3 июля) и Константин Всеволодович (1257 г., пам. 3 июля), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович (1285 г., пам. 3 февр.), князь Углицкий, замечательный широкою благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же Михаил Ярославич (1318 г., пам. 22 нояб.), князь Тверский, замученный в орде, – его супруга есть та блаж. Анна Кашинская, церковное чествование которой по недоуменным и недостаточным причинам было прекращено в 17 веке и теперь имеет быть восстановлено. В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Ольгович (1270 г., пам. 19 июля), замученный в татарской орде за верность Христу. Из Литовских князей Довмонт Псковский (1299 г., пам. 20 мая), женатый на внучке св. Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский (1290 г., пам. 29 июня), сын татарского хана Беркая, принявши христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская (1407 г., пам. 7 июля), супруга Димитрия Ивановича Донского, замечательная своею привлекательною семейной жизнью. Благов. княгиня Иулиания Вяземская (1406 г., пам. 21 дек.), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из Углицких князей – Иоанн Андреевич (1523 г., пам. 19 мая), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич отрок Димитрий Иоаннович (1587 г., пам. 15 мая), за тоже пострадавши в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц. Царевичем Димитрием Углицким замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертью приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как например у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

369 Он был против гнева. «Если ты, – говорил он, – приходишь в гнев, то удовлетворяешь своей страсти. И ты этим не спасаешь другого, а только губишь себя» (Migne S. G. Т. XXXIV. Р. 247–248. Достоп. сказ. С. 174. Новоткр. сказ. С. 19. 828 32-я бес. 9. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 740. См. еще о единении души с Богом под образом брачного союза: 15-я бес. 2. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 576; 19-я бес. 9. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 649; 45-я бес. 7. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 792; 38-я бес. 5. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 761. 850 Безсмертие, по мнению преп. Макария, было бы не полезно и в следующем отношении. Если бы христиане по телу оставались безсмертны, то целый мip, видя необычайность дела, преклонился бы к добру по какой-то необходимости и таким образом свободное произволение человека как бы подавлялось (15-я бес. 37. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 601–604). 859 5-я бес. 17–19; 12-я бес. 13; 34-я бес. 2; 32-я бес. 2. Migne. S. G. T. XXXIV. P. 511,565, 745, 733–736. 889 Отсюда нам делаются понятными благоухание тел почивших угодников Божиих, истечение от них мvpa, останки мощей, особый цвет их костей и т. п. и т. п. 909 16-я бес. 1. Отсюда естественны и самостоятельны человеческие страсти и несправедливое раздражение, непристойный гнев и все тому подобное. 1029 Печатается по: Епископ Арсений, Серпуховский. Московский Священный Кремль и его святыни. [Спасская башня.] М. Печатня А. И. Снегиревой . 1917. 16 с. Переиздание: Епископ Арсений. Московский Священный Кремль и его святыни. М. Православный Свято-Тихоновский институт. 1995. 1030 Печатается по: Епископ Арсений, Серпуховский. Московский Священный Кремль и его святыни. Св. благоверная Княгиня Московская Евфросиния и основанный ею Вознесенский женский монастырь//Душеполезное чтение. М. 1917. Март-апрель. С. 29–42. Преподобная Евфросиния Московская (1353 †7.7.1407) – Княгиня Евдокия (таково было ее мирское имя) была дочерью благочестивейшего Князя Димитрия Константиновича Суздальского, для которого был написан древнейший из дошедших до нас список Летописи – Лаврентьевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

3 февр.), князь Углицкий, замечательный широкою благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же Михаил Ярославич († 1318 г., пам. 22 нояб.), князь Тверской, замученный в орде, – его супруга есть та блаж. Анна Кашинская, церковное чествование которой по недоуменным и недостаточным причинам было прекращено в XVII веке и теперь имеет быть восстановлено. В лике святых состоят следующие лица из родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Ольгович († 1270 г., пам. 19 июля), замученный в татарской орде за верность Христу. Из Литовских князей Довмонт Псковский († 1299 г., пам. 20 мая), женатый на внучке св. Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290 г., пам. 29 июня), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407 г., пам. 7 июля), супруга Димитрия Ивановича Донского, замечательная своею привлекательною семейною жизнью. Благов. княгиня Иулиания Вяземская († 1406 г., пам. 21 дек.), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из Углицких князей – Иоанн Андреевич († 1523 г., пам. 19 мая), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич отрок Димитрий Иоаннович († 1587 г., пам. 15 мая), за тоже пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц. Царевичем Димитрием Углицким замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великокняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертию приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как например у св. Александра Невского, у свв. Давида и Евфросинии Муромских, у св. Евдокии Московской и др. Кроме них, есть из среды древнерусских князей прославленные Господом лица, которые созидали свое спасение посредством нарочитых многих подвигов в иноческих обителях, каковы например – бывший Черниговский князь преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Наконец остается еще сказать о колокольне, которая стоит на восточной стороне. Стилем своим она составляет противоположность с зданиями готическим и византико-русским и, по видимому, строена, или перестроена вначале XVIII века. На ней остались еще древние памятники литейного искусства, колокола 1) с надписью: «Повелением Государя благовернаго Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея Русии лета 7065 «(1557) году, Июля, слит сей колокол к Вознесению Христову; мастер Нестер Иванов, сын Тковитянов». 2) лета 7196 (1688) «Апреля в 8 день слит сей колокол, повелением благоверных Великих Государей, Царей и Великих Князей: Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны, всероссийские и малыя и белыя России Самодержцев, в Вознесенский Девичь монастырь, что в Кремле городе при Игуменьи Варсонофии Бутурлиной, да при Келаре стариц Евникее Плещеевой, да при Казначее стариц Панфилии Скрыпициной. Весу в нем сто девяносто два пуда, лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин». – Другие два колокола литы в дарствование Петра I-ro, без означение в надписи мастеров. 3 . Достопамятные события сего монастыря Обитель сия достопамятна, как усыпальница Великих Княгинь, Цариц и Царевен, со времени Великого Князя Василия Димитриевича до начала XVIII века; первая, как мы сказали прежде, здесь погребена его мать Великая Княгиня Евдокия, которая пред смертию своей облеклась в иноческий сан. За ней следовали другие Великие Княгини, вышеупомянутые. Незабвенно в истории не только монастыря, но и Москвы, погребение первой супруги Царя Иоанна Васильевича Анастасии. Когда несли из Архангельского собора ее тело в Вознесенскую обитель, народ не давал пути ни Духовенству, ни вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию матерью своей; им хотели раздавать обыкновенную при таких случаях милостыню, но они не принимали ее. Иоанн шел за гробом с плачем и стенанием; его вели под руки братья, Князья Юрий, Владимир Андреевич и юный Царь Казанский Александр. В сей Государской обители принимали вольное и невольное пострижение некоторые Великие Княгини и Царицы, как то: в 1484 году мать Великого Князя Uoahha III , Великая Княгиня Марфа; а в 1610 году Царица Мария, супруга Царя Василия Шуйского и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Блаженный Василий Вологодский, Кубенский. Август, 2 XV в. Преподобный Никифор Калужский. Июнь, 16 XV в. Преподобный Моисей Белоезерский. Февраль, 23 XV в. Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские. Февраль, 4 XV в. Преподобные Корнилий и Авраамий Палеостровские. Май, 19 XV в. Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие. Июнь, 4 XV в. Преподобные Тверские: Варсонофий, Савва, Савватий и Евфросин. Март, 2 XV в. Преподобный Афанасий (Старший), Игумен Высоцкий. Сентябрь, 12 ок.1401 Преподобный Кириак Каргопольский. Апрель, 28 1402 Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский. Апрель, 1 1404 Мученица благоверная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская чудотворица. Декабрь, 21 1406 Святитель Киприан, митрополит Московский, всея России чудотворец. Сентябрь, 16 1406 Преподобный Стефан Махрищский. Июль, 14 1406 Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский. Декабрь, 3 1407 Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская. Май, 17 1407 Святитель Арсений, епископ Тверской. Март, 2 1409 Преподобный Савва Московский. Июнь, 13 1410 Преподобные Феофил и Иаков Омучские. Октябрь, 21 1412 Преподобный Сергий Нуромский. Октябрь, 7 1412 Святитель Дионисий, архиепископ Ростовский. Октябрь, 18 1425 Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец. Ноябрь, 17 1426 Преподобный Ферапонт Белоезерский. Май, 27 1426 Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (Белозерский). Июнь, 9 1427 Преподобный Павел Комельский или Обнорский. Январь, 10 1429 Священномученик Патрикий Владимирский. Июль, 3 1430 Святитель Фотий Московский, митрополит Киевский и Владимирский. Июль, 2 1431 Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Ноябрь, 11 1433 Преподобный Савватий Соловецкий. Сентябрь, 27 1435 Преподобный Евфимий, просветитель Карелии. Апрель, 18 1435 Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий. Июнь, 1 1437 Преподобный Александр, игумен Куштский. Июнь, 9 1439 Святитель Герасим епископ Пермский. Январь, 29 1441 Преподобный Григорий Пельшемский. Сентябрь, 30 1441или 1449 Преподобный Иаков Железноборовский. Апрель, 11 1442

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Возвратясь из поездки в западные епархии, святитель Киприан, отягченный старостью и болезнями, удалился в уединенную келью свою в селе Голенищеве. Здесь он и преставился 16 сентября 1406 года. 290 При последнем посещении Смоленска блаженным Киприаном, этот древний город, захваченный Витовтом , принадлежал уже к Литовской Руси. Последний владетель Смоленский, князь Юрий Святославич, искал убежища в вольном Новгороде и получил звание наместника в Торжке, но там запятнал себя гнусным злодейством. Друг его, разделявший с ним изгнание, князь Симеон Вяземский имел прекрасную, добродетельную супругу, по имени Иулианию. Жестокий и сластолюбивый, Юрий пылал вожделением осквернить ложе Симеона; он не успел в том ни соблазном, ни угрозами и решился на явное злодеяние: в своем доме, среди веселого пира он убил князя Симеона, надеясь безнаказанно насытить похоть свою насилием. Но целомудренная Иулиания, любя непорочность более всего в мире, схватила нож и ранила насильника в плечо. Тогда любострастие уступило место ярости. Юрий, обнажив мечь, погнался за мужественной княгиней, изрубил ее и велел бросить тело ея в реку Тверцу. 291 Это было 21 декабря 1406 года. Другой поучительный примерь целомудрия и искреннего благочестия представляла собою мать великаго князя, святая великая княгиня Евдокия Димитриевна. Живя в супружестве, она была супругою нежною, кроткою, набожною, и вместе с мужем своим заботилась о спасении души, не предаваясь стремлениям чувственности. Благочестивое расположение молодых супругов поддерживали великие угодники Божии: святитель Алексий был отцем и хранителем юной четы; св. Феодор, игумен Симоновский, был духовником их, а великий чудотворец Сергий принимал детей их от святой купели. Благоверная княгиня поддерживала супруга своего в борьбе со скорбями и в ратных подвигах неусыпною молитвою и щедрою милостынею бедным. В память Мамаева побоища, она построила в Московском Кремле, на дворе княжеском, каменный храм Рождества Богородицы, 292 а лишившись супруга, основала, рядом с Чудовым монастырем, женскую обитель Вознесения Господня. Из духовного завещания Донского видно, что он высоко уважал подругу своей жизни. 293

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

предупреждает, что это не буквальное переложение житий, а попытка художественно реконструировать описанные в них события. Дмитрий и Евдокия (глава «XIV век. Москва, северо-восточная окраина Древней Руси »). – С.35-37;   Феодот и Руфина (глава «Ш век. Малая Азия, провинция Римской империи»). – С.37;   Иулиания и Симеон Вяземские (глава «XV век. Граница Великого княжества Литовского»). – С.37-38; Адриан и Наталия Никомидийские (глава «IV век. Никомидия, столица Восточной Римской империи»). – С.38-39; Тихон и Хиония Архангельские (глава «XX век. Средняя полоса России»). – С.39-40. Реклама : С.41. Толковый словарь : Как не потерять совесть? [Совесть - древнегреч. – от глагола «сознавать», «знать вместе с кем-либо»]/Автор – Юрий Пущаев , Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Ю. Коровин, 1952//Фома. - – июль 2016. – С.42. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь» ). Реклама : С.43. Школа «Фомы». Именины: Ольга. [Иллюстрированная информация: Значение имени ; Дата ; Святая равноапостольная великая княгиня Ольга. О ней; Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской ; Другие известные святые с именем Ольга ; Интересные факты ]. Ил.: Святая равноапостальная великая княгиня Ольга. Икона; Псковский кремль; Святая царственная страстотерпица великая княжна Ольга (Романова); Новомученица Ольга Евдокимова; Преподобномученица Ольга (Жильцова) и другие иллюстрации//Фома. - – июль 2016. – С.44-45. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Сергий ( Кротков ) . 1876 – 1.07.1938 . Документальные фото, предоставленные автором//Фома. - – июль 2016. – С.46-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-159-...

Когда все уже было изготовлено к походу, и царь стал прощаться с царицей, скорбь нежной жены была безгранична: «уязвися, — говорит современник, — нестерпимою скорбью и не можаша от великия печали стояти и на мног час безгласна бывша и плакася горько». Подобно тому, как благоверная великая княгиня Евдокия сражалась против татар своими молитвами, пока супруг ет, Димитрий Донской, бился на Куликовском поле, так и. благоверная царица Анастасия во время Казанского похода поддерживала его русское воинство неотступными своими молитвами. Ранняя смерть царицы Анастасии была началом нравственной порчи Иоанна. Царь чувствовал, что он лишается в Анастасии могучей нравственной поддержки, что без нее не хватит ему сил жить так, как он жил при ней. Несчастный, осиротевший Иоанн на похоронах жены рвал на себе волосы, бился о гроб… В этот гроб сходила лучшая пора его жизни, все то светлое, что из под покрова ранних грехов, из души, смятой ранними жестокими разочарованиями, вызвал этот отлетевший в родное небо ангел-хранитель. А о том, чем была почившая царица для московского населения, красноречиво свидетельствует краткая заметка летописи о дне ее похорон: не из корысти, а чтоб поплакать над ней и поклониться ей, «вси нищии и убозии со всего града приидоша на погребение, не для милостыни». Это, действительно, — замечательная похвала почившей. Русские цари подавали подданным пример милосердия. В священные дни поста и в дни великих праздников цари лично посещали тюрьмы, оделяя колодников милостынею, присылали из дворца для них разговенье. Идеалы христианской жизни. В царствование царя Алексея Михайловича просиял своим милосердием один из самых сердобольных и трогательных людей — боярин Феодор Ртищев, отличавшийся глубоким образованием и начитанностью. Человек широких взглядов и терпимости — боярин пылал огнем такой любви ко всему страдающему, которая постоянно заставляла его выискивать пищу для удовлетворения позывов его милосердия. Во второй половине шестнадцатого века русская жизнь потерпела сильное экономическое потрясение. При неблагоприятных условиях велась война с Польшей за Малороссию. Голод опустошил деревни и села, сократилось производство хлеба. Пал курс денег, и вследствие этого усилилась до необычайности дороговизна жизни. В это время близко к царю стоял «ближний постельничий» Феодор Михайлович Ртищев — как бы тогдашний министр двора.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

Кроме главного алтаря в честь Успения Божией Матери, в этом соборе за преградой три придела: 1) св. Великомученика Феодора Стратилата, 2) св. Мученицы Ирины и 3) обетный алтарь Святителя Николая Чудотворца, устроенный и освященный во время осады монастыря 1609 года, Мая 9. В самом храме погребены с правой стороны от входа: 1) духовник Царя Михаила Феодоровича, сперва протопоп Моск. Благовещенского собора, потом Архиепископ Рязанский Моисей, умер. 1651 года в Рязани и 2) Архиепископ Московский Августин Виноградский , умер, в Москве 1819 года, на левой стороне: 1) Королева Марфа Владимировна, дочь Князя Владимира Андреевича Старицкого, бывшая в замужстве за Датским Принцем Магнусом, Королем Лифляндским, потом инокиня, умершая 1617 года, июня 13, и 2) дочь ее Королевна Евдокия, сконч. 1589 г. Марта 17. Над их могилами каменные надгробницы. Вне собора, против северо-западного угла, низменная каменная палатка, крытая железом, заключает в себе четыре гробницы царственного семейства Годуновых. Здесь нашел себе третью могилу Борис Годунов; его гроб вынут был из могилы в царской усыпальнице, извергнут чрез пробитое в юго-восточной стене отверстие и предан земле в убогом Варсонофьевском монастыре вместе с гробами супруги, Царицы Марии и сына Царя Феодора; потом оттуда в 1606 года с честью гробы их перенесены в Троицкую обитель и похоронены в трапезе Успенского собора; к ним присоединена несчастная дочь Бориса Годунова Ксения, которая, пред кончиной своей, 1622 г. Августа 30, просила Царя Михаила Феодоровича перевезти тело ее из Суздальского монастыря в Троицкий и там похоронить ее вместе с ее отцем и матерью. 55 Но не суждено было Годуновым и здесь оставаться в покое; при разобрании трапезы, 1781 г. могилы их остались вне храма и над ними устроена сказанная палатка. На каменных надгробиях читаем следующие надписи: 1) Лета 7113, июня в 10 день преставися благоверный Царевич Феодор Борисович всероссийский; 2) лета 7113, Мая в 1 день преставися Благоверный Царь и Великий Князь Борис Феодорович всея России, во иноцех Боголеп; 3) лета 7113, июня 10, преставися благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Григорьевна всея России; 4) лета 7130, Августа в 30 день, преставися благоверная Царевна, инокиня Ольга Борисовна».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая, после чего было совершено славление празднику Преображения Господня. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». По окончании Литургии Святейшего Патриарха приветствовал настоятель храма протоиерей Георгий Таранушенко, который преподнес Его Святейшеству икону святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар возрожденному храму Святейший Патриарх передал икону Преображения Господня. Настоятелю Святейший Владыка вручил юбилейный крест, изготовленный по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине Село Дегунино в окрестностях Москвы впервые упоминается в 1339 г. в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты. В ней он пожаловал село своей второй супруге, княгине Ульяне, с младшими детьми. В 1353 г. сын Ивана Калиты великий князь Симеон Гордый завещал село супруге — великой княгине Марии. В 1389 г. великий князь Дмитрий Донской передал село сыну — князю Андрею. После смерти Дмитрия Донского его вдова княгиня Евдокия в память о муже и о победе на Куликовом поле построила в 1393 г. на женской половине Московского Кремля белокаменный храм — собор Рождества Богородицы, «что на Дворце у царицы на Сенех». В свою очередь князь Андрей пожаловал на содержание причта этого храма в вотчину село Дегунино со всеми угодьями и крестьянами. Священники с семьями, которые несли череду служения в храме Рождества Богородицы, жили в селе Дегунино. Первое упоминание о Борисоглебском деревянном храме в селе Дегунино относится к 1585 г. Во время польско-литовского нашествия храм был сожжен, а село разрушено. В 1633 г. деревянная церковь в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба была восстановлена — на этот раз с приделом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://patriarchia.ru/db/text/4199909.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010