Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Далее в тексте пропуск. Л. 789 об. без записей. Листы 793–794 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 39. Л. 799 об. без записей. Л. 800 об. без записей. Далее в тексте пропуск. Листы 802–802 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На нижнем колонтитуле л. 803 буквенное обозначение числа 29. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 40. Листы 806–808 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 41. Успенский Николаевский (Пристанский) мужской монастырь, располагался при впадении реки Волуй в реку Оскол близ города Валуйки (ныне Белгородская область), основан в конце XVI в., с 1766 г. заштатный. В конце XIX в. при монастыре был основан пещерный скит. Закрыт в 1924 г. С 1935 г. на территории монастыря размещалась колония для несовершеннолетних. С 2001 г. началось восстановление монастыря. Л. 810 об. без записей. Листы 811 об.– 813 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 42. Воскресенский Карашский патриарший домовый мужской монастырь (ныне Ростовский район Ярославской области), основан в конце XV в. Упразднен в 1764 г. Листы 815–815 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 43. Л. 816 об. без записей. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 44. Стромынский Троицкий мужской монастырь (ныне село Стромынь Ногинского района Московской области), основан около 1379 г. прп. Сергием Радонежском, после Смуты – приписной Троице-Сергиева монастыря. Упразднен в 1764 г. Л. 835 об. без записей. Листы 836 об.– 837 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. 209 Слова вписаны над строкой. Новинский Введенский Богородицкий мужской монастырь в Москве, основан в 1420-х гг. митрополитом Фотием ( † 1431 г.), в 1764 г. упразднен, в 1933 г. разрушен.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

103. Псалтырь , в четвертку, 153 л., полууставом нескольких почерков второй половины XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16. 17, 22, 23, 27, 28, 55, 84, 132, 153. На полях внизу листов 2–15 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь церкви Космы и Дамиана что в Кузминском». На нижней доске переплета приписка скорописью XVII в.: «Книга Псалтырь глаголемая … сына Мелнишново Лушитцково (Глушицкого?) монастыря». Рукопись оканчивается песнию Захарии и словами: «Словеса писанная приидоша в конец, уму же да не будет когда прияти конец но» … . 104. Псалтырь , в четвертку, 107 лл., без начала и конца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита; порваны с ущербом для текста листы: 33, 71, 81, 82. Нет листов между 6, 7, 27 и 28 листами. 105. Псалтырь , в 16-ю долю листа, без начала и конца, неполная, 137 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5, 6, 17, 18, 22, 33, 37, 45, 55, 58, 59, 63, 69, 70, 86, 94, 95, 122, 125, 130, 131, 137. Нет листов между 6 и 7, 9 и 10, 41 и 42 листами. Рукопись начинаетоя продолжением 38 псалма, а оканчивается неполным псалмом 144-м. 106. Псалтырь , в четвертку, 189 л.л., без начала и конца, полууставом нескольких почерков XV–XVI вв., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете; некоторые листы подклеены. Нет листов между 85 и 86, 92 и 93 листами. На полях внизу листов 1–15 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Псалтырь от церкви Василия Великого что на Снежурках (?) отобрана на Вологде»; 2) «Сия книга глаголемая Псалтирь Липенские волости хрестьянина Трофима Макарова сына а подписал Ротковские волости Ракувта Кирозие шлып нонош ( – Матушка Тимофиев сын попов) лета 7137 (1626) году». Рукопись начинается продолжением 2-го псалма, а оканчивается неполною песнию пророка Захарии. 107. Псалтырь с восследованием , в восьмушку, без начала, неполная, 321 л., полууставом нескольких почерков XV–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–2, 8–11, 22, 164 и 319. Нет листов между листами: 7 и 8, 10 и 11, 209 и 210, 226 и 227, 227 и 228, 313 и 314. На некоторых листах письмо очень бледно или истерто; другие листы с помарками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

742. Служебник униатский , в лист, 272 л. юго-западно-русским полууставом XVII–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны и подклеены с ущербом для текста листы: 20,36–39, 43–49, 52, 55, 59, 63, 94, 268. На полях несколько приписок на польском языке. 743. Тоже , в лист, 270 лл., неполный, полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 22– 30; старопечатные: 66, 143–158. 744. Тоже , в лист, 97 лл., полууставом и скорописью разных почерков XVIII в., с раскрашенными заставками и разрисованными буквами, в кожаном переплете. 745. Тоже , в лист, без конца, 76 лл., полууставом разных почерков XVIII в., в кожаном переплете. Ha 1 л. в грубо исполненной чернилами рамке только заглавие, в коем сказано, что рукопись писана в 1739 году; 6–19 листы печатные. 746. Тоже , в лист, 72 л., полууставом XVIII в., в бумажном переплете; 1-й лист чистый; на 16 л. изображение Иоанна Златоуста . На 59–72 листах печатных апограф или слог чинный вечерних и утренних пений на праздник Пречистаго Тела Господа нашего Иисуса Христа. 747. Тоже , в лист, без конца, 63 л., полууставом XVIII в., с грубо исполненной чернилами рамкою, в кожаном лереплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–4, 9, 12–20, 41, 42, 50, 53–58, 61; лист 46-й чистый, с водяным знаком. 748. Тоже , в лист, 60 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. 749. Тоже , в лист, 52 л., полууставом XVIII в., с грубо исполненною чернилами рамкою, в кожаном переплете. Из заглавия рукописи (1 и 2 лл.) видно, что она написана в Пустынках в лето 1729. 750. Тоже , в лист, 39 лл., южно-русским полууставом XVIII в., в бумажном поврежденном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 2–4, 35– 38. Заглавие рукописи: «Оия книга нарпцаемая Служебник ихже во святых отца иашего Иоанна Златоустаг о архиешхскопа Кохистантиня града. Содержащ в себе просхгошхдию литургиа ix службы различныя, сшхсася в Вогоспаеаемом меетечку Березине рукою зюею многогрешнпм Ваеилием Ковиаци;гш в року 1777». 751. Тоже , в лисг, 42 л., полууставом разных почерков XVIII в., в бумажном переплете; 1 и 2 листы без текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

457. Канонник , в восьмушку, 207 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы: 131 а, 164 и 187 а. Всех канонов двадцать. Между прочим каноны: 1) Владимирекой Божией Матери (85–96 об.); 2) Покрову Богородицы (97–108); 3) Знамению от иконы Псковской Божией Матери (121–131); 4) Знамению от иконы Новгородской Божией Матери, священно-инока Пахомия Логофета (165–174 об.), 5) Тихвинской Божией Матери (175–187 об.), 6) Сергию Радонежскому (188–200 об.). 458. Канонник , в восьмушку, 201 л., полууставом конца XVIII в., в поврежденном кожаном переплете. Чистые листы: 4. 5, 22, 130, 181 и 182. Всех канонов тринадцать. Можно отметить канон Казанской Божией Матери (6–21). 459. Канонник , в восьмушку, 190 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 51, 67, 114, 115, 137–147, 179–190. Всех канонов двенадцать. Между прочими каноны: 1) Знамению Божией Матери (40–50); 2) Владимирской Божией Матери (80–94 об.) 3) Казанской Божией Матери (95–113 об.); 4) Покрову Богородицы (128–136 об.). 460. Канонник , в восьмушку, 171 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете; чисгые листы: 15 и 97. Всех канонов четырнадцать. Между прочими каноны: 1) Ангелу-грозному воеводе, творение Парфения юродивого (69–78) и 2) Моисею Мурину (139– 146 об.). На 169–171 листах две молитвы за отца и матерь: а) «Владыко Христе Спасе мой услыши молитву раба твоего, помяни душа преставльшихся раб своих»; б) Боже, приемый жертву Авраамлю и призривый на всесожжение. 461. Канонник , в восьмушку, 166 лл., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Листы 164–166 поисточены; 118 л. подклеен с ущербом для текста; 32 лист чистый. Всех канонов восемь. 462. Канонник , в восьмушку, 158 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Всех канонов двенадцать. На лл. 150–151 список имен для поминовения. 463. Канонник , в восьмушку, 135 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. На 102–107 л.л. начало вечерни. Всех канонов тринадцать. 464. Канонник , в восьмушку, 125 лл., полууставом XVIII в., с несколькими изящными большими буквами, в бумажном переплете. Подклеены листы: 1–33, с ущербом для текста – 35-й; лист 34-й чистый. Всех канонов одиннадцать. Между прочими канон Феодоровской Божией Матери (1–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Минеи Общие 285. Минея Общая , в четвертку, неполная, 239 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–18, 27, 33, 34, 39, 51, 53, 66, 84, 96, 101, 105, 107, 155, 238, 239. На 198–239 листах последования царских часов в навечерия Рождества Христова, Богоявления и в великий пяток, последнее без конца. 286. Минея Общая, в четвертку, III лл., полууставом второй половины XV в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1,2, 21,47, 63 и 82. За службами общими святым следуют службы: Благовещению Пресвятыя Богородицы, Николаю чудотворцу и пророку Илии (91–111). 287. Минея Общая , в четвертку, неполная, 87 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 52–59, 76–78 и 87. На полях внизу листов 1–9 приписка позднею скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Оночисте». 288. Минея Общая , в малую четвертку, 84 л., неполная, полууставом первой половины XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Листы 1–13 и 43 подклеены с возобновлением текста; порваны с ущербом для текста листы: 45, 59–61, 65. За службами общими святым следуют последования царских часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления, последнего только начало (45–84). Минея Общая , в восьмушку, неполная, 162 л., полууставом XV в., без переплета. На полях внизу листов 1–8, 12–19 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Минея Общая из Катромского монастыря»; 2) «Дал сию книгу Минию Николе чудотворцу и Всем Святым на Катрому Гарман Иванов по родителех при игумене Илинархи». 290. Минея Общая , в восьмушку, 150 лл., полууставом XV в., в порванном кожаном переплете. 291. Минея Общая , в четвертку, без конца, 220 лл., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (сохранилась только верхняя доска). Порваны с ущербом для текста и подклеены листы: 32–34, 40, 41, 47–49, 53, 54, 57, 58, 64, 69, 70, 72, 74–78, 88, 104, 108, 111–117,124, 125, 141–190, 215–220. Внизу на полях листов 1–8 приписки скорописью: 1) «Лета 7092 (1584) купил сию книгу Минию Опщую пономарь Козма Михаилов на Николины денги дал на ней полтину»; 2) «Сия книга Минея Общая Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». За службами общимн святым следуют: службы: 1) трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу (153–164 об.); 2) в неделю святых праотец (164 об.–175 об); 3) Борису и Глебу (176–185); 4) на Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на плач Пречистой Богородицы – творение Симеона Логофете (185–190); 5) праздником и предпразднеством Господским (191–198); 6) праздником и предпраздньством Богородичным (198–205 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, без конца (206–220 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

УМ является большой рукописью (листы 34×30 см), листы сложены вдвое посередине и сброшюрованы в 8-листные тетради, к-рые перевязаны толстой ниткой (во мн. местах разобраны на отдельные листы). Большая часть текста написана в 2 столбца асомтаврули (листы 14-18 - нусхури), некоторые листы - в один столбик; в большинстве случаев по 30 строк в каждом. Использованы коричневые чернила, местами - черные. Заглавия выполнены киноварью. В качестве украшений использованы инициалы в начале абзацев: буквы имеют больший размер и выдвинуты из столбиков. На полях страниц есть приписки, в т. ч. в стихотворной форме. С т. зр. оформления текст во многом схож с СМ. В рукописи имеются вложенные страницы из др. памятников. Так, Эсбрук квалифицировал 174-ю страницу как принадлежащую другому М., большего объема, предположительно включавшему чтения целого года и переписанному в тех же лит. центрах и в то же время, что и УМ. По его определению, это отрывок гомилии свт. Иоанна Златоуста об Успении Пресв. Богородицы, полный текст к-рой сохранился в СМ и Афонском Многоглаве. Письмо нусхури, к-рым написаны 5 листов УМ, имеет больше признаков архаичности, чем письмо нусхахуцури СМ; Чумбуридзе датировал эти страницы 1-й пол. IX в. По его мнению, книжник, создавший УМ, и представители той же лит. школы переписали неск. сборников, к-рые позже были утрачены, фрагменты этих сборников были вложены в УМ (Многоглав пустыни. 1994. С. 19). Текст рукописи, написанной нусхури, включен между текстом, исполненным асомтаврули, что подтверждает выводы Чумбуридзе: очевидно, одна рукопись была заполнена текстами, взятыми из 2 разных рукописей. Эсбрук считал вложением в УМ текст, написанный нусхури и посвященный дню памяти прп. Антония Великого. Нек-рые из представленных в УМ сочинений известны только благодаря этой рукописи. Среди их авторов - свт. Василий Великий, прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Мелетий I, патриарх Антиохийский, прп. Исихий Иерусалимский, св. Севериан, еп. Габальский, св. Епифаний Кипрский, грузинские авторы епископы Иоанн (Сабанисдзе) и Иоане Болнели.

http://pravenc.ru/text/2563866.html

25 См., напр.: «28. Путеш. Генн. Фил. Васил. Площ. Журн. 29. Петр. Дион. Искры. 30. Добр. Писан. Цветн. Устн. И. м. Марки. Исп. 31. Беседа о М. стар. 32. Отвращ. от мира. Созна. стремление в Ск. 33.34. Оп: Утеш. безм. О. Лео. Добротол. Писанье о вн. м. Опыты вовращ.» (Муз-10947. Л. 344). 26 Входящие в состав Муз9625 книжные тетради с этими текстами содержат листы с оригинальным текстом Зосимы Верховского (Л. 206–238, четные листы), между которыми вставлены листы, содержащие «парафразис», выполненный АТ в мае–июле 1850 г. (Л. 203 об. – 205, 207–239: нечетные листы, 240). В нижнем правом углу л. 202 об. находится запись: «Сего списателя видений, благоговейного монаха Зосиму, я, недостойный, удостоился видеть несколько раз и беседовать с ним. Иеромонах Арсений Троепольский . Приобретено 1826. г. в Августе». Следовательно, листы с оригинальным текстом Зосимы Верховского были переписаны в 1826 г., что подтверждает и составленный в начале 1840-х гг. перечень источников, предназначенных для некоего «трактата о внутренней молитве», где упоминается «приобретенная» в 1826 г. в Москве «Повесть ученика о чудесной молитве наставника» (Кол177/3. Л. 261), номер которой 2) совпадает с номером на л. 201. С текстом 1826 г. совпадает по разночтениям текст рукописи XX в. из Леснинского женского монастыря, опубликованный в 1999 г. (Лабынцев, Щавинская. 1999: 114–139), тогда как текст рукописи середины XIX в., происходящей из собрания Троице–Сергиевой Лавры и опубликованный в 2006 г. (Судник. 2006: 165–191), содержит более поздние чтения. 27 Этот же самый источник активно использовал наставник АТ иеромонах Иларион (Ремезов) при составлении в 1826 г. сборника повестей и сказаний о Евхаристии, заимствованных, в основном, из западных источников, причем характерной особенностью ссылок на использованное «Великого зерцала» было указание, что его составителем был некий Герман (Попов. 1910: 154–161). По свидетельству АТ, Иларион (Ремезов) хорошо знал латинский язык, имел хорошую библиотеку и «занимался переводом “Великого зерцала” и отеческих книг» (Троепольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

1170. Пение всенощное на праздники Господския и Богородиц(кия) или нарочитому святому на линейных нотах, в четвертку, 199 лл., южно-русским полууставом начала XVIII в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 5, 6, 44, 130–167, 199; некоторые листы подклеены. Нескольких листов в рукописи не достает. 1171. Ирмологий на крюковых нотах , в восьмушку, без начала, 259 лл., полууставом XVII в., с заставкою (66) и с разрисованными буквами, без переплета; 63–65 листы без текста, но с помарками; 4-й лист порван с ущербом для текста. На 231 листе киноварная приписка полууставом: «Канон Богородице а написан во 189 (1681) году июля в 28 день». Состав: 1) стихиры на «Господи воззвах», стихиры «на стиховне», антифоны и Блаженны, поемые в неделю, восьми гласов и богородичны на дни седмицы восьми гласов (1–62 об.); рукопись начинается антифонами 1-го гласа; 2) ирмосы канонов восьми гласов (66–220); 3) трипеснцы на павечерницах во дни предпразднества Рождества Христова и Богоявления (220–227 об.); каноны: 4) из службы равноапостольной княгине Ольге (228–230); 5) молебный Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (231–242 об.); 6) служба без канона Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (244–255 об.); 7) канон Богородичен господина Феофана и господина Иосифа (256–259 об.). 1172. Ирмологий на линейных нотах , в лист, без конца, 252 лл., полууставом XVIII в., без переплета; 250–252 листы порваны с ущербом для текста. Состав: 1) догматики, седальны, антифоны степенны и ирмосы канонов восьми гласов (1–200 об.); 2) подобны восьми гласов (201–208 об.); 3) праздничныя стихиры, задостойники, причастны и другия песнопения (209–252). В языке замечаются южно-русския особенности. 1173. Ирмологий на линейных нотах , без начала и конца, 222 л., юго-западно-русским полууставом XVIII в., с грубо нарисованными и раскрашенными заставками и большими буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5–12, 221 и 222. На л. 76 об. запись: «Skonczyesie iarmoloy ten roku 1743 marca». Ha 206 л. приписка. «Сей ермолой раба божия Иоанна Покори от К. 1772».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

615. Сборник богослужебный , в восьмушку, 295 лл., полууставом разных почерков XVII в., листы 1–96 московской печати, в кожаном переплете с застежками. Листы 115, 159, 160 и 230–232 чистые; 287 и 288 листы подклеены с ущербом для текста. Нет нескольких листов между 284 и 285 листами. Состав: службы: 1) воскресная 6 гласа (1–47); 2) по вся дни ко Господу Иисусу Христу (48–69 об.); 3) вечерния молитвы инока в келье, «егда должно есть спати» (70–77); 4) святаго Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и к трудолюбствующим к еже спастися. та же и к живущим в мире к мужем и женам о чувствах телесных и о душевных свойствех иже во сне истицание по вещи или чрез вещь (77 об.–83); 5) правило внегда случитея кому искуситися во сне от осквернения по действу диаволю (83 об.–96); каноны: 6) за болящаго (97–106); 7) молебен Пречистей Богородице, «певаемый в наведении печали» (107–114); 8) молебен Пресвятей Богородице, «егда от оклеветания в печали, да поет сий канон» (116–123); 9) Пресвятей Богородице (161–172), отличный от предыдущих; 10) безсребренникам Козме и Дамиану (194 об.–204 об.); 11) преподобному Онуфрию (205–213); 12) преподобному Касьяну (213–221); 13) преподобному Аврамию (221 об.–229 об.); 14) тропари и кондаки от недели мытаря и фарисея до недели Веех Святых включительно (172 об.–187 об.); 15) тропари и кондаки праздником Господским и Богородичным (187 об.–192 об.); на л. 193 тропарь и кондак Максиму исповеднику ; службы: 16) Явлению чудотворныя иконы Тихвинския Божия Матери (124–141 об.); 17) Сретению чудотворныя иконы Владимирския Божия Матери (142–158 об.); 18) Сергию Радонежскому (233–284 об.); 19) молитва за умерших и исповедание иноку и мирянину по вся дни (285–291); 20) толковая азбука (292–295). 616. Сборник богослужебный , в восьмушку, 287 лл., полууставом нескольких почерков XVII в., с заставкою, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 38, 123, 202, 214, 216, 217, 219, 237, 248, 256 и 287; листы 272 и 273 без текста. На полях внизу листов: 1–7, 11–13, 15–25 и на обороте 118 л. приписки скорописью: 1) «Сия книга Канонник Вологодского окологородья от церкви пророка Илии что на Выгалове»; 2) «Сия книга глаголемая Канунник Ильинскова попа Григория Васильева сына Свыгалова а подпи(са)л своею рукою»; 3) «Сия книга глаголемая Кануник попа Ильинскова Григория Васильева сына что на Выгалове а никому до нея дела нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третье место между этими молитвами занимает молитва св. Златоуста: „Боже, ослаби, остави, ущедри, прости ми согрешения моя”, четвёртое – того же Златоуста: „Верую Господи и исповедаю”, и, наконец, пятое – „Владыко Господи человеколюбче, да не в осуждение ми будет причастие святых Ти таин” (рукопись Соловецкой библиотеки листы 190–194 оборот). Это в одном памятнике, а в другом и порядок чина иной и молитвы иные. Первой молитвой читается молитва: „Очисти мя, Господи, от грех моих и грешных ради пролиял еси кровь Свою”, 2-ая и 3-я молитвы те же, что в нынешнем чине, 4-ой – „Владыко многомилостиве Господи Иисусе Христе Боже наш, молитв ради Пречистая Ти Матери” (рукопись той же библиотеки листы 269–271). – Наконец, есть памятники, в которых этот чин излагается также, как и в нынешних требниках (той же библиотеки требник лист 110; листы 184–185; служебник Московской Синодальной библиотеки лист 101; лист 112; Описания отдел III, в. 1, стр. 63, 71. Сличить требник 1842г., листы 59–60), – и только иногда вместо 3-й молитвы читали: „Господи Боже наш, един благ и человеколюбец” (Рукопись Московской Синодальной библиотеки листы 503–505). Чин этот совершался в храме (рукопись Соловецкой библиотеки лист 272; лист 185 оборот), но иногда св. дары для причащения больного приносились и на дом. Причащение в этом случае совершалось по особому чину, который надписывается так: „Чин егда случится с дары служебными ити к брату больному”. После литургии священник брал оставшиеся дары и шёл в дом больного. Впереди его шёл диакон с крестом в руках. За священником следовали клирики с пением богородична 8 гласа. У постели больного читались Символ веры и тропарь: „Вечери Твоея тайные”, после которого больной, испросив прощение у игумена и присутствующих, при пении стиха: „Тело Христово”, причащался св. Таин. После причащения читалось „Ныне отпущаеши”, Трисвятое, Отче наш, тропарь и кондак праздника, храма, если храм построен в честь Христа Спасителя или Божия Матери. В противном случае вместо храмовых тропаря и кондака читались тропари: „Помилуй нас, Господи”, Слава, „Господи помилуй нас”, И ныне, „Милосердия двери”, после которых совершался обычный отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010