По соглашению с женой, отец преподобного Нектария, будучи уже в преклонном возрасте, взяв с собой Нектария и второго сына, оставил мир и все что в мире, и пришел в монастырь Святых бессребреников Космы и Дамиана, который был расположен у подножия горы. В монашестве он был назван Пахомием. Он начал там безмолвствовать молясь Богу, внимая себе и воспитывая сыновей в страхе и наставлении Господнем, как заповедует божественный Павел ( Еф.6: 4 ). Вот так и жил в монастыре Пахомий, а Бог сотворил во дни его пребывания там такое чудо. У христиан, что жили вблизи монастыря, был обычай отдавать часть плодов, собранных на земле, по усмотрению каждого, в монастырь на содержание монахов, в нем находившихся, чтобы они каждый год могли совершать память святых бессребреников Космы и Дамиана. Когда настал день их памяти, то иноки и христиане ближних селений после службы торжественно отмечали этот праздник, как вдруг у них закончилось вино. Старец Пахомий возжег свечу и вместе с детьми пошел мыть сосуд. Когда же он хотел взять в руки сосуд, то обнаружил, – о чудо! – что он полон благоуханного вина. С радостью и удивлением старец прославил Бога, прославлявшего святых бессребреников, и ради них совершившего такое чудо. Николай же, сын старца Пахомия, который потом был назван Нектарием, и о котором ныне будет идти речь, с самого детства будучи разумным и просвещенным от Бога, увидев произошедшее чудо и вспомнив о сне, который видела его мать (о спасении от варваров предстательством Богородицы), был уязвлен в сердце любовью к Богу и жаждал насладиться желанным Христом. Он с горячим чувством хотел посвятить себя Богу, а «ищущий находит», как говорит Господь в Евангелии ( Мф.7: 8 ). Забыв обо всем плотском, он пошел на Святую Гору, где и познакомился с весьма добродетельным старцем по имени Дионисий, которого все звали Иагарис. Будучи сыном сенатора и первого архонта Константинополя, Дионисий всей душой возлюбил Господа нашего Иисуса Христа. Он оставил богатство, славу, знатность рода и все, что земной человек почитает за счастье, облекся в убогие и нищенские монашеские одежды и пошел в послушание к старцу Филофею, простецу словом, но весьма искусному в добродетели, и старец повел его по пути добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мученики это христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и смерть. Архидиакон Стефан и святая Фекла называются первомучениками как первые из пострадавших за веру. Умершие за Христа после особенно тяжелых страданий называются великомучениками , как например: святой великомученик Георгий, святые великомученицы Варвара и Екатерина. Страстотерпцами называют всех христианских мучеников, но преимущественно это именование относится к святым, претерпевшим мученическую кончину не за свою веру во Христа, а по иным причинам (например, в силу злобы или коварства близких, политического заговора и т.п.); характерной чертой их подвига является беззлобие и кроткое непротивление врагам. В лике страстотерпцев прославлены русские князья свв. Борис и Глеб, св. царь Николай II и его семья. Исповедниками называют христиан, которые перенесли гонения и преследования за Христа, подвергались мучениям, но не умерли мученической смертью. Святители это епископы (архиереи), угодившие Богу своей праведной жизнью. Например: святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; святитель Иоанн (Златоуст), архиепископ Константинопольский; святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский. Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками . Знаменитые богословы святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются Вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви. Преподобные это монахи, угодившие Богу своими подвигами. Например: преп. Антоний Великий , преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский . Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками . Бессребреники служили людям бескорыстным лечением болезней (без платы за лечение). Такими были святые бессребреники Косьма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон. Праведными Церковь называет благочестивых людей, живущих в миру. Так, в лике праведных прославлены родители Пресвятой Богородицы святые Иоаким и Анна; русский святой ХХ века свящ. Иоанн Кронштадтский .

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Тогда Софроний немедленно отправился в Константинополь, чтобы лично встретиться с патриархом Сергием. Сергий, похоже, согласился с его доводами и опубликовал свой указ « Псефос » («Авторитетное мнение»), одна копия которого была вручена Софронию, а другая послана Киру. В «Псефосе» не рекомендовалось говорить об одной или двух энергиях во Христе, так как это «неблагочестиво», и намекалось, но не говорилось прямо, что на самом деле во Христе одна воля . Софронию такой компромисс мало понравился, но Сергий взял с него обещание не высказывать публично своего мнения до того, как он тщательно во всем разберется. В письме к папе Римскому Гонорию патриарх Сергий с некоторым лукавством пишет, что Софроний удовлетворился его разъяснениями «Псефоса» и обещал не поднимать более этого вопроса. Кем же был этот старец Софроний? Он родился около 550 г. в Дамаске, скорее всего, в семье сирийского происхождения, получил отличное светское образование и стал софистом (профессором словесности) в родном городе. Во время паломничества в один из палестинских монастырей св. Софроний познакомился с Иоанном Мосхом , который до своей кончины в 619 г. останется самым близким его другом. Они вместе отправились в Египет, где св. Иоанн Мосх начал сбор материалов для своей знаменитой книги о египетских и палестинских подвижниках «Лимонарь, или луг духовный». Два ученых друга проводили время не только в пустыне, но и в интеллектуальной атмосфере Александрии. По возвращении в Палестину Софроний делается монахом; 10 лет он проводит вместе с Иоанном в монастыре св. Екатерины на Синае, после чего оба они вновь направляются в Палестину. Оттуда они предпринимают вторую поездку в Египет, где знакомятся со святым патриархом Иоанном Милостивым. Там Софроний тяжело заболевает, но по молитве двух местночтимых святых целителей-бессребреников Кира и Иоанна чудесно выздоравливает. Впоследствии св. Софроний написал книгу о чудесах двух бессребреников, в которой также содержится много интересной информации об отношениях халкидонцев и монофизитов в Египте в то время.

http://sedmitza.ru/lib/text/434778/

Григорий Акрагантийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Григорий Армянский , еп., сщмч., просветитель Великой Армении, (30 сентября/13 октября) Григорий Богослов , Назианзин, Младший, Константинопольский, патр., Вселенский учитель (25 января/7 февраля; 30 января/12 февраля свт.]) Григорий , свщ. инок (4/17 ноября) Григорий Великий , Двоеслов, папа Римский (12/25 марта) Григорий Декаполит , прп. (20 ноября/3 декабря) Григорий Нисский , еп. (10/23 января) Григорий Палама , Солунский (Фессалоникийский), архиеп. (14/27 ноября; в Неделю 2-ю Великого поста) Григорий Пел ьшемский , Вологодский, игумен, чудотворец (30 сентября/13 октября) Григорий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Григорий Печерский , прп., иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (8/21 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Григорий Печерский , прмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (8/21 января; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Григорий Чудотворец , Неокесарийский, еп. (17/30 ноября) Гурий Едесский , мч. (15/28 ноября) Гурий Казанский и Свияжский , архиеп. (4/17 октября; 5/18 декабря; 20 июня/3 июля) Гурий Маккавей , мч. (1/14 августа) Давид Псалмопевец , царь Израильский, пророк (в Неделю по Р. X.) Давид Солунский (Фессалоникийский), отшельник, прп. (26 июня/9 июля) Давид Ярославский , блгв. князь, чудотворец (23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 сентября/2 октября; 5/18 марта) Далмат Далматский (Константинопольский), прп., игумен (3/16 августа) Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский , Каргопольский, прп. (20 ноября/3 декабря; 27 ноября/10 декабря) Дамиан Азийский , бессребреник, чудотворец (1/14 ноября) Дамиан Печерский , прп., пресвитер, целебник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 5/18 октября) Дамиан Римский , бессребреник, мч. (1/14 июля) Даниил Московский , блгв. князь (4/17 марта; 30 августа/12 сентября) Даниил Переяславский , прп., архим. (7/20 апреля; 30 декабря/12 января) Даниил Сербский , архиеп. (20 декабря/2 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Писания. После новых подвигов в Сирии в борьбе с латинами, по зову царя Баграта IV, он отправился в Грузию и здесь много потрудился по исправлению нравов духовенства и упорядочению церковных правил. Возвратясь из Грузии, пр. Георгий скоро скончался в Константинополе, на 52 г. жизни, в 1066 г. (или в 1067 г.), и через год был причислен к лику святых. Св. мощи его находятся в Иверском Афонском монастыре. Память его празднуется 27 июня – в день открытия его мощей. Ему есть особая бденная служба. 28 . В. Пренесение мощей святых и чудотворцев бессребреников Кра и в 412 г. из Канопа в селение Мануфин, недалеко (около 175 саж.) от Канопа, в Египте. В селении Мануфин было языческое капище, и это место было очень стужаемо от злых духов. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский (см. 9 июня), молился Богу об изгнании оттуда злых духов; ему явился ангел Господень и приказал перенести туда св. мощи безмездных врачей, Кира и Иоанна, и положить в храме свв. Евангелистов, который создан был здесь патриархом Феофилом. Как только перенесены были сюда свв. мощи мучеников, страхования и вреждения демонов исчезли, а напротив, потекли исцеления от мощей страстотерпцев. Это исполнило радостью сердца христиан Александрийской церкви, которая стала торжественно праздновать день перенесения мощей свв. Кира и Иоанна. Вскоре этот день сделался праздником и всей Православной Церкви, тем более, что многие чудеса мучеников и в последующие века разительно говорили о великом предстательстве их пред Богом. Впоследствии мощи свв. бессребреников были перенесены в Рим, а отсюда в Мюнхен. См. 31 янв. Кондак, Ап. и Ев. см. 31 янв. Препп. отцов и Германа, Валаамских чудотворцев. Они своими наставлениями и жизнью много способствовали распространению и утверждению Православной веры в Карелии, которая сильно страдала от притеснений шведских папистов. Устроенная ими на острове Валааме общежительная обитель (Финл. еп.), привлекавшая множество иноков, существует до сих пор. Препп. Сергий и Герман скончались около 1353 г. Мощи их под спудом в их обители. См. 11 сент. Пр. Пала врача. Родом из Коринфа, он с юности проводил строгую иноческую жизнь. Оклеветанный одной женщиной в любодеянии, он был чудесно оправдан самим младенцем, которого полагали плодом его беззаконий. Он имел дар врачевать болезни. Скончался преподобный в семидесятилетней старости. Пр. Ксенофонта Робейского, ученика пр. Варлаама Хутынского и основателя Троицкого монастыря, на берегу Робейки, в 25 верстах от Новгорода, скончавшегося в 1262 г. (по другим, – не позднее 1245 г., по иным, – в 1268 г.); мощи его под спудом в часовне, упраздненной (в 1764 г.) обители его. См. 26 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, сс. 168-169. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, с. 170. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, с. 166. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, сс. 166-167. Цит. по: Мочалов И. И. В. И.Вернадский и религия//Вернадский В. И.: Pro et contra. Спб., 2000, сс. 268-269. Вернадский В. И. Мысли по поводу пережитого, передуманного и перечитанного//Вернадский В. И.: Pro et contra. Спб., 2000, с. 150. Цит. по: Мочалов И. И. Л. Н.Толстой и В. И.Вернадский//Вернадский В. И.: Pro et contra. Спб., 2000, с. 267. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, сс.162-163. См. также прот. Александр Мень. Отец Александр отвечает на вопросы слушателей. М., 1999, сс. 124-125. см. Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий. Спб., 1995, с. 129. Обращение ученых//Татьянин день. Студенческая православная газета МГУ. – М., (апрель, 1997), с. 19. Василенко Л. Под знаком террора или в защиту имени о. Александра Меня//Приходские вести храма св.бессребреников Космы и Дамиана, 1999, 8. Василенко Л. Под знаком террора или в защиту имени о. Александра Меня//Приходские вести храма св.бессребреников Космы и Дамиана, 1999, 8. Августин. О книге Бытия, буквально. В 12 книгах. 2, 17//Августин, епископ Иппонский. Творения. – Киев, 1912, ч. 7, с. 202. Илюшенко В. Строчки из дневника. Памяти отца Александра Меня. http://icxc.narod.ru/texts/ilus/diary.htm Неборский М. Ю. Константинополь, Киев, Рим (из истории византийско-русской полемики против католичества)//Журнал историко-богословского общества. – М., 1992, сс. 24-25. Шмеман Александр, священник. Догматический союз.//Православная мысль. – Париж, 1948, вып. 6, с. 181. Фрагмент из автобиографии о. Александра Меня. Цит. по: Масленникова З. Александр Мень. Жизнь. М., 2001, с. 128.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Церковь святого апостола Петра в Венеции некогда была кафедральным собором города и местопребыванием венецианского епископа. Напомним, что епископу Венеции усвоен титул патриарха. До сих пор католическая епархия Венеции имеет статус патриархата, а епископ имеет титул «кардинал-патриарх». Этот факт объясняется близостью областей северо-востока Италии к Византии и православной традиции. С древних времен венецианцы стремились иметь в своем городе мощи святых угодников и другие святыни христианского Востока. В 829 году сюда были привезены мощи святого апостола Марка, который стал покровителем этой морской республики. Во времена Крестовых походов Венеция стала обладательницей большого количества святынь, многие из которых по сей день находятся в церквах города. В церкви святого Петра, кроме мощей святых Сергия и Вакха, почивают также мощи других мучеников: святых Флорентия и Маркеллина, святого мученика и бессребреника Иоанна Александрийского, сподвижника и сомученика святого бессребреника Кира (31 января и 28 июня) и мученицы Аврелианы. В церкви почитается также древняя (XII века) икона Пресвятой Богородицы «Страстная». Члены венецианского прихода Русской Православной Церкви во имя святых Жен-Мироносиц притекают с молитвой к мощам святых угодников, которых множество почивает в Венеции, а в дни их памяти, по договоренности с католическими церковными властями, совершают молебны у их мощей. Молебны совершаются также и для паломнических групп, которые все чаще посещают Венецию. На приходе действует своя паломническая служба, организующая поездки к святыням Севера Италии. Напомним, что в Венеции пребывают около тридцати мощей святых древней Церкви – мучеников, святителей, преподобных, праведных. Почти все они известны и почитаемы в Русской Православной Церкви. Среди наиболее почитаемых святых назовем мощи святого праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи, святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Павла Фивейского, двух патриархов Константинопольских – Евтихия и Германа, двух патриархов Александрийских – Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, значительная часть мощей которого пребывает в Венеции на острове Лидо, мощи святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых апостолов и евангелистов Марка и Луки (в Падуе) и многих других весьма почитаемых в Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/14962.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ЕВФИМИЙ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евфимий II (ок. 834 - 917 ), патриарх Константинопольский (907 - 912), святитель Память 5 августа (Греч. ) Родился около 834 года в Селевкии Исаврийской , родственник св. Григория Декаполита . В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском , затем подвизался в одном из монастырей близ Константинополя. Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Евфимия с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия ). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Евфимия, в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом; для него был построен монастырь в Псамафии (район Константинополя близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890). В качестве советника императора Евфимий противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Евфимий воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь первой супруги Льва, Феофании , а после ее кончины отказался благословить второй брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через два года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Евфимием, вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 года Евфимий удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τ Αγαθο) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов третьей жены Льва VI Евдокии. Примирение Евфимия с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия ( 903 ). В 906 году синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного .

http://drevo-info.ru/articles/13677232.h...

Место жительства Андрея было в Крите, именно Кастр, где он подвизался, с молодых лет посвятив себя на служение Богу. Слыша об ужасах, которые происходили повсеместно по случаю возникновения иконоборческой ереси, имевшей в лице императоров Льва Исаврянина и сына его Константина Копронима таких яростных защитников, усердный служитель Божий Андрей оставил своё пустынное уединение и выступил неустрашимым, деятельным борцом за истину Православия, утверждённую Церковью. Прибыв в Константинополь, он в церкви св. Маманта открыто обличил Копронима в его преступных действиях относительно почитания и почитателей святых икон. За это подвергся жестоким мучениям, после которых едва-живой заключён в темницу. Но бодрый духом, он и здесь наставлял, и утверждал православных, собиравшихся к нему в темницу. Когда это стало известно, то нарушивший своё безмолвие, чтобы возвещать признанное Церковью, был снова предан мучениям и присуждён к смерти. Проходя через город к месту казни, Андрей был забросан каменьями и наконец умерщвлён одним еретиком, бросившимся на него с топором. Это было в 767 году. Тело Критского мученика было выброшено в нечистое место, откуда извлекли его благочестивые люди. – В каноне, написанном в честь его через сто лет св. Иосифом песнописцем, мощам его приписываются многие чудеса. † Перенесение мощей св. праведн. Лазаря четверодневного Лазарь, друг Христов, умерший и воскрешённый Христом (Иоан. гл. XI), когда ему было около 30-ти лет, после того прожил ещё почти столько же лет, был епископом на о-ве Кипре, где удостоился посещения Божией Матери, Которая привезла ему в подарок омофор и поручи Своей работы. Он, подобно Апостолам, проповедовал Христа и мирно скончался на острове Кипре. По прошествии многих лет обретено было там тело его, в мраморном ковчеге, с иссечёнными словами: «Лазарь четверодневный, друг Христов» – и при Льве Философе (886–911) было перенесено оттуда в Константинополь и положено в храме во имя Лазаря, построенном ещё Василием Македонянином. Свв. бессребреников и самобратий Космы и Дамиана и с ними Леонтия, Анфима и Евтропия

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Протоиерей Федор Бородин: «Почему мне больно от того, что делает Константинополь» 4 мин., 01.11.2018 Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке, г. Москва. Фото Анны Гальпериной Когда служится Литургия, то во время пения Символа Веры все священнослужители говорят друг другу: «Христос посреди нас», и отвечающие произносят слова: «И есть и будет». В древней Церкви вообще все верующие обменивались этими словами. Это свидетельство единой веры и того, что между нами нет ничего разделяющего. Перестала ли Церковь Константинополя после действий патриарха Варфоломея быть Церковью? Нет, не перестала. Перестали ли таинства, в которых участвуют верующие этой Церкви быть благодатными? Нет, не перестали. Но прекращение евхаристического общения свидетельствует о том, что после действий патриарха Варфоломея сказать ему честно, что Христос посреди нас, и сохранить при этом верность правде Божией мы не можем — потому что его действия разрушают эту правду. Приведу такой пример. Одно время в нашем храме служил священнослужитель, который был мной как настоятелем очень недоволен — и в определенный момент взял себе манеру ссориться со мной практически перед каждой литургией. Как человек быстрого ума, он это очень качественно делал, его хамство было настолько очевидно и настолько неприятно, что я тратил очень много сил на то, чтобы с собой совладать. При этом я понимал, что не могу начать литургию, пока не примирюсь с этим человеком внутренне, потому что не смогу сказать: «Христос посреди нас». У меня было два выхода: или применить свою настоятельскую власть, или смириться и терпеть. Я выбирал второе, потому что человек мне был очень дорог. Но когда я рассказал об этой ситуации благочинному, он меня отругал и сказал, что я не имел права терпеть такое поведение, потому что в этом была не правда Божия, а потакание чужому греху. Сейчас происходит ситуация из этого разряда, только гораздо большего масштаба. Прекрасно зная, что Русская Православная Церковь вынуждена будет признать невозможным евхаристическое общение (это было понятно из опыта эстонского инцидента в 1996 году), патриарх Варфоломей полностью пренебрег всеми нами. Восстановление общения с раскольниками для него оказалось важнее, чем связь со всей Русской Православной Церковью.

http://foma.ru/protoierey-fedor-borodin-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010