60. Евангелие-тетр , в четвертку, неполное, 260 л.л., полууставом конца XVI в., с заставками и раскрашенными буквами, с остатками дощатого переплета. Чистые листы: 40а и 179. Повреждены с ущербом для текста листы 159 и 220. 61 . Евангелие-тетр , в четвертку, неполное, 237 л.л., полууставом первой половины XVI в., с разрисованными буквами, в дощатом с остатками материи переплете. Нет листов между листами: 41 и 42, 43 и 44, 49 и 50, 65 и 66, 172 и 173, 206 и 207, 213 и 214. Рукопись – список со среднеболгарского оригинала. 62 . Евангелие-тетр , в четвертку, 231 л., полууставом XVI в., с аляповатыми, но оригинальными заставками и большими буквами, с четырьмя изображениями четырех евангелистов, в дощатом с остатками материи переплете и с металлическими изображениями одного евангелиста и Распятия. На 64 л. приписка скорописью XVII в.: «Сию книгу евангилие положил в дом Оскесению Христову на Ленивую Площатку раб Божий Афона Сергиев сын по своей души и по своих родителех в вечни поминок … положил служебник печатной а подписал арьхиепискупов крестеянин своею рукою лета 7126 марта в 11 день». Перед евангелием: «Молитва начиная еваггелие». 63 . Евангелие-тетр , в восьмушку, неполное, 322 л., полууставом первой половины XVI в., с красивыми заставками, в кожаном переплете; 64 и 241 листы порваны с ущербом для текста; чистые листы: 192 и 289. На 192 л. приписка почерком XVIII в.: «Сия книга Духова манастыря Галатионвыи (Галактионовой) пустынии». Пробел между листами 64 и 65, 70 и 71, 319 и 320. 64 . Евангелие-тетр , в лист, 322 л., полууставом XVI–XVII в.в., с некрасивыми заставками и разрисованными буквами, в дощатом с бархатом переплете. На полях внизу листов 1–13 и на л. 7 приписки скорописью: 1) «Сия книга евангелие напрестольное церкви велико Георгия что на Красном Раменье подписал Борис Матвеев»; 2) «А се евангилье тетр продал Андрей Трофимов сын Клобуков Егорьевским крестияном на Красное Рамение Мите Калинину сыну и всему приходу тое церкви Красново Рамения на О6нору под Дябрином Ондреи руку приложил».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Службы по месяцеслову занимают в рукописи листы 68 оборот – 196). Сентябрь (листы 68 оборот – 82 оборот). 1 . Начаток индикта и преподобного отца нашего Симеона столпника, 4 . Священномученика Вавилы. 5 . Пророка Захарии, отца Предтечева. 6 . Чудо архистратига Михаила в Хонех. 7 . Предпразднство св. Богородицы. 8 . Рождество Богородицы. 9 . Иоакима и Анны. 12 . Попразднство Рождества Богородицы. 13 . Предпразднство Воздвижения креста. 14 . Воздвижение креста. 15 . Служба Воздвижения и св. мученика Никиты. 16 . Св. мученицы Евфимии и преподобного Евиота Студийского. 20 . Св. великомученика Стефана и иже с ним. 23 . Зачатие Предтечи. 24 . Первомученицы Феклы. 25 . Преподобной Евфросинии Александрийской. 26 . Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 28 . Преподобного исповедника Харитона. 29 . Преподобного Кириака. 30 . Св. Григория Великого Армении. Октябрь (листы 82 оборот – 89 оборот). 1 . Апостола Анании и преподобного Романа, творца кондакаря (сладкопевца). 2 . Священномучеников Киприана и Иустины. 3 . Священномученика Дионисия Ареопагита . 6 . Апостола Фомы. 7 . Мучеников Сергия и Вакха. 8 . Преподобной Пелагии Антиохийской. 9 . Апостола Иакова Алфеева. 11 . «Семаго сбора о святых иконах» и память св. Феофана, творца канонов. 12 . Мучеников Прова, Тарха и Андроника. 13 . Святых Карпа и Папила. 14 . Успение апостола и евангелиста Луки. 20 . Мученика Артемия. 21 . Преподобного Илариона. 22 . Чтется житие преподобного Аверкия. 23 . Иакова брата Господня. 24 . Священномученика Арефы и иже с ним. 26 . Великомученика Димитрия. 31 . Чтется житие преподобного Аврамия. Ноябрь (листы 89 оборот – 101 оборот). 1 . Козмы и Дамиана. 2 . Св. Акиндина и иже с ним. 3 . Мученика Акепсимы и иже с ним и преподобного Иоанникия. 6 . Павла исповедника. 8 . Собор архистратига Михаила. 11 . Мучеников Мины, Виктора и Викентия, и преподобного Феодора Студита . 12 . Иоанна Милостивого, преподобного Нила и попразднство преподобного Феодора Студита . 13 . Иоанна Златоустог о. 14 . Апостола Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На л. 42 запись: «Слава Богу давшему начати и совершити книжнцу сию чрез мене недостойного раба Божаго священного иерея Андрея Довгялы во честь Преблагословенныя владычицы нашея Богородицы всегда Девы Мария Матере Сына Божия их всех святых аминь. Лета от Рождества Христова 1776 г. месяца ианнуарии 14 дня». 752. Тоже , в лист, без конца, 37 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в папке. Порваны и подклеены с ущербом для текста листы 2, 6, 8, 11, 15, 18, 20. 754. Тоже , в лист, 32 л., южнорусским полууставом XVIII в., в бумажном переплете; 1–4 листы порваны. 755. Тоже , в лист, 31 л., полууставом XVIII в., с исполненною чернилами рамкою, в бумажном переплете; подклеен с ущербом для текста лист 8-й. На 1 л. заглавие, из которого видно, что рукопиеь написана в 1773 г. Петром Леонтьевичем священноиерею храма Успения Пресвятыя Богородицы в Городци «Ерию Есментови». 756. Тоже , в лист, без конца, 13 лл., полууставом XVIII в., с раскрашенными заставками и буквами, в бумажном переплете. На л. 3 об. запись: «Во славу Святыя единосущныя животворящия и неразделимыя Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа милостию Божиею сооружися книга сия глаголемый Служебник, в немже Божественная литургиа святаго Иоанна Златоустаг о за старанием и коштом священноиерея Василиа Сущинс пресвитера Погорелского до храму Покровы Пресвятой Богородицы на честь и хвалу Господу нашему Иисусу Христу и на отпущение грехов всем христианом. Описан в преславной академии Погорельской року Божаго 1777 месяца мая 14 дня». 757. Тоже , в лист, 13 лл., южно-русским полууставом XVIII в., в бумажном переплете, 13 лист чистый. 758. Тоже , в лист, 52 л., полууставом XIX в., (5–20 листы печатные), в бумажном переплете, 44–52 листы чистые. Читать далее Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2/[Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т./Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - XX, 632, 66 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

65 . Евангелие-тетр , в лист, 312 л.л., полууставом XVI–XVII в.в., с изящно исполненными и оригинальными заставками и разрисованными буквами, в дощатом переплете. Чистые листы: 82а и 223. На полях внизу листов 1–13 приписка скорописью: «Сие евангелие напрестольное Вологодского уезда от церкви Рождества Пресвятыя Богородицы что на Ухтюге на Стану». 66 . Евангелие-тетр , в лист, неполное, 311 л.л., уставом XVI–XVII в.в., в дощатом покрытом материей переплете. Чистые листы: 83–85, 139–141, 220, 289, 290. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сие евангелие церкви Козмы и Дамиана что в Кузмине». Списано с молдавского оригинала. Пробел между 205 и 206 листами. 67 . Евангелие-тетр , в лист, 309 л.л., уставом XVI–XVII в.в., с аляповато исполненными заставками и разрисованными буквами, в дощатом с материею переплете. Чистые листы: 1, 75а, 126а, 209а, 2096, 308 и 309. Двойной лист 303. На полях внизу листов 1–5 приписка скорописью: «Сия книга святое евангелие Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца что в Оларбе». 68 . Евангелие-тетр , в лист, 257 л.л., полууставом XVI–XVII в.в., с недурно нарисованныма заставками и большими буквами, в дощатом с кожею переплете. 225–232 листы должны следовать за 222 листом. Ha полях внизу листов 5–74 приписка скорописью XVII в.: «Сия книга глаголемая евангилие напрестолное Козлова города Хмелевой слободы церкви и престола великого мученика Христова Димитрея Селунского и дал мне попу Федору Флорову сыну Ковешникову сию книгу святое евангилие во Воронеже дому Пречистыя Богородицы Честныя Святыя и Славныя Владимерския черной священник Феодосии по своих родителей по отце своем Стефане и матери своей во 149 году месяца октября в день». 69 . Евангелие-тетр , в четвертку, 388 л.л., полууставом XVI–XVII в.в.; в дощатом с материей переплете, с металлическими изображениями четырех евангелистов и Распятия на верхней доске переплета. 388-й лист чистый. На л. 1-м, приписка позднею скорописью: «Града Вологды церкви Пресвятыя Троицы что в Троицкой улице».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43 . Евангелие-тетр , в лист, 372 л., полууставом XVI в., с заставками и разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На 372 л. запись скорописью: «Лета 7064 (1556) написана бысть сия книга глаголемая евангелие тетро месяца декабря в 3 день на память святого пророка Софония а писал многрешный и недостойный раб Божий Алексейко Иваново сынишко а писал с переводу с монастырского Николы чудотворца и Всех Святых Касромского озера а правил с двух переводов со сведительством того же монастыря а где будет описался или изгрубил своим недоумением или в коем будет переводе опись и вы Бога ради собою разсуждайте. Бога славите а мене грешного не кляните. Свршителю Богу в веки аминь». На полях внизу листов 7–22 и на 372 л. приписки скорописью: 1) «Сия книга глаголемая святое евангелие Вологодского уезда Заозерской половины церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы что в Кузовлеве, выслана на Вологду в дом преосвященного Пимена епископа Вологодского и Белозерского»; 2) «Се евангелие променил к Благовещенью Пресвятей Богородице в дом Алексей Иванов сын Игумнова а денег взял от мены сорок алтын без десяти денег. А денги платил староста церковной Офоня Иванов да Артемей Яковлев сын да Блоха Иванов сын а подппсал Алексей сам своею рукою коею и евангелье писано да коему священнику Бог пошлет служити за упокой отца моего Ивана». 44 . Евангелие-тетр , в лист, 344 л., полууставом конца XVI в., с изящными заставками и разрисованными буквами, в дощатом обитом материею переплете. Чистые листы: 8 и 248; 343 и 344 листы писаны скорописью. На полях внизу листов 1–33 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное Вологодского уезда от церкви ружной Николая чудотворца, что в Заболотье, отобрано в консисторию Вологодской епархии». 45 . Евангелие-тетр , в лист, 344 л., полууставом второй половины XVI в., с замечательными заставками и разрисованными буквами, в дощатом в парусиною переплете, 161 лист чистый. 46. Евангелие-тетр , в лист, 328 л., полууставом XVI в., в дощатом обитом материею переплете. Чистые листы: 89, 144 и 238.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Листы 108–112 вставлены позднее и писаны полууставом XVIII в.; листы 85–107 писаны полууставом XV–XVI вв. На л. 107 об. обрывается текст слова Иоанна Златоустаг о в неделю Пасхи на утрени, не достает нескольких строк до конца, которыя и дописаны на л. 108; на лл. 108–112 дальнейшее продолжение последования утрени в неделю Пасхи, часов и литургии. Листы 148–151 составляют продолжение статьи на лл. 85–112 об., а именно 148 л. начинается продолжением текста евангельского чтения на литургии в неделю Пасхи, за которым следуют воскресные тропари и кондаки от недели Антипасхи до недели Всех Святых включительно. Таким образом между 107 и 148 листами письма XV–XVI вв. не достает нескольких листов того же письма; 4) кондаки и икосы воскресные восьми гласов (113–117 об.); 5) устав часов: 3, 6 и 9 с почасиями и чина изобразительных (118–125 об.); 6) тропари и кондаки позднейшаго письма следующим святым: Прокопию Устюжскому, Лукияну пресвитеру, Савватию Соловецкому, Алексию мптрополиту, Гурию Казанскому и Варсонофию Тверскому, Варлааму Хутынскому, Иоасафу царевичу, Варлааму пустыннику, Антонию Римлянину, Иоанну архиепископу Новгородскому, Никите епископу Новгородокому, Никите столпнику Переяславскому, Димитрию Брилуцкому, князю Петру и княгине Февронии Муромским, Алексию человеку Божию, Авраамию Ростовскому, Параскеве Пятнице, Савве Вишерскому, Савве Сторожевскому, Пафнутию Боровскому, Никону, ученику Сергия Радонежского, Кириллу Белозерскому, Петру митрополиту, Феодосию Печерскому , предпразднеству Благовещения, Зосиме Соловецкому и Александру Свирскому ; стихиры в недели мытаря и фарисея и сыропустную (126–147); 7) богородичны и крестобогородичны иже глаголются по тропарях восьми гласов (151–152 об.); 8) тропари на каждый день седмицы (152 об.–154 об.); 9) тропари и светильны восьми гласов, начинаются 4-м гласом (155–156 об.); 10) антифоны степенны восьми гласов (156 об.–162 об.); 11) канон Сергию Радонежскому (163 об.–168); 12) первое и второе утренния воскресныя евангельския чтения, последнее без конца (168 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

993. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 12 лл., скорописью XVIII в., без переплета; листы 11 и 12 чистые. На обороте 12 листа внизу скорописью приписано: «от олонецкаго» (преосвященнаго). Возглашается многолетие императрице Екатерине Алексиевне и наследнику государю цесаревичу Павлу Петровичу. Сл. 987. 994. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 12 лл., полууставом XVIII в., в цветной бумажной обложке; листы 10–12 чистые. Внизу 11 листа скорописью приписано: «оть смоленского» (преосвященнаго) декабря 15 766». По листам скрепы: 1) «Смоленского Аврамьева монастыря архимандрит Варлаам Иваницкий;»; 2) «Смоленского Троецкаго монастыря Серапион Лехницкий». Сл. 987. 995. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 12 лл., скорописью XVIII в., без переплета; 12-й лист чистый. Возглашается многолетия императрице Екатерине II и «преосвященнейшему Кириллу Божию милостию епископу Черниговскому и Новагородка Северского». (Кирилл (Ляшевецкий) † 14 мая 1770 г. Строев. Списки иерархов). 996. Чин православия в первую неделю Великаго поста , в лист, 10 лл., скорописью XVIII в., без переплета; 6 и 7 листы малаго формата; 7-й лист чистый. Заглавие: «Последование соборнаго исповедания православия святаго в неделю первую святаго Великаго поста бываемое в церкве престолной митрополитанской Киевской святыя Софии;); далее приписано другим почерком: «епископии Черниговския церкве святых страстотерпец Бориса и Глеба». Возглашается вечная память князьям киевским удельно-вечевого периода, причем поименовываются те, которые были создателями церквей и монастырей в Киеве, и на 6-м листе, который вставлен после написания чина, – некоторым великим князьям черниговским и Черниговским архиереям: Иоанну, «при первом Печерския церкви освящении присутствовавшему», Лазарю Барановичу, Феодосию Углецкому, Иоанну Максимовичу , Антонию Стаховскому, Иродиону Жураховскому, Иллариону Рогалевскому, Никодиму Сребницкому, Антонию Черновскому, Амвросию Дубневичу. Многолетие возглашается императрице Екатерине II и киевскому митрополиту имрек. По составу этот чин тождествен с рукописью за 995.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое место между переводными Русскими синодиками должен, по всей справедливости, занимать Московский синодальный 667. Это есть древнейший переводный с греческого синодик, сделанный со списка XIV b. и восходящий по своей основной части к эпохе независимого греческого царства. Палеографические и исторические данные приводят к убеждению, что главная часть Московского синодика переведена до 1450 г. Московский синодик писан на пергаменте в 4-ю долю листа, снабжен бархатным красным переплетом, лицевая сторона которого имеет серебряный оклад и изображение Пресвятой Троицы, почему и назван Снегиревым Троицкой книгой; заключает он в себе 126 листов. К особенностям его нужно отнести разнообразие материала, выражающееся то в тонкой, то в более грубой выделке пергамента и в различии почерков и способов письма. Формальные наблюдения, сделанные нами над этим синодиком, заключаются в следующем. Первый лист, на котором можно прочитать «кафисма I», вложен в синодик из другой рукописи и не имеет с ним ничего общего. Листы 2–3 и по материалу, и по списку слишком заметно отличаются от последующих. Материал хуже выделан, письмо или конца XVI, или начала XVII b. – видно, что эти листы вшиты в переплет впоследствии. Указанные листы по содержанию представляют следующее: «Благоверному и благородному и христолюбивому Богом избранному и Богом почтенному и Богом возлюбленному и Богом хранимому державному государю нашему царю великому князю Михаилу Федоровичу Владимирскому и Московскому 177 , Новогородскому и Казанскому и Астраханскому 178 и всея Руси самодержцу многая лета. Преосвященному господину нашему Дионисию митрополиту всея Руссии, многая лета. Благоверной и христолюбивой царици великой княгини Марие Ирине Феодоровне 179 Иоанновича, многая лета. Благоверному и благородному и христолюбивому царевичу Иоанну Ивановичу, многая лета. Благоверной и христолюбивой царици княгини Феодосеи царевичеве Ивана Ивановича, многая лета. Благоверному и христолюбивому князю Владимиру Андреевичу многая лета 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

И в Писании повествуется, как «взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли сожженные, и разбили их в листы для покрытия жертвенника, в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь чрез Моисея» ( Чис.16:39–40 (17:4–5)). 1.2. В одном месте Писания Господь через пророка ясно говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» ( Ис.55:8 ). Если бы этот вопрос решался людьми сегодня и главами церквей в отношении тех, кто, например, понес кару Божественного мщения за то, что распространял теории, противоречащие учению Церкви, то разве не было бы принято решение, что все ими сказанное, все, чему они учили, все, что оставили они в своих сочинениях, должно исчезнуть вместе с их прахом? Но суды Божии – не наши суды. Ибо послушай, как Он повелевает разбить в листы восставших против пророка Божьего и обложить ими жертвенник кадильницы. Образ тех, кто восстал против веры Церкви и учения истины, являет собой Корей. Так, о Корее и о его сообщниках написано, что они принесли в медных кадильницах благовонное курение чуждого огня (ср. Чис.26:61 ). Бог повелевает разметать и выбросить «чуждый огонь», но «медные кадильницы», как сказано, «ибо освятились они смертью грешников, пусть разобьют в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными» (ср. Чис.16:37–38 (17:1–3)). Как мне думается, этим показано, что кадильницы, которые в Писании названы «медными», являются образом Божественного Писания. К этому Писанию еретики прилагают «чуждый огонь», то есть вводят понимание и толкование, чуждые Богу и противные истине; они приносят курение не в приятное благоухание Богу, но омерзительное. Этот образ дан священникам Церкви с тем, чтобы если возникнет что-либо подобное, чуждое истине должно быть извергнуто из Церкви Божией; если же в словах еретиков обнаруживается нечто от верного понимания Божественного Писания, то пусть оно не отвергается наравне с тем, что противоречит вере и истине; ибо то, что взято из Божественного Писания, освящено и принесено Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

л. 58. В навечерие Рождству Господа нашего Ис. Христа Сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, имже вся быша, поучение Того же от еврейска посланиа: многочястне и многоразличне древле Бог глагола к отцем Пророкы, напоследокь же дний сих глагола нам Сыном. Нач. Якоже убо в Ис. Христа надеемся доволно противу силе речено бысть нами вчера. л. 72. Тогоже в препразденство св. Богоявлений, от еже к Коринфиом посланиа: или неразумеете, яко елиции крестихомся в Христа Ис., в смерть Его крестихомся, спогребохомся с Ним крещением, и прочая. Нач. Веселитеся небеса и радуйся земля, (Листы 82 и 83 порожние). л. 84. Под киноварной узловатой заставкой: Слово похвално препод. отцу нашему Сергию. Створено бысть учеником его священноиноком Епифанием. Нач. Тайну цареву добро есть хранити, а дела Божиа проповедати преславно есть. (Листы 106 и 107 порожние). л. 108. Иоанна мниха Дамаскина о иже в вере усопших, яко яже о них бываемыя службы и благотворения ползуют их. Нач. Яже от снедей честнаа и сладкаа предлагаема множицею. л. 120. Мес. иуниа в 21 день, мучение св. мученика Иулиана и дружины его, и иже с ним мученых. Нач. Страсть гонению бысть в ты дни. л. 149 об. Мес. августа в 18 день, страсть св. мученик Флора и Лавра. Нач. Добре учит ны апостол Павел, глаголя беспрестани молитву деяти. (Листы 162 и 163 порожние). л. 164 об. Чудеса Архангела Михаила, числом 6. См. 663 л. 71. л. 168 об. Мес. поевриа 8 день, Слово св. и препод. отца нашего Пантелеимона диакона и хартофилакса великиа Церькви сказание и чюдес преславнаго и превеликаго Михаила архистратига. Нач. Велиа и многоразлична бесплотныя и велелепныа архангельскыя твоеа добродетели. Чудес 28. В конце статьи заметка другой руки: На Рождество Христово вошли братия в трапезу каменную. л. 196. Мес. септевриа в 7 день, мучение св. мученика Созонта, мученаго в Понте граде. Нач. Максимьяну обладающю Киликиею и царствующи и. л. 201. Мес. септевриа в 9 день, память святою праведнику Иоакиму и Анне. Нач. Видим взлюблении, яко на святыя своя угодники присно попущает Бог напастем приходити.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010