В 1865 году было решено построить большой шестиэтажный корпус с храмом в честь прославившейся многочисленными чудесами иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». До построения Андреевского собора храм этот был самым большим в скиту и вмешал до 300 человек. В 1881 году на северной стороне скита Св. Апостола Андрея построены два корпуса в три и в два этажа. В одном разместилась кузница, слесарная мастерская и кладовая, а в другом иноки, работающие в этих мастерских. В 1882 году за стеною скита была построена двухэтажная церковь, верхняя освящена во имя святителя Николая, а нижняя — во имя трёх святителей. Храм этот был построен в память о бывшей Васильевской келлии Русского Свято-Пантелеймонова монастыря. В 1887 году рядом со скитом построен двухэтажный корпус с церковью во имя Успения Божией Матери, а позже еще и новый больничный корпус в северной части скита. В 1897 году были построены еще две церкви: святителя Иннокентия Иркутского и в честь Благовещения. Также были построены храмы Михаила Клопского и вмц. Варвары. Кроме того, были освящены храм вмч. Пантелеимона, а также Всех святых бессребреников и преп. Серафима Саровского при помещении для болящих и бедных пустынножителей. В скит, особенно в зимнее время, стекались за помощью в большом количестве пустынники, которым здесь оказывалась всесторонняя помощь. Обитель имела свои подворья для паломников в Константинополе, Одессе, Санкт-Петербурге, Таганроге и Ростове-на-Дону. Имелся даже собственный пароход, доставлявший паломников из Одессы на Святую Гору. Активно занимаясь просветительско-миссионерской деятельностью, скит издавал журнал «Наставления и утешения святой веры христианской». Среди подвижников обители особого внимания заслуживает схимонах Иннокентий (Сибиряков) – потомственный миллионер-золотопромышленник, известный общественный деятель России и меценат. Весь свой капитал он употребил на поддержку отечественного образования, науки и культуры, строительство и содержание храмов и монастырей Русской Церкви и Афона, а также на оказание помощи обездоленным, особенно детям-сиротам, нуждающимся студентам и престарелым людям. Его усердием были воздвигнуты многие строения Андреевского скита, Подворье в Санкт-Петербурге и величественный Андреевский собор. Закончил свою жизнь он простым афонским схимником.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=47&iid=2...

Затем священник произносит: «Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников» и, изъяв из просфоры седьмую частицу, полагает ее вверху, слева от четвертой частицы, на том же расстоянии, что и четвертая от первой (рис. 113). Потом священник говорит: «Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, и святаго (имярек, егоже есть храм и егоже есть день), святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже» и, изъяв из просфоры восьмую частицу, полагает ее ниже седьмой, слева от пятой. При изъятии этой частицы обычно поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник 133 (рис. 114). Затем священник говорит: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго» и, изъяв из просфоры девятую, последнюю, частицу, полагает ее ниже восьмой, слева от шестой, заканчивая тем самым третий вертикальный ряд (рис. 115). Взяв четвертую просфору, священник изымает из нее частицы за живых. Изымая первую частицу, священник говорит: «Помяни, Владыко Человеколюбие, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха (имярек), митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего (Высоко) Преосвященнейшаго (имярек), честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин, братию и сослужебники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко». Изымая вторую частицу, священник говорит: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея». Причем эти две частицы изымает из верхней части просфоры, по углам, ниже печати. Затем, из той же просфоры 134 , изымаются и мелкие частицы за живых, кругами справа налево на верхней корочке просфоры. При изъятии частиц за живых они поминаются поименно с произнесением: «Помяни, Господи (имярек)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Потом священник говорит: 5 . Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,– и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда. Затем священник говорит: 6 . Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных мáтерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных мáтерей,– и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд. Продолжая, священник произносит: 7 . Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников,– и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд. Далее священник говорит: 8 . Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,– и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда. 20 Затем священник говорит: 9 . Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския»,– если совершается его литургия),– и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд. Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит: Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослужéбники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 6 в. церкви строились и в древней столице империи – Риме, несмотря на то что в этом столетии Вечный город испытал неслыханные бедствия: голод, мор, пожары, истребление и пленение жителей в войнах, когда он не раз переходил из рук одной воющей стороны в руки другой, обезлюдел, был опустошен, многократно ограблен, а его замечательные постройки приведены в руинированное состояние. В 6 в. его утраты многократно превосходили приобретения. И все же в кафедральном городе Римских епископов храмостроительство не прекратилось. В Риме была построена церковь Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. При папах Пелагии I и его преемнике Иоанне III, когда в Италии правил полководец Нарзес, была воздвигнута церковь Двенадцати апостолов. В начале строительства она была посвящена апостолам Филиппу и Иакову. Впрочем, свой настоящий вид этот храм получил в результате радикальной перестройки в начале 18 в., но в нем сохранились фрагменты древней церкви, и среди них шесть колонн. По словам Ф. Грегоровиуса, «базилику апостолов, воздвигнутую по воле Нарзеса, следует признать памятником освобождения Италии от готов и от их арианской ереси» 699 . Самым значительным римским сооружением 6 столетия явилась базилика святого Лаврентия «За стенами» – «San-Lorenzo-fuori-le-mure». Современный вид этого храма существенно отличается от первоначального. Около 580 г. был построен мартирий в виде двухъярусного балдахина над мощами мученика Лаврентия, и значительно позже, уже в 13 в., к нему был пристроен неф, так что первоначальный храм стал хором новой церкви. Базилика святого Лаврентия подверглась сильному разрушению во время американской бомбардировки в 1943 г. Еще одна церковь святого Лаврентия, отдаленным прототипом которой служила константинопольская София, была в 6 в. сооружена в Милане. В 6 в. самым процветающим городом Италии была защищенная окружающими ее топкими болотами и мощными крепостными стенами Равенна – столица короля Теодориха, а позже резиденция экзархов, представлявших в Италии власть императора. В течение нескольких столетий Равенна являлась культурной столицей Италии, в ней строились великолепные дворцы и храмы, стены которых украшались мозаикой, которая из-за утрат, понесенных Константинополем, дает самое полное представление об этом искусстве в эпоху Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Храм (а позже и мон-рь во имя М. (см. в ст. Мокия святого храм в Константинополе )) находился рядом с цистерной, также названной в честь мученика. Цистерна была сооружена на рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), и была крупным водохранилищем, снабжавшим водой значительную часть города (ныне на развалинах цистерны - парк, сады и огороды (юго-запад Стамбула)). От мощей М., вероятно, происходили бесчисленные исцеления, вслед. чего он почитается также в лике св. бессребреников (наряду со святыми Космой и Дамианом, вмч. Пантелеимоном и др.), хотя при жизни он не был целителем и к.-л. письменных свидетельств (собраний чудес и т. п.) о его посмертных чудесах не сохранилось. Ок. 1200 г. мощам М. поклонялся рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский; он сообщил о том, что они покоятся вместе с мощами прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). В наст. время частицы мощей М. находятся в афонских обителях прп. Дионисия и вмч. Пантелеимона, а также на о-ве Самос в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 221). Сохранился перевод Мученичества М. на сир. язык (BHO, N 775). В лат. традиции М. иногда называется Муций (Mucius). В Римском Мартирологе память М. есть под 11 и под 13 мая (MartRom. Comment. P. 186-187. N. 2). Ист.: SynCP. Col. 141, 205, 241, 367, 674-676, 776, 877; PG. 117. Col. 449 [Минологий Василия II]; ЖСв. Май. С. 316-324; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 71-72. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 177-178; Halkin F. Une passion de St. Mocius martyr à Byzance//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 5-22; Janin R. Mocio//BiblSS. T. 9. Col. 512; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 341-342; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 409-410; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 139-141. О. Н. А. В славянской книжности В славянской книжности сохранилось синаксарное Житие М. в составе Пролога краткой редакции под 11 мая (перевод XI-XII вв., за мартовское полугодие опубликованы только южнослав. списки, см.: Митревски Новотни С., М. Пролог бр. 72/Ред.: В. Десподова. Ckonje, 2006. С. 266). Греч. оригинал близок Минологию Василия II (PG. 117. Col. 449). Здесь сообщается, что М. происходил из г. Византия, а его родители - из «старого» Рима; М. был казнен и погребен в Ираклии Фракийской, впосл. его мощи были перенесены в церковь, построенную имп. Константином. Будучи пресвитером, М. боролся с идолопоклонничеством и был брошен в печь, откуда вышел невредимым, в то время как огонь сжег приспешников правителя; имен мучителей и др. деталей Мученичество не содержит. В пространной редакции Пролога (древнерус. переработка кон. XII в.) текст не претерпел существенных изменений.

http://pravenc.ru/text/2564022.html

Дворкин А. Л. Из истории Вселенских Соборов: (Материалы к учебному курсу «История Церкви»): Эпоха патриарха Фотия. Миссия святых Кирилла и Мефодия. Кре­ щение Болгарии. Великий Собор примирения//Альфа и Омега. –  М., 1998. 3(17). Ернштедт В.К. Выдержки Паисия Лигарида из бесед патриарха Фотия//Записки Императорской академии наук. Историко–филологическое отделение. –  СПб., 1906. – Т. VII. – 8. Иванцов–Платонов А.М. История отделения церкви Западной и Восточной. – М., 1868. Иванцов–Платонов А.М. К исследованию о Фотии, патриархе Константинопольском, по поводу совершившегося тысячелетия со времени кончины его. – СПб., 1892. Иванцов–Платонов А.М. О Фотии, Патриархе Константинопольском//Грани. – 1995. – 178. Иванченко А.В. Фотий//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.  Ивонин И., диак. Богословие «образа» в творениях патриарха Фотия// Христианское чтение. – СПб., 1997. 15. Илия Минятий, епископ. М: Камень преткновения, или изложение начала и причин отпадения церкви западной от восточной и предметов несогласия между ними. – М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 1999. – Кн. I. С.12–15. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.318–324. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.108–113. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.   История эстетической мысли.   Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. – М.: Наука, 1973. С.139–140.   Каждан А.П. Социальные и политические идеи Фотия//Ежегодник Музея истории религии и атеизма. – М.; Л., 1958. – Т. 1. Каждан А.П. Фотий//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.  Каждан А.П. Фотий//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 5. Карпов С.П. Фотий//Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.

http://bogoslov.ru/person/3177038

Она имеет венец смиренных , потому что изрекла о Себе: «Яко призре на смирение рабы Своея». Она имеет венец преподобных : успение Её было пред Господом честнее смерти всех преподобных Его. Она имеет венец постников , потому что покоряла тело духу Своему. Она имеет венец милостивых : святая Церковь молит Её, как источник милостей, взывая: «милосердия двери отверзи нам!» Она имеет венец бессребреников , ибо родила Врача, давшего силу целения и изрекшего: «Туне приясте, туне дадите!» и Сама туне подает благодать просящим. Она, наконец, имеет венец больший всех святых , потому что все святые предстоят престолу Божию со страхом, а Она с материнским дерзновением; и «много может молитва Матери ко благосердию Владыки». «Все памяти святых достославны, — говорит святитель Прокл, архиепископ Константинопольский. — Но ничто не равняется славою с торжеством Богоматери. Все они видели Христа только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицею Мариею. Человек! Прейди умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях? Небеса поведают славу Божию; ангелы служат Богу со страхом; архангелы поклоняются с трепетом; херувимы, не могущие зреть славы, ужасаются; серафимы, летая окрест, не приближаются, и трепеща, взывают: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф». Исполнены небеса и земля славы Его; воды не перенесли гласа (при укрощении бури на озере); облака служили колесницею при трусе воскресения; солнце, не стерпев поругания Творцу, вострепетало; ад от страха изрыгнул мертвецов; вереи адовы от одного взора сокрушились, — исчисли всё чудесное и дивись превосходству Девы. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо прияла в чертог Свой». Слава Богородицы так велика, что неисчислимо и число мест, где святые отцы повествуют о ней. «На Марии исполнились провещания пророков и праведников; из Неё воссиял для нас Свет и рассеял тьму язычества, — пишет преподобный Ефрем Сирин . — Много имен у Марии, и для меня вожделенно — приветствовать Её сими именам. Она — храм, в котором обитал крепкий Царь царей. Не таким исходит Он из Неё, каким вошел; потому что исходит, облекшись плотию. Она — также новое небо, потому что в Ней обитал Царь царей. В Ней воссиял Он, и пришёл в мир, у Неё заимствовав образ, в Её облекшись подобие. Она — виноградная лоза, произрастившая Гроздь. Не по чину естества дала Она Плод сей; в Её облекшись образ, явился Плод из Неё. Она — источник; потому что живая Вода истекла из Неё жаждущим, и вкусившие пития сего дают стократные плоды».

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери. Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий, игумен Ватопедский , Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вато...

Во времена императора Диоклетиана (284–305 гг.) Косьма и Дамиан пришли в Киликийскую область Малой Азии, где они подверглись гонению со стороны префекта Лисия. Их арестовали, заставляли отречься от Христа, долго мучили и в конце концов обезглавили в 303-ом году. Вместе с ними приняли мученический венец и братья-христиане Леонтий, Анфим и Евтропий. Их святые останки были похоронены в городе Кир в Сирии, где от них стали совершаться многочисленные исцеления. Император Юстиниан I (527–565 гг.), будучи исцелен святыми Косьмой и Дамианом от опасной болезни, в благодарность перестроил и украсил их храм в Константинополе. Этот храм стал местом паломничества для всего Востока. Будучи врачами-бессребрениками, святые Косьма и Дамиан почитаются покровителями врачей и изображаются на некоторых медицинских эмблемах. (Среди святых известны три пары братьев, которых звали Косьма и Дамиан). Кроме двух близнецов из Аравии, о которых мы здесь рассказали, были еще братья Косьма и Дамиан, которые жили в Малой Азии и мирно скончались в 3-ем веке в Месопотамии. Память их 1-го ноября по церковному календарю. Чтятся еще римские братья Косьма и Дамиан, которые пострадали в правление императора Карина (283–284 гг.). Память их совершается 1-го июля по церковному календарю. Тропарь: Святии безсребренницы и чудотворцы, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам. Праведный отец Иоанн Кронштадтский 1 нояб. и 2 янв. (19 окт. и 20 дек. по церк.кал.) Святой Иоанн (полное имя которого Иоанн Ильич Сергиев) родился 19-го октября 1829-го года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что он недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но набожные родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское Архангельское училище. Трудно давалась ему грамота и случалось, что на него нападало отчаяние. Тогда мальчик молил Бога о помощи. Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все воспитанники спали, он встал на молитву и молился особенно горячо. Господь услышал его молитву: божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, как бы “завеса спала с его очей”. Он вспомнил то, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. В 1851-ом году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Столицу империи продолжали сотрясать беспорядки, которые порождались враждой между цирковыми партиями: венетами и прасинами. После кончины Юстиниана, который покровительствовал венетам, прасины рассчитывали на реванш, и вот, чтобы успокоить страсти, Юстин прибегнул к остроумному способу воздействия на горячие головы болельщиков, ажиотаж которых часто приобретал политический окрас и нес угрозу мятежа, подобного тому, что потряс государство в первые годы правления Юстиниана: он «послал свой приговор обеим партиям в таких выражениях: венетам приказал сказать: Царь Юстиниан для вас умер; а прасинам: Царь Юстиниан для вас жив. И услышав это, партии притихли и уже не ссорились между собой» 480 . Популярности Юстина способствовало возобновление им консулата, упраздненного Юстинианом как республиканской институции, совершенно утратившей свое первоначальное значение, тем более что, за редкими исключениями, консулами давно уже ставились сам император и его близкие родственники, в особенности те из них, кто имел сан цезаря. Год от Рождества Христова 567-й (по эре, которой пользовался Феофан Исповедник , – 559-й) и от сотворения мира 6059-й был обозначен именем консула Юстина. Возведение императором себя в это звание сопровождалось по традиции раздачей гражданам денежных подарков и празднествами – бегами на ипподроме и другими увеселениями. При Юстине в Константинополе велось масштабное строительство: была сооружена церковь апостолов Петра и Павла, расширен пристройкой двух апсид храм Богородицы Влахернской, после чего эта церковь получила в плане вид креста. В квартале Халкопратиев, что значит медников, была снесена синагога и на ее месте воздвигнута церковь в честь Божией Матери. В 569 г. император «начал строить дворец… во имя жены своей Софии под тем предлогом, что там, в храме Архангела, погребен сын его Юст, умерший еще до его воцарения, когда Юстин был куропалатом. И украсил царь сей дворец различными многоценными мраморами» 481 . Он построил дворец на одном из Принцевых островов вместе с храмом Святых бессребреников. При нем был восстановлен акведук, созданный еще во времена императора Валента, и расширен водопровод, так что была снята проблема нехватки питьевой воды, из-за которой у общественных фонтанов ранее вспыхивали массовые драки. Еще одним сооружением, которым пользовались жители города, стали термы Тавра, названные также Софиевыми, в честь августы. В 573 г. в Константинополе было начато строительство нового маяка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010