1372 Журналы 1747 г.. 601 л. 479 об. – 480; Проток. 1748 г. (книга 722). 92 лл. 286–291; 57 л. 184; Проток. 1748 г. (книга 721), 56, лл. 197–199. 1373 Отмеченные иконы и до сих пор находятся за стёклами над северным входом в Трапезную церковь . Предполагаем, что при написании Нерукотворенного Спаса о. Павел взял за образец Святый Убрус Ушаковского письма – известный местный образ в Троицком лаврском соборе, но вследствие условий пространства несколько изменил пропорции. Телесный светлый колер и холодно-резкое выражение глаз и всего лика Спасителя также заметно отлипают и ставят много ниже работу Казановича по сравнению с произведением Симона Ушакова. Мягче, художественнее и уже совсем не по иконному написана о. Павлом глава Господа Саваофа, находящаяся над Нерукотворенным Спасом. Впрочем, судить по теперешнему состоянию икон об их первоначальном характере довольно трудно: иконы не раз починивались и оживлялись в красках. 1374 Проток. 1748 г. (кн. 721), 56, лл. 197–199; Проток. 1748 г. (кн. 722), 116 л. 354–355; 182 л. 588–589. 1378 В заседании своём 1 марта 1753 года Учрежд. Собор слушал донесение о. Павла Казановича такого содержания: „...Для лутчаго имеющимся в смотрении ево ученикам живописнаго писания и им с разных кунштов к понятию показания велено ему, где надлежит, купить печатных картин по ево, Казановича, разсмотрению, которых де, в бытность ево в Москве, на собственные ево, Казановича, деньги у Ренберцов и куплено, а имянно: тритцать картин, на которых иконы Бога Отца с св. Духом, Христос Спаситель и Богоматерь и святый апостолы, двух нумеров, по 20 коп. картина; 12-ть картин – стоящий святый апостолы, каждая картина по 15 коп.; тринатцать картин больших на ригаловой бумаге, каждая по рублю; 11-ть картин поменши – разныя иконы – такожь на ригаловой бумаге по 50 коп.; 18-ть картин по 25 к. менших; 9-ть картин по 15 коп., 45 картин менших по 10 коп.; семдесят листов с разными компердиментами по 7 коп. каждая; 50-т листов менших в разных лицах по пяти коп. каждая. Всего картин и листов 258, ценою на 44 рубля 5 коп... А понеже оные картины и листы Учрежд. собором для вышепоказанной в них потребности купить приказано было подлинно и по свидетельству Учрежд. Собора те картины и листы оказались самых хороших кунштов, того ради (Собор) приказал: объявленные картины и листы по явствующей описи записать, где надлежит, приходом и отдать в содержание ему, Казановичу, а данные за оные картины и листы и за покупной до иллюминаций гумигут денги, 44 р. 60 к„ записав в шнурозапечатанную книгу, выдать с роспискою“. Протоколы 1753 г., 37 (Книга 728) л. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В одной из глухих улиц Москвы, на Кисловке, в бедных хоромах, почти постоянно сидел в это время у стола мрачно-задумчивый книгописец. Перед ним на столе лежали «бытейские и пророческие книги» и какие-то листы, столбцы и тетрадки. На другом конце стола сидел его племянник и переписывал ему «Письма о последнем времени и об Антихристе». Взял ОН бытейские книги, летописи и хронографы и по ним «считал московских царей». И что же? По его счету выходило, что «государь Петр Алексеевич осьмой царь и Антихрист!.» Утвердившись в этом убеждении, книгописец стал писать на столбцах и тетрадках письма: «Настало-де ныне последнее время, и Антихрист в мир пришел, а Антихристом. – в том письме, ругаясь писал великого государя, также и иные многие статьи ему, государю, в укоризну писал, и народам от него, государя, отступить велел и слушать его, государя, не велел, а велел взыскать князя Михаила, чрез которого хочет быть народу нечто учинить доброе... А князь-Михайлово имя в том своем письме писал он для того: которые-де стрельцы разосланы по городам, и как государь пойдет из Москвы на войну, и они стрельцы собрався будут в Москве, чтоб они выбрали в правительство боярина князя Михаила Алегуковича Черкасского, для того, что он человек добрый». Написав эти письма «в тетрадках и столбцах», книгописец стал читать и раздавать своим друзьям и знакомым, и распространять в народе «для возмущения бунту». Жадно их у него покупали, списывали, читали и слушали. На дом к нему приходили слушать эти бунтовские листы и тетрадки люди всякого звания – и попы, и роспопы, и дьяконы, и пономари, и посадские – кожевники, иконники, садовники, крепостные люди и прочие. Он сам хаживал с своими тетрадками и столбцами ко всем этим людям, и к монахам в Чудов монастырь, в мещанскую слободу, за курские ворота, к иконнику Ивашке Савину, к садовникам, к портным мастерам, и проч. Везде он «чол свои письма и тетрадки о исчислении лет и о последнем веце, и об Антихристе, и в разговоре говорил: «ныне-де последнее время пришло, и Антихрист народился, а приводом называл государя Антихристом, а сказывал от бытейских и пророческих книг: «в апокалипсисе-де Иоанна-Богослова в 17-й главе написано: «Антихрист будет осьмой царь,» и считал московских царей, и говорил: «а по нашему-де счету осьмой царь он, государь, и Антихристом его, государя, называл». В хоромах у книгописца жили стояльцы – подъячий патриаршей площади с женой. Подьячий этот сказывал про книгописца: «слышал-де от него про государя всякие непристойные слова, чего и слышать невозможно, да он же режет неведомо какие доски, а вырезав хочет печатать тетради, а напечатав бросать в народ. И уже вырезал он две доски, а на тех досках стал печатать листы... те листы сталь раздавать народу безмездно». Но тут его схватили в Преображенский приказ...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

472. Канонник , в четвертку, 322 л., полууставом XIX в., в поврежденном кожаном переплете. Чистые листы 305–321. На л. 275 об. запись полууставом: «Начата же сия святая и богодухновенная книга Канонник с древле печатного канонника писать в лето от здания мира 7332 лето а от Рождества Христова 1823 года». Всех канонов тридцать пять. Между прочим каноны: 1) Индикту сиречь новому лету (6–12); 2) Покрову Богородицы (49–56 об.), 3) преподобному Марою, который избавляет от огницы и трясавицы (266 об.–273 об.); 4) Александру Невскому (258–266). Кроме того: начало обще всем канонам (1–5), келейное правило инока (181–187), службы общия праздником Господским и предпраздиником и попраздством Господу нашему Иисусу Христу, Богородичным праздником и предпразднеством и попразднеством на вся праздники Ея (289–304). 473. Канонник , в четвертку, 87 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов шесть. 474. Канонник , в четвертку, 51 л., полууставом разных почерков XVIII–XIX вв., в бумажном переплете; 34 лист порван с ущербом для текста; листы: 32–34 и 49 с наклейками. Всех канонов пять; один из них Покрову Богородицы(26–33). 475. Канонник , в четвертку, 30 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплете. Всех канонов четыре; из них один Пресвятей Богородице Тихвинской (8 об.–14). За канонами вечерния келейныя молитвы, без конца (27–30). 476. Канонник , в четвертку, 28 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплете. Некоторые листы загрязнены, несколько листов подклеены с пополнением текста. Всех канонов три; из них один – Иоанну архиепископу Новгородскому (1–10). 477. Канонник , с добавлениями, в восьмушку, 360 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в кожаном переплете.; 2 л. порван с ущербом для текста. Чистые листы: 15а, 15б, 43а, 43б, 92а, 92б, 92в, 179а, 264а, 316а, 316б, 316в, 335а, 345а, 345б, 358–360. На 335 л. приписка: «в етом Канонике выписано 20 канонов с однем каноном». Состав: 1) каноны, числом 22 (1–335). Отметим каноны: 1) Покрову Богородицы (61–78); 2) святителям: Петру, Алексию и Ионе (255–264 об.) и 3) Знамению Богородицы, творение Симеона Логофета (317–326); 2) последования полунощниц вседневной и субботней (336–345); 3) молитвы запрещальныя святаго Василия о избавлении от духа лукавого, егда мучит человека (346–355): а) «Боже богом и Господь господем, огненых чинов творец и бесплотных сил хитрец и небесных и наднебесных создатель» (346–347 об.); 6) «Заклинаю тя злоначальниче хульный, начальниче отверженный, самодельниче лукавству» (347 об.–355 об.); 4) слово святых отец о поучении (356–357 об.). Начало: «Горе человеку тому всякое зло творит, а страха Божия в сердце не имеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

137. Часослов , в восьмушку, без начала и конца, неполный, 175 л.л., беглым полууставом XVII в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 16, 18, 41, 44, 54, 68, 118, 128, 140, 145–153, 161, 162, 175. Подклеены с ущербом для текста листы: 1–18, 23, 38, 40, 41, 57, 115–117, 123, 125, 126, 130, 133, 142, 143, 144. Состав: чины: 1) вечерни, без начала (1–15); 2) панагии на вечерней трапезе (15–16 об.); 3) последования часов: 3, 6, 9 и обедницы, неполныя (17–55 об.); 4) чин панагии в трапезе (55–59); последования: 5) утрени и первого часа (59 об.–100); 78–83 л.л. перепутаны; 6) великой повечерницы (100 об.–155); 7) повечерницы «егда есть тропарь святому межу постоу и в посты» и малой (155–159); 8) тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (159 ;об. –167); 9) тропари на каждый день седмицы (167–172 об.); 10) богородичники и крестобогородичники поемыа на слава и ныне на тропари святого против гласу тропаря, без конца (172 об.–175 об.). 138. Часослов , в восьмушку, неполный, 167 л.л., полууставом разных почерков XVII в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 3, 7–10, 16–22, 24–27, 30, 35, 37, 48–52, 55, 98, 104, 116, 117, 135–141, 143–149, 154. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга часослов от церкви пророка Илии что на Устюге». Состав: последования: 1) вечерни (1–14); 2) часов 3, 6, 9 и чина изобразительных (14 об.–55 об.); 3) утреницы с первым часом (56–87); 4) павечерыицы великой, неполное (87–136); 5) тропари воскресные, богородичны и ипакои (136 об,–146); 6) тропари, богородичны и кондаки: дневные (146 об.–153 об.); 7) последования полунощниц, вседневной, субботней и воскресной (154–167 об.). 139. Часослов , в восьмушку, неполный, 157 л.л., полууставом нескольких почерков XVII в., в кожаном переплете. Порваны е ущербом для текста листы: 24,53,56 и 62. На полях внизу листов 1–12 приписка окорописью: «Сия книга часослов от церкви Живоначальныя Троицы что в Еналской волости отобрана на Вологду». Недостает нескольких листов в средине и конце рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

о) Из книги: Thesaurus temporum Euseb. Pamphili Chronicorum canonum... opera et studio Scaligeri. Lugd. Batavor. CIODCVI (стр. 49–792). Мученики восточной церкви – в одной книге (IIIA3) на 212 лл. серой, бело-серой и белой бумаги большего листового формата, писанных рукой о. Порфирия; в ней содержится: α) Церковь Христова в ее подвижники: св. Игнатий Богоносец (лл. 1–10). β) Послания святого Игнатия Феофора (7) в русском переводе о. Порфирия, сделанном в 1836 г., как значится в конце посланий (лл. 12–45). γ) Разные чтения (или вернее разночтения, правильные и неправильные) к посланиям св. Игнатия (лл. 47–58). δ) 1 лист из чина литургии (л. 60). ε) Св. Панкратий, – печатные листы из Первого путешествия в афонские монастыри и скиты, ч. II, отд. 1, начиная со стр. 40 и кончая 98-й. ζ) Святой Дионисий Ареопагит и творения его, – печати, листы из приложений к Первому путешествию, – стр. 115–194, т.е. все приложение пятое. η) Св. Кирилл, учитель словенский, – печати, листы из Первого путешествия..., II, 1, стр. 98–128; – эта статья была раньше напечатана в кратком изложении в Трудах киевск. духовн. акад. 1877, 10, стр. 79–110, и отдельно. θ) Мученики Иаков и другие, – печатные листы из Первого путешествия..., I, 2, стр. 313–431; о мучениках со стр. 320. ) Мученики Палестинские (в 2-х списках; лл. 61–94 и 109–142). κ) Climentis Alexandrini Stromatum (лл. 95–96). λ) Василий Великий . Догматические правила (л. 97). μ) Иоанна Златоустог о нравственное наставление (л. 98–99). v) Soneti patris nostri Gregorii Nazianzeni (л. 100), s. Caecilii Cypriani (л. 101), s. Eus. Hieronymi (л. 103), s. Ambr. Mediolanensis (л. 104), s. Ioannis Chrisostomi (л. 105) и s. Aur. Augustini Hipponensis (л. 106–107). ξ) Св. мученики христианской церкви в Египте (в 2-х списках; лл. 148–157 и 158–176). о) О первом монастыре св. Макария Египетского (лл. 178–185). π) Святые угодники Божии, подвизавшиеся в кельях (лл. 186–189). р) Заметка (вчерне) о природе святых (л. 182). σ) Устав пустынников, обитавших в Нитрии и в кельях (л. 209–210). τ) Переворот в Нитрии, – заметки (л. 211). υ) Св. Афанасий в Риме. Кассиан (л. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 3-х, справку по делу о Байбузской иконе Божией Матери: св. Синодом между прочим предписано было преосвященному митрополиту Киевскому указом от 7 февраля сего 1836 г., из книги «Киевский месяцеслов» те листы, на коих об иконе что-либо напечатано, изъять и затем, может ли означенная книга, но сделании правильного дополнения вместо изъятых листов, быть выпущена в свет, препроводить ее в московский Комитет для цензуры духовных книг, на дальнейшее рассмотрение; изъятые же листы, по числу напечатанных экземпляров книги, представить в св. Синод. И по рассмотрении замечаний, сделанным оным цензурным Комитетом, приказали: согласно с заключением синодального члена, преосв. Филарета, архиеп. Ярославского, напечатанную в Киево-Печерской Лавре в 1832 г., книгу, под заглавием: «Киевский месяцеслов» и пр. разрешить выпустить в свет в настоящем виде: с тем, однакож, чтобы те листы на коих об иконе Байбузской Божией Матери что-либо напечатано, непременно были перепечатаны ныне же так, как о том предписано преосв. митрополиту киевскому указом от 7 февраля сего 1886 г., и чтобы впредь, при будущем издании, оная книга была снова препровождена в цензурный Комитет для исправления, и прежде напечатания представлена еще на рассмотрение в св. Синод. Забракованные листы, должны быть, перепечатаны. Но нового издания «Месяцеслова» преосв. Евгений не успел уже сделать. За него сделали не одно, а три издания другие в 1845 г., 1854 и 1875 г. г. 754 . Воспользовались ли они замечаниями Филарета, того нам не удалось проверить. Бывший цензор «Месяцеслова», Филарет Гумилевский , во время Синодская указа о выпуске его, состоявший уже ректором Московской академии, надо полагать, оскорбился, что его «подробные» замечания не достигли желанной цели. (В своем «Обзоре русской духовной литературы» он отзывается о месяцеслове, как таком труде, который «не показывает в сочинителе точного знакомства с историею и хронологиею церкви»). Предугадывая, а, может быть, и зная чувства Филарета, вызванные неприятным для него финалом странствования месяцеслова, другой Филарет (Дроздов) , м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

90. Апостол-апракос , со статьями из Церковного Устава, в четвертку, 251 л., несколькими полууставными почерками конца XVI в., от кожаного переплета сохранилась верхняя доска. Листы: 212, 213, 218 и 219 небольшие. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 25, 33, 61, 112, 120–122, 150, 251; много листов запачканных. Ha л.л. 33 об.–34 запись полууставом: «Сия чтырьдесятница написана на праздник Благовещениа Святыа Богородица месяца марта 24 день лета 7066 (1558) писателем попом Фадеем где будет опись и вы Бога ради исправите а не клените». На полях внизу листов 1–9 приписки скорописью: 1) «Пречыстые Богородицы Ризы Положенья и преподобного отца нашего Арсения чудотворца»; 2) «Сия книга устав с апостолом церкви великомученика что в Бологом». Состав: 1) устав служб Четыредесятницы (1–18 об.), начинается с пятка мясопустной седмицы. Нет листов между 14 и 15 листами; 2) устав служб Пятидесятницы (17 об.–34); 3) апостол-апракос (35–206), 4) святцы с извлечениями из Церковного Устава (206–251), оканчивается 20-м декабря. Из русских святых в месяцеслове упоминаются: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 20 – Петр митрополит. Из русских праздников Богородичных отмечен Покров. 91. Апостол , в четвертку, без начала и конца, 183 л., полууставом XVI в., без переплета. Подклеены с ущербом для текста листы: 20, 21, 27, 60, 104, 107–109, 112–114. Нет листов между листами: 5 и 6, 9 и 10, 29 и 30, 59 и 60, 122 и 123, 128 и 129, 152 и 153; позднейшаго письма лист 5. 92. Апостол , в восьмушку, без начала и конца, 300 л.л., полууставом второй половины XVI в., в дощатом с кожею переплете; 248 лист порван с ущербом для текста. 93. Апостол , в лист, 411 л.л., полууставом XVI–XVII в.в., в дощатом с кожею переплете. На 411 л. особым почерком послесловие печатного апостола 1564 г., не имеющее конца. 94. Апостол-апракос , в лист, 370 л.л., полууставом XVI–XVII в.в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете; некоторые листы подклеены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В разд., к-рый условно можно назвать Ритуалом или Бенедикционалом (Fol. 273-286), содержатся формулы благословений (воды, елея, свечей), молитва на благословение брака и др., утренние и вечерние молитвы, уставные указания, а также благодарственные молитвы после Причащения (Fol. 299v - 300). В Миссале из Б. содержится самое раннее свидетельство об обряде благословения пальмовых ветвей в Пальмовое воскресение (PL. 72. Col. 572). В чинопоследованиях, связанных с таинством Крещения, исследователи отмечают сир. влияние. Листы 286-290 представляют собой Пенитенциал, состоящий из 2 молитв и 47 покаянных канонов, в основном ирл. происхождения (из Правил св. Колумбана и др.) или взятых из постановлений поместных Соборов эпохи Меровингов. Листы 296-299 содержат объяснение службы часов, Апостольский Символ веры и канон библейских книг. Иной рукой в рукописи вписаны евангельские глоссы на средневек. латыни (листы 1-7), наставления о времени совершения мессы, чинах церковной иерархии, времени Рождества Христова, покаянии и др. (листы 292-295). Лит.: Wilmart A. Bobbio (Manuscrits de)//DACL. T. 2. Col. 935-939; idem. Bobbio (Missel de)//Ibid. Col. 939-962; The Bobbio Missal: a Gallican Mass-Book/Ed. E. A. Lowe, J. W. Legg. L., 1917, 1920. Vol. 1: Facs.; Vol. 2: Text. 1924; Vol. 3: Notes and studies/Ed. E. A. Lowe, A. Wilmart and H. A. Wilson. 1991r; Gamber K. Sakramentartypen. Beuron, 1958. P. 39; Wright Ch. D. Two Additions to the Bobbio Missal: The Sermon «De dies malus» and «Joca monachorum» (ff. 6r - 8v)//The Bobbio Missal/Ed. Y. Hen. Camb., 2002. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/149407.html

445. Канонник , в четвертку, 308 л.л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете; лист 107-й порван; листы чистые 218 а, 218 б, 218 в, 218 г. Всех канонов двадцать один, по оглавлению же должно быть шестьдесят семь. Перед канонами за оглавлением (1–2 об.) начало общее всем каноном (3–6 об.). На лл. 82–104 об. канон молебен на Святую Пасху, последования утрени и первого часа в неделю Пасхи. На лл. 113–131 об. чин пения двенадцати псалмов. Отметим каконы 1) Покрову Богородицы (139 об.–149); 2) Казанской Божией Матери (149 об.–160 об.) и 3) Владимирской Божией Матери (169 об.–179 об.) За канонами: последование церковного пения и вселетного собрания от месяца сентября до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме Святыя Лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного (241–291), т. е. месяцеслов без тропарей и кондаков, с большим числом памятей русских святых, Пасхалия зрячая на 7304–7351 годы и лунное течение (295–308). Вероятно, список с какого нибудь печатного издания. 446. Канонник , в четвертку, 253 л., полууставом конца XVIII в., в дощатом переплете. Чистые листы: 33, 48, 49, 69, 122, 133, 156 а, 168,214–218,240–242. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Казанской Божией Матери (34–47); 2) Феодоровской Божией Матери (50–68); 3) Тихвинской Божией Матери (70–84 об.); 4) Покрову Богородицы (134–145). На лл. 208–213 молитва преподобного Нифонта: «Господи Боже сил великий ж страшный. 447. Канонник , в четвертку, 191 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы 45 а, 45 б, 45 в. Всех канонов – тридцать один. Между прочими каноны: 1) Владимирской Божией Матери (60–66); 2) Знамению Божией Матери (108–113 об.); 3) Петру митрополиту (141–146 об.); 4) Димитрию царевичу (155 об.–161 об.). 448. Канонник , в четвертку, 170 л.л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 92, 158–170. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Стефану Сурожскому (84–91 об.): 2) Казанской Божией Матери (93–103); 3) Владимирской Божией Матери (103 об.–109). Перед канонами последования полунощниц: воскресной (1–12 об.) и вседневной (13–29 об.). На лл. 93–95 како подобает пети каноны на молебне и начало канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

583. Сборник богослужебный , в четвертку, 466 л.л., без начала и конца, полууставом XV в. (листы 1–77, 149–325) и XVI вв. (остальные листы), с заставкою и своеобразными разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 10, 45, 48, 51, 95, 99, 100, 101, 115, 127–129, 130, 151–155,169–174, 176, 183, 184, 190, 191, 198–200, 204, 209, 213, 214, 218, 223, 225, 227, 232, 233, 240, 241, 245, 254, 277, 299, 348, 349, 352, 355, 358, 420, 428, 445, 460, 466. Со значительным ущербом для текста порваны листы 141–150. В средине рукописи недостает нескольких листов. Состав: I) псалтырь (1–97 об;): 1) псалмы, начиная с 58, с библейскими песнями (1–75 об.); 2) последование, бываемое по совершении псалтыри (75 об.–76 об.); 3) псалмы избранные с величаниями (77–96); 4) сий устав о ке(ле)ином правиле неумеющим книжного писаниа (96–97); 5) устав о соборном согласии (97 об.); II) часословец, имеяй нощную и дневную службу по уставу иже в Иерусалиме лавры святого отца нашего Саввы (98–148 об.); 1) последование вседневной полунощницы (98–104); 2) последование субботней полунощницы (104 об.); 3) канон троичен, который поется в неделю пред утренею вместо полунощницы (104 об.–110); 4) последование утреницы с первым часом и междучасием (110 об.–115 об.); 5) последования 3, 6 и 9 часов с почасиями и чина изобразительных (115 об.–122 об.); 6) буди же ведомо како подобает входити в трапезу ясти (122 об.–126); 7) последование вечерни (126–128 об.); 8) последования великой и малой повечерниц (128 об.–141 об.); 9) тропари воокресные восьми гласов (141–144); 10) тропари и кондаци и светилны дневныя и сказание иже на литургиах прокимном и аллугиярем и евангелием и причастном всея седмицы (144–147 об.); III) последования церковного пения собрание всего лета от месяца сентевриа до месяца августа (149–335 об.): 1) устав по месяцеслову с тропарями и кондаками (149–317 об.). Из русских святых отмечены: сентября 25 – Сергий Радонежский и Никон, ученик его; мая 2 и июля 24 Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский и июля 15 Владимир князь; 2) устав по триодям Постной и Цветной, оканчивается службою в неделю Пасхи (317 об.–ЗЗ2); 3) о правилех святых отец и о предани аяостольскых сице лепо есть поститися в говение всякому крестиянину (332–335);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010