Св. Великая Княжна Анна Всеволодовна преставися в лето 6594 мая в 18 день, в инокинях, в Андреевском монастыре в Киеве, зовома Янка. Св. Княжна Улиана Оболенская. Положена в Печерском Монастыре в лето 6600 июля в 26 день. 2) Новгород. Св. благоверная Княгиня Анна (супруга Св. В. К. Владимира Ярославича). Преставися в лето 6570. Св. Княжна Чехина, инокиня Харитина, в Петропавловском монастыре на Синичье горе, в лето 6600 октября в 5 день. Родом Королевства Литовского. Св. преподобная Гликерия девица, в Новеграде на Легощи улице, в церкви Флора и Лавра. 3) Псков. Св. благоверная Княгиня Мария Дмитриевна Александровича Невского, жена Домонтова. Преставися в лето 6806. Преподобная инокиня Васса Печерская. Была сожительница до иночества Ионы строителя (Печерской обители). 4) Москва. Св. преподобная Великая Княгиня Евдокия, в инокинях Евфросиния, начальница Вознесенского монастыря. Преставися в лето 6915, июня в 17 день. Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, иже на Москве. Преставися в лето 7056 ноября в 8 день. 5) Ярославль. Св. благоверныя Княгини Ксения и Анастасия. Положены в древле-Петропавловском монастыре. 6) Устюг. (Св. праведный Иоанн и) Св. праведная Мария, жена его. Начальники града Устюга. Положены у церкви Вознесения Господня на посаде. Беша в лето 6000. 7) Новоторжск, иначе Торжок. (Св. Князь Симеон Вяземский. Убиен от Князя Юрья Смоленского в лето 6900). Св. благоверная Княгиня Иулиана, Новоторжская Чудотворица. Убиена от того же Князя за целомудрие в лето 6900. 8) Кашин. Св. благоверная Княгиня инокиня Анна, Кашинская Чудотворица. Преставися в лето 6830. 9) Василев. (Св. и преподобнии Гавриил и) сестра его Анастасия, Василевские Чудотворцы. Беша в лето 7000. 10) Суздаль. Св. праведная Княжна инокиня Евфросиния, иже в Ризположенском монастыре. Преставися в лето 6708 сентября в 25 день. Св. праведная Княгиня инокиня София иже в Покровском монастыре. Преставися в лето 7000 декабря в 16 день. 11) Шуя. Св. Евфросиния Чудотворица. 12) Владимир. Св. благоверная Великая Княгиня Феодосия, в инокинях Евфросиния, чудная, мати Александра Невского. Преставися в лето 6770 мая в 4 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Посвятив свою жизнь детям, княгиня, оставшись вдовою, вопреки обычаю того времени, не поступила в монастырь, хотя ее сердце и стремилось к служению Господу под кровом мирной обители, однако, живя и в мире, благоверная княгиня вела жизнь строго благочестивую. Наделенная завещанием князя Димитрия богатыми имениями, благоверная княгиня жертвовала ими на пользу храмов и бедных. Прежде всего она выполнила обет, данный ею Богоматери после Куликовской битвы. Обещанный в то время храм во имя Рождества Богородицы был выстроен на дворе княгини, богато украшен, щедро наделен лучшими иконами, книгами, дорогими сосудами и всею нужною утварью и в присутствии всей семьи княжеской освящен святителем Киприаном (11 февраля, 1393 г.). Через два года лучшие живописцы того времени – Феофан грек и Симон Черный – покрыли стены храма прекрасною живописью. И в других местах княгиня украшала и возобновляла храмы на свои средства, особенно там, где храмы Божьи подверглись разрушению и разорению во время нашествия Тохтамыша. В городе Переяславле был построен на средства благочестивой Евдокии Горицкий монастырь. Кроме построения храмов благочестие княгини увековечено еще тем, что по ее просьбе было установлено в Москве торжественное празднество 8 сентября, в благодарность за Куликовскую победу. Благотворя храмам и заботясь о поддержании религиозного чувства в своих соотечественниках, благочестивая княгиня Евдокия была вместе с тем истинною матерью для бедных. Все неимущие получали от нее помощь, всех их она щедро наделяла от своих избытков; не позабывала при этом княгиня и пустынных жителей и, между прочим, благотворила блаженному Кириллу Белозерскому в его северной, дикой пустыни. Особенным украшением жизни княгини служило ее тайное подвижничество. В глазах людей она являлась пышною княгинею, носила богатые одежды, украшалась жемчугом и везде являлась с веселым лицом; но на самом же деле была строгою постницею, смиряющею свою плоть тяжелыми подвигами. Однако внешняя роскошная жизнь вдовы – княгини породила злую клевету на ее образ поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и священнический чин, ограждая его от нужд. Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную. Один женатый возмущался нечистыми мыслями, смотря на прекрасную княгиню. «Почерпни воды из реки с этой стороны судна, сказала княгиня (это было во время плавания по р. Оке; тот почерпнул); испытай, какова?» Тот исполнил приказание. – «Почерпни воды с другой стороны и отведай ее», сказала княгиня. И когда тот выполнил волю ее, она спросила: «находишь ли разность между тою и другою водою?» Никакой, ответил тот. Св. княгиня сказала тогда: «точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой». Когда князь и княгиня достигли старости: то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии. На пасхальной неделе 1228 г. преставился сам князь-инок, а в один день с ним почила и блаженная Феврония. В начале 16 в. «по всем странам прошла весть, что в г. Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеления приходящим к ним». Собором 1547 г. положено местно праздновать память кн. Петра и Февронии; тогда же написана и служба им. В последствии празднование стало повсеместным и вероятно вскоре после того, как царь Иоанн Васильевич на походе против Казани, в 1552 г. благоговейно «поклонился в Муроме сродникам своим, великим чудотворцам, кн. Петру и кн. Февронии» (Филарет, «Рус. Св.», июнь, стр. 114–119). Мощи почивают под спудом в древнем Благовещенском соборе г. Мурома. Житие написано монахом Еразмом («Обз. Русск. Дух. Литер.», стр. 211). В «Иконописном Подлиннике»: «Петр подобием стар и сед, брада аки Богоотца Иоакима, кудревата, ризы преподобническия, и в схиме; Феврония образом и ризами аки Евдокия, и в схиме» (Филимонов, стр. 373). 439. Святый благоверный князь Константин Святославичь Муромский преставися в лето 6700 440. Святая и благоверная княгиня Ирина яже бысть супруга сему Святому и благоверному князю Константину 441. Святыя и благоверныя князи Михаил и Феодор чада их Муромския чудотворцы, преставишася в лето 6752 месяца Маиа в 21 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Княгиня же Евдокия во вся сия дни с нею и с ними тако же не разлучна бяше, и любезно сестру свою в скорбех утешаше 97 ; точию на мало время в дом ко князю отъезжала, более же ту пребываше. Егда же приспе ноября 14 число, рече Феодора старицам: матушки мои, время прииде ко мне; идите вси вы каяждо, аможе Господь вас сохранит; а мне благословите на Божие дело и помолитеся о мне, яко да укрепит мя Господь ваших ради молитв, еже страдати без сомнения о имени Господни. И тако любезно целовав я, отпусти с миром. В мясопуст же отъиде и княгиня в дом свой, и седящи с князем на трапезе и вечеряющи, начат князь поведати ей, что у них вверху творится, и рече: скорби великие грядут на сестру твою, понеже царь неукротимым гневом содержим, и изъявляет на том, что вскоре ее из дому изгнати. И сия изрек князь, начат другая глаголати: Княгиня, послушай, еже аз начну глаголати 98 , ты же внимай словесем моим. Христос по Евангелии глаголет: предадят бо вас на сонмы и на соборех их 99 биют вас, пред владыки же и царя 100 , ведени будете мене ради во свидетельство им. Глаголю же вам другом своим, не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити. Слышиши ли, княгиня? – се Христос глаголет: ты же внемли и памятуй. Княгиня же о сих глаголех зело радовашеся 101 . Во утрие же, грядущу князю к царю вверх, моли его княгиня, яко да отпустит ю к Феодоре. Он же рече: иди и простися с нею, точию не косни тамо 102 ; мню бо аз, яко днесь присылка к ней будет. Она же пришедши, и укосне в дому ее до нощи. И ждущим им гостей тех обещанных 103 , и се во вторый час нощи отворишася врата большие. Феодора же вмале ужасшися; и 104 разуме яко мучители идут, и преклонися на лавку. Благоверная же княгиня Евдокия, озаряема Духом Святым, подкрепи блаженную Феодору, и рече 105 : матушка-сестрица, дерзай! С нами Христос, – не бойся! Восстани, – положим начало. И егда совершиша седмь поклонов приходных, едина у единой благословишася свидетельствовати истину. И Феодора возляже на пуховик свой, близ иконы Пресвятой Богородицы Феодоровская.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Бысть же дивно. Понеже у нее на карауле един голова милостив к ней зело, молит его святая, рекущи: егда бех в дому моем, во едином от сел наших служаше некий священник, стар сый, и бяше милость наша к нему. Ныне же слышах, яко зде он. Жаль ми его, старости ради. Аще есть твоя милость к нашему убожеству, повели (повели приити ему?). И прииде старец святый ко святей мученице, яко Варлаам ко Иоасафу, бесценный бисер подати, белецким образом. И грядущу ему, в сенех и сам голова восстах (восстав) поклонися ему. И сподобив мученицу прияти тело и кровь Христову, и отъиде. Толико же умилися блаженный старец, зря великое страдание великия госпожи, яко последи невозможно ему без слез воспомянути ее. Бысть же и се паки дивно. Обе сии сестры единородные, великая глаголю Феодора и благоверная Евдокия, вожделеста в жизни сей свидетися в лице и беседовати. И молястася всемилостивму Богу, яко да утешит их. Последи Евдокия рече княгини своей, у неяже в келии седящи: Госпоже! Ты веси болезнь детскую и се аз оставих их Христа ради: аще обретох благодать пред тобою, пусти мя в дом мой, яко да целовав их и утешив и сама утешуся. И прежде вечера паки возвращуся дозде. Да никто же не возможет уведети вещь сию, точию ты и аз. А возможно бо сему быти, аще восхощеши точию помиловати мя: се бо днесь полудневная година, а игумения в гостех, и старицы разыдошася, и людей в монастыре мало; а аз, фатою покрывшися, прииду, и никто же узнает мя. Княгиня же та, паче чаяния человеческого, пусти мученицу княгиню, повеле оставити образ Пресвятой Богородицы, рекущи: вем аз, как ты любиши образ Владычицы нашей; остави его зде и иди с миром, и вем яко она, помощница, вотвратит тебе семя (тебе семо). И иде блаженная. И грядущи ей путем, навади бес неких злых чловек и глаголаху друг к другу: имите ю, беглая есть! Она же смело отказоваше. И снидеся на пути с Еленою. И приидоста до Печерского Подворья; дворница же поведа Феодоре пришествие и, Блаженная посла от себе рабу свою Анну, а вместо нее к ней взыде княгиня Евдокия, и на крыльце мимо ног караульщика прошла, ему мнящу: таже Анна идет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И повела. И прииде старец святый ко святей мученице, яко Варлаам ко Иасафу 2321 , безценный бисер 2322 подати белецким образом 2323 . И грядущу ему в сенех, и сам голова, востах, поклонися ему. И сподобив мученицу прияти Тело и Кровь Христову, и отиде. Толико же умилися блаженный старец, зря великое страдание великия госпожи, яко последи невозможно ему без слез воспомянути ея. Бысть же и се паки дивно. Обе сии сестры единородныя, великая, глаголю, Феодора и благоверная Евдокия, вожделеста в жизни сей видетися в лице и побеседовати. И молястася всесилному Богу, яко да утешит их. Последи Евдокия рече княгине своей, у неяже в келии седяше: «Госпоже, ты веси болезнь детскую 2324 . И се а оставих их Христа ради! Аще обретох благодать пред тобою, пусти мя в дом мой, яко да целовав их и утешив, и сама утешуся, и прежде вечера паки возвращуся дозде 2325 . А никтоже не возможет уведети вещь сию, точию ты и аз. А возможе по сему быти, аще восхощеши точию помиловати мя: се бо днесь полудневая година, а игумения в гостех, и старицы разыдошася, и людей на монастыре мало, а аз, фатою покрывшеся, пройду, и никтоже узнает мя». Княгиня ж та паче чаяния человеческаго пусти мученицу-княгиню, повеле оставити образ Пресвятая Богородицы, рекущи: «Вем аз, како ты любиши образ Владычицы нашея; остави ми его зде и иди с миром, и вем, яко она Помощница возвратит тебе семо 2326 ». И иде блаженная, и грядущи ей путе, навади бес неких злых человек, и глаголаху друг ко другу: «Имите ю 2327 , беглая есть!» Она же смело отказоваше. И снидеся на пути Еленою, и приидоста до Печерскаго подворья. Дворница же поведа Феодоре пришествие их. Блаженная сосла от себе рабу свою Анну, а вместо ея к ней взыде княгиня Евдокия и на крылце мимо ног караульщика прошла, ему мнящу, та же Анна идет. И беседоваста любезно мученица со исповедницею. И позавиде диавол, и подвиже 2328 бурю, и познана бысть вещь, и крамолу воздвигоша вси десятерица воин. И, призвавши, Феодора умоли началника. Он же умоли воины, и умолкоша. Мученицам же бысть се к блажайшему: повеле бо голова гостьи той начевати у нея: «Да аз, – рече, – нощию отпущу ея тайно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О Петрове, же дни прислан в Боровеск розыскивать 2441 дьяк Кузмищев 2442 и святых мучениц истязал о приходе, и о приношении. Преподобномученицу же Иустину в срубе, сожег, занеже не восхоте знаменатися 2443 трема персты. Оставших же ради 2444 темницу разориша и лютее тоя учиниша, уже бо не якоже первую, но зло глубоко в земли выкопавше, и тамо двою блаженных сестр посадивше, премудрую Феодору и славную Евдокию. Марию же в тюрму отдали, где злодеи седят. Не поведано же им давать ни пищу, ни питие. Аще ли же кто дерзнет чрез 2445 повеление и последи о сем сыщется 2446 , и таковаго главною казнию казнить 2447 . И бысть то время люто зело. Уже зело бояхуся еже допустити кого или самем каково-либо утешителное послужение сотворити. Но кто может исповедати многое их терпение, еже они в глубокой темнице претерпеша, от глада стужаеми 2448 во тме несветимей, от задухи 2449 бо зеныя, понеже парам земным спершимся, велику им тошноту творяще. И срачиц им пременяти, ни измывати не возможно бе. Еще же и верхния оны худыя ризы ради тепла всегда ношаху, от сего же бысть множество вшей, яко и сказати невозможно; и бысть им се, яко неусыпающее червие, во дне бо снедаху и в нощи не спаху. Но обаче аще и зелно запретил земный царь еже отнюд не подати им пищу, Небесный же Царь повеле им подавати пищу, премудрости учителницу, сиречь зело малу и скудну: овогда сухариков пять-шесть дадут, тогда воды не дадут пити, а когда пити дадут, тогда ясти не спрашивай. И всяко бе: овогда яблоко едино или два подадут, а ино ничтоже, а овогда огурцов малую часть. И сие творяху воини, иже ту обретшиися благонравии, и видяще превеликое страдание великих людей и умиляющеся сердцы, и от слезны душа милость малу творяху, да и сие от прочих братий своих таящеся, вервию 2450 спущаху к ним. И в таковой великой нужи святая Евдокия терпеливно страда, благодарящи Бога, месяца два и пол 2451 , и преставися сентября в 11 день. И бысть преставление ея слезно. Егда бо изнеможе от великаго глада и невозможно ей бе стоящи молитися, ни чепи носити, ни стула двизати, возляже, и овогда седящи 2452 молитву изо уст 2453 творяше. А лествиц, сиречь чоток, не бе у них – и то мучители отняли. И мученицы навязали пятьдесят узлов ис трепиц и по тем узлам, аки по небесовосходной 2454 лествиц, обе напеременах молитву Богу возсылали. Егда же виде себе Евдокия нарочито 2455 изнемогшу, глагола великой Феодоре: «Госпоже мати и сестро! Аз изнемогох и мню, яко к смерти приближихся. Отпусти мя ко Владыце моему, за егоже любовь аз нужду сию возлюбих. Молю тя, госпоже, по закону християньскому, – да не пребудем вне церковнаго предания, – отпой мне отходную, и еже ты веси – изглаголи, госпоже, а еже аз свем, то аз сама проговорю». И тако обе служили отходную. И мученица над мученицею в темной темнице отпивала канон, и юзница над юзницею изроняла слезы, едина в чепи возлежа и стоняше, а другая в чепи предстоя и рыдаше. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По прешествии же зимы тоя, воскури диавол бурю велию зело, ревый злобою на мучениц, побеждаем терпением их. Бысть же сице. На Фоминой седмице прислан с Москвы подъячий Павел, и внезапу прииде в темницу с великою свирепостию, и еже бе у них всякия потребы и брашно снедно, самое скудное, все побрал, и одежды, будя было по другой, все пограбил. (Не) точию же се, ни (но и) малые книжицы отъят, и еже верх злобы сатанинския, – божественные иконы, иже имяху у себя мученицы на малых 4 досках воображенные, они же всесквернейший сосуди не убояшася и сего сотворити, яко злейший бисермяне все у них отъяша. И в таковой великой нужи святая Евдокия терпеливо страдаше, благодарящи Бога, два месяца и пол. В 11-й бысть преставление ее слезно. Егда бо изнеможе от великого глада, и невозможно ей бе стоящи молитися, ни чепи носити, ни стула двизати, возляже. И овогда сидящи молитву изо уст творяще, а лествице, сиречь чоток, не бе у них, – и то мучители отняли. И мученицы навязали пятьдесят узлов из тряпиц, и по тем узлом, аки по небесней восходной лествице, обе напеременах молитву Богу воссылали. Егда же виде себе Евдокия нарочито изнемогшу, и мня, яко к смерти приближися, глагола сестре своей: отпусти мя ко Владыце моему, за егоже любовь аз нужду сию возлюбих; молю тя, госпоже, по закону христианскому, да не пребудем вне церковного предания, – отпой мне отходную, и еже ты веси, изглаголи, госпоже; а еже аз свем, то аз сама проговорю. И тако обе служили отходную, и мученица над мученицею в темной темнице отпевала канон, и юзница над юзницею изливала слезы. Едина в чепи возлежа и стонаше, а другая в чепи предстоя и рыдаше. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни, месяца сентября в 11-й. И призва Феодра единого от воин, и повеле сказати начальнику града. Он же повел ити ему в темницу и извлещи тело оттуду. И прииде воин. И сама Феодора тремя нитьми во имя Единосущной Троицы пови тело любезной сестры своей и союзницы Евдокии. И увязав вервью, воину исшедшу, и конец верви в руку держащу, Феодора же помогаше ему из темницы, слезы излия святая проповедница на святое тело сестры своей исповедницы, тихо рекущи: иди, любезнейший цвете, и предстани прекрасному ти жениху и вожделенному Христу! И сия изрекши, подаде воинам, и извлекоша. И положиша е просто, и непогребенно и непокровено. И посла начальник к Москве, что укажет (царь?). И приказал бе царь извести вон и (в) пустыни на лесу загребсти тело ее. И рече думный Иларион: аще, рече, сие тако будет, то уже капитоны и раскольники, обретши, имут взяти с великою честию, яко святых мучениц мощи, и начнут глаголати, яко и чудеса многие бывают, – и будет последняя беда горше первой. И годе бысть се царю, и повеле якоже живу, тако и умершу телом за караулом держати и внутрь острога в землю закопати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДОКИЯ ЭЛИЯ АФИНАИДА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. царица Евдокия. Мраморная инкрустация (X-XI в., Константинополь). Стамбул, Археологический музей Евдокия Элия Афинаида, Старшая ( 400 - 460 ), императрица Восточно-Римская , святая благоверная Память 13 августа (Греч. ) Родилась в Афинах в 400 году, дочь Леонтия Софиста, язычника и учителя риторики. Была необычайно красива и хорошо образована отцом. В 421 г. она осталась практически без средств к существованию, так как Леонтий умер, все состояние завещав ее братьям, а ей оставив лишь сто золотых, на том основании, что " ее от всех забот избавит счастливый случай, удача, какой не выпадало на долю ни одной женщине " . Тогда Афинаида, привыкшая к обеспеченной жизни, отправилась в Константинополь , к своей тетке, вхожей во дворец. Та устроила племяннице аудиенцию у Пульхерии , сестры императора Феодосия II Малого , которая так пленилась ее красотой, умом и красноречием, что сделала ее своей придворной дамой и убедила креститься . Император, увидев Афинаиду, влюбился без памяти. Вскоре ее крестил сам патриарх Аттик с именем Евдокия. 7 июня 421 года Евдокия стала супругой императора, а 2 января 423 года была объявлена августой . Император Феодосий горячо полюбил свою жену. К несчастью для него, впоследствии между двумя глубоко почитаемыми им женщинами, Пульхерией и Евдокией, испортились отношения. В высшей степени важно, что царица Евдокия осталась незамешанной ни в одну политическую или придворную интригу и ни разу не позволила себе резких мер против преобладающего влияния августы Пульхерии. В 437 г. в Константинополе дочь Феодосия и Евдокии царевна Евдокия сосватана была за Валентиниана III , императора Западной империи. Это было важное политическое событие, сулившее для Восточной империи расширение ее политического влияния на Западе. После этого события царица Евдокия предприняла путешествие ко святым местам. По пути в Иерусалим она посетила Антиохию , где она оказала поистине царскую щедрость, назначив 200 ф. золота на исправление бань и приказав расширить городские стены на казенные средства, за что благодарные жители воздвигли ей статую.

http://drevo-info.ru/articles/13121.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евдокия Царица, св. Описания иконы Евдокия Царица, св. - житие Евдокия (лат. Aelia Eudocia Augusta, до крещения Афинаида (Athenais); ок. 401 — 20 октября 460 года) — супруга императора Феодосия II. Известна как талантливая поэтесса, некоторое время покровительствовала монофизитам. Провела последние годы своей жизни в Иерусалиме, занимаясь строительством церквей и благотворительностью. Канонизирована Православной церковью в лике благоверных, память 13 августа (по юлианскому календарю). Евдокия родилась в Афинах около 401 года, была дочерью философа Леонтия (кроме дочери, у него было ещё два сына, Валерий и Гезий). Её отец был ритором в Афинской академии и возможно являлся другом историка Олимпиодора По рождению Евдокия была язычницей и носила имя Афинаида (в честь богини Афины). Когда её отец умер, то оставил следующее завещание: огласно византийскому хронисту Георгию Амартолу, Леонтий в своём завещании пророчески записал, объясняя малую долю наследства для Афинаиды, «ведь ей достаточно участи её». Ранняя биография Евдокии изложен[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1687

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010