Разделы портала «Азбука веры» Бессребреник – 1) человек, отказавшийся от прав на пользование имуществом ради Христа; 2) человек, чуждый сребролюбия; 3) человек, трудящийся во благо людей не ради корысти, но исходя из нравственных побуждений; бескорыстный человек; 4) тип святости, характерный для некоторых почитаемых Церковью целителей, помогавших людям во славу Божью (свв. Косма и Дамиан, Пантелеимон и Ермолай, Кир и Иоанн). Бессребрениксвятой, раздавший свое имущество по заповеди Господней богатому юноше: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, неся крест» ( Мк.10:21 ). Важность бессребреничества подтверждается также другими словами Писания: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа , что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ); «…Взаймы давайте, не ожидая ничего» ( Лк.6:35 ); «…когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» ( Лк.14:13-14 ). «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»…» ( Евр.13:5 ). Среди бессребреников особое место занимают целители бессребреники; святые, либо при жизни бывшие врачами и лечившие людей безвозмездно, либо по смерти прославившиеся сугубым даром чудотворений (св. бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан , Кир и Иоанн , Пантелеимон и Ермолай, Сампсон и Диомид, Фотий и Аникита). На проскомидии в честь них вынимается особая частица из 3й просфоры, седьмая по счету. Также бессребреники поминаются отдельным списком на литийных прошениях (литии всенощного бдения и полиелея утрени), на молитвах Соборования, малого освящения воды и пр. Последним прославленным святым, в жизни которого есть элементы бессребреничествасвятитель Лука Крымский . Цитаты о бессребренике «Бессребреником называют человека, отличительным нравственным свойством которого является то, что он трудится ради блага других людей, не беря за это платы, безвозмездно. В высшей степени эта добродетель раскрывается в христианстве, когда христианин трудится Христа ради, разумея, что в каждом человеке, которому он помогает, живет Христос. Бессребреник не просто отказывается от платы, но считает для себя милостью Божией и благом, если ему предоставляется возможность потрудиться безвозмездно Христа ради». игумен Андроник (Трубачёв) Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/bessrebrennik

В церковной живописи бессребреники часто объединены в пары по принципу родства, дружбы или по роду деятельности. В качестве примеров можно вспомнить иконографии: «Косма и Дамиан», «Сампсон и Диомид», «Мокий и Аникита». Эту традицию положил Иисус Христос . Он оправлял апостолов на проповедь по двое: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19–20 ). Святые целители, жившие на заре христианства, представлены в традиционном для них римском одеянии: хитонах и гиматиях, иногда с повязками на голове. Их специальными атрибутами являются красная сумка у пояса, кисточка, завершенная крестиком, для помазания, ложечка (лжица) или палочка для елея, ларец или сосуд со снадобьями (реже – хирургические инструменты). Святые врачи-мученики могут изображаться с крестом в руке и в терновом венце, а бессребреники, имеющие священнический сан, – в святительском одеянии с Евангелием в руках. Многие святые врачевали не только людей, но и животных. Среди них: мч. Трифон († 250), сщмч. Власий Севастийский († 316), свт. Спиридон Тримифунтский († 348), свт. Модест Иерусалимский († На Руси их почитали покровителями животных. В иконописи они нередко изображаются пасущими домашний скот. Известны иконографии, где Спиридон Тримифунтский и Власий Севастийский показаны друг против друга, восседающими на тронах на горных высях, а внизу у подножия гор их беседе внимают овцы и коровы. Примером может служить новгородская икона из церкви св. Власия на Софийской стороне (ок. 1407, ГИМ). Такие изводы указывают не только на особое покровительство этих святых над животными, но, прежде всего, на их пастырское служение людям. Некоторые бессребреники еще до своего обращения ко Христу были врачами. Уверовав в Господа, они обрели чудесный дар от Бога и могли лечить людей силой своей молитвы. Лучшим примером является св. архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (1877–1961), известный в миру как хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий. Не страшась гонений со стороны советской власти, он в 1921 стал священником, а в 1923 принял постриг с именем св. апостола и врачевателя Луки. Перенеся тяготы тюрем и лагерей, свт. Лука до последней минуты продолжал безвозмездно, зачастую без надлежащих медицинских средств, спасать людей от физических и душевных заболеваний. На иконах свт. Лука Войно-Ясенецкий представлен в архиерейской мантии, омофоре и митре на голове, с панагией на груди и архипастырским посохом в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любить Бога как совершеннейший Первообраз, который есть любовь, истина, правда, премудрость, всемогущество, ближнего и себя, как Его образ, и очищать себя от всякой скверны плоти и духа и соверш[енствоваться] во всякой добродетели; любить горнее, презирать дольнее, быть на земле неб[есными] гражданами – значит любить Бога: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет. Как жили на земле словесные небеса – святые апостолы, иерархи, мученики, преподобные, бессребреники! Зачем я ищу земной славы, земной награды, то есть от человеков, верху ходящих и не ведущих 130 , а не от Бога, и унываю, малодушествую, когда не получаю оной по клевете людской или по тайному доносу на меня? Не горний ли я? Не христианин ли я? Не противно ли Евангелию искать славы от людей, хотя бы от Синода, ибо и в Синоде люди с грехами, хотя и сугубо освященные от государя или архиерея? Старайся иметь непорочную совесть и делать дела служения как должно – и сама совесть будет тебе наградою. А земную славу презирай. Земные награды питают в нас самолюбие, гордость, самомнение, тщеславие и ниспровергают смирение, а смиренное о себе мнение, как о худшем всех, грешнейшем, немощнейшем духовно и телесно, необходимее всего христианину. А я таков и есть. Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится [ Лк. 14, 11; 18, 14 ]... А ты вознес сам себя, просив представить себя к награде и выставив свое достоинство. Что ты имеешь, чего бы не получил от Бога? А если получил, что хвалишься, как будто не получил [ 1Кор. 4, 7 ], а как бы ты всё делал своею силою? Когда исполните все повеленное вам, – а как далеко я не сотворил еще всего повеленного,– говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [ Лк. 17, 10 ]. Пусть истребляют нещадно заготовленные сласти, если враг бесплотный делает из них такую губительную для меня сеть. Да не будет их. Любовь к Богу состоит в отвержении любви к самому себе, или в самоотвержении. Например, ты любишь курить, в карты играть, сладко есть-пить, на красивые лица засматриваться, любишь деньги собирать, а не давать, любишь наряжаться, гулять, банкетствовать, завидуешь, превозносишься – отбрось это, отвергни от себя, и ты возлюбишь Бога и ближнего, а доколе не отвергнешь – не можешь. Не можете служить Богу и маммоне [ Мф. 6, 24 ; Лк. 16, 13 ]. Возненавидь все свои греховные наклонности и привычки – и возлюбишь Бога. Смотри, как любили Бога святые Предтеча, Илия, Павел, Петр, Иоанн, мученики, преподобные, бессребреники, иерархи. Люби и ты так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Точно так же следует почитать иконы и святых бессребреников и чудотворцев, всегда исцеляющих наши немощи и недуги.    Точно так же — и иконы преподобных и богоносных отцов наших, архиереев и святителей, пощением и злостраданием, слезами и постами угодивших Ему. Хотя и не пришлось им пролить кровь, однако слез и пота они пролили много и понесли труды весьма многочисленные, тяжелые, мучительные и опасные: всячески томили свое тело, не насыщали свою утробу, не высыпались, не утоляли жажаду, но пребывали голодными, босыми, нагими, дрожали от холода — и все это претерпели ради Христовой любви.    Подобным же образом следует почитать и иконы святых мучениц и преподобных жен, претворивших женскую немощь в мужество: ибо одни из них пролили Христа ради свою кровь, другие же — свой пот, и все, оставив жизнь этого мира, перелетели ко Христу, соделав землю подобной небу и темные места просветив, словно звезды.    Эти честные и любезные образы святых мы почитаем и поклоняемся им и воспринимаем святых этих как живых и стоящих с нами, с ненасыщаемой любовью. И потому мы стремимся подражать их богоугодному житию и постоянно видим удивительные чудеса, происходящие, по Божией благодати, от честных их икон и святых церквей и хранящихся в них цельбоносных мощей. Потому нам следует писать всечестные образы святых на стенах и на досках и священных сосудах, делать из золота и серебра или из иного материала, и строить святые церкви во имя их и в честь их, и почитать их, как ближайших Его угодников, словесно, и в написании, и в рассуждениях, и жертвоприношениях, и в храме, и на иконах, — но только не обоготворять их.    И человеколюбивый Владыка и Господь наш Иисус Христос не скорбит, видя нас, поступающих так, но с любовью смотрит на нас и веселится об этом: ведь они для Него — свои и любимы Им. И Сам Он говорит о них: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26). И еще «Вы друзья Мои» (Ин. 15:14), — и «Вы не от мира, но Я избрал вас от мира» (Ин. 15:19), — и «Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16). И еще «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом» (2 Кор. 6:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ангелы обещались подождать, а святые Косма и Дамиан пошли ко всесильному Царю Христу Богу и умолили Его о приложении лет жизни преподобному Феодору, и скоро возвратились, имея посреди себя юношу, подобного ангелам, но гораздо светлейшего их. Этот юноша сказал ангелам: «оставьте Феодора в живых: о нем умолен общий всех Владыка и Царь славы». И тотчас святые ангелы с пресветлым тем юношею отошли на небо, а святые бессребреники Косма и Дамиан сказали Феодору: «встань, брат, и внимай себе и стаду своему, ибо благий и милостивый Владыка наш принял наши молитвы о тебе». Преподобный встал с одра, а святые бессребренники стали невидимы. (Чет. Мин. 22 апр.). Наконец, кто из нас не знает и не чтит св. Николая чудотворца, нашего усердного молитвенника и превеликого в бедах заступника? Сколько раз являлся он к просящим у него помощи то в сонном видении, то наяву. Вот, например, был какой случай. Один греческий воевода, по имени Петр, попал однажды в плен к сарацинам и заключен был в темницу. Здесь он роптал не столько на горькую участь свою, сколько на самого себя. «Был со мною, – говорил он, – подобный случай, и я просил св. Николая избавить меня от врагов, обещаясь принять в Риме иночество. Он исполнил мою просьбу: избавил меня от плена, а я, неблагодарный, забыл свое обещание, – и вот за это страдаю здесь. Но, угодниче Христов! Спаси меня, и я непременно исполню свое обещание». Святитель Николай явился ему во сне и сказал: «я услышал твою молитву, но Бог еще отлагает твое избавление. Впрочем, ты не унывай и не переставай молиться: толцыте, сказано, и отверзется вам». Спустя несколько временя, угодник Божий опять является ему и говорит: «я молил о тебе Бога, но не знаю, как Он благоволит. Впрочем, я укажу тебе достойнейшего молитвенника, это – Симеон Богоприимец. Проси его безпрестанно: он силен пред Богом и вместе с Пресвятою Богородицею и св. Иоанном Крестителем стоит ближе всех к престолу Божию». Наконец, он является ему уже наяву, и не один, а с праведным Симеоном, и оба говорят: «мужайся, Петр, и призывай Господа в скорби».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В соответствующем Евангелии ( Мф. 25, 1–13 ) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира – Царства Небесного. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий», – призывает Господь в заключение этой притчи. В шестом чтении Апостола – Гал. 5, 22–6, 2 – апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. «Носите бременá друг друга, и таким образом исполните закон Христов», – призывает он. В Евангелии от Матфея (15, 21–28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери. Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1Фес. 5, 6–19 , содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте», – взывает он к нашим сердцам. Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9–13) повествует о том, как он был из мытарéй призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». По совершении последнего помазания пресвитеры окружают постель больного или он сам становится посреди них и первенствующий, открыв Святое Евангелие, возлагает его письменами на голову принявшего Таинство и произносит молитву к Господу Иисусу, Царю Святому, не хотящему смерти грешника, но да обратится и жив будет: «... Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресéх и просящаго у тебе нами оставление грехов, но Твою руку, крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои, держáт (или... еже аз держу) на главе раба Твоего (рабы Твоя, имярек) и молюся (с ними) и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый и Манесиину еже о покаянии молитву приемый. Сам и раба Твоего (рабу Твою, имярек), кающагося (кающуюся) о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презирáяй вся его (ея) прегрешения...» При чтении этой молитвы елеопомазанный непрерывно повторяет: «Господи, помилуй». Затем священнику следует, сняв с головы его Евангелие, дать его поцеловать больному. Краткая ектения о милости, жизни, здравии и спасении его и оставлении грехов вместе с двумя стихирами святым бессребреникам-целителям и Божией Матери заканчивают Таинство, и бывает отпуст. Принявший его благоговейно трижды покланяется совершителям, говоря из глубины сокрушенного сердца: «Благословите, отцы святии (или: отче святый) и простите мя, грешнаго (грешную)» (трижды). Получив иерейское благословение, отходит, благодаря Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В-четвертых, безумием является намерение использовать свое богатство только для того, чтобы есть, пить и веселиться, ублажать свою плоть и удовлетворять ее чувственные вожделения, не помышляя о том, чтобы сделать добро другим и таким образом больше послужить Богу и ближним. Не про нас ли пророчествовал Исаия: «Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: “будем есть и пить, ибо завтра умрем!” И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете» (Ис. 22: 13–14)? Общим величайшим безумием является надежда удовлетворить свои души материальными богатствами В-пятых, еще большим безумием является наше обращение именно к бессмертной душе с такими словами: «Душа! покойся, ибо много добра лежит у тебя на многие годы». Душа наша отделима от тела и никоим образом не заинтересована ни в житницах, полных пшеницы, ни в сундуках, полных золота. Если бы у человека была душа свиньи, вот тогда он мог бы ее осчастливить изобилием пищи и питья. Нашим общим величайшим безумием является надежда обеспечить и удовлетворить свои души материальными богатствами и чувственными удовольствиями. В ответ на свои тайные размышления богач слышит голос Бога – Господь выносит приговор ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12: 20). Как не похож этот приговор Божий на людское мнение о безумном богаче! Мы обычно завидуем подобным безумцам, людям удачливым и увеличивающим свои богатства, мы хвалим их и ставим в пример своим детям, мы не видим ничего плохого в любостяжании и скорее слово «рака», то есть безумный, бросим в адрес бессребреника, человека скромного и неприхотливого. Приговор, который Бог выносит богачу, – это приговор к смерти: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя, и тогда кому же достанется то, что ты заготовил?» Бедный богач думал, что имеет много добра, которым будет владеть многие годы, но в эту ночь он должен будет расстаться с ним. Он думал, что оно будет радовать его, но он оставит его неизвестно кому. Смерть жадных и корыстолюбивых людей, как смерть всех грешников, люта, то есть жестока и мучительна.

http://pravoslavie.ru/108857.html

Впрочем, сам текст Апокалипсиса на это никак не указывает. Сказано только, что основание квадратное, что длина города равна его ширине и высоте, и даны величины длины (ширины и высоты) города, а также высота его стен. Так эти числа указывают на неописуемое величие и неизреченную красоту, симметрию и соразмерность города! «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою» ( Пс. 138:17–18 )! Истинны слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» ( Ин. 14:2 ). Апокалиптические числа указывают на эту множественность обителей в доме Отца Небесного. У Него все найдут место, вся великая семья чад Его, собранная со всех концов Земли, из всех народов и всех времен. Но эти числа указывают не только на нумерическое (количественное) множество обителей, но и на благодатное множество Его даров. «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). Это море благодати обильно и в самых разных видах проявилось во святых Его (пророки, апостолы, святители, преподобные, мученики, бессребреники, праведные, юродивые). Обильно и многообразно будет и вознаграждение. «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» ( 1Кор. 15:42–43 ). Так если уже в тлении, уничижении и немощи сеется такое изобилие и множественность благодатных сил и даров, о которых свидетельствует вся история Церкви, то каково будет восставшее в нетлении, славе и силе?! Каков город, таковы его обитатели, такова жизнь в нем! Помимо этого, число 12000=12 x 1000 может означать тысячекратное умножение семени апостольского. Апостолами, их учением и благодатью, преподанной через них, населяется вся Церковь , населяется небесный город Иерусалим. И опять-таки «размеры» Церкви-города указывают, что она – апостольская. На это же могут указывать и размеры стен города: 144=12 x 12 – сугубая проповедь апостольская, вера апостольская, подтвержденная делами апостольскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Для тех, кто в стаде, эта ненависть не является чем-то удивительным, они относятся к ней спокойно, так как были заранее о ней предупреждены. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18-19 ). Ненависть возникает здесь как замещение неудавшейся жалости (психологам хорошо известно, что несостоявшееся чувство всегда замещается противоположным). Хозяин жизни был готов пожалеть неудачника, но обнаружил, что тот вовсе не нуждается в жалости, не клянёт свою судьбу и, более того, так доволен ею, что смотреть на него сверху вниз никак не удаётся. Не веря ни в какую духовную мотивацию поведения, мирской человек приходит к убеждению, что христианин извлекает какую-то реальную выгоду из пребывания в стаде, a бессребреником прикидывается из ханжества и лицемерия. Излюбленная фраза нынешних атеистов «попы разъезжают на «Мерседесах» есть лишь современная редакция извечной шпильки, которой мир колет служителей Христа уже две тысячи лет. Получается, что Боговоплощение раскололо человечество на два лагеря? Конечно. Христос сам подтвердил это: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч; ибо Я пришёл разделить человека с отцем его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её» ( Мф. 10:34-35 ). Конечно, это разделение прекрасно укладывается в стратегию отбора и, более того, облегчает использование этой стратегии, так как резко сокращает численность группы, из которой производится отбор. Обращаясь к той небольшой группе последователей, которую Он успел собрать за время земной жизни с помощью апостолов, Христос сказал ей: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк. 12:32 ). Читая это место, мы обычно воспринимаем его как обетование верным Царства Небесного. Но в Евангелии каждое изречение имеет сразу несколько смыслов, как хорошо знают об этом толкователи. Тем, кто пошёл за Ним, Христос дал и земное царство — Римскую империю, которая в начале четвёртого века стала христианской. «Малое стадо» неудержимо росло, и, когда составило большинство населения, Константин сделал христианство государственной религией.

http://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvid...

Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» ( Откр.17:8–11 ). Здесь апостол Иоанн говорит о звере, который сразу был, и нет его, и явится. И вместе с тем он из числа семи царей и есть восьмой. Можно думать, что требуемая Откровением мудрость состоит в знании той истины, что подготовка к пришествию антихриста ведется уже около двух тысяч лет и проявляется в самых разнообразных формах, сменяющих одна другую. Их много, но у них есть одно общее, а именно – ненависть ко Христу и противодействие Его делу спасения человеческих душ. Это отображает сущность вдохновителя всего этого дела – сатаны. В его царстве нет единства, там стремление к разъединению, там действуют только центробежные силы (силы, направленные от центра). Поэтому там длится процесс разложения и непрестанной делимости вариаций. Это находится в полной противоположности единению Божественной любви и стройности и непоколебимости Царства Христова. Поэтому и формы богоборчества все время меняются и варьируются. Они начинаются с языческой мудрости и древних оккультных наук, проходя через ереси и масонство, теософию и новейшие философские системы безбожия, и, наконец, доходят до человекообожения, что проявилось ярко в ницшеанстве, фашизме и маоцзэдунизме. Во главе христианства стояли обычно люди, незначительные для мира, начиная с плотника Христа и рыбарей-апостолов и кончая носителями Святого Духа – преподобными пустынниками, юродивыми, бессребрениками. Наоборот, во главе антихристианского движения обычно стоят сильные мира сего, которых сатана увенчивает властью и влиянием: правители народов, банкиры, видные философы, писатели и так далее. Как известно, масоны, например, вербуют своих членов преимущественно из людей богатых, талантливых и влиятельных. Вспомним о том, что сатана, искушая в пустыне Господа, сознавал себя властителем мира и говорил Ему: «Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» ( Мф.4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010