Наконец он остановился при слиянии р. Выми с Вычегдой, там, где тогда было главное гнездо Зырян, откуда простирались они далее по Вычегде, Выми и Сысоле 316 . Здесь, где жила самая знать Зырян, Стефан с особенной ревностью стал проповедовать небесные истины. Простые сердцем с изумлением слушали нового проповедника и потом крестились. Сперва немного было таких, которые решались расстаться с привычным суеверием. Блаженный Стефан благодарил и за то Господа, и построил при устье Выми храм в честь Благовещения, «праздника начального из всех праздников», празднуемого в марте, «начальном из всех месяцей». Он открыл в нём Богослужение на Зырянском языке, дабы каждый мог сам сличать учение христианское с мыслями и делами суеверия. Но невежество было слишком велико, – оно требовало вразумления ещё более поразительного. Предметом самого высокого благоговения служила для Зырян «прокудливая берёза», громадная по толщине и вышине, стоявшая на возвышенном месте. К ней собирались Зыряне с разных сторон и приносили лучшие добычи звероловства. Стефан, поставивший себе келью не вдалеке от берёзы, пользовался собраниями суеверов к берёзе, чтобы учить их святой истине. Но она же была самым сильным препятствием успеху его проповеди. Она, так давно чтимая, держала в очаровании умы и сердца суеверов. Название «прокудливой» дали ей от того, что о ней рассказывали вещи, то пугавшие, то восторгавшие воображение суеверов. Св. Стефан помолился Богу и решился рассчитаться с прокудливым духом. Он срубил и потом сжёг прокудливую берёзу. Он понимал, что возбудит тем злобу фанатиков, но – предал себя в волю Божию. Язычники, узнав о гибели божества своего, сбежались, готовые убить Стефана. Не отвечая ни на брань, ни на угрозы, он молился Господу. Спокойствие и кротость, с какими встречал близкую смерть св. Стефан, поразили Зырян; других удержал от убийства и страх перед Москвой за посла её. Когда волнение несколько утихло, проповедник сказал Зырянам: «судите сами, сильны ли боги ваши, когда не могут защищать себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха, и зрения? И от меня слабого не умело защитить себя ваше божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поддерживал связи с даниловской группой и др. непоминающими , но не примыкал ни к одному из движений, оппозиционных митр. Сергию, заявляя, что до получения разъяснений от Патриаршего Местоблюстителя остается «сдерживающим началом» в Церкви. В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. написал и разослал ок. 150 посланий, в которых противопоставлял Церкви как адм. структуре, нуждающейся в гос. легализации, Церковь как «богоучрежденный и таинственный союз всех верующих во Христа». Часто писал о наступлении «последних времен» для Церкви, когда внешнее благолепие храмов потеряет свое значение и для сохранения неповрежденной святости и чистоты веры нужно уйти в «катакомбы», в «пустыни». Первоначально он не поддерживал распространенное среди радикальных противников митр. Сергия мнение о его безблагодатности, позднее его позиция стала более жесткой. 27 ноября 1929 г. был арестован в Стародубе как «руководитель церковной контрреволюционной группировки», помещен в смоленскую тюрьму. Обвинялся в «организации активного противодействия мероприятиям соввласти, направленным против церкви», в «подготовке перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)» и в «контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию». На следствии отверг основанные на доносах обвинения в организации «конспиративных контрреволюционных собраний»; в письме в областной отдел ОГПУ подчеркнул аполитичность «истинного православного» течения в Церкви, писал о бесперспективности борьбы гос-ва с Церковью, поскольку «невозможно уничтожить вековечную идею христианства, ибо она в духе человека» . 28 мая 1930 г. был осужден Коллегией ОГПУ по Западной обл. на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Соловецком лагере на Анзерском острове, освобожден по инвалидности в конце ноября 1933 г. В начале 1934 г. прибыл в Херсон . В конце февраля на приеме у заведующего отделом по делам религиозных культов при ВУЦИК архиерей сообщил, что не намерен заниматься церковно-административной деятельностью, после чего переехал в окрестности Глухова - жил в с. Берёза и на хуторе Светлом , затем поселился в Нежине . В этот период продолжал переписку со своими единомышленниками, в т. ч. с Угличским архиеп. сщмч. Серафимом (Самойловичем) , встречался в Киеве со схиархиеп. Антонием (Абашидзе) . В феврале посетил митр. Кирилла (Смирнова) в Гжатске , где ознакомился с письмами митр. Петра (Полянского) к митр. Сергию. Патриарший Местоблюститель предлагал своему заместителю «исправить допущенную ошибку... устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия» . Еп. Дамаскин воспринял эти слова как основание для прекращения полномочий заместителя местоблюстителя, не обращая внимания на то, что митр. Петр призвал митр. Сергия продолжать руководство церковной жизнью .

http://drevo-info.ru/articles/15926.html

На все получили благословение нашего духовного пастыря отца Игоря, он же по благословению Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона освятил иконы, крест и купол часовни, а также все дома и хозяйственные помещения заимки. Отец Паисий, игумен рязанского Иоанно-Богословского монастыря , наш дорогой гость, также участвовал в освящении закладки одного из домов. В нашей часовне уже крестилось от отца Игоря множество людей как детей, юношей, так и взрослых. Все гости, а это охотники, геологи, биологи, егеря, лесники, служилый люд, профессура научных институтов и университетов, жители Старососедова и окрестных деревень, других областей нашей страны и зарубежные гости обязательно посещают нашу часовню и молятся в ней… А что такое Салаир? Салаир это меридиональный кряж, проходящий между Новосибирской и Кемеровской областями, первые возвышенности его разделяют Искитимский и Маслянинский районы. Холмы и лога здесь поросли смешанным лесом (сосна, берёза, осина, редко лиственница), конечно, в последнее время основательно вырубленным, особенно это касается хвойных пород. В уединённой долине располагается наша заимка в окружении все ещё хорошего леса. На арендованной земле развели небольшое хозяйство, естественно, затратного типа, держим кроликов, птицу, лаек чистой западно-сибирской линии, медведя, барсуков и других животных для натаскивания собак. Заимка напоминает небольшой хутор, для которого и понадобилась, как раньше у всех православных людей, часовня . Вы геолог, а есть ли у Вас, кроме специальных работ, художественные произведения? Есть книга стихов «Салаирская рапсодия», в которой воспета наша маленькая лесная страна, наша заимка и её замечательные люди, мои дорогие товарищи. Есть книга прозы «Египет: в стороне от туристских дорог», в которой описана работа советских геологов вместе с египетскими геологами в Египте, а также красоты его городов, египетских пустынь, Красного моря, египетских, христианских (коптских) и исламских древностей. Недавно вышла книга моих воспоминаний о работе на Памире «Восхождение к подножию Солнца». И есть ещё не опубликованный дневник, который я вел с 1989 года «Хроника апокалипсиса нашего времени», в котором нашли место мои заметки о времени распада СССР и о последовавшей за ним гражданской войне в Таджикистане.

http://azbyka.ru/way/akademik-vladimir-b...

Он по возможности приготовил их к принятию христианства, заповедав им в продолжение известного времени ходить к церкви Божией в качестве оглашённых и усердно уча их в это время истинам христианской веры. Крещённым нужно было дать духовенство и устроить у них надлежащим образом богослужение. Это и было непосредственным дальнейшим делом Стефана. Из среды крещённых он набрал мужей, юношей и детей, которые бы могли быть поставлены в священники и на прочие церковные должности и начал учить их чтению по своей ново-изобретённой зырянской азбуке и совершению служб по своим ново-переведённым зырянским книгам. Те из набранных кандидатов, которые по своему возрасту тотчас же после обучения могли быть поставлены в священники и на прочие церковные должности, были посланы им в Москву для посвящения. В то же время он поставил в Усть-Выме ещё две церкви. Церкви эти, поставленной именно на том холме, на котором стояла сожжённая кумирня, были во имя Николая чудотворца и архангела Михаила. Построение последней церкви, по сохранившемуся преданию, соединено было со стороны Стефана с одним деянием, сходным по смыслу и по цели с сожжением кумирни и представлявшими собой повторение деяние Бонифациева. На холме, близко или не близко от бывшей кумирни, стояла огромная берёза или огромная ель, к которой народ имел великое благоговение, как к своего рода божеству (может быть, принимая её за обиталище какого-нибудь бога или многих богов). Священное дерево, к которому никто не смел приступиться, Стефан срубил своими собственными руками и поставил церковь так, чтобы пень дерева служил основанием для её престола 514 . Народ зырянский в лице Усть-Вымлян склонился к решению принять христианство вместо язычества, но были против этого решения зырянские волхвы и кудесники. Эти последние употребляли все свои усилия, чтобы отвращать народ от Стефана и от его новой московской веры. Знаменитейшим между кудесниками зырянскими, их старейшиной и главой, был в то время кудесник по именн Пам 515 . Находясь в возрасте дряхлой старости и имея жительство не в Усть-Выме, а довольно далеко от него 516 , он, как кажется, сначала не принимал участия в борьбе против Стефана, предоставляя её товарищам более молодым.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Апофеоза кампания по ополячиванию правосл. Церкви достигла в 1938-1939 гг. 18 нояб. 1938 г. высшими должностными лицами гос-ва был подписан «Внешний устав Польской автокефальной Церкви». Устав усилил зависимость правосл. Церкви от светской власти и содержал обоснование полонизации Церкви. В кон. 1938 г. в разных городах Польши появились отд-ния основанной в 1935 г. в Белостоке орг-ции «Поляки православного исповедования». При поддержке местных властей эти объединения осуществляли полонизацию правосл. приходов. «Общество православных поляков» в Вильно с 1 янв. 1939 г. издавало ж. «Dwutygodnik prawosawny». Православный епископат в Польше пополнился 2 поляками. 12 нояб. 1938 г. в Почаевской лавре были пострижены в монашество вдовые протоиереи Георгий Шреттер и Константин Семашко, 13 нояб. они были возведены в сан архимандрита. 27 нояб. состоялась хиротония Тимофея (Шреттера) во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии. На следующий день Матфей (Семашко) был поставлен епископом Браславским, викарием Виленской епархии. Правосл. паства настороженно встретила новых архиереев. Бискуп Матеуш, как его называли в народе, должен был проводить полонизацию непокорной Виленской епархии, он фактически отстранил архиеп. Феодосия от управления кафедрой. В защиту Православия регулярно выступали сенаторы Богданович и Н. С. Серебренников. Богданович сравнивал гонения на правосл. Церковь в Польше с гонениями в СССР. В авг.- нач. сент. 1939 г. прошли аресты ряда общественных деятелей национальных меньшинств. В числе арестованных были Богданович, несколько правосл. священников, отправленных в концентрационный лагерь Береза-Картуска (совр. г. Берёза, Брестская обл. Белоруссии). К янв. 1939 г. в Виленском воеводстве насчитывалось 156 правосл. священнослужителей (из них 113 белорусов, 35 русских, 5 поляков), 290 390 верующих, согласно офиц. данным. Действовали 119 православных приходов (98 самостоятельных и 21 «филиальный» приход), 208 храмов и 43 часовни. Также к Виленской епархии относилось 53 храма на территории сев. повятов Новогрудского воеводства: Воложинского, Лидского, Столпецкого и Щучинского, в которых проживало ок. 200 тыс. православных. Всего в Виленско-Лидской епархии насчитывалось 172 храма и 170 священников, ок. 504 тыс. верующих, из которых большинство проживало в Глубокском, Вилейском, Молодеченском и Дисненском округах.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Марина Все семейные проблемы улеглись Приезжала к Батюшке в конце 2011 года, были проблемы на работе и в семье, в отношениях с мужем. Очень просила его управить проблемы. В феврале 2012 года неожиданно узнала, что беременна. Ребенок был неожиданный и не запланированный (старшему сыну было 10 лет). Вот так, по молитвам Батюшки, управились все проблемы: с работы ушла в декрет, а после появления второго сына все семейные проблемы улеглись. Батюшка во всех тяготах мне помогает. Моли Бога о нас, преподобный отче Серафиме! Виктор Касьяненко Быть монахом или жениться? Это было, наверное, в 2004 году. Я поехал с паломнической группой в Дивеево. Нас встретила в Дивеевском монастыре одна из сестёр обители и повела по монастырю. Подвела к могиле Мотовилова, где берёза, и, рассказывая о служке преподобного Серафима, добавила, что сёстры всегда обращаются к батюшке Серафиму в сложных ситуациях, как к живому, и батюшка всегда помогает. Меня в то время мучил вопрос, как мне поступить: быть монахом или жениться. Я некоторое время подвизался в Николо-Тихоновом монастыре. Невесты у меня не было, и поэтому я думал, что мне делать. С этим вопросом я обратился к отцу Серафиму, и буквально через несколько секунд к монастырю подъехали со звуковыми сигналами несколько украшенных машин. Это была свадьба. Больше мне ничего было не нужно, так как ответ батюшки Серафима был настолько быстрым и настолько явным, что я понял всё. В результате в 2006 году я встретился со своей будущей женой, а в 2007 году мы поженились и обвенчались. Так вот преподобный Серафим помог мне. Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас! Евгения На рабочем столе буквально появилась икона Преподобного Молилась Преподобному об исцелении спины (у меня искривление со студенческих времен, и уже становилось заметно невооружённым глазом). Заниматься физкультурой всегда что-то мешало: то времени нет, то инструктора хорошего не могла найти. Когда окуналась в источник в Цыгановке — мечтала о чуде. Но батюшка Серафим мне помог иначе. Через неделю после возвращения из Дивеева у меня на рабочем столе на работе буквально появилась икона преподобного! Оказалось, что её нашел на улице наш сотрудник — мусульманин, подобрал и принёс на работу. Так она оказалось у меня, это было большое утешение!

http://pravoslavie.ru/63176.html

Финские боги бездны возведены были в христианское звание бесов и под кровом этого звания получили место в русско-христианском культе, обрусели, потеряли в глазах Руси свой иноплеменный финский характер: с ними произошло то же самое, что с их первоначальными поклонниками финнами, охваченными Русью. Вот почему русский летописец XI в., говоря о волхвах, о поверьях или обычаях, очевидно финских, не делает и намёка на то, что ведёт речь о чужом племени, о чуди: язычество, поганство русское или финское для него совершенно одно и то же; его нисколько не занимает племенное происхождение или этнографическое различие языческих верований. По мере сближения обоих племён это различие, очевидно, всё более сглаживалось и в сознании смешанного населения, образовавшегося вследствие этого сближения. Для пояснения этого племенного безразличия верований приведу сохранившийся в рукописи Соловецкого монастыря коротенький рассказ, единственный в своём роде по форме и содержанию. Здесь простодушно и в легендарном полусвете описано построение первой церкви в Белозерской стране на реке Шексне. Церковь оказалась на месте языческого мольбища, очевидно финского. В Белозёрском краю обитало финское племя весь; камень и берёза - предметы финского культа; но в рассказе нет и намёка на что-либо инородческое, чудское. РАССКАЗ О ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ НА ШЕКСНЕ. " А на Белеозере жили люди некрещеные, и как учали креститися и веру христианскую спознавати, и они поставили церковь, а не ведают, во имя которого святого. И наутро собрались да пошли церковь свящати и нарещи которого святого, и как пришли к церкви, оже в речке под церковию стоит челнок, в челноку стулец, и на стульце икона Василий Великий, а пред иконою просфира. И они икону взяли, а церковь нарекли во имя Великого Василия. И некто невежа взял просфиру ту да хотел укусить ее; ино его от просфиры той шибло, а просфира окаменела. И они церковь свящали да учали обедню пети, да как начали евангелие чести, ино грянуло не по обычаю, как бы страшной, великой гром грянул и вси люди уполошилися (перепугались), чаяли, что церковь пала, и они скочили и учали смотрити: ино в прежние лета ту было молбище за олтарем, береза да камень, и ту березу вырвало и с корнем, да и камень взяло из земли да в Шексну и потопило.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Сочинский старец 17.02.2022 16:33:14 Денис Серенко Русское старчество, как образец истинного служения Христу, в современном мире является спасительным якорем и примером для верующих людей, который может их удержать от того, чтобы их не унесло «вдаль» бушующее житейское море страстей, которое всё сильнее и сильнее обуревает церковный корабль и уносит в «морскую пучину» плывущих на нем. Роль и значение старчества в ХХ—ХХ I вв. еще недостаточно оценены и порой пренебрегаются в современной Церкви, при том что именно благодаря во многом старчеству Церковь не только сохранилась в тяжелые времена, но и получила большой прилив сил в лице тех священнослужителей и мирян, которые под благотворным влиянием старцев некогда пришли в Церковь, несмотря на богоборческие позиции советского государства (СССР).  Одним из духоносных подвижников нашего времени был сочинский старец схиархимандрит Симеон (Нестеренко). Отца Симеона любили и почитали многие верующие сочинцы и другие жители России и ближнего зарубежья. С 1993-го по 2010 год старец с организованной им общиной жил в Сочи, в селе Верхний Юрт; отошел ко Господу 6 декабря 2010 года, на 91-м году жизни. Родился будущий старец 1 сентября 1920 года в селе Берёза Глуховского района Сумской области в бедной крестьянской семье. До 15 лет пас скот у людей за еду и одежду. «Однажды он босой угнал стадо далеко в поле. Неожиданно ударил мороз. Пока добрался до дома хозяев, отморозил ноги. С этих пор начались его муки. Ноги почернели и опухли. Из гноящихся ран выходили осколки костей. Но он утешал себя воспоминаниями о Христовых страданиях и терпении многострадального Иова» С диагнозом остеомиелит обеих голеней Симеон в 1943 году поступил в Глинскую пустынь, где подвизался под руководством известных глинских старцев. В 1951 году, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, монаха Симеона рукоположили в сан иеродиакона. А в 1954 году, в день памяти святителя Григория Богослова, — в сан иеромонаха. «После принятия священнического сана ему приходилось вести долгие монастырские службы. Когда он служил на приходе, чтобы успеть на утреннюю службу, он с вечера полз на животе от хатки, в которой его разместили, до церкви. В церкви Господь давал ему силы служить Литургию.

http://radonezh.ru/2022/02/17/sochinskiy...

http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Церковь Святого равноапостольного Николая Японского - новопостроенная. Первая служба в ней состоялась в 2003 году. Церковь сооружена из дерева, произрастающего недалеко от сооружённой святыни. Этому помог местный леспромхоз. В храме находится икона равноапостольного Николая Японского с частицей его святых мощей, переданная Владыке Виктору, Архиепископу Тверскому и Кашинскому в 2003 году Митрополитом Японским Даниилом. Подвиг святителя Николая Японского подобен подвигу апостолов. Святой Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин, 1836-1912), архиепископ, основатель Русской Православной Церкви в Японии, родился 1 августа 1836 года в семье сельского диакона Димитрия Касаткина в Берёзском погосте Бельского уезда Смоленской губернии (ныне деревня Берёза Оленинского района Тверской области). Молодым юношей, окончившим Духовную академию и возведённым в сан иеромонаха, он в 1861 году отправился в незнакомую далёкую Японию - страну с иной культурой, мировоззрением, таящую множество опасностей для православного миссионера. Плодами его полувекового пастырского служения в Японии стали 31 984 обращенных в Православие и 265 православных церквей, в которых совершалось богослужение. Им были созданы Духовная семинария, катехизаторские школы. Святитель Николай построил в Токио по всем канонам русского архитектурного искусства огромный собор Воскресения Христова, который существует и поныне. В нём почивают сегодня святые мощи равноапостольного Николая Японского. Одним из величайших подвигов святого стало его бескорыстное служение российским военнопленным, попавшим в Японию во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Являясь единственным официальным лицом - представителем России, святитель Николай сделал всё, что было в его силах, чтобы спасти жизнь, физическое и душевное здоровье более 70 тысяч военнопленных солдат, матросов и офицеров. Церковь по статусу епархии является приходской. Настоятель: протоиерей Артемий Рублёв. Из книги: Справочное издание. Смирнова О. С. " Монастыри и храмы земли Тверской " . - Минск, ООО " Принтхаус " , 2011

http://sobory.ru/article/?object=14306

Схиархимандрит Симеон (Нестеренко) Старец Симеон родился 1 сентября 1920 года в селе Берёза Глуховского района Сумской области, в бедной крестьянской семье; отошел ко Господу 6 декабря 2010 года, на 91-м году жизни. Подростком нанявшись пасти скот, он обморозил ноги и до конца дней страдал остеомиелитом обеих голеней. «Когда он служил на приходе, чтобы успеть на утреннюю службу, он с вечера полз на животе от хатки, в которой его разместили, до церкви» . «Он часто повторял слова преподобного Антония Великого: Скорбями обретаем Бога”» . В 1943-м году он поступил в Глинскую пустынь, где подвизался под руководством известных глинских старцев. В 1958-м году иеромонах Симеон был изгнан из родной обители под давлением светских властей и по благословению старцев отправился на Кавказ, в Иверскую землю. Здесь батюшка служил в селе Лыхны (Абхазия), в древнем храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1959-м году он основал там общинку из нескольких послушниц, пожелавших посвятить свою жизнь Господу. Патриарх Грузинский Илия периодически его посещал и 2 августа 1979 года в Тбилиси произвел отца Симеона в сан игумена. 7 июля 1981 года в городе Цхакая Патриарх Илия возвел игумена Симеона в сан архимандрита. В годы грузино-абхазского конфликта старца Симеона вынудили покинуть Абхазию. С 1993 года он жил в окрестностях Сочи, в селе Верхний Юрт. Постриг в великую схиму архимандрит Симеон принял в 1997-м году, имя при постриге не менялось. Многие верующие приезжали к нему за духовным советом и благословением. У отца Симеона был особый дар рассудительности. Всем находилось у отца Симеона слово назидания и утешения. Всех он укреплял в вере. Всем обращавшимся к нему за духовным наставлением он всегда говорил и писал о покаянии: «Чада, умоляю всех вас, молитесь, ограждайтесь страхом Божиим и крепитесь духом. Мужайтесь в терпении. Чада, всем я вам одного желаю: покайтесь! Не поверите мне — поверите своим глазам, жнева придут, и горькие слезы рекой потекут. Берегите свою душу, дороже ее ничего нет у человека. В Священном Писании сказано: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит”(Мк. 8,36). Чада, поймите, закон евангельский был, есть и будет. Кто его изменит, кто его умалит, кто его не признает, погибнет неминуемо. Что в ваших силах, делайте, родненькие, творите добро всем и всегда. Бегите зла, греха, как огня, да не поймайтесь в сети вражия, которые в наше время раскинуты по всей вселенной, для всех малых и взрослых, и старых, и ученых, и простецов. Сила ада восстала во всей своей мощности и уловляет всех в свои сети. Пришло запустение, и при дверех суд Божий. Труден и тяжек путь в Царствие Небесное, но помощь Господня всегда готова на нем. А кто не испытывал горького, тот не может познать сладкого» .

http://pravoslavie.ru/149772.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010