Весь, вся, виçва, виçвã весь, вся Всеведый, виçваведас всеведущий Ветла, ветра тростинка. Л betula. Слова берёза сравнивают иногда с Санск. именем горной берёзы – бура. но без причины: тождество слов берег и гора, дают простую этимологию и смысл – горная. Тождество корней не есть ещё взаимная зависимость Ветхий, ветший, ветошь, bjam (bjamame) быть робким, страдающим, слабым и т. д.; Л. vetus. Смысл этого слова не ограничивался значением старости Вещь, вечã (от вич разбирать) жалованье. Р. слово прямо связано с корнем, а не с выводным словом. Впрочем, Санск. корень сомнителен. Предполагаю, что вечã есть неправильный отпрыск от корня вач : как бы договор Видить, витать, вид знать, обитать, Р. формы древнее и по смыслу вернее Санскритских. Л. vita. Первый корень ви, вить Визжать, визг, вичч (buччãjamu) говорить, издавать звуки причина вен (венати) разбирать, понимать Вить, ве (bajamu) ткать; Санскр. форма не первообразная Витязь и вить (в окончании мифических имён) вити блеск.Вывод от Викинг недостоин здравой этимологической науки Влага; Волга? валг двигаться.Впрочем, я считаю происхождение имени Волга иноязычным. Со словом влага , волога сравни ещё балã h а – вода Влачить, волочить, глуч (глочати) красть, тащить, вк хватать Влаяться, глã или гла (rлãjamu) утомляться Вне, вон, винã без, исключая; Церковное с-вене исключая Вой (воин), вã (вãти) вредить, обижать, убивать Волна, валун, варуна волна морская Волна (шерсть), урнã волна на овцах Ворожить, варн (baphajamu) говорить Ворох, вард наполнять Ворчать, арч (арчати) говорить молитву.Эти слова, по-видимому, не близки по смыслу, но созвучие замечательно, и слова, относящиеся к обрядам идолопоклонства значительно изменились в смысле. Можно сравнить ещё марч (марчати) – звучать Вор, воровать, вар (bapajamu) желать жадно, приобретать: выводные от Санскр. вар принимают б, вар и бар тождественны по смыслу; таким образом, объясняется глагол наш брать и тождество многих слов Санскр. и Слав., например, вãра h а и боров , которых значение одинаково. Смысл слова вороватый, хитрый, изворотливый сводит его также и с корнем ва

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Этнограф А. А. Попов записал следующий автобиографический рассказ шамана: «Больной оспой, этот будущий шаман три дня оставался без сознания, почти мёртвым, так что на третий день его ошибочно похоронили. Он видел себя спускающимся в Ад и после многих перипетий оказался на острове, в центре которого поднималась до Неба молодая берёза. Это было Дерево Хозяина Земли, который дал ему ветку, чтобы сделать бубен. Затем он очутился у горы. Проникнув в неё через отверстие, он повстречал голого человека, который работал с кузнечными мехами у стоящего на огне огромного котла. Человек схватил его, отрезал ему голову, а тело расчленил на маленькие куски и всё это бросил в котел. Он варил его три года, затем приковал его голову к наковальне. Под конец он выловил его кости, которые плавали в реке, составил их вместе и покрыл плотью. Во время своих приключений в другом мире будущий шаман встречал многочисленных персонажей – полубогов в виде людей или животных, и каждый из них открывал ему аспекты учения и секреты знахарства. Когда он очнулся в юрте рядом со своими, он был посвящён и стал шаманом» 72 . Рис. 7 Шаман О широком распространении подобных воззрений свидетельствует наличие «демонского посвящения» у аборигенов Австралии. Мирча Элиаде, ссылаясь на работу А.П. Элкина, описывает этот ритуал следующим образом: «Кандидата „убивает“ одно из Сверхъестественных Существ, которое затем производит несколько хирургических операций над его бездыханным телом: вскрывает ему живот и вынимает внутренности, которые заменяет другими, новыми, добавив некоторые магические вещества, или разрезает тело от шеи до паха, удаляет лопатки и бедренные кости, иногда лобную кость, вводит магические вещества и высушивает кости прежде чем вернуть их на свои места» 73 . Ритуал шаманской инициации На Тибете существуют тантрические 74 испытания, состоящие в том, что снежной зимней ночью на голом теле посвящаемого сушится определённое количество мокрых простыней. Неофит доказывает таким образом, что он может выработать в своём теле «психическое тепло». Примечательно, что у эскимосов подобное доказательство холодостойкости является несомненным признаком шаманского призвания.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

– мировая гора. Среди сибирских и дальневосточных народов существует представление о том, что верховный, уранический бог восседает на вершине золотой горы, возвышающейся посреди неба. У некоторых народностей она именуется «железной», ей даётся наименование Сумер или Сумур. Ряд мифов описывает её многоярусной, состоящей из трёх, четырёх или даже семи ярусов. Существует также представление о непосредственной связи мировой горы и Полярной звезды, которая воспринимается как «пуп Неба». Иначе говоря – это точка соприкосновения вершины и небесного центра, небесный omphalos 60 . В некоторых случаях оба эти символа – символ мирового древа и мировой горы – совпадают. М. Элиаде пишет о легендах, которые бытуют среди различных малых народов: «В легендах абаканских татар на вершине Железной Горы растёт белая берёза о семи ветвях. Монголы представляют себе Мировую Гору в виде четырёхгранной пирамиды с Древом в центре: как и Мировой Столп, оно служит богам в качестве кола для привязывания лошадей» 61 . Представления о «пупе земли» как центре мира и определяющих его предметах (мировом древе и мировой горе) имеют распространение не только в шаманизме, но и в более сложных религиозных мировоззрениях. Данные идеи являются отражением одного из самых распространённых религиозных архетипов – фундаментальных религиозных образов, хранящихся в сознании человечества 62 . Образ Вселенной как жилища. Imago mundi Imago mundi (с лат. – букв. «образ мира») – комплекс мировоззренческих представлений, в соответствии с которыми весь мир и обычное человеческое жилище соотносятся как макро- и микрокосм. Иначе говоря, жилище является малой действующей моделью Вселенной. Примечательно, что мир в архаических сообществах мыслится неким общим домом для всего человечества. Люди считали, что устройство мира подобно устройству человеческого жилища. И наоборот, человеческий дом должен по своему устроению копировать, воспроизводить устройство Вселенной. Подтверждением этому служат космологические парадигмы, отражающие образ Вселенной как жилища. В случае с шаманизмом это чум либо юрта.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

400 " Бистрица е старинно славянско речно име» (Георгиев 1960: 57). – Перечень славянских рек с наименованием Bistrica и относящаяся к данному вопросу литература приведены в кн.: Bezlay 1956: 62–64. 401 Перечень сербо-хорватских гидронимов, образованных на корне brz- " быстрый», приведен в словаре Даничича (Danii, 694–697. 402 Ср. обратное изменение > – опять-таки в зависимости от характера последующего слога: brati, drati, trna, vdova, prati (Кульбакин 1915: 31). Старославянские примеры даны в орфографии С. Кульбакина. О двойных рефлексах и.-е. в славянских языках и о колебаниях между r, r, и r, r см. также: (Бернштейн 1961: 268–270 и др.). Одно из возможных объяснений подобного расхождения и появления метатезных форм можно свести к реконструкции: и.-е. r > r (ср.: > r в Авесте) > r и r . 403 Форма с полногласием от корня brz- засвидетельствована в Ипатьевской летописи 3946 (1172 г.): бороздо вм. борзо. 405 Правда, здесь, возможно, отдельные варианты объясняются не явлением умлаута, а поздним смешением и в период начавшегося падения еров. 2 Статья была опубликована в сборнике: Этимология. 1967/Отв. ред. О.Н.Трубачев. М., 1969. С. 80–87. 406 Ср. также словенские гидронимы Berz – Berza (Stanislav 1948:1, 570; II, 48, 71–72). Умлаутная форма БРЬЗО засвидетельствована также в Супральской рукописи (125, 25). 407 Ср. также хорватский гидроним Brzaja (Bezlaj 1956: 93) и название правого притока р. Огоста – Бързия (Маринов 1958: II, 44–45). 408 Кстати наименование с суффиксом –ка, образованное от берёза, дало бы Березка, а не Березайка. 409 Река Березина в просторечии также называется иногда Береза (Максимов 1901: 331). Свидетельство Н. И. Максимова подтверждается также картой 1699 г., составленной для Петра I, где Березина обозначена как Beroza. 410 S. GKP., I, 145, где дается следующая характеристика Березины: «В., gdyjest wstanie normalnym, biey powolnie..., ale podczas wylewów pynie bystro unoszac со napotyka». Следовательно, быстрота течения во время половодья также могла явиться причиной наименования Березины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В общем, чтобы всё это восстановить, нужны очень большие инвестиции. Мы их пытаемся привлечь одним интересным проектом, который свяжет лесопильное производство с энергетикой района. Сейчас она работает на дорогом топливе – на соляре и угле, который с Воркуты и даже из Казахстана везут, по морю баржами доставляют. А ведь можно перейти на собственное, древесное топливо! Мы тут всё подсчитали. Леса в Лешуконском районе состоят на 35-40 процентов из деловой древесины, остальное можно использовать как дрова: это берёза, осина и то, что называется «балансы», которые обычно везут на ЦБК. Но ЦБК далеко, поэтому их выгоднее тоже на дрова пустить. Плюс ещё отходы от деловой древесины. Прилично набирается? Всё это пойдёт на отопление, и лесоразработки станут привлекательны по рентабельности. – Но это же прошлый век – котельные дровами топить, – не понимаем мы с Игорем. – Нет, это технология XXI века. Такой опыт уже есть на 25-м лесозаводе в Архангельске. Там на коре и щепках работает ТЭЦ предприятия, а опилок используется для производства древесных гранул. Этот вид топлива архангелогородцы поставляют в Европу, поскольку в России ещё нет рынка сбыта. Между тем топливо экологически чистое, с низким золообразованием: при сжигании тонны гранул остаётся всего 30 кг золы. При этом теплота сгорания тонны гранул соответствует 614 кг каменного угля или 423 кг дизельного топлива. Представляете? Мы ездили в Австрию к потенциальному партнёру – видели всё это своими глазами. – То есть можно надеяться, что здесь, на Севере, экономика наладится? – Конечно. Кстати, здесь ещё продолжают работать три очень неплохих рыболовецких колхоза – в Койде, в Долгощелье и в Ручьях, на самом побережье моря. Ещё сюда пришёл «Лукойл», собирается добывать алмазы. Пока что они трудоустроили 30 человек местных – это в основном водители, поскольку других специалистов здесь нет. Мужики, правда, жалуются на дисциплину, наши мезенцы ведь не привыкли к такому: курить за рулём нельзя, из машины выходить до свистка нельзя – в общем, такой «ужасный капитализм». Но ребята за 15 рабочих дней привозят домой по 45 тысяч рублей. По местным меркам это очень хорошо.

http://pravmir.ru/mezenskie-obety/

После чая Георгий отправился один покидать спиннинг. Я, пока ещё позволял дневной свет, принялся за чтение книг, присланных на конкурс литературной премии. Но довольно скоро на поляне сгустились сумерки, потому пришлось залезть в палатку и продолжить чтение при свете фонарика. Последнее, что ещё услышал снаружи, прежде чем глаза сами собой утомлённо сомкнулись: шаркающие звуки резиновых сапог по траве возвратившегося с рыбалки Шелехова; позвякивание посуды на раскладном столике под ольхой; визгливое движение молнии, застёгивающей полог соседней палатки. 5 Ночью начался дождь. Недаром постепенно весь прошедший день собирались на небе, тяжелели и кучнели облака. Капли дробно барабанили по палатке. Сквозь сон этот звук отчётливо слышался, но открывать глаза не хотелось. Лишь ненадолго приоткрыл полог, и снова улёгся на надувном матраце, сонно провалился в забытье. Только на всякий случай подальше отодвинулся от боковой стенки, чтобы она не промокла. Ветер разбушевался не на шутку. Скрипели раскачиваемые им вытянутые к небу ровные и высокие коричневые стволы молодых сосен. Шумела листвой, вольно раскинувшая ветки на краю поляны низкорослая, коренастая берёза. Над крошечной и такой ненадёжной палаткой что-то непрерывно ухало и свистело. Но странно – под тонким просвечивающим слоем искусственной ткани, через которую видно, как снаружи дождевые капли стремительно скатываются вниз, я ощущал себя уютно, словно находился в добротном и тёплом доме. Только к позднему утру ветер поослаб, дождь перешёл в мелкую моросящую пыль. Небо затянуло непроглядной серой пеленой, через которую не мог пробиться ни единый луч солнца. И хоть заранее решено, что сегодня день отъезда, настроение у меня всё ещё не было испорченным. Вчера перед сном решил, что утром для своих домашних наловлю рыбы, угощу вкуснятиной по рецепту Шелехова. Но в разыгравшуюся непогоду и думать об этом было нечего. Георгий, напротив, собрался на Медвежье. Хочешь – не хочешь, а надо снимать снасти. Поручив мне сборы к отъезду, Шелехов отправился в путь.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/29/...

Но что я все плачусь… Радуемся, несмотря ни на что. Вот в Москве два месяца висела реклама героев из истории России. По всему Кутузовскому проспекту едешь, а тебя приветствуют Жуков с портрета Корина, Александр Невский, Александр Суворов и, ура-а-а-а, Ушаков! Мне все в эти дни присылали Ушакова с билбордов, а потом ещё из других городов, Волгоград радовался… И у нас бывает праздник! Глядишь, и «не милорда глупого, — Белинского и Гоголя с базара понесёт» наш соотечественник, увидим мы Аксакова и Языкова, Шишкова и Державина, да что там, может, и Рубцова когда узрим в столице России. Чудны дела Твои, Господи, всё бывает… Только мы должны сами этого захотеть. А рассказы Вахита мы обязательно напечатаем в журнале, добром надо делиться, от того оно только прибывает в этом мире. В Надеждино у храма целая роща, рядом с берёзами таблички с именами писателей, которые сажали эти деревья за все тридцать лет, да нет, уже тридцать один год. Саша Сегень нашёл свою ёлку, которая вымахала вровень с алтарным куполом рядом с церковью. Ай как славно. Вот берёзка с табличкой Константина Скворцова, а вот Валентина Распутина… Ещё не ко всем поставили, но всё будет… Где-то здесь и отцовская берёза. Здравствуйте! Золотые пряди берёз сплетаются, и кажется, что деревья разговаривают родными мне голосами писателей. Распутин тихо что-то произнёс, Василий Иванович Белов возмутился чем-то, Костров поэтически пошутил, Лихоносов затянул нечто в бунинском стиле, а Скворцов прочитал свою «Матушку», которая пела… И папа тихо с любовью улыбнулся, глядючи на них… Длится и длится их неспешная, аксаковская беседа… Дом ремёсел в Надеждино. Хорошо, что всё живое, не только музейное… вписано в жизнь, во власть даже, и власть разного рода, и жёны их — они тоже аксаковское общество, фонд, каждый что-то делает, что-то значит в этом общем движении вверх, к Аксаковым, к классике, к высшему смыслу и идеалу. Душа ведь просит красоты и смысла, не важно, кто ты на этой земле. Наверное, не всё так идиллично и гладко, да и наверняка не все так радостно.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/15/vi...

Правильно, в язычестве сжигали человека, но чтобы проводить его в последний путь. Могилу и путь покрывали еловыми ветками. Почему именно еловыми, потому что ель имеет сакральный смысл, она забирает негативную энергию. То есть, человека когда хоронили, покрывали еловыми ветками, чтобы всю плохую энергетику ель забрала с собой, позже ее жгли. До сих пор мы хороним на кладбище человека как? Покрываем еловыми ветками, и весь путь тоже еловыми ветками, согласны? Это принесло языческий обряд, магия, обряд – как хотите, назовите. Дальше следующий факт. Параскева Пятница кто такая? Покровительница женщин, отмечают день именно пятницы, Макошь. Богиня Макошь – богиня судьбы, которая именно покровительница женщин, тоже пятница. Но Пятница тоже покровительница женщин, потому что в пятницу у женщины был как бы выходной-не выходной, женщина отдыхала, она не пряла, и по сей день считается, прочитайте: Параскева Пятница – покровительница рукоделия. Потому в этот день женщина не должна была прясти даже по церковному, это состыковка также. И православие, и язычество оно сплетено. Есть такой же еще святой Власий. Велес, потому что Велес покровительствует домашнему скоту. Ну никак не мог даже человек, который перешел в другую веру, отказаться от того, чтобы обращаться к своим старым богам, и ничего не пришлось православию, как просто взять их к себе. Макошь – Параскева Пятница, Власий – Велес. Так же и праздники. Ну не было в Православии масленицы, потому что это комоедица – чисто языческие обрядовые действия. До сих пор сжигаем куклу Мары в честь того, что темные боги перешли, начали властвовать светлые боги. До сих пор мы это делаем. Троица. Тоже мы украшаем березовыми ветками, это делалось раньше на Русальей неделе, потому что что такое береза? Как мы говорим, у нас в России женщину олицетворяет именно русская берёза. Страна как береза, именно береза, потому что сакральный смысл березы – это женщина. До сих пор почему завязывают веточки на березе женщины, потому что именно береза помогает женщине в ее женской силе, до сих пор ходят завязывать веточку те, кто хотят забеременеть. Мы в бане паримся каким именно веником? Не каким-то другим, а именно березовым.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/publichn...

Побывав во многих краях и землях, русский человек пел: «Всю-то я вселенную проехал, нигде милой не нашёл.//Я в Россию возвратился,//сердцу слышится - Привет»//. Вот так за возвращение на Родину, в родную землю, к родным глазам, любви он готов всем миром поступиться: «Всю Вселенную отдам». Его душа, его суть проявляется в разных делах, в разудалых поступках, часто и безумных, но яростно размашистых, как например, атамана Стеньки Разина, отдающего, «чтобы не было раздора между вольными людьми», «красавицу-княжну» Волге и грозно возвещающего всем: «Ничего не пожалею, буйну голову отдам!». И уже авторская песня К. Рылеева, ставшая народной, славит великого воссоединителя Сибири с Россией Ермака, горько оплакивает его гибель от внезапного нападения и видит, как бушует природа, как бушуют её ветры в дебрях. Конечно, дотошные исследователи объяснят истории и смысл песни, будут другие толкования, но я о другом: о том, что авторы часто обращаются к народным истокам, мотивам, темам и исследуют их, перепевая на новый лад и по-новому. Поэты России создавали действительно народные песни, как твёрдо заявлял композитор М. Глинка, «народ создаёт музыку, а мы её только аранжируем». И уже с конца XVIII, в XIX веке и позднее авторские тексты становились народными, и уже нет смысла многие из них не считать народными. В большинстве песенников песня «Славное море, священный Байкал» объявляется как народная, хотя слова в ней Дмитрия Давыдова, правда, подправленные народом. «Дубинушка» объявляется народной, хотя такой её сделал великий русский талант Фёдора Шаляпина, а в основе даже три стихотворения (В.Богданова, Л. Трефолева и куплет А.Ольхина) и один бурлацкий напев. «Степь да степь кругом» - в основе стихи И. Сурикова, а музыка народная. «Во поле берёза стояла» пишется народная песня, а как же, берёзонька же! Хотя, наверное, есть и автор. А уж у Некрасова -каждая песня народная - и знаменитая «Коробейники», «Ой, полным полна коробушка» или «Что так жадно глядишь на дорогу». Песни великих поэтов становились изысканными романсами: «Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил» Пушкина.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/20/...

«Какая я ловкая! Как хорошо я устроила своего птенца! Где-то он теперь? Верно, встречу его на юге». И она скорей полетела дальше. Золотое сердечко В роще росли рядом молоденькая Рябина, пожилая Берёзка и старый Дуб. Когда набегал ветерок, они шелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый Дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом. Когда ветер был сильный, голос Дуба слышен был по всей роще. Но всё равно Зоечка и её старая тётя не понимали ни шелеста, ни скрипа деревьев. В первый раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела земляника. Они брали ягоды, а на деревья не обращали никакого внимания. Прилетела серая тонкая птица, села на ветку молоденькой Рябины и закуковала: — Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! Тётя сказала: — Слышишь, Зоечка, — кукушка! Когда я была маленькой, мы пели про неё хорошенькую песенку. И тётя запела тонким жалостным голоском: Там вдали за рекой Раздаётся порой: Ку-ку! Ку-ку! Это птичка кричит У зелёных ракит: Ку-ку! Ку-ку! Потеряла детей, — Жалко бедненьких ей. Ку-ку! Ку-ку! Ку-куу!.. Тут голосок тёти задрожал-задрожал, а Зоечка горько расплакалась. Тётя погладила Зоечку по головке и сказала: — Золотое у тебя сердечко: всех-то жалеет! Тогда молоденькая Рябина зашелестела всеми своими разрезными листьями: — Слушайте! Слушайте! Ведь это ужасно глупая песенка! Кукушка совсем не теряет своих детей. Она нарочно подкидывает их в чужие гнёзда. Не жалейте, пожалуйста, Кукушку. Жалейте, пожалуйста, других птичек. Но Зоечка и её тётя не слушали шелеста листьев. А серая тонкая птица всё куковала, да так жалобно: — Ку-ку! Ку-ку! Прилетела бурая тонкая птица, села на ветку пожилой Берёзы и пронзительно захихикала: — Хи-хи-хи-хи-хи! Тут Зоечка ещё пуще залилась слезами: — Зачем эта гадкая птица смеётся над бедной Кукушечкой! Тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала: — А вот мы её сейчас!.. Подняла сучок, замахала им на бурую тонкую птицу: — Кыш! Кыш! — И прогнала её. Тогда пожилая Берёза зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки:

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-i-skaz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010