Церковь чтит память святого благоверного князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 1 июня, 2019. Новостная служба Они были родителями двенадцати детей и примером супружеской верности и согласия 1 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого благоверного князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии. Святые Димитрий и Евдокия были родителями двенадцати детей, а жизнь их, как отмечают летописные свидетельства, была примером супружеской верности и согласия. Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича, была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, митрополит Московский, а также преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре. Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 5,  2002 МОЛИТВЕННИЦА ЗЕМЛИ МОСКОВСКОЙ Порой кажется, что подвиг святых русских жен уж слишком обычен. Да и подвиг ли это - дом, семья, муж, дети... Утренней зарей Богомудрия равноапостольной княгини Ольги взошла над Святой Русью женская святость, раскинулась дивными радужными цветами служения материнского, молитвенного, милосердного и воссияла полуденным солнцем исполнения величайшей Евангельской заповеди - " положить живот свой за други своя " . Духовная книга русской женской святости не завершена и не завершится, пока живы наши матери, не устающие повторять в горячей своей молитве: " Слава Богу за все... " . Не так ли повторяла и шестьсот лет назад Великая княгиня Евдокия, заступница вдов и сирот, обездоленных и обиженных. Ее имя, как и большинства великих русских женщин, до недавнего времени находилось в забвении. ...Благоверная княгиня Евдокия родилась в Суздале, в семье благочестивого князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Именно в отчем доме научилась юная княжна более всего заботиться о душевном спасении и хранить Заповеди Божии. Здесь же научили ее воспринимать великокняжеское достоинство не как возможность проводить время праздно и сыто, но как великое и тяжкое служение - Богу, Отечеству, народу, не жалеть своего сердца ни для кого. Всей своей жизнью Великая княгиня докажет, как усвоила она заветы отца. В 1366 году княжна Евдокия будет просватана за Великого князя Московского Димитрия, вошедшего в русскую историю с громким именем победителя татар - Донского. Молитвенное настроение юной супруги, ее благочестие пришлись по сердцу добродетельному Димитрию: их брак длился 22 года и стал примером целомудренного союза. Замужество Евдокии пришлось на годы, тяжкие для Москвы, когда укрепляющееся молодое государство постоянно подвергалось нападению врагов. По собственным словам княгини, " немного испытала она радостей в супружестве за Димитрием " . Великой княгине пришлось пережить нашествие на Москву литовского князя Ольгерда, снискавшего славу правителя злобного и жестокого. Его военные походы напомнили русским разрушительные набеги Батыя. Не прошли стороной и различные болезни, стихийные бедствия. Вскоре после свадьбы начался не виданный доселе пожар, и летопись назовет его великим, а затем - моровая язва. Милосердная душа княгини разрывалась от жалости и боли. Именно к ней шли за утешением и поддержкой. На свои деньги хоронила Евдокия москвичей, щедро одаривала погорельцев. Ее можно было видеть в кремлевских храмах, усердно молящую Господа о помиловании ее несчастного Отечества.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200205/01.h...

Преподобный Сергий Радонежский, игумен Земли Русской, крестил самого Димитрия и двух его сыновей. Но мало кто знает, что Великая Княгиня Евдокия была ученицей преподобного и, проникнутая духом благочестия, поддерживала и укрепляла своего супруга в мысли о том, что общегосударственное дело собирания русских земель должно начаться с укрепления собственного благочестивого дома. Москвичам пришлась по сердцу кроткая княгиня, щедро одаренная Господом различными добродетелями. Замужество Евдокии пришлось на годы, весьма тяжелые для Москвы, когда укрепляющееся молодое московское государство постоянно подвергалось нападению, не обошли его стороной и различные болезни и стихийные бедствия… Увы, княгиня Евдокия имела печальную возможность проявить сострадание чужому горю сразу же после приезда в столицу: незадолго до свадьбы невиданный доселе пожар охватил Москву, и летописи назвали его великим. Не успела Москва прийти в себя от страшного пожара, как вернулась «моровая язва». Летописцы так описывают эту страшную болезнь: «Вдруг ударит как ножем в сердце, в лопатку, или между плечами; огонь пылает внутри; кровь течет горлом; выступает сильный пот и начинается дрожь. У других делаются железы, на шее, бедре, под скулою, пазухою, или за лопаткою. Следствие одно: смерть неизбежная, скорая, но мучительная, Не успевали хоронить тел; едва десять здоровых приходилось на сто больных; несчастные издыхали без всякой помощи. В одну могилу зарывали семь, восемь и более трупов. Многие домы совсем опустели; в иных осталось по младенцу». Страшная болезнь обошла стороной великокняжеский дом, и благоверная княгиня не уставала благодарить Господа за это его милосердие. Во время страшных напастей она непрестанно молилась Богу и увлекала за собой других. Ее милосердная душа, наполненная состраданием к чужому горю, разрывались от жалости и боли. Именно к ней шли за помощью, за утешением… И каждому – доброе слово, каждому – помощь. Великая княгиня на свои деньги хоронила москвичей, щедро одаривала погорельцев. Вот при таких тяжелых обстоятельствах явила себя московская государыня земной матерью страждущих, показавшая любовь ко всем людям.

http://pravoslavie.ru/3330.html

Москвичам пришлась по сердцу эта правительница с кротким, невластным нравом, щедро одаренная множеством добродетелей. В 1369 году она родила первенца, которому дали имя Даниил — в честь первого правителя Москвы, основателя династии. Крестил мальчика сам преп. Сергий Радонежский, игумен Земли Русской, но Даниилу не суждено было выжить. Проникнутая духом благочестия, Евдокия поддерживала и укрепляла своего супруга в общегосударственном деле собирания русских земель. Ей предстояло пережить не одно потрясение: и войну мужа с рязанским князем Олегом Ивановичем, и несколько походов литовского князя Ольгерда. Но эти годы стали годами духовного созревания супруги правителя московского. Она отсекала все суетное и мелочное, учась тихо преодолевать скорби. Незадолго до решающих для земли Русской событий — сечи на Куликовом поле — у них с Дмитрием родился сын Василий, которому в будущем суждено было стать преемником отца. Под 1380 годом летописец упомянул Евдокию Дмитриевну в связи с описанием ухода ее мужа с ратью на Куликовскую битву. Именно тогда великий князь успокоил жену верой в торжество высшей справедливости: «Утри слезы, Евдокия, Бог нам заступник!». Великая княгиня проводила на гибельную сечу своего любимого супруга до Флоровских (ныне — Спасских) ворот и долго смотрела вслед уходящему войску. Автор «Жития Димитрия Донского» вложил в ее уста слова прощания: княгиня не чаяла больше увидеть мужа. В знаменитом литературном памятнике — «Сказании о Мамаевом побоище» — образ Евдокии — это образ праведницы, которая «постоянно пребывала в святой церкви, молясь день и ночь», дабы призвать божественную помощь мужу, чтобы он «своей твердой рукой победил вышедших на него всех поганых». Все у тех же Флоровских ворот встречала великая княгиня Евдокия своего победителя-супруга, получившего после победы на поле Куликовым прозвание «Донского». Но недолго ликовала Москва, недолго было отведено Евдокии мирной семейной жизни. В 1382 году, при приближении к Москве войск хана Тохтамыша, в отсутствие мужа, не вернувшегося еще из похода на поле Куликово, княгиня оказалась в столице, так как была вновь беременна. После рождения сына Андрея она покинула город и, едва не захваченная татарами, снарядившими за ней погоню, добралась к мужу, пребывавшему в Костроме. Столица же княжества 26 августа 1382 года была захвачена и разграблена Тохтамышем.

http://pravoslavie.ru/3331.html

В память об усопшем супруге Евдокия повелела возвести в Кремле величественный храм Рождества Богородицы (ставший новой церковью для женской половины великокняжеской семьи) и поручила расписать его выдающимся живописцам того времени — Феофану Греку и Даниилу Черному (1396 г.), украсить дорогой церковной утварью, обеспечить старинными книгами. Тем самым великая княгиня выполнила давний обет отблагодарить Пресвятую Богородицу за помощь русским войскам в битве с Мамаем. Евдокия вела свои мирские дела столь деятельно и успешно, что по городу поползли слухи, что живет она во вдовстве «нечестно». По словам жития, «смутились» теми слухами и ее сыновья. По преданию, княгиня раскрыла перед детьми роскошное княжеское облачение и явила им свою иссохшую, увешанную веригами грудь (свидетельство принятия тайного монашеского обета и его соблюдения): «Узнайте, дети мои, истину, и да не смущают вас несправедливые обо мне клеветы». Дети увидели «очернелое от трудов тело», «прильнувшую к костям плоть» и испросили прощения у матери. В уста Евдокии летописец вложил известный дидактический тезис: «Не верьте внешнему. Один Бог есть судья дел человеческих». В 1395 году, когда старший сын Евдокии и Дмитрия — московский великий князь Василий Дмитриевич выступил против идущего в сторону русских земель Тамерлана, Василий без колебаний оставил столицу княжества на свою мудрую и опытную мать. Вдохнув в сына уверенность в том, что нужно оказать сопротивление и выставить войско, она была инициатором благочестивого дела — послала во Владимир за чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Икона была привезена в Москву, ее чудесным действием москвичи объяснили то, что войско Тамерлана, увидев боевую готовность противника, не стало вступать в битву. На том месте, где москвичи встречали икону, княгиня-мать Евдокия Дмитриевна (вместе с Василием) распорядились построить Сретенский монастырь. 26 августа, когда произошло «сретенье» (москвичи встретили чудотворную икону), стало с тех пор церковным праздником.

http://pravoslavie.ru/3331.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФРОСИНИЯ МОСКОВСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Евфросиния Московская, благоверная княжна Евфросиния , в миру Евдокия (ок. 1354 - 1407 ), благоверная княгиня Московская , преподобная Память 17 мая , 19 мая совместно с блгв. кн. Димитрием Донским, 7 июля , в Соборах Московских и Радонежских святых. В миру Евдокия Дмитриевна, родилась около 1354 года в семье Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. 18 января 1366 г., по благословению святителя Алексия, митрополита Московского , совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем . Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне . Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств. Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы .

http://drevo-info.ru/articles/18083.html

Мы знаем, что преподобные особенно молились Божией Матери. Преподобный Серафим Саровский в своей келье имел одну только икону Божией Матери, перед которой он молился и перед которой он скончался. Божия Матерь является образцом целомудрия, в котором нуждаются не только девствующие, но и вдовствующие и живущие в браке. Эти три основные добродетели: любовь к Богу, смирение и целомудрие были в совершенстве у Божией Матери. И если мы, христиане, дерзаем называть Ее своей Матерью, то мы должны и иметь эти же добродетели, подражая Ей. В настоящее время, когда в нашей стране происходит возрождение нравственности на основании духовных ценностей, которые мы потеряли в период воинствующего безбожия, нам необходимо вспомнить Святую Русь и тех святых, которые старались подражать Божией Матери самоотверженной любовью к людям. Княгиня Евдокия, супруга князя Дмитрия Донского, была верной помощницей не только в хозяйственных делах и княжеских, но особенно она была помощницей в духовной жизни. Она вдохновляла своего мужа на битву с татарами. С другими московскими женщинами благоверная великая княгиня помогала русской рати, бившейся на Куликовом поле, своими горячими молитвами, воздвигая небо и московских чудотворцев ополчиться против неверных. Рано схоронив своего мужа, Евдокия жила подвижницей в честном вдовстве, но скрывала от людей свои подвиги. Имея тело, иссохшее от поста, чтобы прикрыть свою худобу, носила на теле по нескольку одежд, придававших ей вид тучности, и являлась всюду в пышности своего сана. Воспитав пятерых сыновей, княгиня приняла монашество с именем Ефросиния. В молитве и подвиге проходили последние годы ее жизни+ Однажды, незадолго до конца ее жизни, она шла в Вознесенский монастырь, один нищий слепец стал просить ее даровать ему зрение. Княгиня украдкой подала ему рукав своей одежды, которым он утер лицо и прозрел. Она, совершив свой земной путь, почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре, и затем она причислена была к лику святых.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

В 2004 г. в Москве была освящена домовая ц. во имя Е. Д. (Севастопольский проспект, дом 15/1). В р-не Котловка (на месте с. Котлы, у к-рого Е. Д. с Василием I встречала в 1390 митр. Киприана) идет строительство каменного храма, посвященного святой. 11 апр. 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве прошла международная научная конференция «Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности». На заседании Свящ. Синода РПЦ 21 авг. 2007 г. были учреждены посвященные Е. Д. награды - орден и медаль прп. Евфросинии Московской. Ими награждают женщин за особые заслуги в деле укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развития социального служения Церкви. В 2007 г. Региональный благотворительный общественный фонд им. вел. кнг. Евдокии Московской учредил общественную награду - знак вел. кнг. Евдокии Московской, к-рый вручается Патриархом Московским и всея Руси женщинам, внесшим особый вклад в возрождение России. 13 июля 2015 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ установлено празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Иоанновича Донского и кнг. Евдокии 19 мая Ист.: Муравьёв А. Н. Житие св. блгв. кнг. московской Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1871; Акафист св. блгв. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1893; Введенский Д. И. Знаменательные дни под сению кремлевских святынь. Серг. П., 1907; АСЭИ. Т. 2. 223; Т. 3. 92а; ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 408-411 [«Въмале сказание»]; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконстр. текста. СПб., 20022. С. 384, 443-444, 445, 465; Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 232-234, 276-288; Покровительница: Прп. Евфросиния, вел. кнг. Московская: Житие, акафист/Сост.: Л. Бамблевский. М., 2005. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 43-51; СИСПРЦ. С. 90-91; Беляев И. В. Блгв. Евдокия, вел. кнг. Московская, во инокинях Евфросиния. М., 1866; Барсуков. Источники агиографии. С. 176; Пшеничников А. И., свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем мон-ре в Москве. М., 1886; Св. блгв. кнг. Евдокия, во инокинях прп. Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего мон-ря. М., 1886; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 128-129; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 73-76; Голубинский. Канонизация святых. С. 323, 572-573; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2; Lenhoff G. D. Unofficial Veneration of the Danilovichi in Muscovite Rus,//Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 411-414; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого Рус. гос-ва. М., 2001 (по указ.); Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 98-100, 114-118, 194-195.

http://pravenc.ru/text/187095.html

Глава XXV. Женские монастыри: 1) Аносин; 2) Бородинский; 3) Зосимова пустынь; 4) Влахернский монастырь; 5)Крестовоздвиженская Лукинская община I. Аносино-Борисо-Глебский монастырь Основательница и первоначальница Аносино-Борисо-Глебского монастыря игумения Евгения, в миру Евдокия Николаевна, урожденная Тютчева, родная тетка известного русского стихотворца Ф.И. Тютчева, родилась в 1774 году; в 1796 вышла замуж за князя Мещерского Бориса Ивановича и через три месяца после брака овдовела. Княгиня, оставшаяся по смерти мужа непраздной, родила дочь, которую она назвала Анастасией. В имении своем, в сельце Аносине, купленном ею в Звенигородском уезде, княгиня заложила каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя Тихвинской Божией Матери (в память избавления княгини от потопления на Ладожском озере во время плавания в Тихвин в 1798 году) и во имя благоверных князей Бориса и Глеба. В 1821 году княгиня Мещерская устроила при церкви богадельню, которая и послужила основанием общине в 1823 году, 1 сентября переименованной в общежительный Аносино-Борисо-Глебский монастырь, а княгиня пострижена в Москве в Вознесенском монастыре Московским архиепископом Филаретом на 14 сентября, поставлена игуменией и наречена Евгенией. Оставивши мир и изменивши прежнее имя, бывшая княгиня оставила и все мирские прихоти и, проникнутая духом смирения, на самом деле старалась быть служительницей Христа Спасителя, и делом и словом поучая добродетели малое свое стадо. Все предметы роскоши были изгнаны из деревянной необширной келии старицы Евгении; ложе ее было жесткое, пища простая, скудная, а сравнительно с прежними брашнами ее княжеской трапезы, даже и весьма грубая; одежда из толстого мухояра. От природы одаренная живым умом, пылким воображением, она была так красноречива, что, несмотря на весьма ощутительное косноязычие, не дозволявшее ей произносить некоторые звуки, беседа ее была, говорят, так сладостна, что, слушая ее, забывали ее косноязычие и внимали только увлекательности самой речи. Смирение старицы не ограничивалось ее отношениями к монашествующим: она и в общении с мирянами была той же убогой и смиренной инокиней, каковой была в монастыре. Рассказывают, что однажды, возвращаясь от Троицы Сергия, она по пути заехала в село, где жила одна ее родственница, молодая вдова (А. Д. Б.); это было в летнее время, и уже совершенно наступила ночь, когда старица приехала в село своей племянницы. Узнавши, что все уже легли спать, игумения не дозволила никого будить, но спросила сена, расположилась на открытой галерее, соединяющей дом с поварней, и так провела остаток ночи. Поутру, когда хозяйка проснулась, ей говорят, что приехала ночью гостья, игумения Аносинская. Та, обрадованная, поспешила к ней и стала упрекать ее, что она не велела разбудить, но старица кротко отвечала: «Кстати ли было бы тревожить и хозяйку и весь дом; я и так прекрасно провела ночь – погода теплая».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

С левой стороны Спасской башни находится вторая часовня с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. И если одна часовня у этой башни (справа) посвящена Спасителю и носит название: «Великого Совета Ангел», то эту часовню в честь Богоматери прилично назвать «Великаго Совета Божия Откровение», ибо впервые откровение, через Ангела, об исполнившемся Совете Божием искупления людей, получила Пресвятая Дева Мария: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста Тебе, лобзая и вещая», – так воспевает в честь Богородицы Св. Церковь . В той и другой часовне причтом собора Василия Блаженного пред чудотворными иконами служатся молебны. Часовни открыты в течение всего дня. Св. благоверная Княгиня Московская Евфросиния и основанный ею Вознесенский женский монастырь 1030 Бывают эпохи в жизни отдельных народов, государств, которые оставляют след на все последующие времена. В Византии такой эпохой был так называемый «Золотой век», время, когда жили Константин Великий , Юстиниан, Великие святители – Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . У нас в России такой эпохой было время, когда жили св. благоверная Княгиня Евфросиния, св. Алексий, преп. Сергий, основатели таких Великих обителей, как Чудов, Вознесенский монастырь, Троице-Сергиева Лавра, а также время Куликовской битвы, имевшей большое значение в деле свержения татарского ига, установление Дмитровской субботы. Все, чем мы доселе живем, чем дорожим, что храним, чем духовно утешаемся и что доселе влияет на народную жизнь, – все это получило начало во время жизни св. благоверной Княгини Евфросинии. Преподобная Княгиня Евфросиния, в мipe Княгиня Евдокия, была дочерью Суздальского Князя Димитрия Константиновича. Свое детство она провела частью в Суздале, частью в Переяславле Залесском, затем переехала в Нижний Новгород. То обстоятельство, что воспитание Евдокии было строго церковное, и сами княжеские терема были при храмах, вложило в ее сердце искру веры и благочестия. В это время удельные Князья часто вели между собой кровопролитную борьбу. Постоянная опасность не могла не отразиться на ее характере. Она с детства свыклась с мыслью о непрочности земного счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010