24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В ту пору он уже знал, по-видимому, об измене Мавра, и когда флот, направлявшийся из Херсона, повернул на его глазах на запад, Юстиниан «зарычал, как лев» и поспешил к тому войску, которое было собрано в Даматрии. Между тем, флот Вардана успел прибыть в столицу, которая сдалась ему без сопротивления. Илия, пылавший местью к Юстиниану за гибель детей и позор жены, взял на себя поручение справиться с кровным врагом и с кавалерийским отрядом направился в Даматрию. Первым делом Вардана в обеспечении своего положения было убийство младенца-августа Тиверия, которого Юстиниан оставил в столице. Бабушка Тиверия, Анастасия, укрыла внука в храме Влахернской Богоматери, навесила ему на шею разные святыни, дала в одну руку древо Креста Господня, а другой приказала держаться за престол. Убийство Тиверия было поручено патрицию Мавру и спафарию Иоанну Струфу. Когда первый вошел в храм, чтобы вывести оттуда младенца, Анастасия пала пред ним на землю и, хватая его за ноги, молила пощадить жизнь невинного малютки. Иоанн снял с Тиверия покрывавшие его святые предметы и возложил их на себя, положил Крест на престол и вывел его из храма. В воротах стены, носивших имя Каллиника, убийцы разложили Тиверия на пороге, сняли одежду и зарезали, «как ягненка», приказав похоронить его в церкви Бессребреников, носившей имя Павлины. Илья без труда склонил войско, собранное в Даматрии, отложиться от Юстиниана и признать нового императора. Болгарам было дано клятвенное обещание препроводить их обратно к их хану. Никто не защищал Юстиниана. Илия сам отрубил ему голову и отослал ее через спафария Романа Вардану. Тогда же погиб сохранивший верность Юстиниану комит Опсикия, протопатриций Варасбакурий, пособник его возвращения на царство. Он находился в столице, бежал, был схвачен и казнен. Кроме Варасбакурия были казнены и другие люди высокого положения, близкие Юстиниану. Голова Юстиниана была отослана на запад, побывала в Риме и Равенне, где на это зрелище сбегалось со злой радостью население и особенно женщины, потерявшие своих близких от его жестоких казней.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Евфимий в момент вступления Льва на престол подвизался в монастыре великомученика Феодора у Источника ( ν τ Πηγ) и уже был славен своими подвигами. Заняв трон, Лев тотчас же поспешил к нему испросить молитв и наставлений. Встреча царя с подвижником была самая трогательная. Увидев Евфимия, Лев склонил свою голову к его ногам, покрыл себя его паллием, лобызал и орошал радостными слезами его одежды, громко возвещая о силе его святой молитвы и благотворности его наставлений. Присутствующие были сильно изумлены таким поведением царя. Подвижник сказал несколько слов относительно душевного спасения и хотел было отпустить Льва. Но царь не удовлетворился этим: он имел ненасытимое желание слушать и поучаться у Евфимия. В ответ на это желание подвижник дал ему ряд христианских наставлений относительно управления, рекомендуя во всех делах справедливость и благочестие, милость и сострадание. При прощании он напутствовал его многими молитвами. 407 И в последующее время Лев нередко прибегал к Евфимию за советами. Влияние подвижника на царя было очень велико. Царь глубоко верил в его святость, беспрекословно выслушивал его обличения и исполнял все его желания. 408 Евфимий был всегда дорогим гостем для царя и его супруги Феофании. 409 Желая иметь его постоянно при себе, Лев предложил ему переселиться из пригородного монастыря великомученика Феодора в монастырь св. Сергия, находившийся по соседству с дворцом. Но Евфимий нашел неудобным селиться в чужом монастыре, расположенном к тому же в центре города, и просил царя построить монастырь специально для него, по соседству с монастырем Студийским. Царь охотно согласился на просьбу Евфимия, приобрел на свои деньги указанное им место, осмотрел его совместно с подвижником и сделал распоряжение о постройке монастыря. 410 Монастырь был воздвигнут с необыкновенной роскошью и наделен большими дарами. Его храм был посвящен свв. бессребреникам – Косьме и Дамиану, а сам монастырь получил название να μον το Ψαμαθα. 411 Освящение монастыря состоялось при участии патриарха, царя, монахов монастырей – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

По обычному порядку доклад Нессельроде с царской резолюцией был переписан и направлен в Святейший Синод «для зависящего, в чём следует, исполнения». 26 июня Синод «признал полезным возложить исполнение означенного высочайше одобренного предположения на находящегося при миссии нашей в Вене архимандрита Порфирия Успенского ». Большой удачей надо признать, что для этой цели был избран архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) – не только «по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими», как представлял Синод, но и как человек особой духовной широты, выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник 14 . На первый раз он провёл в Иерусалиме около восьми месяцев – достаточно, чтобы разобраться в местных делах, войти в доверие к Святогробскому братству, в ведении которого находятся, как известно, не только Храм Гроба Господня, но и все епархии и монастыри Палестины. Подробный отчёт был представлен архимандритом 6 января 1845 г. по субординации константинопольскому послу – Порфирий был в двойном подчинении: МИДа и Синода. Главным в его отчёте был вывод о насущности создания в Иерусалиме духовной миссии как постоянного представительства Русской Церкви при патриархатах Востока. После ещё двух лет дипломатических формальностей и министерских проволочек доклад об учреждении миссии, представленный императору по-прежнему не Синодом, а всё тем же Нессельроде, был утверждён резолюцией Николая I от 11 (23) февраля 1847 г. Эту дату Церковь и отмечала в 1997 г. как день рождения миссии 15 . Граф H.A. Протасов, как и в прошлый раз, направил копию записки с царской резолюцией: «Быть по сему» членам Синода для исполнения. 31 июля 1847 г. последовал указ Святейшего Синода на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония (Рафальского), в ведении которого находились по положению зарубежные миссии и церкви. Данный указ впервые, кажется, называет основываемое учреждение «Российской духовной миссией в Иерусалиме» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Одному из древнейших православных храмов Ближнего Востока грозит обрушение 21 июня 2005 г. 18:41 Сирия. SOP: Церковь св. великомученика Георгия в Эзре (Хоран, VI в.) срочно нуждается в проведении ремонтных работ. Храм может обрушиться в любой момент. Церковь св. Георгия расположена к югу от Дамаска, в Хоране, неподалеку от пределов Святой Земли, в местности, из которой вышли св. бессребреники Косма и Дамиан и св. Максим Исповедник. В античные времена город Эзра был важным торговым и культурным центром Ближнего Востока, в византийскую эпоху здесь располагалась епископская кафедра, сегодня это составная часть архиепископии Босра (Антиохийский Патриархат). Именно в этих краях, по преданию, принял мученическую кончину св. Георгий Победоносец. Церковь в его память была сооружена в 515 году на месте бывшего языческого храма. До XIII в. в ней пребывали реликвии великомученика Георгия. В храм устремлялись тысячи паломников, причем среди них были и мусульмане. В первой половине XIX в. здание церкви сильно пострадало, а в 1899-м в результате землетрясения обрушился храмовый купол и дали трещину стены. Новый купол был сооружен на личные средства будущего царственного страстотерпца, российского императора Николая II. Храм св. влкмч. Георгия возведен из черного базальта и расценивается специалистами как уникальный памятник церковной архитектуры не только Ближнего Востока, но и всего православного мира. Зодчие снабдили его оригинальной системой естественного освещения, которая, по всей видимости, повлияла на архитектурные решения Константинопольского храма Святой Софии (завершен в 537 г.) Сегодня стены Георгиевской церкви вновь испещрены трещинами, крыша дала течь, а старая система электропроводки в любой момент может стать причиной пожара. Храм нуждается в срочном проведении реставрационных работ. Попечением правящего архиерея, митрополита Саввы, при архиепископии Босра создан Комитет друзей церкви св. Георгия, задача которого — сбор средств, необходимых для спасения уникального памятника православной духовной культуры. Контакты: Греко-православная архиепископия, улица Kanawat, B P 18, Суэйда, Сирия. Тел: (963) 216232459. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/26176.html

13 июня 1842 г., т.е. почти через полтора года после записки Протасова, вице-канцлер граф К.В. Нессельроде представляет императору программу крайне осторожных церковно-дипломатических мероприятий. В Иерусалим по предложению главы российского внешнеполитического ведомства должен быть направлен архимандрит (для сравнения: англиканская церковь , как мы видели, посылает туда епископа, а католическая «патриарха»), который, по инструкции, даже не является официальным представителем, а едет как частное лицо и к тому же инкогнито. К счастью, для русского дела в Палестине был избран архимандрит, впоследствии епископ Порфирий (Успенский ; 1804–1885) – не только «по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими», как представлял Синод, но и как человек чрезвычайных дарований и духовной широты, выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник 37 . В первую поездку он провел в Иерусалиме около восьми месяцев – достаточно, чтобы разобраться в местных делах, войти в доверие к Святогробскому братству, в ведении которого находятся не только храм Гроба Господня, но и все епархии и монастыри Палестины. Подробный отчет был представлен архимандритом 6 января 1845 г. по субординации посланнику в Константинополе В.П. Титову – Порфирий был в двойном подчинении: МИДа и Синода. Главным в его отчете был вывод о насущности создания в Иерусалиме Духовной миссии как постоянного представительства Русской церкви при патриархатах Востока. После еще двух лет дипломатических формальностей и министерских проволочек доклад об учреждении Миссии, представленный императору по-прежнему не Синодом, а МИДом, все тем же Нессельроде, был утвержден резолюцией Николая I от 11(23) февраля 1847 г. Эту дату Церковь и отмечала в 1997 г. как день рождения Миссии 38 . В феврале 1848 г. первый состав Миссии (архимандрит Порфирий в качестве начальника и иеромонах Феофан (Говоров), будущий Святитель Феофан Затворник , великий богослов и подвижник Русской церкви, в качестве его помощника, с несколькими послушниками) прибыл в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Преподобный Феофилакт, исповедник, епископ Никомидийский Аудио Святой Феофилакт родился около 765 года и происходил из простого звания. Еще в молодости он оставил отечество и отправился в Константинополь. Там он поступил на службу к святителю Тарасию, когда тот был еще протасикритом. Когда Тарасий по воле Божией был возведен на патриарший престол (784), Феофилакт принял иночество в монастыре, который Тарасий основал на левом берегу Босфора. Вместе с ним в эту обитель пошел святой Михаил, будущий епископ Синадский. Друзья по духу, они предались подвижнической брани, денно и нощно размышляя над словом Божиим, отвергая всякое удовольствие и не уступая желаниям тела. Однажды летом, вместе со всеми монахами страдая от жажды, они широко открыли монастырскую цистерну и дали воде вылиться на землю, не выпив ни капли. Подвижники так истончили свою плоть, что благодать Божия вселилась в их души, просветив также и их тела, – и святые являли собой живой образ добродетели. Святой Тарасий, не желая оставлять светильники под спудом, возвел своих учеников против их воли в епископское достоинство: святой Михаил стал митрополитом Синады, во Фригии, а святой Феофилакт был поставлен для знаменитого города Никомидии в Вифинии. Новый пастырь, подражая служению в Константинополе своего духовного отца, не ограничился наставлением в истинной вере и тем, что подавал пример евангельского образа жизни, но с усердием совершал множество благих дел. Как некогда святитель Василий в Кесарии, он создал в Никомидии настоящий город милосердия: выстроил двухэтажные дома со всем необходимым для ухода за больными, организовал лечебницу с врачами и больничными служителями, в которой исцеляли не только тела, но и души. По его указанию поблизости был построен храм, посвященный святым бессребреникам Косме и Дамиану. Каждую неделю, по окончании всенощного бдения, он предоставлял горячую баню больным из этих лечебниц и, препоясанный лентием, сам омывал их язвы, словно Христос. Отец сирот и защитник вдовиц, он с состраданием пекся о нуждах духовных овец. По примеру святого Тарасия он завел списки, куда заносились имена всех бедняков города, чтобы распределять среди них ежемесячную милостыню.

http://pravoslavie.ru/60251.html

Кир (иногда в научной литературе ошибочно называемый Кириллом), время жизни к-рого приблизительно относят к XI-XII вв. В 1071 г. Кастория выдержала осаду болг. войска Константина Бодина (впосл. болг. царь Петр III), в 1082-1083, 1096 и 1185 гг. была захвачена норманнами. Возможно, в память об изгнании норманнов в 1083 г. визант. войсками был построен и украшен фресками храм мон-ря Мавриотисса на берегу оз. Кастория, в 3 км от города,- по преданию, именно на том месте высадились имп. Алексей I Комнин и полководец Георгий Палеолог перед штурмом крепости. В XII в. в Кастории начинается период расцвета, благоприятный для строительства и украшения церквей. Анна Комнина говорит о Кастории как о значительной крепости и о происхождении ее названия от греч. слова κστρον - замок ( Ann. Comn. Alex. VI 1. 1); это мнение расходится с более поздней этимологией, связывавшей этот топоним с обитавшими в озере бобрами (κστωρ - бобр). В XII в. ал-Идриси назвал Касторию богатым городом. От комниновского периода сохранились украшенные фресками церкви прп. Стилиана или прп. Алипия, вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы и свт. Николая Чудотворца Каснициса, а также росписи 2-го слоя в ц. св. Бессребреников и нек-рое количество икон, происходящих из местных храмов. Эти материальные данные и упоминания в письменных источниках свидетельствуют о том, что Кастория в XII в. была не только богатым и многолюдным городом, но и значительным культурным центром, связанным с Охридом , Фессалоникой и Константинополем . После захвата К-поля крестоносцами (1204) Кастория сначала вошла в состав Второго Болгарского царства (хотя, возможно, это произошло еще в 1203 г. ( Примов Б. Утвърждаване и териториално разширение на Втората българска държава в края на XII и началото на XIII в.//История на България. София, 1982. Т. 3. С. 136; Kravari V. Villes et villages de Macédoine occidentale. P., 1989. P. 40-41)). После смерти болгарского царя Калояна Кастория была занята крестоносцами. В 1208 г. папа Римский Иннокентий III назначил в Касторию лат.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Монастырь расположен в северо-западной части острова Эвбея ( Греция ), в 13 км от дер. Ровьес, у подножия горы Каваларис. Основан в 1540 году прп. Давидом Эвбейским . В поисках подходящего места для уединения он пришел на остров Эвбея и поселился в пещере в горах, недалеко от совр. городка Лимни. Вскоре к нему стали приходить иноки и он решил построить монастырь в честь Преображения Господня. За пожертвованиями прп. Давид отправился по разным областям Греции, в Дунайские княжества и в Россию, где собрал значительные средства. После кончины прп. Давида (ок. 1600) монастырь носит его имя. В обители находятся мощи основателя, а также некоторые личные вещи: епитрахиль, кадило и др. Прпп. Давид и Иаков (Цаликис) Эвбейские - настоятели монастыря в честь Преображения Господня В 1638 году монастырь стал ставропигиальным и подчинялся напрямую Константинопольскому патриарху. Об этом событии сообщалось в грамоте, которая была выдана патриархом Кириллом I Лукарисом . В годы турецкого ига монастырь был прибежищем жителей окрестных городов и деревень, в нем действовала греческая «тайная школа». Сохранились исторические документы, свидетельствующие об участии монастыря в национально-освободительной войне 1821-1829 гг. Иноки во главе с игуменом обители архим. Иоакимом помогали греч. войскам материально и организовали госпиталь на территории монастыря. В 1824 г. турки напали на обитель, убили всех насельников и сожгли монастырь. После освобождения Греции монастырь был восстановлен. От древних построек осталась лишь часть восточного крыла с церковью во имя св. Бессребреников, украшенной фресками XVIII в. В 1870 году собор монастыря, посвященный Преображению Господню и прп. Давиду Эвбейскому, был разрушен землетрясением и вновь отстроен в 1877 году на средства игум. Анфима (Ангелиса) . Он представляет собой одноглавый крестово-купольный храм с притвором, фрески отсутствуют.

http://drevo-info.ru/articles/25907.html

Календарь Материалы 6 апреля 2009 г. [Встреча с Православием/Проповеди] Святитель Прокл, патриарх Константинопольский Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня, братия, сказать Ей слово похвалы, полезное и для пришедших на это церковное торжество. Оно составляет похвалу жен, славу их пола, какую (славу) доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь, и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Ольга Кирьянова Продолжением празднования Благовещения на Святой Земле является уникальный праздник «Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов», отмечаемый в русском женском Горненском монастыре в Айн-Карем: из Троицкого собора Русской духовной миссии перевозят сюда, к источнику Божией Матери, икону Благовещения, навстречу которой из обители выносят старинную икону «Целование Божией Матери с праведной Елисаветой». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Николай Лесков. Инженеры-бессребреники : Их не в силах были изменить ни среда школы и ее направление, ни самый лестный фавор, ни строгое осуждение, ни укоризны трусостью как пороком, который должен бы несносно уязвлять благородное чувство, если бы оно не видало себе оправдания в идеале высшем. [Поместные Православные Церкви/Японская/Публикации] На земельном участке семьи Хатакэяма в Магата всего за три месяца был возведен деревянный храм. 31 июля 1892 года он был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Все 18 икон храма написаны Ириной-Рин Ямасита. В храме имеется икона «Воскресение Христово», точная копия подаренной в 1891 году цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору-страстотерпцу, святителем Николаем Японским. Василий Ирзабеков Выступая на Чтениях, я призвал присутствующих не смеяться над Шишковым, а плакать о сегодняшнем дне языка нашего, когда порой родители детей своих не понимают. Не миновала эта чаша и меня, когда несколько лет назад моя младшая дочь попросила купить ей – и тут внимание – скутер. Я несколько растерялся, ибо впервые не понял своего ребенка. Когда же с ее стороны последовало объяснение, и я воскликнул: «Так это же самокат!», наступил ее черед выразить свое недоумение: «Что?!» Новости 6 апреля 2009 г.

http://pravoslavie.ru/archive/090406

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010