Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Николай (Касаткин), архиеп. Японский. Фотография. Ок. 1911 г. (Касаткин Иван Дмитриевич; 1.08.1836, с. Берёза Бельского у. Смоленской губ.- 3.02.1912, Токио), равноап. (пам. 3(16) февр.), архиеп. Японский. Родители - диакон церкви с. Берёза Дмитрий Иванович Касаткин и его супруга Ксения Алексеевна (урожд. Савинская). Крещен с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи. В семье Касаткиных было четверо детей - Гавриил (умер во младенчестве), Ольга, Иван и Василий. В 1841 г., когда Ивану было 5 лет, умерла Ксения Алексеевна. И. Д. Касаткин окончил Бельское ДУ, затем в 1857 г.- Смоленскую ДС первым студентом, в том же году отправлен за казенный счет в СПбДА (ректор с 1857 по 1859 - архим. св. Феофан Затворник (Говоров) ). Он с юности мечтал проповедовать язычникам. Еще во время учебы в семинарии рассказ проф. И. Ф. Соловьёва о Китае пробудил в нем желание поехать туда с проповедью Евангелия. В 1859 г., на последнем курсе СПбДА, Касаткин увидел объявление о приглашении священника для правосл. ц. в честь Воскресения Христова, возведенной на средства российского консульства в г. Хакодате стараниями консула И. А. Гошкевича, и решил ехать в Японию, приняв монашество, потому что «иначе нельзя для пользы дела» ( Андроник (Никольский). 1900. С. 430-432). Ректор академии архим. Нектарий (Надеждин) дал понять, что в случае принятия монашества Касаткину обеспечено хорошее место и в С.-Петербурге, но тот ответил, что желает быть монахом только для миссии (Там же). Решением членов Синода был выбрал Касаткин. По свидетельству прот. Н. В. Благоразумова , к-рый тоже был в числе пожелавших отправиться в Японию, «...студентов охотников (т. е. посвятить себя миссионерству) записалось тогда человек 10-12, и все при условии женитьбы, а Касаткин - один монахом и перебил всех» ( Кедров. 1912. С. 380). По ходатайству митр. С.-Петербургского Григория (Постникова) ему была присвоена степень кандидата богословия без предоставления квалификационного сочинения, однако по мн. предметам он не получил аттестации, т. к. должен был пропустить целый учебный год. 24 июня 1860 г. И. Д. Касаткин был пострижен в монашество с именем Николай в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского, 29 июня рукоположен во диакона, а 30 июня - во иерея.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Тысячи мелодий 16.07.2015 745 Время на чтение 14 минут Отец Анатолий Першин: «Важно не только, в какой день по святцам младенец крестился, но и в каком храме, в честь кого он освящён» Минор и мажор Два года назад ехали мы на машине в Приозёрский район Ленобласти на праздник, устроенный одним из приходов, и спутницы наши, замечательные самодеятельные певицы, теребили отца Анатолия, чтобы спел он свою новую песню, мол, дорога длинная. Батюшка отнекивался: он же за рулём, какие тут песни. Но на остановке перед светофором продекламировал из последнего: Ну вот и лето на исходе, Грустит берёза у окна. И в сердце тысячи мелодий, А жизнь - одна. И тогда подумал я: «У каждого из нас жизнь одна. А вот сколько мелодий мы носим в себе? И зачем они нам даются?» В 1980-е годы Анатолий Першин был известным музыкантом, его рок-группа выступала в финале популярного в СССР «Музыкального ринга», приглашали даже в США на гастроли. Но в одночасье всё переменилось. Гитара музыканта отправилась за океан без хозяина и была выставлена в нью-йоркском музее рок-н-ролла, а сам Анатолий уехал на Север, в Антониево-Сийский монастырь. Затем получил благословение «с нуля» создавать монастырское подворье в Петербурге. Много лет длилась тяжба с чиновниками за участок земли, сколько душевных сил было вложено - и подворье с храмом были построены, вокруг него выросла община. Но тут жизнь взяла новый «аккорд» - сменилась епархиальная власть, и вместо отца Анатолия настоятелем назначили другого священника. Два года назад я встречался с батюшкой уже после этих событий («На всё воля Божья», 695, ноябрь 2013 г.), и Бог знает, что он пережил. Служить ему благословили в другом месте. Лично я, узнав, какое место служения выбрал батюшка, воспринял это в минорных тонах. Ведь опять ему нужно начинать «с нуля». И где? Даже не на куличках, а вообще за петербургским КАДом (кольцевой автодорогой). И название-то района какое - Осиновая Роща. Фактически это бывший военный городок, опустевший после ликвидации воинской части.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97750.html 06 ноября 2012 Михаил Дмитрук Заключительный репортаж с фестиваля " Вера и Слово " Источник:  http://www.rusbereza.ru/novosti/1030 Сайт БФ " Русская береза " Великой помощью для верующих журналистов стал V Международный фестиваль православных средств массовой информации " Вера и слово " , проходивший в Подмосковье с 29 по 31 октября 2012 года. Участники форума вместе смогли найти достойные ответы на главный вызов нашего времени: что делать, когда враги России развернули мощную пропагандистскую кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви – последней скрепы, которая удерживает наше общество от распада. Хочется верить, что рассказы об этом фестивале помогут занять правильную позицию и нашим читателям, слушателям, зрителям. " Просите и дано будет вам " Для меня этот фестиваль с самого начала стал настоящим чудом. По правилам я не имел права даже аккредитоваться на него, потому что в суете не успел подать заявку вовремя, опоздал на несколько недель. Но организаторы форума нарушили правила и в последний момент внесли меня в список участников. Добрый знак. Накануне фестиваля, 28 октября, должна была состояться неформальная встреча его участников с председателем Синодального информационного отдела Владимиром Романовичем Легойдой. И казалось, что я не смогу попасть на неё вовремя . Автобус для участников форума должен был отправиться от метро Митино в 21 час, но по опыту предыдущих форумов я знал, что он выезжает минут на 20 позже, пока не соберутся все. И ехать надо минут 40 – по Пятницкому шоссе, а потом по просёлочным дорогам до пансионата Foresta Tropicana, где проходил фестиваль. А встреча должна была начаться в 21.15, да ещё я должен был предварительно зарегистрироваться как участник форума от газеты " Русская берёза " . В общем, по моим представлениям, я мог успеть на этом автобусе только к концу встречи с Владимиром Легойдой, намеченному на 22.30. Поэтому не стал дожидаться, когда отравится автобус с табличкой " Вера и слово " – за час до его отъезда ринулся к подмосковному пансионату на перекладных.

http://religare.ru/2_97750_1_21.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) 1947 7 января. Понедельник С тихою важностью идёт снег. Небо как бы склонилось над землёю и убирает, и уготовляет её в белые одежды. Из старинного коротенького оконца точно рождественская картинка глядится: белая, белая пелена дорог, белые шапки на столбах ограды. Серебряно-тусклое небо, на нём как бы карандашом нанесён изящный рисунок ветвей и сучьев, протянувшихся над оградою, тоже накрытою белыми шапками и воротниками… Серокаменный дом поотдаль. И серебряное небо ткёт и ткёт тончайшую шёлковую кисею, преиспещрённую узором белых пчёл. Невидимые руки неустанно ткут завесу в белых пчёлах, и тихо опустится она на город… Знаю любителей пейзажной живописи. В центре вонючего города, в утробе кирпичнаго небоскреба, в кабинете развешаны произведения пейзажистов. В папках рисунки, офорты… При мёртвом свете электричества хозяин смакует тонкость передачи зимних или весенних настроений… Я люблю быть сам участником пейзажа. Вот стою и соглядаю «зимний вечер». Я сам стою в белых, как лебяжий пух, снегах. Снежные пчёлы, что как нарядная сеть, неслышно опускаются на сугробы, эти пчёлы садятся и мне на лицо, на плечи. Дохнул ветерок Может, он с Севера, с дальних полей… Всё живо, этот пейзаж растворён и неразлучен с музыкой, он услаждает и слух звонко-хрустально кричат галки, каркают вороны, усаживаясь на ночлег. Свистят крылья, шелестят ветки. Галочьими голосами зовут друг друга пробегающие ребятишки: — Харитошка, Харитошка! Зренье, слух, осязанье, обонянье… 9 января …В стужах, в знобких ветрах Севера, берёза, шиповник ли растут, простираяся по земле, укрывался мохом… но где, когда пригреет солнышко, берёзка серьги свои наденет, листочки распустит; а шиповник благоухает цветами. Таково и религиозное сознанье русского человека. Помню, старовер Трофим укорял Фёдора, молодого человека: «Спасаться ты побежал в “пустыню”, а у родителей за недоимки корову со двора повели!». …Все, все, и в первую очередь интеллигенция, особенно к старости, люди одинокие, скудные, больше всего боятся беспокойства. Они предпочтут одинокую камеру, но только не то, чтобы в их комнате смеялись и плакали дети. Знаю дом: в комнатах по многу лет живут учёные дамы, пенсионерки. Комнаты-одиночки. Век не топлено, не готовлено. Выйдут — дверь на замок, и войдут — дверь на ключ… 5 марта. Вторник

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу СУЩНОСТЬ ИПОСТАСЬ Божьих творений Сущность — единое образующее начало, заключенное во всех представителях того или иного низшего вида в равной и неизменной степени, содержащее в себе видообразующие законы и признаки. Ипостась — конкретный предмет или конкретное лицо, рассматриваемое как представитель того или иного низшего вида, в котором конкретным, действительным образом осуществляется сущность (природа, естество). Примеры: Во всех людях заключена одна и та же человеческая сущность — и заключена в равной и неизменной степени (младенец, по сущности, — не в меньшей степени человек, чем взрослый, а взрослый — не в большей степени, чем младенец; представитель одной какой-либо расы, одной национальности, одного пола, по сущности, — не в меньшей и не в большей степени человек, чем представитель других). Примеры: Каждый человек является ипостасью (лицом, личностью), в которой заключается человеческая сущность. Ипостаси гранита (как вида, горной породы): гранитный булыжник, гранитная скала, гранитная крупинка. Ипостась березы (как вида): конкретная берёза. Ипостась воды: водяная капля. Божественные Ипостаси не представляют Собой какой-либо вид. Вид — это то, что наряду с прочими видами, имеющими общие родовые характеристики, входит в состав рода. Бог же безмерно превосходит любые творения, Он не сравнимо выше каких бы то ни было видов и родов тварных существ. Бог абсолютен в Своём бытии, в Своих совершенствах. P.S.: 1) Низший вид — вид, не имеющий деления на более частные виды. Пример: человек, собака, конь. 2) В некоторых случаях термин (низший) «вид» может использоваться в качестве аналога термина «сущность». 3) Род — это то, что объединяет виды, имеющие общие родовые характеристики. Синонимы термина «сущность Синонимы термина «ипостась» Природа, естество. Индивидуум; лицо, личность (по сложившемуся словоупотреблению, термины «лицо», «личность», как равнозначные термину «ипостась», употребляются в отношении разумно-свободных ипостасей).

http://azbyka.ru/shemy/sushhnost-i-ipost...

Юрий Жуков: «Не надо фантазировать» Доктор исторических наук, участник многих телепроектов размышляет о том, как преподносится история на нашем телевидении – Знаковым событием стала недавняя премьера на НТВ фильма «Брест. Крепостные герои». Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. – Диктор НТВ Пивоваров продолжает резвиться на полях сражений Великой Отечественной. Он решил ловко опорочить наших солдат и для этого собрал всё, придуманное клеветниками России до него. Разумеется, не обошёлся без так называемого парада союзников в Бресте. Каких «союзников»? Никогда нацистская Германия и Советский Союз союзниками не были. После окончания польской кампании части генерала Гудериана вынуждены были оставить Брест. Это было сделано торжественно, с соблюдением армейского ритуала – теперь это выдаётся за некую «дружбу». Пивоваров говорит, что мы захватили часть Польши. Ему следовало бы знать, что в декабре 1919 года Верховный совет Антанты установил восточную этнографическую границу Польши, «линию Керзона», куда в сентябре 1939-го и вышла Красная армия, освободила от польских захватчиков Западную Белоруссию и Западную Украину. Пивоварову достаточно было заглянуть в воспоминания британского премьера Ллойд–Джорджа, где он пишет об империализме Пилсудского, его стремлении захватить чужие территории… Пивоваров часто в своём фильме использовал понятие «западники», которого в Белоруссии в отличие от Украины никогда не было. Были поляки – жандармы, унтер-офицеры, которые сражались с Красной армией ещё в 1919-м и 1920-м годах и которых как колонизаторов поселили в западных областях Белоруссии. Именно они стреляли нашим в спину. Именно этих людей, которые в начале 20-х запятнали себя кровью пленных красноармейцев, которые зверствовали в Берёза-Картузском концлагере, где содержались польские коммунисты, отправляли в Сибирь. Ещё Пивоваров напомнил выдумку Резуна-Суворова о том, что Сталин якобы готовился напасть на нацистскую Германию. Пивоваров считает этот вопрос открытым. Для кого, для таких же невежд, как он?.. О преднамеренных искажениях Пивоваровым нашего прошлого можно говорить бесконечно. Добавлю только, что человек, который выступает в фильме научным консультантом, к науке истории не имеет никакого отношения.

http://pravoslavie.ru/41933.html

«Антошка», «Кузнечик» и другие хиты знаменитого композитора Сегодня стало известно о кончине Владимира Шаинского. Знаменитый композитор умер на 93-м году жизни. «Правмир» вспоминает его «детские» и «взрослые» хиты. Нескольким поколениям не надо объяснять, кто такой Владимир Шаинский. Многие дети выросли на его музыке в мультфильмах и кино. «Антошка» (слова Ю. Энтина)   «Вместе весело шагать» (слова М. Матусовского)   «Песенка мамонтёнка» (Д. Непомнящая) http://www.youtube.com/watch?v=LQsBJbMt17I   «Кузнечик» (слова Н. Носова) «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича)   Владимир Шаинский не был исключительно «детским» композитором, в его творчестве была и лиричная, серьезная музыка. «Ну почему ко мне ты равнодушна» (слова М. Матусовского) http://www.youtube.com/watch?v=5xWlzJNrrMk   «А он мне нравится» (слова А. Жигарев) http://www.youtube.com/watch?v=x9MIj-hL-P8 «Идёт солдат по городу» (слова М. Танича) http://www.youtube.com/watch?v=RJ05ez-SyoY «Берёза белая» (слова Л. Овсянникова) «Ах, Наташа!» (слова Л. Ошанина) http://www.youtube.com/watch?v=-OLy7dk7wpc «Любви негромкие слова» (слова Б. Дубровина) http://www.youtube.com/watch?v=UPjxEDr6vk4 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 февраля, 2016 3 января, 2015 26 ноября, 2016 10 марта, 2020 12 июня, 2017 30 апреля, 2017 11 ноября, 2016 6 сентября, 2014 16 августа, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/samyie-populyarnyie-pe...

Берёза. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Деревня Берёза документально известна с 1559 года как имение и село в Кобринском повете Великого Княжества Литовского. Одна часть имения принадлежала пану Костюшко, вторая – панам Сеньке, Дементию и Корниле Кулневичу. 2 июня 1863 года в селе по несчастной случайности сгорела деревянная православная церковь. Через 12 дней, 14 июня 1863 года, гродненский губернатор получил из Петербургского Министерства внутренних дел телеграмму: “Высочайше повелено восстановить сгоревшую в селе Березе Кобринского уезда Православную Церковь на суммы Правительства и объявить о сем Прихожанам”. Предполагают, что автором проекта являлся губернский инженер Демьянов В., взявший за основу чертеж 37 из серии проектов, разработанных Синодом Русской Православной Церкви. По просьбе брестского епископа Игнатия наблюдение за финансированием и строительством осуществлял епархиальный архитектор Т. Савич. Строительство церкви, кроме иконостаса, было поручено опытному мастеру из Черниговской губернии В. Гарбузову. Император Александр II пожертвовал на строительство храма 3000 рублей, а известный в народе “вешатель” Михаил Муравьев – 500 рублей из контрибуционных сумм. Через год храм был построен. В 1888 году храм насчитывал 1999 верующих. По материалам: “Кобрин: историко-экономический очерк. – Мн.: Полымя, 1987. Во время церковных гонений 1960-х годов верующие люди перевезли в Березовский храм из Козищенской церкви, приспособленной под зернохранилище, иконы и иную церковную утварь. Старожилы рассказывают, что Крестовоздвиженскую церковь одно время хотели уничтожить, но тогдашнему отцу Валинскому Евгению удалось отстоять свой храм. http://www.radzima.org/ru/object_comm/686.html Этот красивый деревянный храм с высокой шатровой звонницей и шестиколонным портиком построен в деревне Берёза, что под Кобрином на пожертвования самого государя Александра II, который выделил на постройку православного храма в небольшой деревушке 3000 рублей, а также на деньги губернатора Северо-Западного края Михаила Николаевича Муравьёва ( " вешателя " ), перечисливший из средств, доставшихся от контрибуции после подавления польского освободительного восстания 1863 г., в размере 500 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=27557

Берёза. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты В число исторических достопримечательностей входит и православная церковь св. Петра и Павла, построенная в 1864 году и существенно перестроенная в 2003 году. Интерьер храма украшают иконы XVIII—XIX веков. Среди них и «Богоматерь с младенцем Иисусом и Иоанном», ранее находившаяся в Здитовском дворце. В церкви также хранится раритетное иллюстрированное Евангелие XVIII века. Источник: сайт " Туризм и отдых в Брестской области " Настоящим украшением, центром духовного возрождения, памятником архитектуры в г. Береза является Свято-Петро-Павловская церковь. Свято-Петро-Павловский храм в г. Берёза был построен в 1775 году. Это была однокупольная кладбищенская церковь. Впоследствии, была построена отдельно стоящая церковная колокольня. По мере увеличения числа жителей города появилась необходимость увеличить вместимость храма. Поскольку маленькая кладбищенская церковь не могла вместить всех прихожан, было принято решение расширить площадь церковного здания за счёт соединения церкви и колокольни стенами в одно помещение, что и было сделано в 1910 году. В таком виде, теперь уже двухкупольная, Свято-Петро-Павловская церковь просуществовала до 1995 года. К этому времени, в связи с запретом советского правительства проводить капитальные ремонты в зданиях религиозного назначения, храм оказался в аварийном состоянии. В начале 1996 года была начата реконструкция церкви. Сегодня над городом возвышается величественный храм с 13 куполами вместо двух, увенчанными золочеными крестами. Они символизируют Иисуса Христа и 12 апостолов. Звон колоколов с 37-метровой колокольни вместо 21 метра, зовет православных верующих к молитве. Сейчас площадь церкви увеличилась на 150 метров квадратных (достроены два притвора - левый и правый), высота на 16 метров, улучшились акустические данные храма. Существенно преобразился и интерьер, он поражает своей ослепительной красотой, богатые паникадила, а их семь, освещают храм во время службы. Краски нового иконостаса, теперь уже четырехъярусного вместо одноярусного. Над центральным входом возвышаются хоры.

http://sobory.ru/article/?object=13535

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛЖИН Александр Николаевич (8.05.1860, с. Берёза Дмитриевского у. Курской губ.- 2.01.1933, Ницца), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916). Из дворян. Окончил гимназический и университетский курсы в Лицее цесаревича Николая в Москве, учился на юридическом фак-те Московского ун-та. 24 нояб. 1889 г. определен на службу в МВД, избран предводителем дворянства Ольгопольского у. Подольской губ., с 15 дек. 1897 г. предводитель дворянства Подольской губ. С 20 февр. 1904 г. исполняющий должность седлецкого губернатора, утвержден в этой должности 6 дек. 1907 г. Со 2 сент. 1913 г. первый губернатор новоучрежденной Холмской губ. С 7 июля 1914 г. директор Департамента общих дел МВД. Имел чин действительного статского советника (с 1910), придворное звание камер-юнкера (с 1896), камергера (с 1902), гофмейстера (с 1914). 30 сент. 1915 г. был назначен исполняющим должность обер-прокурора Святейшего Синода, 1 янв. 1916 г. утвержден в должности. При В. была введена новая форма доклада обер-прокурора императору - при первоприсутствующем члене Синода. Были сделаны распоряжения о передаче части дел от епархиальных архиереев викарным, о неукоснительном посещении архиереями всех приходов своих епархий. Обер-прокурор поддержал идею Синода об учреждении в России 7 митрополий, но она не была реализована. В. пытался учитывать позицию Синода и одновременно «чутко прислушиваться к голосу законодательных учреждений», что было почти невозможно из-за глубокого конфликта между Синодом и Государственной думой . Деятельность В. проходила также под сильным давлением со стороны Г. Е. Распутина и его сторонников. В 1915 г. состоялись перевод Петроградского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) в Киев и назначение (под влиянием Распутина и вопреки мнению В.) на Петроградскую кафедру митр. Питирима (Окнова) , к-рый стал решительным противником В. Имп. нмц. Александра Феодоровна в результате этого конфликта стала относиться к В. негативно, говорила, что «он совершенно неподходящий человек для занимаемого им поста» (Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Л., 1926. Т. 4. С. 207). В дальнейшем обострение противоречий привело к отставке В., к-рый 7 авг. 1916 г. был уволен и назначен членом Гос. совета. 1 янв. 1917 г. назначен к присутствию в Гос. совете на 1917 г., входил в группу правых.

http://pravenc.ru/text/155152.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010