Его служение было особым. И при жизни и после смерти его нередко упрекали: почему он занимался политикой, почему смешивал интересы Церкви и Московского государства? Да потому что он четко понимал: без Москвы, без ее объединяющей роли не станет не только Руси, но и православной веры. Византия гибнет, Русь зажата в тиски между Ордой и Литвой, и гибель ее, казалось, не за горами. Но за годы первосвятительского служения святителя Алексия появилось русское государство, с которым стали считаться. И наш новый фильм будет посвящен этому тяжелому и удивительному времени, которого, наверное, в истории нашей страны больше никогда не будет. Это эпоха, когда в одной стране и в одно время были друзьями и даже родственниками святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный великий князь Димитрий Донской, его супруга святая княгиня Евдокия, преподобные Кирилл Белозерский, Савва Сторожевский, Андроник Московский. Они друг с другом общались, дружили, вместе молились. Это время Федотов называл «золотым веком русской святости». — А если говорить о более далекой перспективе, что еще может предложить зрителю «Православная энциклопедия»? — У нас уже есть несколько литературных произведений, которые мы можем рассматривать как основу для будущих киносценариев. Например, есть очень интересная история о событиях 1917 года в Москве — об обороне Кремля юнкерами. Важнейшие для судеб России события тогда развивались в Москве параллельно: шел Церковный Собор, а рядом умирали за Россию эти мальчишки. Драматические события 1917 года зафиксированы на кинопленку. Это страшное свидетельство того времени: тогда столкнулись две  процессии, два движущихся потока — похоронная процессия во главе с участниками Поместного Собора, шедшая от Храма Христа Спасителя хоронить юнкеров, и движущаяся от Белорусского вокзала красноармейская масса, которая шла к кремлевской стене хоронить красных, погибших при штурме Кремля. Встреча этих двух движений — символ того страшного времени, символ разделения. Мне кажется, это могло бы лечь в основу интересного фильма.

http://patriarchia.ru/db/text/423878.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СУЗДАЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Суздальский Покровский монастырь В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел «собеседник и спостник» великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский . Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской». Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизалась преподобная София Суздальская , в миру великая княгиня московская Соломония Сабурова. Ее святое житие привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII века будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III . Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Древ Креста Господня. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая Зачатьевская церковь.

http://drevo-info.ru/articles/12083.html

В нем была сформулирована цель создания обители: «трудом сестер Обители милосердия я иными возможными способами помогать в духе Православной Христовой Церкви больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». Обитель состояла в ведомстве местного епархиального начальства и в будущем предполагалось устроить «свой скит вне Москвы, куда потрудившиеся сестры по желанию и с согласия Совета обители могут удаляться и, постригшись в мантию, провести последние годы своей жизни в молитве и исключительно служении Богу» 863 . Духовником общины стал о. Митрофан Серебрянский. Вместе с тем Елизавета Федоровна поддерживает постоянное общение со старцами Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни и других монастырей; организовывает паломничество по святым местам, в Иерусалим, где она строит гостиницу для паломников. В г. Бари в Италии строит православный храм св. Николая. Марфо-Мариинская обитель становится духовным центром, куда обращаются не только за медицинской помощью, но и за советом и утешением. Примером монастыря, в котором строго соблюдался общежительный устав, может служит Аносин Борисоглебский монастырь. Он был учрежден в июне 1823 г. на месте женской общины как общежительный 3-го класса. Основательницей и первой настоятельницей монастыря стала княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, урожденная Тютчева (18.02.1774–3.02.1837), после пострижения принявшая имя Евгении. В 1799 г. она приобрела в собственность д. Аносино. В 1810 г. с благословения митрополита Платона на ее средства был заложен храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами: Тихвинской иконы Божьей Матери и в честь благоверных князей Бориса (ангела ее покойного супруга) и Глеба. Храм был освящен в 1822 г. одновременно с открытием общежития, также начавшего свое существование на ее средства. Для этого общежития его основательницей были написаны правила «Начертание общежительного заведения» 866 . Затем специально для ее общины с ссылкой на «Начертание» составляет «Правила» митрополит Московский Филарет (Дроздов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же Синодике вписано и несколько лиц, скончавшихся в начале текущего столетия, как например, записана супруга генерал-майора Сергея Ивановича Богданова, урожденная Чичерина, скончавшаяся в 1814 году 28 января. А далее и сам Г-н Богданов «муж, как сказано в записи, украшенный отличными Христианскими добродетелями скончал течение дней своих 26 марта 1816 года». II Монастырский Синодик писан полууставом XVII столетия, построен в 1674 году Архимандритом Вениамином. Предисловие его и первая так сказать форменная запись Вселенских Патриархов, Царей, Цариц, Великих Князей и Княгинь и Чад их, Патриархов Всероссийских, Архиереев и Настоятелей обители, писана ранее и другою рукою, чем вся остальная часть Синодика, начинающаяся повторением упомянутой записи с прибавкою в ней новых имян. Так в первой записи после Вселенских Патриархов: Иакова, Ионы, Исаакия, Германа, Тарасия, Никиты, Никифора, Мефодия, Анфиногена и Сафрония, записаны тут же Патриархи собственно Российские, названные в Синодике просто Московскими: Иов, Гермоген, Филарет, Иосаф преставившийся в 1641 году, чем и определяется приблизительно время первой записи. Далее последним из Царей внесен сюда Михаил Федорович, скончавшийся в 1645 году и Царевичи Иоанн и Василий. Из Цариц последними записаны инока схимница Марфа, Благоверная и великая Княгиня Евдокия, Царевна Пелагея и Царевна София. Архиепископы: Лука, Стефан, Феодор, Гермоген, Никифор, Никита, Никифор, Спиридон, Климент, Пафнутий. Список этот начинается местночтимыми Епископами Суздальскими и Владимирскими, а оканчивается Архиепископами Крутицкими, которые управляли этою Епархией в самое смутное время – нашествия на Москву Поляков и Литовцев (1602–1615). Во второй записи в числе Патриархов внесено последним имя Святейшего Патриарха Никона (†1658) и преемников Иосифа II (†1672) и Питирима (†1673), Далее следуют Крутицкие владыки, список их начинается так: Феодорит Епископ Сарский и Подонский, которого вовсе не упоминается в списке Архиереев этой епархии в И. Р. F, Митрополит Селиверст (1652 – 1657), Павел (1626 – 1643), Селиверст (вероятно ошибочно записано одно имя два раза, ибо Селиверст II управлял этою епархией гораздо позже, а именно (1708 – 1711). Далее приписан еще Митрополит Варсонофий (†1688) и Архиепископ Леонид (1722 – 1742).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И мы усердием горя Стеклися в храм возобновленный Семнадцатаго Сентября, В тот самый день благословенный, Когда и Вера и Любовь , София с кроткою Надеждой Одели с Гавриилом вновь Престол священною одеждой! Возрадуйтесь на Небесах Владыки древняго княженья, Которых здесь хранится прах, Которых душ поминовенье Обряд церковный сохранил: Князь Петр, Княгиня Евдокия И благоверный Михаил, Димитрий, Александр, София, Ирина, Федор, Симеон: Вы здесь в Микулине княжили, Вы чтили здесь Творца закон И здесь-же с мнром вы почили, – А ты святый князь Михаил! Заступник всех и утешитель, Твой внук нам храм соорудил Будь нашей церкви покровитель! 17 Сентября, 1850 года. Алексеевский монастырь в Москве Приписка к харатейному Евангелию 1357 г в лист, в Патриаршей библиотеке. Карамз. И. Г. P. V. пр. 254. И. Кирилова Цветущее состояние всероссийскаго Государства М. 1831, в 4. Софийский временник II, 140 Древняя Российск. Вивлиофика, 11, 217. Летописец, служащий продолжением Несторову. История Росс. Иерархии, III. Выходныя книги Царей Михаила, Алексия и Феодора. Полеваго Живописное обозрение, т. IV, стр. 112 и 180. О Животных Московск. Губернии, речь Профессора К. Рулье, с рукопис. его примечаниями, приготовленная им к новому изданию. Церковь Св. Николая в Хамовниках, в Москве Дела придворнаго Архива в запасном Дворце н Котошихина о России в царствование Алексия Михаиловича, стр. 76. Ihre. Glossarium Sueogothicum u Ducangii Glossarium mediae et infimae Latinitalis. Описание Императорскаго столичнаго города Москвы, изд. В. Рубаном. Спб. 1782, в 12. Дела Патриаршаго Казеннаго Приказа 7132 г. 501 и 7166, 63. Дела Синодальнаго Правления 1739 г. 1395 Переписная и мерная книга 1731г. Памятник веры, или Христианский месяцеслов. М. 1838, в 8. Москва, или исторический путеводитель, ч. IV, М. 1831, в 8. О громе, соч. Г. Араго, в Отечеств. Записках. 1839 г. 7. стр. 143. Благовещенская церковь , что на Старом Ваганькове Собрание Государ. грамот, т. 1. О Царском жалованье Московским церквам с 1626 по 1677 год, в 4. В Моск. Архиве Мин. иност. дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Преподобный Савва Московский, †ок. 1410–1420, память 13 июня. Преподобный Александр Московский, †после 1427, память 13 июня. Преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 13 июня. Преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 4 июля и 13 июня. Преподобный Роман Киржачский, †29 июля 1392. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, †после 1401, память 12 сентября. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, †12 сентября 1395. Преподобный Леонтий Стромынский, †ок. 1380, память 20 июля. Преподобный Савва Стромынский, †20 июля 1392. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, †З декабря 1407, обретение мощей 19 января 1652. Преподобный Иаков Стромынский, XIV, память 21 апреля. Преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский, XIV–XV, память 25 января. Преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Феодосий Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Мефодий Пешношский, †4 июня 1392, память 14 июня. Преподобный Иаков Железноборовский, †11 апреля 1442. Преподобный Никифор Боровский, †до 1414, память 9 февраля. Преподобный Никита Боровский, †после 1421, память 1 мая. Преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский, XIV–XV, память 27 мая. Собеседники Преподобного Сергия Святой благоверный великий князь Димитрий Донской, †19 мая 1389. Преподобная Евфросиния Московская (в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия), †7 июля 1407, память 17 мая. Святитель Стефан, епископ Великопермский, †26 апреля 1396. Святитель Михаил, епископ Смоленский, †б мая 1402, память 28 ноября. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, †15 октября 1385, память 26 июня. Преподобный Евфимий Суздальский, †1 апреля 1405, обретение мощей 4 июля. Преподобный Димитрий Прилуцкий, †11 февраля 1392. Преподобный Стефан Махрищский, †14 июля 1406. Преподобномученик Григорий Авнежский, †15 июня 1392. Преподобномученик Кассиан Авнежский, †15 июня 1392.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В день 600-летия преставления прп. Евдокии, княгини Московской, в строящемся в честь нее храме состоится праздничное богослужение 18 июля 2007 г. 12:40 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июля, в день 600-летия преставления супруги благоверного великого князя Димитрия Донского княгини Московской преподобной  Евдокии  (в иночестве Евфросинии), в строящемся в честь нее храме (Севастопольский пр-т 15/1) состоится праздничное архиерейское богослужение, которое станет центром мероприятий, приуроченных к отмечаемому юбилею. В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия в Москве был создан приход во имя прп.  Евдокии-Евфросинии Московской. Его возглавил кандидат богословия священник Алексий Ладыгин. 15 июля прошлого года состоялась торжественная закладка будущего храма в сквере на Нахимовском проспекте. В этом году в рамках празднования юбилея приход храма провел ряд мероприятий, призванных обратить общественное мнение на знаменательную дату. 11 апреля в Архиерейском зале Храма Христа Спасителя была проведена международная научная конференция  «Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности». В состав участников конференции вошли видные ученые России и США, священнослужители, общественные и политические деятели. В апреле в Мосгордуме прошел круглый стол, посвященный жизни и деятельности святой Евдокии Московской, а 11 июля на Куликовом поле в рамках шестисотлетия был установлен «Памятный знак Москвы» на аллее победы участников-городов Куликовской битвы. Для того, чтобы отметить тех, кто оказывает особую помощь в строительстве храма, приход учредил памятный знак преподобной Евдокии Московской. Завершить юбилейный год планируется торжественным Актом в Храме Христа Спасителя, на котором впервые будет вручена женщинам, потрудившемся на благо России, новая награда Русской Православной Церкви — орден и медаль прп. Евдокии Московской. Эта награда была учреждена по благословению Святейшего Патриарха в этом году. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/270798.htm...

Преподобный Андрей Рублев Преподобный Андрей Рублев: История в картинках Андрей Рублев. Звенигородская история Созерцая «Троицу» Благоверного князя Андрея Боголюбского Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству Святителя Андрея Критского, архиепископа Почему святителю Андрею Критскому молятся как преподобному? Великий канон Преподобной Марфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца   Обретение мощей преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца   Православные праздники 18 июля Преподобного Афанасия, игумена Афонского Афон Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца Преподобный Сергий Радонежский в миру имел имя Варфоломей. С детских лет он веровал в Бога. После смерти своих благочестивых родителей жил в глухом лесу, где основал вместе с 12 иноками Троице-Сергиеву лавру. В то время святой предсказал победу русским войскам в борьбе с татарским игом. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, который одержал победу в Куликовской битве. Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобной мученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) Княгиня Елисавета была женой великого князя Сергея Александровича Романова. После его убийства она первая поехала собирать останки мужа, просила у царя о помиловании преступника, увившем его. Елисавета открыла Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Всю свою жизнь она посвятила благотворительности и помощи больным и обездоленным. Елизавета Федоровна Романова Дармштадтские принцессы при русском дворе Православные праздники 19 июля Собор Радонежских святых Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобных Сисоя Великого и Сисоя, схимника Печерского   Православные праздники 20 июля Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской Святая Евдокия была женой Дмитрия Донского и имела 12 детей. После смерти мужа она надела вериги, наложила на себя пост и стала каждый день ходить в церковь. Она построила женский монастырь в Кремле, несколько храмов в Переяславле-Залесском, занималась благотворительной деятельностью. Евфросиния способствовала перенесению чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Москву, тем самым отвратив нашествие Тамерлана на Москву.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

3 июля. 13 . Василий Блаженный Московский. 2 августа. 14 . Василько, князь Ростовский. 4 марта. 15 . Вячеслав, князь Чешский. 28 сентября. 16 . Владимир-Василий, великий князь Киевский. 15 июля. 17 . Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февраля. 18 . Гамалиил. 2 августа. 19 . Георгий, князь Владимирский, убит татарами. 4 февраля. 20 . Глафира дева, праведная (†ок.322). 26 апреля. 21 . Давид, сын князя Феодора Смоленского. 19 сентября. 22 . Дамиан и Косма из Асии, бессребреники. 1 ноября. 23 . Даниил, князь Московский. 4 марта. 24 . Димитрий, царевич Московский. 15 мая. 25 . Еввула, мать вмч. Пантелеймона. 30 марта. 26 . Евфросиния, княгиня Полоцкая. 23 мая. 27 . Евфросиния, княгиня Суздальская. 25 сентября. 28 . Евфросиния (в миру Евдокия), княгиня Московская. 7 июля. 29 . Елена, царица. 21 мая. 30 . Елена (Ольга), Великая княгиня Киевская. 11 июля. 31 . Зинон и Зоил, скончались в мире, неизвестно когда и где. 3 марта. 32 . Иоанн (в иночестве Игнатий), князь Волоцкий или Угличский (†1523). 19 мая. 33 . Игорь, князь Киевский и Черниговский. 5 июня. 34 . Илья Муромец. 19 декабря. 35 . Исидор Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 36 . Иаков, Боровицкий чудотворец, праведный (†ок. 1540) 882 . 23 октября. 37 . Клеопатра и ее сын Иоанн, умершие в мире в Палестине (связаны с мч. Уаром, IV век). 19 октября. 38 . Иоанн пресвитер. 9 октября. 39 . Иоанн Воин, жил при Юлиане в Константинополе. 30 июля. 40 . Иоанн, царь Персидский (до Крещения Моавия). 9 июля. 41 . Иоанн Устюжский, юродивый. 29 мая. 42 . Иулиания, княжна Ольшанская 883 , праведная, дева, умерла в 16 лет. 6 июля. 43 . Иуния, помощница ап. Андроника.17 мая. 44 . Юстиниан, император. 14 ноября. 45 . Константин Великий , император. 21 мая. 46 . Константин, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сентября и 5 марта. 47 . Константин, князь Муромский. 21 мая. 48 . Константин Всеволодович, князь Ярославский. 3 июля. 49 . Корнилий сотник. 13 сентября. 50 . Лазарь, князь Сербский. 15 июня. 51 . Лонгин сотник. 16 октября. 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Куликовом поле отлит колокол для храма в честь Евфросинии Московской Москва, 16 июня 2008 г. Торжественная передача колокола храму Евфросинии Московской, названному в честь первой святой российской столицы, состоялась в четверг, в День России, на Куликовом поле. На церемонии присутствовали вице-губернатор Тульской области Алексей Кораблев, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, настоятель строящегося храма Святой Евфросинии священник Алексий Ладыгин и другие, передает ИНТЕРФАКС . Этот колокол был специально отлит для храма Евфросинии Московской 1 июня, в день памяти ее супруга - святого благоверного князя Дмитрия Донского, прямо на Куликовом поле. Вес колокола составляет 250 кг, диаметр и высота - 80 см. Колокол украшен образами преподобного Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Святая Евфросиния (в миру - Евдокия) вместе с мужем возводила белокаменный Кремль, отстраивала Москву после разрушительных пожаров и набегов врагов. За ее любовь и милосердие москвичи еще при жизни называли ее матерью, а после смерти - покровительницей Москвы и России. После смерти Дмитрия Донского великая княгиня стала соправительницей своему сыну, Василию I. Евдокия была первой женщиной, которая правила Московской Русью, и этот период продолжался целых 20 лет. За это время святая великая княгиня показала себя как мудрая государыня и умелый дипломат. Незадолго до своей кончины она приняла монашество с именем Евфросиния в основанной ею Вознесенской обители в Кремле. Сейчас в Москве на Нахимовском проспекте строится храм в честь этой святой. 16 июня 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/26881.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010