Москвичам пришлась по сердцу эта правительница с кротким, невластным нравом, щедро одаренная множеством добродетелей. В 1369 году она родила первенца, которому дали имя Даниил — в честь первого правителя Москвы, основателя династии. Крестил мальчика сам преп. Сергий Радонежский, игумен Земли Русской, но Даниилу не суждено было выжить. Проникнутая духом благочестия, Евдокия поддерживала и укрепляла своего супруга в общегосударственном деле собирания русских земель. Ей предстояло пережить не одно потрясение: и войну мужа с рязанским князем Олегом Ивановичем, и несколько походов литовского князя Ольгерда. Но эти годы стали годами духовного созревания супруги правителя московского. Она отсекала все суетное и мелочное, учась тихо преодолевать скорби. Незадолго до решающих для земли Русской событий — сечи на Куликовом поле — у них с Дмитрием родился сын Василий, которому в будущем суждено было стать преемником отца. Под 1380 годом летописец упомянул Евдокию Дмитриевну в связи с описанием ухода ее мужа с ратью на Куликовскую битву. Именно тогда великий князь успокоил жену верой в торжество высшей справедливости: «Утри слезы, Евдокия, Бог нам заступник!». Великая княгиня проводила на гибельную сечу своего любимого супруга до Флоровских (ныне — Спасских) ворот и долго смотрела вслед уходящему войску. Автор «Жития Димитрия Донского» вложил в ее уста слова прощания: княгиня не чаяла больше увидеть мужа. В знаменитом литературном памятнике — «Сказании о Мамаевом побоище» — образ Евдокии — это образ праведницы, которая «постоянно пребывала в святой церкви, молясь день и ночь», дабы призвать божественную помощь мужу, чтобы он «своей твердой рукой победил вышедших на него всех поганых». Все у тех же Флоровских ворот встречала великая княгиня Евдокия своего победителя-супруга, получившего после победы на поле Куликовым прозвание «Донского». Но недолго ликовала Москва, недолго было отведено Евдокии мирной семейной жизни. В 1382 году, при приближении к Москве войск хана Тохтамыша, в отсутствие мужа, не вернувшегося еще из похода на поле Куликово, княгиня оказалась в столице, так как была вновь беременна. После рождения сына Андрея она покинула город и, едва не захваченная татарами, снарядившими за ней погоню, добралась к мужу, пребывавшему в Костроме. Столица же княжества 26 августа 1382 года была захвачена и разграблена Тохтамышем.

http://pravoslavie.ru/3331.html

Преподобный Сергий Радонежский, игумен Земли Русской, крестил самого Димитрия и двух его сыновей. Но мало кто знает, что Великая Княгиня Евдокия была ученицей преподобного и, проникнутая духом благочестия, поддерживала и укрепляла своего супруга в мысли о том, что общегосударственное дело собирания русских земель должно начаться с укрепления собственного благочестивого дома. Москвичам пришлась по сердцу кроткая княгиня, щедро одаренная Господом различными добродетелями. Замужество Евдокии пришлось на годы, весьма тяжелые для Москвы, когда укрепляющееся молодое московское государство постоянно подвергалось нападению, не обошли его стороной и различные болезни и стихийные бедствия... Увы, княгиня Евдокия имела печальную возможность проявить сострадание чужому горю сразу же после приезда в столицу: незадолго до свадьбы невиданный доселе пожар охватил Москву, и летописи назвали его великим. Не успела Москва прийти в себя от страшного пожара, как вернулась " моровая язва " . Летописцы так описывают эту страшную болезнь: " Вдруг ударит как ножем в сердце, в лопатку, или между плечами; огонь пылает внутри; кровь течет горлом; выступает сильный пот и начинается дрожь. У других делаются железы, на шее, бедре, под скулою, пазухою, или за лопаткою. Следствие одно: смерть неизбежная, скорая, но мучительная, Не успевали хоронить тел; едва десять здоровых приходилось на сто больных; несчастные издыхали без всякой помощи. В одну могилу зарывали семь, восемь и более трупов. Многие домы совсем опустели; в иных осталось по младенцу " . Страшная болезнь обошла стороной великокняжеский дом, и благоверная княгиня не уставала благодарить Господа за это его милосердие. Во время страшных напастей она непрестанно молилась Богу и увлекала за собой других. Ее милосердная душа, наполненная состраданием к чужому горю, разрывались от жалости и боли. Именно к ней шли за помощью, за утешением... И каждому - доброе слово, каждому - помощь. Великая княгиня на свои деньги хоронила москвичей, щедро одаривала погорельцев. Вот при таких тяжелых обстоятельствах явила себя московская государыня земной матерью страждущих, показавшая любовь ко всем людям.

http://pravoslavie.ru/sretmon/efrosinia....

Свадьбу играли по обычаям тех времен пышно и торжественно, и ей, как подчеркнул летописец, «земля Русская была рада». Евдокию с Дмитрием ждали в Москве. «Свете мой светлый» Не случайно летописец (Симеоновская летопись) поместил сведения о свадьбе детей-молодоженов между двумя другими записями — о кошмаре московского пожара, когда «погоре весь град Москва и посад, и Кремль, и загородье, и заречье» (1365 г.), и об ужасах «великого мора» (по всей видимости, чумы), пришедшего с Поволжья и докатившегося через все русские земли до самой Литвы (осень-зима 1366 г.). Приехавшая в Москву Евдокия оказалась на пепелище, строительной площадке (спустя год после пожара, в 1367 году, в Москве был воздвигнут новый белокаменный Кремль) и в очаге эпидемии одновременно. Милосердная душа великой княгини, наполненная состраданием к чужому горю, разрывались от жалости и боли. К ней шли за помощью, за утешением. Евдокия Дмитриевна щедро одаривала погорельцев, хоронила на свои средства умерших от мора в скудельницах (братских могилах), являя себя земной матерью страждущих. Но беды не обошли и ее собственную семью. Потери близких, смерти родственников были в то время простыми и частыми. Так и не увидели ее, скончавшись до возвращения молодоженов в Москву, мать Дмитрия и его брат Иван, от «моровой язвы» скончался и дядя Евдокии, нижегородский князь Андрей. Нравственной и душевной опорой для молодой женщины стали в Москве духоносные старцы — святитель Алексий, митрополит Московский, и святитель Феодор, племянник преп. Сергия Радонежского, архиепископ Ростовский (он был избран Дмитрием Донским в духовники). К святителю Феодору, в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове монастыре, стала приезжать и великая княгиня Евдокия, поверяя духовнику свои страхи и страдания. Летописец сообщает, что Евдокия являла собой образец преданной жены, всегда именовавшей мужа «свете мой светлый». Ни одному русскому женскому летописному персонажу не уделялось столько места в описаниях образцовой семейной жизни, сколь посчастливилось преданной и верной Евдокии («Любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь сказать, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии...»).

http://pravoslavie.ru/3331.html

Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х. Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х. Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в. Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в. Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в. Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в. Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в. Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в. Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в. Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в. Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в. Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в. Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в. Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в. Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в. Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в. Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в. Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв. Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в. Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский , XV в. Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в. Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв. Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в. Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

предупреждает, что это не буквальное переложение житий, а попытка художественно реконструировать описанные в них события. Дмитрий и Евдокия (глава «XIV век. Москва, северо-восточная окраина Древней Руси »). – С.35-37;   Феодот и Руфина (глава «Ш век. Малая Азия, провинция Римской империи»). – С.37;   Иулиания и Симеон Вяземские (глава «XV век. Граница Великого княжества Литовского»). – С.37-38; Адриан и Наталия Никомидийские (глава «IV век. Никомидия, столица Восточной Римской империи»). – С.38-39; Тихон и Хиония Архангельские (глава «XX век. Средняя полоса России»). – С.39-40. Реклама : С.41. Толковый словарь : Как не потерять совесть? [Совесть - древнегреч. – от глагола «сознавать», «знать вместе с кем-либо»]/Автор – Юрий Пущаев , Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Ю. Коровин, 1952//Фома. - – июль 2016. – С.42. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь» ). Реклама : С.43. Школа «Фомы». Именины: Ольга. [Иллюстрированная информация: Значение имени ; Дата ; Святая равноапостольная великая княгиня Ольга. О ней; Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской ; Другие известные святые с именем Ольга ; Интересные факты ]. Ил.: Святая равноапостальная великая княгиня Ольга. Икона; Псковский кремль; Святая царственная страстотерпица великая княжна Ольга (Романова); Новомученица Ольга Евдокимова; Преподобномученица Ольга (Жильцова) и другие иллюстрации//Фома. - – июль 2016. – С.44-45. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Сергий ( Кротков ) . 1876 – 1.07.1938 . Документальные фото, предоставленные автором//Фома. - – июль 2016. – С.46-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-159-...

Кроме главного алтаря в честь Успения Божией Матери, в этом соборе за преградой три придела: 1) св. Великомученика Феодора Стратилата, 2) св. Мученицы Ирины и 3) обетный алтарь Святителя Николая Чудотворца, устроенный и освященный во время осады монастыря 1609 года, Мая 9. В самом храме погребены с правой стороны от входа: 1) духовник Царя Михаила Феодоровича, сперва протопоп Моск. Благовещенского собора, потом Архиепископ Рязанский Моисей, умер. 1651 года в Рязани и 2) Архиепископ Московский Августин Виноградский , умер, в Москве 1819 года, на левой стороне: 1) Королева Марфа Владимировна, дочь Князя Владимира Андреевича Старицкого, бывшая в замужстве за Датским Принцем Магнусом, Королем Лифляндским, потом инокиня, умершая 1617 года, июня 13, и 2) дочь ее Королевна Евдокия, сконч. 1589 г. Марта 17. Над их могилами каменные надгробницы. Вне собора, против северо-западного угла, низменная каменная палатка, крытая железом, заключает в себе четыре гробницы царственного семейства Годуновых. Здесь нашел себе третью могилу Борис Годунов; его гроб вынут был из могилы в царской усыпальнице, извергнут чрез пробитое в юго-восточной стене отверстие и предан земле в убогом Варсонофьевском монастыре вместе с гробами супруги, Царицы Марии и сына Царя Феодора; потом оттуда в 1606 года с честью гробы их перенесены в Троицкую обитель и похоронены в трапезе Успенского собора; к ним присоединена несчастная дочь Бориса Годунова Ксения, которая, пред кончиной своей, 1622 г. Августа 30, просила Царя Михаила Феодоровича перевезти тело ее из Суздальского монастыря в Троицкий и там похоронить ее вместе с ее отцем и матерью. 55 Но не суждено было Годуновым и здесь оставаться в покое; при разобрании трапезы, 1781 г. могилы их остались вне храма и над ними устроена сказанная палатка. На каменных надгробиях читаем следующие надписи: 1) Лета 7113, июня в 10 день преставися благоверный Царевич Феодор Борисович всероссийский; 2) лета 7113, Мая в 1 день преставися Благоверный Царь и Великий Князь Борис Феодорович всея России, во иноцех Боголеп; 3) лета 7113, июня 10, преставися благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Григорьевна всея России; 4) лета 7130, Августа в 30 день, преставися благоверная Царевна, инокиня Ольга Борисовна».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая, после чего было совершено славление празднику Преображения Господня. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». По окончании Литургии Святейшего Патриарха приветствовал настоятель храма протоиерей Георгий Таранушенко, который преподнес Его Святейшеству икону святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар возрожденному храму Святейший Патриарх передал икону Преображения Господня. Настоятелю Святейший Владыка вручил юбилейный крест, изготовленный по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине Село Дегунино в окрестностях Москвы впервые упоминается в 1339 г. в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты. В ней он пожаловал село своей второй супруге, княгине Ульяне, с младшими детьми. В 1353 г. сын Ивана Калиты великий князь Симеон Гордый завещал село супруге — великой княгине Марии. В 1389 г. великий князь Дмитрий Донской передал село сыну — князю Андрею. После смерти Дмитрия Донского его вдова княгиня Евдокия в память о муже и о победе на Куликовом поле построила в 1393 г. на женской половине Московского Кремля белокаменный храм — собор Рождества Богородицы, «что на Дворце у царицы на Сенех». В свою очередь князь Андрей пожаловал на содержание причта этого храма в вотчину село Дегунино со всеми угодьями и крестьянами. Священники с семьями, которые несли череду служения в храме Рождества Богородицы, жили в селе Дегунино. Первое упоминание о Борисоглебском деревянном храме в селе Дегунино относится к 1585 г. Во время польско-литовского нашествия храм был сожжен, а село разрушено. В 1633 г. деревянная церковь в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба была восстановлена — на этот раз с приделом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://patriarchia.ru/db/text/4199909.ht...

21 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы с паломнической поездкой по городам России и Украины. В частности, 23-25 мая председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви посетил Курск и Киев. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Преосвященный митрополит Лавр совершили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Затем Преосвященный митрополит Лавр посетил Почаевскую Успенскую Лавру. По завершении этого паломничества 29 мая 2007 Святейший Патриарх встретился с Преосвященным митрополитом Лавром в Москве. В ходе встречи обсуждались первые итоги состоявшегося подписания Акта о каноническом общении. 30 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести благодарение Господу о состоявшемся восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. 2. Благодарить всех потрудившихся в деле восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви и проведения торжеств, приуроченных к подписанию Акта о каноническом общении. ЖУРНАЛ 44 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об учреждении ордена и медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Справка: Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская, была супругой благоверного князя Димитрия Донского и вошла в историю Русской Православной Церкви и государства Российского, как святая, стоявшая у истоков новой объединенной Московской Руси, сочетавшая в своей благочестивой жизни, наполненной христианскими добродетелями, государственное служение с монашеским деланием. В этом году отмечается 600-летие преставления этой святой. В память данного юбилея учреждаются орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Орденом и медалью будут награждаться женщины, внесшие особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развитие социального служения Церкви, потрудившиеся на поприще церковно-общественной деятельности и церковно-государственных отношений, а также понесшие труды во благо Православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

И мы усердием горя Стеклися в храм возобновленный Семнадцатаго Сентября, В тот самый день благословенный, Когда и Вера и Любовь , София с кроткою Надеждой Одели с Гавриилом вновь Престол священною одеждой! Возрадуйтесь на Небесах Владыки древняго княженья, Которых здесь хранится прах, Которых душ поминовенье Обряд церковный сохранил: Князь Петр, Княгиня Евдокия И благоверный Михаил, Димитрий, Александр, София, Ирина, Федор, Симеон: Вы здесь в Микулине княжили, Вы чтили здесь Творца закон И здесь-же с мнром вы почили, – А ты святый князь Михаил! Заступник всех и утешитель, Твой внук нам храм соорудил Будь нашей церкви покровитель! 17 Сентября, 1850 года. Алексеевский монастырь в Москве Приписка к харатейному Евангелию 1357 г в лист, в Патриаршей библиотеке. Карамз. И. Г. P. V. пр. 254. И. Кирилова Цветущее состояние всероссийскаго Государства М. 1831, в 4. Софийский временник II, 140 Древняя Российск. Вивлиофика, 11, 217. Летописец, служащий продолжением Несторову. История Росс. Иерархии, III. Выходныя книги Царей Михаила, Алексия и Феодора. Полеваго Живописное обозрение, т. IV, стр. 112 и 180. О Животных Московск. Губернии, речь Профессора К. Рулье, с рукопис. его примечаниями, приготовленная им к новому изданию. Церковь Св. Николая в Хамовниках, в Москве Дела придворнаго Архива в запасном Дворце н Котошихина о России в царствование Алексия Михаиловича, стр. 76. Ihre. Glossarium Sueogothicum u Ducangii Glossarium mediae et infimae Latinitalis. Описание Императорскаго столичнаго города Москвы, изд. В. Рубаном. Спб. 1782, в 12. Дела Патриаршаго Казеннаго Приказа 7132 г. 501 и 7166, 63. Дела Синодальнаго Правления 1739 г. 1395 Переписная и мерная книга 1731г. Памятник веры, или Христианский месяцеслов. М. 1838, в 8. Москва, или исторический путеводитель, ч. IV, М. 1831, в 8. О громе, соч. Г. Араго, в Отечеств. Записках. 1839 г. 7. стр. 143. Благовещенская церковь , что на Старом Ваганькове Собрание Государ. грамот, т. 1. О Царском жалованье Московским церквам с 1626 по 1677 год, в 4. В Моск. Архиве Мин. иност. дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

По завершении этого паломничества 29 мая 2007 Святейший Патриарх встретился с Преосвященным митрополитом Лавром в Москве. В ходе встречи обсуждались первые итоги состоявшегося подписания Акта о каноническом общении. 30 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести благодарение Господу о состоявшемся восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. 2. Благодарить всех потрудившихся в деле восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви и проведения торжеств, приуроченных к подписанию Акта о каноническом общении. Журнал 44 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об учреждении ордена и медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Справка: Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская, была супругой св. благоверного князя Димитрия Донского и вошла в историю Русской Православной Церкви и государства Российского как святая, стоявшая у истоков новой объединенной Московской Руси, сочетавшая в своей благочестивой жизни, наполненной христианскими добродетелями, государственное служение с монашеским деланием. В этом году отмечается 600-летие преставления этой святой. В память данного юбилея учреждаются орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Орденом и медалью будут награждаться женщины, внесшие особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развитие социального служения Церкви, потрудившиеся на поприще церковно-общественной деятельности и церковно-государственных отношений, а также понесшие труды во благо Православия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. 2. Одобрить статут и описание ордена и положение и описание медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, с последующим утверждением на Архиерейском Соборе. Журнал 45 СЛУШАЛИ: Сообщение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира о состоявшихся в Киеве в период с 1 по 3 июня 2007 года юбилейных торжествах по случаю 15-летия Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/23625.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010