Проникнутая духом благочестия. К 600-летию со дня смерти благоверной княгини Евдокии Дмитриевны Образ счастливой великокняжеской семейной пары Димитрия Донского и Евдокии неоднократно вдохновлял церковных и светских художников, став постепенно символом верности семейным ценностям. «У Димитрия дочерь славна росла …» Преподобная Евфросиния Московская, в миру великая княгиня Евдокия Согласно житийным сведениям (других документов не дошло), 26 ноября 1353 года в семье великого князя суздальского Дмитрия Константиновича и его супруги Василисы Константиновны, урожденной княжны Ростовской и Борисоглебской (в монашестве — Анны) родилась дочь. Ее нарекли Евдокией, что означало по-гречески благоволение. Отличавшийся большой по тем временам ученостью и любовью к старине, великий князь решил воспитать и дочь свою в истинном благочестии и приязни к «чтению книжному». Основу и гордость великокняжеской домашней «библиотеки» составляла русская летопись, переписать которую отец заказал иноку Лаврентию, пока девочка росла, соединяя, согласно тексту Жития Дмитрия Донского, «с красотою лица редкую душевную доброту». Этот список впоследствии получил имя инока — Лаврентьевский. Как повествует предание, именно в отчем доме научилась юная княжна хранить заповеди Божии и воспринимать великокняжеское достоинство не как праздное и сытое житье, но как великое и тяжкое служение людям и Отечеству. Помимо отца, духовными учителями Евдокии были митрополит Московский Алексий и преп. Сергий Радонежский. Всей своей жизнью княгиня Евдокия доказала, что усвоила заветы отца. Миниатюрной 13-летней девочкой (согласно антропологической реконструкции конца XX века, ее рост был 155 см) Евдокия была просватана замуж за великого князя московского и владимирского, внука Ивана Калиты и сына Ивана II Красного Дмитрия. Брак преследовал политические цели. Между московскими князьями и отцом Евдокии, кн. Дмитрием Константиновичем, шла многолетняя «пря» (распря) за великокняжеский стол. Обещав суздальцу возвращение под его «руку» Нижегородских земель, занятых его братом, сторонники князя московского предложили за это отказаться от притязаний на великое княжение, а заодно отдать за 15-летнего Дмитрия Ивановича (вот уже 6 лет как правившего в Москве) свою дочь Евдокию. Скрепив брачный союз согласием и «рукобитьем», суздальский князь Дмитрий из вчерашнего врага стал московскому великокняжескому дому не только союзником, но родственником.

http://pravoslavie.ru/3331.html

Свадьбу играли по обычаям тех времен пышно и торжественно, и ей, как подчеркнул летописец, «земля Русская была рада». Евдокию с Дмитрием ждали в Москве. «Свете мой светлый» Не случайно летописец (Симеоновская летопись) поместил сведения о свадьбе детей-молодоженов между двумя другими записями — о кошмаре московского пожара, когда «погоре весь град Москва и посад, и Кремль, и загородье, и заречье» (1365 г.), и об ужасах «великого мора» (по всей видимости, чумы), пришедшего с Поволжья и докатившегося через все русские земли до самой Литвы (осень-зима 1366 г.). Приехавшая в Москву Евдокия оказалась на пепелище, строительной площадке (спустя год после пожара, в 1367 году, в Москве был воздвигнут новый белокаменный Кремль) и в очаге эпидемии одновременно. Милосердная душа великой княгини, наполненная состраданием к чужому горю, разрывались от жалости и боли. К ней шли за помощью, за утешением. Евдокия Дмитриевна щедро одаривала погорельцев, хоронила на свои средства умерших от мора в скудельницах (братских могилах), являя себя земной матерью страждущих. Но беды не обошли и ее собственную семью. Потери близких, смерти родственников были в то время простыми и частыми. Так и не увидели ее, скончавшись до возвращения молодоженов в Москву, мать Дмитрия и его брат Иван, от «моровой язвы» скончался и дядя Евдокии, нижегородский князь Андрей. Нравственной и душевной опорой для молодой женщины стали в Москве духоносные старцы — святитель Алексий, митрополит Московский, и святитель Феодор, племянник преп. Сергия Радонежского, архиепископ Ростовский (он был избран Дмитрием Донским в духовники). К святителю Феодору, в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове монастыре, стала приезжать и великая княгиня Евдокия, поверяя духовнику свои страхи и страдания. Летописец сообщает, что Евдокия являла собой образец преданной жены, всегда именовавшей мужа «свете мой светлый». Ни одному русскому женскому летописному персонажу не уделялось столько места в описаниях образцовой семейной жизни, сколь посчастливилось преданной и верной Евдокии («Любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь сказать, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии...»).

http://pravoslavie.ru/3331.html

Князь Василий Всеволодович Ярославский, брат святого князя Константина. † 1249 3 июля; Князь Василько (Василий) Константинович Ростовский. † 1238 (замучен татарами) 4 марта; Великий Князь Владимир (во крещении Василий) Святославович, Креститель Руси. † 1015 15 июля; Князь Владимир Новгородский, сын Ярослава Мудрого, строитель и первый ктитор храма Святой Софии в Новгороде. † 1052 4 октября; Князь Всеволод (во крещении Гавриил) Новгородский, сын святого Великого Князя Мстислава. † 1138 11 февраля, 27 ноября и 22 апреля; Великий Князь Георгий II Всеволодович Владимирский. † 1238 (убит татарами) 4 февраля; Князь Глеб Андреевич, сын Великого Князя Андрея Боголюбского. † 1175 20 июня; Князь Глеб (во крещении Давид) Владимирович Муромский. † 1015 (убит) 24 июля, 5 сентября и 2 мая; Князь Давид Феодорович Ярославский, сын святого князя Феодора и брат святого князя Константина. † 1321 19 сентября и 5 марта; Князь Даниил Александрович Московский. † 1303 4 марта; Князь Димитрий Иоаннович Угличский. † 1591 (убит) 15 мая, 19 октября; Князь Димитрий Юрьева-Польского, сын Великого Князя Святослава III. † 1269 3 июня; Князь Довмонт (во крещении Тимофей) Псковский. † 1299 20 мая; Великая Княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния), супруга Димитрия Донского, строительница Московского Вознесенского монастыря. † 1407 7 июля и 17 мая; Княгиня Евпраксия (в иночестве схимонахиня Евфросиния) Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича. † 1243 (убита) 16 октября; Княгиня Евпраксия Рязанская. † 1237 (погибла из-за татар); Великий Князь Киевский и Черниговский Игорь II (в схиме Гавриил) Олегович. † 1147 (убит) 5 июня; Великая Княгиня Ирина (в иночестве Анна), дочь Шведского короля Олафа, супруга Ярослава Мудрого. † 1050 10 февраля и 4 октября; Князь Иоанн (в иночестве Игнатий) Андреевич Угличский. † 1522 19 мая; Князь Иоанн Феодорович Рязанский, младенец, погибший с матерью, святой княгиней Евпраксией. † 1237; Княгиня Иулиания Вяземская. † 1406 21 декабря; Княжна Иулиания Григорьевна Ольшанская, жившая в XV-XVI вв.. 6 июля;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Над гробницею Димитрия в Архангельском соборе неоднократно зажигались свечи, и в рукописных святцах он вписан в число святых. Вместе с благоверным великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским светила народу московскому его благочестивая княгиня. Дочь князя суздальского, Евдокия Димитриевна провела детство отчасти в Суздале, отчасти в Переяславле, и 18 января 1367 г. в Коломне обвенчана с весьма юным великим князем Димитрием. В молодой жизни своей супруги, казалось, соперничают в добродетелях: милосердии, чистоте, ночной молитве. Это настроение их поддерживал считавшийся как бы отцом их святитель Алексий и духовник их, св. Феодор Симоновский; великий Сергий преподобный был крестным отцом их детей. Когда настала борьба с Мамаем, великая княгиня поддерживала супруга в его намерениях, с твердостью проводила его на страшный бой и денно-ночными молитвами помогала общему делу. В память победы воздвигла она в Кремле каменную церковь Рождества Богородицы; много построила и других храмов. Умирая, Димитрий наказывал детям слушать во всем мать, и из завещания его видно, как он чтил свою супругу. В раннем вдовстве своем она усилила подвиг благочестия. Но, насколько любила она добродетель, настолько же ненавидела ее личину и искусно скрывала высокую свою жизнь. Изнуряя тело постами, она хотела казаться тучною; носила на себе сколько одежд, украшала себя драгоценными каменьями, везде являлась с лицом веселым и радовалась, слыша, что злословие представляет ее добродетель сомнительною: говорили, что она желает еще нравиться и ведет жизнь нечестную. Эта молва оскорбила ее детей, которые не могли скрыть своего беспокойства от матери. Евдокия тогда собрала их к себе, спустила с себя часть одежды, и ужаснулись сыновья, видя худобу ее тела и кожу, иссохшую от постоянного воздержания. «Верьте, — сказала княгиня детям, — что мать ваша чиста. И соблюдите мою тайну. Кто любит Христа, должен сносить клевету и благодарить за нее Бога». Явление ангела возвестило ее кончину. После видения она онемела и знаками потребовала икону. Когда ей подали образ св. архангела Михаила, она обрадовалась и стала говорить. «Таким явился он мне!» — произнесла она.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Святая благоверная великая княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния, родилась в 1353 году. Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом, нищелюбием и благотворительностью. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Благочестивая христианская жизнь Евдокии содействовала постоянному возрастанию ее в духовном совершенствовании, в котором она руководилась такими великими святыми земли Русской, как святитель Алексий, Митрополит Московский и Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий крестил одного из сыновей князя Димитрия и Евдокии. Восприемником других детей благочестивого семейства был преподобный Димитрий Прилуцкий (память 11 февраля). Большой любовью к Богу и Святой Церкви горела душа княгини. На ее средства было построено много храмов, а в 1387 году Евдокия основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, который стал усыпальницей великих княгинь. В 1396 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Еще будучи в миру, святая носила под пышными княжескими одеждами суровую власяницу. Такие тайные для людей, но ведомые Богу подвиги, преподобная Евфросиния продолжала и в монастыре. В молитве и подвиге совершив свой земной путь, она мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре. Память ее празднуется 17 мая и 7 июля. Известен литературный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа благоверного князя Димитрия Донского, скончавшегося в возрасте 39 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стартует Всероссийский конкурс рисунка, посвященный празднику Дня детей и родительского счастья Москва, 16 апреля 2018 г. Фото: www.mos.ru      Фонд Андрея Первозванного, Федеральное агентство связи, Акционерное общество «Марка» приглашают школьников и студентов к участию во Всероссийском конкурсе рисунка, посвященном празднику День детей и родительского счастья. Конкурс проводится по трем возрастным категориям: По результатам Конкурса Жюри определит победителей Конкурса. На основе рисунка Победителя Конкурса будет выпущен государственный знак почтовой оплаты —художественная маркированная открытка. Заявки на Конкурс принимаются до 5 мая 2018 года по адресу электронной почты сard-2018@fap.ru . Информация о конкурсе и Положение о конкурсе на сайте www.fap.ru Итоги Конкурса будут подведены 15 мая. Информация об итогах Конкурса будет размещена на сайте Фондаапостола Андрея Первозванного www.fap.ru и АО «Марка» www.rusmarka.ru 15 мая 2018 года. Цели проведения конкурса: Фонд Андрея Первозванного инициировал и развивает традицию празднования 1 июня «Дня детей и родительского счастья», гармонично сочетающего смыслы «Международного дня защиты детей» и «Всемирного дня родителей», также приходящихся на 1 июня, и соотносящегося с учрежденным церковным празднованием в честь святых Дмитрия и Евдокии. День общей памяти святых супругов Дмитрий Донской и Евдокия Московская – 1 июня – установлен решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2015 году, по инициативе Фонда Андрея Первозванного. Благоверные Дмитрий Донской и Евдокия Московская прожили в счастливом браке 22 года, став, по словам летописцев, «образцом целомудренного супружества», примером любви, уважения и верности. Они были родителями 12 детей. Великая княгиня Евдокия-Евфросиния уже более шести веков почитается как святая покровительница семьи и детей. Традиция празднования Дня детей и родительского счастья насчитывает уже несколько лет. Так, например, в Москве, в районе Котловка, на территории храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской при поддержке Правительства Москвы, Фонда Андрея Первозванного и Совета депутатов муниципального округа Котловка после окончания богослужения проводятся концерты, мастер-классы, веселые игры и конкурсы. Самым главным и торжественным мероприятием праздника становится награждение образцовых многодетных семей и супружеских пар.

http://pravoslavie.ru/112244.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евфросиния Московская, прп. Описания иконы Евфросиния Московская, прп. - житие Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская (память 17 мая и 7 июля по старому стилю) Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец. В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничест[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. XIX.] Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 5887.jpg:   Размер: 691x1200, 0.83 MPix, 156 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (331) , (14) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 5890.jpg:   Размер: 676x1200, 0.81 MPix, 163 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (206) , (2) . Описание: Икона " Св. Ефросинья (Евдокия) Московская " . Дерево, левкас, цировка, сусальное золото, темпера, имитация эмали. 18Х14. Москва, 1907г. Файл 16875.jpg:   Размер: 426x546, 0.23 MPix, 123 Kb. Дата: 2012-04-04, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (268) , (5) . Описание: Икона «Святая Благоверная княгиня Ефросиния Московская», дерево, левкас, темпера, золочение, XIX век, 21,5 х 17,6см. Частное собрание. Файл 35156.jpg:   Размер: 577x712, 0.41 MPix, 141 Kb. Дата: 2020-11-20, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (46) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1751

Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х. Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х. Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в. Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в. Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в. Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в. Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в. Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в. Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в. Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в. Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в. Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в. Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в. Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в. Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в. Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в. Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в. Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв. Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в. Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский , XV в. Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в. Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв. Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в. Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Окрестные жители доселе ходят на могилу праведной боярыни Иулиании, почившей второго января 1665 года и положенной в селе Лазаревском в четырех верстах от города Мурома. Блаженная Иулиания является ярким примером сердобольной русской женщины, встающей во весь нравственный рост свой во времена общественных бедствий. Вообще древнерусская женщина вся сияла милосердием, всепрощением, кротостью и благочестием. Вспомним рядом с Иулианией двух русских женщин, из которых одна жила много раньше, а другая — немного позже ее: преподобную Евдокию, великую княгиню Московскую, и царицу Анастасию Романовну, первую супругу Иоанна Грозного. С супругом княгиня Евдокия пережила великое потрясение, которое предшествовало освободительной Куликовской битве. Что чувствовала она, когда в числе дружин своих, при колокольном звоне, с развевающимися знаменами, Димитрий выступал из Московского Кремля, выступал, быть может, на победу, быть может, на страшную гибель, за которой могло последовать такое разорение страны, какого не видала Россия и при Батые. В народных сказаниях увековечена эта пора и сложены стихи, выражающие чувства Евдокии в эти дни. С другими московскими женщинами благоверная великая княгиня помогала русской рати, бившейся на Куликовом поле, своими горячими молитвами, воздвигая небо и Московских чудотворцев ополчиться против неверных. Рано схоронив своего мужа, Евдокия жила подвижницей в честном вдовстве, но скрывала от людей свои подвиги. Имея тело, иссохшее от поста, чтобы прикрыть свою худобу, носила на теле по нескольку одежд, придававших ей вид тучности, и являлась всюду в пышности своего сана. Дети даже стали подозревать ее в вольной жизни. Тогда ей пришлось раскрыть свою тайну. Она позвала старшего сына и, сбросив с себя одежду, показала ему свое иссохшее тело. Когда она шла уединиться, незадолго до конца, в созданном ею Вознесенском монастыре, один нищий-слепец стал просить ее даровать ему зрение. Княгиня украдкой подала ему рукав своей одежды, которым он утер лицо и прозрел.

http://pravoslavie.ru/2308.html

Молитва вторая О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже 307 сам упасл еси: и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана теб быст благодать за ны молитися. Не мним 308 бо тя суща мертва: аще 309 бо телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести 310 бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще 311 бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, еже молитися о нас всесильному Богу, о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преити от земли на небо, мытарств же горьких бесов воздушных князей, и вечныя муки избавитися и небесному царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему-же 312 подобает свякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Из акафиста). 7-е число. Преставление св. Благоверной великой княгини Московской Евдокии, в инокинях, Препод. Евфросинии. Преподобная Евдокия, в инокинях, Евфросиния, княгиня Московская, была супругою великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Она была супругою нежною, кроткою и вместе со своим мужем заботилась о спасенш души, не предаваясь мирской рассеянности. Много влияли на них обоих современные им угодники Божии: святитель Адексий, св. Феодор, руководитель и отец их духовный, племянник препод. Сергиия, игумен Симоновский, и сам св. Сергий, как восприемник одного из их сыновей. Во всвх трудах и скорбях мужа княгиня Евдокия поддерживала его своим участием и молитвою. Вместе с ним молилась пред походом его на Мамая, во время войны молилась о победе над врагами и раздавала милостыню. Вслед за мужем княгиня отправилась в Кострому, когда он уехал туда собирать войска против Тохтамыша, и едва не попала в плен к татарам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010