Однако, в середине XIV века сильнейший правитель Сербии Стефан IV Душан (1331–1355) благотворит как всему Афону, так и Россикону. В 1347 году или начале 1348 года он передает братии главу св. вмч. Пантелеимона со следующими словами: «Царство мое посвящает обители Россов главу святого славного страстотерпца, бессребреника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов и других достойных синклитиков». В этом году закончилось долгое противостояние между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом. Первый торжественно вступил в Константинополь. Начало его царствования означало победу свт. Григория Паламы и его сторонников, победу богословия афонского исихазма вопреки более западным и рациональным богословским схемам и построениям. Дар величайшей святыни Русского монастыря, которая хранится там и доныне, особо значим в соотношении с ключевыми вехами византийской истории. Афон, который успел побывать под властью латинян и болгар, в 1345–1371 годах стал входить в состав владений сербских правителей. Афониты признавали Стефана Душана «царем сербов и греков». В это время ведущие Афонские обители – Ватопед и Лавра – наполняются сербами, а Россикон остается русским больше по имени, чем по составу, в связи с чем и начинает именоваться «монастырь, рекоми руси». Но нет худа без добра. Одним из игуменов Россикона станет ученик знаменитого старца Арсения ученейший хиландарский подвижник Исаия, переводчик на славянский язык Ареопагитского корпуса. Через такого ученого игумена русские монахи обретали на Афоне для себя вторые, но чаще первые «духовные университеты». Несмотря на распри и междоусобицы, сложные отношения Византии и Сербии Россикон к 1380 году обладал 60 подворьями или прочими владеньями за пределами Афона. Период с 1345 по конец 1380-х годов – один из самых благополучных в истории обители. Последним сербским ктитором Россикона была дочь деспота Георгия Бранковича, мачеха султана Мухаммеда II Завоевателя (1421–1451) Мара Бранкович (1416–1487), мать будущего султана Мехмеда II Завоевателя (1451–1481) – та самая, которая передала в дар обители св. Павла Дары волхвов, недавно привозившиеся в Россию. Таким образом, Россикон оказывается в средоточии не только духовных, но и геополитических процессов – как место встречи, по сути дела, трех основных на тот момент религиозных и культурных традиций: византийской, греческой, османской,турецкой и русской. Особое внимание к Россикону со стороны матери султана, завоевавшего Константинополь и поставившего точку на византийской цивилизации, было обусловлено теми надеждами, которые православный мир того времени, и еще сильнее в более позднюю эпоху, возлагал на Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Рентгеновские снимки и разные современные виды анализа этой иконы, проведенные в ходе реставрационных работ в начале 60-х годов прошлого века в Мюнхене, показали, что «Лукасбильд» писана в XII веке и является знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса». Некогда она находилась в часовне святой Раки («Агиа Сорос») при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, где хранились ковчег с поясом Богородицы и другие святыни Богоматери, привезенные в V веке из Иерусалима. На древней иконе Богородица изображена без Богомладенца в позе моления, в пол-оборота влево, с воздетыми в молении перед грудью руками. Лик Бо жией Матери, как считают ученые, впервые был запечатлен на иконной доске ранее 1200 года, а через столетие он был обновлен неизвестными мастерами, оставившими на ней и такой текст: «Божия Матерь, Надежда ненадеянных». В 1235 году для иконы изготовлены серебряные с позолотой оклад и рама с медальонами, запечатлевшими лики святых апостолов Петра и Павла, а также святых Георгия, Димитрия, Космы и Дамиана, Пантелеимона и др. Фрайзингские ученые выяснили, что дарителем иконы для константинопольского Халкопратийского храма был дьякон, он же – мастер по изготовлению облачений Мануэль Дисхипатос († 1261), ставший впоследствии архиепископом Фессалоникийским. На позолоченной серебряной раме бирюзовой эмалью начертаны поэтические строки, прославляющие Божию Матерь. 23 сентября 1440 года икона Божией Матери «Агиосоритисса» появилась во Фрайзинге. Ее в качестве подарка получил баварский епископ Никодемус от своей сестры, английской графини. Известно также, что после пребывания иконы в Константинополе первым ее обладателем был находившийся с 1399 по 1402 год в Италии византийский император Мануил II (1391–1425). Он же и подарил византийскую икону герцогу Миланскому Джану-Галлеаццо Висконти, от которого затем эта икона и перешла графине Кентской. Тогда же на позолоченной раме иконы появился текст молитвы Божией Матери. Этим византийским святыням могут позавидовать два крупных музея Мюнхенской Резиденции. Однако в их собрании тоже имеются хоть и не византийские, но очень древние реликвии. Одна из них – небольшой переносной алтарь (890 г.) Восточно-Франкского короля (с 887 г.), императора Запада (с 896 г.) Арнульфа Каринтинского (ок. 850–899). Алтарь происходит из Реймса и выполнен французскими мастерами из дубового дерева, покрытого сусальным золотом и украшенного драгоценными камнями с жемчугом.

http://bogoslov.ru/article/1470136

Боже великий и вышний, от всея твари поклоняемый. Владыко, Господи Боже наш, многий в милости. Господи Боже наш, седяй на херувимех. Владыко, Господи Боже наш, пославый семь архангелов в дом Захарии. Боже сильный и милостивый, вся строяй на спасение рода человеческого 311 . Шестая молитва в этой группе в более поздних рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8 и др. была проредактирована вновь. По рукописи Синайской библиотеки 960, 13 в. По рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки 8, 15 в. Владыко, Господи Боже наш, ниспославый семь архангелов в дом Захарии... ...ниспосли сих архангелов на дом... ...молитвами и заступлением Пречистой Владычицы нашей Богородицы, святых архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила и всех святых Твоих. Владыко..., удостоивый придти в дом Захарии... ...ниспосли милость Твою на дом... ...молитвами и заступлением Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честных архангелов и всех небесных сил, честного славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых и чудотворцев – бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Мокия и Фалалея, Тихона и Иоанна и всех святых Твоих. Остальные молитвы на апостольских и евангельских чтениях в рукописях данной группы имеют лишь разночтения. Первая молитва – «Боже великий и дивный, храняй завет Твой» – в современном чине служит срединой молитвы после первого евангелия. Уклонение от современного чтения представляет лишь рукопись Синайской библиотеки 960 312 . Вторая молитва – «Буди елей сей» – в современном чине составляет конец молитвы после первого евангелия. По современному чтению По рукописи Синайской библиотеки По остальным рукописям ...елей радости, елей освящения, одежда царская... …страшны будут противным силам... Ибо Твое есть... Буди Господи елей этот, елей радости, Духа Святого, елей святости, елей возрождения, елей освящения, одежда царская... ...будут противоборствующими противной силе демонов... Благодатию и щедротами и человеколюбием...

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

3 день, понед., 10. Венеция. Завтрак и ужин в гостинице. Переезд в Венецию на общественном транспорте. Поклонение мощам святой мученицы Христины и преподобномученика Анастасия Персянина. Поклонение мощам святителя Иоанна Милостивого, патриарха Константинопольского и деснице святителя Василия Великого в греческой церкви Святого Георгия Победоносца. Поклонение мощам святого Феодора Стратилата. 4 день, вторник, 11. Милан Завтрак и ужин в гостинице. Отъезд в Милан. Поклонение мощам святителя Амвросия, епископа Медиоланского и святых мучеников Гервасия и Протасия. Осмотр Милана. Возвращение в Венецию. 5 день, среда, 12. Венеция Завтрак и ужин в гостинице. Переезд в Венецию на общественном транспорте. Поклонение мощам святителя Николая Мирликийского на острове Лидо. Поклонение мощам святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона, святых бессребреников Космы и Дамиана, святых патриархов Константинопольских Павла и Евфимия, исповедников. 6 день, четверг, 13. Аквилея/ Градо/ Страссольдо После завтрака отъезд в Градо и Аквилею. Вечером размещение в гостинице в Трассольдо. Ужин в гостинице. В Градо и Аквилее – древних центрах церковной жизни Италии – посещение патриарших базилик, осмотр шедевров византийского мозаичного искусства. 7 день, пятница, 14. Триест Завтрак и ужин в гостинице. Переезд в Триест. Поклонение мощам Триестинских мучеников святого Иуста, святого Сервула и Апполинария. Посещение сербского и греческого православных храмов. Свободное время. 8 день, суббота, 15. Триест/ Москва Переезд в аэропорт Триеста и перелет в Москву (вылет в 12.05 местного времени). Стоимость тура – 585 евро. В сумму входят: 1.Авиаперелет чартером Москва-Триест-Москва 2.Переезды по Италии на туристическом автобусе и общественном транспорте. 3. 7 дней «полупансион» в пятизвездочной гостинице в Лидо ди Езоло и в Страссольдо. 4. Гид в Венеции на два часа. 5. Сопровождающий по Италии. Не входят: 1.Напитки к столу. 2.Входные билеты в музеи и археологические зоны.

http://pravoslavie.ru/9198.html

История сирийского монашества. – Histoire des moines de Syrie/Texte critique et trad. par P Canivet, A. Leroy-Molinghen//SC. 234. Paris, 1977; 257. 1979. Письма. – Lettres. 114, 115//SC. 111. Paris, 1965. Р 68. Поучительные слова о Промысле. – Discours sur la Providence//PG. T. 83. Col. 555–774; Trad. par Y Azema. Paris, 1954. Толкования на Послание к Римлянам. – Commentaire sur l’épître aux Romains//PG. T. 82. Col. 43–225. Феофил Антиохийский , свт. Послание к Автолику. – Théophile d’Antioche. A Autolycus/Texte critique par E. Raspira. Turin, 1935; Trad. par J. Sender//SC. 20. Paris, 1948. Феофилакт Болгарский , блж. Толкование на Послание к Римлянам св. апостола Павла. – Théophylacte de Bulgarie. Commentaire sur l’épître aux Romains//PG. T. 124. Col. 336–560. Фотий, Патриарх Константинопольский , свт. Письма. – Photius. Lettres/Texte grec par J. Valetta. Londres, 1864. Без автора Апофтегмы (изречения). Алфавитная серия. – Apophtegmes: Collection alphabétique (alph.)//PG. Т. 65. Col. 71–440; Complétée par J.-C. Guy. Recherches sur la trad. grecque des Apophtegma Patrum//Subsidia Hagiographica. 36. Bruxelles, 1962. P. 19–36; Trad. par J.-C. Guy. Les Apophtegmes des Pères du désert. Série alphabetique//SO. 1. Bellefontaine, 1966. P. 17–317. Апофтегмы (изречения) отцов-пустынников. – Apophtegmes inédits ou peu connus rassemblés et presentes par Dom. L. Regnault. Trad. du grec (N, PE), du latin (R, Pa, M), du syriaque (Bu), de l’arménien (Arm), du copte (Eth Coll) et de l’ethiopien (Eth Coll, Eth Pat) par les moines de Solesmes, Les Sentences des Pères du désert. Nouveau Recueil. Solesmes, 1970. Изречения отцов-пустынников. – Compléments de la collection alphabetico-anonyme, compléments de la collection systématique grecque (I-XXI, H, QRT), apophtegmes trad. du latin (PA, CSP), apophtegmes trad. du copte (Am) par Dom. L. Regnault, Les Sentences des Pères du désert. Troisième recueil. Solesmes, 1976. Житие и чудеса святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских. – Miracles de saints Cosme et Damien/Texte ed. par L. Deubner//Kosmas und Damianos. Leipzig; Berlin, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

С другой стороны, при своем покаянном характере они резко расходятся с молитвами над елеем и над болящими евхология Сарапиона, еп. Тмуитского, книги «Апостольских Постановлений» и других древних церковных памятников. По этой же причине они мало подходят и к молитвам чинов елеосвящения – Барберинова, Порфирьева евхологиев и рукописи Парижской Национальной библиотеки 213. Из этого обстоятельства можно видеть, что даже для 9–10 веков рассматриваемые молитвы трудно приемлемы со своим покаянным характером. Более вероятно, что пятая, шестая, а также и седьмая молитвы позднейшего происхождения, по сравнению с временем жизни указанных отцов церкви. Эти молитвы, обладавшие большими достоинствами по содержанию и по изложению, в редакционном отношении были наиболее устойчивыми из современного состава молитв в чине елеосвящения. Остается рассмотреть еще состав элементов, применявшихся при самом помазании больного елеем. Сюда принадлежит, прежде всего, чтение молитвы «Отче Святый». Как могли видеть, эта молитва подвергалась изменениям, состоявшим в постепенном нарастании количества прибавляемых к данной молитв имен святых. В первоначальном виде данная молитва оканчивалась там, где в современном чтении начинается перечисление имен святых. Но с таким видом молитва «Отче Святый» уже не встречается в рукописях второй группы. Имена святых устойчиво присоединяются к чтению данной молитвы. Иногда имен святых присоединялось к молитве очень немного. В рукописи Синайской библиотеки 995 после Предтечи стоит лишь имя св. ап. Иакова, Иерусалимского епископа 416 . Наоборот, в рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки 615 из имен святых в данной молитве стоят имена Космы и Дамиана бессребреников – чудотворцев 417 . Но обычно состав имен святых был многочисленнее и сравнительно однороден. Особенно устойчивое согласие в рукописях замечается относительно современного состава имен святых: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая, Сампсона и Диомида. Фотия и Аникиты 418 . Это все имена святых, особенно прославившихся даром чудотворения, привлечение которых к таинству св. елея поэтому было особенно уместно. Из имен других святых одни довольно твердо сохранялись в данной молитве, как имена Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца 419 другие скорее имели местное значение и потому редко наблюдаются в рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на презентации 37, 38, 39 и 40 томов «Православной энциклопедии» 24 марта 2016 г. 23:04 24 марта 2016 года, по окончании 28-го совместного заседания Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии», состоялась презентация 37-го, 38-го, 39-го и 40-го томов энциклопедии, которые представил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемый Сергей Эдуардович! Дорогие участники презентации! Сегодня мы представляем четыре тома «Православной энциклопедии», которые вышли в свет в 2015 году: с 37-го по 40-й. Наш издательский центр стал действовать очень активно — настолько, что в этом году уже подготовлен 41-й том. Другими словами, мы вышли на совершенно иной алгоритм работы. Новые тома вместили в себя сотни статей: от блока материалов, посвященных церковным деятелям с именем «Константин», до описания древней земли Ливана. Я буду говорить о четырех томах, которые были запланированы к изданию в 2015 году, и все было сделано точно в срок — в течение года четыре тома вышли в свет. Хотел бы кратко сказать о наиболее важных статьях: — по Священному Писанию и библейской истории — такие статьи, как послания апостола Павла Коринфянам и книга Левит, история Кумранской общины; — по богословию: богословие Креста и Крещение Господне; — по литургике: Таинство Крещения; — по истории Вселенского Православия: Константинополь, Константинопольская Церковь, Константинопольские соборы, Критская Православная Церковь; — по истории Русской Церкви: Корейская духовная миссия, история и современное положение Православия в Крыму, Краснодарском и Красноярском краях, многовековая история Костромской и Курской епархий, Крутицкой кафедры, история Православия на Западной Украине (статьи, посвященные Кременецкой епархии и Константину Острожскому, известному защитнику Православия в борьбе с унией) и в Латвии, история церковного летописания. Сотни статей посвящены святым с именами «Константин», «Корнилий», «Косма» (например, святым врачевателям бессребреникам Косме и Дамиану), «Ксения» (с большим исследованием, в том числе, о Ксении Петербуржской), «Лаврентий», «Лазарь» (среди которых наиболее значительная статья посвящена праведному Лазарю, воскрешенному Христом), «Лев», «Леонид», «Леонтий».

http://patriarchia.ru/db/text/4413109.ht...

В трудный век раздробленности Руси преподобная Евфросиния непрестанно молилась о единстве Русской земли, о победе над «тьмой разделения». Благодатным словом наставления, которое было ей «даром Бога», как повествует жизнеописатель, она примиряла многих князей, бояр и простых людей. Она «всех хотяше имети яко единую душу». На склоне лет преподобная, предчувствуя скорую кончину, совершила паломничество на Святую Землю. Оставив монастырь на попечение сестры своей Евдокии, она вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в далекий путь. Во время пребывания в Константинополе преподобная, «войдя в великую церковь Святой Софии, помолившись и поклонившись всем святым Божиим церквям, получила благословение от патриарха, купила многоразличные фимиамы и золотую кадильницу и пошла в Иерусалим». Величайшей святыне христианства — Гробу Господню — преподобная Евфросиния жертвует драгоценную кадильницу — первый дар русских жен, вставший в единый ряд с лампадой, возжженной несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всея Руськыя земли». Дар преподобной был принят Господом. Знаком этого явилось исполнение ее желания быть погребенной на Святой Земле. Во время тяжелой болезни ей было возвещено ангелом о близкой кончине. Она прославляла Бога за милость Его и с радостью ожидала указанного срока. 24 дня провела она на одре болезни в одном из монастырей Иерусалима и скончалась 24 мая 1173 г., причастившись святых Христовых Тайн, посреди молитвы. Предание сохранило последние слова молитвы преподобной: «Господи, приими дух мой от меня во святом граде Твоем Иерусалиме и пресели меня в вышний град Твой Иерусалим». Тело почившей, согласно завещанию ее, было погребено сопровождавшими ее родственниками в обители преподобного Феодосия, на паперти храма Пресвятой Богородицы — там, где покоились матери преподобных Саввы н Феодосия, святого бессребреника Феодотия и многих святых жен. Давид и Евпраксия, возвратившись в Полоцк, принесли весть о блаженной кончине и погребении преподобной Евфросинии. С тех пор в день кончины ее ежегодно совершалось поминовение. Началось благоговейное почитание той, которая стала небесной покровительницей града Полоцка.

http://pravicon.com/info-2284

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Софроний Иерусалимский, свт. - житие Софроний I (+ 644), патриарх Иерусалимский, святитель. Память 11 марта. Родился в Дамаске. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам. Особенно он преуспел в философии, за что его стали называть Премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости в монастырях, в беседах с пустынножителями. Он прибыл в Иерусалим, в обитель святого Феодосия, и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом. Он стал его духовным сыном и послушанником. Праведники вместе путешествовали по монастырям, записывали жития и поучения подвизавшихся в них. Из этих записей позже составилась их знаменитая книга " Лимонарь " или " Луг духовный " , которую высоко оценил VII Вселенский Собор Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет, где святой Софроний тяжко занемог. В то время он и решил стать монахом и принял постриг от преподобного Иоанна Мосха. После выздоровления святого Софрония они оба решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял святой Патриарх Иоанн Милостивый, которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов. В Александрии у святого Софрония заболели глаза, и он прибегнул с молитвой и верой к святым бессребреникам Киру и Иоанну и в церкви, посвященной им, получил исцеление. В благодарность святой Софроний написал житие святых целителей-бессребреников. Когда варвары стали угрожать Александрии, святой Патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна направился в Константинополь, но по дороге умер. Святые Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме преподобный Иоанн скончался (+ 622). Тело его было перевезено святым Софронием в Иерусалим и похоронено в обители святого Феодосия. В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609-633). После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест (633-634), а по кончине святителя Модеста Патриархом был избран святой Софроний. Святитель Софроний много потрудился на благо Иерусалимской Церкви как ее Предстоятель (634-644).

http://pravicon.com/info-3430

Со временем старец Иосиф принял решение перебраться ближе к береговой черте. В качестве альтернативного местожительства была выбрана калива святых Бессребреников, располагавшаяся в Новом скиту. В 1958 году отец Иосиф подвергся тяжелой болезни. Сперва на его шее образовался опасный нарыв. Затем он страдал от сердечной недостаточности. Поначалу больной не соглашался на прохождение курса лечения — не желал отрывать себя от монашеских подвигов, — но затем, уступив уговорам духовных воспитанников, согласился. Приближение смерти он почувствовал заблаговременно. Незадолго до своей кончины, в День Успения Божьей Матери, он причастился Святых Христовых Тайн. 15 августа 1959 года сердце подвижника остановилось. 9 марта 2020 года Константинопольский Патриархат причислил его к лику святых с установлением памяти 16 августа. Тропарь преподобному Иосифу Исихасту, глас 5 Преподобне отче Иосифе,/Господу и Богородице свято послужив,/в Богом обетованную в Рай /новую землю под Небом новым возшел еси,/и нам, недостойным вселения в сих,//письмены твоими и молитвами спастися помози. Кондак преподобному Иосифу Исихасту, глас 8 Избранный Господом Иисусом в подобныя древним ученики,/Духом Животворящим Святым осолился еси,/ещеже и братию самоотверженную и смиренномудрую возрастив,/деланию молитвенному непрестанному обучил еси,/и ради обретения ими совершенных даров,/даже до смерти пощением, бдением и трезвением подвизался еси,/ныне же о Господе утешаешися,/со Ангелы и святыми блаженствуеши и слышиши:/Радуйся, Исихасте Великий Иосифе,//Новый Афонский пустынниче и монахов Наставниче. Тропарь иной, глас 1 Пустыни Афонския цвете благоуханный,/древним единонравный подвижниче,/пламенный ревнителю молитвы непрестанной,/благодати истинный послушниче,/Господа всем сердцем возлюбивый,/Иосифе преподобне, монахов наставниче,/моли Христа Бога Спасителя душ наших//от сна лености воздвигнуть нас к покаянию. Кондак иной, глас 8 Вышния добродетели Богом наученный,/образ был еси учеником твоим,/воздержанию, смирению, наипаче же послушанию тех наставляя,/и, яко пастырь, стаду своему предходя,/добре шествовати путем жестоким пустыннаго жития научил еси./Темже ублажаем тя, Иосифе преподобне,/моли Христа Бога прощение даровати/чтущим любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010