Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРФЕНИЙ (Краснопевцев Петр Иоаннович; 24.08.1792, с. Симоново Алексинского у. Тульской губ.- 25.03.1855, Киево-Печерская лавра), прп. Киевский, Алексинский (пам. 17 марта и 15 июля - в Соборе Киевских святых). Род. в благочестивой семье причетника ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Симонове Иоанна Федоровича Краснопевцева и его супруги Анны. Старший брат П., Василий, был пострижен в монашество с именем Венедикт в белёвской Введенской Жабынской пуст. (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), с 1821 г.- ее игумен и настоятель. 5 февр. 1805 г., по окончании Тульского ДУ, П. И. Краснопевцев переведен в Тульскую ДС учеником высшего грамматического класса 1-го отд-ния. Он с юности имел склонность к монашеской жизни, летом 1814 г. отправился пешком на богомолье в Киево-Печерскую лавру, где его приютил иером. Антоний (Смирницкий ; впосл. архиепископ Воронежский и Задонский). Краснопевцев получил благословение остаться на послушание в лавре у схим. Михаила († 22 апр. 1815), известного прозорливостью, и пробыл в лавре с авг. 1814 по 22 марта 1815 г. За это время иером. Антоний был назначен начальником Ближних пещер (20 сент. 1814), а затем наместником лавры (2 янв. 1815). Невзирая на желание остаться в лавре, Краснопевцев был вынужден вернуться и продолжить обучение в семинарии, но после многочисленных попыток его просьба об увольнении была удовлетворена, т. о. он не окончил полный курс образования. Прп. Парфений (Краснопевцев). Литография. Сер. XIX в. Мастерская Ж. Р. Ламерсье (ЦАК МДА) Прп. Парфений (Краснопевцев). Литография. Сер. XIX в. Мастерская Ж. Р. Ламерсье (ЦАК МДА) П. И. Краснопевцев стремился вернуться в Киево-Печерскую лавру, но родители, желавшие видеть его рядом, уговорили его поступить причетником к ц. Рождества Пресв. Богородицы и жениться на дочери священника. Не дождавшись дня венчания, Краснопевцев ушел в Киев, но вернулся после двухмесячного странствия, т. к. не получил увольнения из епархиального ведомства. Родители подыскали ему др. невесту, дочь священника из Калужской епархии. Отец невесты вскоре умер, и Краснопевцев отправился к еп. Калужскому и Боровскому Антонию (Соколову; впосл. архиепископ Подольский и Брацлавский) с прошением предоставить ему место покойного, но получил отказ. Перед тем как вступить в брак Краснопевцев побывал в Туле и снова обратился с просьбой об увольнении к недавно вступившему на Тульскую и Белёвскую кафедру еп. Аврааму (Шумилину), к-рый поддержал его и на следующий день выдал билет с полным увольнением из епархии ( Хрулёва. 2008. С. 36). Родители Краснопевцева увидели в этом событии проявление Божией воли и благословили сына стать монахом.

http://pravenc.ru/text/2579067.html

29 июня 1855 г., за несколько дней до кончины подвижницы, Протопопова просила еп. Тульского Димитрия (Муретова) «дозволить в случае смерти старицы похоронить» ее в сельской церкви. «Образ жизни и столетний христианский подвиг вывел ее из ряда обыкновенных мирских людей, и похоронить тело ее на общем кладбище я не смею оставить на своей совести, почитая дело это не богоугодным». Блаженную похоронили 7 июля 1855 г. при многочисленном стечении почитателей под трапезной деревянного Казанского храма, у сев. стены, в монашеском облачении (обстоятельства пострига Е. К. неизвестны). Погребение совершали 6 священников. Над могилой по инициативе свящ. Павла была поставлена деревянная гробница с чугунной плитой, на которой по благословению Московского свт. Филарета (Дроздова) начертано: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». В 1914 г. над гробницей сооружена деревянная с позолотой сень, здесь же хранилась икона, по преданию принадлежавшая блаженной. С авг. 1884 г. перед литургией в Казанском храме служились панихиды по Е. К., совершались исцеления. По указу Тульской духовной консистории от 7 нояб. 1909 г. при церкви была заведена особая книга, где записывались случаи исцелений по молитвам к Е. К. В 1885 г. над ископанным Е. К. источником была поставлена деревянная часовня-навес на столбах, в 1909 г.- деревянная, крытая железом часовня и при ней деревянная купальня. Ежегодно в день Сошествия Св. Духа совершался крестный ход к «матушкину колодцу». В 1931 г. Казанский храм сгорел, погребение и колодец пребывали в запустении. Е. К. почитала сестра М. И. Цветаевой , Анастасия Ивановна. Находясь в сибир. ссылке, А. И. Цветаева переписала жизнеописание подвижницы, нарисовала ее портрет и вспоминала как чудо исцеление от ангины по молитвам к Е. К. По окончании ссылки в 1959 г. Цветаева отыскала чудотворный источник и могилу Е. К. в Тульской обл. и впосл. многократно приезжала туда. В 1988 г. по инициативе архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи) Е. К. была канонизирована в лике святых Тульской земли. Составлены служба, акафист, тропарь, кондак. В 1993-1996 гг. на месте сгоревшей в 1931 г. деревянной Казанской ц. был возведен одноименный каменный храм, в котором с левой стороны над захоронением Е. К. поставлена мраморная рака, на ней - икона Е. К. От мощей и на источнике, ископанном подвижницей, совершаются многочисленные исцеления. Иконы Е. К. имеются в кафедральном Всехсвятском соборе Тулы (портретный живописный образ в монашеском облачении), других храмах епархии. Подвижница изображена также на иконах Собора Тульских святых.

http://pravenc.ru/text/187892.html

Диван, стулья, стол и этажерка с книгами духовного содержания... Рядом с приемной маленькая келейка келейника отца Михаила. Против приемной – дверь в келию самого старца Амвросия, которая всегда была на крючке и отпиралась только во время служений келейных бдений и еще в некоторых исключительных случаях. Келия старца была с переднею, в которой висела его простая, иногда даже заплатанная одежда... Самая келия старца вся увешана была святыми иконами и портретами духовных лиц, большею частию принесенными в дар... У восточной стены стоял письмоводительский небольшой столик... В святом углу аналой в виде шкафчика... Далее вдоль южной стены другой стол, на котором стояли некоторые иконы, подсвечники с восковыми свечами и лежало несколько духовных книг. Вдоль западной стены стояла койка, на которой старец Амвросий давал покой своему многострадальному телу. Сзади койки печка, в зимнее время вся заваленная чулками и увешанная фланелевыми рубашками. К северной стороне приставлен был шкап, весь наполненный отеческими и другими духовно-нравственными книгами. Между шкапом и печкой дверь. Затем табуретки три-четыре и два старинных кресла для почетных посетителей» 284 . В Летописи скита за 1877 год – без означения месяца и числа – записано: «Старец батюшка отец Амвросий благословил для памяти записать, что в его келии находятся следующие святыни: 1) Крест сребропозлащенный, 1 вершок в длину, вершка в ширину, на золотой цепочке с подписью на поперечнике с одной стороны: “Вар. А.”, а с другой: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. С частицей древа Животворящего Креста Господня. Крест сей получен от севской помещицы тайной советницы Варвары Павловны Афанасенко; 2) Крест сребропозлащенный... с выпуклым Распятием, с частицами мощей: святителя Амвросия Медиоланского ; Алексия, Человека Божия; преподобного Марка и преподобной Таисии. Получен 31 августа 1870 года чрез белёвскую монахиню мать Рахиль (в схиме Гавриилу) Розову от петербургской купчихи Натальи Назарьевны Васильевой и супруга ее Герасима Васильевича Васильева (эти частицы святых мощей получены Васильевыми из Кирсановского девичьего монастыря, коему они много благодетельствовали); 3) Крест сребропозлащенный, вершка в длину, вершка в ширину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 июля 1901 г. имп. Николай II утвердил доклад Синода об увольнении М. на покой по собственному желанию и по «преклонности лет». Согласно летописи оптинского скита, «вся братия единодушно» сожалела об увольнении М., «некоторые из близко стоявших к нему духовных лиц» утверждали, что епископ был «деятелем высокой духовной молитвы» (Там же. С. 283). 16 июля Калужская городская дума постановила в память о М. учредить по одной стипендии его имени при местных муж. гимназии и реальном училище для беднейших учеников. 19 июля в Крестной архиерейской церкви калужское духовенство подарило М. на память икону Христа Спасителя. Епископ любил Калужскую землю, посвятил ей и ее пастырям несколько циклов стихотворений (Калужские ЕВ. 1896. Отд. неофиц. 2. С. 50-52; Песнь в честь Калужских архипастырей, отошедших в вечность//Там же. 1899. 21. С. 573-579). В 1901 г. М. посетил Киево-Печерскую лавру , 12 янв. 1902 г. вместе с Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) участвовал в отпевании и погребении старца прп. Ионы (Мирошниченко) . В нояб. 1902 г. М. поселился в белёвском в честь Преображения Господня монастыре на правах настоятеля. Тульский и Белёвский еп. Питирим (Окнов) направил в Белёв синодальный указ с резолюцией: «Радуюсь за град Белев, в коем будет иметь жительство святитель добрый и молитвенник» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 10. Д. 3005. Л. 1). С 1903 г. М. состоял попечителем Белёвской школы псаломщиков, в воскресные и праздничные дни совершал богослужения и в обители, и в др. белёвских храмах, особенно любил Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь , в к-ром совершил несколько рукоположений. По воспоминаниям законоучителя Белёвского реального уч-ща, М. посещал мн. горожан «на дому, не взирая ни на звание, ни на состояние». Современники писали о простоте и «сердечной мягкости» в общении архиерея с духовенством и паствой. Он обладал «тем драгоценным качеством характера, которое свойственно далеко не многим, а именно - верой в человека, в лучшие стороны его души, в возможность исправления даже закоренелого во зле и огрубевшего сердца». Многочисленные слова, беседы и стихотворения М. отличались «теплотою чувства» ( Введенский. 1906. С. 597).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

На портале Президентской библиотеки представлены многочисленные изобразительные материалы – фотографии, плакаты и открытки о том, как отмечали праздник в разные годы. В подборке «Празднование 1 Мая» , которая входит в коллекцию «1917» , размещены редкие фотографии празднования этого дня в разных районах Петрограда. В центре города: фотографии «Празднование 1 мая. Марсово поле» , «1-го мая (18-го апреля) 1917 г. На Исаакиевской площади. Петроград» , «Мариинская площадь. Народный праздник 1 мая 1917 г.» , «Празднование 1 мая. Троицкий мост» . На заводских окраинах: фотография «1-го мая (18-го апр.) 1917 г. Инструментальная м. П. З. Петроград» . Есть среди фотографий и работы знаменитых Александра и Виктора Буллы (например, «1 мая 1917 г. на Дворцовой площади» и другие). Среди документов советского времени, посвящённых празднику, выделяется сборник «1-е мая у пионеров» , изданный Новосибирским (Новониколаевским) отделом комсомольской организации как руководство для проведения праздника у пионеров. В годы Великой Отечественной войны изобразительные материалы к празднованию 1 Мая дополняются фронтовой тематикой. Например, плакаты Александра Чечнёва «Первомайский подарок: от автоматчицы и автоматчика – смерть немецкому захватчику!» , Виктора Говорова «Да здравствует 1 Мая! Всё для фронта, всё для победы над врагом!» C этими и другими изображениями можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки в разделе «Плакаты» электронной коллекции «Память о Великой Победе» . В коллекции «Отечественная периодика в фонде Президентской библиотеки» размещены газетные статьи военных лет, посвящённые празднованию Первомая. Например, статьи из «Белёвской правды» – органа райкома ВКП(б), райсовета и горсовета (1942), из газеты «За Родину» – органа Витебского РК КП(б)Б и Райсовета депутатов трудящихся (1943). Кроме того, на портале размещена цифровая копия Приказа Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 1 мая 1945 года 20 . Сталин поздравляет народ с 1 Мая и «в честь исторических побед Красной Армии на фронте и великих успехов рабочих, колхозников и интеллигенции в тылу, в ознаменование международного праздника трудящихся» приказывает в столицах союзных республик и в городах-героях Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе произвести салют двадцатью артиллерийскими залпами.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/01/pr...

Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий. Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей. Дата основания : 1-я пол. XVI в. Адрес : Россия, Тульская область, Белевский район, Белёв, улица Преображенская, д. 1 Подробнее... Венев-Никольский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1892 Статус : действ. Адрес : Тульская обл., Веневский р-н, с. Венев-Монастырь Телефон : (245) 7-52-45 " С благословения и утверждения Св. Синода, в конце 1892 г. открыта при сельце Борщевом, Тульской губернии, Крестовоздвиженская женская община в память чудесного спасения Августейшей Семьи от угрожавшей опасности 17 октября 1888 года. Вместо крайне тесной и неудобной для молящихся церкви, начальницею, в видах благоустроения общины и удовлетворения самых насущных потребностей молящихся, испрошено у епархиального начальства разрешение на построение нового храма. " Подробнее... Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : ок. 1477 Статус : сохр. Адрес : Тульская обл., Суворовский р-н, с. Доброе Монастырь основан ок. 1477 князем Одоевским. Возобновлён в камне после Смуты усердием окольничего М. А. Ртищева. После 1764 постепенно пришел в упадок. Сооружения значительно повреждены ураганом и пожаром в 1810-х. Новая колокольня выстроена ок. 1830. В нач. ХХ в. действовала только Вознесенская церковь. Закрыт в 1918. Не возобновлён. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. Началась расчистка территории. Подробнее... Казанский женский монастырь (Колюпаново) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тульская_облас...

Во 2-й пол. XIX в. поповцы в Орле продолжали отправлять богослужения в домах: действовали моленная Калашникова возле р. Оки, затем - в доме торговца горшками И. Ф. Коренева на набережной р. Оки. В 70-х гг. XIX в. Коренев завещал поповцам моленную и земельный участок, вскоре после этого беглопоповцы под влиянием уставщика С. Морозова перешли в юрисдикцию Белокриницкой иерархии. В нояб. 1886 г. старообрядческая моленная в бывш. доме Коренева была закрыта властями и распечатана только в 1898 г. Новопоморцы во 2-й пол. XIX в. имели в Орле 2 моленные: в домах купца И. И. Чикина и мещанина И. М. Звягинцева возле Кромской пл. Моленная филипповцев-ситниковцев находилась на ул. Садовой (Садово-Пушкарной), в доме наставника, крестьянина Белёвского у. Тульской губ. А. В. Леонова. Филипповцы-гуляевцы для богослужений посещали моленную в доме мещанина Н. П. Маленькова на Компанской ул., просуществовавшую до нач. XX в. К кон. XIX - нач. XX в. в Орле действовали 4 старообрядческие общины (примерно по 80 чел.): филипповцев-гуляевцев, филипповцев-ситниковцев, новопоморцев и последователей Белокриницкой иерархии. Всего к кон. XIX - нач. XX в., по офиц. сведениям Орловского Петропавловского правосл. братства, в Орле насчитывалось ок. 240 старообрядцев, проводивших богослужения и моления в 5 молитвенных домах. В Орловской губ. к 1899 г., по епархиальным данным, насчитывалось 7226 старообрядцев различных толков. После революции 1917 г. на старообрядцев начались гонения со стороны властей, что постепенно привело к исчезновению крупных общин; беспоповцы продолжали собираться в домовых моленных. 30 апр. 2013 г. зарегистрирована созданная в 2012 г. община древлеправосл. христиан старопоморского (федосеевского) согласия в с. Ломовец Троснянского р-на. Отдельные представители различных течений и толков проживают в бывш. крупных центрах старообрядчества: деревнях Б. Колчева и Закромский Хутор Кромского р-на и др. Римско-католическая Церковь Первые католики появились в Орле в 40-х гг. XIX в. В 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

С 5 апреля 1920 года — епископ Белёвский, викарий Тульской епархии. В 1922 года, после ареста правящего архиерея Тульской епархии, епископа Иувеналия (Масловского), стал управляющим епархией. Не признал обновленческого Высшего церковного управления и говорил: «единственный законный руководитель Церкви — это Патриарх Тихон. Все же другие появившиеся в настоящее время при поддержке советской власти органы управления считать незаконными и еретическими». В ответ обновленцы отстранили его от управления епархией, а в декабре 1922 объявили о его увольнении на покой. По инициативе епископа Игнатия в Белёве была создана Спасо-Преображенская православная община, в которую входили монашествующие, представители интеллигенции, крестьяне, простые горожане. Задачами общины были «распространение Света Евангельского Учения между христианами, которые в основу всей своей жизни ставят спасение своей души; нравственно-христианское воспитание верующих на основании учения Христа Спасителя и Его Святой Церкви о любви и смирении и сохранение церковного богослужения по уставам, созданным св. отцами и подвижниками веры и благочестия». Несмотря на преследования со стороны властей община просуществовала до 1937, когда она была разгромлена, а многие участники её деятельности — в том числе епископ Никита (Прибытков) — были расстреляны. Аресты, ссылки, лагеря 17 января 1923 года был арестован за «контрреволюционную агитацию» вместе со своим братом иеромонахом Георгием (Садковским). Был осуждён на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Находился в тюрьме города Белёва, затем в Тульской тюрьме, Таганской тюрьме Москвы. 14 сентября 1923 вместе с братом отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1926 году принимал участие в составлении «Соловецкого послания» — обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов. В лагере тяжело заболел — у него открылся туберкулёз. В 1926 году был освобождён и вернулся в Белёв. В конце 1926 года вновь арестован, находился в тюрьме полтора месяца, в 1927 года — два месяца. Совершал тайные монашеские постриги, поощрял создание «подпольных монастырей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

В 1659 г. по повелению царя Алексея Михайловича из казны было выделено 100 р. на новую каменную ц. Рождества Христова. Строительство велось на средства благотворителей, в т.ч. кн. Б.А. Репнина-Оболенского. К концу. XVII в. в построили церковь с пристроенной «полаткой каменной» и с трапезной, каменную колокольню с 6 колоколами, 20 келий. В обители жили 26 сестер вместе с игуменией. Согласно писцовой книге 1685 г., рядом с городскими торговыми рядами стояла сооруженная на средства горожан и священника монастырской Рождественской ц. богадельня, в к-рой жили 9 чел. По описанию 1701 г., было 20 келий, в которых жили 26 насельниц. Сестры «питались трудами своими и Христовым именем», а также получали доход от отданных в аренду сенных покосов, пустоши и огородов. В 1724-1725 гг. Б. м. был приписан к белёвскому Крестовоздвиженскому монастырю, после 1727 г. опять стал самостоятельным. В описании монастыря 1739-1741 гг. помимо Рождественской ц. упоминается каменная ц. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, пристроенная к первой, число сестер уменьшилось до 19 чел. По описи 1763 г., насчитывалось 8 монахинь и 9 послушниц, которые получаемый доход от земли «делят на пропитание… каждая по своим кельям» и зарабатывают рукоделием, т. е. монастырь был особножительным. В 1764 г. монастырь был упразднен, Рождественская ц. стала приходской. В 1817 г. на деньги прихожан к ней были пристроены трапезная и колокольня, в 1834 г. на средства московских купцов братьев Протопоповых храм Рождества Христова был отремонтирован, в 1860 г. при нем купцы Протопоповы выстроили богадельню на 10 чел. В 30-х гг. XX в. храм был взорван, на его месте после 1945 г. была построена средняя школа 2. Постройки монастыря не сохранились. В XIX в. с Б. м. связывали неподтвержденные документами легенды о ссылке в монастырь сестер кнг. Е.П. Урусовой и боярыни Феодосии Морозовой, а также в 1699 г. царевны Марфы Алексеевны (в иночестве Маргариты). Источник: СГГД. С. 189-191; Памятная книжка Калужской губ. на 1861. Калуга, 1861. С. 272; Попроцкий М. Мат-лы для географии и статистики России. СПб., 1864. Т. 9. Ч. 2. С. 16-17; Боровск: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1888; Холмогоров Г. И. Боровская десятина: Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Калужская старина. Калуга, 1904. Т. 4. С. 9-14; он же. Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Там же. 1910. Т. 5. С. 174, 186-188; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М., 1948-1951. 2 ч.

http://sobory.ru/article/?object=34006

Белёвский район (Тульская область), церкви и монастыри, карта. / Белёвский район 2024-03-09  2023-04-21 2023-04-21  2023-11-30 2023-11-30  2024-03-09 2017-05-24 2017-05-24 2022-06-27 2017-05-24 2022-06-27 2017-05-31 2018-05-30 2024-03-09 2023-02-20 2023-01-11 2022-06-27 2023-07-24 2023-02-20 2020-08-25 2020-08-25 2017-05-30 2017-05-19 2023-02-20 2023-01-25 2024-03-09 2023-11-16 2023-12-28 2024-02-07 2023-11-16 2017-05-24 2023-02-20 2020-08-25  2014-07-04 2014-07-04  2016-08-16 2016-08-16  2020-10-30 2020-10-30  2016-12-18 2016-12-18  2023-09-11 2023-09-11  2023-04-27 2023-04-27  2022-07-31 2022-07-31 2019-02-04 2021-08-18 2022-04-09 2022-04-09 2019-02-04  2023-10-20 2023-10-20  2013-09-22 2013-09-22  2020-01-05 2020-01-05  2013-09-22 2013-09-22  2017-05-18 2017-05-18  2017-07-13 2017-07-13  2017-05-11 2017-05-11  2017-07-13 2017-07-13  2023-07-16 2023-07-16  2017-07-13 2017-07-13  2023-07-10 2023-07-10 2022-06-27  2017-12-01 2017-12-01  2017-07-14 2017-07-14  2017-12-03 2017-12-03  2023-02-21 2023-02-21  2017-11-23 2017-11-23  2017-07-16 2017-07-16  2017-07-16 2017-07-16  2023-01-15 2017-05-30 2023-01-15  2017-12-01 2017-12-01  2018-01-24 2018-01-24  2014-10-20 2014-10-20  2023-02-21 2023-02-21  2014-09-18 2014-09-18  2017-07-17 2017-07-17 Показать только действующие Самые популярные объекты    1    Белёв. Спасо-Преображенский монастырь --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/geo/distr/675

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010