был передан в библиотеки владимирских вузов и всем участникам конференции. В тот же день митрополит Тихон, Сергей Степашин, Владимир Сипягин, Сергей Рябухин и Владимир Киселев в Богородице-Рождественском монастыре г. Владимира возглавили церемонию открытия нового музея, посвященного благоверному князю Александру Невскому. Почетные экскурсанты осмотрели в храме Рождества Пресвятой Богородицы место, где был захоронен великий князь Александр Ярославович. Об экспонатах музея  рассказал иеромонах Варфоломей (Минин). Высокие гости посетили Успенский кафедральный собор, где приложились к честным мощам благоверного князя Александра Невского и других святых Владимирской земли; в Георгиевском приделе собора почтили память митрополита Евлогия (Смирнова) и возложили цветы к могиле архипастыря. По материалам сайта Владимирской епархии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5809443.ht...

Поистине жертва святая, чистая, благоприятная Богу! . Так скончал тяжелый и достославный подвиг свой мученик Христов, Святой Благоверный В. Князь Михаил Ярославич Тверской. Так предал святую и блаженную душу свою в руце Господни, месяца Ноября в 22 день, в среду в 3-й час дня, на 48 году своей жизни и причтен к лику святых, вместе со своими сродниками Борисом и Глебом, с тезоименитым ему В. Князем Михаилом Черниговским, и приял неувядаемый венец от руки Господней, венец, которого он так желал! небрежении, он укорил Георгия в жестокости. С великим гневом посмотрел он на Князя Московского и сказал: «не старший ли он брат тебе? Не должен ли ты был почитать его вместо отца? Зачем же тело его лежит нагое и в таком пренебрежении?» Пристыженный Татарином Георгий сбросил с себя верхнюю одежду и приказал слугам своим покрыть ею нагое тело замученного Князя. Святое тело положили на большой доске, и, подняв на телегу, привязали к ней веревками и перевезли за реку, называемую Адежь, по приказанию Георгия. Название этой реки означает горесть, будто в предзнаменование горестного события. И поистине великое горе было для тех, которые видели такую бедственную кончину своего Князя! Но между тем как Тверитяне оплакивали и страдальческую кончину своего Князя и свое собственное бедствие, Кавгадый и Георгий, со своими боярами и приближенными, торжественно праздновали свою победу над невинным страдальцем. Они собрались все в одну палатку и весело пили вино, рассказывая один другому, кто какие клеветы вымышлял на святого. «Так, скажем словами Премудрого, ослепила их злоба, и не познали они таин Божиих 57 , и не пришло им на мысль, что благодать и милость к преподобным Его, и, посещение во избранных Его; и тот, чью кончину почитали они бесчестною, вменился в сынах Божиих, и в святых жребий Его 58 ». 54 8 Ноября памятно было освящением соборного храма, построенного Князем; 8 Ноября был брак В. Князя; 8 Ноября были постриги, – торжественный семейный обряд, при стрижении первых власов, – сына его Димитрия. Икона Архистратига Михаила, перед которой проливал молитвенные слезы благоверный Михаил, и до ныне осеняет честную раку мощей Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010