Умер великий князь на 39 году жизни 19 мая 1389 года. Незадолго перед кончиной он написал завещание, по которому передавал великое княжение Владимирское старшему сыну как «отчину». Это был первый подобный случай, ведь судьба великого княжения всегда решалась в Орде. Также в завещании есть примечательные слова: «А переменит Бог Орду, дети мои не имут давать выхода в Орду, и который сын мой возмет дань на своем уделе, то тому и есть». Таким образом, впервые была документально засвидетельствована надежда на отмену выплаты дани, а следовательно, и на прекращение зависимости от Орды. Церковь причислила князя к лику святых в год 1000-летия Крещения Руси. Память святого благоверного князя Димитрия Донского – 19 мая/1 июня. Также его память празднуется в Соборе Тульских святых – 22 сентября/5 октября. Мощи благоверного князя хранятся в Архангельском соборе Кремля. Свт. Алексий, митрополит Московский Это было время людей, великих своими подвигами и святых своею жизнью. Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года «в заутренюю годину», не дожив до Куликовской победы чуть более двух лет, но, несомненно, при жизни приложив все усилия, чтобы эта победа состоялась. Верим, что и по смерти святитель своим предстательством и заступничеством не оставлял ни великого князя, ни его княжество и потомков, ни всю Отчизну. Не оставляет и поныне. Через 50 лет после кончины митрополит Алексий был канонизирован в лике святителя. Его мощи с 1947 года и поныне покоятся в Богоявленском, что в Елохове, соборе Москвы. Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, современникам была известна своей благотворительностью. В столице княгиня построила большое число храмов и монастырей. В 1407 году, после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, в Вознесенском женском монастыре она приняла монашество с именем Евфросиния . Вскоре после этого, прожив 54 года, инокиня Евфросиния отошла ко Господу. Память святой благоверной княгини Церковь отмечает 17/30 мая и 7/20 июля. В 2007 году отмечалось 600-летие ее преставления, в ознаменование чего 21 августа того же года была учреждена новая награда Русской Православной Церкви – орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. А совсем недавно, 13 июля 2015 года, Священный Синод Русской Православной Церкви установил празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая/1 июня. Поклониться мощам благоверной княгини можно в приделе мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля.

http://pravoslavie.ru/82259.html

Готовясь к переходу в иной мир, благоверный князь Димитрий с большим трудом смог уговорить свою святую супругу не оставлять государственных обязанностей, не уходить в монастырь, как она того желала, а стать соправительницей их старшему сыну Василию. Разве могла любящая жена отказать умирающему мужу? Он впервые в истории Руси наделил свою супругу удельным княжением. Князь Дмитрий впервые в истории Руси наделил свою супругу удельным княжением 19 мая (1 июня по н. ст.) великий благоверный князь Димитрий Донской на 41-м году жизни преставился. По преданию, отпевание совершил преподобный Сергий Радонежский. Почитание князя как избранника Божия, начавшееся в Москве, позже стало повсеместным и закончилось его прославлением. После Владимира Мономаха и благоверного князя Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Похоронен великий святой князь Димитрий в Архангельском соборе рядом с гробницами его отца, деда и прадеда. Евдокия-Евфросиния: благоволение и радость Преподобная Евфросиния Московская После смерти мужа все заботы о государстве и семье легли на хрупкие плечи Евдокии. В переводе ее имя означает «благоволение». Незадолго до своей смерти она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния, что означает «радость». Иноческое имя очень подходило ей, ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской. Несмотря на множество посланных Богом испытаний, укрепивших ее веру, радостью была наполнена и ее собственная жизнь, состоящая из любви к мужу и детям, из семейных забот и дел государственной важности, из дел милосердия и непрестанной молитвы, которую она полюбила с детства. Верная и заботливая супруга, многодетная мать, благотворительница, покровительница нуждающихся, православная христианка, преподобная Евфросиния являет собой идеал и пример для подражания для наших современниц. Как невероятно много сделала великая святая княгиня для москвичей! На свои личные средства она строила дома для погорельцев, величественные каменные храмы и монастыри, заботилась о бедных, больных, престарелых, вдовах и сиротах. При жизни люди называли ее матерью, а после кончины – покровительницей.

http://pravoslavie.ru/142240.html

По завершении этого паломничества 29 мая 2007 Святейший Патриарх встретился с Преосвященным митрополитом Лавром в Москве. В ходе встречи обсуждались первые итоги состоявшегося подписания Акта о каноническом общении. 30 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести благодарение Господу о состоявшемся восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. 2. Благодарить всех потрудившихся в деле восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви и проведения торжеств, приуроченных к подписанию Акта о каноническом общении. Журнал 44 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об учреждении ордена и медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Справка: Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская, была супругой св. благоверного князя Димитрия Донского и вошла в историю Русской Православной Церкви и государства Российского как святая, стоявшая у истоков новой объединенной Московской Руси, сочетавшая в своей благочестивой жизни, наполненной христианскими добродетелями, государственное служение с монашеским деланием. В этом году отмечается 600-летие преставления этой святой. В память данного юбилея учреждаются орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Орденом и медалью будут награждаться женщины, внесшие особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развитие социального служения Церкви, потрудившиеся на поприще церковно-общественной деятельности и церковно-государственных отношений, а также понесшие труды во благо Православия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. 2. Одобрить статут и описание ордена и положение и описание медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, с последующим утверждением на Архиерейском Соборе. Журнал 45 СЛУШАЛИ: Сообщение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира о состоявшихся в Киеве в период с 1 по 3 июня 2007 года юбилейных торжествах по случаю 15-летия Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/23625.html

Котловка — место, отмеченное Господом Преподобная Евфросиния Московская Промыслительно, что именно в нынешнем году, когда обнародована Демографическая программа президента, в духовную жизнь России (а духовной деградацией общества, как признают многие политики, ученые, Церковь, и вызван кризис!) возвращается настоящий образ матери – матери верующей, многодетной, хранительницы домашнего очага, доброй, милосердной… Образ матери – спасение России! Именно такими матерями были прославленная в лике святых великая княгиня Московская Евдокия (в монашестве Евфросиния), супруга благоверного князя Димитрия Донского, и супруга императора Александра III, мать последнего российского императора, царя-страстотерпца Николая II, императрица Мария Федоровна Романова, церемония перезахоронения останков которой состоялась в сентябре в Санкт-Петербурге. Сколько раз наше Отечество, если мы забывали Господа, Божию Матерь, пренебрегали уроками истории, которая зиждется на православной вере предков, оказывалось на краю гибели! И столько же раз его спасали через святыни и святых Господь и Пресвятая Богородица, когда мы обращались к Ним с молитвой! Спасали не только благочестивые великие мужья, но и великие жены – великие не по происхождению, а по жертвенности своего служения Отчизне, вере, семье… Так, Куликовская битва состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября (по старому стилю). А день празднования Казанской иконы Божией Матери, которая помогла преодолеть Смуту, ныне стал и государственным праздником – Днем народного единства. Даже в известном советском идеологическом призыве «Родина-Мать зовет!», что звал наш народ на третьем десятке лет богоборческой эпохи защитить страну от фашистского нашествия, звучит не только былинный перифраз – «мать-сыра земля», но и молитва «Пресвятая Богородице, спаси нас!». И это – после братоубийственной гражданской, когда Каин вновь отнимал жизнь у Авеля, после гонений на Церковь, инсценированного большевиками голодомора, кровавых репрессий…

http://pravoslavie.ru/653.html

На колокольне Новодевичьего монастыря в Москве находится один из таких царских колоколов. На нем имеется следующая характерная надпись: «Лета 7138 (1630) апреля в 13 день при великом государе, царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Руси самодержце в его государской державе в 17 лето и при благоверном царевиче и вели­ком князе Алексее Михайловиче всея Руси и при великом госпо­дине святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском и всея Руси, поставила сей колокол мати государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, инока великая государыня ста­рица Марфа Ивановна в дом Пречистыя Богородицы Новодевичь монастырь по своей душе; игуменье с сестрами, которые в том мо­настыре будут, за тот наш вклад душу мою в синодике написати, по вся дни поминати». На колоколе изображено распятие Иисуса Христа с предстоя­щими, под ним в клейме агнц в сиянии около головы и с хоругвею на плече 776 . В московских церквах довольно много сохранилось таких цар­ских колоколов, преимущественно царя Михаила Феодоровича. Так, на церкви святителя Николая Явленного на колоколе написано «Божию милостию великий государь, царь и великий князь Ми– хайла Феодорович всея Руси самодержец и его царица великая княгиня Евдокия Лукьяновна и их государские дети государь це­саревич и князь Алексей Михайлович, государыня царевна и ве­ликая княжна Анна Михайловна, государыня царевна и великая княжна Наталья Михайловна сей колокол велели лить в церкви Николы Чудотворца Явленного, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году». В Александро-Свирском монастыре в Олонецкой губернии на­ходится колокол, присланный царем Феодором Иоанновичем в 1585 году. На этом колоколе сохранилась следующая надпись: «Под щет государя царя великаго князя Ивана Васильевича всея Руссии в иноцех Ионы» 777 . Создание колокола и пожертвование его в церковь сыспокон веку на Руси считалось делом Божьим, этим и объясняется обилие колоколов в России, из которых некоторые достигают колоссаль­ных размеров и веса. Колокола создавались не только на пожертвование царей или людей богатых, но нередко мы видим, что даже бедные прихожане по копейкам собирали на колокол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Словом, этот праздник многим людям оказался очень близким, полюбился своей простотой. Простотой ромашки, которая стала его символом, его святыми с обычным для нашего времени именем Пётр и необычным Феврония... Но действительно 11 лет назад, когда День семьи, любви и верности был установлен, о самих Петре и Февронии известно было очень мало (кроме их Жития, из которого мы ничего не знаем о детях этих святых). Но за прошедшее десятилетие были проведены серьёзные исследования, выпущены монографии, и сегодня практически доподлинно известно, что у Петра и Февронии было трое детей. Два мальчика, Юрий и Святослав, и девочка Евдокия, которая закончила свою жизнь в Борисоглебском монастыре недалеко от Мурома. А опровергнуть миф о бездетности святых несложно. Так, например, прямо сейчас наш замечательный скульптор Салават Александрович Щербаков готовит памятник, консультантом которого я являюсь. В этой скульптурной композиции благоверный князь Пётр и княгиня Феврония будут изображены вместе со всеми своими тремя детьми. Хочется надеяться, что таких памятников будет больше. Но при этом не менее важно показывать, что и среди других русских правителей было немало и других примеров традиционных семейных ценностей, подлинной любви и верности? Конечно. Абсолютно понятно, что такими же Небесными покровителями семьи, любви и верности является и венценосная семья Романовых — святые царственные страстотерпцы Николай и Александра. И, осознавая это, мы стали задумываться, что у этого праздника могли бы быть разнообразные символы. Посмотрите: мы все знаем о Дмитрии Донском, многие знают и о Евфросинии Московской, Небесной покровительнице Москвы, но лишь недавно их стали отождествлять как семью, возводить им совместные памятники и писать их общие иконы. А ведь в этой святой семье родилось двенадцать детей! Восемь сыновей и четыре дочери. Сейчас настало время, когда мы смогли посмотреть на эти семьи и их подвиги с другой стороны. А ведь те же благоверные князья, будучи подлинными символами России, её воинской славы, являются и символами отцовства, крепкой семьи.

http://pravoslavie.ru/122277.html

– Иконостас Воскресенской церкви, единственный в своем роде и состоящий из вычурной резьбы, представляет блестящее смешение позолоты, серебренья и ярких красок, дающих ему вид фарфора и перламутра. Между местных икон, писанных в XVII веке, находятся два древние списка: один с образа Ефесской пли Корсунской Божией Матери, привезенный царем Алексием Михайловичем из завоеванного им Полоцка, а другой с образа Владимирской Богородицы. За престолом поставлено Распятие, вырезанное из дерева, в рост человеческий. Посреди церкви висит старинное прекрасной работы паникадило, на нижнем яблоке которого виден циферблат бывших тут часов. На входных западных дверях изображены восемь Сивилл. Хоры, украшенные резьбою, позолотою и живописью, изображающею Страсти Господни, ведут в верхнюю церковь Распятия. В 1840 году храм этот возобновлен и стены его расписаны фресками, с сохранением древнего вкуса. РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, НА СЕНЯХ, на оконечности переходов древнего царского терема, к бывшему Конюшенному Двору. Она построена каменная на месте бывшей тут древней деревянной церкви Лазарева Воскресения, супругою в. к. Димитрия Донского св. Евдокией, в 1393 году, в память победы над Мамаем, одержанной в праздник Рождества Богоматери; освящена она 1 февраля 1394 года митрополитом св. Киприаном, в присутствии храмоздательницы и детей ее, в. к. Василия II, Юрия, Андрея, Петра и Константина, и существовала тогда не во втором этаже теремов, как ныне, но внизу, где теперь недавно открыта церковь Праведного Лазаря, во имя коего и придел был тогда ж устроен по правую сторону главного Рождественского алтаря. Благоверная Княгиня Евдокия снабдила новый свой храм св. иконами, золотыми и серебряными сосудами и многоценными пеленами, а чрез два года внутренние его стены были расписаны иконописцами Греком Феофаном и Симеоном Черным. В 1473 году церковь эта сгорела, а 1480, внезапно ночью, обрушились ее своды; причем разбиты св. иконы и другие принадлежности храма; также потерпели и драгоценности Великокняжеской казны, сохранявшейся, по древнему обычаю, под ее нижними сводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

21 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы с паломнической поездкой по городам России и Украины. В частности, 23-25 мая председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви посетил Курск и Киев. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Преосвященный митрополит Лавр совершили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Затем Преосвященный митрополит Лавр посетил Почаевскую Успенскую Лавру. По завершении этого паломничества 29 мая 2007 Святейший Патриарх встретился с Преосвященным митрополитом Лавром в Москве. В ходе встречи обсуждались первые итоги состоявшегося подписания Акта о каноническом общении. 30 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести благодарение Господу о состоявшемся восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. 2. Благодарить всех потрудившихся в деле восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви и проведения торжеств, приуроченных к подписанию Акта о каноническом общении. ЖУРНАЛ 44 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об учреждении ордена и медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Справка: Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская, была супругой благоверного князя Димитрия Донского и вошла в историю Русской Православной Церкви и государства Российского, как святая, стоявшая у истоков новой объединенной Московской Руси, сочетавшая в своей благочестивой жизни, наполненной христианскими добродетелями, государственное служение с монашеским деланием. В этом году отмечается 600-летие преставления этой святой. В память данного юбилея учреждаются орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Орденом и медалью будут награждаться женщины, внесшие особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развитие социального служения Церкви, потрудившиеся на поприще церковно-общественной деятельности и церковно-государственных отношений, а также понесшие труды во благо Православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Позднее по рекомендации архимандрита Феофана Иван Федченков служил домашним учителем детей Обуховых – Николая и Нины. В 1917 году С. Н. Обухов был назначен вице–губернатором Чернигова. В 1920 году он умер от тифа. В том же году Ольга Владимировна эмигрировала, дочь Нина осталась в советской России. Находясь в Константинополе, О. В. Обухова узнала, что ее сын Николай расстрелян большевиками. За границей О. В. Обухова приняла монашеский постриг с именем Анна, стала духовной дочерью владыки Вениамина (Федченкова) . В течение долгого времени монахиня Анна была духовным другом и помощницей митрополита Вениамина. Когда владыку назначили экзархом Московской Патриархии в Америке, она отправилась с ним за океан; вместе с митрополитом Вениамином в 1947 году вернулась в Россию. 303 Имеются в виду Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы, которые жили в эмиграции под фамилией Валконен. Их духовным отцом в свое время был прп. Варнава Гефсиманский (Меркулов, † 1906). Лидия Николаевна была в тайном постриге монахиней Марией. Архиепископ Феофан как духовник царской семьи знал Пороховых еще по Санкт–Петербургу: Федор Васильевич и Лидия Николаевна были близки ко Двору, к императрице Марии Федоровне. (См.: Бэттс Р, Марченко В. Духовник Царской Семьи: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. М., 1996. С. 159–165.) 304 В 1939 г. архиепископ Феофан переселился в местечко Лимерэ по приглашению бывшей полтавской помещицы Марии Васильевны Федченко, которая владела там небольшим поместьем. Последние месяцы владыка жил затворником в известковой пещере, которая была на территории поместья. В соседней пещере святитель устроил маленькую церковь . (См.: Бэттс Р, Марченко В. Духовник Царской Семьи: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. С. 165–166.) 305 Свт. Филарет, митрополит Московский († 1867), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, известный богослов, библеист, проповедник, был канонизирован в 1994 году. Память святителя чтится 19 ноября/2 декабря. 306 Прп. Евфросиния (в миру – Евдокия, † 1407), великая княгиня Московская, после смерти своего супруга – благоверного великого князя Димитрия Донского – основала в Кремле женский монастырь в честь Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010