Такое самоуправство и волнения были причиною, что юные князья Феодор и Александр тайно уехали со своими дядьками к отцу в то время, как вече Новгородское послало просить Ярослава возвратиться в Новгород 36 . Через два года (в Декаб. 1230 г.) 37 , в годину нового искушения 38 , недовольные избранным, по отъезду Феодора и Александра, князем Михаилом черниговским 39 , Новгородцы снова послали за Ярославом. Ярослав прибыл декабря 30, пробыл в Новгороде две недели и возвратился в Переяславль, оставив Новгородцам, по-прежнему, князей Феодора п Александра 40 . Не радостно было опять поселение юных князей в Новгороде. Голод и мор продолжался там с возрастающею силою. Бедные люди ели мох, желуди, сосну, ильмовый лист, липовую кору; иные ели даже мясо лошадей. кошек, собак; некоторые (злодеи, которых тотчас же, по открытии страшного преступления их , наказывали, сжигали огнем или вешали) 41 от голода доходили до такого неистовства, что не только решались питаться мясом, вырезанным из мертвых трупов человеческих, но и убивали живых людей, чтобы потом питаться их трупами, – не говорим уже о том, что многие прибегали для прокормления себя к открытому грабежу и насилиям, зажигали дома граждан, у которых надеялись найти запас хлеба, и грабили их 42 . Состраданию к ближним и делам милосердия не было уже места там, где каждый должен был промышлять себе дневную пищу, и какую еще пищу! Трупы были разбросаны по улицам и рынкам; недоставало времени, не успевали приготовить места для погребения их. А живые о живых и не думали: брат брату, отец сыну, мать дочери не уделяли хлеба 43 … И не было у несчастных надежды на помощь и облегчение бедствия, потому что вся земля Русская, кроме одного Киева, терпела тогда почти тоже самое… А на Новгород еще пала новая беда! Как страшная кара Божия, огонь объял в нем богатый конец Славянский и обратил его весь в пепел; осталась без вреда только церковь св. Илии (пророка). Уцелевшие от голода гибли от огня, или, спасаясь от него, тонули в Волхове, который притом не мог служить и преградою для распространения огня. «Уже бяше при конци город сей»!!... 44 Но Господь умилосердился над ним. Оставшиеся в живых после мора и пожара скоро получили помощь. Немцы из-за моря привезли хлеба. Скоро исчезли ужасные следы тяготевших над Новгородом бедствий 45 . Горе не исправило, впрочем, Новгородцев. В следующем же (1232) году опять они подняли мятеж, по проискам ли князя Михаила черниговского, который, уступив сначала Новгород Ярославу, в это время снова стал принимать к себе беглецов новгородских и даже отправил в Новгород с дружественными предложениями родственника своего, князя Трубчевского Святослава, – или по поводу совершившихся в это время событий в Пскове, где посланные Михаилом заключили в цепи сановника Ярославова 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благоверному князю посвящается В Санкт-Петербурге прошел очередной тур V Международного Александро-Невского фестиваля православно-патриотической авторской песни 30.10.2006 445 Время на чтение 3 минуты С 9 по 12 сентября в Северной столице проходил V Международный Александро-Невский фестиваль православно-патриотической авторской песни . По сложившейся традиции он проходит в несколько туров, приуроченных к памятным датам, связанным с именем Александра Невского. Начинается каждый фестиваль осенним отборочным туром, в Александро-Невской лавре, где покоятся мощи Великого князя, перевезенные в Северную столицу из древнего престольного города Владимира Петром I, чему и посвящен праздник 12 сентября и осенний тур фестиваля. Далее фестиваль шествует в Москву , где в первые числа декабря проходит зимний отборочный тур, посвященный преставлению Александра Невского (6 декабря). Продолжает фестиваль летний отборочный тур, вновь проходящий в Санкт-Петербурге 10-12 июня, который посвящен дню рождения князя Александра Ярославовича. Лучшие из конкурсантов, прошедших отборочные туры, получают дипломы, дающие право на участие в финальном туре фестиваля, проходящем в Витебске, в братской Белоруссии с 31 июля по 1 августа. Именно там и определяются лауреаты и обладатели Гран-при ежегодного фестиваля. Кстати, лауреаты Александро-Невского фестиваля не имеют права участвовать в последующих фестивалях в качестве конкурсантов! Однако с 2005 года у них появилась возможность принимать участие в ежегодном конкурсе лауреатов Александро-Невского фестиваля - это как бы Высшая лига фестиваля, говоря футбольным языком. Такова нехитрая схема Александро-Невского фестиваля. Но вернемся к событиям осеннего отборочного тура, завершившегося в сентябре на берегах Невы (причем в буквальном смысле слова). 9 сентября в Колонном зале " Святодуховского центра " Александро-Невской лавры состоялась регистрация и прослушивание конкурсантов в четырех номинациях: - автор-исполнитель (автор музыки и стихов),

http://ruskline.ru/analitika/2006/10/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия как цивилизация и цивилизация как Россия Домостроительные ответы России на доморазорительные вызовы анти-России. Предисловие к новой монографии 13.02.2021 1701 Время на чтение 9 минут « Ныне много разнородного знания, лишь знание истины ушло от людей» Святитель Игнатий (Брянчанинов) « Братья, нас немного, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде. Не побоимся множества врагов, потому что с нами Бог!» Благоверный Великий Князь Александр Ярославович Невский В XXI в. «коллективный Запад» усилил градус гибридной холодной войны 2.0 в мире с целью создания «нового мирового порядка». Посредством новых информационно-коммуникационных и/или цифровых технологий им развязаны информационно-идеологическая и духовная войны за ложные идеи, смыслы, более того – за их смыслократию и идеократию в мире, за наши культурные коды, против человека в рамках трех Т: турбулентности, трансгуманизма и трансгрессии. В 2020-е гг. т.н. коллективный Запад выдвинул концепт «великой перезагрузки (перестройки и/или обнуления)» в условиях коронавирусно-экономического кризиса («Covid-19: The Great Reset») с токсичной идеологией «трансгуманистического социалистического мира», создания новой «Священной Римской империи». России как цивилизации делаются всё новые и новые вызовы не- и анти-Россией: это и концепт «инклюзивного капитализма» как идеологии «великой перезагрузки» по К. Швабу а ранее и сейчас по-прежнему – русофобия, трансгуманизм, «цифровая экономика» и т.п. На эти доморазорительные вызовы анти-России даются домостроительные ответы России, имеющей еще «русский нравственный космос» и интеллектуально-идеологический суверенитет. Эти ответы содержит в своем потенциале цивилизация как Россия. Сегодня Россия «не сердится», а «сосредотачивается» по А.М. Горчакову; «только собирается жить» по Ф.М. Достоевскому. Идеология вкупе с концептуальной властью, государство как господарство, экономика=домострой, деньги в контексте божественной идеи и трёх Римов, а также человек как главное творение Творца (венец Его творения) – все названные пять глубинных идей-понятий, данные Творцом - теряют и/или уже потеряли свои истинные значения и смыслы, переформатируются, приобрели зачастую отрицательную, даже инфернальную коннотацию и/или стали симулякрами=пустышками. Оставшиеся homo sapiens могут осмыслить глубинные понятия домостроительства спасения, данные России как цивилизации в лице ее глубочайших мыслителей, ученых-энциклопедистов (М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, П.А. Флоренский) и даже самоучки (И.Т. Посошков). Их концепты сочетали богословие, философию и науку. Как верно отмечал Ф.Я. Шипунов, наука без богословия, философии – ничто, ноль.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/13/ro...

Теперь, когда одни из князей стремились к единодержавию, хотели собрать все Русское Государство под одну власть и соединить разрозненные его силы, могли ли другие смотреть на это спокойно, с покорностью преклонить свои головы перед счастливым собратом? Нет; они не могли свободно допустить этого уже и потому, что тяжело им было потерять всякое значение, покориться власти своего собрата и родича, который, по их понятию, ни чем их ни лучше, ни заслуженнее; а главное, они трепетали за участь детей своих, которые должны низойти в ряд простых подданных, и не могли поддерживать достоинство своего рода. Александр Михайлович Тверской очень спокойно жил в Пскове, и не желал бы ничего лучшего лично для себя; но вспомнил он, что у него есть дети, что дети его лишатся своей отчины и своих прав, если он не возвратит себе своего удела. И эта мысль заставила его употребить все меры к тому, чтобы возвратить отчину. Руководясь такими мыслями, князья считали законным и необходимым противодействовать силе и власти преобладающего князя. Поэтому-то мы и видим, что, как скоро усиливается какой-либо князь, против него составляется союз, противодействующий этому усилению, (особенно, когда какой-либо искусный совместник представит князьям всю опасность порабощения власти одного); они старались этим противодействием поддержать ту систему народного правления и отношений между княжествами, которая называется системой равновесия государств. И если бы сами Татары не помогли возвыситься и укрепиться одному княжеству – Московскому, и приобрести преобладающее влияние на все прочие, эта система долго еще держала бы Русь в волнениях и неустройстве, и единодержавие не скоро бы могло утвердиться к благоденствию и могуществу народа Русского. Действия князей Тверских Главной целью всех стремлений и действий князей Тверских было благо Отечества, для которого они не щадили себя. И они заботились о сохранении собственных прав, но главным образом для того, чтобы свою силу и влияние употребить для общего блага, а не для возвышения собственного самолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во Владимире сидел тогда сын Мономахов Андрей, сам Мономах собирал войска в Киевской волости, отправив наперед себя ко Владимиру старшего сына Мстислава с небольшим отрядом; но и тот не успел придти, как осада была уже снята. В воскресенье рано утром подъехал Ярослав сам-третей к городским стенам и начал кричать Андрею и гражданам: " Это мой город; если не отворитесь, не выйдете с поклоном, то увидите: завтра приступлю к городу и возьму его " . Но в то время, когда он еще ездил под городом, из последнего вышли тихонько два поляка, без сомнения, находившиеся в службе у Андрея, что тогда было дело обыкновенное, и спрятались при дороге; когда Ярослав возвращался от города мимо их, то они вдруг выскочили на дорогу и ударили его копьем; чуть-чуть живого успели примчать его в стан, и в ночь он умер. Король венгерский Стефан II решился было продолжать осаду города, но вожди отдельных отрядов его войска воспротивились этому, объявили, что не хотят без цели проливать кровь своих воинов, вследствие чего все союзники Ярославовы разошлись по домам, отправив послов ко Владимиру с просьбою о мире и с дарами. Летописец распространяется об этом событии: " Так умер Ярослав, - говорит он, - одинок при такой силе; погиб за великую гордость, потому что не имел надежды на бога, а надеялся на множество войска; смотри теперь, что взяла гордость? Разумейте, дружина и братья, по ком бог: по гордом или по смиренном? Владимир, собирая войско в Киеве, плакался пред богом о насильи и гордости Ярославовой; и была великая помощь божия благоверному князю Владимиру за честное его житие и за смирение; а тот молодой гордился против деда своего, и потом опять против тестя своего Мстислава " . Эти слова замечательны, во-первых, потому, что в них высказывается современный взгляд на междукняжеские отношения: Ярослав в глазах летописца виноват тем, что; будучи молод, гордился перед дядею и тестем, - чисто родовые отношения, за исключением всяких других. Во-вторых, очень замечательны слова об отношениях Ярослава к Мстиславу: Ярослав выставляется молодым, пред Мстиславом, порицается за гордость пред ним: не заключают ли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он за девство принял страдание в Ляшской земле от одной вдовы Нечистый враг особенно воздвигает брань на человека через нечистую блудную страсть, чтобы человек, помраченный этой скверною, не взирал во всех своих делах на Бога, потому что только «чистии сердцем Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Подвизаясь на той брани больше других, много пострадал, как добрый воин Христов, пока не победил до конца силу нечистого врага, блаженный отец наш Моисей оставил нам своей жизнью пример. О нем пишут так. Известно об этом блаженном Моисее, что родом он был венгерец, был приближен к благоверному и святому князю и Российскому страстотерпцу Борису, и служил ему с братом своим Георгием, которого убили со св. Борисом. Тогда у реки Альты Георгий хотел заслонить собою от убийц своего господина, а воины безбожного Святополка отрубили Георгию голову, чтобы взять золотую гривну, которую надел на него св. Борис. Блаженный Моисей, один уцелев от смерти, – пришел в Киев к Предиславе, сестре Ярославовой, и там скрывался от Святополка, и прилежно молился Богу, пока не пришел благочестивый князь Ярослав, привлеченный жалостью об убиении брата, и победил безбожного Святополка. Когда же Святополк, бежавший в Ляшскую землю, пришел снова с Болеславом и изгнал Ярослава, а сам сел в Киеве – тогда Болеслав, возвращаясь в свою землю, увел с собою в плен двух сестер Ярослава и многих бояр его; в числе их вели и блаженного Моисея, окованного по рукам и ногам тяжелым железом; его строго стерегли, потому что он был крепок телом и красив лицом. Этого блаженного увидала в Ляшской земле одна знатная женщина, красивая и молодая, обладавшая большим богатством и значением; ее муж, отравившись в поход с Болеславом, не вернулся, но был убит в битве. Она, пораженная красотою Моисея, почувствовала вожделение плотской похоти к преподобному. И начала она убеждать его словами лести: «Зачем ты терпишь такую муку, когда имеешь разум, которым можешь освободиться от этих оков и страдания». Моисей отвечал ей: «На то была воля Божия!» Она же сказала: «Если ты мне покоришься, я освобожу тебя и сделаю большим человеком во всей Ляшской земле, и ты будешь обладать мною и всей областью моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Знали благочестивые из предков наших ближайшие и естественные причины бедствий и зол их постигших; но знали и Виновника и Всесильного Распорядителя судьбами царств и народов сколько милостивого, столько же и правосудного, а потому общественные и частные бедствия принимали как знамения гнева небесного, как наказание за грехи людей, которых правда божественная, прещениями гнева своего, вела к покаянию и исправлению. Так научились они смотреть на бедствия у священных повествователей в божественном откровении. Поэтому-то и они, как древле Израильтяне, плакались пред Богом и исповедали грехи свои: «согрешили мы, беззаконничали, делали неправды пред лицем Твоим; и все, что Ты навел на нас, навел, по причине грехов наших, и что сотворил с нами, истинным судом сотворил, предав нас в руки врагов беззаконных, мерзких отступников, и царю неправедному и лукавнейшему паче всея земли». 3 И молились они, как молился сокрушенный и кающийся Израиль: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили храм Твой Святый... трупы рабов Твоих отдали они на снедение птицам небесным, тела Святых Твоих – зверям земным, пролили кровь, как воду... и нет погребающего. Доколе, Господи, будешь гневаться, и будет пылать ярость Твоя, как огонь? Не вспоминай беззаконий наших, но поспеши сретить нас милосердием Твоим. Помоги нам, Боже, Спаситель наш!..». 4 Продолжительность бедствий Двести тридцать восемь лет тяготел над несчастной Россией гнев Божий, двести тридцать восемь лет стонала она под игом Монгольским. Тяжело тогда было для Церкви и её пастырей, которые соболезновали о народе, и не могли ничем помочь ему, и утешить его; и только воссылая слезные молитвы о нем к Богу. Высшие Архипастыри должны были являться на поклон к царям– поработителям, и смиренно испрашивать каких-нибудь льгот для себя и облегчения участи народа. Тяжело было князьям, которые принуждены были, в собственном смысле бить челом хану (царю) Татарскому, и униженно, дарами и поклонами вымаливать утверждения ханского в собственных уделах и своем достоинстве. Тяжелее было для народа, который должен был трепетать за свои кровы, за свое имущество, за честь своих жен и дочерей, за свою жизнь, и, кроме того, обложен был тяжкой поголовной данью. Сбор пошлин ханы производили или через своих баскаков (сборщиков), которые почитали себя уполномоченными делать разные притеснения и жестокости, и неистовствовали там, куда приезжали; или отдавали на откуп людям еще более жестоким и бесчеловечным, которые обирали у жителей все, что хотели; а тех, которые не могли уплатить требуемого, предавали различным истязаниям, заковывали в кандалы и отводили в рабство. Действия Русских князей во время всеобщего бедствия, ко благу России

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Читая сказания летописцев, мы отличаем князей защитников и благодетелей России, не щадивших собственной жизни для блага Отечества, каковы были: Ярослав и Георгий Всеволодовичи, Александр Ярославич, Михаил Ярославич и многие другие; но встречаем и таких, которые усугубляли всеобщее бедствие своими распрями и междуусобиями. Современники, страдавшие от них, смотрят на это снисходительно, без особенной желчи и ненависти к ним, скромно выражаясь: «Божиим попущением, по грехам нашим, учинилось зла не мало», «бысть сеча зла»; или приписывают все это доброненавистнику–диаволу; бранят Татар «окаянных и проклятых», но на приведших их князей смотрят не как на злодеев, а как вообще на людей, способных допустить ошибку, уклониться от истины и добродетели. Остережемся и мы произносить строгий суд над их делами, замечая в них более общечеловеческие слабости и ошибки; а не намеренные злодеяния людей преступных и доброненавистных. Углубимся в причины их распрей. Одна Божественная вера может непреткновенно руководить человека во всех его помыслах и делах, – во всех путях его жизни; одно учение Христово, проповедующее мир и любовь, способно ограждать человека от искушений самолюбия, гордости и своекорыстия. И на сколько дух Христов проник в душу и сердце человека, на сколько закон Христов сделался правилом жизни и деятельности христианина, на столько и жизнь его, и дела и все поступки чище, святее, благотворнее. И напротив, хотя бы мы и «соуслаждались закону Христову», но если не поставили его главным началом и руководителем жизни, водясь другими стремлениями; то мы легко изменим этому закону, при первом же противоречии его с нашими пожеланиями и стремлениями жизни, и в действиях наших будет проглядывать самолюбие, своекорыстие, уклонение от чистых правил нравственности. С такой точки зрения можно смотреть на действия наших князей. Ни об одном из князей нельзя сказать, чтобы он не любил своего Отечества и не желал блага своему народу. Но у одних желания эти были чисты, основаны на законе Христовой любвн. Такие князья, с полным самоотвержением и бескорыстием, не щадя собственной жизни, отстаивали благо своего народа. Они твердо помнили и хорошо усвоили заповедь Господа: «будите мудри яко змия, и цели яко голубие» 5 . А другие примешивали к заботе о благе Отечества иныя цели–своекорыстия и самолюбия, которые и увлекали их от прямого пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Испытавшие такое тяжкое бедствие, как иго Монгольское, князья очень хорошо знали ближайшую причину этих бедствий, именно: разрозненность государства, разъединение сил, по неимению одной общей главы, которая бы соединяла эти разрозненные, но крепкие силы. Они знали также, что Россия никогда не была так сильна и так спокойна, как в те дни, когда, более или менее, собиралась под властью одного князя. Они помнили врсмя Владимира, Ярослава, Мономаха, Боголюбского; и вот у них родилась мысль собрать Россию под единую власть и одно господство, чтобы сделать ее сильной, цветущей и страшной врагам. Кому же должна принадлежать эта власть? По завещанию Ярослава, власть эта должна принадлежать старшему из князей, и обычай издавний поддерживал это право. Но в той же истории прошедшего можно было видеть, что не всегда принимающие по праву престол великокняжеский и способны были, и имели столько доблестей, чтобы с честью и достоинством удерживать это право; сила и власть, а потому и достоинство великокняжеское нередко переходили к младшим, помимо старших. Владимир Мономах не был старшим из князей; тем не менее, своим умом, своей храбростью и гражданскими доблестями, приобрел достоинство великокняжеское, и, соединив, личными своими достоинствами, своим влиянием и заслугами, всех князей, был благодетелем Отечества и великим Государем. Из этого могло возродиться новое понятие о праве, что оно должно принадлежать не старейшему, а достойнейшему и могущему с честью поддерживать это достоинство ко благу общему. Мысль, что право на достоинство великокняжеское не есть неотъемлемая принадлежность старейшего в родах княжеских, должна была получить новое и обширнейшее развитие во времена ига Монгольского, когда в достоинстве княжеском и великокняжеском утверждали ханы Татарские, и могли, по своему усмотрению, и даже прихоти, передавать это достоинство тем, которые умели более угодить им. Тогда, для получения достоинства великокняжеского, достаточно было иметь удел настолько сильный, чтобы не только не бояться нападений со стороны прочих князей, но и иметь возможность привести их к повиновению своей воле и власти; уметь настолько угождать Татарским ханам, чтобы иметь их на своей стороне защитниками собственных интересов. И вот мы видим, что достоинство великокняжеское, то, по праву, передается старшему в роде, то, по произволу ханскому, отнимается и присвояется другими. И вот толпы Татар следуют за искателем великокняжеского престола, то за тем, то за другим, предавая все огню и опустошению, чтобы устрашить и смирить совместников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все были объяты ужасом, и искали спасения в дремучих лесах. Та же участь грозила и Тверскому Княжеству. Дюдень устремился на Тверскую область, и хотел взять столицу княжескую – Тверь, рассчитывая, что он очень легко разгромит этот город; так как в то время не было в нем мужественного Князя. (Михаил ездил в Орду к хану.) Но злодей ошибся в рассчете. Казалось дух Михаилов жил и в его подданных, и любовь к неустрашимому Князю воодушевила великодушных Тверитян благородной смелостью и самоотвержением. Призывая Бога в свидетели, в соборном храме, со священными обрядами, они дали торжественную клятву – восстать всем на защиту родного города, и составили войско многочисленное. Жители других областей, бежавшие от безбожных Татар, увеличили число храбрых. Но какова была радость и одушевление храбрых защитников Отечества, когда явился внезапно среди них любимый всеми Князь Михаил! Не зная, что Татары заняли Москву, он едва не попался им в руки; враги, опасаясь личной храбрости Князя, сторожили его, чтобы лишить жизни; но один сельский Священник предупредил его об угрожающей опасности, и показал ему путь более благонадежный 30 . Нельзя описать восторга Тверитян при встрече своего вождя и господина; духовенство встретило его с крестным ходом, как грядущего во имя Господне защитника Отечества; самые малодушные ободрились, будучи уверены, что Князь принес им спасение и победу. Между тем безбожные Татары уже направились к Твери; но сведав о единодушной готовности жителей встретить их с оружием в руках, под предводительством своего благородного и решительного Князя, не осмелились вступить с ними в бой, не обещавший счастливого для них исхода, и устремились к Новгородской области. Тогда Тверь, отличавшаяся неустрашимостью граждан, сделалась убежищем для несчастных и разоренных жителей других городов. Сам В. Князь Димитрий Александрович, укрываясь от преследований своего брата Андрея, (который, при содействии Новгородской дружины, отнял у него обоз и казну, и едва не схватил его самого), прибег под гостеприимный кров великодушного Князя Тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010