В Настоящее время в монастыре сем находятся следующие здания: I) ЦЕРКВИ 1) Вознесения Господня СОБОРНАЯ, заложена в 6915/1407 году, в коей мощи основательницы оного Благоверной Великой Княгини, под спудом, и 35 гробниц, погребённых в оном в Бозе почивающих Государынь, Цариц и Великих Княгинь, Царевен и Других Высокого Царского рода женских лиц с надписями. Об этом смотри ниже. Также два придела: а) во имя Божьей Матери Всех скорбящих радость как на иконостасе из надписи значит, построен в 1732 году, Апреля в 1 день при Императрице Анне Иоанновне в поминовение Великой Княжны Параскевы Иоанновны; б) во имя Успения Пресвятой Богородицы, построен Боярином Салтыковым в 1731 году; 2) церковь во имя Великомученицы Екатерины, освящена в 7195/1686 году, Ноября 24, Святейшим Патриархом Иоакимом; 3) во имя великомученика Георгия с приделом великомученика Дмитрия Солунского; 4) во имя Афанасия и Кирилла; 5) Преподобного Михаила Малеина с приделом святого Феодора: иже в Пергии; 6) Казанской Пресвятой Богородицы, построенная по Указу Святейшего Правительствующего Синода монахиней Княжной Анной Борятинской в 1729 году, при Государе Императоре ПЕТРЕ II; II) КОЛОКОЛЬНЯ; III) КЕЛЬИ Настоятельницкие и монахиньские в 8 флигелях кругом всего монастыря двухэтажные. Из достопамятных происшествий, случившихся в монастыре сем, первым почитается то, что в оном Великая Инокиня Марфа Иоанновна, мать Государя Царя Михаила Феодоровича, препроводила последние дни жизни своей; 2) что многие погребены Особы Царской и Княжеской Фамилии, а именно: п.п. Когда скончались Кто именно Где погребены 1407 года, Июля 7 Св. Великая Княгиня Евдокия Дмитриевна, в инокинях Евфросиния, Супруга Димитрия Иоанновича Донского Подле Царицы Агафьи Симеоновны. 25. Около1410 года Великая Княгиня инокиня София Витовтовна урождённая Княжна Литовская, Супруга Василия Дмитриевича В головах В. Княгини Евдокии. 1 1467 года, Апреля 22, а по другим – Сентября 7 В. Княгиня Мария Борисовна, дочь Бориса Александровича Тверского, первая супруга В. Князя Uoahha III Васильевича. См. Зерцало Российских Государей стр. 368 и Путеводитель к древностям Московским, т. I. стр. 241.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евфросиния Московская 1 мин., 02.05.2012 До пострига святую Евфросинию звали Евдокией. Дочь Суздальского князя Димитрия, жена святого благоверного князя Димитрия Донского, она была матерью двенадцати детей. Старших ее сыновей крестил преподобный Сергий Радонежский. В 1380 году, проводив мужа на Куликово поле, она осталась фактической правительницей Руси, а когда он вернулся — израненный, еле живой, — велела построить в Московском Кремле храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, ибо именно в этот день Бог даровал победу русскому воинству. Новое испытание ждало княгиню в 1382 году, когда во время нашествия на Москву хана Тохтамыша князь Димитрий отправился на север собирать войска, снова оставив ее с детьми в Москве одну. А через год ей пришлось отправить в Орду своего старшего сына Василия, которому было всего 13 лет. Два года он пробыл там заложником, и один Бог знает, сколько слез пролила о нем мать. В 1389 году князь Димитрий умер. Ему не было и сорока лет. Похоронив мужа, княгиня надела под княжеское платье власяницу и вериги, наложила на себя пост и с тех пор каждый день ходила в церковь. Она жертвовала деньги на храмы и монастыри, оделяла бедных едой и одеждой, построила в Кремле женский монастырь и несколько церквей в Переславле Залесском. В 1395 году, когда на Москву шел Тамерлан, именно княгиня Евдокия посоветовала своему сыну, великому князю Василию, перенести чудотворный образ Владимирской Божией Матери из Владимира в Москву. И Тамерлан, уже прошедший все Рязанское княжество, взявший Елец, развернулся и ушел назад. В 1407 году княгине Евдокии, по преданию, явился Архангел Михаил и возвестил скорую кончину. Тогда княгиня решила принять постриг. В монашестве ее нарекли Евфросинией. Через полтора месяца она умерла, и вскоре у ее гробницы в Вознесенском храме основанного ею Вознесенского монастыря начали исцеляться больные. В 1929 году монастырь был разрушен, а мощи преподобной Евфросинии поставлены в подвале Архангельского собора в Кремле, где находятся и поныне.   Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/evfrosinia-moskowskaya.ht...

Какими были наши основатели? Смиренными, скромными, не стремившимися к известности людьми. Несмотря на знатность рода, высокое положение, близость к великокняжеской семье, княгиня Мария Серпуховская проводила незаметную жизнь и имела много добрых дел, совершаемых втайне. О ней сохранилось крайне мало сведений, потому что она более сосредотачивала внимание на внутреннем делании. В этом стремлении ее поддерживал духовник — преподобный Сергий Радонежский. Княгиня так же воспитала и своего сына — князя Владимира Андреевича Храброго. По благословению преподобного Сергия, князь Владимир отказался от прав на великое княжение, уступив наследникам двоюродного брата — благоверного князя Димитрия Донского. Это был беспрецедентный в ту эпоху поступок. Именно преподобный Сергий стал первым духовником нашего монастыря и начал созидать его основание на внутреннем делании. Святая великая княгиня Евдокия — преподобная Евфросиния Московская была того же духа. На своем высоком месте она совершала добрые дела по-евангельски, была тайной подвижницей, и даже ее родные дети не знали об ее аскетической жизни. Ее державный супруг, святой великий князь Димитрий Донской, который утвердил монастырь и его права своей грамотой, был также человеком очень скромным. Молитвами создателей монастыря, у истоков возрождения обители оказались наставники того же устроения. Мне видится, что самое главное в жизни нашего монастыря — это духовная составляющая. Атмосфера внутри обители — атмосфера духовной тишины, скромности, простоты — сложилась только благодаря нашим наставникам. Приснопамятные Святейший Патриарх Алексий II и протоиерей Борис Николаев принадлежали к тому поколению, которое смогло воспринять дух и традиции лучших дореволюционных монастырей и старцев, с их стремлением не к показному, а к внутреннему деланию, не к внешним успехам, а к духовному преуспеянию. Мне посчастливилось знать и других наставников той же эпохи. Они наставляли не столько словами, сколько примером жизни, ничего не делали напоказ и все сделанное добро относили к благодати и помощи Бога, волю Которого они умели принимать и исполнять. Они понимали, что смиренный, кроткий, стремящийся быть незаметным человек больше приобретает в духовном плане, и лучше сохраняет свое внутреннее сокровище. Образно говоря, полный колосок клонится к земле, а пустой и неспелый возвышается у всех на виду, но именно это и говорит о том, что колос пустой.

http://patriarchia.ru/db/text/5234135.ht...

В семействе и потомстве великого князя Всеволода III, называемого Большое Гнездо, святыми являются: сын его Георгий Всеволодович († 1238), павший в первой битве с татарами на р. Сити; внук его Василько Константинович Ростовский († 1238), по характеристике современника красавец лицом, с очами светлыми и грозными, храбрый, добрый сердцем, ласковый с боярами, весьма воспитанный и очень образованный, замученный в татарской Орде за имя Христово; другой внук – Феодор Ярославич († 1233), скончавшийся в положении жениха непосредственно пред брачным пиршеством, которое по воле отца для него было приготовлено; третий внук Большого Гнезда, брат Феодора, Александр Ярославич Невский († 1263), знаменитый богатырским отражением нападений со стороны шведов, немцев и литовцев, установивший благоприятные отношения с татарами; сын Александра Невского, правнук Большого Гнезда, Даниил Александрович († 1303), благочестивый и добрый князь Московский; правнуки Большого Гнезда братья Василий Всеволодович († 1249) и Константин Всеволодович († 1257), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович († 1285), князь Угличский, замечательный широкой благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же, Михаил Ярославич († 1318), князь Тверской, замученный в Орде... В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Олегович († 1270), замученный в татарской Орде за верность Христу. Из литовских князей Довмонт Псковский († 1299), женатый на внучке святого Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407), супруга Дмитрия Ивановича Донского, замечательная своей привлекательной семейной жизнью. Благоверная княгиня Иулиания Вяземская (†1406), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из угличских князей Иоанн Андреевич (†1523), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич-отрок Дмитрий Иоаннович (†1587), за то же пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евфросиния Московская, прп. - житие Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская (память 17 мая и 7 июля по старому стилю) Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец. В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств. Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди. Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот. Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.

http://pravicon.com/info-2283

Включаюший в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости: равноапостольные (митрополит Московский Иннокентий † 31.03.1879), святители (архиепископы Ростовские Феодор † 28.10.1391 и Вассиан † 23.03.1481, архиепископ Новгородский Серапион † 16.03.1516, митрополит Московский Иоасаф † 27.07.1556), преподобные (Никон Радонежский † 17.11.1426, Савва Сторожевский † 3.12.1407, Кирилл Белозерский † 9.06.1427, Арсений Комельский † 24.08.1550), священномученики и преподобномученики (Григорий и Кассиан Авнежские † 15.06.1392, Иоасаф Боровский † 5.07.1610), благоверные князья и княгини (Димитрий Донской † 19.05.1389 и Евдокия (Евфросиния) Московская † 07.07.1407). В Соборе Радонежских святых представлена полнота христианских подвигов: подвиг родителей (преподобные схимонахи Кирилл и Мария † до 1337), подвиг супругов (благоверный князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская), подвиг христианских воинов, защитников веры и Отечества (преподобные схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя † 8.09.1380), подвиг духовного писателя (преподобный Епифаний Премудрый † ок. 1418–1422), подвиг иконописца (преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев † до 1426), подвиг богослова (преподобный Максим Грек † 1556), подвиг епархиального архиерея (святитель Иоасаф, епископ Белгородский † 10.12.1754), подвиг архиерея-просветителя (святитель Стефан, епископ Пермский † 26.04.1396), подвиг инока (преподобные Михей, Исаакий, Макарий Радонежские – XIV), подвиг настоятеля монастыря (преподобные Авраамий Галичский † 20.07.1376, Сильвестр Обнорский † 25.04.1379, Андроник Московский † 13.06 ок. 1395–1405, Мефодий Пешношский † 04.06.1392, Мартиниан Белоезерский † 12.01.1483, Дионисий Радонежский † 12.05.1633). Соборность Радонежских святых выразилась в их взаимной любви и дружбе, совместных действиях не только в земной жизни, но и после преставления к Богу. Обратим внимание на первое посмертное чудо Преподобного Сергия. Одни из иноков Троицкой обители, преподобный Игнатий, во время всенощного бдения вскоре после кончины Преподобного Сергия увидел его стоящим на своем обычном месте и поющим вместе с братиями (7, с. 91). Так исполнил преподобный игумен молитвенную просьбу братии: «не забуди посещати чад своих...» (молитва 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2023-01-09 19:55:58 Владелец: DimasKirill Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день! Осталась от бабушки икона. По сторонам изображения 4-х святых. Пока дополнить нечего. [Добавлено 2023-01-13 10:38:55]: Конечно, интересует кто изображен на иконе? Приблизительно, когда была написана икона? [Добавлено 2023-01-13 13:35:31]: Конечно, интересует кто изображен на иконе? Приблизительно, когда была написана икона? Попытки опознаний [ 2023-01-10 19:48:39 ] marinakova : И хорошо, что у Вашей бабушки была икона и она Вам досталась. Пока дополнить тоже нечего! Вы же ничем не интересуетесь. На икону мы посмотрели. [ 2023-01-10 23:27:23 ] qwerty : икона не портрет просто узнать невозможно слева от лика есть остатки надписи но не прочитать, справа похоже если были надписи то все осыпались надпись была вероятно длинная типа Евфросиния княжна Полоцкая http://pravicon.com/icon-1752 или Евфросиния благоверная княгиня Московская в миру — Евдокия http://pravicon.com/icon-1751 может Анна благоверная княгиня Кашинская http://pravicon.com/icon-1202 стоит знать историю иконы досталась от родителей подарена кем либо в благословение досталась от выморочной семьи (раньше в сов. врем. иконы не ценились и могли забрать из соседского дома после смерти соседки)могли опять в сов. врем. забрать после разорения помещиков или кулаков. так что знание имен предков может не помочь икону могли по случаю купить " много богов нарисовано - хорошая икона " [ 2023-01-11 00:12:36 ] marinakova : Со всем согласна. Только к вам, дверти и ни к кому и не обращались. Поместили икону и всё! [ 2023-01-14 01:10:29 ] qwerty : еще раз повторюсь определить конкретно не возможно одна из преподобных или преподобномучениц нет ни каких особых отличий вверху слева Архангел Михаил http://pravicon.com/icon-450 ниже похоже по надписи Надежда Римская, мц. http://pravicon.com/icon-2492 вверху справа даже не понятно мужская или женская фигура поэтому и опознание невозможно ниже Елизавета Елизавета прав. http://pravicon.com/icon-1772 или Елизавета Константинопольская, прп. http://pravicon.com/icon-1771 или Елисавета Адрианопольская, мц. http://pravicon.com/icon-4142 конкретнее не скажеш о времени и месте лучше к спецам на форум може подскажут и по основной фигуре

http://pravicon.com/unknown-3177

Новая власть не остановилась перед тем, чтобы уничтожить и храмы, и обитель; и только героическими усилиями небольшой группы людей были спасены останки великих князей и цариц и наиболее значимые святыни этого монастыря. Вспоминая об этом трагическом событии, мы благодарим Бога за то, что наступило время, когда эти слова можно произнести с амвона того самого храма, который построила святая преподобная княгиня Евфросиния, когда появилась возможность отметить памятным знаком и то место, где стояли прославленные обители Русской Церкви. И, вспоминая о том, что с нами произошло, мы должны еще и еще раз осознать, как трагично для страны, для народа, для культуры, для исторической памяти, для нравственного чувства разрушать или осквернять святыни, потому что в святынях выражается не только религиозное чувство человека, которое само по себе заслуживает, чтобы его не оскорбляли, но и историческая память. Народ, который разрушает свои памятники, который уничтожает свои святыни, лишается будущего. И только по великой милости Божией мы как народ вышли из того исторического беспамятства, в который были обрушены трагическими событиями первой половины ХХ века. Я хотел бы выразить свою искреннюю благодарность вам, Владимир Иванович, Фонду Андрея Первозванного, Центру национальной славы России, всем тем, кто осознал необходимость изготовить этот памятный знак и предпринять усилия по его установлению на фасаде здания, построенного на месте разрушенного Вознесенского монастыря. Я уже сказал, что храм, где мы совершили освящение памятного знака, был заложен и построен святой преподобной княгиней Евфросинией. Затем храм несколько раз перестраивался, и то место, где мы стоим, — это уже более поздняя постройка. Но известно, что здесь, под нами, сохраняется то пространство, которое было построено во время святой Евфросинии. Там сейчас нет храма, и я выражаю надежду, что там будет восстановлен храм в память о великой княгине Евдокии Дмитриевне, которая вместе со своим благочестивым мужем князем Дмитрием Донским закладывала и укрепляла основы нашей государственности, основы нравственной, духовной жизни нашего общества, потому что великий князь Димитрий и княгиня Евдокия являли народу великий пример высокой духовной жизни, любви, крепкой семьи, горячего патриотизма. Дай Бог, чтобы и то место, над которым мы стоим, как можно скорее было восстановлено и чтобы мы имели возможность освятить его в память о великих трудах святой благоверной и преподобной княгини Евфросинии Московской.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-narod-...

В связи с юбилейной датой 600-летия преставления преподобной Евфросинии (Евдокии) по инициативе Московской Патриархии, Правительства Москвы и фонда великой княгини Евдокии Московской 11 апреля 2007 года в зале церковных соборов храма Христа Спасителя прошла международная научная конференция «Великая княгиня Московская Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании российской государственности». Конференция открыла череду мероприятий, посвященных празднованию юбилея. Первым выступал епископ Истринский Арсений с докладом «Святость как идеал образа жизни и мысли». Выступление владыки началось с зачитывания приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам конференции. В своем приветствии Святейший Патриарх подчеркнул, что в наше время важно восстановить историческую память об этой замечательной женщине, истинной христианской подвижнице, неутомимой спутнице великого князя благоверного Димитрия Донского. Евдокия, многодетная мать, впоследствии монахиня-строительница, служила образцом для окружающих и в великокняжеских чертогах и в тиши монастырских стен. Святейший Патриарх отметил особое место Евдокии в истории святых женщин Руси, поскольку она находилась у истоков новой, объединенной Москвой Руси. В заключение приветствия Святейший Патриарх еще раз обратил внимание на то, что сегодня, когда роль женщины в общественной и государственной жизни возрастает, нужны образы чистые, подвижнические, которые бы свидетельствовали о самых лучших проявлениях качеств женской души в истории и задавали идеалы, к которым следует стремиться. В докладе доктора богословия, профессора архимандрита Макария (Веретенникова) «Особенности церковной жизни в конце XIV века» речь шла об особом значении эпохи Сергия Радонежского в жизни Руси. Докладчик показал, что появление целого сонма подвижников в эту эпоху, и среди них Ефросинии, закономерное следствие духовного развития Руси к началу XV столетия. На примере Димитрия Донского и Евфросинии архимандрит Макарий также коснулся смысла особой категории святости, которую представляют святые пары.

http://pravoslavie.ru/3334.html

В 1799 г. княгиня купила село Аносино, находящееся в Звенигородском уезде Московской губернии, занялась постройкой господской усадьбы и, в течение немногих лет, все хозяйство привела в наилучший порядок. Скучая отдаленностью приходской церкви (в селе Павловском в 6 верстах от Аносина), она, вняв совету преосв. Серафима, викария Московского, 43 пожелала в Аносине устроить храм и с молитвою избрала для него приличное место на горе, против своего дома. На содержание причта, 44 Евдокия Николаевна внесла в моск. сохранную казну на вечное обращение 8000 р. асс. Не раньше как в мае 1810 года, с благословения митрополита Платона, заложен был каменный храм во имя Живоначальной Троицы, с двумя приделами: Тихвинской иконы Божией Матери, по правую сторону, в благодарность Царице небесной за избавление от потопления в Ладожском канале, при проезде княгини (с дитятей) из Петербурга в г. Тихвин в 1798 г.; а придел по левую сторону – в честь благоверных князей Бориса (ангела ее покойного супруга) и Глеба. Богослужение при закладке храма совершал наместник Савво-Сторожевского монастыря (в 1 версте с половиною от Звенигорода), иеромонах Иустин. В 1811 г. храм окончен наружной постройкой и покрыт железом; в следующем 1812-м оштукатурен извне и внутри, в обоих приделах иконостасы были поставлены, но в это время, по случаю приближения к Москве французских неприятельских войск, надлежало княгине Мещерской думать о безопасности: вместе с дочерью и прислугой она удалилась в г.Моршанск тамбовской губернии. Когда неприятель занял Москву, полчища его, как известно, рассеялись по разным окрестным уездам. Три раза, партиями в 50 человек, они делали набеги на село Аносино, господский дом со всеми принадлежностями разграбили, в храме резьбу на иконостасах поломали, лампады и все, что было из железа или меди, даже богослужебный книги расхитили, наконец хотели сжечь храм и прочие здания. Но поселяне, собравшись из разных мест, вооружились и с криком: «Казаки едут» погнали их вон из селения; у оврага, называемого «Влагин», имели с ними стычку и нескольких положили на месте. Для поправления Троицкой церкви и всего хозяйства, княгиня должна была делать в 1813 г. значительные займы. К ее великому утешению, освящен был придел Богоматери 26 июня, а освящение другого придала последовало в следующей год 15 сентября и в том же (1814) году семнадцатилетняя княжна Анастасия выдана в замужество за д. ст. сов. Семена Николаевича Озерова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010